Как охраняют подводные лодки

1 июня в России отмечается день Северного флота (СФ) — самого крупного оперативно-стратегического объединения ВМФ. На его вооружении находятся подлодки — носители ядерного оружия, боевые корабли и самолёты, системы ПВО и современные образцы наземной техники. Северный флот обеспечивает стратегическое сдерживание западных стран и защищает заполярное пространство, где сосредоточены колоссальные природные богатства. По мнению экспертов, в настоящее время Северный флот сталкивается с серьёзными военно-политическими притязаниями зарубежных стран, однако в его арсенале есть все необходимые средства для защиты рубежей.

1 июня свой профессиональный праздник отмечают военнослужащие Северного флота (СФ) — самого мощного оперативно-стратегического объединения ВМФ. Данное формирование отвечает за оборону огромных арктических пространств от Мурманска до Чукотки, охрану экономических ресурсов Заполярья и Северного морского пути. Ещё одна важнейшая задача СФ — обеспечение ядерного сдерживания западных государств.

Последние годы руководство РФ придаёт большое значение развитию Северного флота. 1 декабря 2014 года СФ был выведен из подчинения командующего Западным военным округом и включён в Объединённое стратегическое командование (ОСК) «Север», позже переименованное в Северный флот.

Проведённая реформа позволила сконцентрировать в едином центре нити управления всеми арктическими подразделениями ВС РФ. Сегодня в состав Северного флота входят соединения надводных кораблей и подлодок, бригада морской пехоты, части ВКС, сухопутных войск и ПВО.

«Мы исходим из общегосударственного подхода, что в Арктике нет вызовов, требующих военного решения. Однако Российская Федерация рассматривает наращивание своего военного потенциала в Арктической зоне как вынужденную меру для парирования возможных угроз и создания благоприятных условий для реализации национальных интересов», — заявил в декабре 2019 года командующий СФ вице-адмирал Александр Моисеев, выступая на форуме «Арктика: настоящее и будущее» в Санкт-Петербурге.

Плановая модернизация

По состоянию на начало 2020 года доля современного вооружения в арсенале Северного флота составляла порядка 70%. По словам экспертов, основными драйверами модернизации СФ являются поставки разнообразных радиолокационных станций (РЛС) и зенитных ракетных комплексов (ЗРК), включая С-400 «Триумф», «Тор-М2ДТ», С-300, «Панцирь-С1».

Постепенно обновляется корабельная группировка Северного флота. Важным событием последних дней стала передача СФ ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) «Князь Владимир» проекта 955А «Борей-А». В октябре 2019 года крейсер впервые провёл испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-30 «Булава», а в середине мая текущего года экипаж субмарины совершил контрольный выход в море.

Также по теме

Плавучий энергетический блок «Академик Ломоносов»

Энергия для Арктики: какую пользу принесут России плавучие атомные электростанции

В России введена в эксплуатацию единственная в мире плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС), сообщили в компании «Росэнергоатом».

«Князь Владимир» — головная подлодка усовершенствованного проекта 955А, который призван стать основой морского компонента ядерной триады. От предшественников эта субмарина отличается пониженной шумностью, усовершенствованной формой корпуса и выступающих конструкций, новым водо-водяным ядерным реактором на тепловых нейтронах ОК-650В.

В настоящее время в составе Северного флота только один представитель семейства «Бореев» — «Юрий Долгорукий». В ближайшие годы Андреевский флаг будет поднят над крейсером «Князь Пожарский», который сейчас строится на производственном объединении «Севмаш».

Боекомплект каждого «Борея» включает 16 МБР «Булава». Одна ракета может нести по 6—10 боевых блоков индивидуального наведения, совокупной мощностью до 900—1500 килотонн. По данным источников телеканала CNBC, средства ПВО Соединённых Штатов не в состоянии обеспечить их перехват.

В беседе с RT военный эксперт Алексей Леонков отметил, что в целом перевооружение Северного флота происходит в плановом порядке. Корабли, в которых заложен модернизационный потенциал, отправляются в доки, устаревшие суда и подлодки заменяются на новые образцы.

