Несмотря на то, что в Европе военные флоты активно использовали паруса, а борта кораблей буквально ощетинивались пушками, на побережье Чёрного моря, в обширных степных районах, лежащих за порогами Днепра и в районе реки Дон, кораблестроение развивалось по особому сценарию.
Содержание Свернуть
- Прямой потомок – казачий струг
- Универсальный струг
- Уникальный образец – запорожская чайка
- Гетман Пётр Конашевич Сагайдачный
- Ладья для торговых целей – байдак
Здесь, на землях, контролируемых казаками, известная еще со времен Киевской Руси ладья последний раз обрела новую и долгую жизнь.
Прямой потомок – казачий струг
Технология строительства славянской ладьи была крайне простой и дешевой, но в то же время корабль получился весьма эффективным. Несмотря на многие достоинства, ладья обладала и целым рядом недостатков. Главный из них — ее размеры больше подходили для плавания по крупным реками и морям. Но для многих целей такие размеры были неудобными.
История Украины. Подводная лодка казаков. Русский перевод.
Поэтому примерно в 1054 г. при киевском князе Ярославе Мудром (1019—1054 гг.) в написанном под его руководством первом сборнике законов Киевской Руси «Русская правда» впервые был упомянут струг — маленькая ладья, скользящая по волнам.
Казацкие струги первоначально строились как ладьи небольших размеров, своего рода замена челну, но на более высоком технологическом уровне.
Примерно в это же время слова «струг» и «челн» начинают употребляться и в фольклоре как синонимы. Но постепенно струг увеличивается в размерах, в том числе для того чтобы выходить в открытое море. В итоге большое количество разнообразных по размерам и конструкции древнерусских корабликов начинают бороздить водную гладь. В целом струг представлял из себя преимущественно плоскодонный парусно-весельный корабль длиной от 20 до 45 м и шириной от 4 до 10 м.
В отличие от ладьи он имел более вытянутый корпус, зачастую с прямой — транцевой — кормой. На нем была оборудована примитивная каюта — чердак (так называемые чердачные струги). Но главное — удалось сделать мачту убираемой, поэтому струги могли ходить как на веслах, так и под парусом. Скорость и маневренность стругов также различались в очень широких пределах.
Наиболее маневренные и скоростные из них, развивавшие при попутном ветре скорость (до 13 узлов, назывались ертаульными. При этом, где бы ни строился струг, он одинаково хорошо держался и на реке, и в прибрежной части моря.
Универсальный струг
Донские казаки первыми стали использовать это замечательное свойство струга, превратив его в настоящий универсальный боевой корабль, хоть и очень маленьких размеров. Не отказался от стругов и молодой регулярный Российский флот. Было организовано их поистине массовое строительство на быстро созданных и, естественно, плохо оборудованных верфях в очень короткие сроки. Достаточно вспомнить, что перед первым неудачным Азовским походом Петра I в 1695 г. за полгода был построен 1 291 струг, а к следующему, успешному походу 1696 г. — уже 1 300!
В чем разница между ДОНСКИМИ и ЗАПОРОЖСКИМИ КАЗАКАМИ?
Будучи универсальными прибрежными кораблями, струги в основном перевозили войска (до 80 пехотинцев на борту) и грузы. Однако вооруженные мелкокалиберными пушками струги могли стать серьезными противниками и для крупных кораблей неприятеля, вздумавших атаковать побережье Российской империи. Как следствие, на регулярной основе строились они вплоть до начала XIX в., а казаки и купцы продолжали строить струги и торговать (а иногда и воевать) на них как минимум еще столетие.
Уникальный образец – запорожская чайка
Представители возникшего в конце XV в. на землях восточной Украины запорожского казачества разработали оригинальный и крайне эффективный тип боевого струга, получивший название чайка или шайка (в последнем случае так называли чайку малых размеров).
