«Не умеет ни читать, ни плавать», – в устах древнего грека эта презрительная характеристика означала полнейшее невежество, а в средневековой Европе тех, кто плавал топориком, не брали в рыцари. Для современного человека неумение плавать вряд ли обернется позором всей жизни, однако все больше жителей мегаполисов предпочитают все-таки освоить эту телесную грамоту. Тут действительно есть чему поучиться – плавать то можно по-разному: например, молотить конечностями, как ветряная мельница, и оглушительно фыркать или аккуратно сводить и разводить руки под водой, стараясь не замочить прическу. Человечество так давно и усердно плавает (до нас дошли наскальные изображения пловцов и соответствующие барельефы, относящиеся к IV-III тысячелетиям до н.э.) и с таким заметным эффектом для здоровья, что успело систематизировать свои знания и умения, выделив 4 основных стиля плавания.
1. Брасс
Брасс (фр. brasse, от bras – рука), в просторечьи «плавание «по-лягушачьи» – едва ли не самый древний и однозначно самый медленный стиль спортивного плавания, тем не менее, долгое время бывший основной техникой в Европе. Именно в этом стиле были поставлены первые спортивные рекорды.
Техника: это способ плавания на груди, при котором пловец делает одновременные горизонтальные гребки руками и ногами, сводя и разводя их, наподобие обычной лягушки в подмосковном болотце. Голова при этом может погружаться в воду, а может оставаться над водой. История: брасс был включен в программу Олимпийских игр уже в 1904 году.
На первых соревнованиях пловцы старательно держали голову над водой («классический», «ортодоксальный» брасс), но, естественно, их не могла не смущать собственная медлительность. В борьбе за скорость пловцы пытались преодолевать большую часть дистанции под водой, но в 1957 году «ныряющий брасс» был запрещен.
В 1960 году олимпийские призеры американец Уильям Малликен и японец Йошикио Осаки нашли новый хитроумный способ ускорить перемещение в воде брассом. Они показали, что для этого нужно во время гребка руками держать лицо под водой, а в конце гребка быстро поднимать плечевой пояс и голову над поверхностью, потом вновь опускать лицо в воду, выводить руки вперед и делать мощный толчок ногами.
Этот вариант получил название брасса с «поздним» вдохом, или «прыгающего» брасса. Польза для здоровья: брасс активно используется гражданами для оздоровления, так как довольно незамысловат в исполнении и не требует титанических усилий, — многочисленные бабушки в бассейне перемещаются в воде именно этим стилем. Медики рекомендуют брасс всем.
Строгие фитнес-инструкторы – главным образом, людям без особой физической подготовки, которым не нужно перегружать мышцы, и только «для начала». В любом случае брасс поможет равномерно развить плечевой пояс (трицепсы, трапециевидную мышцу спины, дельтовидную мышцу), мышцы рук и ног (особенно хорошо подтягивает внутреннюю сторону бедра), улучшить фигуру, исправить осанку, сделать глубоким и правильным дыхание.
КАК ТОНУТ КОРАБЛИ В ШТОРМ ( Floating Sandbox )
Брасс прекрасно подходит для восстановления ахиллова сухожилия и укрепления мышц голени или разработки тазобедренных суставов. Брасс также очень полезен для беременных женщин: позвоночник и связки живота отдыхают, а мышцы ног и промежности становятся более крепкими и эластичными, что впоследствии облегчает роды. Мужчинам же брасс помогает при простатите. При серьезных проблемах со спиной врачи иногда настоятельно рекомендуют плавать «ныряющим брасом», опуская лицо в воду, чтобы лучше растянуть позвоночник и не выгибать его слишком сильно.
2. Кроль
Кроль (англ. сrawl – ползать) – самый быстрый способ перемещения в воде, а потому весьма любимый спортсменами. Когда объявляются состязания по плаванию в вольном стиле, большинство спортсменов благоразумно отдают предпочтение именно кролю. Так что «вольный стиль» и «кроль» практически стали синонимами.
