Как пили чай на Руси вприкуску

Послушайте, гости дорогие, как чаёвничать надо! А слушать, уж поверьте мне, лучше всего за столом с чашечкой ароматного напитка!

Чаепитие, душевная беседа за чашкой чая, имеет давние традиции в России. Русское чаепитие неразрывно связано с самоваром. Уже в летописях встречаются первые упоминания о традициях чайных посиделок. Пить чай нужно было медленно. В старой Москве пили чай четыре раза в день, в Пскове — шесть раз в день и больше.

Народ пил чай всем миром. Например, в Сокольниках – в то время, когда те были еще Подмосковьем на опушке леса стояли столы, покрытые скатертями. Самовары дымились. Всюду ходили разносчики. На лотках – булки, сухари, балык, колбаса копченая… Чаепитие устраивалось и в праздники, и в будние дни.

Конечно, чай – народный напиток. Русское дворянство эту традицию не слишком жаловало: высший свет в зависимости от моды подражал то немцам, то французам, то англичанам. А народу нужно было согреться и наесться. В дореволюционной России чай был популярен и в купеческой среде. Что и понятно – попробуй-ка напейся чем-нибудь покрепче, когда нужно договориться о цене. Да и лихого народа остерегаться надо…

Чай который раньше пили на Руси

Русский чай — это отдых, общение в приятном кругу. Самовар растапливался еловыми шишками. Смолянистый, горьковатый аромат дымка расслабляет и успокаивает. Кроме экономичности и красоты, в самоварах ценилась их «музыкальность». Перед закипанием этот нехитрый прибор начинал петь, и песня его, подобно стрекоту сверчка за печкой, придавала особый уют и интимность чайному столу.

Чаю заваривалось много, чтобы хватило на долгую неторопливую беседу. Заварка готовилась отдельно в заварочном чайнике и разбавлялась кипятком. А как иначе? Русский чай должен прежде всего согреть приходящих с мороза гостей. К чаю подавалось обилие традиционных сушек, баранок, пряников.

И, конечно, на столе должно стоять варенье. Это исконно русское лакомство. Ягоды должны быть целыми, сироп – тягучим.

Так как чай в те времена был недешев, очень важно было, кроме умения заварить вкусный чай, еще и не меньшее умение «не спить чай», т.п. разлить его так, чтобы каждый из присутствующих на чаепитии получил свою порцию чая одинаковой крепости, и плюс к этому хозяйка не допустила бы большой расход сухой заварки. Самовар ставился непосредственно на чайный стол либо на небольшой столик, приставленный в торце стола. Разливала чай только сама хозяйка, и только в случае крайней необходимости это действо доверялось старшей из дочерей, что соответствовало неписаному правилу – чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый.

Как приготовить настоящий чай? Традиционно в России пили индийский, черный байховый чай. Или «красный», как его называют в Китае. Но еще до появления чая на Руси заваривали пряные травы: мелиссу, зверобой, смородину, липу. Это было и дешевле и полезнее.

Чай заваривается в большом толстостенном фарфоровом чайнике, долго сохраняющем тепло. В крышке обязательно должно быть отверстие для выхода пара. Чайник обдается кипятком, засыпается заварка. Прикрыть на 5 минут крышкой и салфеткой так, чтобы носик чайника остался открытым, иначе чай изменит свой вкус. Три–пять минут чай упаривается. Потом чай «женят».

История чая на Руси. Чайные традиции.

Что это значит? Чай из заварочного чайника отливается в кружку. Затем он выливается назад. При этом все взвешенные частицы чая оседают на дно чайника. Должен получиться вкусный ароматный напиток насыщенного цвета.

Мед, варенье и сахар (лучше кусковой) подавали к чаю отдельно. Так же отдельно можно подать к чаю горячие сливки или молоко с пенками, предварительно около часа томленные в керамическом горшочке в печке( в нашем случае в духовке).

Немаловажным является и то, в какой обстановке происходит это таинство. Колоритны специальные грелки, которыми накрывают керамический заварочный чайник! Сшитые из плотного материала, они также являются настоящими образцами народного декоративного искусства. Им придают форму петухов, сказочных птиц или кукол-матрешек.

