Что за нелепый вопрос? «Как связаться с подводной лодкой»? Взять спутниковый телефон и позвонить. Коммерческие системы спутниковой связи, такие как INMARSAT или «Иридиум», позволяют, не выходя из московского офиса, дозвониться до Антарктиды.
Единственный минус – высокая стоимость звонка, впрочем, у Минобороны и Роскосмоса, наверняка, действуют внутренние «корпоративные программы» с солидными скидками… Действительно, в век Интернета, «Глонасс» и беспроводных систем передачи данных проблема связи с подводными лодками может показаться бессмысленной и не очень остроумной шуткой – какие здесь могут быть проблемы, спустя 120 лет после изобретения радио? А проблема здесь одна – лодка, в отличие от самолетов и надводных кораблей, движется в глубинах океана и совершенно не реагирует на позывные обычных КВ, УКВ, ДВ-радиостанций — соленая морская вода, являясь превосходным электролитом, надежно глушит любые сигналы.
Ну… если потребуется — лодка может всплыть на перископную глубину, выдвинуть радиоантенну и провести сеанс связи с берегом. Проблема решена? Увы, не все так просто – современные атомоходы способны месяцами находиться в подводном положении, лишь изредка поднимаясь к поверхности для проведения планового сеанса связи.
Способы связи с подводными лодками. Средства связи с АПЛ
Основная важность вопроса состоит в надежной передаче информации с берега на подводную лодку: неужели для трансляции важного приказа придется ждать сутки и более – до следующего по графику сеанса связи? Иными словами, в момент начала ядерной войны подводные ракетоносцы рискуют оказаться бесполезными – в то время, когда на поверхности будут греметь бои, лодки продолжат спокойно выписывать «восьмерки» в глубинах Мирового океана, не подозревая о трагических событиях, происходящий «наверху».
А как же наш ответный ядерный удар? Зачем нужны морские ядерные силы, если их невозможно вовремя применить? Как вообще связаться с притаившейся на морском дне субмариной? Первый способ довольно логичен и прост, в то же время он весьма сложен в реализации на практике, а дальность действия такой системы оставляет желать лучшего.
Речь идет о звукоподводной связи – акустические волны, в отличие от электромагнитных, распространяются в морской среде гораздо лучше, чем по воздуху – скорость звука на глубине 100 метров составляет 1468 м/с! Остается лишь установить на дне мощные гидрофоны или заряды взрывчатки – серия взрывов с определенным интервалом однозначно покажет подлодкам необходимость всплыть и принять важную шифрограмму по радиосвязи. Способ годится для операций в прибрежной зоне, но «перекричать» Тихий океан уже не получится, в противном случае потребная мощность взрывов превысит все разумные пределы, а образовавшаяся волна-цунами смоет все от Москвы до Нью-Йорка. Конечно, можно проложить по дну сотни и тысячи километров кабелей – к гидрофонам, установленным в районах наиболее вероятного нахождения стратегических ракетоносцев и многоцелевых атомных подлодок… Но существует ли иное, более надежное и эффективное решение?
Как подводники обходятся без женщин в автономке
Der Goliath. Страх высоты
Обойти законы природы невозможно, но в каждом из правил есть свои исключения. Морская гладь не прозрачна для длинных, средних, коротких и ультракоротких волн. В то же время, сверхдлинные волны, отражаясь от ионосферы, без труда распространяются за горизонтом на тысячи километров и способны проникать в глубины океанов. Выход найден – система связи на сверхдлинных волнах.
И нетривиальная проблема связи с подводными лодками решена! Но почему все радиолюбители и эксперты в области радиотехники сидят с таким унылым выражением лиц? Зависимость глубины проникновения радиоволн от их частоты VLF (very low frequency) — очень низкие частоты ELF (extremely low frequency) — крайне низкие частоты Сверхдлинные волны – радиоволны с длиной волны свыше 10 км. В данном случае, нас интересует диапазон очень низких частот (ОНЧ) в пределах от 3 до 30 кГц, т.н. «мириаметровые волны». Даже не пытайтесь искать этот диапазон на ваших радиоприемниках – для работы со сверхдлинными волнами нужны антенны потрясающих размеров, длиной во многие километры – ни одна из гражданских радиостанций не работает в диапазоне «мириаметровых волн».
Чудовищные габариты антенн – вот главная загвоздка на пути создания ОНЧ-радиостанций.