Технология строительства чайки была предельно упрощена по сравнению не только с ладьей, но и с уже привычным стругом. Уменьшились и ее размеры: длина, как правило, не превышала 21,3 м, а ширина — 4 м. При этом чайка могла принять на борт 40-70 вооруженных казаков, 2-6 мелкокалиберных фальконетов и изрядный запас продовольствия, воды и боеприпасов, позволявший кораблю и его экипажу действовать в открытом море до двух месяцев.
Мачту с единственным легким прямым тканым парусом не только сделали съемной и складывающейся, но и предусмотрели возможность ее установки как строго в центре корпуса, так и ближе к носу или корме в зависимости от ситуации.
Тем самым обеспечивалось варьирование скоростных данных корабля в очень широких пределах и открывались уникальные тактические возможности. Например, стандартной тактикой запорожцев при атаке господствовавших тогда на Чёрном море турецких гребных или парусных кораблей был поиск противника при убранной мачте. Этим обеспечивалась незаметность чайки и неожиданность ее атаки, которую казаки могли проводить, либо дружно управляясь веслами (от 10 до 20 пар), либо идя на противника под парусом. В первом случае турецкие корабли неминуемо ждал абордаж, а во втором — атака с применением пушек и ружей.
При этом чайка обладала изрядной непотопляемостью. По бортам верхней части ее корпуса навешивались легкие связки камыша, лыка или прутьев боярышника, служившие защитой от вражеских стрел и пуль. Но главным их предназначением было держать корабль на плаву, даже если весь корпус будет заполнен водой.
А вообще корпус чайки, несмотря на свою простоту и примитивность, был настолько устойчивым к проникновению воды, что запорожцы могли переворачивать чайку вверх дном идти на ней близ берегов, как на почти всплывшей подводной лодке, чем вводили в заблуждение противников и под покровом ночи незамеченными проникали в хорошо охраняемые врагами гавани.
Гетман Пётр Конашевич Сагайдачный
Украинская военная история явила миру многих талантливых полководцев, в том числе и с гетманской булавой. Среди них особо выделяется знаменитый гетман Пётр Конашевич Сагайдачный (1582—1622 гг.).
В историю Украины Сагайдачный вошел не только как знаменитый руководитель, дипломат, просветитель и полководец. Куда более знаковыми, на наш взгляд, могут считаться организованные и успешно проведенные им морские походы против одной из самых сильных тогда держав мира — Османской империи.
Став гетманом весной 1616 г., Сагайдачный задумал нанести по Блистательной Порте (так тогда в Европе называли империю турок) сокрушительный удар в очень уязвимое место — по г. Кафе (нынешняя Феодосия). В то время это была не только мощнейшая крепость и база турецкого флота, но и колоссальный рынок славянских рабов-христиан.
В июле 1616 г. флотилия из 150 чаек, на которых находилось до 6 000 запорожцев, стала спускаться вниз по Днепру. На выходе в Чёрное море казаки встретили эскадру турецких галер, сразу же атаковали и разгромили ее. Затем часть чаек отправились назад — это был обманный маневр для турок. А остальные, используя паруса и весла, без остановок направились к Кафе.
Через 2 дня — 22 июня 1616 г. — около 120 чаек с 4 000 казаков неожиданно обрушились на турецкую твердыню. Через 6 часов боя город был взят, а турецкий флот наполовину уничтожен и наполовину захвачен. Запорожцы освободили несколько тысяч пленников-христиан и на захваченных у турок галерах отправили их домой. Но пленных было настолько много, что размещать их пришлось и на чайках, из-за чего казаки вынуждены были выбросить значительную часть захваченных у турок трофеев.
Кафа — самая знаменитая морская операция запорожских казаков, проведенная под руководством гетмана Сагайдачного.
Турки попытались скопировать чайку, создав ее вариацию, получившую название кирлангич («ласточка»). Это был скоростной парусно-гребной корабль длиной до 22 м, шириной до 7,6 м.
