Под словами «клеить стеклоткань» подразумевается изготовление определенного изделия из стеклоткани с применением полимерной смолы. Лучше подходит эпоксидный вид смолы. Тогда стеклоткань приобретает пластичность. Из данного вида материала можно сделать любой предмет: интересную маску, автомобильные “обвесы”, обшить лодку стекломатом и др.
Для приклеивания стеклоткани лучше всего подходит эпоксидная смола.
Как правильно приклеивать стеклоткань?
Используют стеклоткань, выполняя 2 этапа работ:
- Изготовление матрицы, которая является специальной формой для будущего изделия.
- Создание какого-либо предмета.
Составы (мас. ч.) для наклеивания стеклоткани при заделке трещин.
Оклеиваем лодку из фанеры стеклотканью
Подготавливаясь к тому, чтобы клеить стеклоткань, под рукой необходимо иметь следующие материалы и инструменты:
- стеклоткань конструкционная;
- смола эпоксидная (с отвердителем);
- пена монтажная;
- шпатели;
- строительная универсальная шпаклевка;
- наждачная шкурка;
- кисть, имеющая жесткую щетину;
- парафин либо стеарин;
- нож канцелярский или лобзик.
Главное, соблюдать технологию изготовления, чтобы изделие было более прочным – только тогда оно прослужит долго.
Все работы необходимо выполнять согласно следующей инструкции.
Правила укладки стеклоткани на корпус яхты.
Для изготовления матрицы делают для нее каркас, который еще называют болванкой. Следует точно рассчитать все размеры, которые зависят от формы того изделия, которое будет изготовлено. Для каркаса пригодятся любые подходящие материалы, например, проволока, дерево или пластик.
Возможно, изделие будет иметь сложную форму, тогда применяют монтажную пену, чтобы создать поверхностный слой матрицы. При определении размеров каркаса обычно следует ориентироваться на то, что на нем будет расположен слой пены монтажной, толщина которого составит 3-4 см.
Слой пены монтажной толщиной 3 – 4 см необходимо нанести на болванку. Лучше нанести несколько слоев. Чтобы обработать поверхность с нанесенными слоями пены, следует воспользоваться следующими материалами:
- канцелярским ножом;
- наждачной бумагой;
- бритвенными лезвиями;
- лобзиком;
- болгаркой.
Пропитку стеклоткани лучше всего делать на стекле, тогда она смола ляжет равномерно.
Далее подготавливают строительно-универсальную замазку.
Подготовленную замазку или другой вид состава, используемый с целью маскировки пор, наносят на матрицу, выравнивая ее. Высохшая матрица шлифуется с помощью шкурки. Данную операцию необходимо повторить несколько раз, чтобы сделать поверхность изделия мягкой.
Матрицу накрывают специальным материалом, который используется, чтобы не случилось прилипания к форме изделия. Таким материалом является стеарин, парафин либо полироль для паркета и т.д. Когда состав высохнет, необходимо осуществить полировку поверхности специальной тканью.
Смола смешивается с отвердителем в необходимых пропорциях. Затем ее наносят на матрицу, используя шпатель. Слой должен быть тонким. После того как он станет твердым, осуществляют нанесение следующего слоя.
Чтобы эпоксидная смола быстрее застывала, можно подсушить ее феном.
Стеклоткань покрывается смолой путем прикатывания материала с использованием специального прикаточного ролика либо за счет прижима и уплотнения кистью, обладающей достаточно грубой щетиной. Следует добиться, чтобы произошла полная пропитка воздухом стеклоткани, который должен быть удален из материала. Иначе это может привести к расслоению и вспучиванию в различных местах.
Если поверхность имеет сложную форму и на стеклоткани образуются складки, то их срезают с помощью ножа либо ножниц, достаточно плотно прижимая ко всей поверхности кромки, которые были обрезаны.
Затем снова выполняется промазка матрицы и изделия смолой для наклеивания стеклоткани. Это повторяется до тех пор, пока не будет набрана необходимая прочность изделия. Можно сделать от 3 до 5 слоев из стеклоткани, а после этого извлечь готовое изделие из формы. После этого изделие красят и покрывают лаком.
Как оклеить стеклотканью спортивную лодку?
Применение стеклоткани очень часто встречается в спортивном туризме. Данный вид материала применяется для оклейки корпусов спортивных лодок из дерева или фанеры. Это позволяет обеспечить судам водонепроницаемость и повысить их долговечность.
Стеклоткань можно использовать для защиты от коррозии стальных и дюралевых корпусов.
