Нет двух похожих между собой катеров, а значит не бывает универсальной схемы подключения электрооборудования, подходящей для всех случаев жизни. Однако общие правила существуют и их можно использовать при создании электросистемы на небольшом катере.
Планирование
Решите, какое оборудование вы планируете использовать и где оно будет установлено. От мощности оборудования зависит количество и тип аккумуляторов, которые вам придется установить на катер.
Создание схемы
Нарисуйте простую электрическую схему и изобразите на ней все электрические устройства, предохранители, переключатели и соединения между ними. Не переживайте, если вы не знаете электрических символов. Просто рисуйте кружок или квадрат и подписывайте рядом его обозначение.
зарядка ps-схема
До тех пор, пока вы понимаете, что куда идет и как между собой соединяется элементы цепи все нормально. Помните, что к 12 вольтовым устройствам постоянного тока должен быть подсоединён один положительный и один отрицательный проводник. Рисуйте плюс рядом с положительным и минус рядом с отрицательным проводом или обозначайте их красным(положительный) и черным(отрицательный) цветом. На металлических лодках не используйте корпус в качестве участка цепи. Ни один из проводов не должен быть электрически подсоединен к корпусу.
СТАВИМ И ПОДКЛЮЧАЕМ СЕРВИСНЫЙ АККУМУЛЯТОР В ЛОДКУ
Аккумуляторы
Аккумуляторы – это источник энергии для освещения и установленного на катере оборудования. Стартовые аккумуляторы используются для запуска двигателя, а для остального оборудования требуются отдельные тяговые аккумуляторы
Лоток для установки аккумулятора на катер. Красная крышка закрывает положительную клемму от попадания посторонних предметов и замыкания
Тип и емкость аккумуляторов можно выбрать позднее, на данном этапе важно знать, где они будут стоять. Из-за того, что пусковой ток при запуске двигателя очень высок и провод, идущий к стартеру как правило не защищают предохранителем, стартовый аккумулятор устанавливают максимально близко к мотору.
Два лотка для установки аккумуляторов на катере и погружной автоматический трюмный насос, который включается встроенным поплавковым выключателем. К черному разъему, который вставляется в насос, подходит две пары черных и красных проводов. Одна пара подключение питания, вторая — ручное включение насоса на консоли.
Для тяговых аккумуляторов вариантов установки больше. Однако аккумуляторы много весят, поэтому необходимо учесть, как они повлияют на распределение нагрузки в катере, особенно если вы устанавливаете их на той же стороне, что и консоль. Возможно потребуется переместить их на другой борт, чтобы уравновесить лодку. Если транец катера слишком низкий, задумайтесь как установка аккумуляторов повлияет на его положение относительно воды.
При установке рекомендуется оставлять по 30 сантиметров свободного пространства с каждой стороны аккумулятора и не ставить их близко от предметов, которые могут вызвать короткое замыкание. Не устанавливайте аккумуляторы под топливопроводами, инверторами или зарядными устройствами. Если места не хватает и другой возможности нет, установите разделяющую перегородку. Помните, что аккумуляторы должны оставаться неподвижными при любых условиях.
Развязывающее реле помогает зарядить два аккумулятора от генератора лодочного двигателя:
Под каждой батареей должен быть поддон для разлитого электролита (для жидко-кислотных АКБ) или аккумулятор необходимо установить в надежно закрепленный к корпусу ящик. Клеммы аккумулятора в ящике защищены от случайного короткого замыкания, а если аккумуляторы стоят на поддонах, то клеммы надо прикрыть защитными крышками.Зарядные устройства как правило устанавливают рядом с аккумуляторными батареями. Если на катере установлен носовой электромотор, то потребуется не две, а три группы аккумуляторов. При этом они могут быть разного типа и напряжения. Схема зарядки аккумуляторов на катере с носовым электромотором представлена здесь
Зарядные устройства для открытого катера:
Главный выключатель
Главный выключатель отсоединяет нагрузку от аккумуляторов во время стоянки и позволяет обесточить электрическую систему в аварийной ситуации. Главный выключатель устанавливают в легко доступном месте, рядом с аккумуляторной батареей
Не устанавливайте переключатели АКБ, не сертифицированные для морского использования, они могут греться и плавится под нагрузкой. Выключатель, как и электрические автоматы, должен иметь защиту от возгорания. Защита от возгорания означает, что находящие в воздухе газы или пары бензина не воспламенятся от соприкосновения с устройством.
Это важно, если бак с топливом установлен в непосредственной близости от выключателя. Аккумуляторы не считаются источником возгорания, так как не имеют движущихся частей, которые могут вызвать искру. Однако при попадании на клеммы металлического предмета такая искра иногда возникает, именно поэтому клеммы аккумуляторов должны быть надежно защищены.
