У подводников есть своя профессиональная шутка: «В мире существует только один класс боевых кораблей – подводные лодки. А все остальное, что плавает по морям, это мишени». Шутки шутками, но данное высказывание не так уж далеко от истины.
Из всех средств ведения войны, когда-либо созданных человеком, coвременный подводный ракетоносец является, пожалуй, самым скрытным и разрушительным. Разумеется, борьба со столь опасным противником для флота любой страны, претендующей на роль морской державы, является задачей номер один.
Подводные лодки давно показали себя очень грозным орудием войны, однако на верхнюю ступень военно-морской иерархии они поднялись только в середине XX века. Дело в том, что радиолокация лишила надводные корабли скрытности: отныне их не спасали ни ночь, ни маскировка, ни дымовые завесы. Но в воде радиоволны не распространяются, и ушедшие на глубину субмарины оставались для вражеских радаров невидимыми. Ученые предложили множество способов обнаружения подводных лодок, но по сей день ни один из них по эффективности не может сравниться с радиолокацией.
Секретное оружие наркобаронов, которое удалось обнаружить
СПОСОБЫ ОБНАРУЖЕНИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК
Подводная лодка является источником физических полей. Все эти поля выделяются на фоне естественных полей океана и выдают присутствие на глубине инородного объекта. Однако найти по ним подводную лодку не так-то просто.
Дело в том, что аппаратура поиска по изменению магнитного поля, по тепловому или кильватерному следу, выхлопным газам и так далее отличается крайне невысокой дальностью действия, малой помехозащищенностью, зависимостью от погодных условий. Единственным более или менее эффективным способом обнаружения подводных целей был и остается гидроакустический. По дальности действия акустическая аппаратура превосходит магнитометрическую в десятки раз, но при этом ее работа сильно зависит от гидрологических условий моря. Например, на глубине существует зона так называемого температурного скачка, которая может служить своеобразным барьером, укрывающим цель.
Гидроакустические станции (ГАС), или сонары, могут работать в активном режиме (когда они сами излучают ультразвуковой сигнал и принимают его отраженное от цели эхо) и в пассивном (когда они принимают только шумы, исходящие от подводной лодки). Однако активный режим демаскирует охотника: подводная лодка неизбежно услышит излучающий сигнал сонара гораздо раньше, чем тот поймает отраженное эхо.
Существуют разные типы корабельных ГАС. Их антенны могут быть крупногабаритными цилиндрическими или сферическими; плоскими – для бокового обзора; буксируемыми, способными погружаться на заданную глубину. Из последних наиболее совершенными считаются гибкие протяженные антенны, выпускаемые кораблем или подводной лодкой в виде длинного «хвоста».
Для противолодочных вертолетов созданы малогабаритные опускаемые ГАС; еще более компактные станции устанавливаются на радиогидроакустических буях (РГАБ).
Затонувшие субмарины. Трагедии на море
ГЛОБАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ СЛЕЖЕНИЯ
Один из самых масштабных противолодочных проектов эпохи холодной войны – американская система SOSUS (Sound Surveillance Undersea System – звуковая система подводного обзора). Это глобальная сеть стационарных шумопеленгаторных антенн, охватывающая акватории Атлантического и Тихого океанов.
В качестве дополнения к системе SOS US в США была создана позиционно-маневренная система дальнего гидроакустического наблюдения SURTASS. Ее основой являлись специальные корабли гидроакустической разведки, оснащенные мощными ГАС AN/UQQ-2.
По сообщениям печати, им удавалось обнаружить российские атомные подлодки на рекордной дальности 150 миль (278 км). В настоящее время система SOSUS законсервирована, и вместо нее используется интегрированная система освещения подводной обстановки IUSS (Integrated Undersea Surveillance System), объединяющая стационарные и мобильные комплексы дальнего гидроакустического наблюдения и боевого управления.
Следует упомянуть и о попытках следить за подводными лодками из космоса. Например, вышедший на поверхность инфракрасный (тепловой) след от атомной субмарины обнаруживается со спутника. Но эффективность такого способа подводной разведки пока остается невысокой.
ПРОТИВОЛОДОЧНОЕ ОРУЖИЕ И ЕГО НОСИТЕЛИ
Основное средство борьбы с подводными лодками – самонаводящиеся акустические торпеды. Они действуют в соответствии с принципом «выстрелил и забыл»: двигаются по спирали, постепенно увеличивая глубину; при этом их головка самонаведения постоянно сканирует подводное пространство.
