«Проект Азориан» – кодовое название секретной операции, которая в дальнейшем стала одним из главных скандалов холодной войны. Именно в те далекие года замаскированный военный корабль США вытянул из океана утонувшую советскую К-129.
На темном дне на севере Тихого океана лежат обломки самой отважной субмарины в мировой истории. Эти обломки свидетельствуют о страшной трагедии, случившейся 11 марта 1968 года с советской атомной подлодкой К-129, в результате которой погибло 98 офицеров. Место трагедии хранилось в секрете от СССР и лишь через 6 лет было оглашено…
Американцы нашли и обследовали затонувшую подводную лодку в течение первых 2-х недель. Обладая современными технологиями, ЦРУ запустило уникальный проект по поднятию с морского дна части лодки К-129 в августе 1974 года.
Поскольку К-129 затонула на очень большой глубине, около 5000 м, специально для проведения операции был сконструирован и построен корабль Гломар Эксплорер, оснащённый уникальным оборудованием для сверхглубоководных работ. Операция тайно проводилась в международных водах и была замаскирована под геологоразведочные работы на морском шельфе.
Пропавшая субмарина. Трагедия К-129
Курс беды
…Под покровом темноты ранним утром 24 февраля 1968 года дизель-электрическая подводная лодка “К-129”, бортовой номер “574”, покинула бухту Крашенинникова и взяла курс в Тихий океан, к Гавайским островам.
Подводная лодка проекта 629-А. Предельная глубина погружения – 300 м. Вооружение – 3 баллистические ракеты Р-21, торпеды с ядерными БЧ. Автономность -70 суток. Экипаж – 90 чел.
8 марта, в поворотной точке маршрута, подводная лодка не подала сигнал о проходе контрольного рубежа. Слабая надежда, что лодка дрейфует в надводном положении, лишенная хода и радиосвязи, иссякла через две недели.
Началась по-настоящему крупная поисковая операция. На протяжении 70 дней три десятка кораблей Тихоокеанского флота обследовали весь маршрут «К-129» на протяжении от Камчатки до Гавайев. На всем пути брались пробы воды на радиоактивность (на борту подлодки было атомное оружие). Увы, лодка канула в неизвестность.
Экипаж погибшей лодки.
Осенью 1968 года родным пропавших без вести моряков из экипажа «К-129» по городам Советского Союза были разосланы скорбные извещения, где в графе “причина смерти” значилось: “признать умершим”. Факт исчезновения субмарины военно-политическое руководство СССР скрыло от всего мира, тихо исключив «К-129» из состава ВМФ.
Единственный, кто помнил про погибшую лодку, было Центральное Разведывательное Управление США.
Аврал
Атомная подводная лодка “Barb” (SSN-596) несла дежурство в Японском море, когда случилось нечто неожиданное. В море вышел большой отряд советских кораблей и подводных лодок. Удивление вызывало то, что сонары кораблей ВМФ СССР, в том числе подлодок, постоянно «работали» в активном режиме.
Тайна гибели К-129
Вскоре стало ясно, что русские ищут вовсе не американскую лодку. Их корабли быстро смещались к востоку, заполняя радиоэфир многочисленными сообщениями. Командир USS “Barb” доложил командованию о случившемся и высказал предположение, что, судя по характеру «мероприятия», русские ищут свою затонувшую лодку.
Место гибели К-129
Специалисты ВМС США принялись прослушивать километры магнитофонных записей, полученных с донных акустических станций системы SOSUS. В какофонии звуков океана им удалось найти фрагмент, где был зафиксирован «хлопок».
Сигнал поступил с донной станции, установленной на возвышении Императорских Гор (участок океанского дна) на расстоянии свыше 300 миль от предполагаемого места катастрофы. Учитывая точность пеленгования SOSUS в 5-10°, положение «К-129» было определено в виде «пятна» размером в 30 миль.
Советская подлодка затонула в 600 милях к северо-западу от о. Мидуэй (Гавайский архипелаг), посреди океанской впадины на глубине 5000 метров.
Решение
Официальный отказ правительства СССР от затонувшей “К-129” привел к тому, что она стала «бесхозным имуществом», таким образом, любая страна, обнаружившая пропавшую подлодку, считалась бы ее владельцем. Поэтому в начале 1969 г. в ЦРУ начались дискуссии о возможности подъема ценного оборудования с советской подлодки со дна Тихого океана.
