Как называются существа маленького роста у саамов

Тшаккалагак — вариант написания названия гномов-чакли из фольклора саамов, а также названия их подземной страны вариант написания названия гномов-чакли из фольклора саамов, а также названия их подземной страны вариант написания названия гномов-чакли из фольклора саамов, а также названия их подземной страны вариант написания названия гномов-чакли из фольклора саамов, а также названия их подземной страны вариант написания названия гномов-чакли из фольклора саамов, а также названия их подземной страны

Чаклинги — вариант написания названия гномов-чакли из фольклора саамов вариант написания названия гномов-чакли из фольклора саамов вариант написания названия гномов-чакли из фольклора саамов вариант написания названия гномов-чакли из фольклора саамов вариант написания названия гномов-чакли из фольклора саамов

Чахкли — вариант написания названия гномов-чакли из фольклора саамов вариант написания названия гномов-чакли из фольклора саамов вариант написания названия гномов-чакли из фольклора саамов вариант написания названия гномов-чакли из фольклора саамов вариант написания названия гномов-чакли из фольклора саамов

СААМСКАЯ МИФОЛОГИЯ — КРЕЩЕНИЕ СААМОВ

Чахклинг — вариант написания названия гномов-чакли из фольклора саамов вариант написания названия гномов-чакли из фольклора саамов вариант написания названия гномов-чакли из фольклора саамов вариант написания названия гномов-чакли из фольклора саамов вариант написания названия гномов-чакли из фольклора саамов

Согласно мифологии саамов, чакли — гномы, обитающие в горах, под землей и камнями. Они считались добродушными, но озорными созданиями, животы их были наполнены серебром (350: с.173). Далѣе слѣдуютъ духи-карлики, живущіе подъ землей, Тшаккалагакъ. Любимое их мѣстопребываніе в горахъ, в тѣхъ мѣстахъ, гдѣ снѣгъ скорѣе, чѣмъ въ другихъ мѣстахъ, таетъ.

Животы этихъ духовъ наполнены серебромъ. Чтобы поймать духа, поступаютъ слѣдующимъ образомъ: на мѣста, освободившіяся отъ снѣга, ставятъ молочную кашу; духи приходятъ, чтобы поѣсть каши, замерзаютъ и лопаются; изъ ихъ животовъ падаютъ серебряныя деньги, которыя перехитрившему духа лопарю остается только собирать.

Эти духи, повидимому, не національно-лопарскіе; вероятно они занесены къ лопарямъ отъ скандинавовъ, гдѣ представленія о карликахъ, обладателяхъ и хранителяхъ огромныхъ сокровищъ въ горахъ, были очень распространены. Эти, общія германскимъ племенамъ, вѣрованія въ духовъ-карликовъ, вѣроятно, перешли и къ лопарямъ.

Къ сожалѣнію, слишкомъ малое количество данныхъ, которыя дошли до насъ, о вѣрованіяхъ лопарей въ Тшаккалагакъ не даетъ возможности подтвердить это предположеніе, но уже то, что представленія о нихъ были мало распространены среди лопарей, встрѣчались лишь въ некоторыхъ, лежащихъ близь скандинавскихъ, селенияхъ лопарей, можетъ косвенно доказывать это (1360: с.159-160). Жили чакли так же, как саамы, но только глубоко под землей, да ростом были гораздо меньше.

Рассказывают, что один старик увидел в отверстии под старой елью погост чаклей и подсмотрел, как их дети выбрались ночью на землю поиграть. На следующий день старик отправился в лес и поймал маленького чаклю. Он принес его домой к старухе, так как своих детей у них не было. Мальчуган был веселым, но постоянно подсмеивался над стариками и повторял за ними все, что они говорили.

История саамов | Редкие люди Моя Планета

Деду он помогал в работе, но старухе он только портил дело — она чинила сети, а чакля их рвал да еще смеялся. Старуха стала допекать мужа просьбами, чтобы он отвел чаклю назад в лес, но тот дорожил своим приемным сыном. Правда, когда чакля повзрослел, он сам стал тосковать о своей земле и однажды покинул дом приемных родителей. Но на пути он повстречал незнакомый народ.