Схема ручной формовки валиком.
Если стеклоткань наклеена неправильно даже в условиях производства судов, то она способна отслаиваться. Данный дефект можно заметить, эксплуатируя спортивные лодки. Подбор несовместимых марок клея и стеклоткани является причиной грубых ошибок вместе с нарушением температурно-влажностного режима либо плохой зачистки корпуса.
Необходимо тщательное соблюдение всех рекомендаций. Различные виды стеклоткани обладают разными свойствами. Ткань из стекловолокна может использоваться в качестве армирующего материала для стелопластиковых конструкций. Стеклотканью другого вида устраивают электро- либо гидроизоляцию трубопроводов под землей. Эти 2 вида тканей имеют неодинаковые свойства, поскольку последний вид пропитывается синтетической смолой, что и является причиной ошибок при выборе клея.
Клеить стеклоткань можно специальным составом, которым пользуются, когда производят внутренние строительные работы. Данный вид клея можно использовать не только для стеклоткани, но и тогда, когда необходимо провести внутренние строительные работы либо оклейку помещения стеклообоями. Можно с легкостью создать любой интерьер, о котором вы уже давно мечтаете. Среди достоинств клея для стеклоткани можно отметить однородную текстуру, высокую клеящую способность, удобство при использовании.
Как подготовить поверхность лодки из дерева и оклеить ее корпус правильно?
Технология изготовления стеклоткани.
Предварительно осуществляют скругление всех острых углов и кромок, маскируют путем утопления крепеж, шпаклюя все углубления для него. Если поверхность неровная и с шероховатостью, то ее строгают. При наличии мелких расколов в кромках, их зачищают, осуществляя подрезание с помощью острой стамески или ножа.
Если поверхность состоит из трухлявой древесины, то ее удаляют в отдельных местах, иначе стеклоткань будет отслаиваться. После очищения наружную поверхность промазывают подогретой олифой, чтобы дерево не могло впитывать много воды, а стеклоткань лучше клеилась.
Следует протереть корпус бензином либо уайт-спиритом за 2-3 часа до того, как производить оклейку корпуса стеклотканью. Это удалит пыль и обезжирит поверхность. Даже при малейших следах жира может быть нарушена адгезия, в особенности при использовании эпоксидного клея.
Оклейку корпуса производят сверху вниз, начиная с ватерлинии к килю. При ударах о плавающие предметы не будет происходить подъем кромок внизу. После укладки на обработанную клеем поверхность расплавленную стеклоткань приглаживают с помощью валика либо специальной гладилки, удаляя воздух в пузырях и выводя клей наружу. Таким образом достигнутая ровная поверхность избавит от необходимости ее шпаклевки перед окрашиванием.
Источник: vsyaizolyatsiya.ru
Жилой модуль из композита фанера+стеклоткань
Да модуль получилось сделать, теперь картинки бы научится вставлять. javascript:amaf_insertHTML(‘‘);amaf_toggleInline(135060,7873,0) ;javascript:amaf_insertHTML(‘‘);amaf_toggleInline(135066,7873,0); javascript:amaf_insertHTML(‘‘);amaf_toggleInline(135062,7873,0); javascript:amaf_insertHTML(‘‘);amaf_toggleInline(135061,7873,0);
Пользователь
Город: Красноперекопск Сообщений: 72 Регистрация: 15.05.2014
08.04.2015 13:46:50
Картон использовали для изготовления фанерных шаблонов? А стыки фанеры чем обрабатывали?
Пользователь
Сообщений: 13 Регистрация: 12.11.2013
08.04.2015 16:18:58
Для создания кунга было решено использовать несущий корпус монокок из фанеры. Монокок предполагалось изготовить по технологии СиС -сшей и склей весьма распространённой среди строителей яхт и лодок с последующей оклейкой снаружи стеклотканью для защиты фанеры от механических и атмосферных воздействий. javascript:amaf_insertHTML(‘
‘);amaf_toggleInline(135187,7873,0); javascript:amaf_insertHTML(‘‘);amaf_toggleInline(135185,7873,0); Суть метода заключается в сборе отдельных элементов обшивки с последующим заполнением стыка эпоксидной смолой с наполнителем и проклейкой стыка тремя слоями стеклоткани с обеих сторон. javascript:amaf_insertHTML(‘ ‘);amaf_toggleInline(135187,7873,0); Сшивать – скреплять элементы можно проволокой или пластиковыми стяжками (по опыту стяжки практичнее потому как при последующей обработке легко ошкуриваются и не мешают при оклейке), наполнитель для смолы может быть любым, наиболее доступны древесные опилки или пудра, наполнитель в смолу добавляется до состояния густой сметаны- не стекает со стенок. Первые наброски позволили определится с основными размерами и расположением элементов.
