Лодки, выдолбленные из дерева, известны человечеству уже на протяжении многих тысячелетий. Это было самое распространенное средство передвижения и охоты на воде для древних народов мира. Сегодня, даже в условиях современных технологий, лодки выдолбленные из дерева остаются популярными среди любителей рыбалки и путешествий на воде.
Но как называется этот тип лодки на настоящее время? Ответ на этот вопрос легко найти в сети Интернет, но мы решили рассмотреть разные варианты истории и происхождения этой лодки.
Поговорим о ее названии и рассмотрим несколько вариантов самых распространенных имён. Можно сказать, что история этой лодки имеет своеобразную религиозную загадку. В сущности, ее название зависит от эпохи, связи с местными традициями и культурой.
Из чего делают лодки?
Лодки могут быть изготовлены из различных материалов, но одним из наиболее популярных материалов является дерево. Дерево было традиционным материалом для производства лодок на протяжении многих столетий. Лодки, выдолбленные из дерева, называют «челнами».
Как строим водоизмещающие суда по реечной технологии
Кроме этого, лодки могут быть сделаны из металла, например, из алюминия, нержавеющей стали, меди, бронзы или железа. Металлические лодки обычно имеют жесткую конструкцию и используются для ловли рыбы и других видов спорта.
Композитные лодки создают из смесей различных материалов, таких как стекловолокно, кевлар и углеволокно. Эти материалы имеют очень хорошие характеристики, такие как прочность и легкость. Композитные лодки обычно используются для гонок, туризма и рыбалки.
- Деревянные лодки: лодки, выдолбленные из дерева, создаются путем выбора качественного дерева и его вырезания в нужной форме.
- Металлические лодки: металлические лодки часто изготавливаются с использованием сварочного оборудования и специализированных инструментов.
- Композитные лодки: создание композитных лодок охватывает много этапов, включая создание формы, производство плетеных материалов и их наложение на форму лодки.
В целом, выбор материала для лодки зависит от предпочтений и требований владельца. Но вне зависимости от материала, лодка должна быть безопасной и соответствовать стандартам безопасности на воде.
Выдолбленная лодка из дерева
Выдолбленная лодка из дерева — это древний вид транспорта, который использовался людьми для плавания по рекам, озерам и морям. Лодка делалась из одного куска дерева без использования гвоздей и клея. Это был сложный, но очень эффективный процесс, который требовал большого мастерства.
Сегодня, когда многие люди предпочитают использовать моторные лодки, выдолбленные лодки из дерева продолжают привлекать внимание своей уникальной конструкцией и эстетикой. Эти лодки стали объектом коллекционирования и экспонирования в музеях.
Если вы собираетесь купить выдолбленную лодку из дерева, то важно обратить внимание на ее качество и состояние. Лодка должна быть достаточно прочной и хорошо отшлифованной, чтобы не протекать и не повреждаться во время использования.
Собрал каркас лодки за два дня
- Преимущества выдолбленной лодки:
- Экологически чистый материал;
- Надежность и прочность;
- Износостойкость и долговечность;
- Эстетически привлекательный вид;
- Природная устойчивость к коррозии и повреждениям.
Сегодня можно найти множество компаний, которые занимаются производством и продажей выдолбленной лодки из дерева в любом уголке мира. Но стоит отметить, что цены на такие лодки могут быть довольно высокими, но если вы готовы потратиться, то приобретение выдолбленной лодки может стать не только дополнением к вашему хобби, но и настоящим культурным достоянием.
Металлические лодки
Металлические лодки – это современные суда, которые часто применяются в рыбной ловле, экспедиции и туристических походах. Они изготавливаются из различных металлических материалов, таких как алюминий, сталь или сплавы.
Современные металлические лодки производятся методом точного литья, под давлением, с использованием компьютерных технологий и роботов. Это позволяет производить лодки высокого качества, прочных и долговечных.
Металлические лодки устойчиво держатся на воде, что даёт им большую устойчивость и манёвренность. Кроме того, они легко переносят большие нагрузки, могут использоваться в течении и на океане.