Изначально был взят курс на создание скоростного корабля по принятым для большого кораблестроения технологиям, в результате чего он получился намного более тяжелым, чем чайка, и с куда большей осадкой в 2,4 м против 1-1,5 м. Однако прочная конструкция позволила поставить на «ласточку» две мачты с косым парусным вооружением. Теоретически это должно было обеспечить кораблику высокую скорость и возможность двигаться при любом ветре. На практике же кирлангич по всем статьям уступал чайке и потому получил крайне ограниченное распространение.
Однако она была далеко не единственной. Еще будучи простым казацким полковником, Пётр Сагайдачный со своими запорожцами с 1603 г. изрядно портил жизнь туркам. География и дерзость морских походов казаков поражают.
- 1603 г. — морской поход на Варну. Запорожцы взяли крепость, которая считалась в то время неприступной, уничтожили все ее укрепления и корабли, стоявшие на рейде. Были захвачены значительные трофеи и 10 турецких галер целыми и с экипажами. Разгневанный султан приказал перегородить железной цепью реку Днепр в районе острова Тевани, чтобы заблокировать казаков. Но тщетно.
- 1608 г. — казаки под руководством Сагайдачного осуществили комбинированный сухопутный и морской поход на Крымское ханство, в ходе которого захватили Перекоп и Очаков. Расположенные в этих городах турецкие крепости были уничтожены.
- 1608-1609 гг. — на 16 чайках запорожцы Сагайдачного совершили успешный поход в устье Дуная, напав на турецкие крепости Белгород, Килия и Измаил.
- 1612 г. — флотилия Сагайдачного из 60 чаек совершила успешный поход к болгарскому побережью, уничтожив крепости Гёзли, Бабадаг, Варна и Месембрия.
- 1613 г. — казаки совершили два успешных похода в устье Днепра, разбив турецкую флотилию и захватив 6 новеньких турецких галер.
- В августе 1614 г. казаки действовали уже у турецкого побережья. В итоге была захвачена крепость Трапезунд и осажден Синоп. Хотя не удалось взять крепость целиком, был уничтожен весь турецкий флот из галер и галеонов, стоявший на рейде.
- Наконец, в 1615 г. сама столица Османской империи, Стамбул, ощутила на себе мощь казацкого оружия. К городу с двух сторон (то есть со стороны Чёрного и Мраморного морей) подошли 80 казацких чаек и сожгли весь турецкий флот, стоявший в гаванях Мизевни и Архиоки (предположительно около 200 кораблей). Турецкий султан приказал догнать и уничтожить запорожцев. Но у острова Змеиный те устроили турецкому флоту засаду, нанесли поражение и ушли к Очакову. Туда подошла вторая турецкая флотилия, которую казаки просто уничтожили. Ее командующий — адмирал Али-паша — попал в плен. Как видим, под руководством знаменитого украинского гетмана-флотоводца запорожские чайки стали поистине хозяевами Чёрного моря.
И хотя после смерти Сагайдачного масштабных морских походов против Османской империи казаки не предпринимали, практически любой выпад Блистательной Порты против них на море заканчивался плачевно для турецкого флота.
Ладья для торговых целей – байдак
Нельзя не сказать о том, что развитие конструкции струга преследовало и другие, куда более мирные цели. В результате появился байдак, или байдак днепровский, первые сведения о котором относятся к XVI в.
Это было преимущественно речное судно, созданное по технологии чайки, но с большими развалом и высотой бортов, благодаря чему обеспечивалась изрядная для незначительных размеров самого корабля грузоподъемность в 160-290 т. При этом размеры байдаков, как и стругов, варьировались в широких пределах: длина — 36-60 м, ширина — 13-25 м и высота борта от 1,3 до 3,8 м, а иногда 5 м. Но почти всегда неизменной оставалась осадка, варьирующаяся в пределах 1-1,5 м.
Носовая и кормовая части корпуса байдака были заужены для придания ему лучшей мореходности, он часто оснащался штернем, или, как его тогда называли, кормилом, — специальным устройством для обеспечения обратного курса или его изменения.
