В настоящее время словосочетание «парусное судно» используется для обозначения любого судна имеющего хотя бы один парус, однако с технической точки зрения парусное судно- это корабль, для движения которого используется энергия ветра, преобразуемая с помощью парусов.
Типы парусных кораблей во все времена были разнообразны. Помимо оригинальной конструкции парусник мог подвергнуться изменениям по желанию владельца, в зависимости от условий плавания или местных традиций. Как правило, такие реконструкции создавались с целью улучшения мореходных качеств, с привлечением меньшего числа команды.
До середины 19 века парусные суда были основным средством морских перевозок и ведения военных действий на море. В настоящее время они используются лишь в качестве учебных, спортивных и прогулочных судов. В связи с удорожанием топлива и ужесточением требований к охране окружающей среды в ряде стран началась разработка и постройка опытных парусных судов, оснащенных современным парусным вооружением. Плавание парусных кораблей может занимать от одного дня до нескольких месяцев, однако продолжительное мореплавание предполагает тщательное планирование с заходами в порты для пополнения запасов.
Курс парусной яхты относительно ветра
Существуют различные виды парусных кораблей, но все они имеют общие базовые характеристики. Каждое парусное судно должно иметь корпус, рангоут, такелаж, и, по крайней мере, хотя бы один парус.
Рангоут — система мачт, рей, гафелей и других конструкций, предназначенных для размещения парусов, сигнальных огней, постов наблюдения и т.п. Рангоут может быть неподвижным (мачты, стеньги, бушприт) и подвижным (реи, гафели, гики).
Такелаж — всех снастей парусного судна, представляет собой натянутые тросы. Такелаж разделяется на стоячий и бегущий. Стоящий такелаж служит для удержания на месте рангоута и играет роль растяжек. Тросы стоячего такелажа на современных парусных судах выполняются, как правило, из оцинкованной стали. Бегущий такелаж предназначен для управления парусами — их подъема, уборки и т.п.
Парус — движитель парусного судна — часть ткани, на современных парусниках — синтетической, которая крепится к рангоуту с помощью такелажа, позволяющий трансформировать энергию ветра в движение судна. Паруса разделяются на прямые и косые. Прямые паруса имеют форму равнобокой трапеции, косые — форму треугольника или неравнобокой трапеции. Использование косых парусов позволяет парусному судну двигаться круто к ветру.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРУСНЫХ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ
Наиболее распространенной классификацией парусных судов является разделение по типу и количеству мачт. Отсюда и происходит название типа парусного корабля. Так, все парусные суда могут нести на своих мачтах различные типы парусов в различном количестве, но все они делятся на следующие категории:
одномачтовые парусные суда
ял — легкая бескилевая парусная лодка (швертбот). Мачта на яле одна, часто съемная и называется фок-мачтой.
Типы парусов для яхты. полный обзор.
кэт — парусное судно характеризующаяся наличием одной мачты вынесенной далеко вперед, то есть вблизи носовой части лодки.
шлюп — одномачтовое морское парусное судно.
тендер — одномачтовое морское парусное судно, имеющее на мачте три вида паруса — стаксель, трисель и топсель.
куттер — парусное судно, имеющее одну мачту с косым, как правило, гафельным вооружением при двух стакселях.
двухмачтовые парусные суда
йол — двухмачтовое судно, у которого бизань-мачта располагается в корме недалеко от головки руля, и имеющее косое парусное оснащение.
кеч — двухмачтовое парусное судно, отличающееся от иола несколько большей бизань-мачтой. Кроме того площадь паруса кормовой мачты составляет около 20 процентов общей парусности парусника. Такая особенность дает преимущества по управляемости при сильном ветре.
шхуна (бермудская шхуна) — морское парусное судно, имеющее две мачты с косыми парусами.
бригантина — двухмачтовое парусное судно с комбинированным парусным оснащением, имеющее прямое парусное вооружение на фок-мачте и косые паруса на грот-мачте.
бриг — двухмачтовое парусное судно, имеющее прямое парусное вооружение.
трехмачтовые парусные суда (многомачтовые парусные суда)
каравелла — имеет три мачты с прямыми и косыми парусами.
шхуна — тип морского парусного судна, которое имеет не менее двух мачт с косыми парусами. По типу парусного вооружения шхуны разделяются на: гафельные, бермудские, стаксельные, марсельные и брамсельные. Брамсельная шхуна отличается от марсельной наличием брам-стеньги и еще одним дополнительным прямым парусом — брамселем.
