История казачества с древнейших времён вызывала особый интерес. Сегодня, точно никто не может сказать, как они обменивали социальную свободу на военную службу, какой вклад внесли в расширение Московского царства в огромную Российскую империю. Они яростно защищали свою независимость на протяжении веков в период крепостного права, изобретали уникальные военные стратегии и культуру судостроения, частью которой является судно, которое использовали казаки.
Казацкий флот
Первые письменные упоминания о казацких легендарных походах датируются ещё до нашей эры. В быту запорожцы использовали различные средства для передвижения по воде. В основном для хозяйских целей: ловли рыбы и разведки местности. Среди лодок для движения по реки наиболее популярны были байдаки и дубы, в которых вмещались до 10 человек.
Кто такие КАЗАКИ? Причём тут ТЮРКИ и КАВКАЗЦЫ???
Строили их из воловьей кожи, что давало преимущество в весе. За основу суда служила деревянная колода, борт обивали досками, в результате такое судно весило около 30 тонн. Обязательно в судно казаков входил нок — оконечность деревянной части оснастки судна.
Судно казаков, которое использовалось для военных походов, называлось – «чайка». Эти лодки являются уникальными экземплярами в строительстве суден на территории Западной Европы. Имея небольшие размеры, они идеально подходили для плавания, как по воде, так и по морю. Также малый вес прибавил скорости лодке, что неоднократно доказывается в письменных свидетельствах.
Чайки запорожцев заняли важную часть военного флота. Большие фрегаты казаки не строили, а те которые захватывали во время походов, в основном сжигали. В каждую такую лодку могло вместиться около 60 казаков, оружие, боеприпасы и еда. Главным законом для казака в бою была трезвость, так спиртного они не принимали, а тех, кого замечали в алкогольном опьянении, выбрасывали за борт в море.
В бой запорожцы одевали старую и не нужную одежду: двое шаровар, рубаху, фуфайку из грубой и качественной ткани и шапку. Хотя на территории Сечи казаки одевались богато и нарядно.
Судно, которое использовали казаки – виды
На протяжении веков казацкие лодки прославлялись своей манёвренностью и лёгкостью. Именно, в Запорожской Сечи судностроительство достигло нового уровня и быстрого развития. Боеспособность маленьких лодок удивляла даже опытных военачальников и позволяла казакам курсировать не только на берегах Днепра, а и выходить на просторы Чёрного и Азовского моря. Многочисленные исследователи древности называли их лодки «чайками», но на самом деле это был целый арсенал разнообразных по размеру и функциям лодок:
- Байдак – лодка, предназначенная для походов по реки с одной мачтой. Как правило, она вырезалась из дерева и имела длину около 20 метров, а ширину – 4 метра. Название лодки походило из истоков восточного языка. Эксплуатировалось судно для перевоза груза по Днепру и Дону.
- Будара – выдолбленная из дерева лодка, оборудована 3-4 вёслами и острым носом.
- Дуб – большое судно, которое использовали для военных походов и перевоза груза. Название относят к праславянскому происхождению. Прибрежное судно имело длину до 20 метров, имело мачту и палубу. Речной дуб был меньшего размера и не имел палубы.
- Чайка – судно, которое использовалось для военных поход. Имея малый вес, лодка отличалась ловкостью и с лёгкостью проходила многочисленные пороги Днепра. Чайка вырезалась из дерева, обивалась досками и обливалась горячей смолой. Специфической особенностью был привязанный по бокам тростник, что не давало лодке потонуть даже, когда она полностью наполнялась водой.
Создание армии воинов — мечта правителей и политиков с незапамятных времён. Тем не менее, мало кто догадывается, что есть страна, которая успешно использует преимущества такой армии в течение веков. В России казаки были не заменимой армией, сыграли важную роль в расширении границ небольшого Московском царства в гигантскую Российскую империю и, в конце концов, стали ответственными за охрану своих границ. В царские времена, казаки были покорены, но сумели найти компромисс: военную службу в обмен на свободу.
Казацкие чайки — история легендарных лодок
В эпоху монархий и крепостного права, казаки остались автономными общинами, которые не сумели насладиться социальной свободой вплоть до советских времён. Сегодня, казачьего образа жизни практически не существует, и осталось очень много неразгаданных тайн. Были ли казаки колдунами, как они учились военному делу, какое судно использовали казаки и как они сумели выстоять против разнообразных реформ? Тем не менее, Россия не будет существовать без казаков, ни они без России.