Источник: “Парусники. История парусных судов от Античности до наших дней” Поспелов А. С.
Источник: sea-man.org
Казачья морская культура: судно, которое использовали казаки
История казачества с древнейших времён вызывала особый интерес. Сегодня, точно никто не может сказать, как они обменивали социальную свободу на военную службу, какой вклад внесли в расширение Московского царства в огромную Российскую империю. Они яростно защищали свою независимость на протяжении веков в период крепостного права, изобретали уникальные военные стратегии и культуру судостроения, частью которой является судно, которое использовали казаки.
Казацкий флот
Первые письменные упоминания о казацких легендарных походах датируются ещё до нашей эры. В быту запорожцы использовали различные средства для передвижения по воде. В основном для хозяйских целей: ловли рыбы и разведки местности. Среди лодок для движения по реки наиболее популярны были байдаки и дубы, в которых вмещались до 10 человек.
Строили их из воловьей кожи, что давало преимущество в весе. За основу суда служила деревянная колода, борт обивали досками, в результате такое судно весило около 30 тонн. Обязательно в судно казаков входил нок — оконечность деревянной части оснастки судна.
Судно казаков, которое использовалось для военных походов, называлось – «чайка». Эти лодки являются уникальными экземплярами в строительстве суден на территории Западной Европы. Имея небольшие размеры, они идеально подходили для плавания, как по воде, так и по морю. Также малый вес прибавил скорости лодке, что неоднократно доказывается в письменных свидетельствах.
Чайки запорожцев заняли важную часть военного флота. Большие фрегаты казаки не строили, а те которые захватывали во время походов, в основном сжигали. В каждую такую лодку могло вместиться около 60 казаков, оружие, боеприпасы и еда. Главным законом для казака в бою была трезвость, так спиртного они не принимали, а тех, кого замечали в алкогольном опьянении, выбрасывали за борт в море.
В бой запорожцы одевали старую и не нужную одежду: двое шаровар, рубаху, фуфайку из грубой и качественной ткани и шапку. Хотя на территории Сечи казаки одевались богато и нарядно.
Судно, которое использовали казаки – виды
На протяжении веков казацкие лодки прославлялись своей манёвренностью и лёгкостью. Именно, в Запорожской Сечи судностроительство достигло нового уровня и быстрого развития. Боеспособность маленьких лодок удивляла даже опытных военачальников и позволяла казакам курсировать не только на берегах Днепра, а и выходить на просторы Чёрного и Азовского моря. Многочисленные исследователи древности называли их лодки «чайками», но на самом деле это был целый арсенал разнообразных по размеру и функциям лодок:
- Байдак – лодка, предназначенная для походов по реки с одной мачтой. Как правило, она вырезалась из дерева и имела длину около 20 метров, а ширину – 4 метра. Название лодки походило из истоков восточного языка. Эксплуатировалось судно для перевоза груза по Днепру и Дону.
- Будара – выдолбленная из дерева лодка, оборудована 3-4 вёслами и острым носом.
- Дуб – большое судно, которое использовали для военных походов и перевоза груза. Название относят к праславянскому происхождению. Прибрежное судно имело длину до 20 метров, имело мачту и палубу. Речной дуб был меньшего размера и не имел палубы.
- Чайка – судно, которое использовалось для военных поход. Имея малый вес, лодка отличалась ловкостью и с лёгкостью проходила многочисленные пороги Днепра. Чайка вырезалась из дерева, обивалась досками и обливалась горячей смолой. Специфической особенностью был привязанный по бокам тростник, что не давало лодке потонуть даже, когда она полностью наполнялась водой.