При этом в ряде случаев марсельскую и брамсельную двухмачтовые шхуны, особенно с брифоком, можно перепутать с бригантиной. Независимо от типа косых парусов — гафельных или бермудских, шхуна может быть и марсельной (брамсельною). Шхуны имеют небольшую осадку, что позволяет заходить даже на мелководье.
барк — большое парусное судно с тремя и более мачтами, имеющее прямое парусное вооружение на всех мачтах, кроме кормовой мачты, которая оснащена косыми парусами.
баркентина (шхуна-барк) — как правило, это парусное судно с тремя и более мачтами со смешанным парусным оснащением, и имеет прямое парусное вооружение только на фок-мачте, на остальных мачтах расположены косые паруса.
фрегат — парусное судно, имеющее три и более мачт с прямыми парусами на всех мачтах.
Кроме вышеперечисленных типов парусных судов в истории мореплавания существовало большое количество других названий, многие из которых с течением времени исчезли, но благодаря энтузиастам некоторые суда дошли до наших дней в виде полнофункциональных копий или реплик: корвет, флейт, галеон, люггер, клипер, шебека, каракка, винджаммер.
КЛАССИФИКАЦИЯ СПОРТИВНЫХ ПАРУСНЫХ СУДОВ
Парусный спорт возник в странах, которые всегда славились мореплаванием — Англия и Нидерланды. Его зарождение тесно связано с профессиональным плаванием на небольших парусных судах, где преимущество в скорости позволяло успешно конкурировать, например, в рыболовстве или лоцманской службе. Спортивный интерес, возникший вследствие улучшения ходовых качеств таких парусных судов, а также проведение гонок между ними привели к появлению специальных судов, предназначенных исключительно для любительского плавания, которые стали называть яхтами. Это название происходит от голландского слова «jagie» — так в Нидерландах в XVII веке называли небольшие быстроходные одномачтовые судна. Широкое распространение увлекательных водных соревнований также заставило классификаторов разделить спортивные парусные яхты на типы.
Классификация парусных спортивных судов (яхт) — это разделение парусных, спортивных, судов на классы в зависимости от размеров и их соотношений, влияющих на ходовые качества и мореходность этих парусных судов. Различают четыре основных класса парусных, спортивных судов (яхт): свободные классы; формульные классы; монотипы и гандикапные классы.
Классы парусно-спортивных судов (яхт) непрерывно совершенствуются и изменяются и могут быть национальными и международными. Международные классы парусно-спортивных судов, привлекаемые на олимпийские регаты, называются «олимпийскими». По состоянию на 2012 год существуют шесть классов однокорпусных гоночных яхт: лодки класса Финн, лодки 470 класса, лодки класса 49er, лодки класса 49erFX, лодки класса Лазер-Стандарт, лодки класса Лазер-Радиал.
Отдельно из группы выделяется класс многокорпусных спортивных судов, получивший название Nacra 17. А также соревнования на досках с парусом для серфинга (виндсерфинг) имеют собственный класс — RS:X.
Помимо вышесказанного существует понятие парусно-моторные суда — это суда, имеющие парусное вооружение и вспомогательную дизельную энергетическую установку, используемую для движения судна при безветрии, заходе (выходе) в порты, проходе узкостей (проливов, каналов) и тому подобное. Большинство парусно-моторных судов — небольшие промысловые, учебные и прогулочные плавсредства.
Похожие публикации:
- Фрегат «Надежда» — последний из «высоких парусных кораблей»
- Соревнования чайных клиперов и судьба парусника «Thermopylae»
- Парусники летающей серии «P»
- Тур под парусами на барке «Крузенштерн»
- Фрегат «Dar Młodzieży» и парусники типа «Дружба»
Источник: korabley.net
Классификация парусников по парусному вооружению
На протяжении тысячелетней истории мореплавания размеры парусных судов неизменно росли. Совершенствовалось и их парусное вооружение. К середине прошлого столетия сложились и получили широкое распространение типы парусных судов, которые сохранились до наших дней.
