В случае крушения самолета поможет вряд ли, но от травм при резких маневрах или жесткой тряске убережет – летчики начали использовать шлемы на самой заре авиации. За первые модели взяли кожаные шлемы, которые использовали автомобилисты. Со временем, когда самолеты начали появляться на фронтах сначала Первой, а потом Второй Мировой войн, когда самолеты начали подниматься выше, туда, где не хватает кислорода, когда потребовалась непрерывная связь с «землей» летные шлемы совершенствовали.
Наушники, подключение к кислородным баллонам, информация о состоянии самолета на визоре, и даже виртуальная реальность в реальном полете – фактически, сегодня летчики в полете используют полноценный компьютер – совсем не то, что образцы начала ХХ века.
Защитить голову пилота, например, во время посадок, которые на заре самолетостроения были сильно жестче, чем сейчас – и из-за конструкции самолетов, и из-за менее ровных посадочных полос – было основной задачей летных шлемов. Хотя и материалы были гораздо менее прочными и легкими – кожа, ткань и дерево, в том числе пробковое. Именно пробковые шлемы были популярны во времена Первой Мировой войны.
Шлем советских летчиков ЗШ 5А — обзор!
Тонкую внутреннюю тулью шлема с козырьком образца 1914-1915 годов делали из пробки. Изнутри обивали стеганой ватой и обклеивали хлопчатобумажной тканью. Верхнюю часть шлема, на которую приходился основной удар в случае аварии, тоже делали из пробки, но более толстой, а снаружи обклеивали толстой тканью или кожей.
Пустоту между частями шлема заполняли, по разным данным, опилками или тонкой железной стружкой. Первые летные шлемы только защищали уши от громких звуков и ветра – связи с небом еще не было. А чтобы не лишать пилотов слуха полностью, в тех частях шлемов, которые закрывали уши, делали отверстия. В середине 1920-х годов появились первые средства авиационной связи, в шлемы летчиков начали устанавливать наушники и микрофоны, а название головного убора сменилось на «шлемофон».
Сегодня их можно часто видеть в военных фильмах: кожаные, плотно прилегающие к голове шлемы с наушниками. Тесемки по бокам удерживали летные очки, зимние варианты утепляли мехом, а летние могли полностью быть сшиты из ткани. Советские шлемофоны были практически полной копией немецких вариантов, за годы войны они стали настолько популярны, что их использовали и до 50-х годов. Появлялись обновленные версии, но общий дизайн практически не менялся – добавляли новые лямки, например, для крепления кислородных масок, устанавливали металлические застежки, меняли варианты подкладок.
Кожаные шлемофоны стали основой для нового поколения защитных шлемов, которые начали выпускать с 60-х годов для пилотов реактивных самолетов того времени. Увеличение скорости подталкивало к более высокому уровню защиты, который требовался, в том числе, во время катапультирования. ЗШ-3 стал одним из первых шлемов, визуально напоминающим современные устройства, хотя фактически, это было отдельная каска с откидными щитками и светофильтром, который опускался вручную при необходимости. А под каску надевался шлемофон, общий вид которого практически не изменился со времен Второй Мировой войны.
ЗШ-5 уже выпускали в виде единого изделия, без отдельного подшлемника, а светофильтр опускался автоматически во время катапультирования. Эта модель остается популярной в странах третьего мира, которые закупали самолеты и снаряжение для пилотов у Советского Союза.
Летные шлемы советского выпуска уже похожи на современные устройства, хотя нынешняя электронная начинка в разы обгоняет предшественников.
В шлемы начали устанавливать системы целеуказания. Первые разработки появились тоже во времена Советского Союза, в 80-х годах. Устройство, прикрепленное к шлему, создает оптическую иллюзию прицела, датчики на шлеме следят за поворотами головы. Зафиксировать воздушную цель можно даже в том случае, если она находится за пределами целеуказателя самолета на лобовом стекле, нет необходимости разворачивать машину, достаточно посмотреть на точку, которую нужно захватить. А вслед за головой пилота разворачивается и головка самонаведения ракеты.