Техника: плавание кролем похоже на ползание по-пластунски, но только в воде. Считается, что плавание кролем развилось из плавания на боку – просто грести начала и вторая рука. Пловец по очереди погружает в воду немного согнутые в локте руки впереди плеч, делает длинный сильный гребок и, постепенно распрямляя руку, выносит ее из воды у бедра.
Ноги при этом делают движения вверх-вниз, слегка сгибаясь и разгибаясь в коленях. История: профессионально состязаться в этом стиле пловцы решились в начале XX века. Тогда в одном цикле движения рук спортсмены выполняли всего два движения ногами (двухударный кроль). Этот вид кроля получил название «австралийского».
Вскоре его несколько модифицировали, увеличив число ударов ногами до четырех и шести. Польза для здоровья: кроль дает большую нагрузку на мышцы, чем брасс, поэтому фитнес-инструкторы рекомендуют осваивать этот стиль плавания не сразу. Особенно увеличивается нагрузка на руки и плечевой пояс. Очень быстрый кроль помогает формированию тонкой и гибкой талии. В то же время при серьезных проблемах с позвоночником кроль на груди, по мнению некоторых специалистов, может быть противопоказан.
3. Плавание на спине
Техника: современное плавание на спине по сути дела представляет собой перевернутый кроль. История: плавание на спине далеко не сразу стало считаться полноценным спортивным стилем – сперва его использовали только как средство отдыха. Позже плавание на спине включили в программу соревнований, но пловцы использовали «брассовую» технику, оставляя руки в воде.
Перевернутый кроль впервые (и с большим успехом!) продемонстрировал американец Гарри Хебнер на Олимпийских играх в 1912 году. Польза для здоровья: большинство специалистов считают кроль на спине идеальным видом плавания для людей со сколиозом и другими заболеваниями позвоночника. При этом врачи обращают внимание, что нужно сохранять вытянутое и хорошо обтекаемое горизонтальное положение тела.
4. Баттерфляй
Баттерфляй (англ. Butterfly – бабочка) – самый утомительный и технически сложный стиль плавания, второй по скорости после кроля. Техника: баттерфляй возник как особый вид брасса за счет удлинения гребка руками до бедер. Кроме того, спортсмены стали синхронно проносить руки вперед над головой, наподобие крыльев бабочки.
История: На Олимпийских играх с 1935 по 1953 год брассисты и сторонники баттерфляя соревновались вместе. Первым его продемонстрировал Джимми Хиггинс. В 1953 году баттерфляй стал самостоятельным стилем плавания, одновременно (вместо поочередного) было разрешено синхронное движение ногами вверх-вниз.
Так появилась скоростная разновидность баттерфляя – «дельфин», при которой спортсмен совершает волнообразное движение всем телом. Польза для здоровья: в наибольшей степени способствует развитию плечевого пояса, рук и ног.
Из-за раскоординированности движений конечностей при плавании баттерфляем тренируются даже те группы мышц, которые остаются в относительном покое при использовании других стилей. Самый «энергозатратный» стиль, а значит, самый подходящий для похудения. Одни специалисты считают его очень удачным выбором при проблемах с позвоночником, другие, напротив, советуют остерегаться такой большой нагрузки и резких рывков. Впрочем, и врачи, и фитнес-инструкторы утверждают, что оптимальный вариант – все-таки комбинировать разные виды плавания.
Немного экзотики
Как и в случае с Евангелиями, в плавании помимо этих четырех канонических вариантов, существует и множество других. Плавание «по-собачьи», столь любимое маленькими детьми, – вполне себе тоже стиль, просто его не признают на Олимпийских играх и других серьезных соревнованиях.
Существуют, впрочем, и более древние и авторитетные стили плавания, которые сейчас пытаются вновь ввести в спортивный обиход. Речь идет, прежде всего, о национальных стилях плавания, прочно связанных с боевыми искусствами. Например, в Японии существуют особые самурайские стили плавания и стили плавания ниндзя в полном снаряжении и с оружием.
