Здравствуйте.
Мечтал о катере, и получил предложение поднять МСП затонувший примерно 7 лет назад в пресной воде. Затонул полностью исправным, просто остался без присмотра и получил пробоину о пристань.
Вопрос новичка, что может быть с металлом и движителем в пресной воде за такой период? Как вы считаете, реально его после подъема восстановить своими руками?
Проводил осмотр со «знатоками» с аквалангом, вроде все цело.
Алексей С.
Коломенский водномоторник
Металл мог поржаветь и обрасти водорослями (чем меньше глубина тем быстрее обрастает), то же самое с двигателем + деформации от замерзания/размораживания.
В сказки продавцов про «полностью исправный», то же слабо верится, ибо если за катером следят и бережно относятся, то он (обычно) не тонет.
Восстановить своими руками можно все что угодно, вопрос во времени, упорстве и финансах.
yura
Старожил форума
Мне кажется даже и голову ломать не нужно,на потраченые средства можно будет купить исправный.
как поднять лодку со дна реки, подняли ПРОГРЕСС 2 с 30 кой
Подьем,новый ДВС,электрика, внутренняя отделка,не говоря об очистке-вот только самая заметная часть расходов.»Мелочей» наберется чуть меньше.Итальянцы не дураки,отправили «Конкордию»в утиль,хотя она была «слегка претоплена» Вот такое мое мнение,а решать Вам.
xaikan2012
Старожил форума
Лет 15 назад также продавали утопа МСП, находился на Ладоге то ли во Владимировке, то ли в Моторном. Не тот ли Вам предлагают?
андрей-master
Старожил форума
Привет.
Не верьте. Продавцам.
Мне тоже в парил ( обидно, что с форума.)
Но хороших и честных людей достаточно много.
Почитайте мои объявления. К сожалению с телефона сейчас выхожу.
Все очень затратно, на помощь особо не рассчитывайте со стороны.
Я радовался только когда читал про катер А.Павлова. Когда вся семья, тесть и теща помогали.
Если у Вас так будет, дерзайте.
По мне утопленика, если за бесплатно. И то так не бывает только сыр в мышеловке» так нет.
Последнее редактирование модератором: 15.08.2014
Machete
Коллега
Металл мог поржаветь и обрасти водорослями (чем меньше глубина тем быстрее обрастает), то же самое с двигателем + деформации от замерзания/размораживания.
Лежит в непромерзаемой толще. Только рубка слегка замята торосами при сходе льда.
Machete
Коллега
Все очень затратно, на помощь особо не рассчитывайте со стороны.
Я радовался только когда читал про катер А.Павлова. Когда вся семья, тесть и теща помогали.
Если у Вас так будет, дерзайте.
По мне утопленика, если за бесплатно. И то так не бывает только сыр в мышеловке» так нет.
Со стороны помощи нет. Денег за судно не берут. С меня подъем и восстановление.
Machete
Коллега
Лет 15 назад также продавали утопа МСП, находился на Ладоге то ли во Владимировке, то ли в Моторном. Не тот ли Вам предлагают?
Как поднимали затонувшую лодку «Прогресс-4»
Сложно сказать, но говорят что 7 лет как затонул.
Machete
Коллега
Мне кажется даже и голову ломать не нужно,на потраченые средства можно будет купить исправный.
Подьем,новый ДВС,электрика, внутренняя отделка,не говоря об очистке-вот только самая заметная часть расходов.»Мелочей» наберется чуть меньше.Итальянцы не дураки,отправили «Конкордию»в утиль,хотя она была «слегка претоплена» Вот такое мое мнение,а решать Вам.
Итальянцы получили страховку! Зачем им восстанавливать?
xaikan2012
Старожил форума
Сложно сказать, но говорят что 7 лет как затонул.
7 лет под водой! И полузатоплен! Наплевать и забыть, как страшный сон.
Machete
Коллега
Я так думаю что подниму, а там по ситуации: либо восстановить, либо на метал продать.
Алексей С.
Коломенский водномоторник
Тоже вариант, если возможности позволяют и желание есть.
Константин
Ёбнуленный
Если хочется приключения — поднимайте. Практического же смысла нет — можно найти такое же ржавье, но на суше или даже наплаву.
yura
Старожил форума
Скорее в металлом,если дают.А к вырученым деньгам добавить и купить что то более пригодное к восстановлению.
Paul
Cупер модератор
Я так думаю что подниму, а там по ситуации: либо восстановить, либо на метал продать.