«Основной акцент в модернизации Северного флота делается на установке нового оборудования и ракетного вооружения. Увеличивается число кораблей, оснащённых «Калибрами». В будущем на вооружении появятся гиперзвуковые «Цирконы», — напомнил Леонков.

  • Атомный подводный ракетный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир» проекта 955А (шифр «Борей-А») в акватории Северодвинска
  • РИА Новости

Директор Центра военно-политических исследований МГИМО Алексей Подберёзкин считает, что модернизация Северного флота носит оборонительный характер.

По его мнению, появление новых ракетных комплексов и широкой номенклатуры средств ПВО необходимо прежде всего для защиты экономических интересов РФ в Арктике и прикрытия объектов военной инфраструктуры.

«Северный флот предназначен для охраны колоссального по размерам макрорегиона. Арктика чрезвычайно богата разнообразными природными ресурсами. Естественно, что для защиты этой экономической зоны необходимо множество средств обнаружения и поражения потенциального противника, посягающего на суверенное право России вести свою хозяйственную деятельность», — рассуждает Подберёзкин.

«Враждебное присутствие»

Как неоднократно отмечали в Минобороны и МИД РФ, одним из ключевых вызовов для России в Заполярье является военно-политическая активность Соединённых Штатов и их союзников. Западные государства проводят интенсивные учения, на которых отрабатывается выполнение различных боевых задач, в том числе высадка десанта.

Также по теме

Боевая машина БМ-21 реактивной системы «Град»

«Эффективное и надёжное средство поражения»: как реактивная система «Град» завоевала всемирную популярность

30 мая 1960 года правительство СССР поручило новгородскому предприятию СКБ-203 создать боевую и транспортную машину для реактивной.

В первой половине мая группа кораблей НАТО в составе трёх американских эсминцев и одного британского фрегата на несколько дней вошла в акваторию Баренцева моря с целью демонстрации «приверженности свободе судоходства в арктических и европейских водах». Северный флот был вынужден взять на сопровождение четыре судна альянса, совершавшие манёвры вблизи рубежей РФ.

В Вашингтоне не скрывают, что недовольны развитием военной инфраструктуры Москвы в Заполярье. Так, в середине мая в Госдепе заявили, что США будут «реагировать на увеличивающееся присутствие России в Арктике». Как полагают в американском ведомстве, «Северный флот стремится поставить под угрозу Фареро-Исландский рубеж, чтобы в случае кризиса не дать Соединённым Штатам и Канаде отреагировать и направить подкрепление».

Читайте также:  К чему снится плыть на лодке ночью

В марте 2020 года, выступая в конгрессе, глава Северного командования ВС США генерал Терренс О’Шонесси посетовал на «усиление враждебного присутствия в Арктике», не пояснив, что именно он имел в виду. При этом министр иностранных дел России Сергей Лавров во время пресс-конференции в январе 2020 года подчеркнул, что у НАТО «нет причин для того, чтобы привносить в Арктику военные методы работы».

В декабре прошлого года Александр Моисеев также выразил обеспокоенность относительно растущих в Заполярье амбиций Североатлантического альянса. По словам командующего СФ, заинтересованные в экономическом освоении региона иностранные государства исходят из возможности применения «военной силы».

Эксперты считают, что напряжение на арктических рубежах продолжит возрастать. По их мнению, НАТО будет наращивать интенсивность учений в высоких широтах и развивать военную инфраструктуру.

Также по теме

«Неоценимый вклад в науку»: как Николай Зубов на десятилетия предопределил изучение арктических морей

135 лет назад родился известный советский океанолог Николай Зубов. Он был одним из основоположников изучения в СССР Мирового океана и.

В то же время аналитики обратили внимание на нехватку у стран — членов альянса, включая США, судов ледового класса, вооружений и специальных подразделений, приспособленных для выполнения задач в Заполярье.

«Развитие Северного флота происходит таким образом, чтобы количество сил и средств было адекватно угрозам, которые может создать противник. Безусловно, в нынешнем виде Северный флот способен парировать любые возможные посягательства и провокации со стороны иностранных государств. Более того, наши крейсеры — носители ядерного оружия, регулярно патрулируют Атлантику», — подчеркнул Леонков.