Выключатели аккумуляторов:
Главный предохранитель
На этом этапе рядом с переключателем устанавливают главный предохранитель или автомат. Предохранитель защищает кабель, идущий от аккумуляторной батареи от повышенной нагрузки, вызванной коротким замыканием или неисправным оборудованием. Предохранитель располагают на расстоянии не более 20 сантиметров от выключателя, а если это невозможно, расстояние увеличивают до метра, а провод укладывают в гибкую изоляционную трубку. Держатель может быть рассчитан на один или на два предохранителя. Иногда удобно установить блок на три силовых предохранителя, через которые в одном месте к сервисному аккумулятору можно подключить зарядное устройство, солнечный контроллер и бортовое оборудование
Размещение оборудования
Определите место установки каждого устройства. Эхолоты устанавливают там, где их легко использовать, при этом они не должны мешать обзору и управлению лодкой. Радио должно быть на расстоянии вытянутой руки, а если используете морскую VFH радиостанцию, то ее микрофон также должен быть под рукой. Место расположения лодочного электромотора, лебедки, дополнительных датчиков эхолота, требующих подключения к источнику питания, как правило предопределены назначением устройства.
Блоки предохранителей
Используйте размещенное на предыдущем шаге оборудование для расположения блоков предохранителей, клемных колодок и блоков выключателей. Все электроустановочные изделия должны быть расположены рядом с оборудованием для которого они предназначены, быть легко доступны и защищены от брызг и дождя.
Некоторые устройства подключают к аккумуляторам минуя главный переключатель. Например трюмный насос должен автоматически включится, после того как вода достигнет заранее заданного уровня. Однако подключать его напрямую к аккумулятору не правильно. Вместо этого соедините его с входной клеммой главного переключателя и дополнительно установите тумблер на консоли, которым будете включать помпу вручную.
Размещение на чертеже
Нарисуйте вид катера сверху и расположите на нем блоки предохранителей, выключатели и все оборудование, ранее размещенное на электрической схеме. Сравнивайте рисунок с реальной лодкой, чтобы не забыть чего-нибудь.
Помните, кабель не может проходить сквозь оборудование, патрубки и прочие сплошные объекты. Проводку прокладывают через стенки, переборки и панели. Закрепляйте кабель как минимум через каждые 45 сантиметров, чтобы он не болтался и не бился о борт при движении. В местах прохода через переборки или панели устанавливайте прокладки, защищающие изоляцию от повреждения.
Провода
На лодках используют только многожильные медные проводники. Изоляция должна быть устойчивой к воздействию масла, а ее материал не должен поддерживать горение в отсутствие пламени. Допустимая температура нагрева изоляции для проводников, проходящих внутри двигательного отсека должна быть выше 70°
Какого сечения должен быть провод идущий от аккумулятора к стартеру? Ток, потребляемый стартером во время запуска двигателя может составлять 300 – 900 А, поэтому и положительный и отрицательный проводники должны иметь сечении не менее 25 мм2. Если провод к стартеру уже имеется, провод от аккумулятора к главному переключателю можно выбрать такого же или немного меньшего сечения. Положительный провод (красный) подсоединяется к входному контакту главного переключателя, а отрицательный (черный) — к соединительной шине.
Соединительная шина – это блок с 4-6 контактами на нем. Один из них служит для подключения отрицательного провода от аккумулятора к двигателю, остальные для подключения отрицательных контактов от устройств.
Таблица выбора сечения провода в зависимости от нагрузки и падения напряжения. Длина провода в данном случае — это суммарная длина положительного и отрицательного проводников
Положительный провод должен быть красным, отрицательный черным или желтым. Все отрицательные повода на лодке должны быть одного и того же цвета. Для положительных проводов, идущих от блока предохранителей до устройств, иногда используют цветовую кодировка, которая помогает понять назначение проводов. Дополнительно на оба конца каждого проводника крепят кусочки ленты или кембрик, на которых также указывают название цепи.
Не экономьте на проводах. Одним из отличий надежной электрической системы от той, которую приходится постоянно ремонтировать являются дешевые провода. На катерах используют только многопроволочные медные провода и кабели. Луженые меньше окисляются и служат дольше, но стоят дороже.
Какой диаметр использовать? Чем больше сечение, тем меньше сопротивление. Чем проводник длиннее, тем сопротивление больше и больше падение напряжения между его концами. Задача — уменьшить сопротивление и падение напряжения, поэтому в первую очередь определите сечение провода исходя из нагрузки которую он несет, а затем сделайте поправку на длину. Для определения диаметра проводников используйте специальные таблицы.
Пример. Предположим, вы подключаете три электронных устройства к блоку предохранителей. Каждое имеет свой собственный предохранитель и подключается отдельным проводом. Один провод идет от главного предохранителя к блоку на консоли, второй проходит назад от отрицательной шины к аккумулятору. Сумма длин этих проводов дает общую длину провода, принимаемого для расчета.
Каждое электронное устройство во время работы потребляет ток 1 ампер при напряжении 12 вольт. Общая сила тока — 3 Ампера. Поэтому провод от аккумулятора к блоку предохранителей и обратно должен выдерживать ток три ампера без нагрева и заметного падения напряжения. Таким образом мы можем определить сечение провода для этого участка цепи.
Клеммы и наконечники
Для подключения всегда используйте клеммы. Не оборачивайте оголенные концы проводов вокруг винтов и не прижимайте их в таком виде к клемной пластине. Винт может ослабнуть от вибрации и сопротивление соединения возрастет. Рост сопротивления приведет к нагреву контакта и возможно к пожару. Используйте кольцевые или вилочные кабельные наконечники.
У вилочных наконечников должны быть загнутые края, препятствующие выпадению провода при ослаблении контакта.
