Викинг, слово, приводившее в ужас всех тех, кто жил в Западной Европе в 10 столетии, произошло от слова «викья» или же «вик». Это древнескандинавские слова, перевод которых звучит как залив и поворачивать. Населенная северными германцами Древняя Скандинавия называла викингами людей, которые участвовали в грабежах при морских походах.
Скандинавский полуостров, а точнее его самая большая часть состоит из гор, которые очень трудно пройти самому, а Норвежские берега усыпаны узкими заливами. Поэтому для людей с севера (норманнов) построение кораблей стало самой неотъемлемой частью жизни, так как ни воевать, ни торговать без флота было совершенно невозможно.
Особенности кораблестроения Скандинавии
Изобилия дубов как на Руси, в Скандинавии, конечно же не было, поэтому дальние предки норвежцев и датчан приучились делать килевые корабли, а назвали их так, потому что основой судна была балка, которая называлась килью. Корпус кораблей состоял из еловых досок а закреплялось это все на заклепки из железа. В наше время, чтобы получить из бревна доску достаточно распилить ее, а вот в то время бревна раскалывались с помощью специальных станков.
Fiskars FinnSailer 35 — Скандинавская морская легенда. Продается в Греции. Рефит 2021
Суда викингов имели идентичную форму — одинаковая корма и нос, слегка острые и корпус, который суживался от центра к концам лодки. Данная форма в то время считалась довольно таки удачной, так как и в наше время доводится ее видеть, к примеру, в спасательных шлюпках.
Корабли, которые были предназначены для войны носили имя “драккар” или же “дракон“. В длину драккар доходил до 31 метра и имел вместительность до 75 воинов. Драконы приводились в движении при помощи весел и парусов, которые имели своеобразную прямоугольную форму.
Для придания грозного вида, викинги украшали свои драккары щитами, и подбирали паруса с изображением скандинавских богов. Такие судна являлись самими быстрыми кораблями, которые в свою очередь имели очень маленькую посадку, а так же очень низкий борт. Но викинги сооружали не только быстроходных драккаров, также у них были ладьи, которые называли «скейд».
Суда викингов для торговли
На самом деле люди Скандинавии не всегда нападали на своих соседей и устраивали войны против них, также они были хорошими торговцами, причем у них был свой «бизнес» в самой древней столице нашей Руси — Ладоге. Корабли для торговли называли «Суда викингов». По размерам кнорр и драккар очень отличаются друг от друга, но у первого более низкая посадка в воде и высокий борт. Такими сделали торговые суда для того, чтобы они могли принимать на свой борт большое количество провизии или иного товара. Для того, чтобы все купленное уместилось в корабле, у самой мачты норманны сооружали трюм, в котором могла уместиться значительная часть товара.
САМЫЙ ЛУЧШИЙ СПОСОБ НАБОРА И ЗАБРОСА КАСТИНГОВОЙ СЕТИ АМЕРИКАНСКОГО ТИПА. ЭТОТ УРОК НАУЧИТ ЛЮБОГО!!!
Судостроительные традиции Древней Скандинавии остались на Руси, в которой северные купцы очень часто отоваривались. И если вам когда нибудь удастся попасть в северную деревню, и там вы сможете лицезреть остроносое судно с килем будьте уверенны, это родственник могущественного и быстроходного драккара!
Источник: sea-man.org
Скандинавская лодка
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир Значение слова в словаре Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
м. арх. вообще, беломорская лодка; обычно на 4-10 весел, с двумя шпринтовными (четвероугольные, с древком долонью, с угла на угол) парусами; ходят по рекам и в море, на промыслы. Холмогорский карбас больше, с казенкою в корме. Сиб. большая плоскодонная .
Википедия Значение слова в словаре Википедия
Ка́рбас , также карба́с и карбус , — парусно-гребное промысловое и транспортное судно среднего размера, одно из основных у поморов и распространённое у других жителей Севера и Сибири , начиная не позднее чем с XV и до середины XX века. Для поморского диалекта .
Примеры употребления слова карбас в литературе.