Американцев интересовало буквально все: конструкция подлодки, механизмы и инструменты, сонары, документы. Особый соблазн вызывала мысль проникнуть в радиосвязь ВМФ СССР, «расколоть» шифры радиообмена.
Если удастся извлечь аппаратуру радиосвязи, можно с помощью ЭВМ вскрыть алгоритмы кодировки информации, понять ключевые законы разработки шифров СССР, т.е. вскрыть всю систему развертывания и управления Военно-Морским Флотом Советского Союза. Не меньший интерес представляло ядерное оружие на борту лодки: особенности конструкции МБР Р-21 и боевых частей торпед.
К июлю 1969 был готов четкий план на несколько лет вперед и работа закипела. Учитывая огромную глубину, на которой затонула “К-129”, успех операции оценивался в 10%
Для начала нужно было установить точное местонахождения «К-129» и оценить ее состояние. Этим занялась атомная подлодка для специальных операций USS “Halibut” (Палтус).
Бывший ракетоносец был основательно модернизирован и насыщен “под завязку” океанологическим оборудованием: боковыми подруливающими устройствами, якорным устройством с носовым и кормовым грибовидным якорем, водолазной камерой, дальним и ближним боковыми сонарами, а также глубоководным буксируемым модулем «Fish», оснащенным фото-, видео-оборудованием и мощными прожекторами.
Когда «Хэлибат» оказалась в расчетной точке, потянулись дни напряженной работы. Каждые шесть дней поднимали глубоководный аппарат, чтобы перезарядить в фотокамерах пленку. Тогда в бешеном темпе работала фотолаборатория (камера делала 24 кадра в секунду).
И вот однажды на стол лег снимок с четко очерченным пером руля подводной лодки. «К-129» легла на дно океана по неофициальным сведениям в точке 38°5′ с.ш. и 178°57′ в. д. (по другим данным – 40°6′ с. ш. и 179°57′ в. д.) на глубине 16 500 футов.
Точные координаты местонахождения “К-129” до сих пор являются государственным секретом США. После обнаружения «К-129», «Хэлибат» сделала еще 22 тысячи снимков советской субмарины.
Первоначально планировалось с помощью телеуправляемых подводных аппаратов вскрыть корпус «К-129» и извлечь нужные американским спецслужбам материалы с борта субмарины без подъема самой лодки. Но в ходе миссии «Хэлибат» было установлено, что корпус «К-129» разломлен на несколько крупных фрагментов, что давало возможность поднять целиком интересные для разведчиков отсеки с пятикилометровой глубины.
Особую ценность представляла носовая часть «К-129» длиной 138 футов (42 метра). ЦРУ и ВМС обратились за финансовой поддержкой в конгресс, конгресс – к президенту Никсону, и проект AZORIAN стал реальностью.
История Гломар Эксплорер
Фантастический проект потребовал специальных технических решений.
В апреле 1971 г. на верфи Shipbuilding Dry Dock Со. (Пенсильвания, Восточное побережье США) было заложено судно MV Hughes Glomar Explorer. Исполин, полным водоизмещением 50.000 тонн, представлял собой однопалубное судно с «центральной прорезью» над которой размещалась гигантская А-образная вышка, кормовым расположением машинного отделения, носовой двухъярусной и кормовой четырёхъярусной надстройками.
Почти треть судна занимал «Лунный бассейн» размерами 60, 65 х 22, 5 х 19, 8 м, который служил в качестве дока для размещения глубоководного захвата, а затем и частей поднятой подводной лодки. Заполненный водой, он выглядел, как гигантский плавательный бассейн, если не считать краны на каждом углу. Снизу бассейн закрывался створками с резиновыми уплотнителями.
Компоновка на палубе судна «Hughes Glomar Explorer» основного оборудования, используемого при монтаже трубных колонн (подъемных труб): 1—мостовой кран; 2—главная палуба; 3—«лунный бассейн»; 4—А-образная рама; 5—наружный подвес кардана; 6—внутренний подвес кардана; 7—основание грузового устройства; 8—вышка; 9—трубоподающий лоток; 10—тележка трубоподающего лотка; 11—трубоперегрузочный кран; 12—подъемник для труб.
Один из мифов о проекте «Азориан» – «К-129» разломилась при подъеме и большая часть упала на дно – опровергается несоответствием размеров «Лунного бассейна» (длина 60 метров) и длины корпуса «К-129» (длина по КВЛ – 99 метров). Уже изначально было запланировано, что будет поднята только часть субмарины.