Рыбачьи катера, экспедиционные суда и комфортабельные туристические лодки – все они могут быть выполнены из металла. Эти лодки могут иметь различное оснащение, такое как моторы, комфортабельные кресла и даже спальные места.
Хотя металлические лодки могут стоить значительно больше, чем лодки из дерева или пластика, но они обеспечивают превосходную устойчивость, прочность и надёжность, что делает их очень популярными среди фанатов рыбной ловли, туристических компаний и экспедиций.
Источник: 1quincy-robot.ru
Небольшая лодка, выдолбленная из одного куска дерева. Лодка-долбленка – самодельная лодка из цельного дерева Выдолбленная из дерева лодка сканворд
На весло нагбенный,Один, смиренный житель волн,Гребет и к югу правит челн;Другой, как волхвом пораженный,Стоит недвижим; на брегаГлаза вперив, не молвит слова,И через челн его ногаПерешагнуть уже готова.Плывут…«Причаливай, старик!К утесу правь», — и в волны вмигПрыгнул пловец нетерпеливыйИ берегов уже достиг.Меж тем, рукой неторопливойДругой ветрило опустив,Свой челн к утесу пригоняет,К подошвам двух союзных ивУзлом надежным укрепляетИ входит медленной стопойНа берег дикий и крутой.Кремень звучит, и пламя вскореДалеко осветило море.Суровый край!
В берег бьетсяЧуждый чарам черный челн.Чуждый чистым чарам счастья, Челн томленья, челн тревогБросил берег, бьется с бурей,Ищет светлых снов чертог.Мчится взморьем, мчится морем,Отдаваясь воле волн.Месяц матовый взирает,Месяц горькой грусти полн.Умер вечер.
Жизнь нашу можно удобно сравнивать со своенравною рекою, на поверхности которой плавает челн, иногда укачиваемый тихоструйною волною, нередко же задержанный в своем движении мелью и разбиваемый о подводный камень.-Нужно ли упоминать, что сей утлый челн на рынке скоропреходящего времени есть не кто иной, как сам человек?
Мой челн смерти взял неверный курс – то ли кормчий отвлекся созерцанием моей прекрасной отчизны, то ли в минуту рассеянности не туда повернул руль, уже не знаю что, знаю одно – я остался на земле и челн мой с той поры плавает в земных водах.
Челн у Лукьяныча оказался никудышный: только ребята зашевелились — челн качнулся, и они все упали в воду, кроме Лукьяныча.
Верно, не многие из нынешних поэтов, поющих « челн томленья, челн тревог», знают, какое это ощущение, когда полушубок станет «как кол» да сапоги задеревенеют («выскочил, как на грех, в нагольных сапожонках!») да в лицо, в глаза, в уши, в волосы набивает мокрым снегом, захватывает ветром дыхание!
И легкий челн выплывет тогда на самую середину реки, и прекрасная юная дева в белых одеждах взмахнет веслом, устремляя челн к брегу… Такой, наверное, увиделась юная Ольга юному Игорю-князю, как рассказывает о том легенда.
После этого море стало все отодвигаться и отодвигаться и высосало челн из устья Перака; оно влекло его мимо Селангора, мимо полуострова Малакки, мимо Сингапура, все дальше и дальше к острову Бинтангу, и челн двигался, точно его вели на веревке.
чтоб вновь достичь предела,Где я живу, – иду на эту круть;Где ж ты, – сказал я, – медлил так, Казелла?94. А он на то: – Его в том воля будь!Тот, кто берет, кого и как рассудит,Пусть возбранял не раз сюда мне путь, -97. Все ж воля в нем по Вечной Правде судит.И подлинно, три месяца, как всехПриемлет он, кто с миром в челн прибудет.100. Так вот и я, став у поморий тех.Где воды Тибра стали солью полны.Был благостно им принят в челн утех, -103. На устье том, где он парит чрез волны.Затем что там сбирается все то,Что не падет за Ахерон безмолвный.106. – О!
