Владельцы лодок судятся за сохранение станции на Гребном канале
Руководство лодочной станции «Турист» на Гребном канале пожаловалось в прокуратуру на действия властей, вытесняющих лодочников с прибрежной территории. Владельцы маломерных судов ссылаются на решение Горьковского исполкома 1978 года о выделении территории в бессрочное пользование. При этом городские власти признали это решение ничтожным, а областные власти доказывают, что ассоциация судовладельцев «Турист» не является правопреемником создателей лодочной станции в советский период. Власти хотят снести базу «Туриста» как самовольную постройку: на ее месте планируется построить школу или детсад в рамках проекта по комплексному развитию набережной Гребного канала. Сейчас власти ждут согласования мастер-плана инвестора по развитию Гребного канала, от этого зависит будущее лодочной станции.
Выйти из полноэкранного режима
Хранение лодки ПВХ на лодочной станции…bogomaz05
Развернуть на весь экран
Нижегородские власти рассматривают территорию «Туриста» под новую застройку
Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ
Ассоциация владельцев маломерных судов «Турист» обратилась в прокуратуру Нижегородской области с просьбой проверить действия чиновников городского и областного уровней, которые на протяжении многих лет затягивают оформление правоустанавливающих документов на земельный участок лодочной станции. Как рассказали «Ъ-Приволжье» в ассоциации, которая объединяет около 300 «простых семей», владеющих лодками , с 2004 года органы власти всячески пытаются вытеснить их с занимаемой на Гребном канале прибрежной территории площадью около 7,5 га.
Снести домики и гаражи лодочной станции городские власти пробовали еще осенью 2020 года, однако лодочники живой цепью перегородили путь строительной технике и не допустили ее внутрь.
В жалобе, копия которой есть в распоряжении «Ъ-Приволжье», директор ассоциации «Турист» Вадим Левин ссылается на архивное решение исполкома Горьковского городского совета народных депутатов 1978 года об отводе земельного участка в бессрочное пользование под размещение лодочной станции. В 1992 году было создано муниципальное предприятие «Лодочная станция «Турист»», которое в 2000 году было ликвидировано, а затем образовалась одноименная ассоциация в виде некоммерческого партнерства. По данным руководства «Туриста», в 2000 году им удалось получить решение комиссии по инвестполитике о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 49 лет.
Однако уже в 2004 году администрация Нижнего Новгорода признала основополагающий документ 1978 года «утратившим силу», и с тех пор не прекращаются попытки передать территорию лодочной станции различным инвесторам. На нее последовательно претендовали ООО «Технология-НН», «Парус», «Аркон» и «Норд». Последняя компания даже получала решение инвестсовета при губернаторе на свой проект по строительству «спортивных объектов», но не смогла выселить владельцев лодок.
ЧТО СТРОЯТ НА МЕСТЕ ЛОДОЧНОЙ СТАНЦИИ?
У властей другая позиция — они считают, что члены ассоциации «Турист» незаконно занимают участок на Гребном канале и должны с него съехать.
Как рассказал собеседник в правительстве Нижегородской области, в 2016 году «Туристу» давали шанс перестроить «шанхай на берегу без пожарных проездов» в современную лодочную станцию. Однако заключенное на этот счет с регионом инвестсоглашение осталось неисполненным и было расторгнуто, так как территория благоустроена не была, сообщил чиновник.
В конце прошлого года министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области выиграло судебный спор с «Туристом». Лодочники пытались обязать власть переоформить им право бессрочного пользования участком на основе базового решения Горьковского исполкома от 1978 года. Однако областной арбитражный суд, проанализировав положения Земельного кодекса РСФСР и нормативную базу советского периода, пришел к выводу, что это решение не может быть правоустанавливающим документом, так как являлось лишь «начальным этапом процедуры предоставления земельного участка».
Суд также указал, что государственный акт на право пользования землей «Туристом» представлен не был, а само некоммерческое партнерство не доказало, что является правопреемником того лица, которому в 1978 году предполагалось предоставить участок в бессрочное пользование. Ассоциация с этими выводами не согласна и подала апелляционную жалобу на судебное решение. Однако участники «Туриста» говорят о том, что готовы защищать свои права на землю и в качестве физлиц, а не только от имени ассоциации.
Тем не менее пока не вступившее в силу судебное решение дало чиновникам повод говорить о том, что «Турист» не правопреемник решения о строительстве лодочной станции в советский период и его объекты представляют собой самовольные постройки, подлежащие сносу. Согласно концепции новой застройки Гребного канала региональные власти планируют создать на месте станции социальную инфраструктуру — школу или детсад. Предполагается, что набережную для появления школы за свой счет построит потенциальный инвестор ООО «Берег», чей проект комплексного развития части Гребного канала в конце февраля–начале марта должны рассмотреть в региональном строительном штабе.
