В 1948 году Соединенные Штаты закончили разработку проекта атомной энергетической установки и приступили к проектированию и строительству опытного реактора. В августе 1949 г. утверждаются тактико-технические данные первой атомной подводной лодки, котора была заложена 14 июня 1952 г. в присутствии президента США Гарри Трумэна на верфи в Гротоне и названа Наутилусом. 21 января 1954 г. в присутствии президента США Эйзенхауэра Наутилус был спущен на воду, а через восемь месяцев – 30 сентября 1954 г. был принят на вооружение ВМС США.
17 января 1955 г. Наутилус вышел на испытания и его первый командир Юджин Вилкинсон передал в эфир открытым текстом “Идем под атомным двигателем”.
В 1957 г. были предприняты две неудавшиеся попытки достичь Северного полюса подо льдами со стороны Гренландского моря. 23 июля 1958 г. Наутилус под командованием Уильяма Андерсена вышел из Перл-Харбора с той же целью – достичь Северного полюса, но теперь со стороны Беренгова пролива. 3 августа 1958 г. впервые в истории подводный корабль с экипажем 116 человек достиг точки географического Северного полюса.
К-3 Ленинский комсомол. Первая атомная подводная лодка в мире.
В мае 1959 г. Наутилус прибыл на военно-морскую верфь Портсмут для первой реконструкции, а также для перезагрузки ядерного топлива. После завершения ремонта в августе 1960 г. он был приписан к 6-му Американскому флоту и стал первой атомной лодкой на Средиземном море.
В последующие годы Наутилус принимал участие в различных военно-морских учениях и разнообразных испытательных программах. Весной 1979 г. он вышел из Гротона в свой последний поход, который завершился 26 мая 1979г. 3 марта 1980 г. Наутилус после 25 лет службы был исключен из состава флота.
20 мая 1982 г. Наутилус, был объявлен национальным историческим памятником. Были разработаны планы конверсии подводной лодки в музей для общественного показа. После дезактивации и выполнения большого объема подготовительных работ 6 июля 1985 г. Наутилус был отбуксирован в Гротон (штат Коннектикут). Здесь в музее подводного флота США первая в мире атомная подводная лодка открыта для публики.
Еще в ходе постройки Наутилуса во время испытаний энергетической установки произошел разрыв трубопровода второго контура, по которому насыщенный пар с температурой около 220 град. С под давлением 18 атм поступал из парогенератора к турбине. К счастью, это был не главный, а вспомогательный паропровод диаметром 38 мм.
Причиной аварии, как установлено в процессе расследования, был производственный дефект: вместо труб из качественной углеродистой стали марки А-106 в паропровод включили трубы из менее прочного материала (А-53). Авария заставила американских конструкторов поставить под сомнение возможность и целесообразность использования сварных труб в системах подводных лодок, работающих под давлением.
Устранение последствий аварии и замена уже смонтированных сварных труб на подводной лодке безшовными задержали окончание постройки Наутилуса на несколько месяцев.
После вступления лодки в строй в печать проникли сведения об облучении личного состава корабля вследствие недостатков в конструкции биологической защиты атомной энергетической установки. Сообщалось, что военно-морскому командованию пришлось в спешном порядке произвести частичную замену экипажа, а подводную лодку поставить в док для внесения в конструкцию защиты необходимых изменений.
Документальный фильм «К-3. «Ленинский комсомол»
В 1957 г. на лодке обнаружилась протечка воды в одном из контуров паропроизводящей установки. Лодка была вновь поставлена на ремонт, который продолжался до февраля 1958 г.
4 мая 1958 г. на Наутилусе, следовавшем в подводном положении из Панамы в Сан-Франциско, произошел пожар в турбинном отсеке. Возгорание пропитанной маслом изоляции турбины левого борта, как было установлено в последствии, началось за несколько дней до пожара, но его признаки оставили без должного внимания. Так, легкий запах дыма сочли за запах свежей краски. Пожар обнаружили лишь тогда, когда нахождение личного состава в отсеке из-за задымленности стало невозможным. В отсеке было так много дыма, что подводники в противодымных масках не смогли найти его источник.
