Как называли медведя коми охотники

Животные республики Коми
занимательные факты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Олень (коми: кӧр) – это крупное жвачное парнокопытное животное. Сейчас на земле живет около 50 видов из семейства оленевые. Главная характерная черта оленей – это ветвистые рога.

Как правило, рога имеются только у оленей-самцов, но и тут есть исключения – у водяных оленей рогов нет ни у самки, ни у самца, а у северных оленей рога имеются и у самца, и у самки (единственный случай среди оленей). Все представители этого семейства – красивые стройные животные с относительно длиной шеей и коротким хвостом.

Эти животные могут обитать в различных климатических зонах – в жарких пустынях, сухих степях, листопадных и хвойных лесах, а также в холодной тундре. Северный олень средних размеров и легкого телосложения. Самки несколько мельче и существенно легче.

Северные олени живут в сложных климатических условиях, их основная пища – это бедные питательными веществами лишайники, поэтому они иногда дополняют свой рацион птичьими яйцами, леммингами. Все олени любят соль, они находят в природе солонцы – такие места, где в почве много минеральных солей, и облизывают грунт. Летом меню у оленей обычно состоит из растительной пищи.

Охота на Медведя от А до Я для начинающих охотников

Им нравятся ягоды, листья, веточки, почки деревьев и кустарников, различные травянистые растения, грибы. Северные олени сезонно мигрируют в поисках пищи и лучших погодных условий. Чаще всего олени живут небольшими группами, состоящих из одного самца и нескольких самочек с детенышами. Самец в этой группе самый главный – он защищает самок и свою территорию.

Если какой-нибудь самец забредает на чужую территорию, самец-хозяин вступает с ним поединок. Во время этой дуэли олени толкают друг друга рогами, старясь доказать свое превосходство. Нередко такие бои заканчиваются тяжелыми травмами. Раз в год у самки рождаются детеныши. Обычно на свет появляется один или два олененка, но бывают случаи рождения и сразу четырех детенышей.

Шубка у них окрашена не так, как у взрослых, часто на ней имеются пятнышки, которые позволяют малышам оставаться незаметными. Самка кормит оленят молоком от трех до пяти месяцев, но и после этого оленята остаются рядом с матерью еще на протяжении нескольких месяцев. Олени могут жить до 20 лет, но в природе они редко живут дольше 10-12 лет.

Медведь (коми: ош) — священное животное в мифологии коми. Медведь — сильный и осторожный хищник. Поэтому каждый способ охоты на него требует предельного мужества, терпения и упорства. Медведь «вооружен» очень хорошо.

Его изумительный слух, чутье, зрение позволяют с большой вероятностью почувствовать опасность на расстоянии, а мощные клыки и стальные мускулы лап с жесткими когтями, заставляют соблюдать определенную дистанцию даже профессионального охотника. Приходится только поражаться громадной физической силе этого хищника.

Трехсоткилограммового лося он оттаскивает иногда на почтительное расстояние. Свободно отрывает ему задние ноги, крупные кости практически не грызет, а дробит челюстями, как жерновами. Необходимо принять к сведению, что ходит медведь практически без шума. Его присутствие могут выдать только встревоженные птицы, а с очень близкого расстояния — характерное сопение.

Неожиданная встреча с медведем на охоте

Лось (коми: йора, лола) — крупное млекопитающее отряда парнокопытных, семейство оленей. Масса лося до 570 кг, длина тела до 300 см. У самцов рога образуют «лопату» (соху) с отростками, за что лося называют «сохатым». Мех ломкий, длинный, темно-бурой окраски. В Коми лось распространен в лесной зоне, летом заходит в зону тундры.

Летом лось питается травянистой растительностью, зимой поедает ветви и кору осины, ивы, березы, сосны, пихты, можжевельника. Молоко лосих обладает питательными и лечебными свойствами и может использоваться в медицинских целях. Лоси живут около 20 лет.

Используется мясо лося, особую ценность представляет собой лосиное молоко, богатое питательными веществами (жир — до 14%, белки — до 9,5%), аминокислотами, микроэлементами, витаминами, лизоцимом. Оно используется при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта и др. болезней. Из пантов лося выделено вещество высокой биологической активности.

Глухарь (коми: дозмöр) — Самой крупной и благородной птицей из всех птиц породы тетеревых считается глухарь. Глухарь величественная и красивая птица. В нем чувствуется сила и устойчивость, крупная лесная дикая птица; вес самца достигает 6,5 кг, самки вдвое меньше.

Самец имеет красивый окрас, чаще всего поднятый вверх клюв, пышный, напоминающий веер хвост окрашен в бурые, черные и темно серые тона, с белыми пятнами на брюхе и на нижней стороне крыла, мощным светлым клювом. Самка буровато-рыжая с черной рябью. Глухари начинают изредка щелкать, издавая металлический звук, слышимый за 150—200 метров.

Затем щелканье учащается, переходит в дробь и своеобразное токование — заключительную часть песни. В это время можно подойти, не боясь спугнуть глухаря. Обычно, глухарь поет без перерыва. При поисках пищи глухарь может очень быстро передвигаться. Когда он в полете отрывается от земли, слышен шум и громкое трепыхание его крыльев. Летает глухарь тяжело и шумно.