В компании от споров «Туриста» и властей дистанцируются, отмечая, что участок лодочной станции находится за пределами их проектируемой территории, а областное правительство должно само урегулировать отношения с лодочниками.
Теоретически власти в дальнейшем могут предоставить инвестору спорный участок в качестве территории инвестиционного развития: этот механизм, судя по презентации проекта «Берега», ранее проговаривался.
Однако в правительстве Нижегородской области предложили дождаться решения регионального штаба относительно мастер-плана инвестора по развитию Гребного канала — оно определит дальнейшую градостроительную судьбу этой прибрежной зоны Нижнего Новгорода.
- Коммерсантъ (Н.Новгород) №32 от 21.02.2023, стр. 8
Источник: www.kommersant.ru
«Турист» или хозяин? Лодочная станция на Гребном канале под угрозой сноса
Лодочная станция «Турист» — знакомое многим нижегородцам место на набережной Гребного канала. На протяжении 45 лет Ассоциация владельцев маломерных судов занимает около 40 тысяч квадратных метров на улице Слобода Печеры. Сегодня в организацию входят порядка 350 человек, большая часть которых — пожилые люди, обосновавшиеся здесь еще в советские годы.
Однако нижегородские власти утверждают, что представители лодочной станции не имеют прав на эту площадку, а их имущество — некапитальные постройки и оборудование для рыбной ловли — находится здесь незаконно. Противостояние продолжается не один десяток лет, и теперь Минимущества через суд намерено сместить нижегородцев с занимаемой территории.
Как владельцы маломерных судов борются за лодочную станцию и почему они считают участок на Гребном канале своим по праву, корреспонденту Гипермаркета недвижимости GIPERNN.RU рассказал исполнительный директор Ассоциации «Турист» Никита Суходоев.
История лодочной станции
На участке между домами № 321 и 442 по улице Слобода Печеры лодочники из различных городских сообществ обосновались в далеком 1978 году. Эту территорию в бессрочное пользование простым рыбакам и любителям отдыха на воде предоставил Горьковский исполком. Городское управление бытового обслуживание оградило и оборудовало площадку, а также продлило сюда автобусный маршрут, однако многое для комфортного отдыха на воде и рыбной ловли пришлось делать самим лодочникам. К примеру, они своими руками соорудили судоподъемные механизмы, эллинги и различные постройки для хранения инвентаря.
Всего на территории лодочной станции находится 12 линий, расположенных перпендикулярно воде. Некапитальные строения занимают не более половины мест. Никаких домов и дач тут нет. В основном это стапели, эллинги, появившиеся еще в советские времена. Как в любом подобном месте, есть небольшие беседки — чтобы отдохнуть после рыбалки, сварить уху, — утверждает Никита Суходоев.
В 1992 году по распоряжению главы администрации любители речного отдыха объединились в МП «Лодочная станция „Турист“». Муниципальное предприятие просуществовало восемь лет и в марте 2000 года объявило о ликвидации, предварительно передав все имущество во владение своим членам.
В июне того же года представители упраздненной лодочной станции зарегистрировали некоммерческое партнерство «Объединение владельцев маломерных судов „Турист“», в дальнейшем ставшее Ассоциацией. Члены новой организации сразу же попытались оформить землю на Гребном канале по старым документам.
Вначале все шло гладко: в ответ на запрос нижегородцев комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами сообщил, что не имеет возражений по поводу передачи участка, а комиссия по инвестполитике одобрила предоставление территории в аренду сроком на 49 лет. Однако с 2001 года из-за отсутствия ряда документов процесс оформления прав на землю затянулся.
Все документы, выданные лодочникам в 1978 году, должны были передать в муниципальное предприятие «Турист» как некому правопреемнику. Но, судя по архивам, они утеряны — сейчас мы уже вряд ли выясним, умышленно или нет. Еще часть документов пришли в негодность во время подтоплений лодочной станции. А когда муниципальное предприятие закрылось, ключи также буквально на «добром слове» передали лодочникам, — объяснил Никита Суходоев.
Пользуясь случаем, власти попытались освободить привлекательное место недалеко от центра города, рассказывает наш собеседник. В 2004 году администрация города признала недействительным решение городского совета народных депутатов о предоставлении участка на Гребном канале, хотя юридически не имела на это права: исполнительный орган не может отменить решение законодательного.
Тем не менее сразу после этого решения на инвестсовет один за другим стали заявляться инвесторы, претендующие на аренду прибрежной территории. К примеру, на площадке, частично пересекающейся с лодочной станцией, ООО «Норд» намеревалось возвести спортивный центр. Компания получила землю и поставила ее на кадастровый учет, но до строительства так и не дошло — члены «Туриста» не позволили новому инвестору занять их место.