На наш взгляд, незаслуженно забыт еще один тип маломерного судна. Речь идет о долбленой лодке. За ее кажущейся простотой и «несуразностью» скрыты и рациональность конструкции, и отличные ходовые качества. Отсутствие дефицитных материалов и минимальный набор требуемых инструментов позволяют изготовить такую лодку-долбленку непосредственно на берегу, вдали от населенных пунктов, в местах охоты или рыбалки.
На протяжении многих десятилетий секреты мастеров-лодочников передавались «из уст в уста», от отца к сыну, без чертежей и расчетов. А поскольку занималось этим промыслом ограниченное количество людей, найти сегодня специалиста, способного грамотно, по всем правилам сделать настоящую долбленку, очень трудно. Усугубляется это и тем, что сейчас, в эпоху современных материалов и технологий, практически не существует мастеров молодого поколения, а старые, к сожалению, уносят с собой опыт и мастерство: их искусство умирает с ними. Поэтому мы и решили познакомить самодельщиков с процессом изготовления лодки-долбленки . Возможно, кто-то из них заинтересуется этой темой. Надеемся, традиции народного ремесла с их помощью сохранятся и продолжатся, принося пользу.
При описании порядка работы над лодкой мы исходим из возможностей в основном мастера-одиночки, без применения им станочного оборудования и каких-либо подъемных механизмов. Однако в любом случае и сам процесс изготовления, и сама лодка принесут вам истинное удовольствие.
Приступая к работе, следует помнить несколько моментов:
1. Не беритесь сразу за изготовление большой лодки. Человеку неподготовленному это может оказаться не по силам. Более правильно было бы попробовать вариант длиной 3–4 метра.
3. Предлагаемая технология и терминология имеет место в наших местах, в Красноярском крае. Безусловно, в других районах она может отличаться. Помните об этом во избежание путаницы.
4. Не стоит забывать и о накопленном опыте в любительском судостроении. Весьма полезна для работы, тем более, если за нее берется новичок, различная дополнительная литература.
Выбор материала и размеров лодки-долбленки
Самодельную лодку-долбленку из цельного дерева можно изготовить из сосны, кедра, лиственницы, осины или тополя. В нашей местности предпочтение отдается осине и тополю, так как их древесина долговечна и легко подвергается обработке. Время года для сруба дерева особого значения не имеет; это может быть и зима, и лето. Важно, чтобы это выполнялось на полную луну.
По опыту старых мастеров, если рубить дерево «на молодой месяц», то изготовленную лодку будет очень трудно разводить, а при эксплуатации она быстро выйдет из строя. Возможно, кому-то это покажется предрассудками, но такой совет дошел к нам из старины.
Длина лодки выбирается, исходя из необходимой грузоподъемности (обычно около полутоны), состояния водоема, где она будет использоваться, а также из наличия древесины подходящего размера. Обычно используются следующие размерения: 4,5 м, 7 м и 9 м. Чем длиннее лодка, тем она, естественно, более трудоемка в изготовлении, но зато она лучше на ходу. Подходящий диаметр ствола подбирается так: обхватывают дерево двумя руками, и если пальцы не сходятся на 30–40 см, это то, что надо (длина окружности примерно 180–200 см).
Инструмент, необходимый для изготовления долбленой лодки
Для изготовления лодки потребуются следующие инструменты: топор; тесла — прямая и боковая (изготавливаются из топора с последующей закалкой); отвес; коловорот или дрель со сверлом диаметром 10 мм; рубанок двуручный (подойдет и обычный, одноручный, но им работать труднее); поперечная столярная пила или бензопила.
Подготовка дна лодки-долбленки
Уложив срубленный ствол выбранных размеров на две толстые жерди (так будет удобнее работать в одиночку), приступают к подготовке дна будущей лодки. Для этого осматривают заготовку по длине и находят ровный по всей длине участок, без видимых провалов и искривлений посередине — это и будет дно. Выбранное место ошкуривается шириной чуть больше ширины лезвия топора, а затем на получившейся полосе с помощью отвеса и шнура отбивается черта. Теперь вдоль черты аккуратно снимаем слой древесины, следя, чтобы не было горбов и впадин.