Есть немало примеров судов, пролежавших годы под водой и потом поднятых и успешно поставленных на ход. Но это суда как правило более крупные, с обшивкой 5-8 мм. Известный нам АМБ «Енисей» — один из них. Да и мой бывший Ярик тоже был в своё время полузатоплен, так что даже насквозь сгнила переборка и рубка в районе ватерлинии.
Ничего, подняли, мотор перебрали, дыры в днище бетоном залили (потом на заводе заплатки вварили). Другой Ярик 4 года был полузатоплен — подняли, даже мотор завели без переборки. Есть примеры и меньших судов — помните МРБ с Тольятти «Верещагин» ? Тут были фото его до ремонта и после. У нас в клубе ССП продавался вусмерть ржавый, залитый бетоном — ничего, нашёл и он хозяина, вроде восстановили.
В холодной пресной воде конечно ржавеет меньше, читал что в Ладоге или Онеге поисковики обнаруживают хорошо сохранившиеся затонувшие суда. Под водой лучше сохраняется чем, скажем на земле или в районе переменной ватерлинии.
В общем если отдают задаром, то попробуйте поднять и провести дефектацию. Какие-то части корпуса-надстройки наверняка придётся заменить. И понятно что будет много работы по очистке и снаружи и изнутри. Но на самом деле эти работы приходится выполнять с любым старым катером, так что тут по объёму работ разницы никакой.
При ремонте старых катеров часто бывает что от корпуса остаётся 30% набора и документы. Так что тут нет никакой разницы — был катер затоплен или нет, старый он и есть старый. Люди выкупают старые развалюхи, годами лежащие в огородах или задворках промбаз и ничего, восстанавливают. А тут даром отдают. Но работы и расходов будет много, к этому должны быть готовы.
Если готовы к работам и расходам, то не вижу причин, чтобы не попробовать. Для поднятия морального духа вот репортаж о подъёме и восстановлении Ярика: http://photo.qip.ru/users/leonardy4/2935959/
Paul
Cупер модератор
Если хочется приключения — поднимайте. Практического же смысла нет — можно найти такое же ржавье, но на суше или даже наплаву.
Объём работ по «такому же ржавью» на суше будет практически такой же. Здесь только добавляются расходы по подъёму. А вот какие у Machete возможности по подъёму, где и в каких условиях доступности находится обсуждаемый катер, мы не знаем. Понятно что если бы такой же катер отдавали лежащим где-нибудь на берегу, то это было бы проще.
Скорее в металлом,если дают.А к вырученым деньгам добавить и купить что то более пригодное к восстановлению.
Не всякий свяжется и с ржавьём на берегу/наплаву Ибо итоговые расходы, даже с учётом того, что корпус отдают даром, могут быть равны или превысить готовый ходовой катер на рынке. Деньги то ладно, но вот время. И всё равно люди ремонтируют. Во первых — растянутые во времени расходы всё же для многих предпочтительнее, чем сразу выложить пол-лимона-лимон, во-вторых — надеются сэкономить на том, что будут всё делать сами, да и элемент хобби тоже никто не отменял. Но это большие затраты времени, а время, как известно — деньги
Источник: boatclub.ru
Подъем со дна затонувших судов и предметов
Информация об изображении
Поиск придонным тралом
Довольно часто судоводителям-любителям приходится искать на дне потерянный якорь или подвесной мотор, а иногда и заниматься спасением своих затонувших судов. Эта работа значительно облегчается, если известно точное местонахождение предмета или судна на дне. Поэтому надо помнить первое правило: если нельзя сразу же как-то обозначить это место (например, любым поплавком на якоре), надо постараться заметить какие-то неподвижные береговые ориентиры и расстояние до берега или ближайшего знака судоходной обстановки. Лучше всего, если удалось обнаружить состворенные ориентиры. Например, вы запомнили, что катер затонул на створе буя и одиночного дерева на берегу на таком-то расстоянии от буя.
Об «адресе» места происшествия надо позаботиться, даже если сам оказываешься в воде. Чем больше ориентиров, чем точнее пеленги на них, тем меньше времени придется затратить на поиски и подъем. В более спокойной обстановке по этим приметам и пеленгам полезно район поиска обозначить вехами.