И все же, исследования в данной области проводились еще в первой половине XX века — их результатом стал невероятный Der Goliath («Голиаф»). Очередной представитель немецкого «вундерваффе» — первая в мире сверхдлинноволновая радиостанция, созданная в интересах Кригсмарине.
Сигналы «Голиафа» уверенно принимались подлодками в районе мыса Доброй Надежды, при этом, излучаемые супер-передатчиком радиоволны могли проникать в воду на глубину до 30 метров. Размеры автомобиля в сравнении с опорой «Голиафа» Вид «Голиафа» потрясает воображение: передающая ОНЧ-антенна состоит из трех зонтичных частей, смонтированных вокруг трех центральных опор высотой 210 метров, углы антенны закреплены на пятнадцати решетчатых мачтах высотой 170 метров. Каждое антенное полотно, в свою очередь, состоит из шести правильных треугольников со стороной 400 ми представляет из себя систему стальных тросов в подвижной алюминиевой оболочке. Натяжение антенного полотна производится 7-тонными противовесами.
Максимальная мощность передатчика – 1,8 Мегаватт. Рабочий диапазон 15 – 60 кГц, длина волн 5000 – 20000 м. Скорость передачи данных – до 300 бит/с.
Монтаж грандиозной радиостанции в пригороде г. Кальбе завершился весной 1943 года. Два года «Голиаф» служил в интересах Кригсмарине, координируя действия «волчьих стай» на просторах Атлантики, до тех пор, пока в апреле 1945 «объект» не был захвачен американскими войсками.
Спустя некоторое время местность перешла под управление советской администрации – станцию немедленно разобрали и вывезли в СССР. Шестьдесят лет немцы гадали, где же русские спрятали «Голиаф». Неужели эти варвары пустили шедевр немецкой конструкторской мысли на гвозди? Тайна открылась в начале XXI века — немецкие газеты вышли с громкими заголовками: «Сенсация! «Голиаф» найден!
Станция по-прежнему находится в рабочем состоянии!» Высоченные мачты «Голиафа» взметнулись ввысь в Кстовском районе Нижегородской области, у поселка Дружный – именно отсюда ведет свое вещание трофейный супер-передатчик. Решение о восстановлении «Голиафа» было принято еще в далеком 1949 году, первый выход в эфир состоялся 27 декабря 1952 года.
И вот, уже более 60 лет легендарный «Голиаф» стоит на страже нашего Отечества, обеспечивая связь с идущими под водой подлодками ВМФ, одновременно являясь передатчиком службы точного времени «Бета». Впечатленные возможностями «Голиафа», советские специалисты не стали останавливаться на достигнутом и развили немецкие идеи.
В 1964 году в 7 километрах от города Вилейка (Республика Беларусь) была построена новая, еще более грандиозная радиостанция, более известная, как 43-й узел связи ВМФ. На сегодняшний день, ОНЧ-радиостанция под Вилейкой, наряду с космодромом Байконур, военно-морской базой в Севастополе, базами на Кавказе и в Средней Азии, входит в число действующих зарубежных военных объектов Российской Федерации.
На узле связи «Вилейка» служат порядка 300 офицеров и мичманов ВМФ РФ, не считая вольнонаемных граждан Белоруссии. Юридически, объект не имеет статуса военной базы, а территория радиостанции передана России в безвозмездное пользование до 2020 года.
Главной достопримечательностью 43-го узла связи ВМФ РФ, безусловно, является ОНЧ-радиопередатчик «Антей» (RJH69), созданный по образу и подобию немецкого «Голиафа». Новая станция гораздо крупнее и совершеннее трофейной немецкой аппаратуры: высота центральных опор увеличилась до 305 м, высота боковых решетчатых мачт достигла 270 метров.
Помимо передающих антенн, на территории площадью 650 га расположен ряд технических строений, в том числе высокозащищенный подземный бункер. 43-й узел связи ВМФ РФ обеспечивает связь с атомными лодками, несущими боевое дежурство в акваториях Атлантического, Индийского и северной части Тихого океана.
Помимо своих основных функций, гигантский антенный комплекс может быть использован в интересах ВВС, РВСН, Космических войск РФ, также «Антей» применяется для ведения радиотехнической разведки и РЭБ и входит в число передатчиков службы точного времени «Бета». Мощные радиопередатчики «Голиаф» и «Антей» обеспечивают надежную связь на сверхдлинных волнах в Северном полушарии и на большей площади Южного полушария Земли.
