Как называется рубашка моряка

Появлению современного торгового флота предшествовала тысячелетняя история освоения водных просторов. В период с VI по XIII век племена восточных славян подробно изучили сложную сеть рек, распростершуюся от Балтийского до Черного моря, а также от Волги до Карпатских гор. Именно тогда были основаны ключевые торговые пути, через которые завозились иноземные товары и продукты. Такую инфрмацию передал marinecrew.info.

У моряков на торговых суднах в те времена не было единой формы. Стиль одежды больше диктовали климат, национальные обычаи, материальные возможности и профессиональные особенности.

К примеру, в жарких странах моряки обходились куском парусины для тела и платками. Европейские матросы носили колпаки, хлопчатобумажные рубахи и шаровары, которые сменили позже на брюки с расклешенными штанинами. А на Руси только представители купеческой гильдии, придерживались определенного стиля в одежде (сюртуки, картузы, косоворотки, сапоги с высоким голенищем, шаровары).

Гюйс для ребенка как прицепить и правила носки

1668г при Царе Алексее Михайловиче впервые поднят торговый флаг на первом торговом корабле России «Орёл»

При Петре I началось масштабное реформирование всех структур судоходства. Регламентировал форму торгового флота вплоть до 1781 года царский «Морской устав». В те года гражданские моряки должны были носить военную морскую форму. Такой порядок объяснялся тем, что на всех торговых судах устанавливались защитные пушки, а команда матросов не только отражала атаки огнем из орудий, но и вступала в рукопашный бой.

Новая русская морская форма напоминала тогда одежду голландских матросов: черные шляпы, белые парусиновые блузы, зеленый кафтан с одним рядом пуговиц и стоячим воротником, панталоны зеленого цвета, чулки синие и коричневые башмаки с пряжками. Зимой матросам выдавали форменные тулупы. Согласно «Морскому уставу», матрос потерявший форму, подлежал суровому наказанию.

По утвержденному Екатериной II «Уставу купеческого водоходства» моряки гражданского флота продолжали носить военные костюмы, но служащие береговых администраций уже имели право облачаться в гражданское платье.

Со временем в форменную одежду были привнесены новые элементы. На смену шляпе с полями был избран шерстяной колпак с загнутыми полями и плоским верхом. В начале XIX века русские моряки примерили клеенчатые цилиндры, а позже появилась зеленая бескозырка (на ее околыше изображался номер экипажа).
В 1872 году была введена легендарная бескозырка черного цвета с лентой, подписанной согласно названию корабля. Бострог заменили на бушлат, панталоны сменили на брюки, а вместо башмаков с пряжкой еще в середине XVIII века стали носить сапоги.

В 1834 году по указу Николая I было введено «Положение о гражданских мундирах», которое регламентировало новую форму одежды для чиновников министерств, но на торговых морских судах продолжали использовать военную форму. И только в 1851 году российский император впервые утвердил образцы форменной одежды, специально разработанной для моряков Российско-американской компании (полугосударственной колониально-торговой организации), занимавшейся освоением Русской Америки, Курильских островов и прилегающих территорий. Отличительным элементом гражданской формы моряков от военной стали канты на фуражке из синего сукна, воротники, а также медные пуговицы с изображением двух якорей наперекрест и первых букв названия компании.

Лекция «Форма ВМФ матросов и старшин периода 1994-2008 годов»

С 1855 года предусматривалась специальная форма для чинов торгового флота: двубортные сюртуки из темного зеленого сукна с шестью золочеными пуговицами (два якоря и буквы «А. К.»).

На углах отложного воротника сюртука из синего бархата были вышиты золотые якоря. По уставу зимой полагались темно-зеленые шаровары, а летом – белые. Фуражки носили с офицерскими кокардами, широкими золотыми галунами и ремешками на околышах. Дополнением к парадной форме быликортикии золотые плетенки (на плечи): для капитанов – сплошные и с просветами – для помощников.