Главная особенность большинства из них – необходимость держать верхнюю часть туловища как можно выше над водой. Например, в самурайской школе плавания Нодзима пловец должен был сохранить сухим переправляемый им груз.
В качестве тренировки использовалось упражнение, при котором ученик пытался, находясь в воде, писать иероглифы так, чтобы ни дощечка, ни тушь, ни кисть не промокли. Самураи из школы Кобори должны были при плавании еще и стрелять из лука, а школа Яманоути учила плаванию с большими флагами.
Сейчас японское правительство, обеспокоенное учащением несчастных случаев на воде, стремится возродить исторические стили плавания. Свои национальные стили плавания в последние годы пытаются как следует вспомнить и в Грузии.
Так, в сентябре 2006 года спортсмены переплыли Тбилисское море грузинским военно-тренировочным стилем «колхури» – со связанными руками и ногами. Грузины называют этот стиль «уникальным», однако плавание и ныряние со связанными руками и ногами практиковали и японцы, только назывался такой вид плавания «сюсоку-гарами». Печально, но факт – об «исконно русских» стилях плавания никто и нигде не пишет ни слова. Впрочем, знакомые любители плавания на открытом воздухе утверждают, что такой стиль все-таки существует: «на спине с веточкой в руке» – для спасения от назойливых насекомых.
Источник: medportal.ru
Путешествие Магеллана стало легендой, но реальная история намного сложнее легенды..
500 лет назад в Севильский порт прибыл всеми забытый корабль. Его экипаж состоял из восемнадцати изможденных и умирающих от жажды и голода людей. Но этот корабль вернулся из путешествия огромной важности. Он изменил ход истории и повлиял на то, как мы живем сейчас.
Каракка «Виктория» стало первым судном в истории мира, которое обогнуло земной шар.
В ходе этого морского путешествия был пересечен великий океан, были проложены новые торговые пути и выяснены истинные размеры нашей планеты. Это был триумф человеческого духа, история смелости и преодоление трудностей, голода и мятежа, героизма и смерти. Она превратила моряка и солдата Фернана Магеллан в одного из самых великих и легендарных людей на планете, но в этом великом географическом открытии имеются некоторые неизвестные факты.
Путешествие Магеллана стало легендой, но реальная история намного сложнее легенды, он не думал совершать кругосветное плавание, но ряд чрезвычайных событий, сделало его эпопею вехой в истории.
Великое путешествие Магеллана началось 21 сентября 1519 года, когда он отплыл из Испании в неизвестность.
Флотилию оснастили всем необходимым. На пяти парусных кораблях «Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Виктория» и «Сантьяго» были люди разных национальностей общей численностью 241 человек.
Для капитана Фернана Магеллана это путешествие было реализацией пятилетней мечты. Твердый и решительный португалец ставил на карту всё — славу и богатство, и даже сама жизнь зависели от исхода экспедиции.
Среди офицеров был молодой штурман по имени Хуан Себастьян Элькано. Этому испанцу предстояло сыграть важную роль в этом эпохальном плавании.
Цели Магеллана были чисто коммерческими — найти для Испании прямой путь к самому ценному тогда товару — пряностям. В XVI веке они ценились больше золота, но для Испании были недоступны.
В 1494 году Папа поделил мир между двумя морскими державами. У Испании были права на западную часть, а Португалия получила весь восток, а именно на восток лежал известный путь к Островам Пряностей нынешним Молуккским островам.
Идея первооткрывателя заключалась в том, чтобы найти западный путь к Островам пряности, через испанские воды.
Это был дерзкий план, так как раньше никто не проходил по этому пути. Никто не знал, существует ли он, но если его найти — Испания станет самой богатой страной на планете, и Магеллан в накладе не останется.
современная реплика каракки «Виктория»
Он получил в команду, и пять парусных судов типа каракка, конструкция которых была рассчитана на длительное плавание в открытом море. Маршрут Магеллана должен был привести его из знакомых вод в неизвестность. Многие считали это невозможным. Для этого требовалась недюжинная смелость. Путь, который предлагал мореплаватель, был заблокирован огромным Южно-Американским континентом.