Перевернув ствол на жердях и закрепив его так, чтобы плоскость дна оказалась горизонтально, определяем середину бревна. Для этого используется отвес и линейка. Пробив шнурком середину, отступаем вправо и влево от этой линии примерно на 40–45 мм (на два пальца) и прочерчиваем еще две боковые линии.
Подготовка носа и кормы лодки
Приступая к разметке носа и кормы, нужно помнить, что комель заготовки будет носом , а вершина — кормой, то есть нос по размерам должен быть больше кормы. Этот фактор связан с особенностями эксплуатации, например — с подвесными моторами.
После выполнения всего перечисленного со стороны носа и кормы по отвесу отбиваем линии, являющиеся как бы продолжением серединной и боковых линий дна. Отступив от нижнего края бревна на 120–150 мм, перпендикулярно вертикальным линиям прочерчиваем нижние кромки носа и кормы.
Теперь надо определить длины носа и кормы. При изготовлении лодки рекомендованных габаритов они равны примерно 500–600 мм и 400–500 мм соответственно. В общем случае они зависят от диаметра ствола и могут меняться в ту или другую сторону. Но при любом значении длина носа должна быть больше длины кормы на 100–120 мм. Чтобы впоследствии «не потерять» нужные точки (места пересечений линий нижней кромки с вертикальной разметкой на торцах и боковых линий горизонтальной разметки с ограничителями длин кормы и носа) выделите их ярким карандашом или углем.
Разделка носа и кормы выполняется топором. Здесь важно не торопиться и не зарубать за отмеченные точки. Наклон щек должен быть не слишком крутой и не слишком пологий. Какие-либо другие рекомендации при этом вряд ли уместны: дерево нужно просто чувствовать и при выборе размеров полагаться сперва на интуицию, а впоследствии на опыт.
Итак, остро отточенным топором придаем щеке форму, показанную на рисунке. Точно так же обрабатываем заготовку с другой стороны. Затем соединяем реперные точки и удаляем лишнее так, чтобы получилась узкая наклонная поверхность.
Обработав описанным способом обе оконечности и не переворачивая заготовки, ошкуриваем ее по всей видимой поверхности. От крайних горизонтальных разметочных линий снимаем древесину лентами, чтобы в сечении ствол принял яйцеобразную форму. Обычно для этого требуется пройти 4–5 лент.
Конечно, надо не забывать о симметричности бортов, а также не допускать видимых провалов и выпуклостей. Выход ленты к носу и норме должен быть плавным. Эта работа несложная, но требует аккуратности и не терпит торопливости. В заключение заготовку переворачиваем и окончательно ошкуриваем.
Я. Соломенников, И. Соломенников, с. Каратуз, Красноярский край.
» из представленного материала вы узнаете, как своими руками можно сделать себе лодку «Долбленку» Для чего используется только природный материал, а именно дерево мягкой породы, к примеру ива или же осина. Дерево заблаговременно выбирается прямое и без ответвлений, а так же толщина ствола будет отвечать за водоизмещение будущего судна.
Данная технология создания лодок очень древняя и передавалась из поколения в поколение, от Отца к сыну, на сегодняшний день она практически забыта, но все же еще остались «Умельцы — молодцы» на Земле Русской!
Давайте рассмотрим, что конкретно потребуется автору для строительства лодки? А так же рассмотрим все этапы и посмотрим фильм (Сруби себе ботник).
Материалы
1. дерево мягкой породы (ива, осина)
Инструменты
1. бензопила
2. ножовка
3. топор
4. тесло
5. фуганок
6. источник огня (паяльная лампа)
Мастер-класс от Иван Петровича Овчинникова, по строительству лодки «Долбленки» своими руками
И так, автор перенял данную технологию от своего Отца, а он в свою очередь от своего родителя). В стародавние времена на Руси основным строительным материалом, как вы знаете являлось дерево, а так же изготавливалась мебель , посуда, крестьянский инвентарь, телеги и прочее.