В 1858 году утвердили индивидуальную форму для пароходного общества «Кавказ и Меркурий». На зеленых сюртуках командного состава были нашиты большие медные пуговицы с перекрещивающимися якорями и надписью (название общества), на рукавах – две небольшие пуговицы (якорь). Боцманам и чинам унтер-офицерского ранга полагались двубортные черные куртки с медными пуговицами (буквы «К.М.» и якоря наперекрест). К слову, символика перекрещивающихся якорей имела у древних греков следующие значения: «Двумя надежнее всего» и «При великом шторме один не довлеет».

В 1881 году вводится форма для экипажей Добровольного флота, носивших до этого мундиры военно-морского образца. Покрой и цвет формы соответствовал обмундированию Морского ведомства, на пуговицах изображался якорь и литеры «Д. и Ф.».

Знаки различия служащих Добровольного флота обр. 1899 года: 1. Капитан, 2. Старший помощник капитана,
3. Старший механик, 4. Судовой врач, 5. Младший помощник капитана, 6. Младший механик.

Но уже в августе 1899 года по указу Николая II для моряков Добровольного флота была утверждена иная форма. Темно-зеленый полукафтан заменили на двубортный мундир черного цвета с желтыми пуговицами, имевших изображение адмиралтейского якоря. На пуговицах Черноморско-Дунайского пароходства (1884 год) также был выбит якорь и литеры «Ч.Д.П.»

В 1890 году установили общую форму одежды для речных капитанов, их помощников и машинистов. У морских же организаций наблюдалось немало вариаций в эмблемах, соответствующих определенным компаниям.

1899 год – период внедрения новой формы одежды для моряков РОПиТ (Русского общества пароходства и торговли). Инспекторам, капитанам и их помощники, ученикам штурманов полагались черные сюртуки с позолоченными пуговицами, на которых чеканились перекрещивающиеся якоря и аббревиатура «Р.О.П.Т.». Механики носили идентичную форму с пуговицами под серебро, а боцманы облачались в черные двубортные пиджаки с медными пуговицами.

Читайте также:  В каком году изобрели лимонку гранату


Офицер торгового флота, начало ХХ века.

Летом 1901 года была введена новая форма для учащихся морских учебных заведений: шинели, укороченные пальто и парадные мундиры, на позолоченных пуговицах которых все те же якоря наперекрест. А с сентября 1901 года преподавателям полагалось надевать темно-зеленый сюртук с золочеными пуговицами (изображение – государственный герб).


Капитан русского торгового флота, начало ХХ века.

В феврале 1903 года Николай II издает указ, утверждающий форму для служащих Русского торгового флота. Обмундирование капитанов, инспекторов морской части, помощников и учеников включает двубортные сюртуки и пиджаки с золочеными пуговицами с прежним изображением. В апреле 1903 года для чинов Главного управления торгового мореплавания утверждены темно-зеленые сюртуки с шестью серебряными пуговицами (по каждому борту) с государственным гербом, ободком и якорем наперекрест с жезлом Меркурия.

В разные годы обмундирование торгового флота соответствовало форме министерств внутренних дел, финансов и путей сообщения. Поэтому очередное обновление мундиров произошло после 1905 года, когда было образовано Министерство торговли и промышленности, подструктурой которого стало Главное управление торговым мореплаванием и портами. В июле 1906 года облачились в единую форму (двубортный мундир, на позолоченных пуговицах – адмиралтейский якорь) все вольнонаемные капитаны морского транспорта, их помощники и механики.

Последняя унификация формы чиновников Министерства торговли и промышленности состоялась в 1911 году. На стандартном полукафтане появились позолоченные пуговицы, имеющие изображение двуглавого орла и жезл Меркурия наперекрест с якорем.

После событий 1917 года была осуществлена полная ликвидация символов Российской империи.


Матросы торгового флота, 1928 год.

И уже в 20-х годах XX века капитаны Советского торгового флота облачаются в военные френчи (цвет – хаки). В послереволюционный период отменили все существовавшие воинские звания. Было создано новое деление чинов по категориям, перешедшее в торговый флот.

Реконструкция формы одежды советских речников образца 1928г.: 1. Судовой врач в пальто, 2. Капитан судна УВВП в пиджаке,
3. Первый помощник механика в кителе, 4. Третий помощник капитана, 5.Сотрудник инженерно-механической службы службы.