Создание армии воинов — мечта правителей и политиков с незапамятных времён. Тем не менее, мало кто догадывается, что есть страна, которая успешно использует преимущества такой армии в течение веков. В России казаки были не заменимой армией, сыграли важную роль в расширении границ небольшого Московском царства в гигантскую Российскую империю и, в конце концов, стали ответственными за охрану своих границ. В царские времена, казаки были покорены, но сумели найти компромисс: военную службу в обмен на свободу.
В эпоху монархий и крепостного права, казаки остались автономными общинами, которые не сумели насладиться социальной свободой вплоть до советских времён. Сегодня, казачьего образа жизни практически не существует, и осталось очень много неразгаданных тайн. Были ли казаки колдунами, как они учились военному делу, какое судно использовали казаки и как они сумели выстоять против разнообразных реформ? Тем не менее, Россия не будет существовать без казаков, ни они без России.
Видео:Напутствие Атамана Якутского казачьего полка
Интересное
- Газовозы суда. Надежность перевозки Специально для транспортировки сжиженного природного газа (СПГ), например, метана, бутана и пропана, в танках или резервуарах используют газовозы суда, которые бывают в виде рефрижераторов, полурефрижераторов или под давлением.
- Академик шокальский судно, которое теперь имеет свою историю приключения Для Финляндии 1982 год стал памятным, именно тогда было построено знаменитое академик Шокальский судно. Судно принадлежит к ледовому классу и имеет небольшие размеры. Сегодня оно находится в собственности.
- «Золотая Лань» корабль Дрейка, водоизмещение судна Корабль Дрейка Английский галеон был гораздо больше, чем испанские галеоны и имел более мощное вооружение. Водоизмещение судна составляло 150 тонн. Надстройки на корме были высокие, но выглядели изящно.
- Экономический анализ Совкомфлота Экономическим отделом Совкомфлота были опубликованы финансовые итоги предприятия за 9 месяцев 2013 года. Результаты работы за третий квартал показали чистую прибыль, однако с начала года сохраняется убыточный результат.
- Шуточные советы моряку Моряк, будущий, настоящий или прошлый, юнга, боцман или шкипер, послушай шуточные советы и припомни, не пригодились бы они тебе, узнай ты их раньше? 1. Если ты решил идти.
Источник: crewers.com
Чайка
Ча́йка — беспалубный плоскодонный чёлн запорожских казаков XVI — XVII века, в виде огромной выдолбленной колоды, по бортам обшитой досками.
Чайки были весьма быстроходны и позволяли совершать большие морские переходы.
Длина около 18 метров, ширина 3,6 метра и высота бортов 1,6 метра. Снаружи бортов для увеличения остойчивости и плавучести крепился камышовый пояс (снопы, (фашины)) диаметром около 60 сантиметров.
Такой «Спасательный круг» часто помогал казакам прятаться от вражеских судов — в случае опасности «чайка» загонялась в плавни и утапливалась, при этом благодаря фашинам лодка получала нейтральную плавучесть, то есть держалась на плаву в затопленном состоянии. Судно имело поперечные переборки и скамьи, мачту с парусом, 10—15 пар вёсел, носовой и кормовой рули, вмещал до 70 человек. Вооружение 4—6 фальконетов (пушки калибром 30 мм). На борту имелся достаточный для длительных морских походов запас оружия и провианта.
Вместе с «чайками» казаки использовали и другие лодки, как речные, так и морские, и с другими названиями: дубы (их делали из дуба) и байдаки (байды).
- 1 Происхождение названия:
- 2 Конструкция:
- 3 Тактика морской войны казаков на чайках:
- 4 Чайки в походах и сражениях:
- 5 Упоминания в истории:
- 6 Сохранившиеся экземпляры:
- 7 Реконструкции:
- 8 Источник:
Происхождение названия: [ ]
Существуют несколько версий происхождения названия «чайка»:
- Название происходит от изменённого слова тур. šaika — лодка.
- Название происходит от птицы чайки и подчеркивает легкость, быстроходность и манёвренность лодки.
- «Чайка» происходит от татарского слова «каик» «чаик», то есть «круглая лодка».
