Учебник (самоучитель) по виндсерфингу Вадима Комарова (редакция Сергея Вдовенкова)
Регата
Что такое регата? Как проводятся соревнования в парусном спорте? Что такое гонки на парусных яхтах и как принять в них участие?
Регата — это соревнование по парусному спорту, но прежде всего следует отметить, что парусный спорт очень многообразен и мобилизует самые разные области личности яхтсменов, в которых можно проявить максимальным образом свои способности. Это физические способности, квалификация, способность работать в экипаже. В частности эти области личности яхтсмена проявляются в следующих конкретных областях:
- умения управлять яхтой и слаженности действий экипажей;
- тактики и стратегии гонок, применяемых спортсменами и учитывающие нюансы гидрометеорологических и иных условий;
- постоянно проводимых усовершенствований, модернизации яхт, их органов управления, оборудования (прежде всего качества парусов), позволяющих яхте развить высшую скорость;
- знаний и применения правил парусных гонок, способность «играть на нюансах»;
- знание и умение использовать возможностей увеличения скорости яхты, предоставляемые правилами обмера (максимальное облегчение яхты, полировка подводной части, доводка киля, процесс обмера, работа с парусами и др.);
- буквально искусства пользования навигационным оборудованием;
- наконец, привлечение к созданию яхт конструкторов. Дело в том, что крейсерские яхты могут различаться конструктивно, хотя и имеют одинаковые теоретические размерения, контрольные точки обмера и вычисления. Однако, могут иметь разные скоростные потенциалы. То есть, используя одни и те же контрольные точки, правила класса, конструкторы могут создавать более скоростные яхты.
Яхтсмены могут эту особенность парусного спорта использовать для выигрыша.
Самые быстрые современные парусники
При этом, по умолчанию, считают одинаково важными все упомянутые выше качества яхтсменов, (команд) и яхт.
Комплексной оценкой успеха гонщиков принимают обычно время прохождения дистанции. Оно разделяется на действительное (истинное) или исправленное прохождение дистанции парусной гонки. Истинное время — время от объявленного старта до фактического финиша. Исправленное время — это истинное время, скорректированное с учетом гоночного балла яхты и (или) другими поправками.
Виды парусных регат можно классифицировать следующим образом
По географии (месту проведения) гонок регат:
- клубные;
- местные (городские, краевые);
- региональные (например, Онежская, Поволжская, Черноморская, Дальневосточная и др.);
- неограниченного района плавания, т. е. дальние спортивные плавания вплоть до кругосветных.
По значимости:
- местные (первенство города, края и т. п.);
- национальные (чемпионат России);
- международные (олимпийские, первенство континента, первенство мира).
- гонки монотипов, построенных по одним и тем же жестким правилам постройки и обмера;
- гонки свободных классов яхт, где правила постройки и обмера также существуют, однако имеют минимум ограничений, дающих свободу конструирования;
- гонки экстремальных и экзотических яхт (например: суперэнерговооруженные и сверхлегкие с акробатическими системами откренивания, на подводных крыльях, с жесткими крыльями — парусами,воздушными змеями — парапланами вместо парусов, проа (Проа — судно, у которого к основному большому корпусу присоединен параллельно с помощью поперечных балок вспомогательный малый корпус, служащий противовесом при откренивании и т. д. и т. п.).
Кроме того, яхты типов 1 и 2 подразделяются на:
- крейсерские яхты (как правило, килевые);
- легкие швертботы;
- многокорпусные яхты (катамараны и тримараны);
- парусные доски;
- радиоуправляемые модели парусных яхт.
И даже это не все. Все эти группы яхт, в свою очередь, подразделяются на дивизионы и классы близкие по своим ходовым качествам.
Дистанции на которых проводятся соревнования делятся, как правило на:
- Петли
- Треугольные, обеспечивающие яхтам на дистанции все виды основных курсов относительно ветра.