В современных шлемах используют системы ночного видения, дальномеры и тепловизоры. А на экран перед глазами, при необходимости, выводится вся информация о полете – такие системы начали выпускать после того как совместили индикаторы на лобовом стекле самолета и нашлемные целеуказатели. Максимально комфортная для пилотов система, которая четко передает изображение окружения в любую погоду с возможностью его увеличить и уменьшить, распознает своих и чужих, захватывает и удерживает цели, получила название «Божий глаз».
Эта система работает через инфракрасные камеры, установленные на фюзеляже самолета. Информация с датчиков передается на бортовой компьютер самолета, который объединяет все данные в единую систему и выводит на экран перед глазами пилота. Даже посмотрев на пол кабины, пилот видит «сквозь» нее.
Это дорогая система – шлемы подгоняют под пилотов индивидуально, учитывая форму головы и лица. Одно устройство стоит до 400 тысяч долларов, из-за сложности изготовления и цены они пока не получили широкого распространения. Хотя и банальные наушники с микрофоном, которые позволили общаться пилотам с «землей» тоже когда-то, в первой половине ХХ века, были роскошью.
По материалам из открытых источников
Источник: scientificrussia.ru
Обзор летных шлемов
Обзор летных шлемов.
Шлемы летчиков — это не просто функциональные устройства. Мы смотрим на них, и можем видеть, как перед нами разворачивается вся история авиации. Дизайн их прошел путь от примитивных кожаных шапок с тяжелыми очками (которые сейчас можно увидеть разве что в стимпанковых фильмах) до высокотехнологичных закрытых шлемов, под завязку начиненных электроникой. Можно сравнивать и культурные традиции: советские шлемы просты, аскетичны и функциональны, американские – разрисованные и навороченные. Десятка шлемов разных времен и стран – на любой вкус.
1. Глазастый шлем для пилотов F-35
Глазастый шлем для пилотов нового истребителя F-35.
Когда в 1962 году над территорией СССР был сбит разведывательный самолет U-2, его пилот – Гэри Пауэрс – приземлился на парашюте на колхозном поле. Помнящие войну местные жители приняли его за немца и едва не убили. Будь он в шлеме, предназначенном для пилотов нового истребителя F-35 – точно убили бы. С такими-то шлемами западная авиация может обходиться без ракет и бомб.
Если же говорить серьезно, то шлем действительно очень, очень продвинутый: в нем пилот может видеть буквально сквозь корпус самолета, через пол, через стенки. Это реализовано с помощью специальных камер, установленных снаружи.
2. Экспериментальный шлем для американских пилотов
Экспериментальный высотный шлем ВВС США.
Перед вами пробная модель шлема — одна из модификаций шлемов, которые в годы становления реактивной авиации (1958-1960) пробовались в качестве средств защиты пилотов на сверхвысоких скоростях. В конечном итоге, американские ВВС отказались от данной модели, т.к. она была признана слишком громоздкой, а ее надевание занимало слишком долго времени, что в условиях боевой тревоги недопустимо.
3. Шлем летный ШЛ-50
Советский летный шлем ШЛ-50.
Советские разработчики, идя в ногу со временем, в конце 40-х годов разрабатывали шлем, оснащенный встроенной системой связи. Такой шлем был выпущен в 1950 году и получил название ШЛ-50. В дополнение к нему были выпущены модификации ШЗ-50 (шлем зимний) – ШЛО-50 (тропическая версия).
Советский летный шлем ШЛ-50.
Конструкция простая и надежная, хоть и неброская.
Советский летный шлем ШЛ-50.
4. Разрисованные американские шлемы
Типичный американский шлем.
Американские пилоты известны тем, что всегда всячески украшали свои шлемы разнообразными рисунками. Вряд ли это добавляет летному оборудованию функциональности, но стремление американцев к индивидуализации и красочности удовлетворяет наверняка.
Типичный американский шлем.
Больше разрисованных шлемов – в коллекции итальянского инженера Андреа Салимбети.
Типичный американский шлем.
5. Шлем Королевских ВВС
Британский шлем эпохи Первой мировой войны.
