Ведущий глаз (син.: доминирующий, преобладающий, превалирующий глаз) — глаз, функционально преобладающий при бинокулярном зрении. Это преобладание выражается, напр., в следующем: зрительная линия Ведущего глаза первой направляется на объект фиксации и определяет локализацию зрительного образа в пространстве; в Ведущемй глаза раньше включается механизм аккомодации; Ведущим глазом нейтрализуются нечеткие детали изображений подчиненного глаза, а при разделении полей зрения обоих глаз он обеспечивает более отчетливое видение предмета, чем подчиненный глаз.
Феномен Ведущего глаза — одно из проявлений функциональной асимметрии, в той или иной мере присущей всем парным анализаторам. Зрительная асимметрия возникает в результате сочетания анатомо-оптических особенностей глаза и центральных влияний (индуктивные процессы в корковых концах монокулярных систем). Ведущий глаз формируется у ребенка в процессе развития и приобретения индивидуального опыта; имеет место у 80% детей 8—9 лет и у 92% взрослых.
Простой тест, чтобы определить свой доминирующий глаз
Наиболее надежен объективный способ определения Ведущего глаза: исследуемый становится перед лампой, держит в вытянутой руке карандаш и загораживает им источник света; при этом тень от карандаша падает на Ведущий глаз. Если феномена Ведущего глаза нет, то при неоднократном повторении исследования тень ложится попеременно то на правый, то на левый глаз.
Библиография: Аветисов Э. С. Охрана зрения детей, М., 1975; Заксенвегер Р. Аномалии стереоскопического зрения при косоглазии и их лечение, пер. с нем., М., 1963, библиогр.; Литинский Г. А. Функциональная асимметрия глаз, Рус. офтальм, журн., т. 9, № 4, с. 450, 1929, библиогр.; Сергиевский Л. И. Содружественное косоглазие и гетерофория, М., 1951, библиогр.
Э. С. Аветисов.
Источник: xn--90aw5c.xn--c1avg
Ведущий глаз
Ведущий глаз (лат. oculus dominans ), доминирующий глаз, превалирующий глаз — глаз, функционально преобладающий в акте бинокулярного зрения. Доминирование глаза — предпочтение зрительного сигнала от одного глаза другому [1] . Это явление аналогично асимметрии правой или левой ведущей руки; однако стороны ведущего глаза и ведущей руки не всегда совпадают [2] . Это происходит потому, что оба полушария контролируют оба глаза, но каждое из них отвечает за соответствующую половину поля зрения, а значит, соответствующую половину обеих сетчаток (см. зрительный тракт). Таким образом, не существует прямой аналогии между ведущей рукой и ведущим глазом.
У 70% населения ведущим является правый глаз, а у 29% — левый [3] [4] [5] [6] , однако у небольшой части населения ни один глаз не является ведущим [7] . Доминирование глаза может меняться при смене направления взгляда [1] [8] из-за изменения размеров изображения на сетчатке [9] . Так же наблюдается более высокая распространённость доминантности левого глаза у имеющих синдром Вильямса-Бойрена [10] , и, предположительно, у страдающих мигренью [11] . Доминирование глаза разделяют на «слабое» и «сильное» [12] , наиболее сильные проявления иногда вызваны амблиопией или косоглазием.
АКАДЕМИЯ SHAMIR. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ВЕДУЩИЙ ГЛАЗ
У пациентов с анизометропической миопией (то есть, с разной степенью близорукости у двух глаз) ведущим глазом, как правило, оказывается имеющий более высокую степень близорукости [13] [14] . Что касается обладателей нормального бинокулярного зрения, распространённое представление о том, что лучше видящий глаз склонен быть ведущим, было оспорено из-за недостаточной эмпирической базы [15] . В одном российском исследовании 2019 года было показано, что ведущий глаз не связан с более эффективным восприятием информации с соответствующего полуполя зрения; при адаптации к перцептивной задаче нарастает роль неведущего глаза, причём это в большей степени характерно для правоглазых, у которых, как полагают авторы, латерализация адаптивнее и полушария мозга эффективнее взаимодействуют [16] .
Источник: wiki2.org
Определение ведущего глаза
Определение ведущего глаза, стереоскопическое зрение.
Определение ведущего глаза проводилось с помощью диафрагмального теста, разработанного для моновизуальной коррекции пресбиопии контактными линзами (Robboy M.W., Cox I.G., Erickson P., 1990).