Инвестиционный совет одобрил выделение участка, однако благодаря упорству и настойчивости членов лодочной станции эти решения-де-факто не претворилось в жизнь. «Старики» рассказывают, что сюда неоднократно приезжали, пытались выгнать, снести, но не получилось. Последний раз это было в 2020 году, во время пандемии коронавируса. Де-факто мы территорию отстояли, но-де-юро дело до конца не довели, — рассказал Никита Суходоев.
Неудавшийся инвестпроект
Для того чтобы узаконить права на земельный участок, в 2020 году Ассоциация владельцев маломерных судов «Турист» подала в Минимущество ходатайство о реализации инвестиционного проекта по строительству туристического центра для владельцев маломерных судов — новой лодочной станции. Предложение одобрил совет по земельным и имущественным отношениям. Согласно дорожной карте, Ассоциация должна была освободить территорию от строений и разработать документацию по планировке.
Однако некапитальные постройки продолжали оставаться на своих местах, а проект туристического центра маломерных судов никак не мог пройти Архитектурный совет. В первый раз — в феврале 2022 года — эксперты отклонили представленное решение из-за ряда недочетов. Например, разработчики не предоставили информацию, где в зимний период будут храниться плавсредства. Доработанную концепцию архитекторы рассмотрели в прошлом мае, но проект вновь был отклонен. В результате решение инвестиционного совета о возможности строительства здесь туристического центра было отменено.
После неоднократных напоминаний со стороны министерства о необходимости выполнения поручений дорожной карты все сроки были нарушены и никаких действий для реализации проекта предпринято не было. […] Учитывая, что данная территория расположена в зоне отдыха нижегородцев и гостей города, она не могла и дальше использоваться в таком виде, ее необходимо было привести в порядок и дать возможность доступа к месту отдыха не только членам лодочной станции, но и всем нижегородцам, — сообщили GIPERNN.RU в министерстве имущества и земельных отношений Нижегородской области.
Сами члены Ассоциации владельцев маломерных судов «Турист» были удивлены такому решению. Дело в том, что реализовать инвестпроект по строительству новой лодочной станции намеревалось бывшее руководство во главе с Вадимом Левиным. По словам Никиты Суходоева, на протяжении трех лет любители речного отдыха добросовестно сдавали целевые взносы якобы на подготовку проекта туристического центра и не подозревали о возникших трудностях. К тому же нижегородцы исправно оплачивали аренду участка и коммунальные платежи.
Нам говорили, что документы для инвестпроекта подготавливаются, и собирали деньги. Здесь много пенсионеров, старожилов, которые не разбираются в юридических вопросах, — мы считаем, что этим просто пользовались. Разумеется, все выступали против сноса нынешних построек. А сейчас представители Минимущества рассказали нам в соцсетях о нарушениях проекта, хотя мы об этом просто не знали, — заявляет Никита Суходоев.
Суд и смена руководства
Параллельно предыдущее руководство лодочной станции пыталось обязать власть переоформить им право бессрочного пользования участком на основе решения Горьковского исполкома № 461 от 1978 года. Иск к региональному Минимущества Ассоциация владельцев маломерных судов «Турист» подала в конце 2022 года. Однако, изучив материалы дела, областной арбитражный суд отказал в удовлетворении требований, поскольку вышеуказанное решение «является начальным этапом процедуры предоставления земельного участка» и не может быть отнесено к числу правоустанавливающих документов.
Кроме того, истец не предоставил государственный акт на право пользования землей и не смог доказать, что некоммерческое партнерство «Турист» является правопреемником лица, которому предоставили землю в бессрочное пользование. Ассоциация владельцев маломерных судов не согласилась с такими выводами и в минувшем апреле подала апелляционную жалобу в арбитражный суд Владимира. Однако дело вновь было проиграно.
В конце апреля на общем собрании члены Ассоциации выбрали нового исполнительного директора — Никиту Суходоева. 1 июня 2023 года вновь избранному руководству предстоит очередное судебное разбирательство: нижегородское Минимущества подало иск об освобождении участка в районе улицы Слобода Печеры. По словам нашего собеседника, теперь к работе подключили новых юристов, чья подготовка к делу будет более основательной.
Специалисты, работавшие с предыдущим руководством, не приложили и половины документов, которые бы подтверждали права Ассоциации на эту землю. То есть иск подали, чтобы успокоить народ. Наши аргументы в новом судебном споре разглашать не буду — есть несколько вариантов, юристы над ними работают, собирают необходимые документы. Что касается отмены решения земельного совета — ничто не мешает нам подать вторую, третью, четвертую инициативы, — объяснил Никита Суходоев.
Будущее «Туриста»
До тех пор, пока Ассоциация владельцев маломерных судов не докажет, что занимает территорию на Гребном канале на законных основаниях, некапитальные постройки «Туриста» будут считаться самовольными и подлежащими сносу. Безусловно, пустовать площадка у воды в центре Нижнего Новгорода не будет: в дальнейшем она может попасть под комплексное развитие.