При обнаружении подводной лодки и ее идентификации как противника торпеда автоматически наводится на цель. Противолодочные торпеды могут выстреливаться из торпедных аппаратов надводных кораблей и подводных лодок или сбрасываться с самолетов и вертолетов. Кроме того, они используются в качестве головной части корабельных противолодочных ракетно-торпедных комплексов и «активных» противолодочных мин – таких как американская Мк 60 «Кэптор» или советская ПМТ-1. К противолодочному оружию ближнего действия относятся многоствольные реактивные бомбометы.
Они служат и средством самозащиты от вражеских торпед. Глубинные бомбы, противолодочные донные и якорные мины сейчас используются ограниченно.
ПЕРСПЕКТИВЫ
В конце 2012 года Министерство обороны США представило свою новую разработку – робота-охотника ACTUV. Этот полностью автономный аппарат является тримараном (судном с тремя параллельными корпусами) водоизмещением 157 т, оснащенным самым современным гидро-акустическим оборудованием. Он будет находиться в море в автоматическом режиме 60-90 суток. В перспективе планируется создать целую флотилию таких роботов-охотников, интегрированных в систему управления флотом. В случае обнаружения вражеской субмарины они смогут наводить на цель корабли и противолодочную авиацию.
Источник: warfor.me
Обнаружение подлодок
Интересуют все системы и методы, позволяющие обнаруживать подлодки. Неужели наши РПКСН всегда под колпаком? Или наоборот правы те, кто говорят, что сосус и иже с ним эффективны только против старых подлодок 1-2 поколений. Вот начал с этой ссылки
Barbudos
Активный участник
Сообщения 24.482 Адрес Санкт-Петербург
SerzhPiter написал(а):
Неужели наши РПКСН всегда под колпаком?
Всегда, всегда. И их тоже. Все эти средства только для тактических игрищ, чтобы было, чем народ занять.
А РПКСН и со спутника хорошо видны всегда, когда реактор не заглушен: по тепловому следу.
marinel
Активный участник
Сообщения 26.489 Адрес Санкт-Петербург
Не всегда, и примеров тому масса.
Novice
Активный участник
Сообщения 676 Адрес Севастополь
Barbudos написал(а):
SerzhPiter написал(а):
Неужели наши РПКСН всегда под колпаком?
Всегда, всегда. И их тоже. Все эти средства только для тактических игрищ, чтобы было, чем народ занять.
А РПКСН и со спутника хорошо видны всегда, когда реактор не заглушен: по тепловому следу.
Конечно-конечно. Особенно хорошо их наблюдает спутник в Баренцевом море примерно 300-320 календарных дней пасмурной погоды. Шторм тоже благоприятно сказывается на обнаружении спутниками ПЛАРБ, гребущей на трех сотнях метров глубины. И особенно благоприятные условия для обнаружения ПЛАРБ в инфракрасном диапазоне создает ледяной покров, который зимой закрывает примерно 80 процентов позиционного района ПЛАРБ СФ.
СОСУС. Как много в этом слове. По второму поколению самими американцами вероятность обнаружения лодки, находящейся в зоне обнаружения средств одной из станций в течение одного часа — примерно в 0.5%. Сооттвенно при суточном нахождении лодки в зоне обнаружения одной из станций, она была бы обнаружена в 10% случаев. Это круто, но.. когда говорим о ПЛАРБ, такая эффективность в боевых условиях рассматривается как нулевая. увы и ах..
Третье и четвертое поколение видело этот СОСУС в гробу и белых тапках. Мало того, что обнаружение этих лодок СОСУСом разве что случайно, так и позиционные районы ПЛАРБ в нынешнее время располагаются неподалеку от своих берегов, и штурмовать СОСУС нет никакой необходимости.
Куда более злой враг — корабли гидроакустической разведки. Но. В позиционных районах ПЛАРБ как СФ, так и ТОФ время жизни этого корабля в условиях боевых действий будет. дальше придумайте сами, сколько проживет корыто в районе действия сил флота и базовой авиации.
Охотское море. Даже от знания где в данный момент ПЛАРБ находится, вероятному противнику ну никак не полегчает.
В случае, если подкрадется армагеддончик, ПЛАРБ однозначно выполнят задачу. Можно верить сколько угодно во всякую хрень из «независимой газеты», но на сегодняшний день ни у них, ни у нас нет средств, чтобы решить проблему уничтожения ПЛАРБ до выпуска ракет.
Основной враг лодок — лодки. И немного — базовая авиация.