Информация об изображении
Заводка стропа с помощью иглы
Для поиска затонувших предметов применяют различного рода тралы. Простейший из них — это обычный якорь-кошка, буксируемый по грунту на длинном тросе за катером или шлюпкой со скоростью не выше 5—7 км/час. Буксирный конец надо держать в руках, чтобы вовремя почувствовать «зацеп». К концу стоит привязать буек или другой плавучий предмет; если при зацепе не удается сразу остановить судно, можно выбросить буксирный конец за борт, а уже затем, развернувшись, подойти и осторожно выбрать якорь-кошку вместе с предметом.
Если разыскивается затонувшее судно, при зацепе буксирный конец выбирается до почти вертикального положения, после чего участок дна обследуется удлиненным багром для уточнения места и положения судна на дне. При сравнительно большой глубине придется вставать на якорь и нырять с аквалангом.
Информация об изображении
Подъем при помощи козел
Для поиска судна, когда его координаты неизвестны и приходится обследовать большую акваторию, лучше использовать простейший придонный трал. Буксирные концы вырезаются из капронового троса диаметром 12—16 мм; волочащиеся по дну «ползуны» — это цепи калибром 10—12 мм и длиной по 2 м каждый, а тралящая часть длиной 10 м вырубается из стального 10-миллиметрового троса. Придонный трал буксируется двумя моторными или гребными судами по обвехованному квадрату галсами со скоростью 5—7 км/час. При обнаружении затонувшего предмета ставится заранее заготовленная вешка или буек и начинается обследование дна.
Если есть возможность вести поиск с помощью аквалангиста (или водолаза), то примерно в центре района опускается балласт на тросе. Аквалангист, пользуясь ходовым концом, привязанным к этому вертикальному тросу, обходит участок по концентрическим окружностям. Обойдя круг, он увеличивает длину ходового конца на дистанцию видимости и обходит следующий круг уже в обратном направлении (во избежание запутывания конца). После осмотра первого участка дна катер или шлюпку, с которой был спущен балласт, надо передвинуть на новое место для обследования его таким же порядком.
Информация об изображении
Подъем с помощью плота
Есть и другой способ, при котором нужно предварительно разбить обвехованный прямоугольный район поиска на отдельные полосы, обозначив их вехами и направляющими концами, проложенными по дну. Аквалангист, обследующий дно, движется от конца к концу полосы зигзагообразно, пройдя одну полосу, переходит на следующую и идет в противоположную сторону. Ширина обследуемой полосы принимается обычно в пределах 10 м.
Найденное судно необходимо установить в наиболее удобное для подъема (в первую очередь — для заводки стропов) положение. Катера, лежащие на борту, можно поставить килем вниз при помощи рычага — бревна, принайтовленного к корпусу в районе миделя. За конец бревна заводятся тали на стоящее на якоре судно спасателей.
Затонувшую яхту не надо и стараться поставить на ровный киль. Приподняв ее рычагом, заводите стропы и поднимайте яхту с первоначальным креном; по мере натяжения стропов под воздействием веса фальшкиля она примет нужное положение.
Завести стропы под лежащее на грунте судно довольно сложно. Облегчает дело игла, изготовленная из сравнительно толстой (14—15 мм) проволоки длиной 1,5—2 м в зависимости от ширины поднимаемого судна. В петлю иглы заводится строп. Аквалангист проталкивает иглу под днище судна, пока ее конец не покажется на противоположном борту, за него вытаскивает иглу, а вместе с ней и строп.
Информация об изображении
Временная заделка пробоины на деревянном корпусе
Заведенные стропы должны иметь одинаковую длину на оба борта. Стропы нужно обязательно застопорить за утки, кнехты или битенг поднимаемого судна; в противном случае при выбирании талей стропы могут сползти, судно снова упадет на грунт. Под тяжелый катер и яхту подводят обычно два стропа — с носа и с кормы.
Если нет возможности использовать плавучий или судовой подъемный кран (стрелу), а глубина не превышает 10 м, судно можно поднять при помощи козел из трех бревен, нижние концы которых опираются на грунт по обе стороны от судна, а верхние — связаны тросом. На некотором расстоянии от нижних концов бревен к ним надо закрепить башмаки-поперечины, препятствующие дальнейшему погружению бревен в грунт. Ходовой конец талей выбирается вручную или лебедкой (в зависимости от веса поднимаемой лодки) с кормы стоящего на якорях судна.
В северных областях можно поднять судно со дна, дождавшись ледостава. Над обнаруженным и обозначенным еще осенью судном вырубается майна, на льду устанавливаются козлы. Ходовой конец проводится на лебедку, которая удерживается ледовым якорем.