Не выяснив причин появления дыма, командир корабля отдал приказ остановить турбину, всплыть на перископную глубину и попытаться провентилировать отсек через шнорхель. Это не помогло, и лодка была вынуждена всплывать в надводное положение. Усиленная вентиляция отсека через открытый люк с помощью вспомогательного дизель-генератора наконец принесла свои результаты. Количество дыма в отсеке уменьшилось, и экипажу удалось найти место возгорания.
Два матроса в противодымных масках (на лодке оказалось лишь четыре таких маски) с помощью ножей и плоскогубцев принялись сдирать тлеющую изоляцию с корпуса турбины. Из-под сорванного куска изоляции выбился столб пламени высотой около 1 м. В ход пошли пенные огнетушители. Пламя было сбито, и работы по удалению изоляции продолжались. Людей приходилось менять через каждые 10-15 минут, так как едкий дым проникал даже в маски. Только через 4 ч вся изоляция с турбины была удалена и пожар потушен.
После прихода лодки в Сан-Франциско ее командир осуществил ряд мероприятий, направленных на повышение пожаробезопасности корабля. В частности, старая изоляция была удалена и со второй турбины. Изолирующими дыхательными аппаратами был обеспечен весь личный состав подводной лодки.
В мае 1958 г. во время подготовки Наутилуса к походу на Северный полюс на лодке имела место водотечность главного конденсатора паротурбинной установки. Просачивающаяся в конденсатно-питательную систему забортная вода могла явиться причиной засоления второго контура и повлечь за собой выход из строя всей энергетической системы корабля.
Неоднократные попытки личного состава найти место протечки не привели к успеху, и командир подводной лодки принял оригинальное решение. После прихода Наутилуса в Сиэтл матросы в штатской одежде – подготовка похода держалась в строгой тайне – скупили в автомобильных магазинах всю патентованную жидкость для заливки в радиаторы автомобилей с целью прекращения течи, чем неслыханно удивили владельцев магазинов.
Половина этой жидкости (около 80 л) была вылита в конденсатор, после чего ни в Сиэтле, ни позже во время похода проблема засоления конденсатора не возникала. Вероятно, течь была в пространстве между двойными трубными досками конденсатора и прекратилась после заливки этого пространства самотвердеющей смесью.
10 ноября 1966 г. во время учений ВМС НАТО в Северной Атлантике Наутилус, выходивший в атаку в перископном положении на американский авианосец Эссекс (водоизмещение 33 тыс. т), столкнулся с ним. В результате столкновения авианосец получил подводную пробоину, а на лодке было разрушено ограждение выдвижных утройств. В сопровождении эсминца Наутилус дошел своим ходом со скоростью около 10 уз до военно-морской базы в Нью-Лондоне (США), пройдя растояние около 360 миль.
Наутилус был первой в мире атомной подводной лодкой. Не считая абсолютно новой энергетической установки, лодка имела обычную конструкцию. При водоизмещении Наутилуса ок. 4000 т двухвальная атомная энергетическая установка суммарной мощностью 9860 кВт обеспечивала скорость более 20 уз. Дальность плавания в подводном положении составляла 25 тыс. миль при расходе 450 г. U235 в месяц.
Таким образом, продолжительность плавания практически зависела только от исправной работы средств регенерации воздуха, запасов продуктов жизнедеятельности экипажа и выносливости личного состава.
Однако удельная масса атомной установки оказалась очень велика, из-за этого на Наутилусе не удалось установить часть предусмотренного проектом вооружения и оборудования. Основной причиной утяжеления была биологическая защита, в состав которой входит свинец, сталь и другие материалы (около 740 т).
Основные тактико-технические данные: Длина – 97 м Ширина – 8,2 м Осадка – 5,65 м Водоизмещение – надводное 4157 т Водоизмещение – подводное 4222 т Скорость – надводная 20 уз. Скорость – подводная 23 уз. Силовая установка – двухвальная, ядерный реактор, турбины Суммарная мощность – 9860 кВт Экипаж – 11 офицеров, 100 матросов Вооружение – 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов, 24 торпеды
Атомный «Наутилус»: 8 фактов о первом подводном супероружии
1. В 1948 году Соединенные Штаты закончили разработку проекта атомной энергетической установки и приступили к проектированию и строительству опытного реактора. В августе 1949-го утверждаются тактико-технические данные первой атомной подводной лодки, которая была заложена 14 июня 1952 года в присутствии тогдашнего президента США Гарри Трумэна на верфи в Гротоне и названа «Наутилусом» (USS Nautilus, SSN-571). 21 января 1954 года в присутствии следующего президента — Эйзенхауэра — «Наутилус» был спущен на воду, а через восемь месяцев, 30 сентября 1954 года, был принят на вооружение ВМС США. Экипаж «Наутилуса» состоял из 13 офицеров и 92 матросов. Лодка была оснащена шестью носовыми 533-миллиметровыми торпедными аппаратами и несла на борту 24 торпеды.