[Пациенту предлагалось смотреть двумя глазами на предмет, расположенный на расстоянии 5 метров, через отверстие диаметром 2 см в непроницаемой заслонке, установленной в 70 см от глаз пациента. После локализации предмета в проекции отверстия, пациент попеременно закрывая глаза без изменения положения головы, определял каким глазом виден предмет. Этот глаз идентифицировался как ведущий при зрении вдаль.
Условием проведения теста являлась одинаковая острота зрения обоих глаз, поэтому исследование проводилось при полной очковой коррекции или при двухсторонней катаракте путём снижения остроты зрения лучшего глаза.] При низкой остроте зрения проведение теста было затруднено и мы использовали косвенный метод определения ведущего глаза, основанный на опросе пациента: каким глазом он пользовался при стрельбе, работе с микроскопом, фотоаппаратом, лупой и т.д.
Оценивали бинокулярную остроту зрения вдаль без коррекции, бинокулярную остроту зрения вблизи без очковой коррекции, рефракцию и отклонение от рефракции цели, степень анизометропии, контрастную чувствительность (КЧ) в фотопических условиях и при дополнительном засвете, с использованием прибора «SCV-1000HGT» (Vector Vision Inc., USA), фузионные резервы и способность к бифовеальному слиянию, мышечное равновесие в виде горизонтальной фории, стереоскопическую остроту зрения. Удовлетворенность пациентов оценивали по вопроснику со шкалой от 1 до 10 баллов от меньшей удовлетворенности к большей, который включал критерии: зависимость от очков, оптические феномены – “haloes” и “glare”, ночное зрение пациентов(вождение автомобиля), чтение литературы, работа с компьютером.
Одним из компонентов, обеспечивающих бинокулярное зрение, благодаря которому происходит слияние двух монокулярных изображений в единый образ, является фузия. Искусственно создаваемая анизометропия при моновизуальной коррекции может затруднять бифовеальное слияние.
Исследование способности к бифовеальному слиянию проведено на синоптофоре по методике Кащенко Т.П.(1965). Результаты измерений показали, что нарушений бифовеального слияния при моновизуальной коррекции не выявлено – объективный и субъективный углы у всех пациентов были равны нулю.
Отрицательные фузионные резервы, характеризующие дивергенцию, изменялись от — 5° до — 2°, что соответствует норме (Розенблюм Ю.З.,1996). Положительные фузионные резервы, характеризующие конвергенцию, колебались от 12° до 25°, были несколько снижены в сравнении с нормой 20-25° (Розенблюм Ю.З., 1996).
При исследовании горизонтальной фории выявлена ортофория у 14 пациентов (56%), экзофория до 6 пр. дптр. – у 9 пациентов (36%) и у 2 пациентов (8%) – эзофория до 2 пр. дптр., что соответствует норме (Розенблюм Ю.З., 1996). Таким образом, моновизуальная коррекция не оказала заметного влияния на мышечное равновесие и фузионные резервы, обеспечивающие бинокулярное зрение.
Стереоскопическая острота зрения является одной из основных зрительных функций, присущей бинокулярному зрению, благодаря которой обеспечивается возможность глубинного зрения и восприятия объёма пространства. [Стереоскопическая острота зрения (стереопсис) определяется как минимальная величина углового параллакса, при котором воспринимается разноудалённость предметов, измеряется в угловых секундах и зависит от возраста, степени анизометропии, анизейконии и других факторов. В норме стереопсис по литературным данным в возрасте 50-60 лет составляет в среднем 60 секунд (Осипов Г.И.,1996; Emmes A.B.,1961).]
Результаты измерений стереопсиса у пациентов с монозрением показали, что в 88% (22 пациента) стереоскопическая острота зрения не превышала 60 секунд и соответствовала возрастной норме, в 12% (3 пациента) –находилась на уровне 80-100 угловых секунд (Рис.). Среднее значение стереопсиса -. У пациентов с мультифокальными ИОЛ показатели стереозрения были идентичными (Ferrer-Blasco T. et al, 2008).
Рис. Стереоскопическая острота зрения. 25 пациентов с моновизуальной коррекцией (20 сек.-8%; 40 сек.-20%; 60 сек.-60%; 80 сек.-8%; 100 сек.-4%).
Robboy M W, Cox IG, Erickson P. Effects of sighting and sensory dominance on monovision high and low contrast visual acuity.// CLAO J-1990-v16-p.299.