Часто акватория разделяется на несколько зон , в каждой из которых может быть установлена своя дистанция
По способу определения победителя
По набранным очкам (штрафным), соответственно приходом на финиш. Отделяют несколько систем (n — место в финишном протоколе, номер прихода яхты на финиш):
- «олимпийская система»: 0; 3; 5,7; 8; 10; 11,7 и т. д. n + 6 очков штрафных,
- логарифмическая N очков = lg n;
- линейная N очков = n.
По гандикапу
Гандикап это некий коэффициент служащий для исправления фактического времени прохождения дистанции яхтой. Гандикап призван учитывать скоростные потенциалы яхт. В этом способе, действительное время, затраченное яхтой на прохождение дистанции от старта до финиша исправляется с помощью этого самого гандикапа.
Гандикап вычисляется:
- по специальным формулам в результате предварительных обмеров яхт;
- от статистических данных, полученных в результате прошлых выступлений яхт.
Победитель определяется по минимальному исправленному времени.
Часто регаты проводятся по «матчевой» системе. Это гонки одинаковых яхт на короткие дистанции со спарринг — партнерами, достающимися друг другу по жребию. Проигравший спарринг — партнер выбывает из дальнейшей игры. Победитель определяется в финальной гонке.
Есть гонки с пересадками экипажей. Их проводят на яхтах разного типа, но близких по размерениям. После каждой гонки экипаж пересаживается на другую яхту. Зачет по очкам без гандикапа.
На сколь-нибудь значимых регатах худшие результаты яхт из рассмотрения просто исключаются, т. е. в зачет идут 6 гонок из 7, или 5 из 6, или 4 из 5, и т.д., кроме худшего результата.
Проводятся также регаты, парусные соревнования, без соперников:
Это, по сути, дальние спортивные плавания, как с экипажем, так и одиночек, в которых важно поойти намеченный маршрут, чем – то примечательный. Например протяженностью, сложностью районов мореплавания, удалённостью от портов. В таких плаваниях пожалуй важна «победа над собой», то есть пройти такой маршрут, который открывает возможности для других мореплавателей, делает возможным то, что казалось невозможным ранее. Дальность, продолжительность и маршрут, не лимитированы и устанавливаются (объявляются) самими спортсменами.
Есть нечто похожее на регаты: например заезды на установление рекорда скорости под парусами, который, например, в 1983 г. составлял 32 узла (59,2 км/ч), а 31.10.2006 г. был зафиксирован рекорд скорости на виндсерфере на дистанции одна морская миля равный 41,14 узла (74,87 км/ч).
Документация
Для участия в регатах создается документация, в которой описаны формальные стороны организация регат, ответственность участников. Документация регат состоит из двух блоков:
- Блок документов, разрабатываемых и распространяемых организаторами соревнований. (Положение о регате, гоночные инструкции, регламент работы мандатной, мерительной и судейской коллегий, комиссий, протоколы гонок и т. п.);
- Блок документов, представляемых участником регаты (заявка на участие, удостоверения яхтсменов, судовой билет и мерительное свидетельство яхты, декларация о применяемых парусах, страховые свидетельства и др.).
Для успешной организации и проведения соревнований обязательно наличие обоснованного необходимого промежутка времени между моментами от появления «Положения» (оно же и приглашение к участию в соревнованиях) до момента начала гонок. Проще говоря, заявка на участие в регате принимается, согласно положению о регате, до какого – то установленного времени. Ограничение принятия заявок обосновано тем, что и организатором регаты и их участникам необходимо время. Яхтсменам нужно время для прибытия к месту старта, подготовке лодки к участию в регате, а иногда и время для постройки яхты. Организаторам нужно время для подготовки всех атрибутов регаты (номерных знаков, документации, социальная программа, места для парковки яхт в порту и т.д.) и для обеспечения безопасности всех заявившихся участников.
