Пару дней назад в сети пролетела «новость»:
Как сообщает пресс-служба ООО «Фертоинг», одного из организаторов поисковой экспедиции, субмарина была найдена по координатам, указанным командиром тральщика Северного флота Т-116 капитан-лейтенантом Василием Бабановым. Подводная лодка была обнаружена на глубине 44 метра, на ее корпусе видны характерные повреждения от разрывов глубинных бомб.
Немного о «найденом».
Обратимся к двум источникам информации о найденной в 1944 году подводной лодке, которую якобы «нашли» в 2015 году.
Из статьи А. Кузнецова «Потери подводных флотов противников СССР в Wow. Новые данные»
(статья опубликована в журнале «Флотомастер» №5. 2000 год)
«U 362 (тип VII C)
Гибель этой подлодки не содержит загадок, и честь ее уничтожения никогда не оспаривалась нашими бывшими союзниками. Причина проста – корпус лодки был найден и обследован.
U 362 (обер-лейтенант цур зее Людвиг Франц) вместе с U 278 и U 711 вышла 2.8.44 из Хаммерфеста в Карское море для действий в составе группы “Грайф” (кроме них, в группу входили U 365, U 739, U 957) В августе – сентябре эта группа натворила в Карском море немало бед, но как раз U 362 ничем не отличилась. И даже последовательность событий, приведших к ее гибели, была запущена тоже не U 362.
Как определить географические координаты
26 августа U 957 расстреляла артиллерией в районе полуострова Заря (Таймыр) гидрографическое судно “Норд”. Радист успел передать открытым текстом: “Всем, всем, я – “Норд“, обстрелян подводной лодкой”. На поиск лодки 31 августа был направлен тральщик “Т-116” (капитан-лейтенант В.А. Бабанов).
Это был полученный по ленд-лизу американский эскадренный тральщик типа “Эдмиребл” (в период постройки – AM-143 Arcade, вступил в строй 26 августа 1943). Помимо прочего, он имел гидроакустическую станцию QSC-1 и реактивный многоствольный бомбомет Mk-10 “Хеджехог”.
“Т-116” вел поиск по намеченному маршруту “Норда”. Утром 5 сентября в районе островов Мона сигнальщик С. Нагорнов и юнга В. Коткин обнаружили на горизонте подводную лодку. Это и была неудачливая U 362, попавшаяся вместо U 957. Она погрузилась, но гидроакустику старшине 1-й статьи Н. Корягину удалось быстро установить гидроакустический контакт. Командир тральщика уверенно провел атаку.
В 09:40 был дан залп из “Хеджехога”. То ли экипаж был подготовлен образцово, то ли нашим морякам улыбнулось военное счастье, но первый же залп дал поражение цели. Взорвалась почти половина из 24 реактивных бомб(см.ссылку №7) . Видимо, уже в этот момент U 362 получила фатальные повреждения. Конечно, на тральщике не могли знать о состоянии вражеской лодки, и атака продолжалась.
Вслед за “Хеджехогом” в дело пошли обычные глубинные бомбы. В 12:50 Бабанов донес командиру Карской ВМБ в Диксон, что бомбы кончились, лодка лежит на грунте, обильно выделяя соляр и воздух. 6 сентября подошедший на помощь охотник “БО-206” сбросил еще несколько серий глубинных бомб, после чего на поверхность всплыли различные предметы. Координаты гибели U 362 – 75°51’ с.ш. 89°27’ в.д.
Определение координат по Солнцу
10 – 14 сентября лодку обследовали водолазы. Она лежала на правом боку на глубине 44 метра. В прочном и легком корпусе оказались 4 пробоины длиной от 2 до 10 метров и множество трещин. При осмотре лодки не обнаружили 88-мм орудие и посчитали, что оно сбито. Фактически на большинстве немецких “семерок” эти орудия за ненадобностью сняли еще в 1943 году. На фотографии, сделанной перед выходом группы “Грайф” в Карское море, хорошо видно, что 88-мм орудия на них отсутствуют». (с)
http://brummel.borda.ru/?1-10-0-00000021-000-0-0-1160127493
«Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном Морском Театре. Выпуск 7»
Военное Издательство Военного Министерства Союза ССР, Москва -1950 год
» 8 сентября (1944)..