Пользователь
Сообщений: 13 Регистрация: 12.11.2013
08.04.2015 16:24:15
Нет картон использовался для макетирования объема, фанера кроилась по 3-Д модели. Кромки фанеры после вырезки обрабатывались лепестковым кругом на болгарке. Затем стык заполнялся смолой с наполнителем, прошкуривался и оклеивался стеклотканью в три слоя.
Пользователь
Сообщений: 13 Регистрация: 12.11.2013
09.04.2015 05:06:57
Размеры нижней части кунга жестко заданы размером кузова пикапа. Собрав вместе пол , боковины и переднюю стенку, получили низ кунга. Стенки к полу закреплены через бруски (сечением 25*25 мм) саморезами на клею, между собою стенки скреплены пластиковыми стяжками. Для проверки габаритных решений на временных стойках установил на место предполагаемой крыши лист фанеры а из картона соорудил боковые стенки и мебель, в результате были уточнены окончательные размеры кунга. javascript:amaf_insertHTML(‘‘);amaf_toggleInline(135210,7873,0); Для определения размеров деталей обшивки кунга была создана трех мерная математическая модель поверхности будки выше кромки борта кузова, на основание этой модели впоследствии были рассчитаны развертки деталей обшивки. javascript:amaf_insertHTML(‘
‘);amaf_toggleInline(135211,7873,0); javascript:amaf_insertHTML(‘‘);amaf_toggleInline(135212,7873,0); Сняв временные детали, нижнюю часть перевернул. После стыки фанерных деталей заполнил эпоксидной смолой с добавлением древесной муки от шлиф машинки ( можно применить аэросил, мел, муку или опилки, полиэфирную шпаклевку для ремонта машин), на следующий день стыки обработал лепестковым диском для сглаживания неровностей и проклеил стыки с обеих сторон полосками стеклоткани (ширина 100-120 мм) на три слоя, полосы стеклоткани приклеивал на эпоксидную смолу.
Пользователь
Сообщений: 5896 Регистрация: 26.04.2012
Российский Клуб Караванеров 01623
09.04.2015 05:39:01
А мы тут недавно обсуждали СиС, такого проекта вроде еще не было.
Кондуктор вообще не применялся?
Hyundai Tucson CRDI уже без пневмы + (минус) Adria Altea 432 PX + Knaus Eifelland Sunshine 495 TF
Пользователь
Сообщений: 2293 Регистрация: 24.03.2015
09.04.2015 12:22:42
Вот интересная ссылка на кухонный модуль. может кому пригодится: http://www.vanessa-mobilcamping.de/
Ищу прицеп как на аве за 200+-
Пользователь
Сообщений: 1685 Регистрация: 12.09.2011
Российский Клуб Караванеров 01800
09.04.2015 12:55:59
Первый кузов на легковой прицеп по такой технологии я увидел в середине 80-х. Технология простая и надёжная. Почти как Ниядов из стеклопластика. Только ещё надёжнее из-за отсутствия стыков. Получается эдакий монокок из сэндвича. И это ещё достаточно сложная форма. Кузов прицепа можно сделать намного проще.
К примеру как КИП, с отчётливыми рёбрами. По долговечности не уступит алюминиевым кузовам.
Пользователь
Сообщений: 13 Регистрация: 12.11.2013
09.04.2015 16:51:38
автор aka on 09 апр 2015 05:39:01 А мы тут недавно обсуждали СиС, такого проекта вроде еще не было. Кондуктор вообще не применялся? |
Кондуктор не применялся, только пару тройку брусков для фиксаций некоторых панелей, когда все детали собраны кунг приобретает форму.
Пользователь
Сообщений: 13 Регистрация: 12.11.2013
09.04.2015 16:57:11
Обшивки размечал прямо на полотнищах заранее склеенных листов фанеры, вырезал обычным электрическим лобзиком, парные детали размечал по уже выпиленной детали. Листы фанеры стыковал в «нахлест» фрезерованными четвертями шириной 15 мм и глубиной в половину толщины, с обеих сторон стык проклеен стеклотканью в два слоя с перекрытием в 50-60 мм на сторону.