SerzhPiter
Участник
Сообщения 12
А что же с операцией «Атрина» в 1987 году, действительно ли прошмыгнули в Западную Атлантику и нескольео дней скрытно ходили там, или это выдумки брехунов?
Читатель
Активный участник
Сообщения 2.873 Адрес Беларусь, г. Вилейка
Мне один знакомый расказывал (он служил на подводной лодке), что неделю лежали на грунте возле американского побережья. Врёт или может быть? :think:
All
Активный участник
Сообщения 1.035
раньше подлодки засекали путем измерения эл.магнитного поля земли — были даже спец самолеты для этих целей (сорри не знаю как назывался этот копмлекс), по потом на лодках стали применять новые методы снижения искажения корпусом магнитных линий. позже лоции для выхода лодки в район боевого дежурства (или пуска ракет) стали прокладывать с учетом эл.магнитной маскировки (подводные залежи металлов). инфракрасная разведка только на начальном этапе казалась панацеей — лоции поменяли (температура воды не везде одинакова, плюс течения — все это является фактором маскировки), единственный реальный метод обнаружения и сопровождения лодки — гидроакустика (лодка, БПК, корабли гидроакустической разведки).
dron
Активный участник
Сообщения 8.886 Адрес Россия
Barbudos написал(а):
Всегда, всегда. И их тоже. Все эти средства только для тактических игрищ, чтобы было, чем народ занять.
А РПКСН и со спутника хорошо видны всегда, когда реактор не заглушен: по тепловому следу.
Barbudos, а как же «Апорт» и «Атрина»?
marinel
Активный участник
Сообщения 26.489 Адрес Санкт-Петербург
Да он уже все понял.
EDW
Активный участник
Сообщения 110
. единственный реальный метод обнаружения и сопровождения лодки — гидроакустика (лодка, БПК, корабли гидроакустической разведки). [/quote]
А вот такая пришла дурная мысль в голову.
ГАК на лодке ограничен размерами и геометрией корпуса, возможностями энергетики, расположением систем оружия и много ещё чем. Плюс к этому наша устаревшая элементная база и относительное технологическое отставание не позволяют уменьшить массогабаритные характеристики ГАК, а дальность необходимо обеспечить.
На кораблях дальнего гидроакустического обнаружения стоят сверхмощные ГАС, однако корабли эти не могут проникнуть в районы сплошного ледяного покрова.
А что если создать АПЛ дальней гидроакустической разведки, приспособив все её системы под обеспечение работы очень мощного ГАК огромного радиуса действия? Оставить ей кое-какое оружие самообороны и обеспечивать охранение обычной ПЛ. Поскольку мы мирные люди, можно нагло работать ГАС в активном режиме, «высвечивая» подлёдную обстановку. С помощью таких станций отодвинуть рубежи патрулирования ПЛ супостата.
Осталось «совсем немного» — разработать систему связи и ЦУ с серьёзной пропускной способностью и придумать, как не «светить» свои ПЛ. Ну, что скажут специалисты?
All
Активный участник
Сообщения 1.035
А смысл. получится тоже что и над водой — там авианосец прикрывает ТАКАЯ ТУЧА кораблей..
EDW
Активный участник
Сообщения 110
All написал(а):
А смысл. получится тоже что и над водой — там авианосец прикрывает ТАКАЯ ТУЧА кораблей..
А не надо тучей прикрывать. Для охранения достаточно одной ударной ПЛ, данные на применение оружия которая будет получать с охраняемого объекта.
Сергей Горн
Новый участник
Сообщения 4
При чтении одной статьи о ПЛ подвело недостаточное знание темы и английского языка. Правильно ли я понял, что носовой отсек, в котром размещается сонар, заполнен водой, а в корпусе имеется множество микроотверстий для сообщения с внешней водной средой и все это нужно для обнаружения других лодок?
Bosun
Модератор
Сообщения 6.811 Адрес Klaipeda
По данным ученых из МФТИ, приведенным в брошюре «Будущее стратегических ядерных сил России: дискуссия и аргументы» (Долгопрудный, 1995 г.), даже при самых благоприятных гидрологических условиях, характерных для Баренцевого моря в зимний период (вероятность их возникновения составляет 0,03) АПЛ проекта 971 могут обнаруживаться американскими лодками типа «Лос-Анджелес» с ГАК AN/BQQ-5 на дальности не более 10 км. При менее благоприятных условиях в данном районе Мирового океана обнаружить «Барс» гидроакустическими средствами практически невозможно.