Болотистая местность, полная разных лесных ягод – это одно из любимых мест обитания глухаря. Гнездо глухаря можно заметить сразу же под деревом, недалеко от дорог или тропинок. Глухарь очень осторожная птица, обладающая идеальным слухом и зрением. Поэтому охотиться на него не очень просто. Может вести себя агрессивно, если рядом с собой увидит незнакомое животное.

Были случаи, когда глухарь нападал на собаку. Глухари большие любители хвойных шишек и веточек. Если рядом с ними нет этого лакомства, прекрасно в ход идут цветы, почки, листья, трава и различные семена. Птенцы, во время своего роста могут питаться насекомыми и пауками, для этого все семейство поселяется рядом с муравейником. Взрослые глухари отдают предпочтение растительной пище.

Зимой, когда вокруг все покрыто снегом эти птицы большую часть времени проводят на деревьях, питаясь при этом их ветками, почками и корой.

Хариус (коми) — Обладает невысоким прогонистым телом, покрытым чешуей среднего размера от темно-коричневого до оливково-зеленоватого цвета с желтоватым металлическим оттенком. На теле разбросаны темные округлые пятна. Окраска плавников пестрая. Рот маленький, конечный, притупленный, задний край верхней челюсти находится на уровне середины глаза.

Обладает мощным хвостовым стеблем. Длина тела достигает и даже превышает 50 см, масса – до 1.5-2 кг. Рацион питания исключительно разнообразен, однако доминируют личинки поденок, ручейников, веснянок и рыба. Высока встречаемость в питании наземных насекомых, крупных личинок двукрылых. В бассейне Печоры биология вида практически не изучена.

Вид особо уязвим в силу своей чрезвычайно высокой потребительской и рекреационной ценности. Включен в Красную книгу Ненецкого автономного округа. В Республике Коми – предполагаемый ледниковый реликт с ограниченными распространением и численностью.

Семга (коми чими) – крупная серебристая рыба семейства лососевых. Эта одна из самых деликатесных и вкусных рыб. Тело стройное веретенообразное с плотно сидящей мелкой чешуей. Длина тела до 1 метра и вес около 24 кг, спина синим отливом бока серебристые с металическим блеском брюхо розовато белое, выше боковой линии х-образные пятна.

Семга рыба проходная, т. е. входит в реки из моря только для метания икры. Взрослые особи живут в море, но нереститься поднимаются в реки Печора и Мезень. Нерестится в сентябре – октябре. Самка делает лунку, откладывает от 3-до 30 тысяч икринок, прикрывает камушками. Молодь появляется весной.

Она 2-4 года живет в реке, а потом уходит в море. Семга нерестится 1 раз в жизни (изредка 2-3 раза). Вот почему важно сберечь молодь и взрослую рыбу.

Муксун В крупных реках обитает ценная промысловая рыба – муксун. Относится она к роду сиговых, и к семейству лососевых пород и считается деликатесным продуктом, очень высоко ценится местными жителями, рыбаками и кулинарами. Муксун – рыба прохладных водоемов.

Поскольку рыба эта пресноводная, то далеко в океан она не заплывает, только весной, когда потоки пресной воды из рек немного разбавляют соленую воду, его можно встретить вдали от берега. Как ни странно, эта рыба весьма привередлива к местам проживания. Не все крупные притоки рек ей нравятся. Тело у него вытянутое и сжатое с боков, голова и хвост приподняты вверх.

У взрослых особей горб выражен ярко. Окрашен муксун, как и все сиговые: спинка значительно темнее, бока отливают серебром, а брюшко белое, только озерный муксун имеет золотистый оттенок. Рот расположен внизу тупого рыла, с нижней челюстью, выдающейся вперед. Таким ртом ему проще собирать со дна рачков и моллюсков, а еще хватать личинки насекомых, икру или мальков других видов рыб.

Многочисленны жаберные тычинки (количество их доходит до 67), необходимы для фильтрования воды во время поедания планктона. Его и предпочитает молодь муксуна, прежде чем начнет охотиться на более крупную пищу.
Больших размеров эта рыба встречается нечасто. Самые крупные экземпляры достигают в длину около 45 см, а весом в 1,5 или 2 килограмма. Метрового муксуна весом килограмм в 8 и более выловить, это большая и редкая удача. Но если повезет, то попадется и рыба на 3 – 4 кг. Живет рыба около от 16 до 20 лет, и только река Лена может похвастаться долгожителями, там вылавливали 25-летних особей.

Белая сова (коми сюзь) Крупная сова преимущественно чисто-белой окраски. Размах крыльев составляет до 183 см, масса тела – до 4 кг. Внешний вид совы вызывает удивление, перья вокруг глаз образуют лицевой диск. Все оперение очень мякое и рыхлое, чтобы почти бесшумно лететь ночью.