Не меньшей гордостью хозяйки, чем самовар, был и чайный сервиз. Материал, из которого делают чайные сервизы (фарфор, фаянс), — прекрасная основа для художественной росписи. Посуда русских фарфоровых заводов украшает витрины многих музеев мира. Слава Поповского и Кузнецовского заводов ничуть не меньше известности изделий Фаберже. А на столе обязательно белоснежная кружевная скатерть…Все это создает уют в доме и в душе каждого, сидящего за столом…

Пили чай из фарфоровой посуды, обязательно не доливая 1см от края чашки, что считалось хорошим тоном. В мещанских и купеческих семьях позволено было подавать чашки с горячим чаем на глубоких блюдах, из которых его и пили вприкуску с сахаром или вареньем, держа блюдце в ладони с особым, показным шиком.

Полные стаканы с чаем «до самого верха» подавались в трактирах, где пившее его простонародье считало вправе потребовать на свою копейку, чтобы стаканы наполнялись «всклянь», абсолютно полными.

Сейчас уже, конечно, чайные традиции не соблюдаются так строго, но неизменным остается одно: тепло и уют дома, где можно собраться за столом и выпить чашечку крепкого чая из начищенного до блеска бабушкиного самовара!

Приятного Вам чаепития!

кох-неожиданный-гость.jpg

Функциональное предназначение самовара — нагревать воду, но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем просто водонагревательный прибор. Самовар был для русского че­ловека своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За самоваром нередко решались серьезные деловые вопро­сы, без самовара не обходились в самых жарких творческих и полити­ческих дискуссиях.

купцы-за-самоваром.jpg

Самовар был необходим и в доме столичного пе­тербургского аристократа, и в трактире или чайной для посадского небогатого люда. На протяжении XIX и XX веков самовар стал харак­тернейшим символом русского быта, центральным предметом чаепи­тия, которое уже в XIX веке в России стало рассматриваться как часть национальной культурной традиции.

Чаепитие и самовар — эти два понятия стали неразделимы. Благо­даря чаепитию в России закрепилась бережно хранимая веками тра­диция хлебосольного гостеприимства, а самовар получил свое удиви­тельное долголетие. На Руси исстари употребляли рассол (огуречный, капустный), морсы, брусничную и вишневую воду, мед простой и с пря­ностями, пиво и квас.

Во времена монгольского ига русские познакоми­лись с бузой — холодным напитком из проса. Самое широкое распрост­ранение получил сбитень — горячий медовый напиток со зверобоем, шалфеем, лавровым листом и другими пряностями. И только в XVI веке в России узнали вкус чая, причем задолго до его появления в Европе.

студенты-и-преподаватели-у-самовара.jpg

Первыми чай попро­бовали жители Сиби­ри, куда он проник из Монголии. В 1567 году в Китае побыва­ли казачьи атаманы Петров и Ялышев. Они описали неизвес­тный китайский на­питок, который к тому времени был широко распростра­нен в Юго-Восточной Сибири. В 1638 году чай появился при русском царском дво­ре под названием «ки­тайская трава».

Его привез посол, боярс­кий сын Василий Старков, который был послан с дарами к одному из западно-монгольских ханов. Русскому дипломату в обмен на соболей бук­вально навязали значительный запас чая — 64 кг.

чаепитие.jpg

При дворе Михаила Федоровича Романова экзотический напиток был испробован. Неожи­данно он понравился царю и был одобрен. Но потом о чае забыли, и только через 60 лет чай вернулся из забвения. Русские люди долго при­выкали к этому питью. Сначала его пили как лекарство, потом как мод­ный напиток.

Из столицы мода на чай стала проникать в российскую глубинку. Пили его тогда нечасто, не как свой, привычный, а как «загра­ничный» напиток, культура чаепития еще не сложилась, и потребности в специальном приборе для чаепития — самоваре — еще не было.

При дворе Михаила Федоровича Романова экзотический напиток был испробован. Неожи­данно он понравился царю и был одобрен. Но потом о чае забыли, и только через 60 лет чай вернулся из забвения. Русские люди долго при­выкали к этому питью. Сначала его пили как лекарство, потом как мод­ный напиток. Из столицы мода на чай стала проникать в российскую глубинку.

Пили его тогда нечасто, не как свой, привычный, а как «загра­ничный» напиток, культура чаепития еще не сложилась, и потребности в специальном приборе для чаепития — самоваре — еще не было.

Однако во второй половине XVII века ввоз чая был уже столь велик, что иностранец Кальбургер, в бытность его в Москве (1674 год), поку­пал чай по 30 коп. фунт. В начале XVIII века при дворе в моду стало входить вино, несколько позже — шампанское. Среди дворцовой сереб­ряной утвари этого времени появились вазообразные, богато орнамен­тированные «фонтаны» западноевропейского производства.