2. От дизель-электрических лодок «Наутилус» отличался не только наличием новой энергетической установки, но и конструкцией корпуса, расположением цистерн, помещений и оборудования. При водоизмещении около 4000 тонн корабль, оснащенный двухвальной атомной энергетической установкой марки «S2W» суммарной мощностью 9860 кВт (13 800 л.с.), развивал скорость более 20 узлов.
3. 17 января 1955 года «Наутилус» впервые вышел в море, и его первый капитан Юджин Вилкинсон отправил в эфир историческое сообщение: «Underway on nuclear power» («Идем на атомной энергии»).
4. В августе 1958 года «Наутилус» стал первым в истории кораблем, достигшим Северного полюса своим ходом. Годом ранее первая попытка подобного похода сорвалась. Зайдя под паковые льды, «Наутилус» попытался было всплыть в точке, где эхоледомер показал полынью, однако напоролся на дрейфующую льдину, серьезно повредив единственный перископ.
В России создали оружие против стай дронов
5. Конструкция «Наутилуса» имела существенные недостатки. Так, удельная масса атомной установки оказалась очень велика, из-за чего на «Наутилусе» не удалось установить часть предусмотренного проектом вооружения. Один только корпус реактора весил около 35 тонн.
В то время как вес биологической защиты, в состав которой входил свинец, сталь и другие материалы, достигала порядка 740 тонн. Проблемой лодки был и создаваемый ею шум. Работающие турбины давали такую вибрацию, что сонар становился бесполезным уже на скорости 4 узла. Лодка становилась «глухой», создаваемый шум демаскировал ее. Этот недостаток был учтен американцами при проектировании следующих АПЛ.
6. В «жизни» «Наутилуса» были и забавные эпизоды. Так, в мае 1958 года во время подготовки Наутилуса к походу на Северный полюс на лодке имела место водотечность главного конденсатора паротурбинной установки.
Просачивающаяся в конденсатно-питательную систему забортная вода могла явиться причиной засоления второго контура и повлечь за собой выход из строя всей энергетической системы корабля. Попытки найти место протечки не привели к успеху, и командир подводной лодки принял оригинальное решение. После прихода «Наутилуса» в Сиэтл матросы в штатской одежде (подготовка похода держалась в строгой тайне) скупили в автомобильных магазинах всю патентованную жидкость для заливки в радиаторы автомобилей с целью прекращения течи, чем неслыханно удивили владельцев магазинов. Половина этой жидкости (около 80 л) была вылита в конденсатор, после чего ни в Сиэтле, ни позже во время похода проблема засоления конденсатора не возникала. Вероятно, течь была в пространстве между двойными трубными досками конденсатора и прекратилась после заливки этого пространства самотвердеющей смесью.
7. В августе 1960-го первая в мире АПЛ была приписана к 6-му Американскому флоту и впоследствии стала первой атомной лодкой на Средиземном море.
8. 3 марта 1980 года «Наутилус» после 25 лет службы был исключен из состава флота. 20 мая 1982-го корабль было объявлен национальным историческим памятником. Были разработаны планы конверсии подводной лодки в музей для общественного показа. После дезактивации и выполнения большого объема подготовительных работ 6 июля 1985 года «Наутилус» был отбуксирован в Гротон (штат Коннектикут). Здесь, в музее подводного флота США, первую в мире атомную подводную лодку могут посетить все желающие.
Источник: post1.su
Этот день в истории: костяк первой атомной подводной лодки USS Nautilus пристыкован
14 июня — 165-й день года (166-й в високосные годы) по григорианскому календарю. До конца года осталось 200 дней.