Информация об изображении
Подъем временными стрелами с двух катеров
Иногда вместо козел сооружают эстакаду на вертикальных сваях, вбитых в грунт вдоль бортов лежащего на дне судна. В верхней части эстакады (над водой) кладут поперечные балки, на которые подвешивают тали и устанавливают лебедки. При помощи эстакад поднимают суда водоизмещением до 100 т с глубин до 15 м.
Ясно, что установка козел или эстакады — работа трудоемкая и дорогостоящая, оправданная только при подъеме большого катера; поднятое судно нельзя буксировать без откачки воды из корпуса, а если судно затонуло в результате получения пробоины, то и без ее временной заделки. Владельцы туристских катеров и мотолодок чаще применяют подъем талями с плота, спаренных катеров или простейших понтонов. Судоподъем этими способами возможен практически со всех глубин, доступных аквалангисту для подведения стропов, не требует больших затрат, позволяет буксировать поднятое судно без откачки Роды.
Если подъем совершается с помощью плота, поставленного на якоря точно над затонувшим судном, на плоту собирают козлы и через вырез в настиле опускают подъемные тали. Ясно, что роль плота могут выполнять, например, две лодки, соединенные балками-поперечинами или помостом. Можно обойтись и вообще без плота, ошвартовав бортами два катера и установив на каждом из них простейшие крамболы (стрелы) для подъема.
Понтоны для подъема катера можно изготовить из старых бензиновых бочек. В отверстие для пробки свободно вставляется шланг от прикрепленного к бочке баллона со сжатым воздухом (от акваланга); понятно, может быть использован и бытовой пропан, кислород для газовой резки и т. п. Бочки заполняются водой, затапливаются и надежно крепятся тросами к судну отверстиями вниз. Клапаны баллонов открываются одновременно на понтонах обоих бор тов. Бочка емкостью 240 л создает подъемную силу примерно 200 кг. Двух таких бочек достаточно, чтобы поднять с грунта деревянное судно длиной 7 м. Естественно, роль понтонов могут играть и мягкие емкости или, например, надувные лодки.
Информация об изображении
Подъем с помощью двух понтонов из бочек
Небольшой катер или моторную лодку можно поднять с грунта, постепенно заполняя внутренние помещения или отсеки плавучими предметами (например, плитами пенопласта, надутыми мягкими емкостями, герметизированными сосудами и т. п.). Этот способ наиболее удобен для районов с большой высотой’ прилива и отлива. Во время отлива, когда палуба затонувшего судна находится почти у поверхности, его помещения проще загружать.
Поднятое на поверхность судно можно отбуксировать под любой береговой кран или просто подтащить к берегу на мелкое место, где его острапливают брагой и при помощи автомашины, трактора, а то и просто талями вытаскивают на берег.
В некоторых случаях, при надежно заведенном буксире (за брагу, например) небольшие суда вообще не поднимают на поверхность, а буксируют, волоча по грунту, в сторону мелководья.
Остается подчеркнуть, что, как бы ни было дорого время, начинайте подъем судна с составления плана действий. Не применяйте случайных тросов; прикиньте примерный вес поднимаемого судна, тщательно проверьте все используемые приспособления.
Источник: www.barque.ru
Как в России началась работа по подъему и утилизации затонувших судов
Сегодня во всем мире, по оценкам ООН, под водой находится более трех миллионов кораблей. В правительстве РФ решили очистить водные ресурсы, поднять затонувшие корабли и отправить их на утилизацию. Председатель правительства РФ Михаил Мишустин уже утвердил План мероприятий, направленный на решение экопроблемы.
Курс – на Магадан
Первой начнут очищать акваторию Дальневосточного федерального округа (ДФО), а пилотным регионом выступит Магаданская область. В бухте Нагаева, на берегу которой стоит Магадан, затоплено около двух десятков кораблей. Всего в акваториях Дальнего Востока обнаружено 580 затопленных кораблей, из которых 235 нужно поднять и утилизировать.
— При поддержке председателя правительства мы подошли к решению проблемы, копившейся десятилетиями. Мы даём старт практическому проведению «генеральной уборки», расчистке акваторий страны от затонувших судов, –прокомментировала заместитель председателя правительства Виктория Абрамченко.
В принятом документе четко расписаны мероприятия, сроки, ответственные. Например, уже до 1 марта 2021 года Минтранс, Росморречфлот, администрации морских портов и бассейнов внутренних водных путей вместе с регионами ДФО должны сформировать перечень подлежащего подъёму имущества.