Да, ВВС Великобритании когда-то давным-давно снабжали своих пилотов вот такими шлемами и очками. Сейчас такое, с позволения сказать, «оборудование» смотрится откровенно гротескно. Возможно, даже экзотично. Но во время Первой мировой войны одетые в подобные шлемы пилоты шли в бой, побеждали или погибали.
6. Советский высотный гермошлем ГШ-6
Советский гермошлем ГШ-6.
Подобные гермошлемы использовались, прежде всего, на высотных перехватчиках, таких, как МиГ-25 и МиГ-31, но были также популярны среди летчиков-испытателей, работавших с модификациями других отечественных самолетов.
Советский гермошлем ГШ-6.
7. Английский шлем Второй мировой
Английский шлем эпохи Второй мировой войны.
Нельзя сказать, чтобы летные шлемы радикально изменились по сравнению с Первой мировой войной. Добавились крепления для наушников и кислородной маски. На фотографии – уже снаряженный этими дополнительными устройствами шлем.
8. Советский шлем Второй мировой
Советский шлем эпохи Второй мировой войны.
А вот так выглядел советский летный шлем. Обратите внимание на маску — она была сделана из кожи с меховой подкладкой. Маска предназначена для полетов на самолетах без «фонаря» – стеклянной кабины пилота.
9. Шлем Гэри Пауэрса
Шлем сбитого летчика U-2 Гэри Пауэрса.
Помните, в начале обзора мы говорили о сбитом американском летчике Гэри Пауэрсе? Перед вами – его шлем. Шлем, в действительности, был мягким. Он надувался и облегал голову летчика. При необходимости сверху отдельно надевалась белая пластиковая оболочка (для дополнительной защиты) — на фотографии она надета.
Впереди полагалось быть гербу США, но он закрашен, а поверх него нанесен номер Пауэрса – 29.
10. Еще один американский летный шлем
Кожаный американский шлем.
На закуску – еще один кожаный летный шлем. Достаточно продвинутый, с наушниками и кислородной маской. Зимняя модификация.
Источник: novate.ru
Как называется шлем летчика
- Ваша корзина пуста!
ЛЕТНЫЕ ШЛЕМЫ
Рассматривая различные летные шлемы, можно с легкостью проследить всю историю развития авиации от и до. Их внешний вид менялся на протяжении многих лет и в результате с весьма обычного изделия в виде кожаной шапки, оснащенной очками, преобразился в модернизированную модель с последними технологическими разработками. Однако, давайте же более детально ознакомимся с конструкцией данного головного убора и разберемся в его предназначении.
С самого начала необходимо отметить, что летные шлемы являются разновидностью и даже в какой-то степени усовершенствованной версией шлемофона. Их главной задачей можно назвать защиту головы от различных ударов и заодно гарантию правильного взаимодействия с воздушным потоком во время катапультирования, с чем изделия справляются наилучшим образом. Исходя из исторических данных, раньше подобные головные уборы изготавливались исключительно из кожи и отличались наличием креплений для кислородной маски и наушников. Спустя определенное количество времени на них начали надевать защитные шлемы, обеспечивая при этом должный уровень безопасности во время полета. А вот на сегодняшний день они представляют собой уже единые изделия со встроенными навигаторами, специальными датчиками и экранами для вывода необходимой информации.
Пожалуй, ни для кого не секрет, что авиация – это та отрасль, предпочтение которой отдают только сильные духом, волевые и мужественные люди. Именно поэтому, приобретение различных предметов, связанных с этой тематикой, в том числе и летних шлемов – это один из наилучших способов подарить настоящему мужчине массу положительных эмоций и конечно же впечатлений. Такой презент приведет в восторг, как истинного любителя неба и того, кто напрямую с ним связан, так и любого другого человека. Ведь преподнеся в подарок летный шлем, полетные очки или шлемофон, вы подчеркнете те качества, которыми точно так же обладают и отважные летчики.
Ко всему прочему, широкий ассортимента данных вещей в нашем интернет-магазине позволит каждому покупателю подобрать для своего близкого человека идеальный сувенир. Также еще одним неоспоримым преимуществом можно назвать тот факт, что материалы изготовления при разработке всех моделей были использованы лишь самые качественные и надежные. Собственно, это и позволяет нам утверждать, что все изделия прослужат своему обладателю долгие годы и надолго сохранят первоначальный внешний вид.