С развитием международной морской торговли изменились районы плавания кораблей — морские путешествия стали более продолжительными. Появилась необходимость в судах новой конструкции, способных совершать дальние морские плавания. Сначала были галеры, потом каравеллы. В конце 16 века в Испании появились трехмачтовые парусные суда — каракки, с прямыми парусами на первых двух мачтах и треугольными латинскими парусами на третьей мачте. Эти корабли имели длинный бушприт с прямыми парусами.
Исторические парусники 1 — галера (galley) 2 — каравелла (caravel) 3 — каракка (carrack)
В конце 18 века в связи с новыми географическими открытиями и последующим ростом торговли парусники стали усовершенствоваться. Парусные суда начали строить в зависимости от их назначения. Появились новые типы грузовых парусных кораблей, приемлемых для дальних морских перевозок. С непрерывным развитием судоходства конструкция и парусное вооружение судов значительно улучшилось. В этот период и была установлена единая классификация парусных кораблей по их парусному вооружению, разделяющая на:
- парусные суда с прямым парусным вооружением
- парусные суда с косым парусным вооружением
- парусные суда с комбинированным парусным вооружением
Парусные суда с прямым парусным вооружением
К первой категории парусных кораблей относятся суда, у которых основными являются прямые паруса. Парусники этой группы подразделяют на:
Парусные суда с прямым парусным вооружением
- Пятимачтовый корабль (5 masted full-rigged ship) — парусное судно с полным парусным вооружением, несущее на всех мачтах прямые паруса
- Четырехмачтовый корабль (4 masted full-rigged ship) — четыре мачты с прямыми парусами
- Фрегат (frigate) — три мачты с прямыми парусами
- Пятимачтовый барк (5 masted barque) — большое парусное судно, имеющее прямое парусное вооружение на четырех мачтах, кроме кормовой мачты, которая оснащена косыми парусами
- Четырехмачтовый барк (4 masted barque) — судно, имеющее три мачты с прямыми парусами, кормовая вооружена косыми парусами
- Барк (barque) — две мачты с прямыми парусами, одна — с косыми парусами
- Бриг (brig)- двухмачтовое парусное судно с прямыми парусами на обеих мачтах и одним косым парусом на грот-мачте
Классический клипер
В середине 19 века парусный флот достиг своего совершенства — судостроители создали безупречный тип океанского парусника — клипер (clipper). Эти суда отличались увеличенной парусностью, высокой скоростью хода и прекрасными мореходными качествами. Классический клипер это трехмачтовый корабль (фрегат) с развитым парусным вооружением, включающее прямые паруса и дополнительные лисели, и имеющий три наклонные мачты, подчёркивающие высокие динамические качества судна.
Парусные суда с косым парусным вооружением
Ко второй категории парусных кораблей относятся суда, у которых основными являются косые паруса. Преобладающим типом парусников этой группы являются двухмачтовые и трехмачтовые шхуны, позволяющие за счет небольшой осадки заходить на мелководье. Они подразделяются на:
- гафельные
- бермудские
- стаксельные
- марсельные
Двухмачтовые шхуны
Двухмачтовые шхуны (Two masted schooner)
- Двухмачтовые шхуны с гафельным вооружением имеют две мачты с косыми парусами
- У двухмачтовых шхун с бермудским вооружением основными являются косые паруса без гафелей, передняя шкаторина которых крепится вдоль мачты, а нижняя — к гику
- У двухмачтовых шхун со стаксельным вооружением основными парусами на мачтах являются стаксели, а дополнительными трисели и бизань
- Двухмачтовые шхуны с марсельным вооружением это парусные суда, имеющее косые (гафельные) паруса и два прямых паруса называемые «марсели» на фок-мачте
Трехмачтовые шхуны
Трехмачтовые шхуны (Three masted schooner)
- Трехмачтовая гафельная шхуна (gaffsail schooner)
- Трехмачтовая бермудская шхуна (bermudian schooner)
- Трехмачтовая стаксельная шхуна (headsail schooner)
- Трехмачтовая марсельная шхуна (topsail schooner) получила собственное наименование «джекас» (jackass) и вооружена косыми парусами на всех мачтах и в дополнении имеет три прямых паруса на фок-мачте
Многомачтовые шхуны
Кроме перечисленных парусников существовали большие многомачтовые шхуны (multi-masted schooner) обладающие четырьмя, пятью, шестью и даже семью мачтами, на которых развивались исключительно косые (гафельные) паруса.