То была чудь — так русские называли эстонцев и финнов, живших на севере Восточной Европы, и саамы переняли это название. Чудь хотела завоевать саамскую землю — ее воины схватили чаклю и спросили: «Как твое имя?» — «Как твое имя?» — ответил вопросом чакля и засмеялся. На все расспросы он отвечал теми же вопросами. Тут чудь разъярилась, и чаклю бросили в воду.

Тогда все увидели, что в воду полетел не гном, а воин-чудин. Военачальник ударил чаклю мечом — и от удара полегли три чудских воина. Начальник понял, что силой с чаклей не справиться, и велел ему вести чудь в саамскую землю. Чакля же завел чудь к порогам, на которых загубил их лодки. Чакля вернулся к старикам, а чудь пропала (350: с.175-176).

Источник: www.bestiary.us

Загадочные саамы: почему их считают древнейшим северным народом, и зачем они кастрировали оленей зубами

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Отписаться можно в любой момент.

Загадочные саамы.

Загадочные саамы.

Саамы — малочисленный северный народ. Их численность по разным подсчетам колеблется от 60 до 80 тысяч человек. Представителей этой народности можно встретить на территории Финляндии, Швеции, Норвегии и России. Согласно данным Всероссийской переписи населения, предоставленным в 2010 году, на территории РФ насчитывается около 1800 саамов. Несмотря на малочисленность, саамы стремятся сохранять самобытность, соблюдать древние обычаи и свои особенности быта.

Саамы./Фото: www.milesmorgantravel.co.uk

Саамы./Фото: www.milesmorgantravel.co.uk

Лапландинцы, лопари, саамы

Столь малочисленный народ несколько раз за историю своего существования менял название. Традиционно саамов относят к фино-уграм, но многие ученые склоняются к тому, что прямыми их предками были представители более древней народности — псковской чуди.

Саамы у своего жилища 1900 год.

Саамы у своего жилища 1900 год.

Русские и скандинавы ввели свои названия саамов «лопари», «лопь», «лапняне». Чуть позже их нарекли «лапландинцами», а территорию, на которой они обитали — Лапландией. Впоследствии самоназвание саамы стало наиболее распространенным и закрепилось в сознании современников.

Национальные костюмы саамов./Фото: finugor.ru

Национальные костюмы саамов./Фото: finugor.ru

Перемены в их размеренную жизнь внесла вторгшаяся цивилизация, особенно сильно на традиционной культуре саамов отразились Великая Октябрьская революция и советские колхозы. Им пришлось ломать свои устои и осваивать новый образ жизни. Но сейчас многие саамы объединяются в группы, чтобы сохранить оставшиеся самобытные традиции и возродить утраченные.

Особенности саамов

Ученые и путешественники, которым довелось встречаться с саамами, описывают их по-разному. Судя по их наблюдениям, саамы имеют небольшой рост, худощавы и жилисты. Среди них сложно встретить упитанных людей, это связано с особенностями питания. Крупный череп, большие голубые глаза, покатый лоб, плоский нос, темные волосы — именно таким является обобщенный портрет представителей этой народности. Они ловкие, быстрые и выносливые, что обусловлено их полукочевым образом жизни.

В традиционных религиозных верованиях саамов наблюдается много общего с верованиями североазиатских народов.

В традиционных религиозных верованиях саамов наблюдается много общего с верованиями североазиатских народов.

Саамы осторожны, недоверчивы и подозрительны ко всему незнакомому — их замкнутость и среда обитания накладывают определенный отпечаток на психическое и эмоциональное развитие. Они хитры, порой бывают жадными и эгоистичными. В то же время, исследователи отмечают их верность и преданность партнеру, честность, гостеприимство. Обладают саамы и развитыми умственными способностями. Это подтверждает тот факт, что они сами полностью обеспечивают себя всем необходимым.

Кольские (российские) саамы./Фото: news.vmurmanske.ru

Кольские (российские) саамы./Фото: news.vmurmanske.ru

Традиционные занятия, блюда, наряды

Вплоть до XVII века единственными занятиями саамов были ловля рыбы и охота. А позже произошло активное развитие оленеводства, которое для многих стало основным промыслом. Саамы, живущие на побережьях, занимаются ловлей ценных видов рыбы. Также распространен пушной промысел.