Лодки и ладьи, соответственно тоже строились из древесины, для этого создавались целые артели и бригады. Может показаться странным. но лодки начинали делать в зимнюю пору, когда дерево находится еще во сне. В лесу подбиралось наиболее подходящее дерево (осина), срубалось и придавалась форма ладьи, после чего заготовка засыпалась снежком и оставалась в таком положении вплоть до ранней весны. За это время дерево как следует напитывало влаги. Зачем оставлять лодку в лесу, да еще и в снегу. Дело в том, что для дальнейшего процесса формирования ладьи, требуется ее высушивать над открытым огнем, ставить распорки, тем самым предавая ей конечную форму (в фильме все подробно описано)
А вот д. Ваня пошел немного другим более легким путем, выбрал заранее большую и толстую (иву), спилил под самый корешок) снял кору и приступил к формированию лодки.
Как видно на фото, автор сначала делает запил, а потом подрубает топориком, все делает профессионально с минимальной затратой труда) Бревно переворачивает д. Ваня в одиночку, ведь он Русский богатырь и кушает по утрам кашу, а еще мастер знает законы физики и применяет рычаг (лом) и с легкостью крутит заготовку, как ему захочется) При помощи топора задает форму.
Затем Иван Петрович переходит к изготовлению внутренней части лодки, применяет так же топор и тесло.
Внутри были оставлены 2 перегородки, они будут служить ребрами жесткости для конструкции лодки.
Вот собственно что получается, ботник практически уже готов.
Мастер умело работает теслом, потому как перенял данное искусство от своего Отца.
После того, как лодка была изготовлена. она была обработана при помощи паяльной лампы, дабы в последствии древесина не боялась влаги и прослужила хозяину длительное время.
Такая вот замечательная лодка получилась у нашего автора, теперь он сможет плавать по Дону и ловить рыбу. Как видите, у мастера срубить лодочку получилось довольно таки просто, а самое главное, что материал бесплатный и дан самой природой.
Так же вы можете просмотреть очень хороший фильм, про изготовление лодок «Долбленок» по старинной технологии.
Источник: hookahday.ru
Как назывались небольшие лодки выдолбленные из целого дерева
Строго научное описание не позволяет передать того впечатления, которое возникает ранней весной или поздней осенью, когда лес становится «прозрачным» .
Вантит, История Воронеж, Культура Воронеж, Археология Воронеж, Природа Воронеж, Экология Воронеж, Этнография Воронеж, Древности Воронеж, Книги Воронеж
Из-за острова на стрежень.
Среди интересных и загадочных археологических находок в Подонье являются лодки, выдолбленные из целого куска дерева. Интересными они представляются и для праздного любопытства (как это древние и на чем плавали по Дону-батюшке и его притокам?) и для ученых как свидетельства древнего рыболовства и речных транспортных средств. Почему загадочными?
Потому что это тот случай, когда определить время создания этих однодеревок не так просто. Ведь совсем недавно, какие-то несколько десятков назад, однодеревки делали во многих селениях по Дону да и делают сегодня. И они мало чем отличаются от тех, которые когда-то делали рыболовы неолита. Но пойдем по порядку за расследованием этого вопроса.
Сегодня, по далеко неполным данным, на территории России известно более двадцати древних лодок, выдолбленных из одного дерева. На Верхнем и Среднем Дону подобных находок шесть (Золотарев, 2005, с. 81). Лучше всего сохранились три деревянных челна, найденные на сравнительно небольшом участке Дона от с. Урыв Острогожского района до с. Щучье Лискинского района. Два из них были подняты со дна реки — один у с. Урыв, другой у с. Щучье в 1911 г. Щучьенский челн по воспоминаниям старожилов с. Щучье был выдолблен из ствола дуба. Его вытащили на берег и со временем он, никому не нужный, разрушился.
Другому челну, найденному у с. Щучье в 1954 г. работниками местного пароходства, повезло больше. Сотрудникам Воронежского краеведческого музея удалось замерить челн, несмотря на его повреждения, и определить основные размеры. Лодка имела длину 7,55 м, ширину чуть более полуметра. В лодке находились пазы для крепления деревянных перемычек, вероятно, использовавшихся как сиденья.
На челне не было приспособлений для крепления весел, поэтому гребли, как, впрочем, и сегодня, отдельными веслами. Или челн приводился в движение шестом. Обнаруженный челн был датирован III-II тыс. до н.э.