Читайте также:  Какой рост у лисы

Благодаря большим размерам и великолепному декору они царили на столе среди разной другой утвари. К середине XVIII века чая в России употребляли больше, чем в Европе, а в Москве больше, чем в Петербурге. Вплоть до конца того же века чай можно было приобрести лишь в Москве и на оп­товых Ирбитской и Макарьевской ярмарках. Стоил он очень дорого — в 11 раз дороже, чем черная икра.

Такая высокая стоимость была обус­ловлена небольшим объемом импортируемого экзотического товара и высокими транспортными издержками: везли чай из Китая. Индии, путь был долгим и небезопасным. С XVIII века чай в Москве продавал­ся в лавках вместе с другими продуктами, но хранили его на складах. как правило, отдельно, чтобы не испортить аромат.

В XIX веке, помимо бакалейных лавок, чаем торговали магазины колониальных товаров, к которым относились кофе, табак, тростниковый сахар, пряности и др. Даже в начале XIX века чай представлял исключительную ценность. П. П. Соколов, сын знаменитого живописца, вспоминал: «Чай тогда только начинал входить в употребление, и лишь у очень богатых лю­дей его подавали гостям. Цыбик прекрасного чаю (цыбик — упаковоч­ный ящик для продажи крупным весом, вмещал обычно от 20 до 50 кг сухого чая) был подарком незаурядным».

Неудивительно, что с середины XVII и до середины XIX века, то есть в течение 200 лет, чай был преимущественно дворянским напитком. Поэтому и самовар, едва появившись, стал соответствовать дворянскому образу жизни. Постепенно выраба­тывался и своеобразный ритуал чаепития, правила, которым сле­довали в любом русском доме.

Источник: art-samovar.ru

Чай с сахаром в России: как его пили раньше и как это делают сейчас

Откуда в нашей стране появилась традиция пить сладкий чай, какие сорта можно подсластить, а какие лучше пить без добавок? Слово — титестеру и чемпиону России по чайной миксологии Наталье Прохоренко.

01.jpg

Что даёт чаю сахар

Натуральные сахара есть в любом чае. И чем концентрированнее напиток, тем лучше ощущается его сладковатый привкус. Добавленный сахар может усилить вкусоароматику некрепкого чая, а у крепких, терпких сортов, выделяющих много дубильных веществ, наоборот, сгладить горчинку.

Сладкий чай хорошо пить при простуде, слабости, головокружении: он незначительно повышает давление и количество глюкозы в крови, придает бодрости. Однако сахар увеличивает и калорийность напитка: если у несладкого чая она практически нулевая, то каждая ложка сахара добавляет 20–30 ккал.

Три кружки чая с тремя ложками сахара в день — это уже 250–270 ккал, что равно дополнительному приему пищи.

10.jpg

Вячеслав Россохин, Посиделки, 1993г. / Фото: artandphoto.ru

Как в России стали пить чай с сахаром

Китайский чай попал в Россию только в XVII веке и был очень дорогим удовольствием. Классическое же русское чаепитие сформировалось только несколько веков спустя. Дворяне пили напиток на английский манер — не более двух раз в день, маленькими порциями и с небольшим количеством сахара, чтобы убрать излишнюю горечь.

06.jpg

Поговорка «Чай да сахар!», означающая «Приятного аппетита!», пошла именно из купечества и крестьянства. Чай и самовар были признаком достатка, но особым шиком считалась «сахарная голова». На стол ставили напоминающий артиллерийский снаряд большой кусок твердого нерафинированного сахара, а от него с помощью специальных щипцов откалывали небольшие кусочки. Делал это, как правило, глава семейства.

Чай пили «вприкуску»: для этого маленький кусочек твердого сахара зажимали между передними зубами и потягивали через него горячий напиток, который таким образом приобретал сладковатый привкус. Не очень эстетичный способ (представьте звуковые эффекты!), но зато с одним сахарным куском можно было выпить много кружек, а точнее, по купеческой традиции, блюдец.

05.jpg

Если же кому-то все-таки хотелось добавить сахар в чай, то это называлось «пить внакладку». Весьма расточительный способ по сравнению с первым: даже в кипятке нерафинированный сахар растворялся очень медленно, поэтому класть его приходилось довольно много. Экономные хозяйки специально наливали чай в кружку или блюдце до самых краев, чтобы гостям не приходило в голову попусту переводить дорогой продукт.