По диаметральной плоскости , в нос и в корму от центральной прорези, были установлены подвижные колонны, предназначенные для приема захватного устройства с погруженной баржи. Они напоминали по внешнему виду выдвижные опоры на морских буровых установках и, по замыслу авторов, должны были вводить в заблуждение наблюдателей этого странного судна, что им на первых порах удалось.
Так, 11 мая 1975 г. в журнале «Парад» была помещена фотография судна “MV Hughes Glomar Explorer” с утверждением, что эти колонны опираются на дно. Позже анализ зарубежных публикаций позволил советским специалистам определить их истинное назначение.
Контракт на проектирование судна ЦРУ заключило с компанией Hughes Tool Со. Выбор этой фирмы был не случаен. Именно ее глава Говард Хьюз, миллиардер и авантюрист, лучше всех подходил для роли главного организатора и творца этой амбициозной затеи.
Именно у Хьюза были созданы первые лазеры, а затем первые американские искусственные спутники . Системы наведения ракет, трехмерные радары – все это производили компании Хьюза. В 1965-1975 гг. контракты с МО США только компании Hughes Aircraft составляли 6 млрд. долл.
В это же время, на верфях National Steel Shipbuilding Corp. в Сан-Диего (Калифорния, Зап. Побережье США) строилась баржа НМВ-1 (Hughes Marine Barge) и глубоководный захват Clementine. Подобное рассредоточение производств обеспечивало полную секретность операции.
Даже инженеры, напрямую задействованные в проекте, по отдельности не могли понять назначение этих устройств (корабля, захвата и баржи).
После серии испытаний на Восточном побережье, 13 августа 1973 г. «Гломар Эксплорер» отправился в 12 000-мильный круиз в обход м. Горн и 30 сентября благополучно прибыл в Лонг Бич (Калифорния). Там, вдали от любопытных глаз, в тихой бухте острова Санта Каталина его поджидала баржа HMB-1 с установленным на ней захватом.
Процесс погрузки “Клементины” на Glomar Explorer
Баржу медленно погрузили и зафиксировали на глубине 30 м, над ней встал «Гломар Эксплорер»; створки его центрального разъема раздвинули и две колонны опустили в воду; в это время крыша баржи открылась, и колонны, как китайские палочки при еде, переместили “Клементину” внутрь судна – в «Лунный бассейн».
Как только захват попал на борт корабля, были закрыты массивные подводные створки и откачана вода из внутреннего бассейна. После этого на судне началась огромная, невидимая для постороннего глаза, работа по монтажу захвата, присоединения всех кабелей, шлангов и датчиков.
Холодное лето 1974 года, впадина севернее острова Гуам в западной части Тихого океана. Глубина 5000 метров…Каждые 3 минуты краном подается секция длиной 18,2 м. Всего таких секций 300, каждая прочна, как ствол орудия.
Опускание и подъем глубоководного захвата «Клементина» происходят с помощью трубной колонны – подъемной трубы, длиной 5 километров. Каждая секция трубы имеет коническую нарезку, секции тщательно вворачивается друг в друга, пазы обеспечивают надежное запирание всей конструкции.
За действиями «Гломар Эксплорер» с интересом наблюдали советские моряки. Сама цель операции для них не ясна, но факт проведения глубоководных работ посередине Тихого океана вызывал у командования ВМФ СССР подозрение.
В результате технических неполадок в ходе подъёма лодки её корпус разломился и бóльшая часть снова затонула, окончательно разрушившись при контакте с грунтом, на борт «Гломар Эксплорер» была поднята лишь носовая секция.
Хотя официальная информация остаётся засекреченной, исследователи полагают, что баллистические ракеты, кодовые книги и другое оборудование осталось на дне, поэтому считается, что цели операции не были достигнуты в полной мере.
Находившиеся неподалеку Корабль измерительного комплекса «Чажма» и спасательный буксир СБ-10 доставили янки немало хлопот. Из опасений , что русские возьмут «Гломар Эксплорер» штурмом, пришлось завалить ящиками вертолетную площадку и поднять на ноги весь экипаж.
Тревожные данные поступили из «Лунного бассейна» – обломки лодки радиоактивны, очевидно разрушился один из ядерных зарядов.
«Клементина» с частями «К-129» поднимается на борт судна, «Гломар Эксплорер» и уходит со своей добычей на Гавайи…
Источник: balalaika24.ru
Ч. 12 Тайна подводной лодки К-129. Окончание
Несмотря на то, что судьба подводной лодки К-129 теперь широко известна, остались два главных вопроса: что удалось разведке США узнать, или, наоборот, не узнать, о конструкции подводной лодки, криптографическом оборудовании, кодах, конструкции ядерных боевых частей, системе предотвращения несанкционированного пуска ракет, методах подготовки личного состава и о многом другом.