В электрических соединениях на катере разрешается использовать пайку, но она не должна быть единственным средством соединения провода с клеммой, клемма должна быть дополнительно обжата. Припой создает уплотнение, провод в этом месте перестает быть гибким и устойчивым к изгибу и вибрации.
Никогда не используйте болты и гайки для соединения проводов на лодке! Этот вид соединения слишком неустойчив к вибрации и коррозии.
Герметизируйте контакты хорошим водонепроницаемый герметиком. Это не обязательное требование, но герметик предотвращает попадание воды в соединение и проникновение влаги внутри изоляции.
Предохранители
Задача предохранителей исключить перегрев проводников и предотвратить пожар на лодке. Предохранители должны иметь тоже или меньшее ограничение по току, что и провод. Если провода предназначены для работы с нагрузкой 15 А, используйте 15А предохранитель. Именно поэтому на больших катерах используются отдельные электрические цепи для различных судовых систем. Каждая цепь рассчитана на определенную силу тока — 15 или 20 А. Новое оборудование не добавляется в цепь, если это ведет к увеличению потребляемого тока, выше того, на который рассчитан предохранитель.
Создавать отдельные цепи придется и на небольшом катере, если там установлено много оборудования или стоит устройство, потребляющее большой ток. Для него придется создать свою цепь и использовать собственный предохранитель.
Сколько предохранителей должно быть в блоке? Это зависит от того, сколько устройств вы используете. Стоит иметь предохранитель на освещение, один для приборов, один для всех электронных устройств, плюс запасные. Итого четыре. С учетом оборудования, которое будет установлено в будущем используйте, используйте блок для шести или восьми предохранителей.
В этом случае вам не придется его менять. Подробнее о защите электрических цепей на катере
Установка оборудования
Начинайте с аккумуляторов, главного выключателя и главного блока предохранителей.
Установите бокс для аккумулятора или поддон для его крепления, затем аккумулятор. Емкость батареи аккумуляторов должна быть как минимум в два раза больше предполагаемой нагрузки.
Затем установите освещение и электронное оборудование. Все должно быть установлено на месте до того, как вы начнете разводить провода
Размер главного предохранителя зависит от количества подключенного оборудования. Постоянная нагрузка в нашем примере составляет 10,5 А. Номинал предохранителя в цепи постоянного тока может составлять 150% от нагрузки, поэтому подойдет предохранитель на 15А.
Для каждого устройства ставим предохранитель на 3А, для радио — 6 А. Перед установкой проверьте рекомендации производителя оборудования по выбору предохранителей. Помните эти предохранители предназначены для защиты провода, ведущего к устройству, а не самого оборудования. Некоторые устройства имеют встроенные или расположенные на силовых кабелях предохранители для этих целей.
Постоянная нагрузка | Переменная нагрузка | Всего | ||||||
Устройство | Ток, А | Время работы, ч | Ач | Устройство | Ток, А | Время работы, ч | Ач | |
Освещение | 1 | 8 | 8 | Сигнал | 1 | 0,25 | 0,25 | |
Помпа | 2 | 8 | 16 | Радио | 6 | 0,5 | 3 | |
Радио | 1 | 8 | 8 | |||||
Эхолот | 0,5 | 8 | 4 | |||||
Мотор | 2 | 16 | 32 | |||||
Приборы | 1 | 8 | 8 | |||||
GPS | 1 | 8 | 8 | |||||
Аэратор | 2 | 8 | 16 | |||||
Итого | 10,5 | 100 | 7 | 3,25 | 100,3 |
Прокладка проводов
Прокладывайте провода, начиная от аккумулятора. Двигайтесь к каждому блоку предохранителей и к соединительным шинам, затем подключайте оборудование. Соблюдайте цветовые коды и маркировки проводов на обоих концах. Если вы отклоняетесь от схемы, созданной на этапе проектирования, вносите в нее изменения чтобы схема оставалась актуальной в будущем.
Проверка
Подключите питание и проверьте каждое установленное устройство. Устраните неисправности по мере их возникновения.
ГОСТ Р ИСО 13297-2018 Суда малые. Системы электрические. Оборудование переменного тока Скачать
ГОСТ Р ИСО 10133-2018 Суда малые. Системы электрические. Установки постоянного тока безопасного напряжения Скачать
Задайте вопрос,
и получите консультацию по лодочным электромоторам, аккумуляторам или зарядным устройствам для катера или яхты
- Home Гостевая книга
- История болезни
- История катера
- цветным дисплеем с большим разрешением экрана;
- с боковым сканером, способным пробивать большие глубины.
- Водонепроницаемость.
- Устойчивость к ударным нагрузкам(волны).
- Возможность полной разрядки.
- Компактные размеры.
- Устойчивость к низким температурам.
- Оптимальное соотношение габаритов и емкости.
- размер;
- наличие дополнительных функций и емкость потребления электроэнергии прибором;
- возможность работы АКБ в любом положении;
- небольшой вес прибора и габариты позволит перемещать батарею при транспортировке;
- тип прибора, который будет использоваться для заряда;
- батарея должна быть защищена от влаги и располагаться в водонепроницаемом корпусе;
- возможность производить подзарядку в различные времена года.
- Технология – AGM.