Но как быть, если районы боевого патрулирования подлодок сместятся в южную Атлантику или в экваториальные широты Тихого океана? Для особых случаев в составе авиации Военно-Морского Флота имеется специальная техника: самолеты-ретрансляторы Ту-142МР «Орел» (по классификации НАТО Bear-J) — составная часть резервной системы управления морскими ядерными силами.
Созданный в конце 1970-х годов на базе противолодочного самолета Ту-142 (который, в свою очередь, является модификацией стратегического бомбардировщика Т-95), «Орел» отличается от прародителя отсутствием поисковой аппаратуры – взамен на месте первого грузового отсека находится бобина с буксируемой 8600-метровой антенной ОНЧ-радиопередатчика «Фрегат». Помимо сверхдлинноволновой станции, на борту Ту-142МР имеется комплекс аппаратуры связи для работы в обычных диапазонах радиоволн (при этом самолет способен исполнять функции мощного КВ-ретранслятора даже без подъема в воздух).
Известно, что по состоянию на начало 2000-х годов несколько машин данного типа все еще числились в составе 3-ей эскадрильи 568-го гв. смешанного авиаполка авиации Тихоокеанского флота. Разумеется, использование самолетов-ретрансляторов есть не более чем вынужденная (резервная) полумера – в случае реального конфликта Ту-142МР может быть легко перехвачен вражеской авиацией, кроме того, кружащий в определенном квадрате самолет демаскирует подводный ракетоносец и явственно указывает противнику положение субмарины. Морякам требовалось исключительно надежное средство для своевременного доведения приказов военно-политического руководства страны до командиров атомных подводных лодок, находящихся на боевом патрулировании в любом уголке Мирового океана. В отличие от сверхдлинных волн, проникающих в толщу воды всего на пару десятков метров, новая система связи должна обеспечить надежный прием экстренных сообщений на глубинах 100 и более метров. Да…перед связистами возникла весьма и весьма нетривиальная техническая задача.
ЗЕВС
Акустическая передача
- Звук может распространяться в воде достаточно далеко, и подводные громкоговорители и гидрофоны могут использоваться для связи. Во всяком случае, военно-морские силы и СССР , и США устанавливали акустическое оборудование на морском дне областей, которые часто посещались подводными лодками, и соединяли их подводными кабелями с наземными станциями связи.
- Односторонняя связь в погруженном положении возможна путем использования взрывов. Серии взрывов, следующих через определенные промежутки времени распространяются по подводному звуковому каналу и принимаются гидроакустиком.
Радиосвязь в диапазоне очень низких частот
Радиоволны очень низкого диапазона (ОНЧ , VLF, 3-30 кГц) могут проникать в морскую воду на глубины до 20 метров. Значит, подводная лодка, находящаяся на небольшой глубине, может использовать этот диапазон для связи. Даже подводная лодка, находящаяся гораздо глубже, может использовать буй с антенной на длинном кабеле. Буй может находиться на глубине нескольких метров и из-за малых размеров не обнаруживается сонарами противника. Первый в мире ОНЧ-передатчик, «Голиаф », был построен в Германии в 1943 году, после войны перевезён в СССР, в 1949-1952 годах восстановлен в Нижегородской области и эксплуатируется до сих пор.
Радиоволны крайне низкой частоты (КНЧ , ELF, до 30 Гц) легко проходят сквозь Землю и морскую воду. Строительство КНЧ-передатчика — чрезвычайно сложная задача из-за огромной длины волны и крайне низкого КПД. Советская система «ЗЕВС» работает на частоте 82 Гц (длина волны — 3656 км), американская «Seafarer» (англ. мореплаватель ) — 76 Гц (длина волны — 3944,64 км).
Длина волны в этих передатчиках сравнима с радиусом Земли. Очевидно, что постройка дипольной антенны в половину длины волны (протяжённостью ≈ 2000 км) — нереальная на данный момент задача.
Вместо этого следует найти область Земли с достаточно низкой удельной проводимостью и заглубить в неё 2 значительных по размерам электрода на расстоянии порядка 60 км друг от друга. Поскольку удельная проводимость Земли в области электродов достаточно низкая, электрический ток между электродами будет проникать глубоко в недра Земли, используя их как часть огромной антенны. По причине крайне высокой технической сложности такой антенны, только СССР и США имели КНЧ-передатчики.