«Дорожная карта» предусматривает, что к масштабной операции «подтянется» и законодательство: в период весенней сессии в Госдуму будет внесён проект федерального закона, прописывающий порядок подъема и утилизации судов.
В той же бухте Нагаева президент Владимир Путин еще в 2014 году поручал очистить кладбище кораблей. И даже были попытки поручение выполнить. Однако опять застопорилось: Минтранс не дал денег, региональным властям это оказалось не по силам, возникли правовые коллизии с собственниками затонувших судов.
Под водой – миллионы судов-«утопленников»
«Кладбища» кораблей разбросаны по всему мировому океану. По информации портала Экология России, самым большим морским кладбищем считается район Больших Антильских островов в Карибском море, где покоятся тысячи судов. Есть Тихоокеанский «могильник» в районе острова Чуук, Коралловое море у берегов Австралии, плавучий остров Сейбл, Бискайский залив и много-много других мест.
Не исключение и российские водные пространства. В Балтийском море, по подсчетам археологов, с 12-го по 20-й век затонуло 26 703 корабля. Более 10 тысяч из них находятся у российских берегов. Тысячи судов покоятся у берегов Крыма. На дне Волги на данный момент лежит почти 500 кораблей.
Свежие данные ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» на январь 2021 года сообщают о выявлении бесхозяйного имущества из 13 затонувших судов.
На дне Авачинской бухте на Камчатке насчитывается больше 80 судов. Большие скопления затопленных судов в Бухте Труда во Владивостоке. В реках Ленского бассейна обнаружено 294 судна. В Обь-Иртышском бассейне — 368 «утопленников», на дне Оби около 300.
Экология и безопасность
Кому они мешают, эти суда-утопленники? Есть среди экспертов по подводному миру и альтернативное мнение: поднимать корабли не нужно, особенно те, что лежат на дне столетиями и образовали своеобразную экосистему.
Но у большинства специалистов мнение однозначное: затонувшие корабли опасны для судоходства, негативно влияют на экологическую ситуацию (особенно это касается утечек топлива и машинного масла), выделяют токсичные вещества – ртуть, свинец и другие. В затонувших военных кораблях остаются снаряды.
— Необходимо полностью пересмотреть механизмы борьбы с появлением «кладбищ» кораблей. Затопление судов – это не утилизация. Подобная практика негативно влияет на экологию, рыболовство, мешает судоходству. Изменения в законодательстве должны установить ответственность собственников за утилизацию своего имущества. Это не должно происходить за счёт налогоплательщиков, – подчеркнула Виктория Абрамченко.
А кто хозяин?
Затянувшийся на десятилетия процесс поднятия затонувших кораблей чиновники разного уровня объясняют несовершенством законодательства, отсутствием финансирования — как у собственников судов, так и у государства. Да и самого собственника отыскать и заставить его отвечать за свое имущество – дело практически безнадежное.
В начале 2020 года вице-премьер Юрий Трутнев поручил разработать законопроект, который должен обязать собственников затонувших судов поднимать их в течение трех месяцев после аварии, пишет журнал «Профиль». При этом вице-премьер признавал, что «экономика там не сойдется» и бизнес не сможет решить проблему без участия государства.
В данный момент утилизация плавательных средств регулируется Федеральным закону ФЗ № 7 от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды». Однако утилизация не является обязательной для владельца – он может продать судно на металлолом или просто затопить. Даже если удается отыскать собственника и пройти долгие судебные процедуры, зачастую платить ему нечем, корабль остается лежать на дне.
Теперь вся надежда на Государственную Думу и новый закон, который должен прописать порядок удаления затонувшего имущества. В Дорожной карте указаны сроки: февраль- июнь 2021 года.
Наверное, тогда же и будут подсчитаны и заложены на эти цели финансовые средства.
По оценкам экспертов, подъем среднего рыболовецкого сейнера обходится примерно в 10 миллионов рублей. Хотя в каждом конкретном случае могут быть свои цифры.
Как поднять
Подъем и утилизация судов – одни из самых сложных и опасных производственных процессов в мире.
Конечно, извлекать корабли со дна будут специально обученные люди. Например, в Нагаевской бухте этим скорее всего займется ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота», у которой заявлена такая услуга. В Дорожной карте правительства обозначено, что в феврале-марте 2021 года правительство региона объявит тендер и определит исполнителя по контракту на подъем четырех судов: «Гусфар-1», «Линг (катер РС-300)», СДС «Серес», «Малли».