- Название пошло от старорусского названия мелкого судна «шайка», которое широко применялось ушкуйниками (из-за разбойничих повадок ушкуйников название корабля перенесли и на его команду).
Конструкция: [ ]
Основой построения чаек был киль длиной около 15 метров, который изготавливался из липы, вербы или дуба. На его основе возводился корпус — ставились шпангоуты и наращивались борта до тех пор, пока чайка не достигала 20 метров в длину и 3,6 метра в ширину (при высоте около 1,6 метров). Борт делали из сосновых досок длиной от 320 до 380 см. Доски очень плотно прибивались одна на другую.
Вёсельное вооружение чайки обычно составляло 10 — 15 пар вёсел. Примечательно, что на чайках обычно устанавливалось два руля — спереди и сзади. Это многократно ускоряло манёвренность и разворот, так как для смены курса на противоположный достаточно было лишь начать грести в другом направлении.
Палуба на чайках отсутствовала. Для гребцов внутри лодки сооружались скамьи (из расчёта два человека на весло). Снаружи лодка с помощью древесины из липового лыка или дикой вишни обвязывалась снопами камыша. Обвязка резко повышала плавучесть лодки, позволяя ей оставаться на плаву даже будучи заполненной водой. Также вязки камыша защищали экипаж от низколетящих пуль, выполняли роль буфера при швартовании.
Парусное вооружение использовалось лишь в качестве дополнительного движителя. Мачту и парус ставили лишь при благоприятном ветре. Наличие складной мачты позволяло чайке быть очень незаметной в случае засады или при подкрадывании к противнику.
Существуют упоминания о том, что чайки использовались как некий прообраз подводных лодок — команда переворачивала лодку вверх днищем, пряталась под неё, и в таком положении незаметно подкрадывалась к противнику. Также в 1820 году французский морской историк Монжери в книге «О подводном мореплавании и войне» утверждал:
Запорожские казаки пользовались гребными судами, способными погружаться под воду, преодолевая большие расстояния, а затем, поднявшись на поверхность моря, уходили в обратном направлении под парусами.
Исследователи сходятся во мнениях что описанное является преувеличением, и судя по всему казаки просто переворачивали лодки и укрывались под ними для незаметного подкрадывания к противнику.
Тактика морской войны казаков на чайках: [ ]
В 1634 году доминиканский аббат Эмиллио Дасколи из Каффы в «Описании Чёрного моря и Тартарии» описывал применение чаек так:
… и по настоящее время до 30, 40 и 50-ти челнов спускаются ежегодно в море и в битвах причиняют столь жестокий вред, что берега Чёрного моря стали совсем необитаемы, за исключением некоторых мест, защищённых крепостями. На море ни один корабль, как бы он ни был велик и хорошо вооружён, не находится в безопасности, если, к несчастью, встретится с «чайками», особенно в тихую погоду. Казаки так отважны, что не только при равных силах, но и двадцатью «чайками» не боятся тридцати галер падишаха, как это видно ежегодно на деле
Чайки в походах и сражениях: [ ]
Чайки широко использовались запорожскими казаками для быстрого нападения на врагов и столь же быстрого отступления. Известны случаи длительных походов вплоть до берегов Босфора:
В 1515 году на 32 чайках запорожские казаки совершили набег на Очаков.
В 1556 году на чайках казаки захватили предместье Очакова.
1559 — знаменитый Крымский поход. Флотилия из 150 — 200 чаек и дубов спустилась от Хортицы по Днепру, захватила два турецких корабля и высадила войска на западное побережье Крыма неподалёку от Перекопа. После нескольких успешных стычек с отрядами Девлета I Гирея запорожцы взяли Кафу, главный невольничий рынок, освободили пленённых соотечественников и успешно возвратились на Хортицу.
В 1576 и 1590 годах совершены успешные набеги на Синоп и Трапезунд.
В 1606 году казаки напали на Варну.