Эксперт полагает, что арсенал Северного флота позволяет уничтожать корабельные группировки неприятеля на дальних рубежах, обеспечивать эффективную противолодочную и противовоздушную оборону.

Аналогичной точки зрения придерживается и Алексей Подберёзкин, который подчеркнул, что СФ «имеет уникальное стратегическое значение».

«Северный флот максимально соприкасается со странами — членами НАТО, а США исходят из того, что Северная Атлантика — это их рубеж противолодочной обороны. Поэтому неслучайно Северный флот является самым мощным оперативно-стратегическим объединением ВМФ, где сосредоточены наиболее крупные и современные корабли», — подытожил Подберёзкин.

Источник: russian.rt.com

Международно-правовые аспекты сохранения погибших подводных лодок «Сом» и “Herring” как объектов подводного культурного наследия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ведерников Юрий Владимирович

В статье рассмотрены аспекты международно-правового регулирования изучения затонувших подводных лодок, как объектов подводного культурного наследия .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Ведерников Юрий Владимирович

Погибшие подводные лодки Отечества, как объекты подводного культурного наследия России
Международно-правовые проблемы охраны подводного культурного наследия
Подводные парки и сохранение объектов подводного культурного наследия
Международный и российский опыт исследования и сохранения подводного культурного наследия

Особенности администрирования и правового регулирования сохранения и музеефикации подводного культурного наследия в Финляндии

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NTERNATIONAL LEGAL ASPECTS OF THE PRESERVATION OF THE DEAD SUBMARINES «SOM» AND «HERRING» AS OBJECTS OF UNDERWATER CULTURAL HERITAGE

The article deals with the aspects of international legal regulation of the study of sunken submarines as objects of underwater cultural heritage

Текст научной работы на тему «Международно-правовые аспекты сохранения погибших подводных лодок «Сом» и “Herring” как объектов подводного культурного наследия»

i ЖУРНАЛ ИНСТИТУТА НАСЛЕДИЯ

2019/3(18) Щ) Сетевое научное рецензируемое издание ISSN 2411-0582 THE HERITAGE INSTITUTE JOURNAL

Подводное культурное наследие

Международно-правовые аспекты сохранения погибших подводных лодок «Сом» и «Herring» как объектов подводного культурного наследия

Аннотация: В статье рассмотрены аспекты международно-правового регулирования изучения затонувших подводных лодок, как объектов подводного культурного наследия.

Ключевые слова: подводное культурное наследие, затонувшие подводные лодки, международно -правовое регулирование.

Подводное культурное наследие — это «. следы человеческого существования, имеющие культурный, исторический или археологический характер, которые частично или полностью, периодически или постоянно находятся под водой на протяжении не менее 100 лет., такие как . суда, летательные аппараты, другие транспортные средства или любые их части, их груз или другое содержимое, вместе с их археологическим и природным окружением.» [1]. Объектами подводного культурного наследия являются и погибшие подводные лодки (или «ПЛ»).

В современности на морском дне упокоилось большое количество подводных лодок, погибших в разные годы и в разных водах. Из них многие подводные лодки, принадлежащие одной стране, нашли свой последний приют в территориальных водах другой страны. Как примеры такового можно

рассмотреть подводные лодки — русский «Сом» и американскую «Herring».

«Сом» — это вторая боевая подводная лодка отечественного ВМФ. Построенная в США как «Holland-VII R» и приобретенная Россией в 1904 году, лодка начала свой боевой путь на Дальнем Востоке, приняв участие в Русско-японской войне. С началом Первой мировой войны «Сом» был перевезен железной пл «сом», спуск на воду дорогой сначала на Черное море, а затем и на

Балтику, где принял участие в боевых действиях. 10 мая 1916 года во время патрулирования в подводном положении «Сом» столкнулся с пароходом и затонул, унеся с собой 2 офицеров и 16

матросов. В июле 2015 года шведская компания «Ocean X Team» нашла и обследовала затонувший корабль в районе о-ва Эккерё (Аландский архипелаг) в территориальных водах своей страны [3].

