Подводная лодка «Дельфин» до модернизации, Балтика, 1904 год.
Поиск новых средств борьбы, которые могли бы на равных противостоять вражеским кораблям, имея при этом преимущества в скрытности, привели к появлению множества проектов подводных кораблей в разных странах. Разрыв с конкурентами из Европы и США стал особенно очевиден после того, как на западные субмарины инженеры стали устанавливать двигатель внутреннего сгорания на лёгком топливе. В то время руководство России было хорошо информировано о состоянии дел за рубежом, ведь иностранные конструкторы охотно демонстрировали достижения науки и техники на различных международных выставках.
Требовалось преодолеть нарастающую пропасть. Специально для этого, в 1900 году Морским ведомством была создана специальная комиссия. Её целью стало создание в Российской империи своих подводных сил.
В обстановке строгой секретности старший помощник судостроителя Иван Григорьевич Бубнов, старший инженер-механик Иван Семёнович Горюнов и лейтенант Михаил Николаевич Беклемишев почти год трудились над созданием проекта, получившего название «миноносца №113». Можно было подумать, что такое наименование связано с тайной разработки, однако, в этом случае вопрос был много проще. На момент появления на свет первой подводной лодки этого класса кораблей на флоте ещё не существовало, а обозначить субмарину каким-либо образом было просто необходимо.
Первые русские подводные лодки
Постройка стартовала 5 июля 1902 года. Проект старались максимально удешевить, например, торпедные аппараты были сняты с неудачной и уже разобранной на лом подлодки проекта инженера-изобретателя Степана Джевецкого. Однако, в силу особенностей конструкции, многие детали приходилось заказывать за границей, например, электромоторы и аккумуляторные батареи.
Интересно, что в ходе работ один из конструкторов – Михаил Беклемишев побывал на американских верфях, где смог осмотреть строящуюся подлодку «Fulton» и даже принять участие в экспериментальном погружении. По результатам поездки инженер написал отчёт, где отметил, что отечественный «погружающийся миноносец» не уступает, а в некоторых технических решениях даже превосходит свой американский аналог. Однако, в конструкцию русского корабля были внесены некоторые изменения. Доработки и устранения замечаний длились до мая 1903 года, когда первенец отечественного подплава был спущен на воду.
Стартовали испытания, которые также выявили ряд недостатков. Под замену пошёл гребной винт, пришлось увеличивать площадь горизонтальных рулей, установлена дополнительная помпа для откачки воды и противовес в рубочном люке. Хвалёный немецкий дизель тоже приняли не сразу. Фирме «Даймлер» пришлось оперативно устранять недоработки, допущенные при конструировании двигателя.
Однако, в конце концов, все проблемы были устранены и 31 мая 1094 года первая отечественная подводная лодка получила собственное имя «Дельфин». А уже 5 июня была принята в состав российского флота.
История создания самой первой Русской Подводной лодки в 19 веке .
К сожалению, становление нового вида вооружения часто связано с различного рода авариями. Не обошлось без трагедии и при эксплуатации «Дельфина». 16 июня 1904 года, во время учебного погружения произошло затопление лодки, в результате чего погибло 24 моряка.
В результате разбирательства выяснилось, что в силу особенностей конструкции субмарины рубочный люк должен был закрываться в самый последний момент. Во время злополучной тренировки лодка была перегружена – на ней находилось значительно больше людей, чем это было рассчитано. Корабль начал спускаться на глубину быстрее, чем обычно. Экипаж не успел среагировать, и вода хлынула внутрь через незадраенный люк. На борту возникла паника, кто-то из моряков пытался выбраться наружу, кто-то наоборот хотел предотвратить поступление забортной воды.
Через некоторое время «Дельфин» был поднят, отремонтирован и в середине ноября отправлен во Владивосток для участия в сражениях Русско-японской войны. Перевозка проходила железнодорожным транспортом. Весь маршрут, в особенности возможности парома на Байкале и туннели, проложенные за озером, тщательным образом изучили.