Первооткрыватель считал, что существует пролив южнее Южной Америки.
Капитан не до конца раскрывал свои планы, опасаясь, что многие от страха откажутся сопровождать его в таком долгом плавании, которое собирался предпринять.
Люди могли пугаться жестоких штормов в океане, в которые они направлялись.
Но что могло побудить человека, на такое рискованное путешествие.
Для начала, нужно понять каким был Фернан Магеллан. О Магеллане известно немного. Это был хороший семьянин, порядочный и не тщеславный человек. Он 8 лет прослужил на португальском флоте в Индийском океане. Здесь он завоевал репутацию бойца, любителя рисков и славы.
Но вернувшись домой, его не встречали фанфарами. Португальский двор принял его холодно, и тогда он сказал: «Мной здесь пренебрегают, тогда я уеду в Испанию и сделаю то, что докажет мою правоту. Закончу то, что начал и не довел до конца Колумб, а в процессе обойду Южную Америку, подобно тому как Васко да Гамма обогнул Африку».
В годы юности Магеллана эти два мореплавателя рисковали всем в поисках пряностей, и завоевали место в истории.
Первооткрыватели вдохновили Фернана Магеллана на великое путешествие в неизведанное — вокруг Южной Америки.
Реализовать этот честолюбивый проект стало его заветной мечтой, и вот, наконец, он ведет эскадру к югу, при этом впервые в жизни командует кораблем и флотом.
3 октября 1519 года погода ухудшилась. Яростные течения и шквалы швыряли парусные корабли из стороны в сторону. Паруса рвало. Так корабли блуждали в различных направлениях, пока буря не улеглась.
Мореплаватель плыл через одно из самых опасных морей в мире, казалось, что штормы никогда не закончатся. Это порядком потрепало и команду. Но Магеллан был полон решимости в отличие от напуганной команды. Разумеется, эти люди постоянно молились, и их молитвы были услышаны.
Во время бури к кораблям часто приближался образ Святого Эльма, особенно во время плохой погоды ночью. Святой появлялся в образе горящего огня на верхушке мачты и оставался там более двух часов.
Это явление получило название «огни Святого Эльма».
Дело в том, что во время грозы облака накапливают мощный отрицательный заряд, электрическое напряжение достигает 30 тысяч вольт на квадратный сантиметр.
После этого заряд эффектно разряжается на концах мачт и на острых углах корабля.
Моряки давно заметили, что огни извещают об окончании шторма.
Поэтому они естественно думали, что это знак помощи свыше.
Знамение действительно помогло, силы моряков истощались, но любой современный исследователь подтвердит, причина по которой человек сдается не в теле, а в духе.
«Визит святого» имел реальное влияние, он помог мореплавателям собраться с духом.
Спустя почти 4 месяца после отплытия из Испании потрепанная флотилия достигла берегов Южной Америки.
Они бросили якорь в дикой бухте там, где однажды появится Рио-де-Жанейро. Затем первооткрыватели отправились на юг, и по пути они увидели много странных и удивительных вещей — бесчисленное множество попугаев, и обезьян мордой похожих на льва, и даже летучих рыб.
Наконец первопроходцы достигли границ известного мира 35 градусов Южной широты, так далеко не забирался ни один европеец.
Все шло к тому, что именно здесь Магеллан найдет пролив, поскольку береговая линия сворачивала к западу, и земли на юге не было видно.
Это место назвали мысом Санта Мария, мореплаватели полагали, что именно отсюда начинается пролив, ведущий в Южное море.
После двух недель исследований открылась горькая правда, это был не пролив, а гигантский залив, протянувшийся на 300 км вглубь и на 200 км в ширину. Это было устье Ла-Платы.