В 1ч. 15 м. от острова Крестовский вышел в район островов Мона ( в район потопления 5 сентября неприятельской подводной лодки) для водолазных работ сорожевой корабль №25 в охранении большого охотника №210. Тральщик «Т-116″, оставив большой охотник №206 у места гибели лодки, направился на остров Диксон и в 9 ч. 20 м. прибыл по месту назначения (Арх. 13727, л.72, арх. 12248, л.25; дело 7153, л.53.)» — стр.207 указ. тома
«10 сентября (1944)..
Водолазы со сторожевого корабля №25 нашли вражескую подлодку на грунте и, обследовав, установили, что она получила повреждения от двух прямых попаданий глубинных бомб. Обследование лодки продолжалось. ( Арх. 12248, л.32; дело 7154, л.16.)» — стр.213 указ. тома
«11 сентября (1944)..
Водолазы продолжили обследование вражеской подводной лодки, потопленной 5 сентября в Карском море. ( Арх. 13727, л.72)» — стр.215 указ. тома
«12 сентября (1944)..
Водолазы продолжали обследование подводной лодки противника, потопленной в Карском море 5 сентября. ( Арх. 13727, л.72)» — стр.218 указ. тома
«14 сентября (1944)..
Произведенными с 10 по 14 ноября водолазными работами было установлено, что подводная лодка противника, потопленная 5 сентября в Карском море, лежит на глубине 44 метра с креном на правый борт 80-85 гр. и имеет 4 пробоины легкого и прочного корпуса и пробоину в рубке т прямых попаданий глубинных бомб (рис.9) ( Арх. 13727, л.72)» — стр.224 указ. тома
(кликабельно)
рис.9 — стр.225 указ. тома
А я не понял зачем было искать то, что давно найдено и зачем командованию СФ координаты лодки о которой давно знают. Может у командования возникла амнезия или ООО «Фертоинг» так пиарится?
Источник: olt-z-s.livejournal.com
научная статья по теме ПИЛОТНЫЙ АКУСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ КООРДИНАТ ПОДВОДНОГО ОБЪЕКТА В ШЕЛЬФОВОЙ ЗОНЕ ЯПОНСКОГО МОРЯ Математика
Текст научной статьи на тему «ПИЛОТНЫЙ АКУСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ КООРДИНАТ ПОДВОДНОГО ОБЪЕКТА В ШЕЛЬФОВОЙ ЗОНЕ ЯПОНСКОГО МОРЯ»
ДОКЛАДЫ АКАДЕМИИ НАУК, 2010, том 433, № 3, с. 394-396
УДК 551.46.09: 629.584
ПИЛОТНЫЙ АКУСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ КООРДИНАТ ПОДВОДНОГО ОБЪЕКТА В ШЕЛЬФОВОЙ ЗОНЕ ЯПОНСКОГО МОРЯ
Поступило 24.02.2010 г.
Решение актуальных технических задач акустической навигации для подводных объектов в мелководных и шельфовых районах морей во многом зависит от правильного учета гидролого-акустической обстановки в зоне их функционирования. Анализ отечественного и зарубежного опыта в области навигационного обеспечения автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА) показывает, что технически и экономически целесообразным решением задач навигации является оснащение акватории, где выполняется миссия АНПА, системой стационарных источников навигационных гидроакустических сигналов с дальностью действия, не меньшей максимального размера акватории. Все источники в определенное время излучают уникальные импульсные сигналы. Эти сигналы принимаются и распознаются на АНПА, измеряется время распространения и вычисляются расстояния между каждым источником и АНПА.
Ключевыми факторами при решении навигационной задачи являются: задание эффективной скорости звука и правильный расчет времени распространения акустической энергии по лучу, прошедшему по кратчайшему пути, на каждой из трасс, соединяющих источники и приемники сигналов. Первый фактор обусловлен тем, что распределение скорости звука на акваториях в десятки и сотни квадратных километров обычно является неоднородным в пространстве, как в горизонтальном направлении, так и по глубине. Второй фактор связан с тем, что принятый импульсный сигнал отличается от излученного сигнала и, как правило, затянут во времени из-за многолучевости. Последнее обстоятельство характерно и всегда
Тихоокеанский океанологический институт им. В.И. Ильичева Дальневосточного отделения Российской Академии наук, Владивосток Институт проблем морских технологий Дальневосточного отделения Российской Академии наук, Владивосток
проявляется в мелководных районах и на шельфе океанов и морей.