Читайте также:  Как поменять шрус на ниве 2121

Глаза неподвижны, но зато сова может вертеть шеей и моментально поворачивать голову на 270 градусов. Сова — хищник, питается мелкими грызунами, птицами, земноводными, рыбой, насекомыми. Истребляя мышей, совы приносят пользу сельскому хозяйству. По традиционным коми представлениям сова является могущественной и опасной птицей, причастной к общению миру духов.

Она может сопутствовать или восприниматься как лесной дух-хозяин. Одним из имен вöрса (лешего) было кольча син «круглые глаза (кольцом)». Считалось, что сова мола прийти в лесную избушку к охотнику, снимающему шкурки добытых зайцев, и попросить угостить его одним из них. Охотнику, удовлетворившему его просьбу, сова посылала богатую добычу, зайцы «сами начинали идти ему в руки.

По удорской легенде, однажды один из крестьян позволил себе раздразнить сову. Сова явилась к нему в виде гроба и загромоздила собой дверь в избу. Соседи с большим трудом вызволили обидчика совы из заточения. Совы это всегда тайна совершенства загадочных ночных хищников, своего рода летающие кошки. Всего сов 144 вида, из них в РФ — 17, из них в Коми республике водятся 10 видов семейства совиных (филин, белая сова, ястребиная сова, воробьиный сыч, бородатая неясыть, серая неясыть, ушастая сова, болотная сова, мохноногий сыч), из них 5 включены в Красную книгу республики.

Лебедь кликун (коми юсь) Размеры лебедя-кликуна довольно крупные: масса птиц 7,5-14 килограммов. В длину тело птицы достигает 140-170 см. Размах крыльев составляет 275 см. Клюв лимонного цвета с черным кончиком, в размере от 9 до 12 см. Птицы ассоциируются у людей с различными чертами характера, их отождествляют с разнообразными человеческими качествами.

Говоря о птице лебедь, каждый представит себе его красоту и вспомнит о лебединой верности. Цвет оперения у кликунов белый, среди перьев очень много пуха. Крупные птицы имеют длинную шею (шея приблизительно равняется длине тела), которую они держат прямо, а не сгибают, и короткие, черные лапы.

Крылья у них очень сильные и крепкие, так как это необходимо для удержания своего большого веса. Мощный удар лебединого крыла способен сломать руку ребенку. На фото лебедя-кликуна можно оценить всю его красоту и грацию, присущую этим птицам. Так как лебеди водоплавающие, то и основу их рациона составляет пища, найденная в воде.

Это различные водные растения, которые птица достает ныряя. Так же лебеди могут доставать из воды небольших рыбок, ракообразных и моллюсков. Находясь на земле, лебеди едят различные травы, злаки, подбирают семена, ягоды, насекомых, червей.

Куропатка (коми бадйöг) один из видов крупной пернатой дичи; широко используется в кулинарии для приготовления различных жареных, тушёных, запечённых кушаний, ароматных бульонов, холодных закусок. Своими чертами она напоминает домашнюю курицу, а относится к семейству тетеревы. Она небольших размеров.

Длина тела средней белой куропатки около 38 см. Ее вес доходит до 700 грамм. В зимнее время года окрас этой птицы почти полностью белый, что дает ей возможность оставаться полностью незамеченной. Лишь изредка можно заметить на ее хвостовых перышках черные пятна. Осенью куропатка заметно преображается.

Ее перышки приобретают бело-кирпичный и даже бело-коричневый окрас с алыми бровями. Фото куропатки является подтверждением этого. Самка белой куропатки существенно отличается от своего самца. Обычно ее размеры меньше. На конечностях этой птицы растут густые перья, что спасает ее от лютых морозов.

На четырех ее пальцах лапы в зимнее время вырастают коготки, которые помогают птице устойчиво стоять на снегу, а также рыть в нем себе убежище. Куропатки очень осторожные птицы. Во время поисков еды для себя они ступают очень осторожно, постоянно оглядываясь по сторонам, чтобы не попасть в лапы какого-нибудь хищника и избежать любой опасности.

Во время брачного периода и гнездования куропатки стараются найти свою пару. В этом плане они моногамны. В осеннее время эти пары объединяются в небольшие стаи. Нельзя сказать, что их голоса звонкие, это похоже скорее всего на крик. Крик этот слышно даже за 1-1.5 км.

В поисках еды птицы взбираются на кочки и камни, вытягивая при этом свою шею. А, как только почуяв опасность, они тут же стараются притаиться в снегу или траве, полагаясь на то, что они останутся незамеченными благодаря маскировочному окрасу. Куропатки не любители летать. Если им и приходится это делать, то полет у них получается очень быстрый с частым хлопаньем крыльев.

В основном они предпочитают бегать. Делают это они довольно умело и резво. В рацион куропаток входит в основном растительная пища. Они предпочитают семена различных сорняков, зерна злаковых растений, любят ягоды, почки деревьев и кустов, а также листики и корешки. Бывает, что эти птицы могут полакомиться и насекомыми.