Некоторые специалисты пишут, что обломков подводной лодки утилизировали намного больше, чем их было бы от одной трети, которую подняли, намекая на то, что американцы подняли со дна больше, чем объявили. Многие из них упоминают батискаф «Triest II», который тоже имел возможность поднять со дна некоторые элементы подводной лодки.
Один бывший американский подводник написал, что батискаф совершил шесть погружений к советской подводной лодке, и возможно, поднял головные части ракет.
За минувшие сорок девять лет много воды утекло, и то, что представляло собой когда-то огромную важность для страны, сейчас может выглядеть иначе. Хотя, конечно, это оказало большое влияние на политику Советского Союза.
Второй вопрос более мучительный: что послужило подлинной причиной гибели подводной лодки К-129?
Советские и, в настоящее время, российские официальные лица и отставные флотские военачальники дружно возлагают вину на американскую атомную подводную лодку «Swordfish», осуществлявшую слежение за советской подводной лодкой.
Основанием для таких утверждений служит донесение советского агента в Японии, который якобы видел, как американская подводная лодка вошла в порт Йокосука с помятой рубкой через неделю после гибели К-129.
Советские ветераны считали, что американская подлодка опасно маневрировала и, непреднамеренно, подныривая под советской подводной лодкой, ударила её своей боевой рубкой в районе 3-го отсека, в котором находится командный пост.
«Непреднамеренно, — пояснял контр-адмирал Штыров, — ибо дураков рисковать и тогда не было».
Как-то странно выглядит эта версия с подныриваением.
В японской газете, которая в тот день поместила фотографию американской подводной лодки «Swordfish», входящей в японский порт, виден только согнутый перископ, и нет никаких иных повреждений или вмятин. Вряд ли, если принять эту версию, перископом можно было потопить подводную лодку с подводным водоизмещением 2820 тонн.
Американцы утверждали, что «Swordfish» была за тысячи миль от К-129 и согнула перископ от столкновения с плавающей льдиной. В 1992 году президентами Бушем и Ельциным для выяснения судеб пропавших без вести американских и советских военнослужащих и разведчиков, участвовавших во второй мировой войне и последующих войнах, была создана совместная комиссия.
Роджер Шумахер, заместитель председателя комиссии, заявил, что советским представителям показали вахтенный журнал подводной лодки, записи в котором подтверждают, что её не было рядом с К-129.
На это наши ветераны потом отвечали, что записи можно и подделать. Кто бы спорил? У американцев тоже хватает гадателей на кофейной гуще. Ряд специалистов, работавших на «Glomar Explorer», считали, что подводная лодка погибла от взрыва водорода при зарядке электрических батарей, когда находилась на поверхности.
Они исходили из реконструкции акустических звуков и общих знаний об устройстве подводной лодки этого класса.
Около подводной лодки на дне был сфотографирован скелет в ботинках. Авторы этой версии считают эту фотографию подтверждением, что человек находился в боевой рубке. Но на нём нет защитной от погоды одежды, хотя тканевый материал исчезает после месяца-двух пребывания в морской воде.
Смущает скорость, с какой подводная лодка устремилась ко дну. Эксперты расходятся в её оценке. Удар о дно был с огромной силой, который можно сравнить с ударом воздушного лайнера о землю.
В книге Кеннета Сьюэлла «Red Star Rogue» прочитал экзотическую версию о том, что К-129 под видом китайской подводной лодки должна была спровоцировать войну между Китаем и США.
Мол, такой план был выработан в КГБ, и одиннадцать матросов из подплава, добавленных в последний момент в экипаж, на самом деле были из ОСНАЗ (подразделение особого назначения), а их фамилии фиктивные, и список личного состава экипажа не зря пропал. В общем, чушь полная.
Осназавцы захватили корабль и попытались, или заставили экипаж, произвести пуск ракеты, однако произошла авария. Но это, как мне кажется, уже из серии «Звёздных войн». Другие авторы предполагают, что во время учений произошло воспламенение в двух шахтах.
Некоторые специалисты считают, что во время учений произошло аварийное срабатывание ракетного двигателя сначала в одной шахте, а потом в другой. По разъёмам раскалённые газы проникли в лодку.