Цели регат
Цели, которые преследуют организаторы: популяризация парусного спорта, каких либо регионов плаваний, повышение уровня выучки экипажей, выявление сильнейших, воспитание лучших человеческих качеств, поддержка лучших флотских традиций, оценка скоростных и иных качеств конструкций яхт и т.д.. Деловая часть, как правило преследует цели повышения узнаваемости тех или иных брендов, размещение рекламы, извлечение прибыли из самого события проведения регат. Часто регаты сопровождаются выступлениями артистов, чествованием памяти героев и т. д..
Цели, которые преследуют участники гонок: удовлетворение собственных амбиций, налаживание командной работы, объективная оценка, на основании результатов, своей квалификации, навыков, «разгон яхты», отработка навыков тактической и стратегической борьбы, обмен опытом, здоровый отдых и прочее.
Общие принципы, присущие всем видам парусных соревнований:
- Принцип честной спортивной борьбы;
- Единые правила поведения яхт (и яхтсменов, в первую очередь) в соревнованиях;
- Одинаковые подходы к конструкциям яхт, допускаемых к участию в соревнованиях Примечание. Яхты должны быть построены в соответствии с выработанными поколениями яхтсменов и судостроителей правилами постройки, творчество конструкторской мысли, безусловно, также присутствует.
- Требования по безопасности плавания в части оборудования и снабжения яхт.
Участвуя в регатах, яхтсмены, ориентированные на победу, используют весь имеющийся в их распоряжении арсенал знаний, опыта, материальной части и, имея перед собой подобные примеры, волей-неволей обучается чему-то новому. Ну как же брать рифы, когда рядом несут спинакеры, а в вантах уже посвистывает?! Как сохранить спокойствие и найти правильное решение, когда сосед — рукой до него достать можно — почти без ветра вдруг резко уходит? Как выиграть старт, как протестовать или отклонить протест и т.д. и т.п.
Можно найти десятки примеров и подобных загадок, на которые ни одна книга не ответит однозначно. Только лично приобретенный опыт может подсказать единственно правильное действие в сложившейся из многих компонентов ситуации гонки. Таким образом, уважаемые любители плаваний под парусами, позвольте дать вам совет: Гоняйтесь! Гоняйтесь не за призами — за опытом и знанием.
Гонка должна приносить удовлетворение, радость. Обстановка, атмосфера и на борту и на пирсе должна быть по сути праздничная! Сама попытка примериться к себе подобному многого стоит, а уже перенять кое-что у профи — тем более.
Регаты, гонки — это не наука и не работа, даже если яхтсмен — профессионал. Регаты — это экзамен для всех сторон человека. Результат участия в регате зависит от того, насколько яхтсмен развит физически, какой он обладает квалификацией, насколько у него развиты интуитивные способности, способность сохранять расчетливость в самых сложных условиях противодействия с природой и соперниками, от способности яхтсмена взаимодействовать в команде и даже от того насколько он может обеспечить себя материально. Такой экзамен пойдет на пользу любому человеку и пожалуй его стоит проходить как можно чаще.
Обмеры яхты
Яхты, намеревающиеся участвовать в гонках, должны быть обмерены.
Обмер яхт, это процесс, состоящий из:
- Физических измерений, описания, взвешивания яхт.
- оформления, вычисленного гандикапа и других параметров яхты в виде документов.
Яхты, обладающие мерительными документами могут принять участие в регатах проводимых для тех классов яхт, в которых был проведен обмер.
Записывайтесь в нашу гоночную школу или примите участие в регатах вместе со Skipperclub!
Источник: skipperclub.ru
Парусный спорт. Парусный спорт в России
Благодаря огромной территории, на которой расположена Российская Федерация, население страны имеет отличную возможность развивать все возможные виды спорта. Альпинисты совершенствуют свои навыки благодаря горам Алтая, Урала, Якутии, Астрахани и другим грозным возвышенностям. Наличие большого количества рек и морей позволяет осваивать различные виды гребли, серфинг, парусный спорт и прочие. О последней категории и пойдет речь в данной статье.