- Емкость – 7,2 А/ч.
- Вес – 2,4 кг.
- Размер – 151*65*94 мм.
- Технология – AGM.
- Емкость – 9 А/ч.
- Вес – 2,75 кг.
- Размер — 151*65*94 мм.
- Технология – Li-Ion
- Емкость – 6,8 А/ч.
- Вес – 0,4 кг.
- Размер – 67*110*19 мм.
- Кабель канал расположен снаружи моторного отсека и в нем размещено не более трех проводников
- Каждый проводник имеет допустимую температуру нагрева изоляции 105 С
- При работающем на максимальной мощности электромоторе падение напряжения в кабеле не превышает 5%
- Sterling Power PSP1255
- Напряжение 12 или 24 Вольта
- 10 Ампер 10 Ампер при напряжении 12 Вольт. 5 Ампер при напряжении 24 вольта
- 2 выхода
- 1 режим зарядки
- IP68
- Sterling Power BBW1212
- Напряжение 12 Вольт Входное напряжение 12 Вольт. Выходное 12, 24 или 36 Вольт. Зависит от модели
- 28 Ампер Максимальный потребляемый ток. Выходной ток зависит от модели устройства
- 1 выход
- 8 программ зарядки AGM(2), GEL(2), жидко-кислотные обслуживаемые и необслуживаемые, кальциевые и LiFePO4 аккумуляторы. Всего 8 зарядных профилей
- IP68
- Victron IP67 24/12
- Напряжение 24 Вольта
- 12 Ампер Регулируемый ток зарядки
- 1 выход
- 3 программы зарядки AGM, GEL, жидко-кислотные и LiFePO4 аккумуляторы. Возможность создать собственный зарядный профиль
- IP67 Полностью водонепроницаемое
- Не вскрывайте АКБ, поскольку нарушение герметичности может вызвать коррозию и привести к короткому замыканию.
- Используйте ЗУ с алгоритмом заряда CC / CV .
- Подзарядите АКБ, если она разряжена.
- Соблюдайте требования, изложенные в инструкции по эксплуатации приобретенной АКБ.
- Старайтесь использовать АКБ в диапазоне емкости 10–95%, чтобы не допускать ее сильного разряда и оперативно восстанавливать заряд.
- Выбирайте АКБ большей емкости. Чем больше емкость, тем большие тока может отдавать АКБ, соответственно при заданной нагрузке удельная нагрузка будет меньше, ресурс выше.
- Измерить плотность электролита
- Измерить напряжение холостого хода
- Использовать нагрузочную вилку
- Использовать тестер проводимости
- Выполнить полную проверку емкости
- Отслеживать заряд и разряд аккумулятора с помощью счетчика ампер часов
Источник: evakuatorinfo.ru
Какой зарядное устройство выбрать для аккумулятора эхолота?
Форум водкомоторников и водномоторников — катера, лодки, лодочные моторы, путешествия и рыбалка
Катера, лодки, лодочные моторы, мотоциклы, путешествия, мототуризм, фото видео съемка видеомонтаж
-
Путешествия по воде
-
Онлайн видео, DVD
Поэтому емкий аккумулятор для эхолота – вещь первостепенной важности.
Чтобы узнать, сколько времени проработает прибор от батареи, необходимо разделить значение емкости аккумулятора (Ампер-час) на значение тока потребления эхолота(Ампер). Например, у нас есть аккумулятор емкостью 7 А/ч и эхолот с током потребления в 1 А. Делим 7 на 1 и получаем приблизительно 7 часов непрерывной работы эхолота. Этого хватит на 1-2 дня рыбалки. Батарея емкостью в 7А/ч и будет оптимальным выбором для моделей до 1,5 А.
Если эхолот имеет больше 1,5 А, то следует выбрать аккумулятор помощнее, например, на 14–18 А/ч. Или взять 2 аккумулятора по 7 А/ч – пока один работает, второй можно поставить на зарядку от мотора.
Модели АКБ для эхолотов с средними токами потребления
В идеальных условиях АКБ для эхолота служит либо до 3-5 лет, либо 200-260 циклов заряд-разряд. На практике, аккумулятор нужно менять после того, как его использовали в сезон, оставили на 3-6 месяца в разряженном состоянии (забыли про него) и как результат к новому сезону рыбалки он теряет 80% своей былой емкости и уже не нужен такой, т.к. держать питание не с состоянии (напряжение под нагрузкой будет падать быстро).
Проверить оставшуюся емкость можно только таким длительным способом: зарядить, подключить автомобильную лампу накала на 12 вольт к АКБ и последовательно с лампой амперметр, а параллельно вольтметр, и засечь сколько времени пройдет до момента, когда на клеммах АКБ напряжение упадет до 10.5 Вольт. Показания тока (в Амперах) умножить на время в часах. Получится емкость аккумулятора очень приблизительная, (для точного измерения надо подобрать ток разряда, равный 20% емкости). Но при этом методе, Вы сможете оценить, брать с собой этот АКБ или покупать новый.
О зарядных устройствах для аккумуляторов по технологии AGM или гелевых.
Недопустимо заряжать аккумулятор к эхолоту обычным автомобильным зарядным устройством. Они рассчитаны на заряд не герметичных аккумуляторов емкостью 45-100 ампер час и развивают ток заряда до 10 и более ампер.
