Как ориентироваться на воде на лодке

Подскажите, пожалуйста, кто имеет судовые права, как плыть на лодке , ориентируясь по бакенам. Бакены какого цвета должны быть с какого борта и, вообще, какое движение принято на реках — правостороннее, как на автомобильных дорогах, как разъезжаться с другими участниками речного движения? Какого цвета и формы бывают бакены и что обозначают? Прошу не ругать за неграмотность, на мою маленькую лодочку права не нужны, просто очень интересны самые основы правил.

комментировать
в избранное
noble-lion [200K]
2 года назад

Бытует такое мнение, что на речных просторах — перемещаться на лодках, катерах, пароходах безопасней, нежели на автодорогах. В общем, в какой-то степени так и есть. Однако, существуют правила, плавания судов по внутренним водным путям. Они утверждены приказом Минтранса России от 19.01 2018 г. № 19. Детализировать их смысла нет, это большой документ. А ознакомиться с ними можно по адресу: https://rg.ru/2018/0­ 3/12/mintrans-prikaz19-site-dok.html

Не смотря на то, что плотность плавательных средств на воде гораздо меньше чем на дорогах, всё же бывают происшествия. И они, в основном по нашей глупости и не знанию законов и правил. А правила не такие уж и сложные. Когда-то у меня была обычная лодочка под названием «Казанка», использовал её для рыбалки. Но, правила движения и обстановку на воде пришлось изучать на специальных курсах и сдавать экзамены.

Показания эхолота и как правильно встать на точку. Джиг

Безусловно, правила безопасного движения судов надо соблюдать. Что касается самого судна, то на нём должны быть зеленый огонь на правом борту и красный огонь на левом борту. И желательно, в тёмное время суток, не пользоваться лодкой. Лично я это себе не позволял. И коротко на тему вопроса: «о знаках и обозначениях на русле реки для безопасного плавания».

Для этого используются установленные законом плавучие бакены, буи, маяки, створные, ходовые, весенние знаки. Для более габаритных судов, осуществляющих длительные переходы, важно владеть всей полнотой знаний. Например:

Бакены — это трехгранные деревянные пирамиды, закрепленные на плотиках. И как обычно якорем бакен удерживается на своем месте в определённом русле реки. Сейчас всё чаще вместо бакенов применяются буи. В верху на нём устанавливается проблесковый электрический фонарь.

Теперь о цвете: — бакены и буи красного цвета устанавливаются с правой стороны русла и ориентируют капитанов судов границу отмели справа (правого берега). Соответственно на них устанавливаются сверху красные огни.

Бакены и буи белого цвета — устанавливаются ближе к левому берегу и показывают границу судоходства слева. На белых буях и бакенах устанавливаются соответственно белые огни.

И ещё один момент, который следует знать — это обозначение раздвоенного фарватера на два судовых хода. Данное состояние обозначают, стоящие рядом два бакена или буя, так называемые «спаренные» бакены или буи, красный и белый. И ещё некоторые знаки для общей грамотности — на картинке ниже.

КАК ВЫСТАВИТЬ ЛОДКУ В СТОЯЧЕЙ ВОДЕ | СЕКРЕТЫ КОСТИ КУДИНОВА | ПОСТАНОВКА ЛОДКИ С ПРИБОРАМИ И БЕЗ

Читайте также:  Что такое лодка катамаранного типа

Источник: www.bolshoyvopros.ru

Ориентирование на водоеме c лодки

При рыбалки на спиннинг с лодки невозможно пройти мимо очень важной темы, которая достойна отдельного раздела. Ведь если на небольшой речушке ориентирование не представляет труда, то на обширном водоеме это может стать проблемой. И как тогда найти на крупном водохранилище небольшой уловистый «пятачок»?

В принципе, есть три способа ориентирования на водоеме: по «створам», по компасу и по навигатору.

Если озеро, водохранилище или крупная река имеет извилистые берега с множеством характерных предметов (дома, мосты, причалы, ЛЭП, столбы, вышки и т.п.) — обычно удается «привязать» любую точку водоема к нескольким береговым ориентирам. Суть самого распространенного метода основана на геометрическом правиле, согласно которому две прямые пересекаются только в одной точке. Значит, чтобы рыболову найти искомую «точку», нужно встать на пересечении каких-либо двух условных прямых.