Магеллан заплыл в тупик. Его вера в существование пролива пошатнулось, но повернуть назад было немыслимо, и он принял замечательное решение заглянуть за край известного мира, плыть туда где не бывал ни один цивилизованный человек. Он без оглядки пустился на юг вдоль длинного побережья, который назвал Патагонией, навстречу самым бурным на свете морям и зиме.
Мореплаватели продолжали плыть к югу 3 месяца, но пролива не было. Припасы кончались, а дни становились короче.
31 марта 1520 года всего в тысячи миль от Антарктики Магеллан нашел убежище в бухте, которую назвали Пуерто-Сан-Хулиан. К этому времени моряки страдали от холода, голода и потери духа. А когда Магеллан урезал рацион, это стало последним ударом. Капитаны подали петицию, они требовали возвращения в Испанию. Но это было невозможно для человека, который все поставил на карту успеха.
Экспедиция была под угрозой.
Вскоре все это вылилось в мятеж, который был вскоре подавлен. После этого генерал-капитан приказал устраиваться на зимовку, у них не было опыта в таких делах, а еды оставалось очень мало. Погодные условия ухудшались, один из кораблей «Сантьяго» разбился о скалы, но ничто не могло победить одержимость Магеллана.
После семимесячный зимовки мореплаватели снова двинулись на поиски неуловимого пролива. Четыре оставшихся судна плыли вдоль дикого Патагонского побережья, упрямо исследуя один залив за другим.
Наконец морякам повезло, они нашли китовый ус, что говорило о близ проходящем маршруте миграции китов. Из этого следовало, что где-то впереди лежит открытое море.
21 октября 1520 года мореплаватели чудом нашли пролив у мыса, который назвали Кабо Вирхенес.
Отправившись через множество фьордов и тупиков, мореплаватели все сильнее подозревали, что это еще одна бесплодная попытка.
В этом проливе Магеллан потерял второй корабль. «Сан-Антонио» намеренно остался в тумане и ушел обратно в Испанию.
Это был сильный удар, так как на нем было большое количество провианта, на которое надеялся Маггелан.
Оставшиеся три корабля медленно шли к северо-западу. Долго тянулось страшное путешествие через пролив, длина которого как мы сейчас знаем 530 километров.
В поисках прошло 38 дней, прежде чем Магеллан услышал новость, который так долго ждал.
Впереди лежало открытое море.
В этот момент мореплаватель понял, сейчас он стал в один ряд с героями своего детства. Его мечта сбылась, но даже в этот момент личного триумфа Магеллан вряд ли догадывался об историческом значении своего открытия.
В последующие 400 лет Магелланов пролив стал главным морским путем в Тихий океан, вплоть до открытия Панамского канала.
Это было поразительное открытие, но Магеллан его команда надеялись, что это лишь прелюдия к чему-то более великому, к западному пути на богатые Острова пряностей.
28 ноября 1520 года Магеллан повел флотилию к северу.
Погода была настолько хорошей, что Магеллан назвал океан Тихим.
Здесь даже ночное небо было другим. Богобоязненные моряки удивлялись Южному кресту, и замечали на небесах нечто странное — несколько маленьких звезд собранных вместе наподобие двух облаков, а между ними две не очень яркие звезды, которые сильно мерцали. В наше время ученые признали эти звездные тучи ближайшими галактиками, а Магеллановы облака помогли астрономам узнать размеры вселенной и увидеть гибель сверхновых звёзд.
Вскоре флотилия повернула на запад в самое сердце Тихого океана.
И не осознанно мореплаватель допустил серьезную ошибку, он думал, что находится в трех днях плавания от Островов пряностей, так как этот расчет был основан на картах того времени. Однако капитану предстояло узнать, что расчеты отличались от действительности на 11 тысяч километров, а эта недостающая часть 28 процентов окружности Земли и есть Тихий океан. Магеллан вел своих людей в безбрежное пространство.
Шли недели. На кораблях начался голод. В ход пошли воловья кожа, покрывавшая грота-реи, чтобы ванты не перетирались. Ели гнилые сухари, крысы уходили по полдуката за штуку, но и за эти деньги их трудно было достать.