Уместно привести характеристику подводным лодкам 971-го проекта, данную видным американским военно-морским аналитиком Н. Полмаром на слушаниях в комитете по национальной безопасности палаты представителей конгресса США: «Появление подводных лодок типа Akula, а также других русских АПЛ третьего поколения продемонстрировало, что советские кораблестроители ликвидировали разрыв в уровне шумности быстрее, чем ожидалось». Спустя несколько лет, в 1994 г., стало известно, что этот разрыв устранен полностью.
По утверждению представителей ВМС США, на оперативных скоростях порядка 5- 7 узлов шумность лодок типа Improved Akula, фиксировавшаяся средствами гидроакустической разведки, была меньше шумности наиболее совершенных АПЛ ВМС США типа Improved Los Angeles.
По словам начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Д. Бурда (Jeremy Boorda), американские корабли оказались не в состоянии сопровождать АПЛ Improved Akula на скоростях менее 6-9 узлов (контакт с новой российской лодкой состоялся весной 1995 г. у восточного побережья США). По мнению адмирала, усовершенствованная АПЛ Akula-2 по характеристикам малошумности соответствует требованиям к лодкам четвертого поколения.
Появление уже после окончания «холодной войны» в составе российского флота новых сверхскрытных атомоходов вызвало серьезную озабоченность в США. В 1991 г. этот вопрос был поднят в конгрессе. На обсуждение американских законодателей было вынесено несколько предложений, направленных на то, чтобы исправить в пользу США сложившееся положение. В соответствии с ними предполагалось, в частности:
— потребовать от нашей страны придать гласности свои долгосрочные программы в области подводного кораблестроения;
— установить для РФ и США согласованные ограничения на количественный состав многоцелевых АПЛ;
— оказать помощь России в переоборудовании верфей, строящих АПЛ, для выпуска невоенной продукции.
К компании по борьбе с российским подводным кораблестроением подключилась и международная неправительственная экологическая организация «Гринпис», активно выступившая за запрещение подводных лодок с ядерными силовыми установками (в первую очередь, разумеется, российских, представляющих, по мнению «зеленых», наибольшую экологическую опасность). С целью «исключения ядерных катастроф», «Гринпис» рекомендовала правительствам западных стран поставить предоставление финансовой помощи России в зависимости от решения этого вопроса.
В настоящее время все многоцелевые атомные подводные лодки 971-го проекта находятся в составе Северного (бухта Ягельная) и Тихоокеанского (Рыбачий) флотов. Они достаточно активно (разумеется, по меркам нынешнего времени) используются для несения боевой службы.
Источник: rusarmy.com
Авиационные средства поиска и обнаружения подводных лодок
Командования ВМС США и других стран НАТО, осуществляя военные приготовления агрессивной направленности, считают успешную борьбу с подводными лодками противника одним из важнейших условий достижения господства на море. При решении этой задачи важная роль отводится противолодочной авиации (самолётам и вертолётам), оснащенной средствами поиска и уничтожения подводных лодок.
Принципы работы созданных средств поиска и обнаружения подводных лодок, находящихся в подводном положении, основаны на использовании физических полей (акустическое, магнитное, тепловое, радиационное), которые могут демаскировать лодки в районе поиска (рис. 1), а также загрязненности атмосферы выхлопными газами дизельных двигательных установок. В комплекс авиационных средств поиска и обнаружения подводных лоток включаются гидроакустическая, магнитометрическая и инфракрасная аппаратура. Подводные лодки, находящиеся в надводном положении или идущие под РДП, могут быть обнаружены с помощью радиолокационных, инфракрасных и телевизионных средств, а также газоанализирующей аппаратуры.
Рис. 1 Диапазоны акустических и электромагнитных колебаний в Гц, используемые РГБ (1), аппаратурой радио- и радиотехнической разведки (2), ИК (3) и телевизионной для обнаружения подводных лодок
Гидроакустические системы появились на вооружении противолодочной авиации капиталистических государств в годы второй мировой войны и продолжают оставаться основным средством обнаружения подвод ник лодок с воздуха.
Широкое распространение в противолодочной авиации ВМС США и некоторых других государств полечили две системы радиогидроакустических буёв: «Джезебел» и «Джули». В настоящее время в США первая заменяется системой «Дифар», а вторая — системой «Касс». Система «Дифар», ктк утверждается в зарубежной печати, с помощью 2—3 РГБ обеспечивает определение места подводной лодки с достаточной точностью, в то время как раньше для этой цели требовалось большее число буёв. По по своим техническим характеристикам аппаратура системы «Дифар» еще не полностью отвечает предъявляемым требованиям из-за низкой надежности используемых буёв AN/SSQ 53.