Источник: pobeda-msk.ru
Разновидности формы летчиков
В далеком 1923 году советским правительством было принято решение организовать Совет по гражданской авиации. Именно таким нехитрым путем в СССР начал свою длительную историю воздушный флот, главной целью которого была быстрая воздушная перевозка различных грузов, срочной почты, а также пассажиров. Самым первым пассажирским маршрутом стала линия, проложенная от столицы государства до города Нижний Новгород, она имела длину примерно 420 км.
В 1930-х годах в молодой Советской стране впервые появился особый флаг для отличия гражданской авиации от военной. Также была введена отдельная форма и оригинальные знаки отличия для всевозможного воздушного персонала – от пилота до тех, кто работает в наземных службах.
Форменная одежда
Форма российского пилота может быть как выходного образца, так и предназначенной для обычного ношения на каждый день. Также она в обязательном порядке делится на вариант для лета и набор для использования в холодные сезоны года.
В стандартный комплект формы для летней носки будет входить:
- убор для головы (особая фуражка);
- комфортная верхняя одежда (летнее пальто и плащ);
- особый костюм;
- специальная куртка в виде сорочки;
- удобные ботинки черного цвета.
В набор формы для зимы входит:
- утепленная шапка-ушанка;
- теплая форменная фуражка;
- удобное зимнее пальто (в виде военной шинели);
- шерстяной стильный костюм;
- куртка-сорочка с форменным галстуком;
- утепленные ботинки.
Гражданской авиации
Личный состав, имеющий отношение к гражданскому типу авиации, при выполнении своих прямых обязанностей во время службы по регламенту должен быть экипирован только по обозначенной законом форме.
Первая форма у гражданских пилотов в России появилась еще в 1929 году, а в 1935 году были введены первые знаки отличия в виде нашивок, расположенных на рукавах.
Данная система нашивок применяется в авиации и сегодня. Кстати, гражданский флот авиации отличается множественными заимствованиями у моряков – например, стильный венок из листков лавра для эмблемы головных уборов.
Сегодня в российской гражданской авиации отсутствует единый тип формы для пилотов, вместе с тем многие отечественные авиакомпании до сих пор используют традиции заимствования цвета формы у офицеров морского флота – именно поэтому она в большинстве случаев имеет синий цвет.
Кроме вышеперечисленных предметов форменной одежды, российские пилоты также могут носить следующие вещи.
- Шерстяная тужурка синей или белой расцветки (изделие имеет прямой покрой, застегивается на 3 большие пуговицы).
- Брюки из шерсти синего цвета (можно использовать белые) должны иметь строгий классический покрой, на них могут присутствовать 2 боковых и 1 задний карман.
- Рубашка – должна быть практически белоснежной и иметь свободный покрой. Обычно такие изделия выпускаются с широким поясом на удобной резинке, со стоячим отложным воротничком, с удобными карманами на груди и небольшими погонами на плечах. Пуговицы, как правило, бывают гладкими, подбираются под цвет белоснежной рубашки.
- Синий свитер из шерсти должен быть немного свободным – и это действительно важно. Он отличается от обычных моделей наличием выреза для галстука, имеет пояс и манжеты на широкой резинке, небольшой накладного типа карман на груди, специальные плечевые накладки (они же на локтях) и погоны под расцветку изделия.
- Стильная куртка на прочной молнии также будет отличаться довольно широким поясом, иметь стоячий воротничок, небольшие карманы накладного типа на груди, прорезного вида кармашки сбоку и погоны.
- Пальто для зимы должно быть темно-синей расцветки, обязательно прямого покроя. Должен присутствовать теплый ворот, который можно отстегнуть. Будет в модели и качественный утеплитель из меха. Изделие должно обязательно иметь 2 небольших кармана прорезного типа по бокам.