А чтобы задать одну-единственную прямую, достаточно только двух точек на местности. Нам нужны две прямые и, следовательно, две пары точек. Поэтому давайте оглядимся вокруг и наметим несколько приметных ближних ориентиров, чтобы в дальнейшем оставить только два самых удобных.

Мысленно соединив условной линией лодку и ближний ориентир, продолжаем эту линию и ищем на ней второй, дальний ориентир. Например, это могут быть отдельно стоящее дерево на берегу и в паре с ним какой-либо заметный дом, вышка или просвет леса вдали. В следующий раз совмещение первой пары ориентиров задаст нам одно точное направление на искомую точку. Следуем точно по этому «створу» до тех пор, пока не совместится другой «створ», то есть другая пара ориентиров ( рис. 34 ). Всё, мы уже на месте.

Рис. 34 . Ориентирование по «створам».

При этом погрешность будет минимальной, если «створы» расположены перекрестно под углом, близким к 90°, а расстояние между ближними и дальними ориентирами максимальное. В таких условиях точность постановки на место очень высока. Уже давно гуляет байка про то, как один опытный рыболов уронил в воду с лодки дорогой нож. Точно заметив «створы», он на следующий день приплыл сюда же и опустил на веревке сильный магнит. Чуть ли не с первого раза потеря была благополучно возвращена.

Однако что делать, если берега однообразные, а характерных ориентиров почти нет? В этом случае нам пригодится точный компас с визиром. Уж какие-нибудь два ориентира мы всегда найдем, а с помощью компаса можно определить точный их азимут в градусах окружности. В принципе, этого уже достаточно для постановки на место (правда, не так быстро, но все же относительно точно).

Во всех остальных случаях — например, на широком открытом пространстве или в тумане — нам поможет только навигатор . Это специальный прибор, использующий сигналы спутников для точного определения координат на местности. Разные модели имеют погрешность от 5 до 50 м, что соизмеримо с дальностью заброса и вполне достаточно для спиннингистов. Но навигатор обладает еще и массой других полезных функций — например, средняя модель имеет память на 150 точек, 10 маршрутов и даже, при необходимости, полную «привязку» к карте. По себе знаю — полезная вещь!

Читайте также:  Как сделать лодочный мотор бесшумным

Источник: www.katera-lodki.ru

§ 10. Ориентирование и выбор курса

Ориентированием, или ориентировкой, в речном судовождении называют глазомерное определение местонахождения судна относительно берегов, береговых знаков обстановки и предметов, а также относительно плавучих знаков судоходной обстановки, находящихся на своих штатных местах. Определяя место судна, судоводитель одновременно выбирает курс, которым судно должно идти. Кроме ориентирования, определения курса, он все время проверяет правильность движения судна. Чем уже фарватер, чем больше перекатов и изгибов имеет река, чем сильнее и неправильнее течение, тем сложнее судоводителю ориентироваться, выбирать и проверять курс судна.

Рис. 26. Схема использования береговых знаков судоходной обстановки: 1 — перевальный знак;2— створный знак;3—-судно на правильном курсе;4 — судно сошло с правильного курса; 5 — судно на траверзе перевального знака; б —каменистый перекат; 7 —судно на линии створа;8 — ходовой знак

Граница фарватера и направление движения судна могут быть определены по судоходным плавучим и береговым знакам (рис. 26), но эти искусственные ориентиры на больших расстояниях на судоходных реках обычно отсутствуют. При плохой видимости судоходные знаки трудно различимы с судна, а ночью на них могут не гореть сигнальные огни.

Кроме того, плавучие судоходные знаки — бакены, буи, вехи — иногда сносятся со своих штатных мест проходящими мимо судами и плотами, а также течением, особенно во время прибыли воды и шторма. Поэтому плавание в речных условиях осуществляется не только по судоходным знакам, но и при помощи ориентирования по различным приметам на берегу, в русле, на поверхности воды. Ориентирование, основанное на твердом знании речной общей и специальной лоции, позволяет безопасно вести судно. Если на реке отсутствует судоходная обстановка, такое ориентирование и выбор курса являются единственными при управлении судном.

