Как называется спасательная лодка на корабле

дубель-шлюпка — беспалубное судно, ходившее под парусами и на веслах; употреблялось в XVIII столетии для прибрежных операций; суда эти, вооруженные небольшой артиллерией, употреблялись в XVIII в. в войне с Турцией для действий в лиманах.

Найдено 4 изображения:

Изображения из описаний на этой странице
(от голл. sloep)

беспалубное деревянное, металлическое или пластмассовое судно. Ш. бывают гребные и самоходные (с двигателем внутреннего сгорания). Большинство гребных Ш. имеют также парусное вооружение со съёмными мачтами. Делятся на корабельные (военные), спасательные и рабочие для гражданских морских судов, спасательные для озёрных и речных судов, береговых спасательных станций и спортивные. У одноместной Ш. (тузик) длина менее 3 м, у 22-весельной морской Ш. (Баркас) — более 11,5 м.

ШЛЮПКА, -и, ж. Гребная, парусная или моторная лодка с прочным широкимкорпусом. Судовая, корабельная ш. Прогулочная ш. Спустить шлюпки на воду (спалубы корабля). II прил. шлюпочный, -ая, ое.

Ньюмакс. Серия 4 — дополнение 1. Реальный запуск спасательного плота. Судовой журнал

шлюпка ж. 1) Гребная лодка на судне, спускаемая при необходимости на воду. 2) Любое небольшое гребно-парусное или моторное судно, отличающееся от обычных лодок более крепким корпусом.

шлюпка
ж.
(ship‘s) boat
гребная шлюпка — pulling boat
парусная шлюпка — sailing boat
спасательная шлюпка — life-boat

шлюпка шарпи, ялик, аутригер, тузик, туз, каик, гичка, ял, лодка, баркас, шлюпочка, восьмерка, вельбот Словарь русских синонимов. шлюпка сущ., кол-во синонимов: 24 • аутригер (3) • баркас (7) • веджер-бот (1) • вельбот (1) • виф (1) • восьмерка (11) • гардкот (2) • германизм (176) • гиг (4) • гичка (4) • ела (6) • каик (5) • лангбот (1) • лодка (122) • парусинка (2) • проститутка (202) • туз (38) • тузик (4) • финка (11) • шарпи (1) • шлюпочка (1) • шлюпчонка (1) • ял (6) • ялик (3) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: аутригер, баркас, веджер-бот, вельбот, виф, восьмерка, гардкот, германизм, гиг, гичка, каик, лангбот, лодка, проститутка, туз, тузик, шарпи, шлюпочка, ял, ялик

Шлюпка дубель-шлюпка — беспалубное судно, ходившее под парусами и на веслах; употреблялось в XVIII столетии для прибрежных операций; суда эти, вооруженные небольшой артиллерией, употреблялись в XVIII в. в войне с Турцией для действий в лиманах.

Источник: slovaronline.com

§19.2. Спасательные шлюпки. Классификация и требования

На фото спасательные шлюпки а)закрытого и б)открытоготипа

Спасательная шлюпка предназначена для спасения пассажиров и экипажа судна, терпящего бедствие, и людей, упавших за борт.

Основной характеристикой спасательной шлюпки является пассажировместимость.
Согласно Конвенции SOLAS, пассажировместимость не может превышать 150 человек, а максимальная масса с людьми и снабжением – 20300 кг.

☢ Запуск спасательной шлюпки в свободном падении

Судовые спасательные шлюпки подразделяются:
1. По материалу корпуса:
— металлические (стальные или из алюминиево-магниевых сплавов),
— деревянные (наборные или клееные) и пластмассовые;
2. По типу движителя:
— весельные, парусные и винтовые (с приводом от мотора или с ручным механическим приводом);
3. По форме корпуса:
— вельботного типа,
— с транцевой кормой,
— открытые.
— герметически закрытые;
4. По размерам.

Требования к конструкции спасательных шлюпок изложены в СОЛАС—74 и Правилах Регистра РФ:
— Спасательная шлюпка, в которой разместилось полное количество людей, на которое она рассчитана, и имеющая необходимое снабжение, должна сохранять положительную остойчивость и достаточную высоту надводного борта.
— Длина спасательной шлюпки не должна быть менее 7,3 м, исключая случаи, когда вследствие размеров судна или по другим причинам установка таких шлюпок
— Масса спасательной шлюпки с людьми и снабжением не должна превышать 20 300 кг, а вместимость не должна быть более 150 человек.
— Плавучесть должна быть достаточной для поддержания на плаву шлюпки с ее снабжением, когда она залита водой и открыта морю.