железная дорога
- 14 Июнь Порт Искендерун, подключенный к государственной железной дороге 1945, введен в эксплуатацию.
Олайлар
- 1777 — Первый флаг США со звездами и полосами принят Конгрессом в качестве флага Соединенных Штатов. (Предыдущий флаг имел цвета британского флага в звездной части)
- 1789 г. — американский священник, проповедник Элайджа Крейг выпустил первый виски из проса. Этот сорт виски получил название Бурбон, потому что этот священнослужитель жил в графстве Бурбон, Кентукки.
- 1830 — Франция начинает колонизацию Алжира: на первом этапе она высадила 34000 солдат в городе Сиди Феррух.
- 1839 г. — учреждена организация жандармерии. Положение об Асакир-и Заптие, первое положение организации, вступило в силу.
- 1846 — Во время американо-мексиканской войны Республика Калифорния провозгласила независимость от Мексики.
- 1900 — Гавайи присоединяются к Соединенным Штатам.
- 1909 г. — принят первый закон о свободе объединений, «Закон Сообщества».
- 1925 г. — основана компания Göztepe SK.
- 1926 — Бразилия вышла из Лиги Наций.
- 1935 г. — создана Генеральная дирекция Этибанка.
- 1935 — Закон о создании факультета языков, истории и географии принят Великим Национальным Собранием Турции.
- 1935 г. — принят закон о создании Главного управления исследования и разведки полезных ископаемых.
- 1937 — Независимость государства Хатай была одобрена Великим Национальным Собранием Турции.
- 1940 — Немецкие войска входят в Париж.
- 1949 г. — основано государство Вьетнам.
- 1951 — Представлен первый коммерческий компьютер UNIVAC I, и первый компьютер передан «Бюро переписи населения США». (Последние получат ВВС США.)
- 1952 — Закладка киля первой атомной подводной лодки USS Nautilus.
- 1964 — Нельсон Мандела приговорен к пожизненному заключению.
- 1966 — Ватикан объявляет об отмене списка запрещенных книг под названием «index librorum prohibitum». Список был впервые составлен в 1557 году.
- 1977 — Президент Фахри Корутюрк дал мандат на формирование правительства председателю CHP Бюленту Эджевиту.
- 1982 — аргентинские войска сдаются британским войскам на Фолклендских островах.
- 1985 — Франция, Германия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписывают Шенгенское соглашение.
- 1989 — Запрещено курение в закрытых помещениях, реклама и кампании сигарет.
- 2000 — Мехмет Али Агджа, помилованный в Италии, экстрадиция которого была решена после убийства Абди Ипекчи, был доставлен в Турцию.
- 2001 г. — создана Шанхайская организация сотрудничества с участием Узбекистана в структуре под названием «Шанхайская пятерка», образованной Китаем, Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном в 1996 году.
- 2008 г. — всемирно известный американский актер Джонни Депп и его французская возлюбленная Ванесса Паради поженились.
- 2018 — Стартовал чемпионат мира по футболу 21 — 2018-й чемпионат мира по футболу.
рождения
- 1521 — Такиюддин, турецкий хезарфен, астроном, инженер и математик (ум. 1585)
- 1529 — II. Фердинанд, герцог Австрии (ум. 1595)
- 1736 — Шарль Огюстен де Кулон, французский физик (ум. 1806)
- 1811 — Гарриет Бичер-Стоу, американский писатель (ум. 1896)
- 1823 — Петр Лавров, русский мыслитель-социалист (ум. 1900)
- 1827 — Шарль Гюмери, французский скульптор (ум. 1871)
- 1832 — Николаус Август Отто, немецкий инженер-механик (ум. 1891)
- 1864 — Алоис Альцгеймер, немецкий невролог (ум. 1915)
- 1868 — Карл Ландштейнер, австрийско-американский иммунолог и патолог (ум. 1943)
- 1881 — Каптанзаде Али Риза-бей, турецкий автор текстов и композитор (песен «Под звездами» и «Эфем») (ум. 1934).