Эксперимент по исследованию влияния эффективной скорости распространения навигационных сигналов по различным направлениям в мелководном заливе и оценке точности соответствующих дальномерных измерений был проведен авторами в августе 2009 г. в заливе Посьета на шельфе Японского моря. Методика эксперимента заключалась в следующем. Три синхронизированных по времени широкополосных источника акустических сигналов были размещены на дне вблизи мысов Суслова (на глубине 20 м), Слычко-ва (на глубине 15 м) и Шульца (на глубине 40 м), как показано на рис. 1.
Указанные источники ежеминутно излучали акустические импульсы с фазовой модуляцией различными М-последовательностями. В качестве имитатора приемного тракта подводного объекта использовался радиогидроакустический буй (РГБ).
В состав РГБ входит УКВ-радиопере-датчик, система спутниковой навигации (GPS) для определения координат надводной части буя и кабельная линия с гидрофоном. При проведении работ имелась возможность устанавливать любую рабочую глубину приемного гидрофона от поверхности до дна и передавать сигнальную информацию и текущие географические координаты по радиоканалу на расстояние до 2 миль на обеспечивающее судно. В обсуждаемом эксперименте прием гидроакустических сигналов и регистрация координат проводились в точках 1 и 2 (рис. 1).
Используемые в эксперименте М-последова-тельности содержали 255 символов, центральная частота импульсов 2526 Гц, модуляция 8 периодов на символ. Применение данных сигналов позволяло сформировать на источниках различные квазиортогональные последовательности с одинаковой центральной частотой и обеспечить идентификацию принятых гидрофоном акустических импульсов. Импульсные характеристики волноводов на трассах распространения рассчи-
ПИЛОТНЫЙ АКУСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Рис. 1. Схема эксперимента по определению координат имитатора подводного объекта (точки 1, 2) по навигационным сигналам от трех излучателей.
39′ 38′ 37′ 36 35′ 34′ 33′ 32′ 31′ 30′ 29′ 28′
58′ 131° 1′ 3′ 5′ 7′ 9′ 11′ 13′ 15′
I I I I I I I I I I _ I I I I I __ I I I
тывали математической сверткой принятых и излученных сигналов. Анализ импульсных характеристик позволял определять времена распространения импульсов по различным лучевым траекториям. Эффективную скорость звука определяли как по данным полигонных измерений гидрологических параметров в заливе, так и рассчитывали по времени распространения импульсов и данным о дистанции между излучателями и приемником по GPS.
Цель эксперимента заключалась в исследовании формирования эффективной скорости распространения навигационных сигналов по различным направлениям в мелководном заливе и ее влиянии на точность измерений дистанций на трассах приемник—излучатели.
Гидрологические условия района работ в период эксперимента характеризовались отрицательным градиентом скорости звука по глубине и наличием придонного звукового канала. При этом фактические значения придонных скоростей звука в северо-западной мелководной и более теплой части залива (трассы от м. Суслова и м. Слычкова) на 10—15 м/с были больше, чем в глубоководной южной части залива (трасса от м. Шульца, рис. 1).
Основная энергия сигналов для наблюдавшихся гидрологических условий концентрируется вблизи дна, а функция отклика акустического канала имеет от одного до двух близко расположенных максимумов. На рис. 2 приведен типичный вид импульсных характеристик при зондировании тремя источниками сигналов в точке приема 1. Прием акустических сигналов выпол-
нялся на горизонте 55 м при глубине моря 60 м. Средние эффективные, по трассам распространения акустических импульсов, значения скорости звука рассчитывались по измеренным временам распространения импульсов и дистанциям между источниками и приемником акустических сигналов, которые рассчитывались по GPS. Затем рассчитывались средние за 30 мин эффективные скорости звука для всех трех трасс распространения навигационных сигналов. Они составили: от м. Шульца 1454.8 м/с; от м. Суслова 1462.5м/с и от м. Слычкова 1464.4 м/с.
Анализ результатов аналогичных измерений в точке 2 показал, что эффективная скорость звука вдоль трассы от м. Шульца почти не изменилась и составила 1455.5 м/с. Эффективная скорость звука вдоль трассы от м. Суслова увеличилась до величины 1471.4 м/с.
Дисперсия рассчитанных значений скорости звука для каждой трассы не превышает 1— 1.5 м/с, что соответствует относительным ошибкам измерений дистанции около 0.1%. В то же время значения эффективных скоростей звука по трем трассам различаются более чем на 1%. Последнее также было подтверждено результатами полигонных гидрологических измерений в заливе. Следовательно, для наблюдавшейся гидрологии и при выбранном размещении источников навигационных сигналов на акватории в расчетном блоке АН ПА не может быть использовано одно значение скорости звука для определения координат по сигналам с трех направлений.