Читайте также:  Расход топлива лодочный мотор 150 л с

Подводная лодка «Herring» (по русск. — «Сельдь») была построена в 1942 году и приняла активное участие во Второй мировой войне, выполнив несколько боевых походов в Средиземном море и Тихом океане. Во время своего

последнего похода, 1 июня 1944 года, у курильского о-ва Матуа «Herring» атаковала в надводном положении и потопила два вражеских судна, после чего была уничтожена огнем японских береговых батарей. Вместе с кораблем погибло 60(?) моряков. Обнаружена в 2016 году и впоследствии обследована совместной экспедицией Центра подводных исследований Русского Географического Общества и Тихоокеанского флота [4; 5].

Факты обнаружения и обследования погибших подводных лодок формируют перспективы их использования как объекты подводного культурного наследия.

Полагаем, что подъем подводных лодок «Сом» и «Нетпд».не представляет каких-либо технических сложностей. Погибший на небольшой глубине и имеющий небольшое водоизмещение «Сом» может быть без труда поднят плавучими кранами. Современные технологии позволяют без особых на то проблем поднять затонувшую на стометровой глубине «Herring».

Однако, учитывая государственную принадлежность погибших подводных лодок и акваторий — мест их гибели, рассмотрим перспективы данных кораблей в международно-правовом контексте сохранения подводного культурного наследия.

Так, современный правовой статус данных кораблей образуют положения ряда правовых актов.

Согласно «Конвенции об охране подводного культурного наследия» обе подводные лодки могут быть определены как «государственные суда», т.е. «военные корабли. которые принадлежали государству или эксплуатировались им и использовались в то время, когда они затонули, только в правительственных некоммерческих целях и которые идентифицированы в качестве таковых и отвечают определению подводного культурного наследия..» [1].

Обе подводные лодки могут быть признаны и «затонувшим военным имуществом», под которым понимают «корабль., принадлежащий вооруженным силам государства, их части и принадлежности, а так же принадлежащее экипажу военное снаряжение и прочее имущество., находящееся на дне, при условии утраты судовладельцем способности к их управлению.» [2].

В итоге очевидны выводы:

— на любой затонувший военный корабль распространяется юрисдикция государства, под флагом которого они погибли (государство флага); согласно этому «Сом» и «Herring» являются собственностью России и США, соответственно;

— ни одно иностранное государство, физическое или юридическое лицо не вправе без согласования с государством флага проводить какие-либо работы на его затонувшей подводной лодке.

Погибшие подводные лодки обладают и статусом воинских захоронений, т.е. мест погребения военнослужащих. Статус воинского захоронения устанавливается государством флага официально и находится под его попечением.

Без сомнения подводная лодка «Сом» соответствует формальным требованиям, предъявляемым к статусу объекта подводного культурного наследия. В тоже время «Herring» формально не соответствует этому, поскольку с момента ее гибели прошло менее 100 лет. Однако последнее не исключает применение к «Herring» норм и правил, устанавливаемых «Конвенцией об охране подводного культурного наследия».

Иной специфичный аспект в рассматриваемых случаях — это гибель подводных лодок в пространстве акваторий, находящихся в юрисдикции иностранных государств (прибрежных государств).

«Конвенцией ООН по морскому праву» установлены международно-правовые нормы разграничения пространства Мирового океана [2]. В соответствии с этим «Конвенция об охране подводного культурного наследия» установлен порядок межгосударственного сотрудничества при работе с объектами подводного культурного наследия, в зависимости его нахождения в том или ином водном пространстве. В частности, во внутренних, архипелажных и территориальных морях, и, как правило, в пространствах исключительной экономической зоны и на континентальном шельфе, разрешение на поиск и подъем объектов культурного наследия дается прибрежным государством. Применительно к подводной лодке «Сом» прибрежным государством является Швеция, применительно к подводной «Herring» — Россия.

Это предопределяет обязательность международного сотрудничества государства флага и прибрежного государства при обследовании и подъеме затонувших подводных лодок. В частности, для участия российских судов в обследовании подводной лодки «Сом» требуется согласие Швеции, обследование американскими судами подводной лодки «Herring» должно проходить с согласия Российской Федерации.

«Конвенция об охране подводного культурного наследия» установлены принципы и правила работы с объектами подводного культурного наследия.