Началось оно вскоре после того, как Рябов с Горожаниным из монастыря ушли: Агафоник и настоятель в злобе вовсе поприжали служников, за рябовский карбас с них со всех потребовали, даже с салотопников, со всех до единого служников, и что у кого зажито промыслом либо рыбачеством — в залог побрали.
Проводную деньгу, что идет от корабельщиков лоцману, со всей честностью и без воровства будешь отдавать отцу Агафонику на новый карбас и снасть.
Через несколько недель видели их обоих, отплывающих в море на обыкновенном беспалубном карбасе.
Губастый малый из кружала с воплем провалился меж карбасом и лодьей, а когда Рябов его выдернул из воды, у губастого от страха побелели глаза — узнал кормщика.
Лавок у него нет, есть только несколько карбасов для прибрежного лова, засольный пункт да три ставных невода на семгу.
У нас же — шхуна, бот, тресковые елы, карбаса, ставные невода, твой засольный пункт, мой завод.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Источник: xn--b1algemdcsb.xn--p1ai
Корабли
Корабли викингов делились на два главных типа – боевые драккары (draken — по-шведски, drekar — по-норвежски, по-исландски) и торговые кнорры (knarr, кнар). Первые были уже и легче для достижения максимальной скорости. Экипаж мог достигать 80, 100 людей, но в среднем эта цифра была примерно 40-60 скандинавов.
На рисунке показана эволюция кораблей во времени. Внизу шкала футов. Изображение взято из Энциклопедии “Исчезнувшие цивилизации” – “Викинги: набеги с севера”.
1-й корабль относится к периоду с 500 по 300 г. до н.э. Датская лодка хьортспринг.
2-й корабль – нюдамский, середина IV века н.э. Он также как и хьортспринг не имел паруса и приводился в движение с помощью вёсел.
3. Норвежский квалсундский корабль 750 г. н.э. имел киль и был более крепким. Возможно, на нём уже использовался парус.
4. Знаменитый осебергский корабль использовался для ритуальных целей. 800 — 850 гг.
5-й корабль – гокстадский 850 г. Прочный киль, широкий, большой парус.
6. Корабль типа кнорр. Высокие борта позволяли перевозить большое количество груза.
7. Последний корабль был построен примерно в 1000 г. Это самый большой найденный драккар. Длина – 100 футов (30 метров).
Одно из самых значимых археологических открытий в этой области – находка во фьорде Роскильде (Дания), недалеко от города Скульделев. Были обнаружены сразу пять затопленных кораблей. Каждому присвоили имя “Скульделев” со своим индексом. Два последних корабля из нашего списка как раз из этого списка: Скульделев – 1 и Скульделев – 2.
Имея такой богатый материал, современные корабельные смогли смастерить настоящие прототипы драккаров прошлого. В 1893 г. и в 1991 г. разные корабли успешно преодолевали путь то Норвегии до Ньюфаундленда (Канада), по древнему мореплавательному пути скандинавов.
Корабли викингов – это плод настоящего искусства – искусства изготовления быстрых и прочных кораблей. Именно культ драккаров, культ мореплавания позволил древним скандинавам стать такой грозной военной волной для других народов. На период экспансии никто не обладал такими совершенными технологиями. Их корабли могли преодолевать быстро большие расстояния и переносить достаточно многочисленный и динамичный отряд.
Корабль для викинга – это его второй дом. Многие исследователи находят его очень схожим с наземным жилищем скандинавом. Общая структура одна и та же. Каждый воин имел свой угол на драккаре. У него была своя скамья, где он спал, либо сундук, который использовался тоже для сна, а также для хранения всей утвари воина – оружие, трофеи.
В древности иметь свой корабль – это наивысшая ценность. Практически ничего не было дороже из имущества, чем гениально изготовленный морской дракон.
Каждый корабль отождествлялся с живым существом. Он имел своё уникальное имя. Как и любое животное у него был свой нос и хвост, которые были соответственно украшены. Зачастую, передняя часть корабля представляла собой голову мифического животного. Чаще – дракона.
Он и отгонял злых духов, и просто наводил умопомрачительный страх противнику.
Самые длинные ладьи имели 50 метров в длину. “Длинный змей”, принадлежащий норвежскому королю Олафу Трюггвасону, был длиной 37 метров.
Источник: fiord.org