К концу января Магеллан продолжал вести флотилию на запад, через тысячи километров открытого океана без передышки. Скорей всего в этот момент и у Маггелана появились сомнения о существовании земли.
Но спустя 5 месяцев и 20 тысяч километров после выхода из пролива мореплаватели увидели землю на 10 градусе Северной Широты.
Это были Филиппинские острова. Совершив подвиг упорства, Магеллан привел флотилию спасения к Островам пряностей, которые лежали всего в неделе плавания к югу.
Казалось риск окупился. Эти острова показались им раем — свежая вода, пышные джунгли, в которых было полно фруктов и дичи, а местные жителей казались радушными.
Магеллан начал с того, что провозгласил Филиппины собственностью Испании, главным орудием которого было христианство.
Уверенный в себе и своем оружии капитан принял роковое решение, чтобы укрепить свой авторитет у местного крещеного вождя. Он решил напасть на его соперника с соседнего острова, который отказался принять христианство.
На борту «Виктории» в ночь перед атакой испанские моряки веселились. Они были уверены в себе, но Лапу-Лапу, вождь племени острова Мактан, воспринял угрозу мореплавателей всерьез. Он собрал самых сильных воинов, и вызвал духов войны.
На рассвете 27 апреля Магеллан и 50 моряков высадились на побережье Мактан, чтобы сразиться с непокорными вождем и сотнями воинов.
Хотя враги превосходили в численности, Магеллан верил в победу — он рассчитывал на испанское оружие и доспехи.
Но капитан совершил раковую ошибку — он прибыл во время отлива, и мореплавателям пришлось километр грести до берега, а для пушечных выстрелов было далеко.
Вначале битвы испанцы быстро израсходовали боеприпасы, и орда Лапу-Лапу пошла в атаку. Враги узнали Магеллана, и один из них всадил ему в левую ногу копьё. Капитан упал. Затем туземцы бросились на него с железными пиками и бамбуковыми палками. Магеллан долго держался, но его задавили количеством.
Магеллан не обошел вокруг света, он даже не добрался до Островов пряностей, его убили на Филиппинах.
Это была трагедия положившая конец всему путешествию. Все его мечты закончились здесь, и закончились навсегда.
Но тут возникает парадокс: если предположить что Магеллан, не погиб бы в битве, а добрался до Островов пряности, то, скорее всего он тем же путем как приплыл, вернулся бы в Испанию.
А раз так, если бы не один человек, который решил попытать удачу, вероятнее всего эпохальное плавание Магеллана не было бы таким знаменитым и известным.
Смерть Магеллана могла повлечь разброд, однако испанцы знали, что Острова пряностей так близко, что их можно практический учуять.
Первооткрыватели на двух кораблях отправились на поиски островов.
Командование каракки «Виктория» принял новый капитан Хуан Себастьян Элькано.
Его роль во всем путешествие незаслуженно принижают, благодаря ему, испанцы наконец добрались до Островов пряностей. Путешествие длиной 28 тысяч километров обошлось сотни жизней, включая Магеллана, и осуществили его мечту.
мореплаватель Хуан Себастьяна Элькано
Хуан Себастьян Элькано и его команда знали цену пряностей, которыми являлись не что иное как плоды гвоздичного дерева. С одного дерева можно собрать около 3 кг, и стоили дороже золота.
Но чтобы стать богатым, пряности необходимо доставить в Испанию.
Для этого Элькано предстояло сделать выбор, возвращаться по пути, которым мореплаватели пришли или продолжать идти на запад.
В итоге один корабль выбрал восток, другой запад.
«Тринидад» отплыл на восток в Тихий океан, но вскоре попал в руки португальцам. Драгоценный товар был конфискован, судно сожжено, а команда была брошена в тюрьму.
Элькано на «Виктории» поплыл на запад. Испания была в 20 тысячах километрах.