Такую пищу получают от природы куропатки летом. Зимой же им приходится немного посложнее с добычей еды. Спасают их озимые культуры, мерзлые ягоды и остатки почек с семенами. Случается, но крайне редко, что эти птицы умирают зимой от голода Куропатки очень плодовиты. Они могут откладывать по 25 яиц.

Яйца высиживаются в течение 25 дней. В этом процессе и самец принимает самое активное участие. Куропатки очень заботливые родители. На свет появляются довольно взрослые и самостоятельные птенцы. Ввиду того, что охота на куропатку ведется не только охотниками, но и хищными животными продолжительность их жизни не слишком высока.

Живут они в среднем около 4 лет.

Бабочка махаон (коми бобув) -это очень красивая, крупная дневная бабочка семейства парусников (кавалеров). Размах крыльев у самцов махаона достигает 8 см, у самок 9 — 10 см. Как присуще всем дневным бабочкам, усики махаона имеют булавовидную форму. На задних крыльях имеются выросты, похожие на хвостики, длиной до 1 см.

Окрас крыльев бабочки махаона желтый, с черным узором, на задних крыльях могут присутствовать синие и желтые пятна, на них же имеется яркий красный “глазок” во внутреннем углу крыла. Если посмотреть фото бабочки махаон, то можно заметить на сколько сильно варьируются оттенки ее крыльев- от бледно-песочного, почти белого, до ярко-желтого.

Это связано с тем, что окрас бабочки зависит от климата, в котором она обитает. В северной части ареала своего обитания окрас довольно бледен, очень сильно на крыльях выделяется черный узор. В то время как южные особи бабочки махаон гораздо крупнее и обладают интенсивно-желтой окраской крыльев, а черный рисунок на них более утончен.

Данный вид бабочек ведет дневной образ жизни и предпочитает открытые солнечные пространства — лесные опушки, луга, открытые поля, сады и городские парки с большим количеством цветов. В естественной среде обитания бабочка махаон имеет довольно большое количество врагов — насекомоядные птицы, пауки и даже некоторые виды муравьев могут представлять для бабочки большую опасность. Единственный приемлемый вид пропитания для вылупившейся бабочки махаона, как и для подавляющего большинства бабочек, это нектар цветов, притом бабочки не имеют особых предпочтений в том, каких именно. Одна самка за свой жизненный цикл, который длится примерно два десятка дней, способна отложить более сотни яиц, откладывая по два — три яйца за каждый подлет. Примерно через неделю яйца меняют свою окраску, приобретает черный рисунок.

Шмель (коми) Шмель – это насекомое, которое относится к виду настоящих пчел. Их можно считать близкими родственниками медоносных пчел. Их считают теплокровными насекомыми, так как при движении их тело выделяет большое количество тепла, а температура доходит до 40 градусов. Являются самыми крупными представителями семейства.

Тело шмеля густо опушено, что позволяет ему адаптироваться даже к суровым условиям. Окрас у шмелей может быть различным, он зависит от ареала обитания. Глаза не покрыты ворсинками, расположены по прямой линии. Длина тела насекомого может достигать 3,5 сантиметра. Самца от остальных отличают длинные усы.

Шмели практически никогда не жалят, жало есть только у представителей женского пола. Мохнатые шмели или моховые – это очень полезные насекомые. Они являются универсальными опылителями. Развивая большую скорость, они носятся от цветка к цветку. Их гнезда необходимо беречь!

Согласно фото, шмели – насекомые, которые постоянно, что и делают, так это опыляют цветы, поэтому человек им совсем не интересен. У них нет привычки жалить. Шмель может укусить только в том случае, если чувствует реальную опасность. Если его потревожить, то он скорее просто слетит с цветка, чем будет пытаться ужалить. Но если таки шмель укусит, то человеку не поздоровится.

Часто такие укусы приводят к аллергии и повышении температуры. Но длится это недолго. Яд шмеля – не сильный. Укуса шмеля стоит бояться только детям. У них на месте укуса обычно начинается сильный зуд и покраснение. Питаться шмели могут любыми нектарами. Сам процесс приема пищи занимает целый день.

Некоторое время шмели носят нектар своей королеве. Как ни странно, они любят садиться на яркие цветы, хотя спокойно могут обходиться даже соком деревьев. В процессе питания шмели распространяют семена. Почти весь клевер, которые растет, это их заслуга. К слову, клевер – это любимое лакомство насекомого. Размножаются шмели с помощью кладки яиц.

Для этого в каждом обществе есть несколько самок – королев, которые занимаются этим нелегким делом. Они никогда не вылетают на опыление. Обычно после того, как рабочие шмели построят соты, самка начинает облагораживать гнездо остатками воска и нектара. После этого со спокойной душой начинается непосредственно кладка.

Впоследствии королевы следят за тем, как вылупляются личинки. Все общество носит в гнездо пищу. После того, как личинки станут, самка перестанет наблюдать за ними. Через месяц старые самки скорей всего погибнут и на смену придут молодые.