Понятие “автоматическое зарядное устройство” подразумевает в себе, что по завершению заряда она автоматически отключится и перейдет в режим компенсации тока саморазряда. Емкость и следовательно максимальный ток заряда такие устройства сами выбирать не умеют.
Существуют зарядки с ограничением тока заряда в ручную, такими ЗУ можно заряжать аккумуляторы для эхолота емкостью 7-12 ампер час. Для этого необходимо ограничить ток заряда регулятором на уровне 1-2 ампер не более! Затем, зная емкость, к примеру 12 ачас, рассчитываем время заряда, при токе 2 ампера оно будет равняется 4-5 часам. После этого рекомендуем отключить заряд.
Помните: необходимо держать аккумулятор в постоянно заряженным состоянии -это продлит срок службы самого аккумулятора. AGM и GEL технология, по которым сделаны эти батареи, рассчитана на эксплуатацию и хранение при полном заряде.
Обратите пожалуйста внимание: аккумуляторы, сделанные по AGM технологии не обслуживаемые – доливать воду нельзя, они не выделяют вредных газов при заряде, и, как следствие, они не проливаемые. Единственное, что они требуют – это своевременного заряда.
Новое зарядное устройство выбирайте в соответствии в рабочим напряжением заряжаемых АКБ и током, приблизительно равным 10% от емкости АКБ. Так же обращайте внимание на способ подключения ЗУ к АКБ (джек, крокодил, фастон).
Аккумуляторы для эхолота 12 Вольт
Все современные эхолоты питаются от АКБ постоянного тока напряжением 12 вольт. Приборы работают в циклическом режиме до полного разряда батареи. На рынке можно встретить следующие типы батарей:
Свинцово-кислотные батареи. Не самый лучший вариант для эхолота, но зато самый дешевый. Имеют большой вес, что критично, особенно при ловле в маленькой весельной лодке или со льда. Кислотный аккумулятор может перегреваться, например, когда на воде сильные волны и электролит плескается, тем самым оголяя свинцовые пластины – постепенно они начнут осыпаться.
Кислотники боятся полной разрядки, поэтому при использовании эхолота их срок службы резко снижается. Они не герметичны – при переворачивании аккумулятора электролит может вытечь наружу и обжечь.
Литий-ионные батареи (Li-Ion, 18650). Их преимущества – большая емкость при малом весе, более быстрая зарядка по сравнению с другими видами. Главный недостаток – высокая цена. Литиевый аккумулятор может стоить в 2–3 раза больше сопоставимого по емкости свинцового. Также подобные батареи требуют особых условий зарядки и наличия дорогостоящего зарядного устройства.
Для чего эхолоту нужен аккумулятор?
При длительной рыбной ловле, очень часто дополнительные гаджеты для рыбалки разряжаются и требуют дополнительной подзарядки.
При использовании эхолота батареи, как правило, достаточно на 4-5 часов беспрерывной работы, в зависимости от модели изделия. Поэтому очень часто приобретаются аппараты для осуществления подзарядки.
Отметим! Для эхолотов используются специальные виды АКБ, которые предусмотрены непосредственно для такого типа изделия.
Какие АКБ для эхолота лучше
Основные критерии выбора аккумулятора для лодочного эхолота, помимо емкости:
Самым лучшим источником питания для эхолота в лодке будет батарея с технологией AGM, именно ее следует выбрать. Такие АКБ отвечают всем вышеперечисленным критериям. Вес не столь критичен, так как батарею не нужно постоянно таскать с собой – большую часть времени она будет находиться в лодке.
Зимой, при ловле со льда, батареи должны обладать следующими характеристиками:
Батареи AGM не отличаются малыми размерами и таскать пару лишних килограмм не очень удобно, особенно если все время приходится перемещаться с места на место. Для компактных эхолотов лучше использовать power bank – литий-ионные аккумуляторы (Li-Ion). Хоть у них меньше емкость, чем у AGM, но заряда вполне хватает на целый день рыбалки, а маленький размер батареи не создает трудностей при перемещении по льду. Кроме того, эти батареи не боятся низких температур.
Как подобрать аккумулятор?
При выборе АКБ необходимо учитывать следующие особенности:
Примечание! Также большое значение имеет длительность проводимых подзарядок. При частом использовании датчика для рыбалки необходимо отдавать предпочтение батареям с мощностью не менее 12 вольт, это позволит обеспечить гаджету бесперебойную работу длительное время.
Рекомендуемые модели
На российском рынке представлены аккумуляторы из различных стран, но из-за повышения курса валют в лидеры выбились китайские производители. Их продукция является лучшей по соотношению цена–качество.
Delta DTM 1207
BB Battery HR 9-12
VariCore – 12V6.8A
Как зарядить аккумулятор
Для зарядки гелевых и AGM батарей необходимо специальное зарядное устройство, оснащенное функцией автоматического выключения при полной зарядке АКБ и защитой от перегрузки сети.
Если приходится использовать другие виды зарядных устройств (автомобильное ЗУ), то нужно соблюдать определенные правила. Зарядный ток должен составлять примерно 10% от емкости аккумулятора. Например, 9-амперную батарею необходимо заряжать током 900 мА или чуть выше, но не больше 1,5 А. Производители указывают максимальную величину зарядного тока, но зарядка аккумулятора на максимальных значениях укорачивает срок службы батареи.