Путь пролегал через португальскую сферу влияния. Чтобы избежать захвата он шел не отмеченными на карте водами.
Через 2 месяца и почти 5000 километров их начало трепать ужасными штормами. Запасы провизии снова подошли к концу. Цингой заболело 30 человек, 19 из которых умерло.
По иронии судьбы экипаж не знал, что они сидели на грузе гвоздики, содержащей витамин C, который мог бы их спасти.
Элькано избежал цинги, потому что ел желе из айвы. Оно содержало достаточно витамина C, чтобы защитить себя от болезней.
Хуан Себастьян Элькано направил «Викторию» через бескрайние воды океана мимо мыса Доброй Надежды и островов Зеленого мыса обратно в Испанию.
Из 240 людей, которые отправились в путь, вернулась жалкая горстка. Они выжили и рассказали историю величайшего плавания начатого Магелланом тремя годами раньше.
В понедельник 8 сентября 1522 года Элькано бросил якорь в гавани порта Севилья.
Из 60 отплывших с Молуккских островов осталось только 18 моряков.
А каракка «Виктория» стала первым судном, обогнувшим земной шар.
Великий мореплаватель Хуан Себастьян Элькано был удостоен особого герба, в котором земной шар опоясанный лентой с надписью: «Ты первый обогнул меня».
карта кругосветного путешествия Фернана Маггелана и Хуан Себастьяна Элькано
Даже пять столетий спустя кругосветное путешествие по-прежнему значительное достижение.
Плавание «Виктории» вошло в историю, а надежды экипажа так и не сбылись, они не стали богатыми.
Пряности продали с выгодой, но почти всю прибыль получила королевская казна, ведь экспедицию снаряжали за казенный счет.
Хуан Себастьян Элькано через 4 года послали повторить кругосветное плавание и закрепить Острова пряностей за Испанией, однако в Тихом океане он умер от цинги.
Фернан Магеллан ставший легендой, даже не закончил путешествие, но именно его называют первым человеком, совершившим кругосветное плавание.
И только в Испании вам скажут, кто стал первым кругосветным мореплавателем. Им был Хуан Себастьян Элькано.
А люди, которые плыли с ним, совершили одно из величайших географических открытий. Это путешествие окончательно определило форму и размеры Земли, оно навсегда изменило географический, духовный и политический ландшафт планеты.
Источник: 7dogs.livejournal.com
Хватка моря: что делать, если вы попали в отбойное течение
Отдых на море — одна из лучших возможностей потратить отпуск. Мы приезжаем к большой воде, чтобы подышать морским воздухом, и, конечно, поплавать. Но нужно понимать: море не всегда бывает ласковым. Иногда здесь образуются отбойные течения, которые опасны для жизни. Если вы никогда не сталкивались с ними, прочтите, что нужно делать попавшим в них.
Эти советы в прошлом году спасли жизнь автору этих строк.
Редакция Новый Очаг
Rip current — так «разрывное течение» звучит по-английски. У нас его называют по-разному: отбойное, откатное, донное, разрывное, обратное течение, или — тягун. Это явление чаще всего встречается на песчаных отмелях Черного, Азовского и Балтийского морей. Это самое опасное для человека течение, которое возникает прямо на береговой линии.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Что такое отбойное течение
Отбойное течение или тягун появляется во время волнения. Физически это явление возникает так: волны несут к берегу большой объём воды, её становится всё больше и больше, всей этой массе нужно куда-то утечь. И вода делает «прорыв» в прибойном течении, устремляясь на глубину.