03.jpg

Чай с сахаром в СССР

Сладкий чай в привычном нам понимании появился в Советском Союзе, когда сахар подешевел и стал продаваться в виде песка и кусочков быстрорастворимого рафинада. В то же время поставки импортного чая прекратились, а отечественный грузинский был низкого качества, неароматным и горьким. В напиток стали щедро добавлять сахар, чтобы убрать эту горечь и придать хоть какой-то приятный вкус. Особенно актуально это было для столовых, где заварку экономили, а потому чай получался светло-желтого цвета, с едва заметным ароматом.

04.jpg

В какой чай лучше всего добавлять сахар

Нет правила, которое бы запрещало добавлять сахар в тот или иной сорт чая. Однако чаще всего любители подсластить напиток отдают предпочтение черному — индийскому ассаму, «Английскому завтраку». Также сахар хорошо сочетается с ароматизированными сортами — «Эрл Греем», молочным улуном, фруктовыми миксами.

Для разнообразия сладкоежкам рекомендуем попробовать напитки на основе чая, в состав которых изначально входит сахар. Например:

  1. Масала — индийский чай с сахаром, молоком и специями. Подробнее о нем можно почитать в этой статье.
  2. Марокканский чай с мятой и сахаром. Подробнее — здесь.

08.jpg

Какой чай не стоит пить с сахаром

А вот в элитные сорта чая добавлять сахар бессмысленно: сладость скроет тончайшие вкусовые нюансы и не даст насладиться ароматом напитка. Китайские улуны, японская сенча и многие другие сорта премиум-класса не принято подслащивать не только на родине, но и во всем мире.

Во вкусе некоторых из них выражена натуральная сладость: например, в сортах белого чая есть цветочно-медовые ноты, в темных улунах — легкий аромат сухофруктов, корицы и даже шоколада. Поэтому, если вы хотите отказаться от сахара в чае, обратите внимание на эти сорта.

Источник: tea.ru

Таинство русской Истории. Русский чай.

Какой же русский не любит чай или хотя бы незнаком с этим словом. А со словом чайник, чашка? Вы улыбаетесь снисходительно. Тогда вот – чаша и буквица Y — чревль. Для чаепития и чайной церемонии даже буквица в древней Азбуке предусмотрена.

Графема чревль образует как бы чашу и олицетворяет базовый способ получения и накопления опыта. Источник.

ЧА в северных районах Китая означает «молодой листок». Это слово стало употребляться для обозначения чая в IV-V веке – как раз тогда, когда чай стали изготавливать из этих самых молодых листков. Чуть раньше зародилась и наша Азбука.

Всё это точно не вчера родилось. И отдавать чайный приоритет Китаю и Индии безоговорочно, оснований нет никаких. Где-то там, в глубинах истории пересеклись культуры наших предков, но не более того.

Иван чай

С давних времён на Руси владели технологией изготовления вкусного, целебного напитка из кипрея узколистного, называемого в народе Иван-чаем. Отсюда пошло и название Иван-чай или просто – Чай.

С давнего времени сохранились русские слова о русском чае.

Словарь Дьяченко просто переполнен словами с ЧА. Это ЧА отнесено русским языком и к чадорождению и к чародейству. Иван-чай помощник в мужских проблемах и во многих иных. Он воистину и целебный и ритуальный напиток.

ЧАЯти – ожидать, надеяться. Вот вам и «китайское ЧА».

Как мы говорим: « Чай свидимся», в смысле надеюсь, свидеться. Народные чаяния — народные надежды. На свой чудо-напиток надеялись.

Что касается других народов (индийцы, китайцы), они просто переняли у нас название напитка для своей ботаники, а наши переводчики и редакторы истории с этим согласились, если только сами сие и не сотворили.

Нас заставили забыть об этом, но ведь именно Русь-Россия – Родина чая!

Что-то из нашего ноу-хау отнесли на счет Рима, а что-то даже в Китай. Дербанят историю без жалости. И тут я не шучу.

История Иван-чая упоминается в хрониках ещё XII века.

В тогдашнем экспортном перечне наш чай значился под названием «копорский чай» по названию селения, основанного Александром Невским. Но культура чайного производства имеет более древнюю историю. Экспортные поставки русского чая опережали тогдашний русский «бренд» — пеньку, воск и меха. По сути как сегодня экспорт нефти и газа. И это про чай из Руси?

Крепость в Копорье была заложена в 1237 году. Впервые упоминается в новгородских летописях в 1240 году, когда немецкие рыцари Ливонского Ордена построили в Копорском погосте деревянную крепость.