На нижнюю часть кунга установил сначала дно алькова подкрепив его косынкой из фанеры, потом установил заднюю и боковые стенки раскрепив в размер брусками. Лобовина и угловые части были выкроены по месту. Внимание переднюю деталь дна алькова устанавливать после установки крыши и лобовины, так удобнее вести работу. (‘‘);amaf_toggleInline(135282,7873,0)(‘‘);amaf_toggleInline(135283,7873,0); Крыша с комингсами собиралась отдельно в перевернутом виде крышу при сборке так-же раскрепил временными брусками. И снова замазывание стыков , обточка и проклейка стеклотканью. После установки собранной секций крыши с комингсами на место и фиксаций ее на месте стяжками вся конструкция приобрела достаточную жесткость для пробной установки в кузове. Примерка прошла удачно и склейка понеслась . (‘
‘);amaf_toggleInline(135284,7873,0);(‘‘);amaf_toggleInline(135285,7873,0);
Пользователь
Город: Красноперекопск Сообщений: 72 Регистрация: 15.05.2014
09.04.2015 23:59:54
Наверное довольно кропотливая работа по подгонке. Ждём следующих фото.
Пользователь
Сообщений: 13 Регистрация: 12.11.2013
10.04.2015 05:44:18
После окончательной сборки и проклейки стыков поверхность была прошпаклевана в местах перехода и значительных дефектов фанеры. Вся поверхность снова была про шкурена после чего оклеена тремя слоями стеклоткани на полиэфирной смоле (полиэфирная смола гораздо технологичная при оклейке, для заполнения стыков предпочтительнее эпоксидная смола она прочнее и выше адгезия к фанере).
Для защиты стеклопластика от УФ корпус был покрыт слоем полиэфирной смолы из грунтовочного пистолета и на три слоя смесью смолы и антигравия примерно 50/50. В дальнейшем собирались снаружи покрыть кунг эмалью но пока не дошли руки. Изнутри фанера так же пропитана жидкой полиэфирной смолой для защиты от влаги.
В последствий изнутри были на «мокрых» угольниках были установлены стенки кухни и шкафа . Все стенки кроме пола были покрыты 15 мм Пенофолом приклеенным на 88«момент», сверху пенофола наклеено ковровое покрытие. Панель пола снизу заполнена пенопластом и накрыта для защиты от повреждений фанерой 4 мм. Открывающиеся окна изготовлены из люков для «Газели». Под шкафом установили автономку Планар-44. Для постройки потребуется: Фанера сосновая 1,22*2,44 12 мм -1 лист, 10 мм -3 листа, 8 мм- 5 листов + 1 на двери и боковины задней стенки, 6 мм -3 листа, 4 мм -1 лист на днище снизу. Смола эпоксидная 5-7 кг, смола полиэфирная 25-30 кг, стеклоткань 100 м2, утеплитель рулонный 30 м2, ковровое покрытие 30 м2, немного брусков и 200-250 часов рабочего времени
Пользователь
Сообщений: 5896 Регистрация: 26.04.2012
Российский Клуб Караванеров 01623
30.04.2015 00:02:56
Алиса в стране чудес
Hyundai Tucson CRDI уже без пневмы + (минус) Adria Altea 432 PX + Knaus Eifelland Sunshine 495 TF
Пользователь
Сообщений: 1782 Регистрация: 06.02.2012
20.07.2016 12:18:45
Интересная тема, много лодок так делают.
в Беларуси все спокойно!
Пользователь
Сообщений: 315 Регистрация: 22.01.2016
20.07.2016 12:27:12
Купил мелки от тараканов. Теперь в голове тишина, сидят рисуют!
Пользователь
Город: Красноярск Сообщений: 2573 Регистрация: 06.09.2012
Российский Клуб Караванеров 01125
24.01.2017 12:53:08
Хорошая технология из судостроения, так делают лодки,катера и яхты. Да технология Называется СиС -сшей и склей. В Штатах даже готовые комплекты такие продают катеров и лодок, каяков для самостоятельной постройки ! У моего знакомого от его деда жива до сих пор на Енисее моторная каютная лодка, сделанная как раз по такой технологии, ей лет наверное уже 7-8 и сней все нормально.
Причем хранится она на улице под открытым небом на берегу просто. Когда еще 2011-2012 годы мы мастерили свои первые сьемные модули для рыбалки на Киа Бонго тоже рассматривали такую технологию постройки.