Пришли к выводу, что перевозка возможна при условии снижения массы до 100 тонн. Тогда инженер Иван Бубнов в кратчайшие сроки разработал специальный транспортёр, на котором и везли части субмарины. Некоторые элементы грузились на обычные эшелоны. Таким образом на Дальний Восток с 1904 по 1905 год было перевезено 15 подводных лодок, которые спешно строились в условиях начавшийся войны.
С конца февраля нового 1905 года подлодка несколько раз принимала участие в патрулировании бухты Преображения, однако, применить торпеды экипажу под командованием Георгия Степановича Завойко (внука прославленного адмирала) так и не удалось – вражеские корабли не рисковали заходить в этот район.
Уже позднее, на лодке случилась новая авария. «Дельфин» снова оказался на дне, но был поднят. Ремонтные работы на нём продолжались и после окончания войны.
Свою службу субмарина закончила на Севере в феврале 1917 года. Банально закончился срок службы многих механизмов. К тому моменту подводное кораблестроение шагнуло далеко вперёд и ремонт «Дельфина» был признан нецелесообразным.
Несмотря на свой небольшой срок службы и тяжёлую судьбу первая русская субмарина, принятая в состав флота, показала, что Россия в состоянии проектировать и строить корабли подобного класса, не уступающие своим зарубежным аналогам. Этот факт подвиг Морское ведомство отдать распоряжение продолжать изыскания и проектировать подлодки большего водоизмещения и лучше вооружённые. Тем самым в истории отечественного ВМФ была открыта новая страница.
Источник: kontingent.press
«Дельфин»: прародитель русского подплава
Миноносец №113, миноносец №150, «Дельфин». Под этими именами, мало что говорящими непосвященному, как под толщей воды скрывается главный титул этой субмарины – первая боевая подводная лодка российского флота. На ней все учились: корабелы – тому, как строить подлодки, моряки – как управлять ими на поверхности и под водой, командование флота – как использовать лодки в бою.
Миноносец №113
Назвать «Дельфин» самой первой русской подводной лодкой было бы неправильно. К началу ХХ века в России предприняли довольно большое число попыток создать корабли, плавающие под водой. Начать нужно с «потаенного судна» Ефима Никонова, испытанного в начале XVIII века, а закончить – многочисленными малыми подводными лодками Степана Джевецкого, серийно строившимися в конце XIX столетия. Но все эти субмарины к настоящим подводным лодкам и отнести трудно: они приводились в движение мускульной силой экипажа, имели очень малый ход и небольшой запас дальности плавания.
Многочисленные попытки создать подводные корабли принесли свои плоды. Когда в декабре 1900 года Морской технический комитет создал комиссию для проектирования подводных судов, в распоряжении ее членов были в том числе и результаты эксплуатации подлодок Джевецкого. Так что Ивану Бубнову, Ивану Горюнову и Михаилу Беклемишеву, которые и вошли в состав новообразованной комиссии, было от чего отталкиваться.
Помимо отечественного опыта строительства сверхмалых подводных лодок, члены комиссии имели в распоряжении и более современные результаты строительства крупных субмарин – прежде всего в США и Франции. В то время не принято было слишком уж скрывать технические новинки. Степан Джевецкий демонстрировал свой «Водобронный миноносец» на международной выставке рядом с подлодкой француза Максима Лобефа, а Михаил Беклемишев неоднократно ездил в командировки за границу на английские, германские, американские и итальянские заводы, занимавшиеся конструированием субмарин.
С таким богатым багажом конструкторы первой русской подводной лодки смогли разработать ее в кратчайшие даже для того времени сроки. Получив задание в декабре 1900 года, они представили законченный проект в Морской технический комитет 3 (16 по н. ст.) июня 1901 года. После рассмотрения было решено незамедлительно приступать к строительству корпуса подлодки, «не ожидая окончательной разработки приборов по управлению лодкой и разных деталей». И уже 5 июля миноносец №113 – будущий «Дельфин» – заложили на стапелях Балтийского завода в Санкт-Петербурге.