По окончании Второй мировой войны структуры Морского флота и Военно-морского флота СССР были фактически идентичны. Приказом № 481 от 05.10.1948 года регламентировались категории и правила ношения обмундирования вплоть до нового приказа 08.07.1977 года. Форменная одежда для советских моряков разрабатывалась под контролем Министерства легкой промышленности Общесоюзным Домом моделей одежды и промышленным комбинатом Черноморского морского пароходства. Все образцы изготавливали по утвержденным ГОСТам.

Ныне научные достижения позволяют создавать уникальные экземпляры формы, соответствующей высоким стандартам эргономики с использованием антиударных и разгрузочных вставок, антипиратских кевларов для вахтенных, карманов для компактных радиостанций, средств ветрозащиты и прочих инноваций.

Источник: picturehistory.livejournal.com

Дальнее плавание тельняшки. Как дьявольская полоска стала базовым принтом

Дальнее плавание тельняшки. Как дьявольская полоска стала базовым принтом

Трудно сказать, когда и где появилась тельняшка. Старший научный сотрудник Центрального военно-морского музея Анатолий Белик установил , что во второй половине XVIII века в западных странах моряки использовали нательные рубахи, похожие на современные тельняшки. Нет четких описаний одежды, которую носили моряки английского, французского и испанского флотов того времени, но, в частности, во время Абукирского (1798) и Трафальгарского (1805) сражений матросы были одеты в однотонные и полосатые нательные рубахи разных цветов.

Классической считается сине-белая фуфайка. Тем не менее, согласно одной из версий, первые тельняшки не всегда были такими: моряки вязали их сами из шерсти и хлопка, которые оказывались под рукой. Важнее всего при этом были яркость и способность выделяться на фоне моря и неба в случае, если матрос работает на мачте или оказался за бортом. Этим требованиям, как пишет Мишель Пастуро в книге «Дьявольская материя. История полосок и полосатых тканей», отвечали красно-белые фуфайки.

Тельняшка — трикотажная вязаная нательная рубашка с белыми и синими горизонтальными полосами, являющаяся традиционной частью формы одежды военных моряков. В русском флоте появилась в 1862-м. В современном ВМФ состоит на снабжении матросов и старшин, курсантов военно-морских училищ, воспитанников нахимовских училищ, военнослужащих морской пехоты. С 1979-го тельняшка с голубыми полосами состоит на снабжении военнослужащих воздушно-десантных войск

Толковый Военно-морской Словарь (2010)

В русском флоте нательная вязаная рубаха появилась благодаря вице-адмиралу Евфимию Путятину, пишет капитан 2-го ранга, военный журналист Олег Щеблыкин в «Книге про тельняшку». Путятин в 1852 году на фрегате «Паллада» первым из русских адмиралов вышел в знойные тропические районы океана и два раза пересек экватор. Когда почти через четыре года он вернулся в Петербург, то предложил приспособить обмундирование моряков к условиям плаваний — ввести в русском флоте вязаную нательную рубаху. К нему прислушались, но «вязаную шерстяную фуфайку» получили моряки только тех кораблей, которые плыли на Дальний Восток. Тогда она, кстати, была однотонной — белой.

Нательные вязаные рубахи с синими поперечными полосами — как у французских моряков — появились у одного из экипажей Балтийского флота в 1859 году. Их в качестве эксперимента приобрели во Франции.

В 1874 году император Александр II издал указ, который сделал тельняшку не просто атрибутом моря и моряков, а обязательным элементом формы военного флота. В «Положении о довольствии команд Морского ведомства по части обмундирования и амуниции» тельняшку описывают так: «Рубаха вязанная из шерсти пополам с бумагою (с хлопком — прим. ТАСС); цвет рубахи белый с синими поперечными полосами, отстоящими одна от другой на 1 вершок. Ширина синих полос 1/4 вершка». Один вершок равнялся примерно 4,4 сантиметра.