Голландские истоки
Парусный спорт насчитывает долгую историю своего существования. Его развитие началось с момента зарождения судоходства и судостроительства. Еще шесть тысяч лет назад, когда наилучшим способом передвижения являлись морские и речные пути, роль паруса уже была велика. С выходом кораблей в открытый океан его значение лишь усилилось.
Изначально парусный спорт начал развиваться в тех странах, население которых, благодаря географическому расположению местности, передвигалось из одного населенного пункта в другой преимущественно по воде. Первым государством, на территории которого зародился яхтинг, стала Голландия. Через некоторое время англичане переняли данный вид спорта.
В семнадцатом веке впервые в истории были проведены парусные гонки. Через некоторое время на территории Европы появились и первые яхт-клубы. Спустя несколько столетий парусный вид спорта обрел популярность в Америке. А затем он перекочевал и в Россию. Происхождение слова «яхта» имеет голландские корни.
В переводе с национального языка страны ветряных мельниц и тюльпанов оно означает «моторное, парусно-моторное или просто парусное средство для передвижения по воде». Это слово отлично прижилось и во многих других государствах.
Нововведения Петра I
Парусный спорт в России насчитывает трехсотлетнюю историю развития. Инициатором продвижения этого вида деятельности является реформатор и новатор Петр I. Как известно, царь всея Руси любил всяческие новшества и нововведения.
Так, в восемнадцатом веке, путешествуя по территории Голландии, Петр I заметил, что в выходные и праздничные дни огромное количество людей развлекается, выходя в море на небольших судах с парусом. По возвращении в Россию царь возводит Санкт-Петербург. Там же он формирует флот и кладет начало морскому судостроению.
1718 год по праву считается годом появления на территории России первого парусного клуба. Он находился под началом «Невского флота», состоящего из ста сорока яхт. Дети дворян принудительно отправлялись на обучение яхтенному мастерству. Они изучали морское дело, ходили под парусом, участвовали в различных соревнованиях и т. д.
Забытый и возрожденный
После смерти императора созданный из-под палки «Невский флот» был распущен. С того времени и вплоть до середины девятнадцатого века парусный спорт в России находился в состоянии зародыша и никак не развивался. В 1846 году Николай I решил возродить яхтинг и издал указ о создании санкт-петербургского яхт-клуба. Первые соревнования были проведены через год.
Местом организации мероприятия был Финский залив. На трассу протяженностью в двенадцать километров вышли 7 яхт различного вида и водоизмещения. Экипаж каждого судна составляли военнослужащие Балтийского флота. Вес самой маленькой яхты составлял 51 тонну, а самой большой – 257. Победу в данном состязании одержал «Варяг».
Растущая популярность
С тех самых пор подобные соревнования стали проводиться несколько раз в год. В конце девятнадцатого века на территории страны было официально зарегистрировано множество яхт-клубов. На тот момент их количество превышало сотню. Москва, Варшава, Санкт-Петербург, Киев и многие другие населенные центры с упоением развивали парусный спорт.
Фото проходивших соревнований и тренировок, а также разнообразные статьи на данную тематику выпускались многими яхт-клубами. Периодические издания печатались ежемесячно и пользовались бешеной популярностью среди поклонников данного виды спорта.
Участие в международных соревнованиях
Весной 1912 года произошло знаменательное событие. Именно тогда был создан Российский парусный гоночный союз. Первыми его членами были избранные яхт-клубы Санкт-Петербурга. Спустя несколько недель эта организация была принята в состав Международного союза парусных соревнований.
Данное членство позволило российским яхтсменам принять участие в пятой Олимпиаде, проходившей в Стокгольме. Одна из пяти российских команд завоевала на соревнованиях бронзовую медаль.