Вышеописанная схема реализована на передатчике «ЗЕВС», находящемся на Кольском полуострове в Североморске-3, к востоку от Мурманска в районе с координатами 69 , 33 69° с. ш. 33° в. д. / 69° с. ш. 33° в. д. (G) (O) (факт существования советского КНЧ-передатчика был обнародован только в 1990 году). Такая схема антенны имеет крайне низкий КПД — для её работы требуются мощности отдельной электростанции, в то время как выходной сигнал имеет мощность в несколько ватт. Но зато этот сигнал может быть принят фактически в любой точке земного шара — даже научная станция в Антарктиде зафиксировала факт включения передатчика «ЗЕВС».
Американский передатчик «Seafarer» состоял из двух антенн в Клэм Лэйк, Висконсин (с 1977 года) и на базе ВВС «Сойер» в Мичигане (c 1980 года). Была демонтирована в сентябре 2004 года . До 1977 года использовалась система «Sanguine», находящаяся в Висконсине .
ВМС Великобритании предпринимали попытки построить свой передатчик в Шотландии , но проект был свёрнут.
Из-за большого размера такого устройства передача с погруженной лодки на землю невозможна. Код связи держится в секрете, но можно предположить, что из-за невысокой частоты передачи (единицы байт в минуту) по КНЧ-связи передаются лишь простейшие команды наподобие «Всплыть и слушать команду по спутниковой связи». Однако и приёмные антенны КНЧ-связи отнюдь не малы — лодки используют выпускаемые буксируемые антенны.
Источник: orpro.ru
Связь с подводными лодками — Communication with submarines
Эта статья нужны дополнительные цитаты для проверка. Пожалуйста помоги улучшить эту статью к добавление цитат в надежные источники. Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удален.
Найдите источники: «Связь с подводными лодками» – Новости · газеты · книги · ученый · JSTOR ( Декабрь 2008 г. ) (Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения)
Связь с подводными лодками это поле внутри военная связь это создает технические проблемы и требует специализированных технологий. Потому что радиоволны не проходят через добро электрические проводники подобно соленая вода, погруженный подводные лодки отрезаны от радиосвязь с их командованием на обычных радиочастотах.
Подводные лодки могут всплывать и поднимать антенна над уровнем моря, то используйте обычные радиопередачи, однако это делает их уязвимыми для обнаружения противолодочная война силы. Ранние подводные лодки во время Вторая Мировая Война в основном передвигались на поверхности из-за их ограниченной подводной скорости и выносливости; они ныряли в основном, чтобы избежать непосредственной угрозы.
Вовремя Холодная война, тем не мение, атомные подводные лодки были разработаны, которые могут оставаться под водой в течение нескольких месяцев. В случае ядерной войны затопленный подводные лодки с баллистическими ракетами нужно приказать быстро запустить свои ракеты. Передача сообщений на эти подводные лодки — активная область исследований.
Очень низкая частота (ОНЧ) радиоволны могут проникать в морскую воду на несколько сотен футов, и многие военно-морские силы используют мощные береговые ОНЧ-передатчики для подводной связи. Несколько стран создали передатчики, использующие чрезвычайно низкая частота (ELF) радиоволны, которые могут проникать в морскую воду и достигать подводных лодок на рабочих глубинах, но для этого требуются огромные антенны. Другие использованные методы включают: сонар и синий лазеры.
- 1 Акустическая передача
- 2 Очень низкая частота
- 3 Чрезвычайно низкая частота
- 3.1 Трансмиссии ELF
Акустическая передача
Основная статья: Подводная акустическая коммуникация
Звук путешествует далеко в воде и под водой музыкальные колонки и гидрофоны может покрыть значительный пробел. По-видимому, как Американец (СОСУС ) и русский Военно-морские силы разместили оборудование звуковой связи на морском дне в районах, часто посещаемых их подводными лодками, и соединили его подводные кабели связи на свои наземные станции. Если рядом с таким устройством прячется подводная лодка, она может оставаться на связи со своим штабом. An подводный телефон иногда называемый Гертрудой, также используется для связи с подводными аппаратами.