Согласно концепции, представленной на февральском заседании Архсовета, ООО «Берег» готовится застраивать около 30 га прибрежного пространства. По информации Никиты Суходоева, в проект может войти и территория лодочной станции. На участке инвестор намерен возвести порядка 140 тысяч «квадратов» жилья, коммерческую недвижимость и соцобъекты.
Если членам лодочной станции все-таки удастся отстоять свои права на земельный участок, территорию также ждут преобразования. Как рассказал исполнительный директор «Туриста», это место планируется сделать более современным и комфортным для отдыха горожан. Например, обустроить спортивные площадки, обновить пирсы. Для данной работы новое руководство намерено привлечь в том числе региональные и федеральные средства.
Мы понимаем, что город меняется, поэтому хочется навести здесь порядок. Для этого есть множество инструментов — те же федеральные гранты. Мы намерены не просто отстаивать свои права, но и смотреть в будущее, развивать это пространство на Гребном канале, делать его востребованным и комфортным для нижегородцев, — поделился Никита Суходоев.
Источник: www.gipernn.ru
Еще одна точка притяжения для красноярцев: на острове Отдыха создают современную лодочную станцию
В Красноярске полным ходом идет строительство новой современной лодочной станции у Коммунального моста. Раньше она была местом для отдыха очень небольшой группы людей, но в планах краевых властей сделать станцию новой достопримечательностью. Newslab изучил историю этого места и узнал, как будет выглядеть лодочная станция уже совсем скоро.
ВКонтакте 0
Одноклассники 0
WhatsApp 1
Поделиться 3
В Красноярске полным ходом идет строительство новой современной лодочной станции у Коммунального моста. Раньше она была местом для отдыха очень небольшой группы людей, но в планах краевых властей сделать станцию новой достопримечательностью. Newslab изучил историю этого места и узнал, как будет выглядеть лодочная станция уже совсем скоро.
Советская открытка с видом на Коммунальный мост и лодочную станцию на протоке
Лодочная станция на Абаканской протоке в Красноярске появилась еще в середине XX века. На левом берегу были смонтированы уходящие в воду мостки, вдоль которых владельцы лодок могли «припарковать» свой транспорт. Разномастные лодочки смотрелись по-южному привлекательно и благодаря этому становились источником вдохновения для местных художников.
«Лодочная станция». Борис Ряузов. 1972-73 годы
Но владельцы лодок старели, некогда ухоженное и приятное место превратилось практически в склад металлолома. В 2012 году мэрия передала этот участок под базу ГИМС. Лодочная станция переехала на другую сторону моста, а в 2015 году администрация станции начала возводить на этом месте эллинги — двухэтажные конструкции из контейнеров. На первом этаже можно было разместить лодку, а второй этаж становился «клубом для своих».
Большая же часть территории оказалась захламлена. Красноярцы не раз жаловались на эту опасную часть острова и боялись там гулять из-за бродячих собак и подозрительных личностей, которые облюбовали старые склады.
В 2021 году администрацию лодочной станции предупредили о том, что она не соответствует требованиям, которые город предъявляет к местам отдыха. Тем более, что лодочники самовольно захватили дополнительный кусок земли. 18 января 2022 года администрация через суд получила право на снос. Владельцы пытались оспорить это решение через суд и даже записали обращение к президенту России, но добиться своего они не смогли.
Уже летом на месте старой лодочной станции закипела работа. Под личным контролем губернатора Красноярского края Александра Усса, а также с помощью частных инвесторов, началось строительство нового объекта. Сначала подрядчики разобрали все ветхие постройки и заборы, убрали мусор, а затем проложили асфальтовые дорожки.
Материалы по теме
На воде уже стоят новые понтоны для стоянки судов. Они изготовлены по специальной технологии, которая позволит эксплуатировать их 50 лет без демонтажа на зиму. Также достраивается теплый ангар для круглогодичного хранения лодок и ремонтная мастерская. Они примут первые лодки и катера уже этой зимой.
К весне на площадке появится визит-центр и клубный дом с точкой общепита. Перед сдачей объекта специалисты проведут озеленение, установят освещение, малые архитектурные формы, обустроят места для прогулок и отдыха.
По словам руководителя Сибирского водно- моторного клуба Агаты Гавричковой, все объекты будут оформлены в речной тематике. Это придаст уникальность месту.
«У нас будет маяк, будет смотровая площадка и просто красивые места, где можно погулять и сфотографироваться. Хотелось бы, чтобы люди приезжали целыми семьями. Даже если нет собственного судна, сюда можно будет приехать, арендовать лодку, чтобы покататься и погулять», — пояснила руководитель клуба.
Источник: newslab.ru