Читайте также:  Является ли топор простым механизмом почему

Во время Великой Отечественной войны тельняшка стала символом мужества, бесстрашия и отваги. Моряки пришли на помощь, когда на сухопутном фронте не хватало бойцов. Они вошли в состав бригад морской пехоты и стрелковых бригад.

Источник: tass.ru

Сколько полос на тельняшке, и еще 5 наивных вопросов о рубашке моряков

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Отписаться можно в любой момент.

Тельняшка - форма моряков.

Тельняшка — форма моряков.

Тельняшки уже давно перестали быть исключительно формой моряков, и перекочевали в повседневный гардероб как мужчин, так и женщин. Ответы на вопросы о том, откуда вообще пришла традиция носить полосатую одежду, почему у разных родов войск полоски на тельниках разного цвета, и сколько этих полос, — в нашем ликбезе.

Бриджит Бардо на капоте Ferrari, 1960 г.

Бриджит Бардо на капоте Ferrari, 1960 г.

1. Почему моряки носят полосатую одежду?

Офицеры и кадеты на французском судне, Лондон, Темза, 1935 год.

Офицеры и кадеты на французском судне, Лондон, Темза, 1935 год.

Первыми, кто начал ходить в полосатой одежде, были бретонские рыбаки. Их роба была черно-белой, и именно она считается прообразом современных тельняшек. Почему расцветка была такой, однозначного ответа нет. Скорее всего, полосатая кофта отчетливо выделялась на фоне паруса, кроме того, в ней легко было заметить человека за бортом.
Бретонские моряки стали основой флота во многих европейских государствах. В частности, в голландской флотилии в начале XVII века их было довольно много. Полосатая униформа голландцев не смущала и вскоре получила широкое распространение.

2. Когда тельняшки появились в России?

Моряки Рынды, 1893 год.

Моряки Рынды, 1893 год.

Появление тельняшек в России, как и в других странах, связывают с международной торговой активностью. Первые тельняшки русские моряки покупали в Европе в середине XIX века, ценили их за тепло и удобство. В 1874 году в России вступил в силу указ, согласно которому полосатые нательные рубахи стали обязательным элементом формы моряков.

3. Каких цветов бывают тельняшки?

Цвета полос на тельняшке в зависимости от рода войск.

Цвета полос на тельняшке в зависимости от рода войск.

Изначально морские тельняшки в России были не только синего цвета. Так, на форме моряков Балтийской флотилии полосы были зелеными, а у Амударьинской – красными. Большинство флотилий все же придерживалось бело-синей расцветки в соответствии с расцветкой Андреевского флага (официальный флаг ВМФ).

В настоящее время цвет тельняшки указывает на род войск: для военно-морского флота актуальна темно-синяя расцветка, для десантников – голубая, для спецназа – васильковая; на форме пограничников — светло-зеленая, у МЧС – оранжевая.

4. Почему десантники носят тельняшки?

Премьера тельняшки ВДВ в Праге, 1968 год.

Премьера тельняшки ВДВ в Праге, 1968 год.

Казалось бы, что может связывать десантников и морских волков? Ан-нет. Считается, что с 1959 года тельняшки стали вручать десантникам за прыжки с парашютом в воду. В 1968 году советские десантники в тельняшках появились в Праге. С тех пор такая форма стала настоящим символом ВДВ.

Военнослужащие российской армии

Военнослужащие российской армии

5. Откуда взялось выражение «полосатый дьявол»?

Полосатые дьяволы: морские пехотинцы на Великой Отечественной войне.

Полосатые дьяволы: морские пехотинцы на Великой Отечественной войне.

Именно так советских моряков называли немцы в годы Великой Отечественной войны. В Европе издавна полосатая одежда была уделом деклассированных элементов – палачей, еретиков, прокаженных. Вид советских морских пехотинцев в тельняшках наводил ужас на врагов.

6. Сколько полос на тельняшке?

Пабло Пикассо в тельняшке, ок. 1952 г.

Пабло Пикассо в тельняшке, ок. 1952 г.

На тельняшках разных стран количество полос отличается. Так, во Франции принято наносить 21 полосу в честь побед Наполеона (это актуально для сухопутных войск). Еще одно символическое значение: 21 – число, которое приносит успех в карточной игре «Блэкджек», популярной у моряков.