Ориентирование и выбор курса — раздел общей речной лоции, рассматривающей ряд факторов (берега, поверхность воды, волнообразование и т. д. ). Сопоставляя и сверяя эти факторы по различным приметам, можно судить о глубине, подводных препятствиях, неправильностях течения, местонахождении судна, а затем выбрать безопасный и наикратчайший фарватер для следования судна, задать ему курс и проверить правильность движения судна.

На больших озерах, водохранилищах ориентирование осуществляется по навигационным приборам и картам.

2. Определение фарватера по берегам

Берега реки и их контуры — основа ориентирования при выборе курса. Для судов с осадкой, близкой к гарантированной глубине, фарватер в русле реки в зависимости от очертаний русла в плане проходит, как правило, по стрежню, т. е. в плесе вдоль вогнутого берега и по корыту на перекатах. На прямых участках стрежень обычно проходит по середине русла, переваливая в изгибах русла от одного берега к другому. Разнообразные подводные препятствия и неправильности течения могут изменять это закономерное расположение фарватера по стрежню.

Читайте также:  Гпба подводной лодки это

Определение фарватера в выборе курса осуществляется визуально: на глаз определяется расстояние между судном и искусственным или естественным ориентирами, расстояние от берега до судна прямо по курсу или за кормой судна и т. д. По плечам яров определяется начало или конец прямого участка выпуклости или вогнутости берега, место прижимного течения и линия стрежня, направление фарватера и переход у плеч яра к вогнутому берегу, где глубина устойчивая.

Рынок гор — хороший ориентир — указывает, что река меняет направление, а также место поворота судна и фарватера особенно ночью, так как рынок гор хорошо выделяется на фоне местности.

Устья рек, речек, оврагов, ручьев ориентируют судоводителя в нахождении высыпки.

В ясные лунные ночи, ввиду того что вода имеет блестящую поверхность цвета песков, создается видимость, что берег и вода сливаются, а тени, падающие от берегов на воду, уменьшают ширину реки. Наиболее благоприятны условия ориентирования бывают в лунную, с четкой облачностью погоду или в ясную звездную безлунную ночь.

Хорошими ориентирами, выделяющимися на фоне местности, являются отдельные деревья или группы их, места оползней на берегах, постройки населенных пунктов, гидротехнические сооружения и т. д. Используются эти ориентиры по-разному. По одним устанавливают место нахождения подводного препятствия в русле, по другим — точку поворота судна. Зачастую створят два ориентира или два приметных места на берегу. Линию створа мысленно пересекают с направлением на предмет на судне и соответственно изменяя угол между этими линиями, определяют новый курс судна.

Ориентиры и приметные места — прицельные знаки, на которые рулевой ведет судно, определяя уклонение носа судна от заданного курса.

На длинных прямых участках фарватера судно ведут по двум отдельно расположенным ориентирам, образующим искусственный створ. При этом рулевой ведет судно, нацеливаясь флагштоком своего судна сразу на два предмета, что значительно точнее прицеливания на один предмет.

При отсутствии ориентиров впереди по ходу судна можно вести судно по ориентирам за кормой. Нужно выбрать за кормой два ориентира, обязательно створящихся между собой. Этот способ особенно важен для судоводителя-любителя и часто применяется на практике. Высота любительского судна невелика, поэтому и дальность видимого горизонта небольшая.

Уже говорилось, что плавучие знаки обстановки поздно открываются взору судоводителя-любителя, а подчас и вовсе теряется их видимость впереди по курсу. Ориентиры, находящиеся за кормой, используются и в том случае, если судно ведут против солнца, когда цвета бакенов и буев плохо различимы, при плохой видимости ночью.

Вести свое судно по ориентирам за кормой следует до тех пор, пока не откроется видимость на судоходные знаки и береговые ориентиры впереди. Иногда приходится прибегать к комбинированному ориентированию (одновременно впереди и за кормой). По ориентирам за кормой можно также проверить правильность хода, если судоводитель сомневается в точности расстановки судоходной обстановки по своим штатным местам.

Нельзя забывать, что более заметные надводные части различных препятствий, как правило, отвлекают внимание от подводных опасностей.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...