Очень низкая частота
VLF радиоволны (3–30кГц ) могут проникать в морскую воду на несколько десятков метров, и подводная лодка на небольшой глубине может использовать их для связи. Более глубокое судно может использовать буй оснащен антенной на длинном кабеле. Буй поднимается на несколько метров ниже поверхности и может быть достаточно маленьким, чтобы его не заметил противник. сонар и радар. Однако эти требования к глубине ограничивают подводные лодки короткими периодами приема, и противолодочная война технология может быть способна обнаруживать субмарины или антенный буй на таких малых глубинах.
Естественный фоновый шум увеличивается с уменьшением частоты, поэтому для его преодоления требуется большая излучаемая мощность. Хуже того, маленькие антенны (относительно длины волны) по своей сути неэффективны. Это подразумевает высокую мощность передатчика и очень большие антенны на квадратные километры.
Это не позволяет подводным лодкам передавать УНЧ, но для приема достаточно простой антенны (обычно с длинным задним проводом). То есть VLF всегда односторонний, с суши на лодку. Если требуется двусторонняя связь, лодка должна подняться ближе к поверхности и поднять антенную мачту для связи на более высоких частотах, обычно HF и выше.
Из-за узкой пропускная способность есть, передача голоса невозможна; поддерживаются только медленные данные. Скорость передачи данных VLF составляет около 300 бит / с, поэтому Сжатие данных необходимо.
Лишь немногие страны используют средства связи с подводными лодками в сверхнизком диапазоне: Норвегия, Соединенные Штаты, Россия, Великобритания, Германия, Австралия, Пакистан, и Индия.
Чрезвычайно низкая частота
1982 вид с воздуха на озеро Моллюск ВМС США, штат Висконсин. ELF средство.
Электромагнитные волны в ELF и SLF частотные диапазоны (3–300Гц ) могут проникать в морскую воду на глубину до сотен метров, что позволяет передавать сигналы подводным лодкам на их рабочих глубинах. Создание передатчика ELF — сложная задача, поскольку им приходится работать невероятно долго. длины волн: The ВМС США с Проект ELF система, которая была вариантом более крупной системы, предложенной под кодовым названием Проект Сангвиник, [1] работал на 76Герц, [2] советская / российская система (называемая ЗЕВС) при 82 Гц. [3] Последнее соответствует длине волны 3656,0 км. Это больше четверти диаметра Земли. Очевидно, что обычная полуволна дипольная антенна невозможно построить.
Вместо этого тот, кто хочет построить такое сооружение, должен найти район с очень низкий проводимость грунта (требование, противоположное обычным узлам радиопередатчиков), закопайте два огромных электрода в землю на разных участках, а затем проложите к ним линии со станции посередине в виде проводов на столбах. Хотя возможны другие разнесения, расстояние, используемое передатчиком ZEVS, расположенным вблизи Мурманск составляет 60 километров (37 миль).
Поскольку проводимость земли низкая, ток между электродами будет проникать глубоко в Землю, по существу, используя большую часть земного шара в качестве антенны. Длина антенны в Республике, штат Мичиган, составляла приблизительно 52 километра (32 мили). Антенна очень неэффективная.
Кажется, что для его привода требуется специальная силовая установка, хотя мощность, излучаемая в виде излучения, составляет всего несколько единиц. Вт. Его передачу можно получить практически где угодно. Станция в Антарктида на 78 ° ю. ш. 167 ° з. д. обнаружил передачу, когда ВМФ СССР ввел в действие свою антенну ЗЭВС. [3]
В связи с технической сложностью сборки передатчика СНЧ, НАС., Китай, [4] Россия, и Индия являются единственными известными странами, построившими средства связи ELF. До его демонтажа в конце сентября 2004 г. Моряк, позже названный Проект ELF система (76 Гц), состоящая из двух антенн, расположенных на Clam Lake, Висконсин (с 1977 г.) и в Республике, штат Мичиган, на Верхнем полуострове (с 1980 г.). Российская антенна (ЗЕВС, 82 Гц) устанавливается на Кольский полуостров возле Мурманск. Это было замечено на Западе в начале 1990-х годов. В ВМС Индии имеет действующий объект связи VLF на INS Kattabomman военно-морская база для связи со своим Арихант класс и Акула класс подводные лодки. [5] [6] [7] Китай с другой стороны, недавно был построен крупнейший в мире объект ELF размером примерно с Нью-Йорк, чтобы поддерживать связь с подводными силами без необходимости всплывать на поверхность. [8]
Трансмиссии ELF
Кодирование, используемое для передач СНЧ США военным, использовало Исправление ошибок Рида – Соломона код из 64 символов, каждый из которых представлен очень длинным псевдослучайная последовательность. Вся передача была тогда зашифрованный. Преимущества такого метода заключаются в том, что путем корреляции нескольких передач сообщение может быть завершено даже с очень низким отношения сигнал / шум, и поскольку только очень немногие псевдослучайные последовательности представляли фактические символы сообщения, была очень высокая вероятность того, что, если сообщение было успешно получено, это было действительное сообщение (антиспуфинг ).