Литий-ионные батареи также заряжаются с помощью специального зарядного устройства. Данные типы аккумуляторов не любят перегрева, поэтому в ЗУ, как правило, присутствует встроенный контроллер, отвечающий за отключение питания после полной зарядки. Но в некоторых моделях такая система отсутствует и нужно самостоятельно следить за тем, чтобы батарея не заряжалась слишком долго, иначе со временем емкость будет снижаться.
Не вовремя разрядившийся аккумулятор эхолота – вещь неприятная. Но выбрав подходящий тип батареи можно избежать досадных недоразумений на рыбалке.
Зарядное устройство для аккумулятора
Для гелиевых и кислотно-свинцовых приборов используются специальные зарядные устройства, которые позволяют производить зарядку батареи. Данные устройства имеют определённый объем поставляемого тока, при использовании других зарядных устройств прибор может прийти в непригодность.
Примечание! Зарядное устройство имеет предохранитель, который прекращает поступление тока после того как батарея достигнет необходимого заряда. Также устройство предотвращает риск сгорания батареи в случае замыкания или перепада электроэнергии.
Источник: zkm-v.ru
Зарядка аккумулятора от подвесного лодочного мотора.
На катерах и парусных яхтах аккумуляторы работают иначе. Яхта большую часть времени стоит у пирса. Раз в неделю или реже хозяин запускает двигатель, выходит из гавани, а затем продолжает движение под парусами. За исключением времени работы двигателя, все электрическое оборудование на яхте питается от аккумуляторов. В результате аккумуляторные батареи разряжаются сильнее, чем в автомобиле, но из-за короткого времени работы генератора заряжаются хуже.
На катере двигатель работает дольше, чем на парусной яхте и режим эксплуатации аккумуляторов напоминает автомобильный. Но когда двигатель глушат, на нем аккумуляторные батареи также становятся единственным источником энергии.
Optima Blue Top | Trojan 225 SCS | Trojan 31 GEL | Trojan T105-AGM | DEKA DC31DT | DEKA 8G31DT |
|
Напряжение второго этапа зарядки, В | 14,7-15,6 | 14,8 | 14,1-14,4 | 14,1-14,7 | 14,8 | 13,8-14,6 |
Поддерживающее напряжение, В | 13,2-13,8 | 13,2 | 13,5 | 13,5 | 13,2 | 13,4-13,6 |
Как видно из приведенных примеров, бортовое оборудование на катере и яхте часть времени работает от аккумуляторных батарей и глубоко разряжает их. Такой режим работы аккумуляторов отличается от условий эксплуатации в автомобиле и требует по-другому организованной электрической системы
Кабели и устройства защиты
Кабеля ведущие к электромотору от аккумуляторов должны быть как можно короче. Сечение кабелей зависит от максимального тока, потребляемого электромотором и от расстояния между мотором и аккумуляторами.
Включение в одну электрическую цепь нескольких электромоторов или других дополнительных электрических устройств влияет на сечения кабеля и номинал автоматического выключателя.
Для электромоторов Minn Kota рекомендуемые сечения кабеля в зависимости от мощности электромотора и расстояния от него до аккумуляторов приведены в таблице.
Каждый не заземленный токоведущий проводник на катере защищают автоматическим выключателем с ручным возвратом в рабочее положение после срабатывания. Контакты автомата после срабатывания должны оставаться в разомкнутом положении даже если сохраняется команда на замыкание. При подключении электромотора автомат ставят как можно ближе к аккумуляторам в разрыв положительного проводника.
В качестве устройства защиты кабеля от перегрузки по току также используют плавкие предохранители.
Наименование | Minn Kota MKR-19 | Blue Sea 285 | MotorGuide MM5870 | Blue Sea 5191 |
Макс. напряжение, В | 48 | 48 | 48 | 58 |
Ток срабатывания, А | 60 | 60 | 50 | 60 |
Сечение кабеля и номиналы автоматических выключателей, приведенные в таблице, действительны при соблюдении следующих условий:
Два типа лодочных аккумуляторов
Стартовые аккумуляторы
Пусковой ток лодочных двигателей достигает 1000 А. Сила тока – это количество заряда, прошедшего через поверхность за единицу времени. Чем быстрее проходит заряд и чем больше площадь поверхности тем выше сила тока. Максимальный ток обеспечит аккумулятор с большой площадью соприкосновения электролита и свинца и быстро протекающей химической реакцией. Следовательно в корпусе батареи должно быть много тонких пластин с неплотным активным материалом
Однако тонкие пластины и рыхлый активный материал не выдерживают циклическое использование — глубокий разряд и зарядку. С каждым циклом часть активного материала выпадает из решетки аккумуляторной пластины и скапливается на дне корпуса. Через некоторое время «отложения» вырастают, замыкают пластины и аккумулятор выходит из строя. Когда же стартовый аккумулятор применяют по назначению, то он редко разряжается больше чем на несколько процентов и количество выпавшей активной массы не велико.