Видео:Напутствие Атамана Якутского казачьего полка
Интересное
- Газовозы суда. Надежность перевозки Специально для транспортировки сжиженного природного газа (СПГ), например, метана, бутана и пропана, в танках или резервуарах используют газовозы суда, которые бывают в виде рефрижераторов, полурефрижераторов или под давлением.
- Академик шокальский судно, которое теперь имеет свою историю приключения Для Финляндии 1982 год стал памятным, именно тогда было построено знаменитое академик Шокальский судно. Судно принадлежит к ледовому классу и имеет небольшие размеры. Сегодня оно находится в собственности.
- «Золотая Лань» корабль Дрейка, водоизмещение судна Корабль Дрейка Английский галеон был гораздо больше, чем испанские галеоны и имел более мощное вооружение. Водоизмещение судна составляло 150 тонн. Надстройки на корме были высокие, но выглядели изящно.
- Экономический анализ Совкомфлота Экономическим отделом Совкомфлота были опубликованы финансовые итоги предприятия за 9 месяцев 2013 года. Результаты работы за третий квартал показали чистую прибыль, однако с начала года сохраняется убыточный результат.
- Шуточные советы моряку Моряк, будущий, настоящий или прошлый, юнга, боцман или шкипер, послушай шуточные советы и припомни, не пригодились бы они тебе, узнай ты их раньше? 1. Если ты решил идти.
Источник: crewers.com
Казацкая «Чайка»: история легендарных кораблей
Что такое казацкая «чайка»? Чайка — это беспалубная плоскодонная лодка запорожских казаков XVI-XVII вв. в виде огромной выдолбленной колоды, по бортам обшитая досками. Длина — около 18 метров, ширина и высота бортов — до 4 метров. Внешне по бортам для увеличения устойчивости и плавучести крепился камышовый пояс.
Лодка имела поперечные переборки и скамьи, мачту с парусом, 10-15 пар весел, носовой и кормовой рули, вмещал до 70 человек. Вооружение — 4-6 фальконетов (пушки калибром 30 мм.). На борту был запас оружия и провианта достаточный для длительных морских походов.
С самого начала становления запорожского казачества как свободного военного сообщества, указывает на то, что главным направлением деятельности казаков, их «хлебом» была защита родных земель от непрестанных походов крымских татар, османских войск, отрядов Речи Посполитой и Московского царства. Этот факт оставил отпечаток на всех сферах жизни запорожского общества со времени основателя Запорожской сечи Дмитрий «Байды» Вишневецкого и существенно сказался на состоянии военного дела в сечевиков.
Однако, если на суше боевые действия запорожцев имели как наступательный, так и оборонительный характер (это зависело от того, какой была ситуация на Запорожье и вокруг него), то морские походы казаков представляли собой яркий пример наступательной стратегии, поскольку направлены на отдаленные от запорожских территории для сдерживания татар и освобождения пленников, из которых растили «славянских мамлюков» и прислугу.
Судостроение запорожских казаков
Обычно для походов по водным коммуникациям казакам были необходимы в достаточном количестве хорошо приспособлены плавсредства. Лодки у запорожских казаков были двух видов — речные и морские. Речные использовались преимущественно в мирных целях, для рыболовства. Они помещали от силы десять человек.
Морские суда назывались чайками (от татарского слова «Каика» — «чаик» — круглая лодка). Именно эти суда имели наибольше военное значение.
Хотя до сих пор в распоряжении исследователей нет достаточно сохранившихся ни судов этого класса, ни отдельных их фрагментов. Но существует значительное количество тактико-технических характеристик чаек в письменных источниках, в частности в трудах авторов, которые были современниками казачества. Это дает возможность выявить конструктивные особенности и технологию производства этих боевых единиц казацкого флота.
Конструктивно казацкая чайка вобрала в себя опыт судостроения времен Киевской Руси, судостроение викингов, морской опыт стран Средиземноморья. Один из первых авторов, современник и военный специалист итальянец Гваньини в своей книге под названием «Хроника Европейской Сарматии», вышедшей 1578, констатировал: «Водой казакам нанести вред невозможно, поскольку ни одна морская галера или бот не пройдет через Днепровские пороги.