1 — семимачтовая шхуна 2 — шестимачтовая шхуна 3 — пятимачтовая шхуна 4 — четырехмачтовая шхуна
Помимо шхун к категории судов с косым парусным вооружением относятся небольшие одномачтовые суда — куттер, шлюп, кэт. А также двухмачтовые — кэч, иол.
Небольшие парусники с комбинированным парусным вооружением
- Кэт (catboat) — парусное судно характеризующееся наличием гафельного паруса на одной мачте, расположенной вблизи носовой части
- Шлюп (sloop) — одномачтовое парусное судно с косыми парусами
- Куттер (cutter) — одномачтовое парусное судно, имеющее на мачте два типа косых парусов: гафельный грот и два стакселя. Куттер с горизонтальным выдвижным бушпритом называют тендером
- Кэч (ketch) — двухмачтовое парусное судно с косыми парусами и расположением головки баллера руля позади бизань-мачты. При этом площадь паруса бизань-мачты составляет около 20 процентов общей парусности. Такая особенность дает преимущества по управляемости при сильном ветре
- Гафельный кэч (gaff ketch) — двухмачтовый парусник с гафельными парусами и расположением головки баллера руля позади бизань-мачты
- Иол (yawl) — двухмачтовое парусное судно с косыми парусами и расположением головки баллера руля перед бизань-мачтой
Парусные суда с комбинированным парусным вооружением
К третьей категории парусных судов, где в качестве основных используются прямые и косые паруса. К судам этой группы относятся:
- Четырехмачтовая баркентина (barquentine) — это парусное судно с четырьмя мачтами и имеет прямое парусное вооружение только на фок-мачте, на остальных мачтах расположены косые паруса
- Трехмачтовая баркентина (шхуна-барк) (schooner barque) — трехмачтовое судно, имеющее на передней мачте прямые паруса, а на остальных — косые паруса
- Бригантина (brigantine) (шхуна-бриг) (schooner brig) — двухмачтовое парусное судно с комбинированным парусным оснащением, имеющее прямое парусное вооружение на фок-мачте и косые паруса на грот-мачте
- Полубриг (hermaphrodite brig) — двухмачтовый парусник несущий на фок-мачте и грот-мачте по одному гафельному парусу и по два прямых паруса. В некоторых источниках это «двухмарсельная шхуна». Если на фок-мачте три прямых паруса, то судно называют «джекас-бриг».
Большие парусные суда со смешанным вооружением
- Люгер (lugger) — двухмачтовое парусное судно несущее люгерные (рейковые) паруса на всех мачтах. Традиционный парусник европейских прибрежных мореплавателей
- Полакр (polacre) историческое название шебека (xebec) — средиземноморское трехмачтовое парусное судно, на передней мачте которого расположены три прямых паруса, а на двух других мачтах — латинские паруса
- Шнява (snow) — двухмачтовое судно оснащенное на передней мачте прямыми парусами со стакселем и кливером, а на другой мачте под названием «snow-mast» расположен небольшой гафельный парус
- Фелука (felucca) — трехмачтовый парусник с двумя большими латинскими парусами наклоненные к носу
- Дау (dhow) — одномачтовое судно с большим латинским парусом. Традиционный парусник арабских моряков Красного моря и Индийского океана
- Бово (bovo) — двухмачтовый парусник, у которого на передней мачте расположен латинский парус, а на задней небольшой бермудский парус
- Нависелло (navicello) — двухмачтовое парусное судно с сильно наклоненной вперед передней мачтой. Несет парус трапециевидной формы, крепящийся за грот-мачту; на самой грот-мачте расположен латинский парус
Малые парусные суда с комбинированным вооружением
Другие типы парусников
Кроме вышеперечисленных категорий парусных судов в истории мореплавания существовали и другие типы парусников:
1 — швертбот 2 — джонка 3 — проа
- Швертбот (dinghy) — легкая парусная лодка с единственной съемной мачтой. Такую лодку часто называют ял
- Джонка (junk boat) — одно-, двух- или трехмачтовое судно с характерными китайскими парусами. Традиционный парусник Азиатских мореплавателей
- Проа (proa) — одномачтовое многокорпусное судно с океаническим шпринтовым парусом. Традиционный парусник Полинезийских мореплавателей и народов острова Самоа в Тихом океане
Источник: shipshub.com
Как называется парусная лодка
Нет аккаунта? Зарегистрироваться
Типы парусных кораблей
- 6 ноя, 2006 at 12:00 AM
Не помню, откуда я это взял и когда это было. Но вот решил записать сюда, чтобы не пропало и может, энтузиастам пригодится.