Традиционная еда саамов — блюда из оленины, рыбные продукты. Большинство с удовольствием пьют оленье молоко и употребляют продукты, созданные на его основе.

Саамы с оленем./Фото: abfund.org

Саамы с оленем./Фото: abfund.org

Национальной одеждой мужчин и женщин является юпа (куфт) — суконная или холщовая рубаха прямого кроя. Мужчины подвязывали его кожаным поясом, на котором традиционно висели нож, огниво, кошелек и амулеты. Они также носили рубахи из яркого ситца в комплекте с суконными или кожаными штанами. Женщины наряжались в рубахи или сарафаны из сатина, дополнялся комплект передником.

Зимой основой гардероба становилась одежда из шкур оленей и утепленные суконные шапки. Летом же голову замужней женщины украшает похожая на кокошник шамшура, а девушки носят повязку в виде цилиндра. В качестве обуви выступают каньги, основу которой составляют мех или замша из оленей шкуры. В холода используют яры — высокие меховые сапоги.

Читайте также:  В каком году впервые применили катюшу

Религия саамов отличается в зависимости от их места проживания. В Скандинавских странах основная масса верующих исповедует лютеранство, в России — православие.

Жизнь современных саамов в Финляндии и в России

В последнее время в России уделяется немало внимания проблемам и сложностям существования и развития малых народов. Но тем не менее, саамы в Финляндии проживают в чуть более лучших условиях. Там существует культурная автономия, которая защищает права саамов как старейших жителей Финляндии. Их образ жизни, культурные и религиозные обычаи, национальные традиции защищены законом.

Юные саамы./Фото: avatars.mds.yandex.net

Юные саамы./Фото: avatars.mds.yandex.net

Российские саамы тоже стремятся к изучению своих корней. Молодые представители этой народности все активнее проявляют интерес к изучению родного языка, исторических фактов, культурных обычаев.

Необычные факты о саамах

В пищу употребляли всего оленя за исключением головы и легких, которыми обычно кормили собак.

В пищу употребляли всего оленя за исключением головы и легких, которыми обычно кормили собак.

Для возрождения и популяризации родного языка при поддержке зарубежных саамов в России было создано саамское радио. Его работа основана на энтузиазме активных представителей этого малого народа и позволяет привлечь общественность к проблеме исчезновения исторических диалектов.

У финских саамов существовала очень популярная единица измерения — поронкусема. Она обозначала расстояние, которое олень способен пройти без остановки до опорожнения, и равнялась приблизительно 7,5 км. В настоящее время это слово используется для обозначения заранее неизвестного расстояния.

Современные саамы./Фото: artmmuseum.ru

Современные саамы./Фото: artmmuseum.ru

Саамы имеют свою футбольную сборную, которая в 2006 году одержала победу на чемпионате мира по футболу среди непризнанных сборных.

Саамы, как и представители других северных народов, в древности кастрировали оленей зубами. Такой способ делал животных более послушными, но в отличие от полного удаления ножом, не влиял на выработку тестостерона, который помогает оленям набирать необходимую мышечную массу. Да и во времена неразвитой ветеринарии этот способ был более стерильным, чем оставление открытых ран.

Олени - верные спутники саамов.

Олени — верные спутники саамов.

Один из трагических эпизодов в истории саамов отражен в полнометражном фильме. Он был снят в 2008 году и носит название «Восстание в Каутокейно».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник: kulturologia.ru

Ответы на Большой этнографический диктант 2021 Мурманская область

Мурманская область занимает важное геополитическое положение по отношению к индустриально развитым регионам, с которыми она связана наземными, водными и воздушными магистралями. Приграничное положение, значительные экспортные возможности и имеющиеся транспортные коммуникации создают хорошие условия для расширения сотрудничества с зарубежными странами.