Правда у нас немного конструкция задумывалась другая . Фанера водостойкая для наружных стен 3-4мм. ребра жесткости из бруска 20х20 и тойже фанеры. (если применять морскую терминологию-эти ребра внутри шпангоуты) и утеплитель Пеноплекс и внутренняя стенка уже из тойже фанеры. далее Все также сшей и склей (можно проволокой можно хомутами пластиковыми) и все только на Эпоксидную смолу, она крепче полиэфирной и при нагреве потом на солнце так не воняет как полиэфирка. Потом наружная стенка фанерная в один слой стеклотканью,грунтовка-окраска. предварительно все швы проклеиваются также лентой стеклотканевой (чтобы не резать полотно стеклоткани на ленту нашли в магазине электрики уже готовую ленту из стеклоткани в рулонах -применяется в электрике для изоляции). вообще технология мне кажется тоже имеет место быть для постройки жилых модулей и даже прицепов-дач.
Проклеенное снаружи изделие стеклотканью с эпоксидной смолой становится посути прочным МОНОКОКОМ как из стеклопластика. Самая муторная и кропотливая операция в этой технологии это качественная обклейка стеклотканью с наружи а затем шлифовка-шпаклевкагрунтовка и окраска. чтобы был достойный внешний вид. Но оно того стоит -после окраски большинство подумает что модуль фирменный стеклопластиковый Ребята знакомые кто занимается водной техникой чтобы избавится от последней доводочной шлифовально-мутороной работы советовали снаружи вообще не покрывать стеклотканью а обклеить тонкими в полмиллима листами стеклотекстолита -только углы проклеить стеклотканью. стенки почти идеально ровыне будут. Правда стеклотекстолит перед приклейкой надо всеравно шлифмашинкой пройти. А так здоровский модуль получился -респект владельцу.
Источник: forum.avtotravel.com
Стеклопластик для самодельных лодок
Опыт постройки лодок из стеклоткани с пропиткой ее синтетическими смолами (например эпоксидной или полиэфирной) показал, что из нее можно изготовить корпуса любой, самой сложной формы, и получаемая при этом «скорлупа» обладает очень высокими физико-химическими свойствами. По ряду показателей такие лодки оказались лучше металлических, не говоря уже о деревянных.
Недостатки древесины как судостроительного материала общеизвестны: она набухает, увеличиваясь в весе, гниет, разрушается червями-древоточцами. При длительном хранении деревянные корпуса судов рассыхаются. В значительной степени эти недостатки древесины могут быть устранены, если оклеить ее стеклопластиком. Особенность такой постройки заключается в том, что все материалы (древесина, металлический крепеж и фанера или картон) в последующем оказываются замурованными между внутренним и наружным слоями стеклопластика и, будучи надежно соединенными с этими слоями, органически входят в состав конструкции корпуса. Кроме защитных свойств, стеклопластик повышает прочность корпуса, упрощает весенний ремонт судна.
Для защитной оклейки корпуса судна наиболее подходящими будут ткани марок Т1 или Т2 либо стеклотканей редких переплетений — так называемая «сетка» марок СЭ (ССТЭ-6 или ССТЭ-9). Вследствие малой плотности они легко пропитываются смолой и благодаря своей эластичности хорошо облегают корпус. Годятся также стеклоткань сатинового переплетения марки АСТТ (б) С2 и жгутовые стеклоткани марок ТЖ-07 и ТЖС-06-0. Стеклоткань авиационную марок А и АС рекомендуется применять только для оклейки корпусов из легких сплавов.
Электроизоляционные ткани марок ЛСМ, ЛСМИ, ЛСЭ, ЛСБ, ЛСК выпускают уже пропитанными синтетическими смолами, от которых очистить их практически невозможно. Наличие смолы ограничивает выбор клея (можно использовать лишь перхлорвиниловый клей) и усложняет нанесение лакокрасочных покрытий. По этой причине электроизоляционные ткани применяются только при отсутствии любых других тканей.
Деревянные корпуса можно оклеивать эпоксидными компаундами и полиэфирными смолами, которые дешевле эпоксидных. Для изготовления стеклопластика используют ненасыщенные полиэфирные смолы: ПН-1, ПН-2, ПН-3, ПН-1С, ПН-3С, 911-МС, НПС-609-21, НПС-609-22, НПС-609-22М и другие, отверждающиеся при t=18-25°С. Входящий в смолы стирол при изготовлении стеклопластика выделяется, оказывая вредное влияние на организм человека. Наименее токсичны бесстирольные смолы НПС-609-21 и НПС-609-22М, поэтому их лучше всего использовать в любительском судостроении. Составы связующих на основе ненасыщенных полиэфирных смол холодного отверждения приведены в табл. 3.