- Куртка межсезонная также обычно бывает синей расцветки и имеет свободный покрой. Ткань должна иметь отталкивающие воду свойства. Застегивается такая куртка на качественную молнию, имеет погоны и красивый стоячий отложной воротничок, 2 кармана с молнией сбоку, пристегивающиеся к куртке по мере необходимости утеплитель и теплый капюшон – обязательно с мехом.
- Синий плащ с отталкивающим воду эффектом, с погонами, стоячим отложным воротничком. Застегивается плащ на пуговицы. Черный кожаный реглан прямого покроя также должен быть со стоячим воротничком, внутренней застежкой, карманами с особыми клапанами по бокам и широким поясом.
- Обувь подбирается черной расцветки и только классического фасона, и понятное дело, что по сезону. С белыми форменными брюками, согласно регламенту, можно носить обувь белой расцветки.
Также в описании присутствуют и дополнительные аксессуары к форме: темно-синий строгий галстук или изделие черной расцветки, черные удобные перчатки, белоснежное кашне из шерсти зимой или из шелка летом.
Военной авиации
Покорителям отечественного небосвода всегда было крайне важно, чтобы их форменная амуниция не стесняла телодвижений при полете, не продувалась холодным ветром, качественно отталкивала возможную влагу. Именно поэтому был разработан особый регламент, благодаря которому военным летчикам было предложено удобное и качественное обмундирование.
Военнослужащие военной авиации экипируются 3 современными вариантами униформы.
- Полевая. Это основной вид амуниции для рядовых, а также сержантов и офицеров. Предлагается для каждодневной носки в любых сложных условиях.
- Парадная. Используется для того, чтобы принимать участие в различных торжественных парадах, праздничных мероприятиях, а также при строевых смотрах.
- Офисная. Такого типа форма была также введена в обязательный перечень амуниции офицеров, высшего генералитета и ряда гражданских сотрудников Министерства обороны.
Современная военная униформа на каждый день
Синяя форма современного российского военного летчика должна отличаться удобством при носке и практичностью. Ее чаще всего выпускают из максимально прочных материалов, которые имеют самые лучшие характеристики.
Кители, брюки и прочие вещи практически не мнутся, легко и быстро стираются и при этом прекрасно выглаживаются.
Форма рядовых летчиков и молодых курсантов
В форменном комплекте присутствуют вещи преимущественно синих расцветок. В перечень входят:
- высокого типа ботинки со шнуровкой;
- особый костюм;
- белоснежная майка;
- черного цвета носки;
- полевой тип летной фуражки.
Форма для зимы:
- камуфлированный китель;
- брюки;
- майка;
- утепленное пальто (шинель);
- защитной окраски кашне;
- теплая зимняя шапка;
- удобные перчатки.
Эту экипировку летчики должны носить с черным ремнем из кожи.
Офицерская форма
Военные летчики-офицеры летом используют рубашки голубой расцветки, темно-синие форменные брюки и темно-синие военные кители, специальные фуражки, черные удобные ботинки. Военную форму следует носить со специальным галстуком, который фиксируется золоченой закрепкой – на ней изображена эмблема рода войск.
Парадные костюмы
Форма военных пилотов для принятия участия в различных парадах позволяет сформировать у обывателей положительный образ современного военного человека. Данный момент явно был учтен в процессе создания новой летной экипировки. По парадному одетые летчики смотрятся внушительно и строго, выглядят действительно более мужественно.
Парадная форма курсантов будет отличаться от экипировки на каждый день особым покроем и присутствием большего декора. Для того чтобы ее пошить, выбирают материалы самого лучшего качества, чаще всего – 100% шерсть. Рубашка обычного пилота, как правило, особого защитного цвета, а вот китель и брюки должны быть именно голубыми.
Зимой на торжественный парад пилоты-курсанты выходят в специальных пальто, теплых кашне, черных удобных перчатках из натуральной кожи. В зависимости от погоды на их головах могут присутствовать шапки-ушанки, а также фуражки или береты.
Фуражки
Фуражка для пилота состоит из нескольких частей – прочного донышка, округлой тульи, высокого околыша и блестящего черного козырька. Первые 3 элемента имеют темно-синюю расцветку, по краям дна и по верху околыша расположены канты голубоватого цвета. На околыш обязательно должна быть надета репсовая темно-синяя ленточка. Над козырьком на 2 небольшие пуговицы пристегивается специальный плетеный золотого цвета шнурок.