- 1895 — Хосе Карлос Мариатеги, перуанский политический лидер и писатель (первый интеллектуал, применивший марксистский исторический материализм к перуанскому социальному анализу) (ум. 1930)
- 1899 — Селим Сарпер, турецкий политик (ум. 1968)
- 1910 — Уильям Ханна, американский продюсер (ум. 2001)
- 1921 — Марта Гринхаус, американская актриса (ум. 2013).
- 1928 — Эрнесто Че Гевара, аргентинский революционер (ум. 1967)
- 1933 — Ежи Косинский, польско-американский писатель (ум. 1991)
- 1945 — Джошкун Гёген, турецкий киноактер
- 1946 — Дональд Трамп, американский бизнесмен, политик, исполнительный директор и писатель.
- 1949 — Алан Уайт, английский музыкант (ум. 2022).
- 1955 — Перихан Саваш, турецкая актриса
- 1959 — Маркус Миллер, американский бас-гитарист и джазовый музыкант
- 1961 — Бой Джордж, ирландско-британский исполнитель поп-музыки, композитор и автор песен.
- 1966 — Трейлор Ховард, американская актриса.
- 1966 — Ева Линд, австрийское сопрано
- 1969 — Майкл Гербер, американский писатель
- 1969 — Штеффи Граф, немецкая теннисистка
- 1970 — Томас Мак Лодердейл, американский пианист. Он наиболее известен своей группой Pink Martini, которую он основал.
- 1970 — Рэй Люзер, немецкий музыкант
- 1970 — Ильгар Мамедов, азербайджанский политик
- 1971 — Альфред Фредди Крупа, хорватский художник.
- 1972 — Маттиас Эттрих, немецкий инженер-компьютерщик
- 1973 — Чека, сербская певица.
- 1974 — Хлоя Блэк, американская актриса порнографических фильмов
- 1976 — Игорь Лукшич, черногорский политик
- 1976 — Массимо Оддо, итальянский футболист (победитель чемпионатов мира и Лиги чемпионов).
- 1977 — Следствие, американский рэпер
- 1977 — Дункан Оутон, новозеландский футболист и тренер.
- 1978 — Дьябло Коди, американский сценарист и лауреат премии Оскар
- 1978 — Никола Вуйчич, хорватский национальный бывший баскетболист.
- 1981 — Элано Блумер, бразильский футболист
- 1982 — Ланг Ланг, китайский пианист
- 1983 — Луи Гаррель, французский актер
- 1983 — Чебнем Кимьяджиоглу, бывший баскетболист и юрист турецкой национальной сборной.
- 1983 — Джеймс Мога, футболист Южного Судана.
- 1984 — Шивон Донахи, английский певец и автор песен
- 1984 — Зузана Сматанова, словацкая поп-певица.
- 1985 — Гундарс Челитанс, латвийский волейболист.
- 1985 — Марвин Комппер, бывший немецкий футболист.
- 1987 — Мохамед Диаме, сенегальский футболист.
- 1988 — Виктуар дю Буа, французская актриса
- 1988 — Кевин Макхейл, американский актер и певец
- 1988 — Лукка Штайгер, немецкий профессиональный баскетболист.
- 1989 — Люси Хейл, американская актриса и певица
- 1989 — Кори Хиггинс, американский профессиональный баскетболист.
- 1989 — Жоао Рохас, эквадорский футболист.
- 1990 — Регина Тодоренко, российская и украинская певица, актриса и ведущая.
- 1991 — Андре Каррильо, футболист сборной Перу.
- 1991 — Костас Манолас, греческий футболист.
- 1992 — Бен Халлоран, австралийский футболист.
- 1992 — Дэрил Сабара, американский актер и голосовой актер
- 1993 — Гунна, американский рэпер, певец и автор песен
- 1998 — Хачим Мастур, марокканский футболист итальянского происхождения
- 2000 — Р. Дж. Барретт, канадский профессиональный баскетболист.
оружие
- 767 — Абу Ханифа, основатель ханафитской школы (р. 699)
- 1642 — Саския ван Эйленбург, жена голландского художника Рембрандта ван Рейна (р. 1612)
- 1868 — Александр Островский, драматург, один из крупнейших представителей русского реализма (р. 1823).