Врачи на всех обнаруженных телах увидели ожоги. Лодка шла под РДП, поэтому все отсеки были открыты для вентиляции. Погибла мгновенно вся команда. Лодка тонула с мёртвым экипажем. Высокая температура уничтожила и взрыватели в головной части, поэтому не случилось ядерного взрыва.
Возможно, какой-то ответ может дать анализ зарегистрированных акустических сигналов, по которым определили местонахождение подводной лодки, и в них кроется ключ к дверям этой тайны.
Один из руководителей проекта «Azorian» Дэвид Шарп, который как раз и сопоставлял разрушения в подводной лодке с акустическими сигналами, написал, что ЦРУ не разрешит ему опубликовать, наиболее близкую к истине версию причины гибели подводной лодки К-129, потому что она может вызвать политические осложнения для правительств США и России.
По его словам, список тех, кто знает эту причину, очень мал, и с каждым годом становится всё меньше. Он заканчивает словами: «Я подозреваю, что если бы знал правду, то предпочёл бы её не публиковать». Хотя исторический опыт подсказывает, что всё тайное со временем становится явным.
Ещё одна версия на уровне, «одна бабушка сказала», которая гуляет по американским и иным изданиям, что атомную подводную лодку «Scorpion» 22 мая 1968 года потопила торпедой в отместку советская подводная лодка. Всерьёз эту версию военно-морские специалисты даже не рассматривали. Не было там около американской подводной лодки советских кораблей.
В 1991 году всем казалось, что с прекращением холодной войны в мире наступит благоденствие. Но не тут-то было. Не буду перечислять события, которые мы все знаем и помним. Тринадцать стран обзавелись ядерным, химическим, бактериологическим оружием.
Ни в чём неповинные люди гибнут от рук террористов. КНДР пугает соседние страны и США своими ракетами с ядерной боеголовкой, есть у него в распоряжении и несколько десятков подводных лодок.
О людях в Советском Союзе. Официально всем было приказано молчать, в том числе и родным погибших. Тем, кто хотел уехать, помогли с квартирами, а вот с пенсиями, была бюрократическая волокита.
Командир дивизии подводных лодок контр–адмирал Дыгало написал 98 писем семьям погибших и после чего с ним случился инфаркт. Но его письма не были основанием для финансистов выплачивать пенсии.
12 сентября 1968 года решением главкома ВМФ семьям погибших выдали по 1500 рублей, а самое главное – справки, что моряки считаются умершими. Иезуитская советская система!
Лишь в 1996 году правительство объявило, что моряки погибли, исполняя свой долг, и все посмертно награждены орденом Мужества.
А всё же, хотелось бы точно знать, почему погибли советские моряки на подводной лодке К-219.
Вечная им память!
И последнее. Очень надеюсь, что в моём отечестве у руководителей больше не повернётся язык, чтобы глумливо ответить на вопрос: «Что случилось с подводной лодкой?» — «Она утонула».
Эта статья написана на основе отечественных источников, которые я не перечисляю, а, главным образом, благодаря книгам, присланным по моему заказу книг из Государственной библиотеки Баварии «The CIAs Greatest Covert Operation» by David H. Sharp, Библиотеки информационного центра Бундесвера «Red Star Rogue» by Kenneth Sewell, Областной библиотеки Мюнстера «Project Azorian» by Vorman Polmar and Michael White, и Библиотеки Мюнхена «The Jenniffer Project» by Clyde W. Burleson, за что я искренно благодарен замечательным женщинам, работающим в библиотеке города Хюрта, в котором живу.
На фотографии из японской газеты запечатлён вход атомной подводной лодки «Swordfish» в порт Йокосука. Виден согнутый перископ.
Большое спасибо. Брежнев знал об аварии этой подводной лодки. Но обращаться к американца не стал. Шифры. Смена шифров флота это огромные затраты.
И даёт возможность прочитать многие шифры. Лучше моряки погибнут.
Большое спасибо за очень интересный рассказ.
С уважением
Анатолий
Жаль моряков! Но американцы поступили достойно к погибшим.
С благодарностью
Владимир
Я эту историю узнал в 1978 году. Был потрясён о том, что Брежнев мог спасти моряков, но отказался. Шифры все равно заменили. Рисковать никто не хотел. Должности, пенсии.
Реальность стойкость работы шифр систем и то о чем докладывали была поразительна. Не хватало современной электроники. Помню, военно-морские силы сбрасывали буи для контроля движения подводных лодок. У нас сотни килограмм. А у американцев аналогичные небольшие поплавки.
С уважением
Анатолий
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.
Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Источник: proza.ru