Бензин вместо пара
Постройка первой русской боевой подлодки упрощалась за счет того, что ее создатели сделали все, чтобы потратить на свое детище как можно меньше денег и времени. Именно поэтому миноносец №113 (такое название подлодка получила только потому, что в классификации кораблей русского флота еще не было подводных лодок) получился таким небольшим – всего 113 тонн надводного водоизмещения и 123 – полного. Он имел классическую для всех будущих лодок веретенообразную форму прочного корпуса (с двойным запасом прочности!) и внешние главные балластные цистерны, которые позволяли ему погружаться до 50 метров. Чтобы обеспечить как можно меньшую заметность, на лодке даже не стали делать рубку: она появилась позже уже на «Дельфине».
Ставить по примеру Максима Лобефа на субмарину паровую машину русские инженеры отказались наотрез. В процессе разработки Иван Горюнов, отвечавший за механическую часть проекта, высказал революционную по тем временам мысль: поставить на лодку двигатель системы Дизеля.
Русская подлодка могла стать первой в мире, получившей классический главный двигатель, но увы, дизелей нужных габаритов и массы никто не делал. В итоге будущий «Дельфин» получил бензиновый мотор. Двигатель подводного хода был классический, электрический, работавший от аккумуляторов. Они имели емкость всего 5000 ампер-часов, что давало лодке три часа самого полного хода – 8 узлов, то есть чуть меньше 15 км/ч, или десять – экономичного хода со скоростью 6 узлов (11 км/ч).
Такая невысокая скорость первой русской подлодки никого не удивляла и не смущала, ведь она совершенно отвечала запланированным для нее задачам. Никто не ждал от миноносца №113, что он будет атаковать вражеские суда на полном ходу или бросаться за ними в погоню. Лодке предстояло атаковать цели, стоящие на якоре или проходящие мимо нее на малом ходу. А вот вооружение у подлодки было весьма солидное и вполне отвечавшее времени: две торпеды калибра 457 мм во внешних торпедных аппаратах, которые управлялись изнутри прочного корпуса. При небольших габаритах самой субмарины, имевшей длину чуть меньше 20 метров, это было весьма солидно.
Пока шло строительство подводной лодки, отвечавший за электротехническую часть субмарины лейтенант Михаил Беклемишев по предложению руководства Морского технического комитета в 1902 году набрал первую команду миноносца №113. В нее вошли два офицера и восемь матросов, в том числе двое машинистов, трое минных машинистов и трое рулевых. Все они, что было необычным требованием для русского флота, были строго некурящими: бензиновый двигатель оставлял слишком много паров, и лишний риск, которого и без того хватало с избытком, хотели исключить.
Миноносец №150
14 (27 по н. ст.) сентября 1902 года еще строившаяся подводная лодка была зачислена в списки флота под названием «миноносец №150», получив таким образом свое второе имя. В мае 1903 года ее спустили на воду, а 8 (21 по н. ст.) июня лодка начала ходовые испытания, отправившись в свой первый поход в Финский залив. Можно представить себе, с каким волнением встретили этот день члены ее экипажа! По воспоминаниям очевидцев, когда лодка всплыла после первого погружения, кто-то из поднявшихся на палубу офицеров – то ли командир лодки Михаил Беклемишев, то ли ее конструктор Иван Бубнов – перекрестился и сказал: «Ну, вот, слава богу, и поплавали под водой…»
В конце августа миноносец №150 на Неве по сложившейся традиции осмотрел император Николай II, а за ним и другие высокопоставленные особы, которым лодку демонстрировали уже в Кронштадте. Благодаря этим двум событиям в распоряжение историков попали первые четкие фотографии подлодки, идущей под Андреевским флагом. А в октябре первые испытания закончились, и лодка отправилась на Балтийский завод, чтобы устранить выявленные недостатки и недоработки. Среди них, кстати, было и отсутствие уборной для экипажа: подводный гальюн установили только после первых испытаний.
Следующую весну лодка, получившая 31 мая (13 июня по н. ст.) 1904 года собственное имя «Дельфин», встретила уже в качестве учебного судна. К тому времени стало понятно, что подводные силы русскому флоту нужны как можно быстрее, и подготовку будущих моряков-подводников начали раньше, чем для них были заложены новые подлодки. Именно этим и объясняется тот факт, что во время первой аварии на «Дельфине» было почти четыре десятка человек вместо положенного по штату экипажа.