Читайте также:  Когда щенок кобель начинает поднимать лапу

В 1241 году Александр Невский отбил крепость у немецких рыцарей. При штурме погиб знаменитый богатырь Гаврила Алексич. Софийская первая летопись повествует:

Въ то же л Ѣ то по възвращению, поб Ѣ д Ѣ великаго Александра Ярославича, тое же зим Ѣ пакы приидоша от Западныя страны Н Ѣ мци и Чюдь на Водь. И повоеваша все, и дань на них възложиша, и срубиша городъ въ Копории въ отечеств Ѣ великаго князя Александра Ярославича. Того же л Ѣ та поиде князь Олександръ на Н Ѣ мцы, на городъ Копорье, съ Новгородци и взя городъ, а Н Ѣ мцы приведе въ Новгородъ.

Копорскую крепость принято считать второй по значимости, после Ладоги, каменной крепостью на северо-западе.

Копорье

Позднее в XIX веке, растение Иван-чай вышло у нас на второе место по экспорту. Англия и Дания покупали тысячи пудов Иван-чая. А в Пруссию и Францию он шел контрабандой. Статья о нем даже вошла в Большую Британскую энциклопедию. А ведь Англия владела огромными колониями, в том числе Индией, где выращивался обычный чай.

Но английские пуритане, которые имели возможность сравнивать и выбирать лучшие в мире сорта предпочитали Иван-чай.

На Руси чай любили не меньше… . Он был неотъемлемой частью жизни наших предков.

Отобедать понятно всем, а отчаять, отчаяться? Форма построения слов одинакова, а смысл как бы противоположный. Но это было не всегда. Отобедать это послеобеденное время, когда по русской традиции окончен послеобеденный сон, тот же смысл имело и старинное слово отчаить. Помните поговорку: «Чай не пил, откуда силы.

Чай попил — совсем ослаб», «Чай пить – долго жить». Послечайный отдых тоже практиковался.

Чаепитие

Кустодиев Б.М. «Московский трактир». Источник.

Сегодня в России такое вряд ли встретишь, хотя ещё в советское время сохранялись Чайные: колхозные, солдатские …

Культура чаепития Руси развивалась самостоятельно и параллельно с чайной культурой Азии, имея при этом свои национальные чайные церемонии. Церемонились и в Европе.

Художников привлекала красивая церемония, а про Русский чай молчок. Почему?

Как утратили русский чай.

Великобритания, владевшая огромными чайными плантациями в Индии, покупала ежегодно десятки тысяч пудов Копорского чая, предпочитая индийскому – чай русский!
Так почему же в России прекратилось столь выгодное производство Копорского чая? Дело в том, что в конце XIX века его популярность оказалась, так велика, что стала подрывать финансовое могущество Ост-Индийской чайной кампании, торговавшей индийским чаем! Кампания раздула скандал, якобы русские перетирают чай белой глиной, а она, мол, вредна для здоровья. Так владельцы Ост-Индийской кампании решили убрать с английского рынка мощнейшего конкурента – Русский чай!
Компания добилась таки своего, был снижены закуп Русского чая, а после революции в России 1917 года закуп чая в России прекратился полностью! Центр производства русского чая Копорье разорился. Источник.

После развала Российской Империи русское чайное дело вовсе предали забвению.

В южных районах Китая английские купцы вывозили лист под названием «Ти» от малайского наречия южного Китая — ТЭ. С того и пошло по миру такое название. А вот в северных районах Китая известно историческое русское слово «чай» как čhā — «ЧА».

Чай китайский попал в Россию только в ХVI столетии в качестве подарка Ивану Грозному. Ну и сравните даты столетий.

Теперь о стратегических достоинствах русского Иван-чая.

Начинается история со славянской легенды. За грехи людей боги распространили болезни. Начался мор. На мольбы славян откликнулась только одна богиня – Купальница. Приплыв ночью по небу на серебряной ладье она бросила на землю семена лекарственного растения и уже утром, в это месте зацвел Иван-чай.

В крестьянских семьях утром на столе заваривали огромный самовар с этим напитком. Каждый мог в течение дня подойти к самовару, налить себе кружку, тем самым не только утолить жажду, но и восстановить силы. Чай позволял крестьянам легче переносить жару и работать с утра до вечера без еды. Потому и сохранилось странное для современного уха выражение: «Чаю откушать».