- 1920 — Макс Вебер, немецкий социолог (р. 1864)
- 1923 — Александр Стамболийский, президент Болгарского народного крестьянского союза (р. 1879)
- 1926 — Мэри Кассат, американская художница (р. 1844)
- 1928 — Эммелин Панкхерст, британский активист за права женщин (р. 1858)
- 1946 — Джон Логи Бэрд, шотландский инженер (р. 1888)
- 1968 — Сальваторе Квазимодо, итальянский писатель, поэт, лауреат Нобелевской премии (р. 1901)
- 1972 — Дюндар Ташер, турецкий солдат, совершивший государственный переворот 27 мая, член Комитета национального единства (р. 1925).
- 1976 — Кнуд был младшим сыном и ребенком Кристиана X и Александрин, герцогини Мекленбургской (р. 1900).
- 1986 — Хорхе Луис Борхес, аргентинский поэт (р. 1899)
- 1989 — Кристофер Бернау, американский актёр кино и телевидения (р. 1940).
- 1991 — Пегги Эшкрофт, английская актриса (р. 1907)
- 1994 — Ахмет Коста-Рика, турецкий киноактер (р. 1927)
- 1994 — Генри Манчини, американский композитор и аранжировщик (р. 1924)
- 1995 — Роджер Желязны, польско-американский писатель (р. 1937)
- 2000 — Аттилио Бертолуччи, итальянский поэт и писатель (р. 1911)
- 2007 — Курт Вальдхайм, австрийский политический и государственный деятель (р. 1918)
- 2008 — Авни Анил, турецкий композитор (р. 1928)
- 2011 — Миливой Ашнер был начальником полиции Независимого государства Хорватия (р. 1913).
- 2013 — Деннис Беркли, американский актер (1945 г. р.)
- 2013 — Этхем Сарысюлюк, сварщик из Анкары (1986 г. р.)
- 2014 — Алекс Чандре де Оливейра, бывший бразильский футболист (1977 г.р.)
- 2015 — Зито , бывший бразильский футболист международного уровня (1932 г.р.).
- 2016 — Энн Морган Гилберт, американская актриса (род. 1928).
- 2017 — Луис Абанто Моралес, перуанский певец и музыкант (р. 1923).
- 2018 – Станислав Говоручин, советско-российский кинорежиссёр, актёр и сценарист (р. 1936).
- 2018 — Этторе Ромоли, итальянский политик (1938 г.р.).
- 2019 — Эргюн Учуку, турецкий актер театра, кино, сериала и озвучки (р. 1940)
- 2020 — Эльза Жубер, южноафриканская писательница на диалекте «Sestigers Afrikaans» (р. 1922).
- 2020 — Ноэль Келли , бывший игрок и тренер австралийского союза регби (1936 г.р.)
- 2020 — Пьер Лумби , политик Демократической Республики Конго (1950 г.р.)
- 2020 — Аарон Падилья Гутьеррес, мексиканский футболист (1942 г.р.).
- 2020 — Сушант Сингх Раджпут, индийский актер, танцор и филантроп (р. 1986).
- 2020 — Гарольдо Родас, гватемальский экономист, политик и дипломат (1946 г.р.).
- 2020 — Радж Мохан Вохра , генерал индийской армии (1932 г.р.)
- 2020 — Тевфик аль-Ясири, иракский военный и политик (р.?)
- 2021 — Сельчук Текай, турецкий композитор и скрипач (р. 1953).
- 2021 — Гюндогду Дюран, турецкий композитор и автор текстов (р. 1937).
Праздники и особые случаи
- Всемирный день добровольных доноров крови
доля
- Нажмите, чтобы открыть на Facebook (открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы разделить на Twitter (открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться через Linkedln (открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы открыть вкладку Pinterest (открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы открыть вкладку WhatsApp (открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться в телеграмме (открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы отправить ссылку другу по электронной почте (откроется в новом окне)
- Нажмите для печати (открывается в новом окне)
Источник: ru.rayhaber.com
Выставка «Создание первой советской атомной подводной лодки проекта 627»
Выставка «Создание первой советской атомной подводной лодки проекта 627»
1 сентября 2020 — 31 мая 2021
1 сентября 2020 года в Морском соборе (филиал ЦВММ «Кронштадтская крепость») открылась выставка, посвященная первой советской атомной подводной лодке проекта 627.