Читайте также:  Какая рыба водится в сибири

Источник: nsportal.ru

Медведь-богатырь Кудым-Ош

Другой богатырь коми-пермяцких преданий именуется «ош» — «медведь». Его мать Повсин — могучая одноглазая ведунья, зачала сына от медведя. Юноша стал вождем одного из племен коми и одновременно жрецом, наделенным сверхъестественными способностями, — памом. Он разъезжал верхом на лосе и был неуязвим для оружия.

А если в него все же попадала стрела, он мог излечить рану, прижавшись к земле. Чтобы отразить нападение врагов, Ош мог чарами вызвать бурю на реке. Рассказывают о его чудесной женитьбе на обско-угорской (манси) красавице княжне Косто (Хэстэ): мать заставляла ее носить на лице маску из коровьей или лосиной шкуры, чтобы отец не выдал ее насильно замуж. Отец красавицы казнил женихов, испугавшихся страшной маски. Злобная колдунья отправила Кудым-Оша свататься к красавице, чтобы погубить его, но Косто полюбила его с первого взгляда и показала ему свой истинный облик из-под маски — тогда герой женился на девушке.

Возможно, мотив лосиной маски скрывает древний тотемический миф о невесте-лосихе: вспомним образы пермского звериного стиля.

Кудым-Ош прославился как культурный герой — в дальних странствиях он научился выращивать хлеб; он первым отыскал залежи руды и научился выплавлять железо. Кудым-Ош научил людей делать долбленые челны — раньше коми плавали на плотах. Как многие культурные герои, он перед смертью пообещал, что еще вернется на землю.

Вэнь-чан и большой медведь

Вэнь-чан и большой медведь Итак, бог Письменности Вэнь-чан занял достойное место в китайском пантеоне. Ему часто делались подношения в учебных заведениях.Те ученые, что должны были пройти через общественные конкурсные экзамены, поклонялись ему как богу Письменности или

Медведь-жених

Медведь-жених Однажды Акканийди отправилась за водой и с полными ведрами уже возвращалась домой, когда из-за камня выскочил медведь. Сначала зверь попросил напиться воды, а потом стал просить Акканийди выйти за него замуж, иначе угрожал ее съесть. Девочка отговаривалась

Пера-богатырь

Пера-богатырь Пера-богатырь — главный герой преданий коми-пермяков. Верили, что его матерью была сама Парма, тайга. Пера стал первочеловеком-охотником: он сам сделал себе лук и стрелы. Однажды он увидел, как радуга пьет воду из реки в его лесных владениях. Богатырь по

Богатырь-сиротка

Богатырь-сиротка В эпосе северных коми-оленеводов рассказывается о распрях, которые происходили между коми и их соседями ненцами в борьбе за владение оленьими стадами. Распри носили жестокий, истребительный характер, и целые роды становились их жертвами. Случилось так,

Как медведь хотел стать сильнее человека

Как медведь хотел стать сильнее человека Медведь почитался у коми, как и у всех финно-угров, сверхъестественным существом, наделенным разумом и силой. Рассказывают, что он спустился с небес на землю. Однажды медведь попросил у небесного бога (или у популярного у коми

Пахарь-богатырь Тюштян

Пахарь-богатырь Тюштян Когда Нишке создал землю, леса, луга, то увидел, что поваленные деревья в лесу остаются неубранными, а луга некошеными. Тогда он и создал народ эрзю. Но эрзяне сильно умножились — возникло целых семь селений — и стали они спорить из-за земли: не могут

Медведь, спущенный с небес

Медведь, спущенный с небес По самым распространенным мифам, медведь — сын или дочь Нуми-Торума по имени Консыг-ойка («Когтистый старик»): однажды, нарушив запрет бога, он вышел из дому и увидел внизу землю, покрытую лесами. Медведю захотелось в лес, и бог спустил его на

БАБУШКА И МЕДВЕДЬ

БАБУШКА И МЕДВЕДЬ Был август. На склонах холмов росла дикая репа, а в зарослях у реки спела вишня.Моя бабушка была тогда молодой. Однажды она с несколькими девушками посёлка собрали детей и все вместе отправились на холмы копать репу, которую Лакоты очень любили. Девушки

В лесу и медведь архимандрит

В лесу и медведь архимандрит Живёт медведь в лесу, коли не зовут его в поле.Силён медведь, да воли ему нет.Медведь думец.В медведе думы много, да вон нейдёт.Силён медведь, да в болоте лежит.Хозяин в дому, что медведь в бору: что как хочет, так и ворочает.Осла знать по ушам, а

Огонь – богатырь-воевода

Огонь – богатырь-воевода Огонь и вода всему голова.Огонь да вода – нужда да беда.С огнём не шути, с водой не дружись, ветру не верь.Огонь царь, вода царица, земля матушка, небо отец, ветер господин, дождь кормилец, солнце князь, луна княгиня.Хороши в батраках огонь да вода, а

Источник: culture.wikireading.ru

Медведь в мифологии коми

Медведь (на коми — oš, ош) — один из ключевых персонажей в мифологии финно-угров в целом и народов коми в частности. В мифологии сверхъестественное существо, сильное, обладающее разумом.