В начале 20 века русский ученый, знаток тибетской медицины Петр Бадмаев, зная целебные свойства Иван-чая открыл элитную частную клинику, оздоровительный центр, говоря современным языком, для VIP -особ, где на основе этого растения и иных трав готовил отвары и настойки для лечения недугов и общего оздоровления организма. Его клиентами были и царская семья, и тот самый Григорий Распутин, и даже коронованные особы из Европы. Сам Бадмаев утверждал, что его настойки из Иван-чая дадут ему возможность прожить до 200 лет. Популярность копорского чая снова начала восстанавливаться в Европе.

Для того, чтобы окончательно ликвидировать копорский чай в Европе, англичане решили полностью развалить русскую чайную промышленность. Они не стали на этот раз запускать антирекламную кампанию, а просто заплатили В.И. Ленину.

Бадмаев, которому было на тот момент 109 лет, был объявлен политически неблагонадежным и брошен в тюрьму, сотрудники его лаборатории – расстреляны без суда и следствия, рецепты – уничтожены, а производство копорского чая почти полностью прекратилось. Спустя какое-то время Петра Бадмаева выпустили, но камера и пытки подорвали его здоровье. Петр Бадмаев вскоре умер.

Большевики опомнились. Поняв, что для сохранения государства необходимы крепкие и здоровые граждане, особенно в Красной Армии. Чайный завод в Копорье был восстановлен, а при нем по приказу Л.П. Берии (!) перед войной была открыта лаборатория, в задачу которой входила разработка напитков для Красной Армии на основе Иван-чая.

В 1941 году немецкая армия наступала по всем фронтам. Наиболее ожесточенные бои шли в северном направлении, фашисты рвались к Ленинграду. Первого сентября наступление немецких танков на Ленинград было приостановлено странным приказом командующего группировкой «Север» генерал-фельдмаршалом фон Леебом — зайти в Копорье и уничтожить объект под кодовым названием «Река жизни». Приказ об уничтожении исходил из ставки Гитлера.

Этот объект был экспериментальной лабораторией, производившей напитки по старинной русской рецептуре, в основе которой был Иван-чай. Немецкие танки буквально снесли Копорье, гусеницами танков уничтожили поля Иван-чая. Сверхчеловеки расстреляли всех, кто занимался производством напитка.

Но почему немецкое командование отложило штурм Ленинграда и поставило под угрозу план «Барбаросса»? Ради того, чтобы уничтожить лабораторию и угодья Иван-чая? А смысл странного приказа состоял в уникальных свойствах, которыми обладает Иван-чай, так как по степени полезности он опережал все формы еды. В биохимических лабораториях на базе чайной фабрики проводились работы по созданию уникального напитка, который должен был повысить выносливость бойцов Красной армии.

Итак, в России были полностью утеряны как рецепты Петра Бадмаева, так и рецепты лаборатории при Копорском заводе. Косвенным свидетельством этого является тот факт, что высокопоставленные руководители СССР, весьма заботившиеся о своем здоровье, давали указания своим кремлевским поварам разливать в бутылки от коньяка напиток шиповника. Выпив рюмку из такой бутылки на приеме, они удовлетворенно крякали и наливали следующую. Приглашенные думали: «У наших старичков, здоровье еще ого-го!» Если бы эти руководители знали о Копорском чае и его свойствах, почти наверняка заменили бы им свой напиток из шиповника. Источник.

Есть много растений, из которых можно приготовить чай, дело тут в способе приготовления, основой в котором служит брожение (ферментация) , а свойства каждого из чаёв определяются тем растением, из которого он приготовлен.

Иван-чай по своей полезности можно сравнить разве что с медом.

Иван-чай дает и высококачественную пыльцу, и маточное молочко, и прополис. А из стеблей получается прочное волокно. И «пуховиком» кипрей зовут неспроста: его пухом в некоторых деревнях и сегодня набивают матрацы и подушки.
Все части растения пригодны в пищу. Сладкие корневища можно есть сырыми, а после сушки из них готовят муку. Первые побеги идут на отменные салаты, по вкусу напоминающие спаржу, но только более нежные и пикантные. А листья — это и есть знаменитый, неповторимый и ароматный Иван-чай, не содержащий кофеина, алкалоидов и пуриновых кислот — первейших загрязнителей организма. Источник.

Русские люди ежедневно употребляли Иван-Чай как традиционный напиток и всегда отличались силой, здоровьем, выносливостью, мудростью. Регулярное его употребление способствовало долголетию.

Это не реклама, таковы исторические факты. Если сам Берия занимавшийся решением стратегических вопросов решал и вопросы напитка из Иван-чая это, конечно, являлось стратегической задачей, а не просто созданием модного пепси-кваса.