Канал связи односторонний. Ни одна подводная лодка не могла иметь на борту собственный передатчик СНЧ из-за огромных размеров такого устройства. Попытки создать передатчик, который можно было бы погрузить в море или летать на самолете, вскоре прекратились.
Из-за ограниченной пропускной способности информация может передаваться очень медленно, порядка нескольких символов в минуту (см. Теорема Шеннона о кодировании ). Таким образом, он использовался только военно-морским флотом США для передачи инструкций по установлению другой формы связи. [9] и разумно предположить [ Почему? ] что фактические сообщения были в основном общими инструкциями или просьбами установить другую форму двусторонней связи с соответствующим органом. [ нужна цитата ]
Стандартная радиотехнология
Подводная лодка может использовать обычную радиосвязь. Подводные лодки могут использовать военно-морские частоты в HF, УКВ и УВЧ диапазонов (т. е. диапазонов) и передавать информацию с помощью методов модуляции как голосом, так и телетайпом. Где возможно, специальные военные спутник связи системы предпочтительнее для связи на большие расстояния, поскольку ВЧ могут выдать местоположение подводной лодки. Система ВМС США называется Подсистема обмена подводной спутниковой информацией (SSIXS ), компонент Система сверхвысокой частоты спутниковой связи ВМФ (UHF SATCOM).
Сочетание акустической и радиопередачи
Новейшая технология, разработанная командой в Массачусетский технологический институт объединяет акустические сигналы и радар для обеспечения связи подводных лодок с самолетами. [10] Подводный передатчик использует акустический динамик, направленный вверх к поверхности. Передатчик посылает многоканальные звуковые сигналы, которые распространяются как волны давления.
Когда эти волны ударяются о поверхность, они вызывают крошечные колебания. Над водой радар в диапазоне 300 ГГц непрерывно отражает радиосигнал от поверхности воды. Когда поверхность слегка вибрирует благодаря звуковому сигналу, радар может обнаруживать вибрации, завершая путь сигнала от подводного динамика к воздушному приемнику. [11] Эта технология называется TARF (трансляционная акустическая-RF) связь, поскольку она использует преобразование между акустическими и радиочастотными сигналами. Будучи многообещающей, эта технология все еще находится в зачаточном состоянии и была успешно протестирована только в относительно контролируемых средах с небольшими, примерно до 200 мм, рябью на поверхности, в то время как более крупные волны препятствовали успешной передаче данных.
Подводные модемы
В апреле 2017 года Центр морских исследований и экспериментов НАТО объявил [12] утверждение JANUS, стандартизированного протокола для передачи цифровой информации под водой с использованием акустического звука (как модемы и факс машины делал по аналоговым телефонным линиям). [13] Документировано в СТАНАГ 4748, он использует частоты от 900 Гц до 60 кГц на расстоянии до 28 километров (17 миль). [14] [15] Он доступен для использования с военными и гражданскими устройствами, устройствами НАТО и странами, не входящими в НАТО; он был назван в честь Римский бог шлюзов, проемов и др.
Смотрите также
- Чрезвычайно низкая частота
- Наземный диполь
- Сверхнизкая частота
- ТАКАМО, радиосистема, предназначенная для защиты от ядерной атаки
Рекомендации
- ^ Карлос А. Альтгейт (20 октября 2005 г.). «Самая большая в мире» радиостанция » (PDF) . Получено 1 сентября 2013 .
- ^«Место установки сверхнизкочастотного передатчика в Клэм-Лейк, Висконсин» (PDF) . ВМС США. 8 апреля 2003 г. . Получено 5 мая 2017 .