Медведь — священное животное в мифологии коми

Роль в мифологии

Считалось, что Ош в начале времён обитал на небе и был сыном могучего демиурга Ена, но, будучи очарован земной пищей — горохом, спустился на землю по гороховому стеблю и стал жить на земле [1] .

Находясь на небе, он увидел на земле женщину, которая уронила половинку горошины. Не удержавшись, он слез на землю и съел её. Демиург разгневался на него и оставил жить на земле [2] .

Медведь обладал свойствами шаманского перевоплощения. Он мог превращаться в человека, выполнив ритуал переката через медвежью шкуру. Так же поступали колдуны-оборотни [1] .

Считалось, что единственным признаком различия человека от Оша является его большой палец на кистях. Коми-зырянский миф говорит о том, что Ош попросил у своего отца Ена дать ему большой палец. Ен согласился, однако он поставил условие, что, если он наградит им Оша, то собаке придётся дать лук и стрелы, а человеку крылья [1] [2] .

У христианизированных коми Ош обратился с подобной просьбой к Николе-угоднику и, аналогично первому варианту мифа, получил аргументированный отказ. Взамен Ош получил право осенью чувствовать себя полным хозяином в лесу [1] [2] .

Ош был как положительным героем, так и отрицательным. Чёрный медведь у коми являлся символом смерти [1] .

Ритуал охоты у коми

В некоторых районах современной Республики Коми и Пермского края мясо медведя считалось пеж — нечистым. Его не следовало употреблять в пищу, видимо, из-за мифического сходства между человеком и медведем. Считалось даже, что Ош способен воспринимать человеческую речь. Таким образом, его стоило просить о том, чтобы он не разорял ульи и охотничьи места [2] .

Однако ему приносили жертву в надежде на удачную охоту на других представителей фауны.

Перед охотой ему варили сладкую кашу из ржаной муки и оставляли её на ночь перед охотничьим срубом. Если котелок с кашей оказывался утром пуст, то охота будет удачной [1] [2] .

Если же Оша приходилось убивать целенаправленно, то нужно было клятвенно извиниться перед ним в том, что не охотники виновны в его смерти, а «русская пищаль» [1] . В подбитого Оша не следовало стрелять дважды, так как он оживал даже при смертельной ране. Сердце первого убитого Оша наполняло молодого охотника силой и отвагой. Существовало поверье, что охота на сорокового Оша особенно опасна [2] .

Убитому Ошу удаляли когти и зубы, голову хоронили, приговаривая ритуальные слова: «Хороним тебя вниз головой. Не придёшь больше сюда» [1] [2] .

Кроме того, подкинутые под остов дома кости Оша сулили хозяину много проблем. Зубы Оша, напротив, считались амулетом, оберегающим от ревматизма и порчи [2] .

У охотников, лесорубов и прочих «лесных» профессий Ош считался ипостасью лесного хозяина Ворсы [2] .

Зафиксированный ритуал охоты этнографом Сидоровым А. С.

В 20-х годах XX века Сидорову А. С. удалось зафиксировать целый комплекс сакральных ритуалов при охоте на медведя в одном из печорских сёл.

Подбор охотников на Оша происходил в глубокой тайне от женщин и детей. Охотник-организатор приходил в сумерках к наиболее опытным охотникам со словами: «Я куда-то собрался идти, вы идёте со мной или нет?». Если ему давали положительный ответ, местом сбора для охоты считалась та опушка, которая была ближе всего к логову медведя.

Одеждой для предприятия служило то бельё, в котором были охотники в момент принятия решения об охоте.

Имевшие незадолго до этого половые сношения мужчины обязаны были пойти в баню, чтобы пройти обряд очищения. После бани они детально обсуждали план охоты и действия при чрезвычайных обстоятельствах, так как во время охоты не позволялось произносить ни слова.

При отправлении на охоту следовало умыться в ближайшем источнике, либо символично оросить себя землёй, захватывая её горстями.

После убийства Оша вначале у него следовало удалить зубы и когти. Именно после этого ритуала медведь считался окончательно мёртвым. Затем снимали шкуру, отрезали голову. Голову и сердце нанизывали на кол и втыкали его на месте убийства Оша или прикрепляли на ближайшем к месту убийства дереве. Только сейчас снимался запрет радоваться удачной охоте, но, тем не менее, запрещалось восторгаться упитанностью добычи или её размерам.

У мёртвого Оша перерезали сухожилия. Там, где была отрезана голова, выкапывали яму, ориентированную с востока на запад. Если Ош находился в момент смерти не на земле, а, например, на дереве, то ту часть дерева, где покоилась голова, выпиливали. Голову Оша клали мордой вниз, произнося вышеприведённую ритуальную фразу, затем закапывали и покрывали мхом.

Некоторые коми-зыряне зарывали голову Оша в хлеву, так как считалось, что она отгоняет болезни и нечистую силу.

После окончания охоты все возвращались в деревню, поднося угощения руководителю охоты, могильщику и тем, кто был впервые на охоте [3] [4] .