Так, базовым принципом деятельности является обеспечение сохранности затонувшей подводной лодки в состоянии in situ (лат. — «на своем месте»), до разрешения любой, связанной с ней деятельностью.

Иной принцип: «.извлеченное подводное культурное наследие помещается на хранение, консервируется и управление им осуществляется таким образом, который обеспечивает его долговременное сохранение.». Это предполагает, что в случае подъема ПЛ или ее конструктивных элементов, должны быть заранее созданы условия для обеспечения его сохранности.

Полагаем данный принцип актуальным в современности, когда обсуждаются перспективы подъема подводной лодки «Сом». Очевидно, что подъем подводной лодки — это не самоцель, а первый шаг на пути длительного процесса восстановления и превращение ее в мемориальный комплекс. Все это требует как соответствующего государственного подхода, так и соответствующих ресурсов. Это подкрепляется правилом «Конвенции об охране подводного культурного наследия» — «. до начала любой деятельности, направленной на подводное культурное наследие, готовится проектная документация, представляемая компетентным ведомствам для получения разрешения и соответствующей экспертной оценки.».

«Конвенция об охране подводного культурного наследия» не препятствует исследовательской деятельности на затонувших подводных лодках, устанавливая правила:

— «. поощряется ответственный и безвредный доступ с целью наблюдения или документирования in situ подводного культурного наследия в целях информирования общественности о наследии, осознания ценности и охраны наследия, за исключением случаев, когда такой доступ не совместим с его охраной и управлением.;

— подводное культурное наследие не должно эксплуатироваться в коммерческих целях.»;

— при проведении работ должно быть обеспечено «.должное уважение ко всем человеческим останкам, находящимся в морских водах.» [1].

Читайте также:  Под каким углом к направлению течения направлена скорость лодки относительно реки

Полагаем, что при соблюдении данных правил прибрежные государства Швеция и Россия вправе проводить исследование и сохранение останков погибших подводных лодок «Сом» и «Herring».

Насколько нам известно, современная практика сотрудничества государства флага и прибрежного государства в обследовании затонувших кораблей достаточно ограниченна. Как пример такового можно привести межгосударственную советско-британскую экспедицию по поиску и обследованию крейсера «Эдинбург» в 1981 году и российско-финскую экспедицию по поиску и обследованию советской подводной лодки «Щ-408», проведенную на общественных началах в 2016 году.

Думаем, что совместные работы России и Швеции при подъеме подводной лодки «Сом», равно как и совместные работы России и США на подводной лодке «Herring» создадут прецеденты такой деятельности.

Это послужит организационно-правовым базисом проведения в будущем совместных международных исследований, примерами которых могут быть российско-японские экспедиции в аспектах обследования кораблей, погибших в Цусимском сражении, российско-китайские экспедиции, направленные на изучение останков русских кораблей, погибших в Желтом море, совместные

экспедиции с иными государствами, проводимые в морях, где упокоились русские корабли или в российских водах на иностранных кораблях.

[1] Конвенция ООН об охране подводного культурного наследия. Принята 02.11.2001 года [Электронный ресурс] // Организация объединенных наций. Конвенции и соглашения. — URL: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/underwater heritage.shtml (дата обращения: 05.10.2019)

2] Конвенция ООН по морскому праву. Принята 10.12.1982 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант». — URL:

http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 121270/cde09a2cd0c411568920b76ce394a82dfaae504 5/ дата обращения: 05.10.2019)

[3] 3Сом (подводная лодка) [Электронный ресурс] // Википедия. — URL: https://m.wikipedia.om/wiki/CQM (подводная лодка) дата обращения: 05.10.2019)

[4] На Курилах обнаружили американскую подводную лодку времен войны [Электронный ресурс] // lenta.ru. — URL: https://lenta.ru/news/2016/06/22/herring/ дата обращения: 05.10.2019)

[5] USS Herring [Электронный ресурс] // Wikipedi. — URL: https://en.wikipedia.org/wiki/USS Herring дата обращения: 05.10.2019)

Статья поступила в редакцию 15.09.2019.

Ведерников Юрий Владимирович,

старший научный сотрудник Музея истории подводных сил России им. А.И.Маринеско (Санкт-Петербург).