Мурманская область является активным членом международного Баренцева Евро-Арктического сотрудничества. Официальный сайт Мурманской области. Кулответ.ру приглашает всех на диктант, это будет увлекательно. Мурманчане могут стать участниками просветительской акции «Большой этнографический диктант-2021» по Мурманской области, который будет проходить с 3 по 7 ноября.

Большой этнографический диктант Мурманская область

Вопросы с ответами Большой этнографический диктант по Мурманской области

Чтобы ответить на вопросы Диктанта необходимо с 00:01 3 ноября по 23:59 7 ноября, надо зайти на официальный сайт акции БЭД и после прохождения небольшой регистрации с обязательным указанием страны и региона, выбрать правильные варианты ответов, классный ответ поможет вам с выбором, но мы не гарантируем, что всё будет верно, так что не стоит торопиться, давайте обсуждать ответы в комментариях. Всего 30 вопросов, 20 из них для всех одинаковы, а 10 имеют отношение к региону, они так и называются, региональная часть Диктанта.

Есть на карте России один город, который является самым привлекательным для туристов, желающих увидеть северное сияние. Сюда толпами стекаются китайские туристы. Они летят туда по 15 часов, чтобы увидеть это необычное явление природы.

Причина этого заключается в том, что китайцы верят, что ребенок, зачатый во время северного сияния, вырастет талантливым, здоровым и успешным, и это обязательно будет мальчик. Потому что мужчина в семье — главный кормилец, именно он будет содержать родителей в старости. Что это за город?

а. Салехард
б. Мурманск
в. Якутск
г. Хатанга
д. Воркута
е. Архангельск

Мурманск Сейчас уже трудно точно определить, кто придумал эту историю, мол, если зачать ребенка под северным сиянием, то обязательно родится мальчик. Кто-то говорит, что это финны первыми пустили такой слух, мурманские гиды заверяют, что это наша отечественная заманушка. Китайцы убеждены, что корни кроются глубоко в буддизме. Верят в это и едут. Почему хотят мальчика?

Потому что мужчина в семье — главный кормилец, именно он будет содержать родителей в старости.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Мурманск

Александр Роу снял в этом регионе три сказки: «По щучьему веленью» (1938г.), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961г.) и «Морозко» (1964г.):

а. Подмосковье
б. Кольский полуостров
в. Дальний Восток
г. Сибирь

Кольский полуостров Все три сказки Александр Роу снял на Кольском полуострове. Ещё до войны Роу снимал в Апатитах кадры для своей первой полнометражной картины — первой отечественной киносказки «По щучьему велению», появившейся в 1938 году. Эта лента определила судьбу начинающего режиссёра. Сказка, как жанр, с тех пор прочно утвердилась на экране.

Способствовали тому и пейзажи, снятые у нас в Заполярье Второй раз Роу приехал на Кольский полуостров в марте 1961 года. Возглавляемая им съёмочная группа киностудии имени Горького, работала здесь над фильмом «Вечера на хуторе близ Диканьки» по повести Гоголя «Ночь перед рождеством». Советский режиссер Александр Роу снял киносказку «Морозко» в 1964 году. Всю зимнюю натуру нашли под Мурманском, недалеко от городов Оленегорск и Мончегорск, в самом сердце Кольского полуострова. Местные охотно помогали съемочной группе и участвовали в массовке.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Кольский полуостров

Это слово является основополагающим в жизни саамов, с ним связан весь уклад жизни и верований этого народа. Что по-саамски обозначает слово «ЧА̄РР»?

а. солнце
б. олень
в. тундра
г. огонь

Тундра Согласно словарю Антоновой АА. слово тундра переводится, как «ЧА̄РР»

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): тундра

Название «лопарь» возникло от карельского слова Loppi или финского Lappi. Что это слово означает?

а. страна холода
б. северное сияние
в. вечная мерзлота
г. край земли

Край земли. По мнению ряда этнографов, название «лопарь» происходит от карельского Loppi или финского Lappi – «конец, край, предел». Исследователь Т. Итконен выводит слово «лопарь» от финского слова Lape, Lappea (сторона). Другой ученый – С. Итконен – связывает его со шведским словом Lapp (место).