Таким образом, приведенные результаты экспериментов и их анализ показывают, что при решении
400 300 200 100 0
АКУЛИЧЕВ и др. Дистанция 9.904 км, м. Шульца
6.72 6.74 6.76 6.78 6.80 6.82 6.84 6.86 6.88 6.90 х10-4 4Г
Дистанция 20.255 км, м. Суслова
13.74 13.76 13.78 13.80 13.82 13.84 13.86 13.8
Дистанция 15.264 км, м. Слычкова
10.34 10.36 10.38 10.40 10.42 10.44 10.46 10.48 10.5 10.52
Временная задержка, с
Рис. 2. Вид импульсных характеристик при распространении сигналов по разным акустическим трассам.
задач акустической навигации АНПА в мелководных районах с горизонтальной неоднородностью параметров водной среды для обеспечения точности позиционирования имеет значение выбор мест установки источников навигационных сигналов. Необходимо стремиться к такому размещению источников, при котором эффективные скорости звука на всех трассах, соединяющих их с АНПА при выполнении миссии, были бы равны. При невозможности реализовать такую схему по техническим причинам необходима корректировка значений эффективной скорости звука в процессе выполнения миссии АНПА по данным гидролого-акустической аттестации акватории (предваритель-
ной или выполняемой в реальном масштабе времени). Предварительная гидрологическая аттестация акватории также может способствовать нахождению оптимальных точек для размещения источников навигационных сигналов.
Работа выполнена при частичной поддержке РФФИ (проекты 08-0512021-офи, 09-05-00074-а).
1. Акуличев В.А., Каменев С.И., Моргунов Ю.Н. // ДАН. 2009. Т. 426. № 6. С. 821-823.
2. Буренин А.В., Войтенко Е.А., Матвиенко Ю.В. и др. // Подвод. исслед. и робототехника. 2009. № 2(8). С. 44-49.
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
Источник: naukarus.com
almukantarat
В августе 1990 года ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-424 под командованием капитана 1 ранга Поникаровского Виктора Валентиновича на глубине погружения 220 метров двигался западнее архипелага Шпицберген в сторону Северного Полюса. Экипажу подводного ракетоносца предстояла необычная задача – научные исследования подо льдами Арктики в районе подводного хребта Ломоносова. На борту корабля находились три офицера гидрографа и аппаратура для проведения гравиметрической съемки назначенного района в канадском секторе Арктики.
РПКСН К-424 в 70-ти милях от полюса в полынье
Гравиметрическая съемка – это измерение значений ускорения свободного падения с помощью специальных датчиков — акселерометров. Данная информация крайне необходима для расчета траекторий полета баллистических ракет. Измеренные значения ускорения необходимо было привязать к координатам места и получить карту значений.
Вроде бы задача понятная, однако, не следует забывать, что район для измерений был назначен у самого Северного Полюса, севернее 85-го градуса северной широты. Чтобы обеспечить нужный порядок проведения замеров, корабль должен был двигаться по району правильными галсами параллельно его границам, чтобы обеспечить съемку по всей площади.
Только вот незадача, из-за большой величины угла схождения меридианов вблизи полюса, становится проблематичным задать курс рулевому так, чтобы корабль двигался параллельно границам района.
Постоянный курс – это равный угол пересечения меридианов. Вблизи полюса меридианы сближаются, поэтому при следовании постоянным курсом корабль будет перемещаться по локсодромии – спиралевидной кривой, которая сходится в районе полюса, и, таким образом, обеспечить перемещение корабля заданными галсами становится невозможно.
Еще одно неприятное следствие схождения меридианов, его еще называют «сближение меридианов», – непреодолимые сложности в определении долготы места. При приближении к полюсу плотность меридиональной сетки возрастает настолько, что при перемещении на местности в несколько метров, долгота может изменяться на десятки градусов.
Поэтому о какой бы то ни было точности измерений географических координат в этом районе говорить не приходится. Достаточно понимать, что в точке Северного Полюса такие понятия как географическое направление и долгота вообще теряют смысл и становятся неопределенными. Действительно, находясь на полюсе, в какую-либо сторону ни повернись, везде будет юг.
Тем не менее, задача обеспечения кораблевождения в приполюсных районах остается актуальной, и поэтому потребовалось разработать специальные методы, которые бы позволили решить поставленные задачи, не смотря на все эти особенности.