16 (29 по н. ст.) июня 1904 года лодка проводила учебное погружение у стенки Балтийского завода, имея на борту 34 человека. Им предстояло провести три часа на глубине семь метров, чтобы привыкнуть к подводному положению. В тот момент, когда лодка начала погружение, произошла трагедия.
Конструктивные особенности «Дельфина» предусматривали, что рубочный люк закрывался в последний момент: через него стравливался воздух из балластных цистерн. В тот день исполнявший обязанности командира лейтенант Анатолий Черкасов чуть-чуть опоздал, и в люк хлынула вода. Возможно, с этим удалось бы справиться, но один обезумевший от страха матрос бросился в люк и застрял в нем, что только усилило поток воды. В итоге лодка затонула, унеся жизни 24 человек. Среди них был и лейтенант Черкасов: по словам очевидцев, он ушел в корму, уступив дорогу к люку другим, и ушел на дно вместе со своим кораблем…
Боевой «Дельфин»
В течение двух дней подлодку подняли. Погибших моряков похоронили на Смоленском кладбище Петербурга, а лодку вернули Балтийскому заводу для ремонта и доработки. Впереди у «Дельфина» было далекое путешествие по железной дороге на Дальний Восток: в связи с начавшейся русско-японской войной ему предстояло войти в состав Отдельного отряда миноносцев Владивостокского отряда крейсеров и начать реальную боевую службу. К новому месту базирования лодка прибыла под самый Новый год (по старому стилю), а уже в феврале вышла в первый боевой поход.
В течение всего 1905 года «Дельфин» неоднократно отправлялся в боевые походы, однако встретить неприятеля, а тем более выпустить по нему торпеды подлодке так и не довелось. Как, впрочем, и всем остальным русским подлодкам, служившим на Дальнем Востоке: они сумели удержать японские корабли вдали от базы уже одним фактом своего присутствия. В том же 1905 году на лодке произошел взрыв паров бензина, после чего лодку пришлось поднимать с глубины 12 метров и ставить на капитальный ремонт, но он занял немного времени, и уже в июне субмарина вновь была в строю.
На Дальнем Востоке первая русская подлодка прослужила 13 лет: на ней тренировались моряки и морские кадеты, она совершала походы и учебные торпедные атаки. Весной 1917 года «Дельфин» по железной дороге и Северной Двине перевезли в Архангельск – на последнее место службы в составе отряда судов обороны Кольского залива. Через год во время шторма пришвартованный в порту «Дельфин» получил повреждения, после которых его решили уже не восстанавливать. Еще четыре года первая русская субмарина провела у дальней стенки в порту, после чего ее переделали сначала в судоподъемный понтон, а в 1932 году и вовсе разрезали, как говорят моряки, «на иголки».
У «Дельфина» был шанс стать первой подлодкой в России, которая заняла бы место на пьедестале. В 1921 году, когда лодку исключали из состава флота, командир балтийской дивизии подлодок Яков Зубарев, бывший капитан 2 ранга, предложил сохранить «Дельфин» как исторический памятник. Он писал, что необходимо «дедушку русского подводного флота хранить с почетом». И это было бы самым достойным завершением службы первой боевой подводной лодки России.
Источник: histrf.ru
Как называлась первая подводная лодка Российского флота
Попытки построить корабль, способный ходить под водой, начали предприниматься в России задолго до XX века, еще при Петре I. Но первой подводной лодкой, вошедшей в состав российского Военно-морского флота, официально считается миноносец «Дельфин», сконструированный в 1901 году в Петербурге. Его авторами стали инженеры и механики Иван Бубнов, Иван Горюнов и Михаил Беклемишев.
Статьи по теме:
- Как называлась первая подводная лодка Российского флота
- Классификация кораблей ВМФ России: описание, виды
- Почему корабли не тонут
Рисунок да Винчи
Историки утверждают, что инициатором идеи постройки подводного корабля является знаменитый итальянский изобретатель Леонардо да Винчи. Впрочем, свой многообещающий проект он до завершения так и не довел. Более того, да Винчи вообще уничтожил все судостроительные рисунки и чертежи, испугавшись последствий участия такой лодки в возможной подводной войне.