Читайте также:  Как называется розовая птица

Настой Иван-чая сохраняет свои целебные и ароматные свойства целых трое суток. Тогда как отцы обычного чая — китайцы считают, что их чай после заварки через 20 минут превращается в «яд гремучей змеи». Так как в обычном чае после заварки через некоторое время, кроме кофеина, начинают экстрагироваться такие полифенольные вещества, которые блокируют синтез многих витаминов и полезных энзимов в организме. Отчего и не рекомендуется заваривать черный чай дважды. Именно черный чай распространен в Китае для внутреннего употребления.

Но, оказывается, этот недостаток натурального чая можно исправить, если добавлять Иван-чай на каждую заварку хотя бы треть от общего количества смеси.

Обычные чаи подвергаются сушке при температуре от 65 градусов до 85 градусов, а Иван-чай получали в результате мягкой сушки до 65 градусов с максимальным сохранением полезных микроэлементов и витаминов.
О полезные свойствах Иван-Чая в Сети информации множество.

Что интересно, заварка Иван-чая не окрашивает зубную эмаль, да и вообще удачно сделанный Иван-чай гораздо вкуснее индийского или цейлонского. По свойству напиток Иван-чая занимает как бы промежуточное положение между чёрным и зелёным по крепости и целебности. А если в этот чай добавить цветы, сушеные ягоды и плоды, то цены ему не будет!

Употребление Иван-Чай особенно будет полезно женщинам во время беременности и кормления грудью. Иван-Чай придёт на помощь даже малышам при прорезывании зубов.

Целебным свойствам Иван-Чая доверять стоит. Много поколений наших предков «испытало» этот напиток на себе.

Короче самый настоящий эликсир и панацея. Молодцы были наши предки, а недобросовестные люди стремятся записать славян в дикари вместе с примитивной историей. Недаром видать Англия и недоброй памяти Гитлер всеми силами уничтожали наш Иван-чай.

А какова технология приготовления Иван-чая?

Сразу следует оговориться, что самостоятельное его изготовление требует навыка и опыта. Это как печь хлеб или резать стекло. Все вроде бы ясно, а получается как у мага в песне Пугачевой.

Если попробовать его просто высушить и заварить, получится ерунда сено сеном.

Нужно обеспечить все процессы в нужном режиме. Недаром это было статьей экспорта и головной болью конкурентов России.

И всё это дар родной природы, экологически чистый витаминизированный продукт. Любили предки природу, а Природа любила их самих.
Уже после публикации получил уточняющий комментарий: » очень важную деталь,иван-чай не впитывает в себя из почвы,и окружающей среды вредных веществ».

Источник: yar46.livejournal.com

Как пить чай вдогонку и не спутать его с сушёной морковкой

Белгородский музей народной культуры рассказывает историю русского чаепития

Как пить чай вдогонку и не спутать его с сушёной морковкой

Фото Вадима Заблоцкого

Анна Кущенко

На выставке «Золотой век русского чаепития» представлено порядка 50 предметов, которые в прошлые века можно было увидеть на русском столе во время душевной беседы за чашечкой чая.

Заморский деликатес

С 2010 года музей народной культуры стал устраивать традиционные выставки, благодаря которым белгородцы знакомятся с его фондом, насчитывающем около 20 тысяч экспонатов. В 2013-м здесь можно было увидеть головные уборы концы XIX – начала XX века, в прошлом году гости познакомились с народными инструментами, а в этом откроют для себя историю самовара. И не только.

«Мы не просто решили рассказать об истории появлении самовара и его разнообразных формах, а прежде всего поведать о традициях русского чаепития, его особенностях в различных сословиях. Ведь для русского человека самовар не просто водонагревательный прибор, а олицетворение гостеприимства и радушия, задушевного общения, домашнего покоя и уюта», – отметила директор музея Елена Спиридонова.

Согласно историческим сведениям, чай в Россию впервые попал в 1638 году – китайские послы вручили несколько ящиков в дар царю Михаилу Романову. Сначала его употребляли как лекарство, но вскоре стали пить и ради удовольствия. В 1679 году был заключён первый договор о поставке чая из Китая. И уже в середине XIX века в Москве можно было найти более 1 000 специализированных магазинов.