Читайте также:  Вельбот 390 вес лодки

Кроме того, должен быть предусмотрен запас плавучести посредством дополнительного объема водонепроницаемых воздушных ящиков.
Объем воздушных ящиков должен быть не менее 1/10 валового объема шлюпки.
Объем внутренних средств плавучести спасательной шлюпки с механическим приводом или моторной спасательной шлюпки должен быть увеличен для компенсации веса механического привода или мотора.

Количество людей, размещаемых на спасательной шлюпке, предварительно определяется по ее валовой вместимости из расчета не менее 0,226 м3 на одного человека.
При этом размер сидения должен быть по длине не менее 450 мм на человека.
Окончательно количество людей устанавливают при проведении испытаний, позволяющих определить, какое количество взрослых людей в спасательных жилетах может разместиться в ней, не мешая гребле и управлению шлюпкой.

Спасательные шлюпки должны быть устроены так или должны иметь специальные приспособления, чтобы можно было поднять на борт из воды беспомощных людей.

Моторные спасательные шлюпки должны быть оборудованы двигателем с реверсивным устройством, позволяющим осуществлять задний ход.

Мощность двигателя должна быть такой, чтобы обеспечивать скорость на переднем ходу на спокойной воде не менее 6 уз — для шлюпок пассажирских, нефтеналивных и промысловых судов и не менее 4 уз — для спасательных шлюпок судов других типов.

Запас топлива должен обеспечивать работу двигателя не менее 24 ч на ходовом режиме. Двигатель должен приводиться в действие вручную в течение 1 мин в любых условиях, возможных при эксплуатации судна.

Спасательные шлюпки с механическим приводом с полным снабжением и штатным количеством людей должны иметь привод, развивающий мощность, достаточную для того, чтобы на спокойной воде из положения «Стоп» шлюпка могла пройти за первые 2 мин расстояние не менее 150 м, а на установившемся ходу — за 4 мин расстояние не менее 450 м (иметь скорость примерно 3,5 уз).

Спасательные шлюпки нефтеналивных судов должны быть изготовлены с таким расчетом, чтобы они выдерживали воздействие пламени с температурой не менее 1200 °С в течение не менее 10 мин.

Во время прохождения шлюпкой зоны огня на воде температура внутри шлюпки в течение не менее 5 мин не должна превышать 60 °С.

Шлюпки должны быть сконструированы так, чтобы они из любого положения приходили в нормальное.

Управление спуском танкерной шлюпки должно быть изнутри шлюпки.

Шлюпка должна быть оборудована системой сжатого воздуха, обеспечивающей безопасность людей и бесперебойную работу двигателя не менее чем на 10 мин

Моторные спасательные шлюпки и спасательные шлюпки с механическим ручным приводом на гребной винт могут не иметь мачты и парусов, но должны иметь не менее четырех плавучих весел с шестью уключинами и 2 отпорных крюка.

Эти шлюпки, кроме всего перечисленного, должны быть снабжены, по крайней мере, одним расположенным в легкодоступном месте переносным пенным или другого типа огнетушителем, одобренным Регистром РФ.

Моторные спасательные шлюпки со скоростью не менее 6 уз, устанавливаемые на суда, за исключением нефтеналивных, должны оборудоваться шлюпочным прожектором с лампой мощностью не менее 80 Вт.

Источник энергии, питающей прожектор, должен обеспечивать работу лампы в течение 6 ч, в том числе непрерывную ее работу в течение, по крайней мере, 3 ч

Все предметы снабжения должны быть по возможности компактными, иметь удобную и прочную упаковку и, за исключением отпорного крюка, быть закрепленными в шлюпке на штатных местах.

Окраску и маркировку спасательной шлюпки выполняют яркими несмываемыми красками.

Все надписи на шлюпке делают ясными буквами и знаками.
В носовой части с обоих бортов должны быть надписи, указывающие название судна, порт приписки, размеры шлюпки и количество людей, которое допускается в ней разместить.