В 1956 г. В.А. Афонюшкин с сотрудниками Воронежского краеведческое музея обнаружил неподалеку от находки 1954 г. еще один челн. Этот был сильно поврежден, но удалось установить его длину в 6,23 м. Он был изготовлен из дубовой колоды диаметром 60-70 см. Исследователи (В.А. Афонюшкин, М.Н.
Грищенко) определили время челна по геологическому слою в котором он был обнаружен, — конец III — начало II тыс. до н.э. Этот челн хранится сегодня в Воронежском краеведческом музее. Фрагмент древесины челна был подвергнут радиоуглеродному анализу в лаборатории Института археологии Российской академии наук. Была получена дата: 206-286 гг. до н.э. (Золотарев, 2005, с. 88).
Вместе с тем следует иметь в виду, что радио углеродные даты тогда вызывают доверие, когда производится не один анализ, а несколько. Один же анализ, причем одной части челна, может давать сбои, и значительные.
В 1992 г. сотрудники Лискинского пароходства во время чистки фарватера Дона нашли челн. О находке краевед с. Урыв П.М. Терещенко сообщил в Острогожский музей. Сотрудники музея во главе с директором музея Л.И. Московой сделали все, чтобы челн сохранить, так как консервировать его не было финансовых возможностей.
Челн по воде был переправлен в Тихую Сосну, помещен в металлическую трубу, которую наглухо заварили сваркой и. затопили у г. Острогожска. Этот челн ждет своего исследователя. П.М. Терещенко измерил челн: длина оказалась в пределах 9,5 м, ширина у носа 65 см, у бортов 1,1 м. Лодка изготовлена из дуба диаметром 90-110 см. К какому времени относится это судно, не ясно.
Для этого необходим радиоуглеродный анализ или анализ уровня залегания в геологических пластах.
Как изготавливали подобные челны, да еще из дуба, крепкой для обработки породы? На самих челнах следы обработки не сохраняются из-за времени. Но этот пробел можно восполнить этнографическими данными.
Для облегчения работы при изготовлении челна широко применялось выжигание древесины горящими углями. Регулировали места горения мокрой травой, тряпьем. Обугленную древесину выскабливали каменными или металлическими теслами, топорами. На выделку таких лодок уходило 5-6 месяцев, а грузоподъемность достигала 5 тонн!
Выдалбливали лодки также теслами, топорами без выжигания. Каменные и металлические тесла, топоры археологи находят на поселениях неолита-средневековья.
Исследователи выделяют два основных приема в изготовлении челнов. Срубленное дерево (это мог быть не только дуб, но и липа, осина и другие породы) обрабатывали путем долбления, выжигания, придавая нужную форму. Затем колоду распаривали и с помощью кольев разводили борта. Так поступают сегодня, например, в с. Шестаково Бобровского района.
Другой способ требовал времени — от двух до пяти лет и применяли на побережье Белого моря. Способ оригинален. В растущее дерево загоняли клинья и вколачивали их время от времени все глубже. Дерево росло приобретая нужные контуры лодки. Меняли колья, вставляли подпорки так, чтобы в будущей лодке было меньше работы по выдалбливанию.
Через несколько лет дерево срубается, оставшаяся древесина вырубается, выжигается. Лодку пропитывают водой, затем разводят легкий огонь и распаривают ее и при помощи деревянных распорок дают ей нужную форму. На такие челны набивали выделанную кожу морского зверя.
Конечно, река во все времена давала пищу и приют всем, но особенно рыболовам. Они в первую очередь не могли обойтись без челна. Но также нужны были эти средства и населению скифского времени, славянам Дона, населению салтово-маяцкой культуры.
Сколько еще челнов на дне рек и в толще еще не размытых берегов. Вдруг повезет и из берега вдруг высунется челн, будто из-за поворота древней реки. Не спеши его вынимать. Ничего путного из этого невыйдет. Челн переломится, как это неоднократно бывало, а потом сгниет от ненужности.
Сообщи в музей, в археологическую службу. Вдруг челн древний и его удастся реконструировать и датировать
Источник: vantit.ru