Чаще всего тягун возникает в самом глубоком месте. «Коридор» отбойника обычно узкий, 2-3 метра в ширину, типичная скорость рипа — 4-5 километров в час. Это не очень критично для человека, умеющего плавать. Но могут возникать отбойные течения шириной до 50 метров и длиной до 200-400 метров, которые несутся в море со скоростью до 15 километров в час. Сами понимаете, с таким течением бороться намного сложнее.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кто находится в зоне риска
Любой человек, попавший в зону отбойного течения, рискует жизнью. Вода мчится с большой силой, иногда она бывает такой, что может унести не только человека, стоящего в море по грудь, но и по колено. Утонуть, попав в рип, может не даже уверенно держащийся на воде пловец. В том случае, если он никогда не сталкивался с отбойным течением или запаниковал.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Каждый год тягуны уносят до сотни жизней. Так, совсем недавно, в Калининградской области утонул студент из Нигерии, который пытался спасти тонущую девушку. Её он вытолкнул, но сам выбраться из рипа не смог.
Какие бывают виды отбойных течений
Фиксированное
То есть, такое отбойное течение возникает в одном конкретном месте, оно образовано из-за рельефа дна. Может возникать во впадинах между камнями или в глубоких каналах между песчаными намывами. Оно предсказуемое и поэтому наименее опасное.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Нестабильное
Это как раз, самое опасное отбойное течение, потому что оно может возникнуть в любом месте. И зависит оно от того, под каким углом на берег пришли волны, какого они были размера, и с какой скоростью неслись. Это течение самое непредсказуемое и коварное.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Боковое
Это течение не настолько опасно, как предыдущее, но о нём тоже нужно рассказать. Оно направлено по диагонали от берега. Оно часто возникает там, где рельеф берега не изменяется на большом расстоянии, и там, где волны подходят к берегу под углом. Часто такие течения возникают на бесконечных пляжах посёлка Витязево, входящего в состав Большой Анапы. На мели они обычно не опасны, они несут не в море, а вдоль берега.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Как не попасть в тягун
Лучше, конечно, сразу определить, есть ли в воде отбойные течения. Если есть небольшая возвышенность, вы легко разглядите их сверху. Итак, рип — это видимый канал бурлящей воды, который движется перпендикулярно берегу. Он должен отличаться цветом от всей морской воды, здесь можно видеть водоросли, пену, пузыри. Поток движется от берега в открытое море.
Если у вас нет возможности посмотреть на пляж сверху, обратите внимание на волны, набегающие на берег. Если здесь есть тягун, его можно увидеть, как разрыв в сплошной полосе приливных волн.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Не заходите в воду, если видите сигнальный красный флаг, который вывешивают спасатели, в случае, если на море обнаружено отбойное течение. Старайтесь плавать рядом с другими туристами, часто именно они первыми приходят на помощь, в случае нештатной ситуации.
Как спастись, если вы попали в тягун
Частая ошибка человека, который попадает в тягун — неправильное понимание ситуации. Автор этих строк сама попадала в отбойное течение. Читала до этого статьи об этом явлении и знала, как себя вести, в случае, если человек попал в «отбойник». Но когда сама попала в рип, вначале запаниковала, совершенно забыв всё, что знала об отбойных течениях.
Поэтому гребла по направлению к берегу, выбиваясь из сил. Именно из-за подобной ошибки и тонут люди. Не захлебнуться и не утонуть помогло понимание, что вот, буквально в 10-15 метрах слева в воде совершенно спокойно стоял подросток и его никуда не уносило.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Итак, если вы чувствуете, что вас уносит от берега в море, старайтесь не выбиваться из сил и не паниковать. Это трудно, но когда вы поймёте, что ваша жизнь, буквально, в ваших руках, вы сосредоточитесь.
Ни в коем случае не нужно плыть против течения, то есть — в направлении берега. Выберите любую сторону и гребите влево или вправо. Ширина отбойного течения, как уже упоминалось, невелика, более того, на глубине тягун постепенно теряет свою силу. Ваша задача покинуть этот коридор и только потом грести по направлению к берегу.
Последние исследования показывают, что, чаще всего, уносимая «отбойниками» вода затем возвращается к берегу. Если вы умеете плавать и знаете как себя вести в такой ситуации, вы прекрасно справитесь с этим испытанием. А если не умеете — не заходите в воду во время шторма и когда на пляже вывешены красные флаги.
Загрузка статьи.
Источник: www.techinsider.ru