Казаки проходят через них на чайках, опускаясь и поднимаясь на веревках. Ранее таким образом преодолевали пороги русские события во время походов на Константинополь. Итак, если бы не пороги и казаки, турки давно бы заполонили Поднепровья». Этот автор обращает внимание на морскую силу казачества и приходит к выводу о невозможности проникновения турок в Приднепровье за такой преграду, как пороги Днепра. Казацкие судна он называет чайками, и это, возможно, является первое письменное упоминание о них.
Можно утверждать, что запорожские чайки были аналогом донских стругов. По конструктивным особенностям и размерам они были почти тождественны. Без сомнения, здесь чувствовался не только совместное влияние тенденций судостроения, но и особенности общего противника в лице татар и турок, с которыми приходилось иметь дело и донским, и запорожским казакам.
В конструкции казацких чаек наблюдались и традиции Киевской Руси. Два руля, что устанавливались на чайках, были известны еще в XII в.
Казацкая чайка представляла собой прочное, маневровое, быстроходное парусно-весельное судно класса «река-море». Она оказалась хорошо приспособленной к морским походам и для борьбы с сильным и хорошо вооруженным флотом Османской империи как в прибрежных водах, так и в открытом море.
На строительстве каждой чайки работало не менее 60 человек в течение 15 дней. За несколько недель на Сечи можно было изготовить от 30 до 100 таких лодок. В чайку помещалось от 50 до 70 казаков с вооружением и боеприпасами, включая артиллерию. Сюда же грузилось продовольствие: сухари, копченое мясо, вареное пшено или каша, ячменная мука, и вообще все, что было необходимо казакам во время похода.
Условия морских походов на «Чайках»
Морские походы запорожских казаков осуществлялись преимущественно в осенью, в особо пасмурные дни и темные ночи, перед новолунием. Это давало возможность скрыть от неприятеля передвижения казацких судов. Казацкие чайки выходили просто с сечевой гавани и спускались по Днепру. Флотилия чаек шла так тесно, что гребцы едва не затрагивали веслами весла соседних кораблей.
Строй флотилии возглавляла чайка кошевого гетмана, на которой был поднят гетманский флаг. Так казаки доплывали к острову Тавань, напротив которого на правом берегу Днепра стояла турецкая крепость Кизикирмен. Турки и татары, когда узнавали о движении запорожцев, принимали против них соответствующие меры. В частности, от Кизикирмена к Тавани они протягивали железные цепи поперек Днепра, а от городка Скамейки той же Тавани таким же образом преграждали реку Конку.
Но казаки хорошо научились обходить такие преграды. Пользуясь темнотой ночи, они сваливали в лесу несколько высоких деревьев, прикрепляли к ним железные цепи и пускали их мимо Тавани на врата, которые запирали проход по Днепру. Пущенные таким образом деревья врезались в железные цепи, закрепленные поперек Днепра и Конки, чем давали туркам знать о казацком продвижения.
В крепости объявлялась тревога и начиналась стрельба из пушек, но не по чайкам, а по деревьям и их веткам, которые принимали за высокие мачты. Запорожцы тем временем спокойно выжидали, спрятавшись плавнях возле берега Днепра выше цепей, того момента, когда у турок закончатся боеприпасы.
Только канонада прекращалась, казаки бросались на цепи, разрывали их сильным нажимом, а затем, пользуясь ночной темнотой, продолжали плыть дальше. Так же дождавшись благоприятных для себя погодных условий, запорожские козаков проходили мимо Очакова и Кинбурна, которые охранялись сильным турецким гарнизоном. После этого они выходили в Черное море.
Здесь они оперировали во всех направлениях, достигая берегов Крыма и Турции. Под удары запорожцев попадали Килия и Измаил, Кафа и наконец турецкие города Стамбул и Синон, Трапезунда и Варна. Наиболее славными были их походы под предводительством Петра Конашевича-Сагайдачного, который стал угрозой номер 1 для Османской империи.
«Особенно страшными для турок, — описывает морскую тактику запорожцев Д. И. Яворницкий, — были казаки у морских берегов; захватить казаков здесь было почти невозможно, так как они были большими мастерами плавать у берегов, к тому же если они выходили на берег, поймать их было очень трудно, они умело прятали свою добычу и очень быстро затапливали лодки, чтобы потом извлечь их из воды и дальше продолжать свой путь по морю.»
Служба на «Чайке»
Служба на чайке, как свидетельствуют очевидцы, была крайне тяжелой, ее экипаж находился под палящим солнцем, дождем, круглосуточно находился на на ветрах и волнах. Гребли казаки преимущественно в три смены.