- ^ аб Тронд Якобсен. «ЗЕВС, российский передатчик КНЧ 82 Гц».
- ^https://www.thedrive.com/the-war-zone/25728/chinas-new-york-city-sized-earthquake-warning-system-sounds-more-like-way-to-talk-to-subs
- ^«Военно-морской флот получил новый объект для связи с подводными атомными подводными лодками». Таймс оф Индия. 31 июля 2014 г.
- ^http://www.janes.com/article/11147/india-makes-headway-with-elf-site-construction
- ^«Индия станет второй страной, использующей оборудование ELF». Индуистский. Специальный корреспондент. 20 мая 2017. ISSN0971-751X . Получено 14 декабря 2019 . CS1 maint: другие (связь)
- ^https://www.thedrive.com/the-war-zone/25728/chinas-new-york-city-sized-earthquake-warning-system-sounds-more-like-way-to-talk-to-subs
- ^ Фридман, Норман (1997). Справочник Военно-морского института по мировым системам военно-морского вооружения, 1997–1998 гг.. Нью-Йорк: Издательство военно-морского института. С. 41–42. ISBN1-55750-268-4 — через Google Книги.
- ^ Франческо Тонолини и Фадель Адиб. «TARF, беспроводная связь из подводного мира в воздух».
- ^ Майкл Козиол. «Исследователи TARF, Массачусетского технологического института разработали бесшовную систему подводной связи».
- ^«Новая эра цифровых подводных коммуникаций». НАТО. 27 апреля 2017.
- ^»Вики сообщества JANUS».
- ^ Браун, Эрик (15 августа 2017 г.). «Интернет подводных вещей: стандарт JANUS с открытым исходным кодом для подводных коммуникаций». Linux.com. Фонд Linux.
- ^ Насини, Франческа (4 мая 2017 г.). «JANUS создает новую эру цифровых подводных коммуникаций». Робохаб.
внешняя ссылка
- Радиосвязь немецких подводных лодок в Первую и Вторую мировые войны
- О проектах ELF в США
- ЗЕВС, российский передатчик КНЧ 82 Гц Тронд Якобсен из ALFLAB, Халден, Норвегия
- Место установки сверхнизкочастотного передатчика Clam Lake, Wisconsin, «Факты», опубликованные ВМС США (PDF-файл)
- Военные сообщения Кристофера Х. Стерлинга
- TARF, Беспроводная связь из подводного мира в воздух Франческо Тонолини и Фадель Адиб
Источник: iiwiki.ru
В России создали «аварийный чемоданчик» для связи с подлодками
«Аварийный чемоданчик» с комплексом звукоподводной связи с аварийной подводной лодкой создали в России для моряков-спасателей. Об этом сообщили РИА Новости в руководстве Научно-исследовательского института спасания и подводных технологий Военного учебно-научного центра Военно-морского флота (ВУНЦ ВМФ) «Военно-морская академия».
«Весь комплект устройств связи помещается в одном чемоданчике. Позволяет осуществлять устойчивую звукоподводную связь с аварийной подлодкой. Автономность комплекта обеспечивает аккумулятор, который позволяет работать до шести часов», — сообщили в институте.
Там добавили, что комплект, который впервые представили на Международном военно-морском салоне МВМС-2023 в Кронштадте, успешно испытали в сложных условиях в ходе комплексной экспедиции «Умка-2021» в Арктике. «Аварийный чемоданчик» подтвердил работу как с подлодкой, так и с водолазом под водой. После испытаний комплекс доработали под требования ВМФ России.
Материалы по теме:
«Борей», «Удав» и «Белые лебеди»: какое оружие получит армия России в 2023 году?
23 января 2023
Происки врагов, тайные послания и «сумасшедший Иван»: как 55 лет назад возле США затонула советская подлодка К-129
8 марта 2023
В академии пояснили, что оператор комплекса на надводном судне или лодке, находящейся над аварийной подлодкой, может опустить в воду гидрофон и общаться голосом с экипажем субмарины. Комплекс способен обеспечивать связь до глубин около 600 метров.
В марте в пресс-службе Восточного военного округа по Тихоокеанскому флоту (ТОФ) сообщили, что экипаж глубоководного спасательного аппарата «АС-40» ТОФ провел совместную тренировку с подводниками по спасению условно аварийной подводной лодки, лежащей на грунте.
Источник: lenta.ru