Неспокойное время
Произошедшие следом Первая мировая война и Октябрьская революция стали своеобразным стопором развития яхтенного мастерства. Многие члены клубов уехали за границу, оставив народу свои лодки. Те были национализированы и использовались для патрулирования прибрежных территорий. Появился специальный Морской отряд.
Там добровольцы изучали навигацию, морскую практику, сигнальное дело и прочее. Стоит отметить, что Морской отряд – первая школа парусного спорта на территории Советского Союза. В неспокойное военное время для усиления военной мощи яхт на их палубах устанавливались пулеметы, экипаж был вооружен винтовками и ружьями.
Благодаря слаженным действиям членов Морского отряда, было отражено много английских атак. Экипажи некоторых судов составляли юнги Балтийского и других флотов. Благодаря отличной методике обучения, Морской экипаж Петроградского округа, созданный в 1921 году, успешно «ковал» кадры для Красной армии. Кроме этого, отряды учреждения проводили различные соревнования, водные праздники и прочие мероприятия.
«Железный занавес»
Яхтсмены оказали громадную помощь во время Великой Отечественной войны. После ее окончания спортсмены СССР не имели возможности участвовать в соревнованиях международного класса. Из-за «железного занавеса» присутствие на Европейских состязаниях яхтенных команд Советского Союза также было нежелательно. Однако это никоим образом не мешало спортсменам оттачивать мастерство на водных просторах родной страны. Онежское, Ладожское, Белое и другие озера, а также моря России позволяли не только тренироваться, но и проводить разнообразные соревнования.
С изменением политического строя в стране менялось и отношение к ней других государств. Постепенно представители парусного спорта из России стали известны и за рубежом. В настоящее время практически на каждых соревнованиях международного класса можно встретить нашу сборную, тренером которой является мастер спорта Ванин Сергей Николаевич.
Современное положение дел
Начало двадцатого века ознаменовалось появлением первого международного союза парусного спорта. Под таким названием организация просуществовала вплоть до 1996 года. Тогда она стала известна как Международная федерация парусного спорта. За два года напряженной деятельности данное учреждение объединило под своим крылом более ста мелких аналогичных ведомств, расположенных в различных странах.
На данный момент парусный спорт представляет собой вид спортивной деятельности, в которой участники соревнуются друг с другом, применяя различное снаряжение. Сюда относят суда и лодки, специальные сани, передвигающиеся по снегу и льду, тележки, способные перемещаться по твердой поверхности. Все эти средства имеют единую общую черту – парус. Сегодня рассматриваемый вид деятельности распространен по всему миру. Огромное количество соревнований то и дело проходят в различных уголках планеты.
Зимний кайтинг
Существует несколько видов парусного спорта. Гонки на ялах (яхтах-одиночках), регаты, кайтинг, зимний виндсерфинг и т. д. проводятся более чем в пятидесяти странах мира. Мнение, что наилучшей порой года для парусного вида спорта являются теплые сезоны, ошибочно. Время морозов и снегопадов также способствует занятиям кайтингом и виндсерфингом.
Первая категория – наиболее прогрессивный сегодня зимний парусный спорт. Для кайтинга необходим воздушный змей. Второе его название – «кайт». Он имеет различные размеры, что позволяет «ловить» ветер различной силы. Стоит отметить, что кайтинг всесезонен. В зависимости от погоды меняется только оборудование. На снегу это лыжи, сноуборд.
Коньки станут лучшим подспорьем на льду, на воде используются доски для серфинга или твинтип, а на земле – ролики, багги и маунтэнборды.
Сноукайтинг очень популярен на территории России. Попробовать свои силы в данном виде спорта может любой желающий. Не имеет значения ни вес, ни комплекция, ни возраст человека. По сравнению с другими направлениями парусного спорта, оборудование для кайтинга не характеризуется высокой стоимостью.
Источник: fb.ru