Читайте также:  Как соединить резинку в кольцо

Любовные похождения Оша

Среди коми очень популярны сказания о похищении Ошем женщин в целях супружеского сожительства. Позже он либо отпускает их, либо они сбегают сами. Нередко говорится о потомстве от Оша и похищенной женщины. В частности, коми-пермяцкий народный герой Кудым-Ош по фольклорной традиции происходил от отца Оша и его матери Пэвсин [2] .

Существовало поверье, что беременной женщине стоило остерегаться ходить в лес, если она беременна будущим охотником, иначе Ош способен разорвать её чрево и вынуть плод [2] .

Мифологемы об Оше

Этиологический миф о сотворении медведя

Согласно коми-пермяцкому мифу, Ен вдохнул жизнь в глиняные прообразы животных, в том числе и Оша. На следующий день он вылепил для них разнообразные хвосты и дал их им на примерку. Один Ош не мог решиться, какой себе взять и, в итоге, все хвосты расхватали. Ош очень расстроился. Тогда Ен выскреб последнюю глину, застрявшую между пальцами и сделал Ошу хвост. Оттого он и получился маленьким, но толстым [2] .

Космогонический миф о сотворении земли

У коми-пермяков Ош являлся сотворителем земного рельефа. Земля в начале времён была ровной и плоской, но пришёл Ош и расцарапал её когтями так, что образовались болота и бугры, впадины и горы. У коми-зырян в аналогичном процессе участвовал также Земляной олень — вымерший мамонт. Их образы в пермском зверином стиле иногда совмещались, например, найдены бронзовые фигурки медведя с бивнем мамонта [2] .

Связь с загробным миром

Ош представлен в пермском зверином стиле и как страж загробного мира. Он находится в самом низу композиции, над ним или на нём располагается человеческий череп. На изображениях о связи Оша с миром мёртвых присутствует мотив его следования против хода солнца. На спине он несёт человека. Это указывает о веровании коми о доставке души усопшего в мир мёртвых или же о путешествии шамана в хтонический загробный мир [2] .

В поминальных плачах в метафоричной форме часто употреблялась:

  • шкура Оша как занавеска на окнах;
  • шкура Оша, растелённая в переднем углу комнаты;
  • усевшийся там же чёрный Ош [2] .

См. также

Литература

  • Петрухин В. Мифы финно-угров. — Астрель:АСТ:Транзиткнига, 2005. — С. 463.
  • Сидоров А.С. Следы тотемических представлений в мировоззрении зырян//КМ, №1,2. — Усть-Сысольск, 1924.
  • Сидоров А.С. Памятники древности в пределах Коми края//КМ, №6. — Усть-Сысольск, 1926.

Примечания

Ссылки

Мифология коми Боги Силы природы Мифические существа Богатыри Обряды и праздники Животные в мифологии коми Священные растения Исторические персонажи в мифологии Нечистая сила Загробный мир Женщина в мифологии коми Духи Православные святые в мифологии коми Колдуны Прочее
Боги-демиурги: Ен • Омэль
Войпель
Шонды • Чард • Шувгей • Би • Ва
Дзидзи • Рык • Гундыр • Йома
Кудым-Ош • Пера • Педор Кирон • Йиркап • Кор • Ёвле • Вэде • Дзудзя • Остьяс и Ошъяс
Пам • Тун • Важ йоз • Тодысь • Дзебом • Сарчик • Изгнание клопов • День кошения поймы • Луговая плата • Быкобой (Большая Коча)
Земляной олень • Медведь в мифологии коми • Петух в мифологии коми • Лягушка в мифологии коми • Ай-чери • Ободранная белка
Льом • Ловпу • Ньыв • Анькытш • Дерево-двойник в мифологии коми • Ас чвет • Адамова глава • Ас пу • Паперек коль
Чудь в мифологии коми• Пётр Первый в мифологии коми
Олысь • Банник • Пывсянка • Ворса • Васа • Шева • Люзимер • Ай-чери • Акань • Будимер • Пельтом
Загробный мир коми • Смоляная река • Орт • Лов • Упыри в мифологии коми • Ад в мифологии коми
Ань • Аньтуй • Лесные жёны • Акань
Араль • Бадь вужья • Айка • Ва-Эш • Ангел в мифологии коми •
Стефан Пермский • Илья-пророк в мифологии коми • Святой Власий в мифологии коми • Параскева Пятница
Кысь • Алексей Фёдорович • Паляйка • Пам
Золотая баба • Золотой век коми • Мифические земли: Ва-Пыдэс • Мэдар-Югыд
  • Мифология коми
  • Животные в мифологии
  • Медведи в культуре

Wikimedia Foundation . 2010 .

Источник: dic.academic.ru

Кем медведь приходился древним людям? Символика образа

Продолжая разговор о символике образа медведя в древней культурной традиции, рассмотрим еще два важных аспекта.

Первопредок и культурный герой

Медведь был тотемным зверем многих славянских племен. Старорусское название медведя — Бер (отсюда «берлога», т. е. логово Бера). Неслучайно производными от него являются слова: беречь, берег, оберег. Тему родства с ним отражают и прозвища: отец, дедушка, дядя, Михаил Потапыч, хозяин; мать, бабушка, старуха, Настасья Петровна и др.
Сведения о «людях-медведях» содержатся в хеттских текстах. Жители малоазиатской Аркадии тоже считали себя потомками внука медведицы. Огуз-хан, родоначальник огузов, по преданию, был сыном медведя и имел медвежьи плечи.