Кащенко Т.П. Нарушения и методы восстановления фузионной способности зрительного анализатора при содружественном косоглазии: Дис. . канд.мед.наук.-М. 1965.
Розенблюм Ю.З. Оптометрия.- Санкт-Петербург.: «Гиппократ»- 1996-с.272.
Осипов Г.И. Динамическая стереовизометрия. //Вестник офтальмологии.-1996.-112(5).-с.35-37.
Emmes A.B. A statistical study of clinical scores obtained in the wirt stereopsis test. //Am J Optom, 1961, v.38.-p.398-400.
Ferrer- Blasco T., Montes-Mico R., Cervino A., Alfonso J., Gonzalez-Meijome J. Stereoacuity after refractive lens exchange with AcrySof ReSTOR intraocular lens implantation.// XXVI Congress of the ESCRS, Berlin 2008, Book of Abstracts, p.49.
Источник: belikova.ru
Как зная ведущие глаз, руку, ногу и ухо улучшить обучение ребёнка.
В зависимости от того, какой глаз, рука, нога, ухо и полушарие преобладают (более значимы), можно определить ведущий (доминантный) профиль человека. Этот профиль влияет на то, каким способом наше тело и мозг первоначально обрабатывают информацию. Понимание этих врожденных и основных доминирующих признаков является основным для определения причин трудностей отстающих учеников или взрослых попавших в стрессовые условия.
Существует 32 таких профиля.
Эти профили дают понять, какие ученики могут испытывать трудности в обучении при получении различных типов информации. Можно даже определить в какой части аудитории необходимо сидеть ученику для наилучшего усвоения информации.
Как мы принимаем, усваиваем, обрабатываем информацию – все эти ценные данные для понимания нас самих, других людей, для успешного построения семейных отношений, деловых связей и творческих начинаний.
Почему это так важно?
Дело в том, что при поступлении новой информации мы задействуем те сенсорные системы, которые напрямую имеют связь с доминирующим полушарием мозга. В то же время, наилучшее восприятие информации происходит, когда доминирующий глаз, ухо, рука или нога находятся на противоположной стороне тела от доминирующего полушария. То есть индивидуальный стиль обучения зависит от особых способов нервных связей человека, которыми объединены его органы.
Как определить доминирующий профиль?
У взрослых достаточно трудно определить доминирующий профиль из-за развития компенсаторных стратегий. У детей представления о своих доминирующих особенностях еще не сложились и тестируя детей мы можем быть уверенными, что получаем их настоящие профили.
Самые точные данные о доминирующем профиле можно получить с помощью мышечного мониторинга. Он используется кинезиологами, врачами, нейропсихологами, помогая им понять людей через нейромышечные сигналы тела. На основании диагностики определяется один из 32 профилей.
Почему самодиагностика может не дать результата?
При определении доминирующего профиля специалист не только проводит мышечные мониторинг, но и задает определенные вопросы, а также наблюдает за поведением испытуемого.
Поэтому, если вы хотите знать ваш собственный профиль, необходимо обратиться к специалисту, изучавшему кинезиологию, а также владеющему принципами нейропсихологической диагностики.
На основании полученных данных, специалист выстраивает карту и определяет один из 32 доминирующих профиля. Кинезиолог опишет полученный профиль, объяснит характер взаимного влияния каждой доминанты, а также подберет индивидуальные упражнения, необходимые для эффективного обучения ученика.
Кому будет полезно знать доминирующий профиль?
Ваш ребенок не любит читать и отстает по технике чтения?
Ваш ребенок отказывается рисовать по заданию или сам ничего не рисует?
Плохо с орфографией? Пропускает буквы или плохо пишет?
Не усваивает учебный материал?
Способности ребенка зависят от определенного места или действия?
Сигналом необходимости определения профиля является не возможность применить текущую схему обучения, коммуникации или воспитания к вашему ребенку.
Если применяемые практики вызывают у ребенка сильный протест и сложности, то возможно они применяются вразрез с доминирующим профилем. Зная профиль, будет понятно, как можно скорректировать практику, чтобы обучение и воспитание стало наиболее эффективным.
Важно понять, что нельзя применять профили для разделения учеников на типы, это блокирует способность видеть потенциал каждой личности. Но, зная профиль можно увидеть направление реагирования, к которым личность более склонна и подобрать занятия, которые будут помогать в развитии ребенка, а не вредить ему.
Источник: www.b17.ru