Даже при хорошей погоде трудности не исчезали. Экипаж чувствовал усталость от монотонности окружающей среды: морской бесконечности, шума воды и ритмичной работы весел. Кроме этого, в чайке было тесно, что очень утомляло и негативно влияло на экипаж. Все трудности морского похода учитывались при строгом отборе, и казаков, неспособных выдержать службу на чайке, не брали.
С целью приучить к трудностям службы в морских походах принимали определенное количество молодых людей-парней. Наконец, испытания в плавании по Днепру и преодолении порогов, о чем говорилось выше, также должны были способствовать привыканию казацкой молодежи к мореплаванию.
Как во время судостроения так и в боевых походах на казацкой чайке преобладали коллективные действия экипажа; поэтому на индивидуальность здесь не обращали внимания. Выполнение боевой задачи экипажем и флотилией и победы казаков на море основывалось на взаимозависимости и на коллективных усилиях. Этот коллективизм вытекал из взаимного доверия, уважения, дружбы, профессионализма, общего опыта, а также из суровой дисциплины. Отсюда и за каждое проявление непослушания безусловно наказывали, а того, кто употреблял алкоголь, просто выбрасывали за борт. Кроме этого, экипажу чайки была присуща единомыслие по выполнению боевой задачи, взаимопонимания, привычки гармоничных коллективных действий и высокий уровень организованности.
Управление чайкой требовало от руководства ощущения движения, умение вычислять расстояние и других навыков, необходимых для того, чтобы осуществлять командование на море. Старший должен был отмечаться хорошо развитой наблюдательностью, вниманием, памятью, ассоциативностью, вдумчивостью, уметь четко и понятно отдавать распоряжения. Когда командующий оказывался слабым и нерешительным, на его место выбирали другого прямо во время похода.
Источник: istorium.net
На каких судах войско Ермака отправилось в поход?
О походе атамана Ермака и его казачьего войска в Сибирь написано много. Как художественных трудов, так и исторических изысканий. У Ермака, увы, не было своего Антонио Пигафетты, который вел дневник и подробно описал всю кругосветку Ф. Магеллана. Поэтому ученым и исследователям приходится довольствоваться лишь косвенными доказательствами, сверять тексты различных летописей, царских указов и воспоминаний современников похода.
О боевых действиях казаков в Сибири у историков имеются достаточно подробные сведения. А вот о самом переходе дружины Ермака от низовьев Чусовой до берегов Тобола известно гораздо меньше. А ведь это расстояние в полторы тысячи километров!
Василий Суриков. «Покорение Сибири Ермаком», 1895
Вся информация на сей счет сводится примерно к следующему: казаки на стругах отплыли из Верхнечусовских городков вверх по Чусовой то ли осенью, то ли в середине лета 1579?, 1581? 1582? года, поднялись по ее правому притоку р. Серебряной до уральского водораздела. Где-то здесь стали на зимовку. По весне спустились к реке Тагил, по Тагилу – в Туру, по Туре – в Тобол, где в октябре месяце начались сражения с войсками сибирского владетеля Кучума…
Все. Никакой конкретики, одни общие фразы. При такой неопределенности у любого любителя исторических подробностей могут возникнуть следующие вопросы:
— Когда же точно Ермак отправился в свой поход?
— На каких стругах или лодках шли казаки? С парусами или без?
— Сколько верст в день преодолевали вверх по Чусовой?
— Как и сколько дней поднимались по Серебряной?
— Как осуществили переволок через уральский хребет.
— Зимовали казаки на перевале или не зимовали?
— Если зимовали, то почему добрались до Сибири только к октябрю?
— Сколько дней спускались вниз по рекам Тагил, Тура и Тобол?
— Сколько всего времени занял «марш-бросок» казаков до столицы Сибири?
Попробуем найти ответы на эти вопросы. У нас нет на руках дневников, подлинных свидетельств и прямых доказательств. Поэтому единственным нашим инструментом будет логика.
Время старта экспедиции Ермака на восток
Точная дата старта войска Ермака доподлинно неизвестна. Её определяют как 1579, 1581 и 1582 годы. Скорее всего, это был 1582 год. Но нам интересен не столько год, сколько время начала экспедиции.