А вот в Петербурге по заведённой Петром I традиции аристократы предпочитали пить кофе. Крестьяне тоже не спешили покупать чай – цена его была слишком высока. В 1730 году один фунт (454 г) стоил от двух до шести рублей. Для сравнения – 40 фунтов мёда стоили три рубля, а один пуд (16,38 кг) икры – 1 рубль 75 копеек. Так что чай по тем временам считался деликатесом.

И некоторые особо предприимчивые торговцы, чтобы увеличить его вес, добавляли к чайным листьям спитый засушенный чай или сушёную морковку.

Впрочем, морковный чай хоть и отличается от настоящего вкусом, всё-таки обладает полезными свойствами, чего не скажешь о подкрашенных опилках, которые тоже использовались при подделках. Строительство в конце XIX века Транссибирской магистрали удешевило транспортировку чая, и с тех пор он получил широкое распространение. В 1885 году в Российской империи появились первые чайные плантации.

Король стола

На выставке можно увидеть знаменитые жаровые самовары XIX века в форме яйца, вазы, полушара, рюмки. Почти все они были куплены музеем у белгородского коллекционера, а один передан в дар сотрудниками таможенной службы. Самовары конца XIX – начала ХХ века, выпущенные фабрикой Баташевых, привлекают своими необычными формами, изысканными деталями, использованием орнаментов в византийском стиле, а также рококо и барокко.

Экспозицию дополнили и другие старинные предметы быта, использовавшиеся во время дворянского, купеческого и крестьянского чаепитий, каждое из которых имело свои особенности.

Для заварки в дворянских семьях использовали фарфоровые и фаянсовые чайники. Чашку не заполняли до краёв, потому что к чаю было принято подавать варенье, сливки и мёд.

Самовар же помогал точно узнать момент, когда температура воды становится подходящей для заваривания чая, ведь многие сорта нельзя заваривать крутым кипятком. Первоначальный шум, сменялся самоварным пением, а затем и бурлением. Именно когда самовар начинал петь, надо было заваривать чай.

В экспозиции есть красивые чашки, сахарницы, молочник. Пить чай с молоком – английская традиция, но она прижилась в России, и молочники также стали входить в состав сервизов.

Чаепитие на 20 чашек

У купеческого сословия были свои представления о чаепитии.

«Купцы засиживались на несколько часов и выпивали от 15 до 20 чашек. Приглашение на чай подразумевало, что будет длительная беседа, во время которой решались те или иные вопросы. Женщины, как правило, пили из маленьких чашечек, мужчины предпочитали стаканы в подстаканниках», – рассказала заведующая отделом научно-экспозиционной и выставочной работы Ольга Матвеева.

  • Фольклорный коллектив «Ладовицы» спел шуточную песню о чае.

Крестьяне долгое время вместо заморского чая пили традиционный русский Иван-чай, который изготавливали из листьев кипрея узколистного. Основным местом его изготовления было село Копорье (неподалёку от Петербурга). Иван-чай экспортировали во многие страны Европы. Но после революции его производство прекратилось. О чудесных свойствах Иван-чая вспомнили во время Великой Отечественной войны, когда открыли специальную лабораторию, где производили напитки по старинным русским рецептам.

Кроме этого, были популярны травяные чаи из липы, зверобоя, листьев ежевики, смородины, мяты, земляники, брусники и лесных ягод. Всё это было под рукой и не требовало лишних растрат.

На открытии выставки сотрудники музея не только показали экспонаты и рассказали об интересных традициях, но и предложили гостям выпить ароматного чая с травами и поучаствовать в конкурсе, угадав, как выглядел тот или иной способ чаепития.

Например, сейчас мы пьём чай, как это делали купцы и дворяне – внакладку (накладываем сахар прямо в чай). Ещё один способ – вприкуску. Сахар зажимался между передними зубами и через него протягивали чай. Сегодня такое повторить не удастся – в минувшие времена сахарные головы были более плотными.

Однако такой способ чаепития нельзя было назвать эстетичным из-за возникающих специфичных звуков. Поэтому в высших кругах от него отказались.

А вот те, кто был победнее, пили чай вдогонку – кусочек сахара клали на хлеб, хлеб откусывали, а сахар отодвигали дальше и дальше. Когда ломоть был съеден, по одной версии – нетронутый кусок сахара убирался, а по другой – съедался и запивался чаем. Ещё один экономичный способ чаепития – вприглядку. Хозяйка выставляла сахар на стол, поближе к самовару, а гости пили чай, наслаждаясь лишь видом этого очень дорогого по тем временам продукта.

Узнать о других интересных традициях чаепития можно в музее народной культуры до конца января.

Источник: www.belpressa.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...