Читайте также:  Лодка дельта 310 характеристики

Номер шлюпки (нечетные номера — для шлюпок, размещенных на правом борту, считая от носа судна, и четные — для шлюпок на левом борту судна) наносят в носовой части шлюпки ниже других надписей.

Источник: samvguvt.livejournal.com

Спасательные средства

На морях и океанах с давних пор действует непреложный закон — при авариях на первом месте стоит спасение жизни человека. Спасательные средства, применяемые на судах, делятся на индивидуальные и групповые. К индивидуальным спасательным средствам, которые согласно инструкции должны быть предусмотрены для каждого члена команды и каждого пассажира, относятся спасательные нагрудники и жилеты. Спасательные нагрудники изготовляются из материалов, которые намного легче воды. Они предназначены для поддержания человека на воде в положении, показанном на рисунке с. Нагрудники снабжены свистками и сигнальными фонарями для того, чтобы днем подавать акустические сигналы, а ночью — оптические.

Спасательные жилеты

а — надувной спасательный жилет; b — спасательный нагрудник; с — положение на плаву при надетом спасательном нагруднике. 1 — сигнальный огонь.

Спасательные жилеты сделаны из резины и наполнены воздухом. Их надувают ртом либо наполняют, инертным негорючим газом (например, СО2) из небольшого баллона. Жилеты, как и нагрудники, снабжены фонарями, свистками или другими сигнальными устройствами, например маленькими факелами, при горении которых образуется дым оранжевого цвета, красными ракетами, которые можно зажигать непосредственно рукой, порошком, окрашивающим воду в яркий цвет, и т. д. Для облегчения поисковой работы спасательных команд жилеты и нагрудники, которые раньше имели белый или серый цвет, в настоящее время окрашивают в яркий оранжевый цвет, так как опытами установлено, что этот цвет больше всего бросается в глаза.

Спасательный круг с сигнальным огнем находящейся на леерном ограждении

Спасательные круги также относятся к индивидуальным спасательным средствам. Они наполнены пробкой или каким-либо другим материалом, который намного легче воды, обтянуты парусиной и раскрашены ярко-красными или ярко-оранжевыми полосами. Круги снабжаются сигнальным фонариком, который прикрепляется к ним линем и зажигается сам после выбрасывания спасательного круга на воду.

Применение спасательного круга с сигнальным огнем

К групповым средствам спасения относятся прежде всего шлюпки всех типов. Они являются самыми древними из известных средств спасения. На печатях средневековых портовых городов находят изображения судов, уже имеющих небольшое количество шлюпок на палубе. В течение многих столетий, почти до недавнего времени, типичной спасательной шлюпкой была открытая гребная шлюпка (рис. а).

В настоящее время такие шлюпки изготовляют из дерева, металла или пластмассы. Для повышения плавучести они снабжаются герметичными воздушными оцинкованными ящиками из коррозионно устойчивой листовой стали. Вдоль обоих бортов натянуты веревки, за которые может ухватиться потерпевший. В герметичных цистернах хранятся пресная вода и запасы продовольствия, а также сигнальные ракеты, медикаменты, а иногда и переносные радиостанции.

Спасательные шлюпки

а — открытая гребная; b — закрываемая моторная; с — закрытая пластмассовая моторная; d — закрытая алюминиевая моторная; е — закрытая моторная для танкеров. 1 — подвижное закрытие; 2 — люк; 3 — световой сферический люк; 4 — смотровая рубка; 5 — рулевая рубка.

Спасательные открытые шлюпки больших размеров снабжены двигателем, который приводится в движение либо вручную через кривошипно-шатунный механизм, либо от дизеля. В последнее время появилось много спасательных шлюпок новых типов (рис. b). Все они отличаются современными формами, имеют закрытое помещение для пострадавших и снабжены механическим приводом. Некоторые шлюпки (рис. е) изготовляют из несгораемых материалов.

Шлюпка с Титаника (Фото сделано пассажиром судна «Корпатия»)

Спасательные шлюпки помещаются под шлюпбалками. На судах старых типов шлюпки подвешивались к шлюпбалкам, которые вращались вручную. Такую конструкцию еще можно встретить на больших учебных парусных судах. Для того чтобы спустить шлюпки на воду, нужно шлюпбалки повернуть поочередно в направлении стрелки, и шлюпка окажется по другую сторону борта.