В СССР работы по исследованию и поиску облика АПЛ начались в 1949 г., когда были достигнуты первые реальные результаты в создании отечественного ядерного оружия. 9 сентября 1952 г. И.В. Сталин подписал постановление Совета Министров СССР «О проектировании и строительстве объекта 627», в соответствии с которым в Москве сформировали две группы специалистов:
• для выполнения проектных проработок атомной подводной лодки (руководитель — Владимир Николаевич Перегудов, замдиректора ЦНИИ-45 судостроительной промышленности по научной работе, главный конструктор подводных лодок проектов 608 и 613);
• для проработок ее энергетической установки (руководитель — Николай Антонович Доллежаль, академик Академии наук СССР). Руководителем работ по головной лодке с 1953 г. являлся С. А. Базилевский,
Полномасштабную разработку опытной атомной подводной лодки 627-го проекта, которая получила шифр «Кит», весной 1953 г. передали ленинградскому СКБ-143 (позднее ПКБ «Малахит»). В.Н. Перегудов был назначен главным конструктором, что обеспечило нужную преемственность работ.
К марту 1953 г. рабочая группа В. Н. Перегудова завершила проработки атомной подводной лодки в объеме предэскизного проекта. По замыслу разработчиков, подводная лодка такого класса предназначалась для нанесения удара в «глубоком тылу» противника — по прибрежным районам, военно-морским базам, портам и т.д. Так как баллистических ракет на вооружении к тому времени не имела ещё ни одна страна в мире, основным наступательным вооружением атомной подводной лодки были сверхмощные торпеды Т-15 (калибр 1550 мм, длина около 24 м, вес 40 тонн) с ядерной боевой частью мощностью около 100 мегатонн. Единственный огромный торпедный аппарат занимал 22% длины корабля. Традиционное оружие — два торпедных аппарата калибра 533 мм — включалось в состав вооружения как средство самообороны.
Научно-исследовательский институт №8 Министерства среднего машиностроения под руководством Н.А. Доллежаля стал ответственным за разработку паропроизводящей установки для подводной лодки. Паротурбинную силовую установку проектировали СКБ Кировского завода (главный конструктор Казак) и СКБ-143. Завод «Электросила» создавал электрооборудование.
В атомных подводных лодках проекта 627 по сравнению с зарубежными и отечественными дизель-электрическими подводными лодками максимальная глубина погружения увеличилась в полтора раза и составила около 300 метров. Это потребовало использовать новую сталь для прочного корпуса. Ее разработка была поручена ЦНИИ-48 Министерства судостроения (руководитель Г.И. Копырин). Сплав АК-25 создали на основе бронестали.
В окончательном варианте АПЛ проекта 627 лишилась своей «суперторпеды» Т-15, а вместо нее размещались восемь торпедных аппаратов калибра 533 мм с общим боекомплектом 20 торпед. Получившая мощное торпедное вооружение первая отечественная АПЛ теперь предназначалась не для ударов по берегу, а для борьбы с боевыми кораблями и транспортами противника на океанских и удаленных морских коммуникациях. Компоновку помещений лодки отрабатывали на специальных деревянных макетах, выполненных для отсеков атомной подводной лодки в натуральную величину (в советском подводном кораблестроении это было сделано впервые).
О масштабах работ по созданию первой советской АПЛ говорит то, что к программе привлекли 135 предприятий и организаций, располагавшихся практически на всей территории Советского Союза, в числе которых 20 конструкторских бюро и около 80 заводов-производите-лей различного оборудования.
В июне 1954 г. в городе Молотовске на заводе №402 (ныне северодвинское Северное машиностроительное предприятие) в обстановке строгой секретности в специально отгороженном участке эллинга приступили к постройке первого советского подводного атомохода.
24 сентября 1955 г. состоялась торжественная церемония официальной закладки судна. 9 августа 1957 г. АПЛ спустили на воду. 14 сентября 1957 г. произвели загрузку ядерных реакторов.
Выставка подготовлена сотрудниками филиала ЦВММ «Кронштадтская крепость».
Макет и дизайн стендов выставки: Надежда Копчина (Редакционно-издательская группа ЦВММ).
Выставка работает до 31 мая 2021 года.
Источник: navalmuseum.ru