- самоходное судно небольших размеров для перевозок в гаванях и на рейдах.
- мореходная 14-22 вёсельная шлюпка с убирающимся бушпритом и двумя мачтами.
- военный двухмачтовый корабль с прямым парусным вооружением, водоизмещением 200-400 тонн. Вооружение: 10-24 пушек, экипаж до 120 человек. Использовался для крейсерской, посыльной и разведывательной службы.
- торговое парусное судно водоизмещением до 300 тонн.
- двухмачтовое парусное судно XVII — XIX веков с прямым парусным вооружением на фок- и косым на задней (грот-) мачтах. Вооружалось 6-8 пушками, использовалось для посыльной и разведывательной службы.
- парусно-гребное русское судно XVIII века для перевозки в прибрежных районах.
- коммерческое судно XIX века.
- ледовая парусная яхта на 3 полозьях-коньках с косым парусным вооружением.
- однопалубный парусник XVI — XVII веков с обшивкой «вгладь» и шпринтовым парусным вооружением, иногда — с прямым парусным вооружением.
- большой гребной боевой корабль в средние века.
- грузовое парусное судно с 2-3 мачтами в Средиземном море до XIX века.
- небольшое (водоизмещением до 10 тонн) парусное (с косым парусным вооружением) двухмачтовое промысловое судно с бушпритом, высокой грот- и низкой бизань- мачтами. Военный иол имел 1-7 орудий (XVIII — XIX).
- небольшая парусно-гребная канонерская лодка с 1 орудием.
- артиллерийский корабль для прибрежных и речных действий. Водоизмещение до 2.5 тысяч тонн (речные до 1.2 тысяч тонн), скорость 10-20 узлов, вооружение: 2-5 75-125 мм орудий, зенитные автоматы, пулемёты.
- парусно-гребное артиллерийское судно XVIII — XIX веков для прибрежных и речных действий. Имел 4-6 пушек крупного калибра или 2 мортиры, до 15 пар вёсел.
- небольшое парусное полинезийское судно (лодка) с одним или двумя узкими заострёнными поплавками-балансирами, закреплёнными на некотором расстоянии от борта. Используется для рыбной ловли, перевозки грузов и людей.
- моторное судно или парусная яхта с двумя параллельными корпусами, соедидинёнными сверху фермами или палубой.
- гребной долблённый чёлн длиной 6 метров и грузоподъёмностью около 0.5 тонн. Применялся на реках азово-черноморского района.
- речное одномачтовое парусное судно длиной 9.5-39.5 метров, осадкой 1.2-1.5 метра и грузоподъёмностью 20-400 тонн. Использовался до XX века на Северной Двине, Неве, Волге и других реках.
- трехмачтовый парусный (парусно-винтовой) корабль XIX века для разведовательной и посыльной службы. Водоизмещение до 1500 тонн, скорость до 15 узлов, вооружение до 24 орудий, экипаж до 200 человек.
- быстроходное парусное судно с острыми обводами корпуса. Применялся в XIX веке для перевозки ценных грузов на большие расстояния и пассажиров. Водоизмещение до 2000 тонн, скорость 18 узлов и более.
- судно, имеющее вооружение и другие технические средства для решения боевых и обеспечивающих задач, имеющее военный экипаж и несущее Военно-морской флаг.
- крупный боевой парусник с сильным артиллерийским вооружением, имевший 3 мачты с прямыми парусами.
- корабль парусного флота XVII — XIX веков для разведки, посыльной службы и крейсерских действий. В начале это был 1-мачтовый бот водоизмещением до 200 тонн. В 1й половине XVIII века — 2-3 мачтовое судно с прямым парусным вооружением, водоизмещением 400-600 тонн, с открытыми (20-30 орудий) или закрытыми (14-24 орудий) батареями. В середине XIX века — колёсные и винтовые парусно-паровые корветы водоизмещением 800-3500 тонн, скоростью до 14 узлов, с 12-32 орудиями на верхней палубе.
- специальный корабль Великобритании, США во время II мировой войны.
- самое малое одномачтовое судно для дозорной и посыльной службы. Парусное вооружение — гафельный грот, рейковый топсель, несколько кливеров, летучий кливер (кливер-топсель), брифок. Военные куттеры имели горизонтальный выдвижной бушприт. Вооружение — 8-14 пушек малого калибра.