Огуз-хан

Индейцы квакиутль верят в своё происхождение от брака медведицы с первопредком-мужчиной. Медвежьи корни усматривают в истории племен гуроны, ирокезы и другие индейцы. Так, одно из имен, принятых в индейском племени кроу, переводится как «много медведей». Один из валлийских царей звался «Сын Медведя». В дальнейшем эта традиция перенеслась на фамилии: по всему свету живут Медведевы, Берманы и т. д.

Мифологические представления о предках-медведях известны у кетов, эвенков и эвенов, нивхов. По преданиям манси, медведица родила первую женщину, в более поздних версиях, первопредком людей Пор был медведь. Он же выступал в качестве культурного героя и покровителя народа, передавшего ему огонь и лук.

Аналогичные верования имеются у ненцев, полагающих, что огонь получили от белого медведя. Обские угры хранят миф о матери-медведице, которая, обучив свою дочь, как обращаться с мясом и костями Медведя, ушла по дороге вверх, став созвездием Малой Медведицы, и связывают обретение огня с бурым медведем.

Индеец в медвежьей шкуре

Восприятие тождества или подобия человека с медведем особенно наглядно просматривается в ритуале медвежьей охоты, который составляет ядро культа медведя у целого ряда народов Сибири и, по археологическим данным, был когда-то характерен для Европы. На этом же основано представление о способности самых могущественных шаманов обращаться медведем (или лосем, орлом).

С идеями родства с «хозяином леса», имевшим божественное происхождение и способным «по-родственному» покровительствовать людям, было связано признание его клыков и когтей магическим атрибутом, сохраняющим медвежью энергию, и использование их в качестве оберегов, а также знаков силы. В частности, народ коми следовал правилу: если на место убитого на охоте медведя с еще выбитыми клыками и не отрубленными когтями приходил посторонний человек, он получал право на пай при дележе добычи.

Скандинавские воины-медведи, берсерки, уподобляли себя прародителю. Они не только пользовались в качестве сакральных предметами медвежьего тела, но и зашивали в верхнюю часть щита специальные травы, а перед или во время боя приводили себя в состояние, присущее гневу этого первопредка и культурного героя, надкусывая их и принимая таким образом обезболивающее и возбуждающее средство. Британский герой Беовульф тоже был человеком-медведем.

«Медвежьи» средства использовались и в народной медицине, у некоторых народов они даже признавались самыми надежными для исцеления (медвежий жир, например).

Священный брак

Посвящение медведя Артемиде, которая помимо всего прочего, покровительствовала девственности и материнству, привело к представлениям античного мира о том, что медведица является символом лучших материнских качеств. Отсюда и миф об Аталанте, брошенной на горе вскоре после рождения родным отцом, мечтавшим о сыне, которая была вскормлена и обучена охотничьему делу медведицей. А кусочек медвежьей кожи в Элладе использовался в качестве защиты от любовных увлечений.

На Руси медвежья атрибутика применялась в свадебных обрядах. На шкуру этого зверя усаживали молодых, стелили им медвежью полость. На Волге, как у русских, так и других народов, существовал ритуал, по которому бесплодная женщина для исцеления пролезала между задними лапами ручного медведя, имитируя интимную связь с ним. Упоминание А. С. Пушкиным о медведе, приснившимся Татьяне Лариной, тоже не случайно, — в народе считалось, что это к свадьбе.

Легенда о женщине, вышедшей замуж за медведя

У наших предков, как и у многих народов, бытовало множество преданий о браке или половой связи женщины с медведем, мужчины с медведицей, и произведении ими потомства. Подспудно брачный сюжет присутствует в сказках «Три медведя» или «Маша и медведь», более прозрачно представлен в сюжете «Ивашка — Медвежье Ушко», где от подобного союза родился великий богатырь. Вплоть до ХХ в. в глухих деревнях для достижения милости «хозяина леса» (например, чтобы защитить скот), в лес отводили и привязывали к дереву красивую девушку в качестве невесты для него.

Медведь Ош народов коми, по поверьям, отличался тем, что похищал женщин, держал их в берлоге, кормил и заботился, мог сделать женой и завести потомство. Так, фольклорный герой Кудым-Ош, по одной из версий, родился в результате сожительства Оша с его матерью Пцвсин.

С другой стороны, народные предания рассказывают и о противоположном варианте: происхождении медвежьего рода от человеческого. У коми-зырян это история Михаила, отправившегося в лес и отчего-то принявшегося ходить на четвереньках по деревянной колоде. Увидевший это леший превратил шутника в медведя, тот похитил женщину и стал с ней жить в берлоге, в результате возникло звериное медвежье племя.

Возможно, отголоски этого сюжета сохранились в русской культуре в виде поговорок: «Медведю леший брат»?

Источник: www.shkolazhizni.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...