Русские исследователи Д. Островский и В. Львов соглашались, что «лопь» – человек, живущий на самом краю земли. Отсюда и летописная лопь и новгородская Лопская земля (конечная земля, то есть земля на конце владений); отсюда и Лапландия, Лапия, которая существовала длительное время названиями Кольского полуострова.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): край земли

Чай является традиционным напитком у многих народов. Кто-то пьет его с молоком, кто-то с медом, розмарином, мятой или кардамоном. Коренные жители Кольского полуострова – саамы пили чай не только с ягелем или ягодами, но еще с одним ингредиентом, иногда добавляя туда масло. Употребление чашки этого напитка в день может защитить организм от развития гипертонии и других болезней, укрепить иммунную систему, снизить риск простуды. С чем пили чай саамы?

а. оленья кровь
б. мед
в. молоко
г. мухоморы
д. лук

Лук Любимый напиток Кольских саамов — чай, который они пьют несколько раз в день. Раньше особенно любили пить чай с луком, опуская его в стакан тонкими ломтиками.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): лук

Читайте также:  Как приготовить кашу для рыбалки

В топонимах Кольского полуострова встречаются слова саамского происхождения. Некоторые из них в своем составе имеют слово «йок»: Лутнермайок, Куэльйок, Каскаснюнйок, Нийдйок, Майвальтайок. Что же обозначает слово «йок»?

а. река
б. гора
в. камень
г. погост
д. озеро

Река Согласно словарю наиболее употребительных слов, участвующих в построении саамских топонимов слово «йок» в переводе с саамского обозначает «река».

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): река

Существа маленького роста встречаются в мифологии разных народов. Как оно называется у саамов?

а. Пшувуш
б. Лудмурт
в. Цверги
г. Локи
д. Ацаны
е. Чакхли

Чахкли — существа в саамской мифологии, родственные скандинавским гномам. Жили они также, как саамы, но только глубоко под землёй и были гораздо меньше ростом.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Чакхли

Этот минерал на Кольском полуострове называют «саамская кровь». Розовато-красные кристаллы встречаются на западных склонах Хибинских гор. Кажется, словно капли крови проступают на сером камне. По легенде, камни эти выросли там, где пролилась кровь народа саами и их оленей, гонимых с родовых земель чужаками. Что это за камень?

а. аметист
б. кварц
в. гранат
г. эвдиалит

Эвдиалит Эвдиалит – один из красивейших и достаточно редких минералов, который обладает невероятно мощными и уникальными энергетическими свойствами. В мире существует всего шесть месторождений эвдиалита, основным из которых является Кольский полуостров.

Аборигены Кольского полуострова, лопари (саамы) дали эвдиалиту собственное название «саамская кровь» или «лопарская кровь». Название это связано с преданием, которое рассказывает о том, как воины-саамы сражались, защищая свою землю от нападения шведов.

Академик А. Е. Ферсман в книге «Воспоминания о камне» приводит легенду о борьбе саамов со «шведом» Куйвой: «И пошли они настоящей войной кто с дробником, кто просто с ножом, пошли все на шведов, а швед был сильный и не боялся лопи. Сначала он хитростью заманил на Сейдъявр нашу лопь и стал ее крошить. Направо ударит – так и не было десяти наших, и каплями крови забрызгали все горы, тундры да Хибины; налево ударит – так снова не было десяти наших, и снова капли крови лопской разбрызгались по тундрам. Победили саамы Куйву, который превратился в скалу над Сейдъявром, и только красные капли саамской крови остались в тундрах…». Эти капли крови саамов и превратились в красивый камень эвдиалит.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): эвдиалит

Священные места являются культовым объектом того или иного народа. Это могут быть монументы с духовным значением, просто камень на берегу реки, дерево или поле сражения, на котором пролита кровь предков. На каком полуострове расположено священное озеро Сейдозеро?

а. Таймыр
б. Чукотка
в. Кольский
г. Канин

Кольский полуостров. Сейдозеро — озеро, расположенное в центральной части Кольского полуострова. Сайд, в переводе с саамского языка, означает «священное». Длина озера 8 километров, ширина около 2 километров. В Сейдозеро впадает одна река, вытекает тоже одна.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Кольский

Что такое «саамская картошка»?