Читайте также:  Надо ли снимать с учета лодочный мотор при продаже

Путем медленного травления талей шлюпка спускается на воду. Со стального топрика, удерживающего шлюпбалки, свисают спасательные шкентели с мусингами. Пассажиры шлюпки держатся за них при спуске шлюпки или при аварийном спуске в шлюпку с палубы судна и поднятии из шлюпки на палубу.

Поворотные шлюпбалки

1 — топрик; 2 — шлюп-тали; 3 — бакштаги; 4 — шлюпбалка

Откидная шлюпбалка

1 — стрела шлюпбалки; 2 — станина шлюпбалки; 3 — лопарь шлюп-талей; 4 — шлюпбалка после поворота

Заваливающаяся шлюпбалка

1 — винт; 2 — стрела шлюпбагки; 3 — шлюпбалка после поворота

Большие и тяжелые спасательные шлюпки прикрепляют к шлюпбалкам, которые поворачиваются за борт с помощью механических устройств. На рисунке выше в центре показано, как шлюпка путем поворота шлюпбалки спускается на воду посредством троса, намотанного на барабан, который приводится во вращение электродвигателем. Другой способ заключается в том, что шлюпбалка поворачивается при помощи ходового винта, приводимого в движение кривошипно-шатунным механизмом.

Гравитационная шлюпбалка

1 — стрела шлюпбалки; 2 — станина шлюпбалки; 3 — ролики; 4 — шлюпбалка после вываливания за борт

Гравитационная шлюпбалка с направляющей

1 — стрела шлюпбалки; 2 — лопарь шлюп-талей; 3 — направляющая станины; 4 — ролики; 5 — шлюпбалка после вываливания за борт

Расположение шлюпбалок с направляющими на борту судна

1 — двойная шлюпочная лебедка

Для больших и тяжелых шлюпок применяются шлюпбалки, скользящие на роликах по специальным направляющим станинам. На судах с большим числом членов экипажа и пассажиров (пассажирские суда, пассажирские морские паромы, рыбообрабатывающие суда и т. д.) спасательные шлюпки ставят в ряд вдоль всей верхней палубы, как показано на рисунке выше справа. В этом случае для двух соседних спасательных шлюпок используется общая шлюпочная лебедка.

Жесткие спасательные плоты

а — в собранном виде; b — четырехугольный; с — круглый. 1 — тент: 2 — пластмассовое основание.

Другим групповым средством спасения является плот. Плоты снабжены запасами пресной воды и продовольствия, медикаментами и средствами сигнализации. Плоты наряду со спасательными шлюпками служат в качестве дополнительного спасательного средства (исключением являются боевые корабли). Существуют жесткие и надувные спасательные плоты.

Жесткие спасательные плоты снабжены воздушными ящиками. На плавучее основание натянут, как правило, навес из водоотталкивающей ткани для размещения пострадавших. Жесткие плоты выбрасываются за борт. Потерпевшие из воды забираются на плот. Надувные плоты хранятся на судне в специальной упаковке (рис. а). После выбрасывания в воду плоты надуваются автоматически (рис. b).

В данном случае потерпевшие также должны забираться на плот из воды. Иногда на пассажирских судах представляется возможность надуть плот на палубе, посадить туда людей и только после этого спустить на воду (рис. с).

Надувной спасательный плот

а — плот в пластмассовом футляре; b — процесс заполнения газом автоматически надуваемого плота; с — спуск плота на канате. 1 — пусковое устройство; 2 — опора; 3 — судовой кран для вываливания шлюпки.

Спасательным средством, которое иногда применяется для спасения команды севшего на мель судна, является канатный транспортер. Он имеет вид корзины или снасти и подвешивается к канату, соединяющему спасательное судно с терпящим бедствие судном. Потерпевший или член спасательной команды (например, врач, пожарник и т. д.) садится в транспортер и передвигается от одного судна к другому. Для прокладки подвесной канатной дороги между двумя судами используется устройство, изображенное на рисунке ниже. Из этого устройства можно выстрелить метательным снарядом с прикрепленным к нему канатом на расстояние от 200 до 250 м. После налаживания связи между обоими судами с помощью каната прокладывается другой, более толстый канат, по которому можно транспортировать людей.

Источник: seaships.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...