Таблица 3. Составы связующих холодного отверждения на основе ненасыщенных полиэфирных смол
Марка полиэфирной смолы
Инициатор и ускоритель
Количество весовых частей на 100 весовых частей смолы
Гидроперекись изопропилбензола (гипериз)
Нафтенат кобальта (10%-ный раствор в стрироле)
Соускритель марки Т-1
Оклеивание производится при температуре не ниже +18 °С и относительной влажности воздуха не выше 65%. В качестве инициатора, обеспечивающего переход смолы из жидкого в твердое состояние, используют гидроперекись изопропилбензола (гипериз). При комнатной температуре смола с введенным в нее гиперизом полимеризуется в течение нескольких дней. Дополнительное введение нафтената кобальта ускоряет процесс, так как активизирует действие гипериза, и отверждение смолы протекает в течение нескольких часов.
Перед оклейкой на деревянном корпусе необходимо скруглить все острые кромки и углы, на которых стеклоткань вследствие резкого перелома нитей, плохо держится. Необходимо утопить крепеж в обшивку и зашпаклевать углубления над ним, удалить имеющиеся подтеки клея. Неровную, шероховатую поверхность надо прострогать. Расколы и задиры подрезать стамеской или острым ножом.
Обшивку обработать мелкой шкуркой и рашпилем. Затем пропитать горячей олифой или этинолевым лаком: в этом случае древесина меньше будет впитывать воду. Олифа должна хорошо просохнуть: лучше выдержать корпус несколько дней.
За 2-3 часа перед оклейкой корпус протирают уайт-спиритом (или бензином) для удаления пыли и обезжиривания. Следует помнить, что даже малейшие следы жира ухудшают адгезию.
Подготовка и раскрой стеклоткани
При изготовлении стеклоткань для уменьшения пылеобразования смачивают особым маслом, масляной эмульсией или парафиновым раствором. Для обеспечения лучшей пропитки ткани связующим при оклеивании корпуса этот замасливатель необходимо удалить. Парафиновый замасливатель удаляют бензином. Другие виды замасливателей снимают уайт-спиритом или ацетоном, с соблюдением всех мер предосторожности и правил техники безопасности. Промытую ткань следует просушить в течение 2-4 часов, лучше на сквозняке.
При раскрое ткани надо стремиться отрезать куски, равные длине корпуса. Желательно, чтобы полосы, укладываемые вдоль киля и ватерлинии, не имели стыков: на кромке стыка при ударе о препятствие материал может задраться и отслоиться на значительном расстоянии; целое же полотно в этом случае прорвется. При раскрое ткани необходимо давать припуск по тем кромкам, которые будут ложиться внакрой.
Для получения нужной длины можно сшивать куски ткани, стараясь, чтобы шов не приходился на наиболее полную, миделевую часть корпуса. При сшивании кромки ткани подгибать не следует, нитки можно употреблять льняные, пропитанные олифой, или стеклянные, выдернутые из кромки полотнища. Сшивать полотнища по продольным кромкам не рекомендуется во избежание образования складок и перекосов из-за неравномерного натяжения нити в каждой полосе ткани. При работе со стеклотканью нужно надевать защитные очки, чтобы в глаза не попадали частицы стекловолокна, а на лицо — марлевую повязку или респиратор для защиты органов дыхания. Помещение, где производятся работы, необходимо постоянно вентилировать, а лучше, если позволяет температура, работать на открытом воздухе.
Приготовление связующих
Связующие следует готовить в количестве, которое может быть израсходовано за 1,5-2 часа работы. Готовят связующее в эмалированной посуде. Использовать медную, латунную или гуммированную посуду нельзя, так как эти материалы могут отрицательно повлиять на его отверждение.
Компоненты связующего смешивают в определенной последовательности. Если предстоит оклеивать вертикальные борта или днище катера, стоящего килем вниз, то за несколько часов до начала оклейки в смолу порциями вводят при тщательном перемешивании приготовленную дозу тиксотропного наполнителя — белой сажи марок У-333 или А — 5-7% от веса смолы либо аэросила — 1-1,5%.
Наполнитель повышает вязкость смолы, предотвращает подтеки связующего. Через 2 часа смолу с введенным наполнителем еще раз тщательно перемешивают. Перед началом оклейки отвешивают необходимое количество смолы и отдельно ускоритель и инициатор. Для полиэфирных смол марок ПН сначала вводят ускоритель и только после хорошего (втечение 10-15 мин) перемешивания — гипериз. Состав снова хорошо перемешивают.