Сколько полосок на тельняшке?

Сколько полосок на тельняшке?

У англичан и голландцев полос гораздо меньше – всего 12. Считается, что эта традиция сохранилась от бретонских моряков, которые наносили на свитера количество полос по числу ребер у человека. Это была своеобразная символическая «маскировка» под скелет-призрак, чтобы обмануть судьбу.

В России количество полос не регламентировано, зато точно установлена их ширина – 11,11 мм каждая. Соответственно, чем больше размер изделия, тем и полос на нем больше.

Портрет Энди Уорхола.

Портрет Энди Уорхола.

Как носить тельняшку и другие вещи с мужского плеча женщинам, читайте в нашем fashion-обзоре.

Источник: novate.ru

Как называется рубашка моряка

Откуда и что на флоте пошло

Посвящается 300-летию Морского корпуса России.

Автор выражает благодарность вице-президенту региональной общественной организации Морских пехотинцев «Сатурн» Табачкову Виктору Сергеевичу и федеральной службе охраны «Альфа-Эгида».

«Всякой Потентатъ которой едино войско сухопутное имеетъ, одну руку имеетъ, а которой и флотъ имеетъ, обе руки имеетъ».

Откуда и что на флоте пошло - pic_1.jpg

Откуда и что на флоте пошло - pic_2.jpg

Откуда и что на флоте пошло - pic_3.jpg

Военно-Морской Флот нашей Родины имеет давнюю и славную историю. Ее истоки прослеживаются со 2-й половины I тысячелетия н. э. Еще в VI—VII вв. славяне, главным образом анты, на легких ладьях-однодеревках плавали по Понту Эвксинскому (Черному), Пропонтиде (Мраморному), Эгейскому, Ионическому и Внутреннему (Средиземному) морям. В 623 г. они совершили морской поход на о. Крит, в 642 г. — на побережье Южной Италии.

С образованием в IX в. Древнерусского государства (Киевской Руси) интенсивность боевых действий флотилий славян-россов значительно увеличилась. Помимо Русского (Черного) моря россы активно действовали на Хвалынском (Каспийском) и Варяжском (Балтийском) морях. По свидетельству «Повести Временных лет», русским был известен морской путь в Константинополь (Царьград) — столицу Византии — из Варяжского моря вокруг Европы.

По морям ходили порой целые флоты. В морском походе Олега на Византию в 907 г. участвовало 2 тыс. ладей. Известны походы Игоря, Святослава (используя ладейный флот, действовавший как по рекам, так и на море, киевский князь Святослав разгромил паразитический хазаро-иудейский каганат.) и другие. И неспроста Черное море в те времена называлось Русским морем.

Читайте также:  Как зарядить 2 аккумулятора одновременно

В XI—XII вв. новгородцы и жители Ростово-Суздальской земли начали освоение берегов «Студеного моря» — Белого и других морей Северного Ледовитого океана. Они совершали плавания к берегам Скандинавии, Груманту (Шпицбергену), к Новой Земле и далее на восток.

По мере накопления опыта мореплавания совершенствовались и суда: с середины XII в. наряду с выдолбленными ладьями-однодеревками с бортами из досок стали строить и палубные суда с двумя рулями — кормовым и носовым, обладавшие большей мореходностью и хорошей маневренностью, а суда, строившиеся поморами, были рассчитаны и на плавание во льдах.

Развитое судоходство по морям и рекам способствовало поддержанию широких торговых связей Киевской Руси со странами Европы, Юга и Востока — Германией, Норвегией, Швецией, Францией, Англией, Византией, Ираном и др. В конечном итоге это благотворно сказалось на росте ее экономического и политического могущества. Уже в XI в. Киевская Русь была одним из крупнейших государств Европы.

Однако феодальное дробление Киевской Руси в XII в. и последовавшее затем татаро-монгольское нашествие в XIII в. на земли русских княжеств существенно подорвали наше судоходство (в том числе и военное). Русь надолго лишилась выхода к южным морям. Но в упорной борьбе со шведскими, немецкими и датскими феодалами русскому народу удалось отстоять северо-западные рубежи страны и сохранить выход на Балтийское море. (Памятен поход новгородского флота в Швецию, где была взята и разрушена крепость Сигтуна (1187) — база набегов на русские земли).