- Фуражка со съемным чехлом отличается специальной тульей, которая обтянута белоснежной прочной подкладкой и на которую натягивают съемный чисто белый чехол из хлопчатобумажной ткани.
- Зимняя фуражка состоит из околыша из черного меха, колпака, а также тульи, козырька и специального назатыльника. Большая часть элементов в этом головном уборе выполнена из черной кожи. Назатыльник, как и наушники, в любой момент при необходимости могут опускаться и застегиваться аккуратно под подбородком летчика.
По самому центру околыша летная фуражка украшена особой кокардой. Это такое стилизованное изображение эмблемы авиации. При этом современные кокарды бывают самыми разными (больше всего в нашей стране ценятся вышитые эмблемы). На тулье, над эмблемой авиации, иногда может быть размещена малая авиационная эмблема – в форме распахнутых крыльев, которые перекрещиваются с винтом с двумя лопастями. О советской истории фуражки современных авиаторов красноречиво говорит расположенная над этими крыльями звездочка.
Над козырьком изделие всегда дополняется небольшим плетеным шнурком – золотистого цвета для офицеров и совсем простой ремешок из кожи для всего остального летного состава. Также на самом козырьке по внешним краям часто можно заметить так называемые дубы (или их еще называют «глиссады»), которые изображают венок из одноразмерных листочков.
Фуражки все военные летчики получают разу же вместе с выдаваемой им на руки формой, но не все из них горят желанием носить на себе то, что им однажды выдали, пусть даже и бесплатно. Именно поэтому многие летчики шьют свою форму на заказ в особых фуражечных мастерских – так было в советское время, так и осталось на сегодняшний день.
Что означают погоны?
Форма пилотов неоднократно претерпевала много всевозможных новшеств, время от времени вводились новые усовершенствованные знаки различия, которые должны были полностью соответствовать конкретному рангу.
Для обозначения «кто в авиации есть кто» на погонах применялись галуны с золотистой или серебристой расцветкой определенной ширины – они могли быть как широкими, так и средними, и даже узкими.
После того как распалась советская страна, единая форма для летчиков фактически перестала существовать. В стране появилось большое количество коммерческих (частных) авиакомпаний, которые стали заказывать форму для всех своих сотрудников там, где им самим хотелось, так как особого регламента по ношению и виду экипировки, и в частности по знакам отличия, уже не стало.
Именно в морском пассажирском флоте впервые в истории на свет появились 4 «капитанских» полоски и 3 полоски «первого помощника» – чаще всего они размещаются на рукавах, но иногда могут быть размещены и на погонах офицера. Летчики также в этом плане придерживаются подобных различий по количеству полос на погонах.
Практически все российские авиакомпании в наше время стали придерживаться таких знаков отличия, как галуны – это видимые полоски на погонах. Обычно они серебряной расцветки у персонала наземного, и золотистой расцветки у летного состава.
Командир самолета – это почти капитан плавучего судна, так как мы уже знаем, что судна могут быть не только в виде кораблей, но и в виде самолета, а многие знаки отличия попали в авиацию из флота. Для командира самолета в этом случае полагаются 4 полосы на рукавах костюма и 4 заметных галуна на погонах. Также стоит сразу отметить, что все они должны иметь золотой цвет.
Далее по важности ранга за командиром самолета идет второй пилот, и на его форме присутствует уже 3 галуна. Именно столько же полос будет и на погонах бортового инженера.
2 полосы присутствуют на униформе бортовых проводников, а кроме этого, курсантов из летных училищ, которые уже сделали хотя бы 1 самостоятельный вылет.Всего 1 скромная полоса будет венчать погоны тех курсантов или тех слушателей курсов летного состава, которые пока еще только проходят усиленную подготовку для полетов и ни разу самостоятельно не летали.
Презентацию формы летчика во времена Великой Отечественной Войны смотрите в следующем видео.
Источник: vplate.ru