Гидроакустические системы состоят из сбрасываемых в море РГБ одноразового использования (рис. 2), бортовой аппаратуры приема, анализа и обработки информации, получаемой от буёв. По принципу действия и устройству буи делятся на пассивные и активные.
Рис. 2. Установка РГБ на противолодочный самолёт
Пассивные буи обнаруживают подводную лодку по создаваемым ею шумам, а активные — путем приема отражённых от подводной лодки эхо сигналов, генерируемых взрывными источниками звука или акустической антенной буя.
Пассивные РГБ, например AN/SSQ-41, AN/SSQ-49 и AN/SSQ 53, применяются, как правило, для первичного обнаружения подводных лодок. С этой целью в районе поиска выставляется барьер или поле из буёв, расстояние между которыми выбрано из расчета надежного ее обнаружения по заданной величине шумности лодки.
Для дальнейшего уточнения координат подводной лодки применяются взрывные источники звука, взаимодействующие с пассивными буями, или активные РГБ, которые также используются для первичного обнаружения. Активные РГБ, например AN/SSQ-47 и AN/SSQ-50, кроме определения местоположения, определяют дальность до цели. Они бывают направленного и ненаправленного действия. Буи направленного действия позволяют более точно определять местоположение цели при использовании меньшего их числа.
РГБ снабжаются маяками-ответчиками, работающими на одной из стандартных частот, а также ночными огнями и цветными маркерами для визуального опознавания и определения их местоположения с самолёта буи сбрасываются с высот 50—3000 м. при скорости полета самолёта 280 — 450 км/ч. Дальность обнаружения буя самолётной РЛС с высоты 600 м составляет 20—30 км, а с высоты 1500 м — 135 км. РГБ имеют специальные устройства, обеспечивающие плавное приводнение, необходимую плавучесть, а также самозатопление по истечении установленного срока действия. Размеры большинства буёв стандартные (высота — 900 мм, диаметр — 124 мм).
Наряду с РГБ, предназначенными для обнаружения целей, широко используются также батитермографические буи, позволяющие дистанционно измерять температуру воды на различных глубинах до 300 м. Этим достигается более эффективное обнаружение подводных лодок с помощью обнаружительных буёв в конкретных гидрологических условиях.
Согласно данным иностранной печати, происходит дальнейшее совершенствование систем радиогидроакустических буёв: увеличивается дальность действия и продолжительность работы, повышается их надежность, уменьшаются вес и габариты, автоматизируются процессы управления буями и обработки информации, поступающей по радиоканалу от РГБ на борт самолёта.
На противолодочных вертолётах благодаря их способности зависать над определенной точкой водной поверхности применяются опускаемые гидроакустические станции. Опускаемая на трос-кабеле акустическая антенна станции (рис. 3) состоит из ненаправленною вибратора и гидрофона.
Рис. 3. Противолодочный вертолёт опускает антенну ГАС в воду
Пеленг на цель определяется по фазовому сдвигу принятых сигналов. Индикаторный блок, размещаемый в кабине вертолёта, предназначен для обработки сигналов, отображения обстановки и управления. При работе опускаемой ГАС в режиме шумопеленгования обеспечивается скрытность наблюдения, точное определение пеленга на подводную лодку, но в этом случае нельзя измерить до нее расстояние. При незначительной шумности подводной лодки работа опускаемой ГАС в режиме эхопеленгования имеет значительные преимущества по сравнению с шумопеленгованием. В режиме эхопеленгования станция обеспечивает определение пеленга и расстояния до подводной лодки на дальностях 9—15 км.
Противолодочные вертолёты стран НАТО оснащаются в основном американскими опускаемыми ГАС AN/AQS-10 и AN/AQS-13 или их модификациями (выпускаются в других странах), имеющими примерно одинаковые характеристики.
Известны опускаемые ГАС шагового и секторного (кругового) обзора подводного пространства. Первые способны обследовать горизонт за 3—5 мин, а вторые за 30—60 с. Как сообщается в зарубежной печати, опускаемые ГАС неустойчивы к «случайным буксировкам», так как возникающие при этом помехи сильно заглушают полезные сигналы. Явления «случайной буксировки» могут иметь место тогда, когда система автоматической стабилизации вертолёта не вошла в режим.