International legal aspects of the preservation of the dead submarines «Som» and «Herring»

as objects of underwater cultural heritage

Abstract. The article deals with the aspects of international legal regulation of the study of sunken submarines as objects of underwater cultural heritage

Key words: underwater cultural heritage, sunken submarines, international legal regulation. Vedernikov Yuri Vladimirovich,

Senior Researcher at the Museum of the History of the Russian Submarine Forces named after A.I. Marinesko (St. Petersburg).

Источник: cyberleninka.ru

Береговая охрана США по обломкам батискафа «Титан» определила, что он взорвался

Береговая охрана США по обломкам батискафа «Титан» определила, что он взорвался

Судя по обломкам батискафа «Титан», обнаруженным в северной части Атлантического океана, подводный аппарат был разрушен направленным внутрь «катастрофическим взрывом». Об этом сообщила Береговая охрана США, которая координировала поиски, передает Reuters.

Фрагменты батискафа, который совершал погружение к обломкам «Титаника», были найдены беспилотным глубоководным роботом с канадского корабля. Посадочная рама (шасси) и задняя крышка находились примерно в 488 метрах от носовой части затонувшего океанского лайнера, к которому направлялась экспедиция, на глубине около 4 километров.

На пресс-конференции контр-адмирал береговой охраны США Джон Могер заявил: «Поле обломков соответствует катастрофическому взрыву транспортного средства». Он использовал термин «имплозия», который обозначает взрыв, направленный внутрь. Ранее эксперт и знакомый двух участников экспедиции Дэвид Мернс объяснял в эфире Sky News, что имплозия в случае с глубоководным аппаратом — это равноценное взрыву моментальное схлопывание (сжатие) конструкции.

Организовавшая экспедицию компания OceanGate объявила всех пятерых пассажиров «Титана» погибшими. Это британский бизнесмен-миллиардер Хэмиш Хардинг, бизнесмен из Пакистана Шахзада Давуд и его 19-летний сын Сулейман, основатель самой OceanGate Стоктон Раш, а также французский исследователь Поль-Анри Наржоле. «Эти люди были настоящими исследователями, которых разделял особый дух приключений и глубокая страсть к исследованию и защите Мирового океана», — говорится в заявлении компании.

Батискаф OceanGate Expeditions, рассчитанный на пятерых человек, совершал очередную экспедицию к обломкам затонувшего в 1912 году «Титаника», которые находятся на дне Атлантики на глубине около 3,8 км приблизительно в 650 км к юго-востоку от острова Ньюфаундленд. По данным The Wall Street Journal, в ходе погружения планировалось собрать образцы ДНК возле обломков судна.

Утром 18 июня связь с батискафом прервалась, а сам он пропал с радаров. Еще в 2020 году основатель OceanGate Стоктон Раш в интервью GeekWire признавал, что корпус батискафа «демонстрировал признаки циклической усталости», поскольку «Титан», способный погружаться максимум на 3 тысячи метров, неоднократно опускался на глубину 3,8 тысячи метров. При этом на сайте компании указано, что максимально допустимая глубина его погружения батискафа составляет 4 тысячи метров. Стоктон Раш сам пилотировал «Титан» в последней экспедиции, закончившейся пропажей аппарата.

Экспедиции к месту крушения «Титаника» OceanGate проводит с 2021 года, продавая места в батискафе туристам по $250 тысяч. При этом вопросы к безопасности «Титана» возникали еще в 2018 году: тогда на симпозиуме экспертов по подводным лодкам прозвучали обвинения в том, что батискаф эксплуатируется с выходом за пределы его технических возможностей.

Эксперты выражали обеспокоенность из-за того, что OceanGate предпочла сертифицировать свой глубоководный аппарат через третьи стороны — в частности, Американское бюро судоходства и европейскую группу DNV (независимую компанию по обеспечению качества и управлению рисками, устанавливающую стандарты проектной безопасности подводных аппаратов). « Проблема заключалась не в каком-то одном дефекте конструкции, а в том, что OceanGate решила не проводить признанный в отрасли процесс сертификации конструкции, изготовления и испытаний подводных лодок», — поясняет суть претензий экспертов Reuters.

Источник: rtvi.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...