Сервисные аккумуляторы
В лодочной электрической системе сервисные аккумуляторы работают как буфер между источником тока — генератором, зарядным устройством или солнечными панелями и потребителями. Это значит, что аккумуляторы регулярно глубоко разряжаются, а затем вновь заряжаются. Чтобы пластины сервисных АКБ выдерживали циклические нагрузки их делают толще, чем в стартовых, а в прочные решетки, запрессовывают плотный активный материал, который меньше осыпается в процессе заряда и разрядки
Водонепроницаемые устройства для открытых катеров:
Циклическое использование лодочных аккумуляторов нерегулярное и отличается от режима работы тяговых батарей в погрузчиках, в которых нагрузка предсказуема и выполняется по графику. В отличии от них на лодках аккумуляторы часто остаются без использования длительное время
Как сильно разряжать аккумуляторы
Ни стартовые, ни тяговые свинцово-кислотные аккумуляторы не следует разряжать на 100 %. В таком режиме не проработают долго даже дорогие аккумуляторные батареи глубокого разряда. Однако если аккумуляторная батарея разряжается не до конца, то ее возможности используются не полностью и при заданном потреблении тока емкость аккумулятора должна быть больше.
Графики изменения емкости аккумуляторов в результате заряда и разряда. Тест имитировал реальную эксплуатацию аккумуляторов. Аккумуляторы разряжались синусоидальным инвертором током 25 А до 10,5 вольт и затем заряжались таким же током до 14,4 Вольт. В тесте участвовало 4 аккумулятора глубокого разряда — недорогой с жидким электролитом, 2 AGM аккумулятора и LiFePo4.
Аккумулятор с жидким электролитом вышел из строя первым после 18 циклов. AGM — после 180. Состояние LiFePo4 не изменилось
Например, если энергопотребление в день составляет 100 Ач, и вы планируете разряжать аккумулятор до 50 %, то вам потребуется батарея емкостью 200 Ач. Большие аккумуляторы служат дольше, но они тяжелее, занимают больше места и стоят дороже. Чтобы сохранить баланс между сроком службы аккумуляторов и их стоимостью, лодочные аккумуляторы рекомендуется разряжать – до 50%, а крайних случаях до 80% от емкости.
Под нагрузкой аккумулятор в первую очередь отдает ток с поверхности пластин. Стартовый аккумулятор перезаряжается немедленно и внутренние участки его пластин не успевают разрядится. Но у частично разряженного тягового аккумулятора, напряжение по толщине пластин выровняется, внутренняя часть пластин разрядится, и зарядка аккумулятора займет больше времени.
Разъемы
Стандартная длина силового кабеля у носового электромотора – 1,5 метра, поэтому если расстояние от мотора до аккумуляторов больше, кабель придется удлинить. Проще всего это сделать с помощью кабельного разъема. Если вы предполагаете снимать электромотор с катера, удобнее использовать розетку.
Не рекомендуется использовать для удлинения кабелей болтовое соединение
Minn Kota MKR-18 | Minn Kota MKR-20 | Marinсo 12VCP6 | |
Макс сечение кабеля, AWG | 8 | 6 | 8 |
Ток, А | 40 | 50 | 40 |
Обслуживание лодочных аккумуляторов
Доливайте в аккумуляторы с жидким электролитом дистиллированную воду
Фиксируйте плотность электролита и количество добавленной воды. Записывайте плотность электролита, после того как провели измерение. Эти данные позволят вам в дальнейшем оценить состояние аккумулятора, предупредят о надвигающихся проблемах и позволят избежать неприятностей на воде.
Держите верхнюю крышку аккумулятора чистой. Грязь, вода или электролит на крышке аккумулятора создают путь для тока на землю. Даже небольшой ток через некоторое время разряжает аккумулятор. Чтобы нейтрализовать кислоту вытирайте аккумулятор мягкой тряпкой смоченной в растворе соды или нашатырного спирта, но никогда не сыпьте соду прямо на крышку. Сода попавшая внутрь корпуса через вентиляционные отверстия может стать причиной закипания электролита и выведет ячейку из строя.
Периодически снимайте кабель с аккумуляторов и очищайте клеммы от коррозии
Два зарядных устройства Sterling Power установлены на яхте для зарядки аккумуляторной батареи емкостью 2 х 165 Ач. Одно устройство работает от береговой сети, другое от генератора двигателя. Во всех трех режимах эксплуатации — при длительном хранении в межсезонье, на воде и у пирса дорогие аккумуляторы заряжаются в правильном режиме, а значит прослужат долго
Полностью заряжайте аккумуляторы, если оставляете их без использования на одну-две недели. Все аккумуляторы имеют саморазряд и разряжаются во время хранения. Скорость саморазряда зависит от окружающей температуры и от конструкции аккумулятора. Аккумуляторы с жидким электролитом разряжаются быстрее, чем AGM и гелевые.
Жидко-кислотные аккумуляторы теряют в среднем 0,7% в день при температуре 25 С и 1,75% при температуре 38С. Чем выше температура, тем быстрее разряжается аккумулятор. Гелевые и AGM аккумуляторы разряжаются примерно на 0,1% в день.