- вооружение больших гоночных и тендерных яхт (тендерное вооружение).
- судно промыслового флота для ловли рыбы тралом в прибрежных и мелководных районах, длиной 1030 метров.
- морское и речное судно древних славян. Изготовлялось из ствола дуба или липы с наращиванием бортов досками («набойная») или целиком из досок («дощатая»). Длина до 20 метров, ширина 5 метров, имела вёсла и парус. Помещала до 60 воинов.
- поморское судно XIII — XIV веков (существовала до XIX века). Длина до 14-15 метров, грузоподъёмность до 12 тонн. 2 мачты с прямыми парусами. Для дальних плаваний существовали «заморские» ладьи — трёхмачтовые, длиной до 25 метров, шириной 8 метров, грузоподъёмностью до 200 тонн.
- 2-3 мачтовое финское грузовое парусное судно прибрежного плавания.
- деревянное беспалубное несамоходное грузовое судно барочного типа. Использовалось на Днепре.
- крупный трёхдечный трёхмачтовый корабль с прямым парусным вооружением. Применялся для артиллерийского боя с такими же кораблями в строю кильватера. Водоизмещение до 5 тыс. тонн, вооружение: 80-300 гладкоствольных орудий вдоль бортов. Использовался в XVII — XIX веках.
- крупный боевой корабль в XX веке.
- небольшое парусное судно для перевозки почты и посыльной службы. Использовалось в Великобритании и других странах в XVII — XIX веках. В России — в XVIII — XIX веках. Водоизмещение 200-400 тонн, вооружение — несколько пушек.
- паровое рейсовое почтовое и почтово-пассажирское судно до конца XIX века в Великобритании, Голландии, Германии.
- несамоходное грузовое судно с упрощёнными обводами, приспособленное для перевозки грузов на верхней палубе.
- небольшое несамоходное плоскодонное судно типа беспалубной баржи для вспомогательных перегрузочных работ на рейдах, и для опор наплавного моста.
- плоскодонное парусно-гребное судно восточных славян в VI — XII веках. Вмещало 10-12 человек, использовалось для перевозки людей и грузов по рекам и озёрам. Имело прямо парус.
- речное судно типа барок в XVI — XVIII веках. Оснащалось мачтой, парусом и 10-12 парами вёсел. Длина 20-25 метров, ширина 4-10 метра. Иногда делали лубяную кровлю и каюты. Небольшие струги вмещали 60-80 стрельцов и пушки. Использовались Петром I для переброски войск и провианта.
- парусное военное и торговое судно в средние века на Средиземном море.
- лёгкий боевой двухмачтовый корабль XVIII века с косыми парусами. Вооружение — несколько пушек.
- парусное одномачтовое судно с большим латинским парусом для перевозок и рыбной ловли в Средиземном море.
- парусно-гребное посыльное судно при галерах в XIII — XVI веках. Имело 4-5 пар вёсел и косой парус. В дальних походах буксировалось флагманской галерой.
- наиболее крупный парусно-гребной корабль шхерного флота. Имел фрегатское парусное вооружение, 12-18 пар вёсел, до 38 пушек. В Росси использовался с конца XVIII века.
- Трёхмачтовый корабль с мощным артиллерийский вооружением (до 60 пушек) на 2 палубах.
- лодка, выдолбленная или выжженная из ствола дерева, приводимая в движение вёслами или шестом. Длина 3.5-6 метра, ширина 0.8 метра. Древнейшее средство передвижения.
- в Киевской Руси — небольшое судно, длиной до 10 метров, шириной 1 метр с вёслами и парусом. В X веке борта наращивались досками.
- в XV веке — лодки с одинаково острыми носом и кормой.
- морское парусно-гребное судно скандинавских народов в XII — XIV веках. Имело 1-2 мачты с прямыми парусами, 15-20 пар вёсел. Вмещало до 100 человек.
- 1-2 мачтовое парусно-гребное рыболовецкое судно славян-поморов в XI — XIX веках. Ширина 2-2.5 метра, длина 7-12 метров, осадка 0.6-0.8 метра. Грузоподъёмность 2.5-4 тонны, экипаж до 4 человек.
- Настроение: хорошее
Метки:
Источник: dmitry67-34.livejournal.com