В других местах, например, в ФГБУ «Канал имени Москвы» делают это своими силами – здесь поднято из воды более 30 затонувших судов. На одно судно уходит не меньше месяца – с учетом процедур согласований, составления сметы, проекта работ, подготовки техники и персонала. Так, в 2016 году для эвакуации из Братеевской поймы Москвы-реки двух небольших катеров было задействовано семь единиц флота: водолазный бот и водолазная станция, буксир-толкач, баржа, два плавкрана и буксировщик.
За 10 лет (данные приведены на 2017 год) со дна Волжского бассейна было поднято почти 2000 плавсредств. Механизм их подъема и утилизации разработан в рамках программы по очистке Волги, которая рассчитана до 2025 года.
Редкий, почти уникальный случай, когда к подъему затонувшего судна все-таки привлекли его собственника. В прошлом году со дна Телецкого озера был поднят «Ковчег» – одновинтовой буксирный теплоход 1969 года выпуска. Он пролежал на глубине 27 лет и негативно влиял на экосистему алтайской природной жемчужины. На основании этого Майминский районный суд Республики Алтай удовлетворил иск Западно-Сибирской транспортной прокуратуры и обязал собственника поднять буксир. Работу выполняла специализированная компания «ВК ПОДТЕХ» (Подводные технологии).
Два года назад новостные ленты сообщали, что Петербургский Крыловский государственный научный центр приступил к разработке универсального средства подъема различных затонувших объектов. В проекте это было судно катамаранного типа, способное поднимать из-под воды объекты массой до 14 тысяч тонн. Планировалось построить судно уже в нынешнем году, о дальнейшем развитии проекта пока не сообщается.
Утилизация: подходы и стандарты
Несмотря на развитые технологии, разбор судов часто происходит вручную.
Судам, отслужившим свой век, одна дорога — на металлолом. Это позволяет использовать вторично огромные массы металла. По данным организации Shipbreaking Platform, в 2019 году на утилизацию было продано 674 морских судов и платформ.
В мировой практике чаще всего корабли отправляют на утилизацию в Юго-Восточную Азию. Там процветает так называемый «пляжный» метод. Судно доставляют к берегу, где его и разбирают — разрезают на куски, развинчивают вручную десятки и сотни рабочих рук. В самом известном таком месте — Читтагонге (Бангладеш) — утилизируется около 50% мирового объёма кораблей, списанных на металлолом.
В странах ЕС строгие стандарты, по которым судна могут демонтироваться только на специализированных объектах. В России, кстати, тоже действуют подобные правила. Есть Соломбальская судостроительная верфь в Архангельске, в Находке, но чаще всего поднятые корабли утилизируют на месте, в портовых доках.
Ученые Олалекан Адекола (США) и Джахир Ризви (Великобритания) предложили экономичный и экологичный метод демонтажа судов. Авторы разработки рекомендуют разбирать корабли на специальной четырехслойной платформе, изготовленной из бетона, гальки и песка. Все слои платформы имеют разную степень проницаемости, что позволяет на каждом уровне улавливать разные загрязняющие вещества. Кроме того, для изготовления подложки требуются натуральные и недорогие материалы, которые впоследствии можно пустить в переработку.
С кладбища – в музей
Извлеченные из морских и речных глубин корабли могут еще послужить людям не только в качестве металлолома. Есть идеи превращать затонувшие корабли в музеи. Не один год готовится проект такого музея в Кронштадте, но, судя по всему, до его открытия еще далеко — это требует немыслимых затрат, энергии инициаторов и массу разных факторов.
Об этом может свидетельствовать, например, история создания известнейшего в мире Музея корабля «Мэри Роуз» близ Портсмута (Англия). 700-тонный флагманский корабль Генриха VIII погиб в 1545 году. Его останки были подняты в 1982 году, а музей окончательно открылся в 2016-м.
Похожая история и у другой европейской корабельной знаменитости – 64-пушечного корабля «Ваза»( или «Васа»). Судно затонуло в первый же свой выход в море — в 1628 году — и пролежало в балтийских водах 333 года. Его подняли в 1961 году, долгие годы шли реставрационные работы, и Музей «Васа» был открыт в Стокгольме в 1990-м году. Сегодня это тоже один из популярнейших музеев мира.
Источник: recyclemag.ru