Если аккумуляторы с жидким электролитом оставлены разряженными больше чем на месяц, особенно в течении лета, из-за саморазряда возникнет сульфатация, сульфат свинца затвердеет и аккумулятор навсегда окажется поврежден. При длительном хранении подзаряжайте аккумуляторы с жидким электролитом как минимум раз в месяц. Гелевые и AGM аккумуляторы могут хранится без подзарядки несколько месяцев. В холодном климате полная зарядка нужна, чтобы не допустить замерзания электролита. Зарядка аккумулятора с замерзшим электролитом может привести к его взрыву.
Храните аккумуляторы в прохладном месте. Аккумулятор теряет емкость при повышенной температуре независимо от того используется он или нет. Эти потери емкости не восстановимы и являются частью процесса старения аккумулятора. В общем случае на каждые 8 С роста температуры, ожидаемый срок службы аккумулятора сокращается вдвое. Аккумуляторы необходимо хранить в прохладном месте, не допуская замерзания электролита
Рекомендации по зарядке и эксплуатации литиевых тяговых лодочных батарей
Лодочные аккумуляторы для электромоторов — химические источники тока, и, соответственно, как и любая химия требуют внимательного к ней отношения.
Предлагаем вашему вниманию еще одну познавательную статью – о разновидностях литиевых аккумуляторов .
Герметизированные тяговые свинцово-кислотные аккумуляторы Volta bikes серии 6DZM предназначены для использования в лёгком электротранспорте. Свинцово-кислотные аккумуляторы устанавливаются почти во всех моделях электроскутеров и электроквадроциклов, некоторых моделях электровелосипедов и электросамокатов. Это неприхотливый и надёжный источник постоянного тока, не требующий какого-либо обслуживания на протяжении всего срока службы, который к тому же, стоит дешевле литий ионных аккумуляторов аналогичной ёмкости.
Обычно, тяговые свинцово-кислотные аккумуляторы Volta bikes, при правильной эксплуатации, служат от 3-х до 4-х лет. В условиях постоянных полных разрядов, срок службы может сократиться до 2 лет. При эксплуатации с небольшим уровнем разряда, аккумуляторы могут работать до 5 – 7 лет. Соблюдая несложные правила, можно максимально увеличить ресурс тяговых свинцово-кислотных аккумуляторов.
В начале эксплуатации, определите максимальное расчётное время заряда своей свинцово-кислотной аккумуляторной батареи, разделив ёмкость батареи в ампер часах на силу тока зарядного устройства в амперах. Например, полностью разряженная (до 10.5v) аккумуляторная батарея 24v14Ah при температуре + 25 градусов Цельсия будет заряжаться зарядным устройством с силой тока 1.8А примерно 7.8 часа. (7 час. 50 мин. + / — 30 минут).
Свинцово — кислотные аккумуляторы – химический источник тока. При подаче тока от зарядного устройства, в аккумуляторе происходят одни химические реакции, при разряде аккумулятора – другие. Подробнее об этом можно прочесть здесь. На скорость протекания химических реакций влияет температура электролита. Оптимальная температура электролита +25 градусов Цельсия.
Именно для этой температуры указана номинальная ёмкость аккумуляторов. При повышении температуры электролита, – их ёмкость увеличивается, при понижении – уменьшается.
Если температура аккумуляторов ниже рекомендуемой для зарядки (18 – 25 градусов Цельсия), то время их зарядки увеличится пропорционально снижению температуры. При температуре ниже +10 градусов Цельсия, эффективность зарядки сильно снижается. При отрицательных температурах электролита, полноценно зарядить свинцово-кислотный аккумулятор, — практически невозможно. Поэтому, перед зарядкой, аккумуляторы рекомендуется прогреть, поместив в помещение с комнатной температурой воздуха на несколько часов.
Как проверить состояние аккумуляторов
Существует шесть способов узнать состояния аккумулятора
Электролит в свинцово-кислотных аккумуляторах состоит из смеси воды и серной кислоты. Когда аккумулятор полностью заряжен, концентрация серной кислоты в электролите и его плотность высокие. Во время разряда серная кислота взаимодействует с пластинами и образует оксид свинца и воду. В результате ее концентрация и плотность электролита уменьшаются.
Во время заряда происходит обратный процесс. Уровень заряда аккумулятора определяют измеряя плотность электролита ареометром.
Глубина разряда | Плотность электролита | Напряжение аккумулятора |
0 | 1,265-1,285 | 12,65+ |
25 | 1,225 | 12,45 |
50 | 1,190 | 12,24 |
75 | 1,155 | 12,06 |
100 | 1,120 | 11,89 |
Напряжение аккумулятора используют для грубой оценки его состояния. Чтобы получить корректные данные, перед проверкой напряжения аккумулятор необходимо несколько часов не заряжать и не разряжать
Счетчик ампер часов отслеживает потребляемый и отдаваемый аккумулятором ток. Эти данные, объединенные со временем работы аккумулятора, дают количество ампер-часов, полученных или отданных аккумуляторной батареей. Например, при токе разряда 10 ампер в течении 2 часов аккумулятор разрядится на 10 х 2 = 20 Ач. Через регулярные интервалы времени батарейный монитор сохраняет состояние аккумулятора в памяти и при необходимости воспроизводит историю использования батареи.
Задайте вопрос,
и получите консультацию по лодочным электромоторам, аккумуляторам или зарядным устройствам для катера или яхты
Источник: soul-fishing.ru