а. семга
б. ягель
в. морошка
г. олень

Олень – уникальное животное для саамского народа, а оленеводство – это не только способ пропитания, это способ жизни саамов: олень возит, олень кормит, олень одевает. Традиционная пища саамов — это оленина, которую режут тонкими пластами и высушивают.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): олень

Все вопросы и ответы по регионам в Большом этнографическом диктанте за 2021 год смотрите на страничках нашего сайта, посвящённой этой Международной просветительской акции.

Источник: coolotvet.ru

Оленный народ Как полярный день и полярная ночь повлияли на мифы русского севера

Сюжет Северное сияние в Мурманске

22 мая в Мурманске начинается полярный день. Солнечные циклы всегда играли большую роль для местных саамов — малочисленного народа, живущего на самом севере Европы: в Норвегии, Финляндии, Швеции и в Мурманской области. «Лента.ру» выяснила, что объединяло этот народ на протяжении трех тысячелетий.

На русском языке их издревле называли лопарями, от этого слова произошло название «Лапландия», то есть «земля лопарей».

Сегодня в России живет всего около двух тысяч саамов. Всего же в мире около 80 тысяч саамов, большая часть из них — в Норвегии.

Несмотря на то что в древности многие соседи лопарей считали их «вредными колдунами», саамы никогда не имели имперских амбиций и не угнетали другие народы. Они на протяжении столетий и даже тысячелетий «возделывали свой сад».

Многие современные саамы продолжают традиции предков, занимаются рыболовством и оленеводством. Например, в селе Ловозеро Мурманской области, которое называют столицей русской Лапландии, регулярно проводятся различные саамские праздники и фестивали, а также находится большой оленеводческий кооператив «Тундра».

Сегодня у лопарей есть свой флаг, гимн и национальные парламенты, а с 1992 года саамы отмечают свой национальный день. Однако исторически их объединяла скорее культурная общность: религиозные верования (хотя сегодня большая часть саамов — христиане), язык и фольклор.

В саамских преданиях много общих для устных произведений всех народов мира моментов. У них есть свои сказания о героях-богатырях, истории о превращении людей в животных и рассказы о живущих в лесу духах. Есть у саамов даже свой аналог гномов — чакли, маленькие человечки, живущие под землей

Народные гуляния во время празднования Дня оленевода в саамском селе Ловозеро

Тем не менее, в саамском фольклоре есть много оригинальных народных преданий. Например, миф о сотворении мира у лопарей начинается так: в начале не было ничего, кроме головы старика в шапке. Затем гром разорвал шапку, и из колодцев, которые находились на темени старика, поднялись струи воды и залили все вокруг. Из этого, согласно саамской легенде, и возник весь мир.

Однако особое значение занимают мифы о небесных светилах. Для саамов это не только солнце и луна, но и северное сияние. В мае на широте Мурманска начинается полярный день, а декабре — полярная ночь. Летом солнце не заходит, описывая круги по горизонту в течение двух месяцев, а зимой не появляется вовсе около 40 дней.

Это не значит, что все это время там темно, световой день есть, хоть и очень короткий. Зато летом в северных широтах действительно не темнеет.

Безусловно, это наложило свой отпечаток на всю культуру саамов и сформировало в их фольклоре особое отношение к солнцу.

Солнце Пейве

Солнце в саамской мифологии зовут Пейве — это самая милосердная божественная сила, существо мужского рода. Он дает свет и тепло, благодаря ему растут растения, размножаются олени и рыба. Утром он едет по небу на медведе, в полдень — на олене-быке, вечером — на оленихе-важенке. У него есть свой дом, заходя в который он становится человеком. В целом этот образ похож на других солнечных богов: к примеру, древнегреческий Гелиос и славянский Даждьбог ездят по небу на колеснице, а египетский Ра плавает на ладье.

Однажды Пейве решил женить своего сына Пейвельке на лунной деве. Но Луна отказала Пейве: ее дочь была невестой сполоха Найнаса. Тогда, как верили саамы, началась великая битва. На стороне Солнца выступали люди, земля и горы, а также домашние животные — олени и птицы. На стороне Луны были вода, ночь и северное сияние, а также дикие хищные звери.