Иностранные специалисты придают большое значение работам, направленным на создание методов, повышающих скорость обзора горизонта и увеличивающих дальность действия опускаемых ГАС, а также способов автоматической стабилизации вертолёта в режиме зависания.
В США ведутся также работы по созданию авиационной системы якорных радиогидроакустических буёв, способных работать в течение нескольких месяцев.
Магнитометрическая аппаратура позволяет обнаруживать местные аномалии напряженности магнитного поля Земли, создаваемые корпусом подводной лодки в районе поиска. К недостаткам магнитометров относятся небольшая дальность действия (300—700 м) и сильное влияние других видов магнитных помех естественного и искусственного происхождения.
Все противолодочные самолёты США и других стран НАТО оборудованы магнитометрами AN/ASQ-10 (рис. 4), AN/ASQ-801 и DHAX-1. применение которых не зависит от состояния моря и времени суток. Однако они имеют ограниченные возможности. Зарубежные специалисты стремятся повысить эффективность магнитометров путем повышения их чувствительности и снижения влияния помех, создаваемых самолётами, на которых они устанавливаются. Для устранения влияния помех используются компенсаторы, которые применяются совместно с магнитометрами.
Рис. 4. Панель управления магнитометра AN/ASQ-10
Радиолокационные станции являются основным средством обнаружения подводных лодок в сложных метеорологических условиях и ночью. Большинство из них работает в сантиметровом диапазоне. Дальность обнаружения радиолокационными станциями подводных лодок, находящихся в надводном положении, составляет 90—100 км, под РДП — 20—25 км, а под перископом — 2—3 км.
В настоящее время на вооружении противолодочных самолётов и вертолётов США состоят РЛС AWAPS-20, AN/APS-55, AN/APS-88 и др.
По мнению иностранных специалистов, весьма перспективными для поиска подводных лодок являются РЛС бокового обзора, так как они имеют более высокую разрешающую способность, позволяют просматривать более широкую полосу и облучают цель сравнительно короткое время, благодаря чему затрудняется обнаружение самолёта.
Развитие РЛС противолодочной авиации стран НАТО идет по пути увеличения их дальности действия и повышения разрешающей способности, а также уменьшения веса и габаритов.
Инфракрасные средства
На противолодочных самолётах используются ИК станции переднего обзора системы «Флир» для обнаружения надводных целей в ночных условиях и обнаружения температурного следa кильватерной струн подводной лодки. Иностранные военно-морские специалисты считают, что, хотя повышение температуры при прохождении подводной лодки достигает всего лишь 0,005°С, разность температур кильватерного следа и поверхности моря может быть обнаружена с помощью инфракрасного детектора. Повышенная температура воды сохраняется некоторое время, что позволяет определить след кильватерной струи даже через 5—6 ч. после того, как подводная лодка находилась в районе поиска.
Работа ИК станции, имеющей пассивный принцип действия, не обнаруживается противником и не подвержена преднамеренным помехам с его стороны. Станция относительно проста по устройству, имеет небольшие габариты и вес. Однако работает она эффективно только при благоприятных метеорологических условиях. При дожде и тумане дальность действия ее значительно уменьшается.
Кроме того, инфракрасная станция обнаруживает тепловой след при движении подводной лодки на небольших глубинах и малых скоростях, обеспечивающих выход теплового следа на поверхность. В настоящее время ня противолодочных самолётах устанавливается станция типа AN/AAR-31.
Система «Флир», по данным зарубежной печати, пока устанавливается только на противолодочных самолётах Р-3С «Орион» и S-3A «Викинг». В комплексе с другими средствами она обеспечивает надежное обнаружение надводных целей.
Газоанализирующая аппаратура способна обнаруживать дизельные подводные лодки по загрязнению атмосферы выхлопными газами дизельных установок при движении подводной лодки в надводном положения или при использовании устройства РДП. В этом случае поиск подводной лодки самолётом предусматривает отбор проб воздуха на высотах 90 — 120 м. перпендикулярно к направлению ветра. Когда цель обнаружена, самолёт определяет высоту потолка следа выхлопных газов, а затем ведет поиск на высоте середины следа. Американская аппаратура (AN/ASR-2) обнаруживает подводную лодку по истечении 3—4 ч. после погружения ее на глубину. Английская газоанализирующая аппаратура «Автоликус» МкЗ способна определить местоположение подводной лодки, идущей под РДП с наветренной стороны относительно самолёта на расстоянии около 50 км.
В зарубежной печати сообщалось, что разрабатывается также аппаратура для обнаружения атомных подводных лодок по радиационному заражению воды.
Источник: zvo.su