Сложно сказать, как бы могло называться очередное изобретение великого Леонардо. Но зато благодаря опять же историкам точно известно, что подводный корабль номер 1 Военно-морского флота России имел сразу три названия. Первое из них плод совместных усилий российских инженеров Ивана Бубнова, Ивана Горюнова и Михаила Беклемишева получил в июле 1901 года в канун начала строительства субмарины на верфи в Санкт-Петербурге.
Официальная сдача в эксплуатацию подводной лодки, изначально названной «Миноносец №113», произошла в марте 1902 года. Командиром лодки назначили одного из создателей — капитана первого ранга и будущего генерала Михаила Беклемишева. После чего миноносец, как тогда назывались подводные лодки, был зачислен в списки военного флота России под номером 150. А с 31 мая 1904 года первая российская субмарина начала именоваться «Дельфин».
«Дельфин» почти не виден
Назвать счастливой судьбу дебютной российской подводной лодки с двигателями внутреннего сгорания нельзя. Уже 8 июня 1903 года, во время начальных ходовых испытаний, «Дельфин» вместе с главным конструктором Иваном Бубновым на борту едва не лег на дно Невы. А чуть больше года спустя, 16 июня 1904-го, паника экипажа стала причиной не только нового внепланового затопления судна, но и гибели трети его моряков.
Участие миноносца в русско-японской войне оказалось почти формальным, ограничилось 17 днями в море и участием в боевом патрулировании. Тем не менее, без жертв тоже не обошлось: во время случайного взрыва погиб один из матросов. Более трагичным вышло кратковременное пребывание «Дельфина» в Мурманске. Очередная грубая ошибка экипажа привела к тому, что 26 апреля 1917 года лодка затонула прямо в порту приписки, после чего была навсегда исключена из списков ВМФ.
А уже при Советской власти, в 1920-м, ее не только окончательно списали, но и отправили на металлолом. К слову, годом раньше в Петрограде умер от тифа и сам Иван Бубнов. Кроме «Дельфина», этот незаурядный российский судостроитель, механик и математик успел спроектировать еще три десятка аналогичных субмарин. В том числе «Акулу», «Барс», «Касатку», «Миногу», «Морж» и другие.
«Потаенное судно»
«Дельфин» генерал-майора корпуса корабельных инженеров Бубнова, трагически погибший в Баренцевом море, стал первой подводной лодкой в «погонах». Но совсем не первым подобным проектом более чем в 300-летней истории российского флота. «Пионером» здесь является российский крестьянин Ефим Никонов. В 1721 году, неподалеку от Сестрорецка, он представил на суд понимавшего толк в судах Петра I свое изобретение под названием «Потаенное судно».
К сожалению, доделать подводный корабль Ефим Никонов не успел из-за скоропостижной смерти царя. Другими предшественниками гениального конструктора Ивана Бубнова могут считаться и два российских инженера, живших в XIX веке — Карл Шильдер и Иван Александровский. Их подводные лодки были построены и испытаны, соответственно, еще в 1834 и в 1866 годах. Но в состав царского ВМФ они так и не попали.
Совет полезен?
Статьи по теме:
- Как при Петре I стали строить корабли
- Откуда пошло и что означает выражение «пиши пропало»
- Как происходит погружение подводных лодок
Добавить комментарий к статье
Похожие советы
- В чем причина гибели подлодки «Курск»
- Как добраться в Николо-Угрешский монастырь
- Иван Александровский: биография, творчество, карьера, личная жизнь
- Зачем моржу клыки
- Что такое полесье
- Краткая история первых лодок и парусников
- Как найти по фамилии сотовый номер телефона
- Как узнать номер мобильного телефона по ФИО
- Как настроить вход в интернет
- Что такое ЭВМ
- Что такое in-cell технология
- Как узнать номер сотового телефона по имени и фамилии бесплатно
- Сколько лет длилась столетняя война
- Парусные суда, их виды и характеристика
- «Адмирал Ушаков» (крейсер): история и характеристики
- Как поднять человеку настроение
- Как находить периметр ромба
- Как найти массу через плотность и объем
- Как найти, где служил человек
- Что такое азимут
- Как играть «Уходи и дверь закрой…»
- Откуда взялось название «Греция»
Источник: www.kakprosto.ru