Причины возникновения описанных выше проблем на самом деле созданы искусственно самим человеком. Эти проблемы – следствие использования картографической проекции Меркатора. Эта широко используемая картографическая проекция была предложена в 1569 г. голландским картографом Герардом Кремером, носившим, кроме того, латинское имя Меркатор. Эта проекция удовлетворяет двум основным требованиям, предъявляемым к проекциям для морских навигационных карт: она равноугольна, т.е. измеренные углы на местности совпадают с углами, проложенными на карте, и, следовательно, локсодромия на проекции изображается прямой линией.
Проекция Меркатора является равноугольной цилиндрической. Почему равноугольной, мы уже определили чуть выше, а цилиндрической ее называют так как ее изображение получается путем проекции поверхности на цилиндр, описанный вокруг Земного шара. Представьте себе, что Земной шар – это воздушный шарик. Вокруг шарика мы обернули плотный картонный лист и получили цилиндр.
Теперь начинаем надувать шарик. Он все больше и больше будет прилегать к картонному листу, отпечатывая на нем свою поверхность. Конечно же появляются искажения там где шарик раздувается больше. Чем дальше от экватора, тем искажения больше. Очевидно также, что получить таким образом изображение полюса, скорее всего, не получится – шарик лопнет так и не отпечатав полюс на картоне.
Параллели и меридианы на карте проекции Меркатора пересекаются под прямыми углами. Возникающие при этом искажения приводят к тому, что чем дальше от экватора, тем расстояние между параллелями на карте увеличивается, стремясь на полюсе к бесконечности. Чтобы сохранить параллельность меридианов, приходится «растягивать» поверхность. В этом случае, на карте мы видим, что остров Гренландия, по своим размерам сопоставима с Африкой, хотя на самом деле черный континент по площади во много раз больше.
Таким образом, проблема навигации в приполюсных районах обусловлена принятой системой отсчета географических координат. Ведь при создании своей картографической проекции в 1569 году Герард Крамер справедливо полагал, что никто в здравом уме не будет плавать во льдах Арктики, поэтому совершенно спокойно воспринял существующие ограничения своей проекции.
Выход из этой ситуации напрашивается сам собой. Раз причиной проблемы является принятая система координат, значит нужно использовать другую систему, которая была бы применима для приполюсного района. И такую систему нашли. Картографы предложили развернуть цилиндр, описывающий Земной шар на 90 градусов и получить новую картографическую проекцию.
Такую систему координат называют квазигеографической, а картографическая проекция получила название поперечной проекции Меркатора. При этом Северный полюс переносят в точку пересечения географического экватора с географическим меридианом 180°, географические меридианы 90°Е и 90°W используют в качестве квазиэкватора, а географические меридианы 0 и 180° — в качестве начального квазимеридиана.
Положение любой точки на поверхности Земли в такой системе определяется квазиширотой и квазидолготой, а направления в этой точке, например квазикурс, отличаются от направлений в географической системе координат (в данном случае — курса) на угол перехода, определяемый углом между северной частью географического меридиана и квазисеверной частью квазимеридиана точки. Именно этот способ был использован штурманами и гидрографами К-424 для определения координат измерений и нанесения их на карты.
Для плавания с использованием квазикоординат издаются специальные карты в этой проекции. В отличие от классических географических координат, в квазисистеме широту не называют ни северной ни южной. Квазиширота может быть положительной или отрицательной. Также поступают и с долготой.
Поначалу, после перехода из одной системы в другую было не очень привычно видеть в навигационном журнале запись: широта — 02° 12,6’, долгота + 145° 45,6’. Но потом привыкли.
Для уточнения своего места лодка два раза всплывала в полынье для принятия сигналов спутниковой навигационной системы. Во время одного из таких всплытий была сделана эта фотография.
Для уточнения места при прохождении галсов подо льдами были установлены специальные гидроакустические буи-ответчики. Их координаты были точно определены по сигналам спутниковой навигационной системы во время всплытий. При прохождении галсов под водой по гидроакустическому пеленгу и дистанции до буев уточнялось место корабля в момент замеров.
Лейтенанты Павел Майборода и Андрей Круглов на мостике К-424 в момент всплытия в полынье
За успешное выполнение этой непростой задачи командир экипажа и старший на борту – командир дивизии подводных лодок, — были удостоены государственных наград. Непосредственные же исполнители – штурмана, рулевые, механики, гидрографы, словом все, от кого напрямую зависел успех операции, как обычно бывало в те времена, остались неотмеченными.
Источник: almukantarat.livejournal.com