Космическую борьбу прекратил старец в образе моржа, он послал на землю ночь. Все застыло на своих местах, земля перестала ходить ходуном, успокоились горы.

Тундра в районе Титовской губы Баренцева моря на Кольском полуострове в Мурманской области

В итоге Луна согласилась на свадьбу дочери с сыном Солнца. После этого, согласно саамским поверьям, на земле воцарился существующий порядок

Читайте также:  Барсук где живет чем питается

Исследователи фольклора отмечают, что этот миф, описывающий устройство вселенной, очень архаичен. В нем все сущее разделено на две противоположные части: солнце и луна, земля и вода, свет и тень, люди и духи мертвых, полезные домашние животные и дикие звери.

Старик на белом олене

В другой саамской легенде о солнце рассказывается о том, что давным-давно не севере была Темная страна, в которой не светили ни луна, ни солнце. С холодного моря всегда дул сильный ветер, а местные жители не знали огня и все время дрожали от холода. По всей видимости, вежники, то есть саамы, жили в вечной полярной ночи.

У людей не было ни домов, ни оленей, тысячи и тысячи лет жили они, питаясь сырой рыбой. Однако рядом с ними за высоким забором жили семьдесят черных братьев, которым жилось сытно и тепло.

Однажды в Темную страну приехал старик на чудесном белом олене, от шкуры которого исходило тихое сияние. Он рассказал вежникам, что за высоким забором живет солнце — большая радость и большое тепло. Черные братья назвали старика обманщиком и прогнали его.

Лишь один юноша поверил в солнце и смог добыть его для вежников, хотя ему и пытались помешать. Тогда жители Темной страны впервые увидели озера, мхи, камни и друг друга. А черные братья сгорели.

С тех пор, говорится в этой сказке, над тундрой светит солнце. Навстречу ему поднялись цветы, травы и деревья, а люди научились улыбаться друг другу. В бывшей Темной стране уже много тысяч лет живут люди, которые не знают сплошной тьмы.

Эта легенда появилась намного позднее, чем история о солнце Пейве. Исследователи фольклора вообще считают, что сказка как жанр выделилась из мифа. Легенда о старике и белом олене находится на границе сказок и мифов, но никакой космогонии в ней уже нет.

Зато в ней отражаются представления народа о солнце как о большой радости и большом тепле. Из сказки понятно, что саамы относятся к небесному светилу с особым почтением. Такое отношение обусловлено жизнью в суровом северном крае, где есть долгая полярная ночь.

Дружина Найнаса

Согласно одному из саамских представлений, северное сияние — это дружина невидимых воинов, живущих в царстве мертвых. Их предводителя зовут Найнас. Он не может появляться на земле днем, тогда его не видит даже собственная мать.

Они живут в большом общем доме, где часто играют в свою любимую игру: бьются мечами так, что все вокруг заливает кровь. Чем сильнее они дерутся, тем ярче она становится. По небу в этом время разливается северное сияние — их кровь.

Похожие представления об этом небесном явлении есть и у других народов. Например, у викингов существовал миф о том, что северное сияние появлялось на небе тогда, когда павшие в битвах воины пировали в Вальхалле.

По одной из версий, Найнас, а не сын Солнца Пейвельке, стал мужем дочери Луны. Они встретились в царстве мертвых, Найнас дал ей волшебный клубок, который указал ей дорогу в страну живых. Так лунная дева отправилась жить к его матери.

Виды Мурманской области. Туристы наблюдают северное сияние в поселке Териберка

Найнас навещал жену по ночам, потому что при свете Солнца он был невидим. Однажды дочь Луны решила задержать его хитростью. Вместе с матерью Найнаса они соткали звездный пояс и повесили его под потолком, чтобы витязь не смог отличить дня от ночи. Он проснулся и бросился от света, но было уже поздно: в солнечных лучах он растаял.

Северное сияние — привычное явление для жителей полярных широт, поэтому многие трактовки его появления у других народов выглядят весьма прозаично. Например, эскимосы считали, что полярное сияние появлялось на небе тогда, когда духи играли в небесный футбол черепом моржа. Среди них также был распространен миф о том, что его можно вызвать свистом и погасить хлопком в ладоши.