Образование в XVI в. на Руси единого централизованного государства, собиравшегося вокруг Москвы, настоятельно требовало установления торговых связей по морю со странами Европы, так как от этого во многом зависело дальнейшее экономическое и культурное развитие России.

Однако Ливонский орден, Польша, Швеция и др. чинили всевозможные препятствия развитию нашего мореходства на Балтийском море. Молодому Русскому государству пришлось вести упорную вооруженную борьбу за право выхода к морю. Наиболее ожесточенный и длительный характер она приобрела при Иване Грозном. Главной войной его царствования стала Ливонская война (1558—1583).

Иван Грозный хотел, овладев удобными портами Прибалтики, открыть широкое сообщение с Европой. Уже в начале войны Ливонский орден был разгромлен.

Однако борьба русского народа за решение исторической задачи — широкого выхода к Балтийскому морю — закончилась неудачно. В дело вмешались Польша, Швеция, Дания. По итогам Ливонской войны Россия утратила земли в Карелии и на побережье Финского залива.

В результате Смутного времени выход к Балтийскому морю был вообще потерян. Вплоть до начала XVIII в. обширное многонациональное Российское государство оставалось отрезанным от Балтийского и Черного морей. «Прорубить окна» к этим морям удалось лишь при Петре I. В этом большую роль сыграл созданный им в 1696 г. регулярный военно-морской флот.

Российский военный флот буквально с колыбели показал врагам Отечества свою растущую силу. В победных сражениях при Гангуте и Гренгаме, Чесме и у острова Фидониси, под Наварином и Синопом, во многих других морских баталиях родились и утвердились боевые флотские традиции. К военным морякам нашей Отчизны пришла воинская слава.

Традиции, под которыми, как известно, понимают исторически сложившиеся, передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установления, нормы поведения и т. п., сохраняются в течение длительного времени в обществе и его социальных группах, обеспечивая преемственность прошлого, настоящего и будущего.

В армии и на флоте традиции способствуют воспитанию глубокого патриотизма, любви к Родине, верности воинскому долгу.

Славные русские флотские традиции выковывались, передавались из поколения в поколение от древних славян-мореходов к воинам регулярного Российского флота, от Петра I и его славных сподвижников к Ф. Ф. Ушакову и Д. Н. Сенявину, к М. П. Лазареву и П. С. Нахимову, затем к Г. И. Бутакову и С. О. Макарову, к другим военным морякам России, к сегодняшним защитникам Отечества.

К середине 80-х годов наша страна располагала военно-морским флотом, несравненно более сильным, чем раньше. В его состав входили новейшие подводные лодки (преимущественно с атомными энергетическими установками) с ракетным и торпедным вооружением, современные надводные корабли различных классов, морская авиация, высокомобильная морская пехота и береговые ракетно-артиллерийские войска.

Однако после развала Советского Союза обстановка резко изменилась. Реформы, проводимые в России, прежде всего, нанесли сокрушительный удар по ее Вооруженным силам.

Грядущий век нового тысячелетия, скорее всего, начнется разделом Мирового океана, его акватории и ресурсов. Следовательно, будущее за державами морскими и океанскими, имеющими мощный военный и гражданский флот, проводящими последовательную морскую политику.

Мировой океан как арена соперничества ведущих государств будет становиться все теснее и теснее, выталкивая за ее границы все новых и новых претендентов в борьбе за раздел биоресурсов открытого моря. И перспективы нашего Отечества в предстоящей решающей схватке далеко не радужные. В такой обстановке особенно важным становится формирование отечественной морской стратегии — национальной морской идеи, основанной на вековых традициях русского флота, подкрепленной правовой и экономической базой. Сегодня свертывание трехвековой геополитики, основанной на стремлении к морям, не только ослабляет Россию, но и может лишить наш народ достойного будущего.

Источник: www.litmir.me

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...