Хрестоматийной датой, (согласно Ремезовской летописи), считается 1 сентября. По другим источникам – середина лета. На самом деле это принципиальный вопрос. Давайте рассуждать последовательно. Начнем с численного состава казачьего войска.
Сколько людей было в дружине Ермака?
Казаков с Яика на Сылву (левый приток Чусовой) пришло 540 человек. Плюс 300 ратных людей им в помощь отрядили Строгановы. Итого порядка 800 человек. Эта цифру никто не подвергает сомнениям. Она очень важна для дальнейших рассуждений.
На каких судах войско Ермака отправилось в поход?
По некоторым сведения, войско Ермака погрузилось на 80 стругов. Или на каждое судно примерно по 10 человек. Что представляли собой эти «струги»? С большой долей вероятности можно предположить, что это были большие весельные плоскодонные лодки, годные для прохода по неглубоким уральским рекам.
Вообще, весельная плоскодонная лодка на Урале — самое распространенное судно. Парусной «культуры» тут не было как таковой, просто потому, что негде плавать под парусами. Парус требует мачты, а мачта – такелажа, парусины и т.д. С косым парусом на узкой реке много не «поманеврируешь». А прямой парус полезен только при попутном ветре.
На таких извилистых реках, как Чусовая или Серебряная ловить попутный ветер – гиблое дело. Паруса в этой части похода были бы просто помехой. Хотя они могли пригодиться потом — на Туре, Тоболе и Иртыше. Поэтому совершенно отвергать наличие каких-то легких парусов на казацких стругах не стоит. Но при движении вверх по Чусовой и ее притокам основным двигателем была мускульная сила.
Возможно так выглядели струги, на которых шло войско Ермака
Конструкция лодок
Чусовая и другие уральские реки в среднем течении каменисты и крайне мелководны. Стало быть, у лодки должна быть мелкая осадка. Её дает, как уже сказано, только плоскодонка. Кроме того, Ермак и его атаманы знали, что придется преодолевать уральский водораздел волоком. Поэтому лодки должны были быть не большие и не тяжелые, чтобы их можно было перетащить по неподготовленному волоку.
А где надо – даже на руках.
Кстати, посмотрите внимательно вверх на картину В. Сурикова. На переднем плане хорошо различим казачий струг — художник представил его как обычную лодку.
Грузоподъемность лодок
10 человек плюс столько же груза. Груз – припасы, снаряжение и оружие (пищали, мелкие мортиры и большой запас пороха и картечи).
Гребцы сидели парами, на каждое весло 1 человек. Возможно, был рулевой. На мелких перекатах, которых на Чусовой (и особенно на Серебряной) предостаточно, люди выходили прямо в воду и шли по дну, чтобы протащить лодку со снаряжением.
В сентябре на Урале вода в реках уже холодная. Сушиться и обогреваться в походе негде. Резиновых сапог еще не изобрели. Шагать в холодной воде голыми ногами значило заполучить полный букет болезней — от простуды и артрита до воспаления легких. Ермак не мог этого не понимать.
Уже по одной этой причине утверждение о начале похода в начале осени, «на зиму глядя», вызывает большие сомнения. Разумно было успеть пройти мелководные уральские реки по теплу.
О скорости передвижения
На современной байдарке вниз по течению на Чусовой можно делать 20-30 километров в день, если грести 8 часов подряд. Скорость течения самой Чусовой в середине лета между перекатами невелика – от 2-х до 5 км/час. Скорость груженой гребной лодки в стоячей воде при длительной размеренной гребле — максимум 7-8 км/час. (Причем увеличение количества гребцов не добавляет скорости в той де пропорции, лишь несколько уменьшается нагрузка на каждого гребца.)
Тогда скорость продвижения казачьих стругов вперед относительно берега будет ~ 3-5 км/час. В том числе и в тех местах, где лодки тащили на веревках с берега, подобно бурлакам. Если допустить, что веслами и ногами работали по 8-9 часов в день, то флотилия могла продвигаться вперед примерно на 25-30 км в сутки. Но с учетом перекатов, обносов, вынужденных остановок, усталости к концу дня и прочих тормозящих моментов типа ремонта лодок, 20 км в день – это самая оптимистичная дневная дистанция. Причем к концу дня руки у гребцов должны были просто отваливаться от усталости. А ведь еще нужно стать на ночлег, развести костер, приготовить еду, поспать хорошо, чтобы восстановить силы…
Источник: poisk-ru.ru