Другие народы видели в северном сиянии танец богов по небу, а некоторые даже принимали его за дракона.

Источник: lenta.ru

Большой этнографический диктант 2021 Мурманская область: ответы на вопросы

С 3 по 7 ноября проходит Большой этнографический диктант. Задания Диктанта оформлены в виде теста. Тест состоит из 30 вопросов. Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы Большого этнографического диктанта для Мурманской области.

Время прохождения диктанта — 45 минут. Максимальная сумма баллов за выполнение всех заданий – 100.

Ответы на Большой этнографический диктант 2021: Мурманская область

Есть на карте России один город, который является самым привлекательным для туристов, желающих увидеть северное сияние. Сюда толпами стекаются китайские туристы. Они летят туда по 15 часов, чтобы увидеть это необычное явление природы.

Причина этого заключается в том, что китайцы верят, что ребенок, зачатый во время северного сияния, вырастет талантливым, здоровым и успешным, и это обязательно будет мальчик. Потому что мужчина в семье — главный кормилец, именно он будет содержать родителей в старости. Что это за город?

а. Салехард
б. Мурманск
в. Якутск
г. Хатанга
д. Воркута
е. Архангельск

Ответ: Мурманск

Александр Роу снял в этом регионе три сказки: «По щучьему веленью» (1938г.), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961г.) и «Морозко» (1964г.):

а. Подмосковье
б. Кольский полуостров
в. Дальний Восток
г. Сибирь

Ответ: Кольский полуостров

Это слово является основополагающим в жизни саамов, с ним связан весь уклад жизни и верований этого народа. Что по-саамски обозначает слово «ЧА̄РР»?

а. солнце
б. олень
в. тундра
г. огонь

Ответ: тундра

Название «лопарь» возникло от карельского слова Loppi или финского Lappi. Что это слово означает?

а. страна холода
б. северное сияние
в. вечная мерзлота
г. край земли

Ответ: край земли

Чай является традиционным напитком у многих народов. Кто-то пьет его с молоком, кто-то с медом, розмарином, мятой или кардамоном. Коренные жители Кольского полуострова – саамы пили чай не только с ягелем или ягодами, но еще с одним ингредиентом, иногда добавляя туда масло. Употребление чашки этого напитка в день может защитить организм от развития гипертонии и других болезней, укрепить иммунную систему, снизить риск простуды. С чем пили чай саамы?

а. оленья кровь
б. мед
в. молоко
г. мухоморы
д. лук

Ответ: лук

В топонимах Кольского полуострова встречаются слова саамского происхождения. Некоторые из них в своем составе имеют слово «йок»: Лутнермайок, Куэльйок, Каскаснюнйок, Нийдйок, Майвальтайок. Что же обозначает слово «йок»?

а. река
б. гора
в. камень
г. погост
д. озеро

Ответ: река

Существа маленького роста встречаются в мифологии разных народов. Как оно называется у саамов?

а. Пшувуш
б. Лудмурт
в. Цверги
г. Локи
д. Ацаны
е. Чакхли

Ответ: Чакхли

Этот минерал на Кольском полуострове называют «саамская кровь». Розовато-красные кристаллы встречаются на западных склонах Хибинских гор. Кажется, словно капли крови проступают на сером камне. По легенде, камни эти выросли там, где пролилась кровь народа саами и их оленей, гонимых с родовых земель чужаками. Что это за камень?

а. аметист
б. кварц
в. гранат
г. эвдиалит

Ответ: эвдиалит

Священные места являются культовым объектом того или иного народа. Это могут быть монументы с духовным значением, просто камень на берегу реки, дерево или поле сражения, на котором пролита кровь предков. На каком полуострове расположено священное озеро Сейдозеро?

а. Таймыр
б. Чукотка
в. Кольский
г. Канин

Ответ: Кольский

Что такое «саамская картошка»?

а. семга
б. ягель
в. морошка
г. олень

Ответ: олень

Источник: fankino.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...