1608 — нападение на Перекоп.
1609 — нападение на устье Дуная.
1614 — запорожские казаки захватили турецкие города Синоп и Трапезунд
1615 — сожгли гавань Архиоки (Стамбул).
1615 — совместный поход запорожских и донских казаков на Азов.
1616 — поход на Синоп.
1616 — под предводительством гетмана Петра Сагайдачного захватили Кафу.
1633 — нападения на Азов, Измаил, Килию.
1637 — поход на Азов.
1651 — 900 казаков на 12 чайках захватили 3 турецких корабля, разгромили г. Каменный Базар, взяли в плен 600 турок. На обратном пути, занесённые бурей к черкасским берегам, они продали много пленных.
1652 — 1000 казаков напали на Стамбул, опустошили окрестные населённые пункты и захватили в плен 150 человек. На обратном пути их настигли 10 султанских боевых судов, однако казаки сумели уничтожить большую часть турок и разогнать их корабли. Данный факт говорил о большом мастерстве ведения морского боя.
Чайки также активно использовались и после упразднения Запорожской Сечи в 1775 году. Большую роль флотилия запорожцев сыграла в русско-турецких войнах конца XVIII века под руководством Александра Суворова. Суда оказали помощь войску во взятии Очакова, Измаила, Аккермана, Мачин и Бендер.
Во время Кинбурнской баталии в мае 1788 года на помощь кинбурнскому гарнизону Суворов вызвал десять лодок с «добрыми молодцами», которые отбивали атаки турецких судов со стороны лимана.
Под руководством Антона Головатого Черноморская флотилия произвела успешный захват острова Березань — важного стратегического пункта в устье Днепра. По приказу Суворова казаки на чайках тихо подошли к острову, дали залп из пушек и винтовок, а затем высадились на берег, где после общего штурма овладели береговыми окопами и артиллерийской батареей.
В октябре 1790 года казаки помогли пехотинцам овладеть крепостью Килия, а вскоре и придунайскими замками Тульча и Исыкча.
При взятии Измаила 24 декабря 1790 года сто казацких судов под командованием Головатого атаковали Измаил со стороны Дуная и под градом ядер и картечи высадили десант для штурма крепости. Суворов лично отмечал в рапорте к Потёмкину «полковника и кавалера Головатого, который отличной храбростью, трудом и постоянным старанием не только войску своему подавал пример, но и сам действовал бесстрашно».
После взятия крепости Хаджибей и начала постройки там нового города (который позже назовут Одессой) 4 июля 1794 года в специальном рапорте на имя генерал-фельдмаршала Румянцева Суворов предложил использовать при создании местной команды моряков опыт и возможности тех казаков, которые не отправились на Кубань. В результате, 12 казацких «чаек» составили основу одесской флотили
Упоминания в истории: [ ]
Описывая Чёрное море и Тартарию, префект Кафы Эмиддио Дортелли д’Асколи в 1634 году писал о чайках следующее:
Если Чёрное море всегда было сердитым с древних времен, то теперь оно несомненно чернее и страшнее по причине многочисленных чаек, всё лето опустошающих море и сушу. Эти чайки длинноваты, наподобие фрегатов, вмещают 50 человек, идут на вёслах и под парусом. Дабы они могли выдерживать жестокие бури, их обвязывают вокруг бортов соломой… На море же ни один корабль, как бы ни был он велик и хорошо вооружён, не находится в безопасности, если, к несчастию встретится с ними, особенно в тихую погоду.
Сподвижник Петра I вице-адмирал К. И. Крюйс также оставил записи о запорожских судах:
Челны́ казацкие не имеют палуб, длиною от 50 до 70 фут (15,25–21,35 м), шириною 20 фут (6,1 м). Вёсел от 16 до 40, суда имеют руль с носа и кормы
Французский инженер Гийом Боплан, который в XVII веке состоял на польской службе и занимался строительством крепостей на Польской Украине писал:
Казаки строят челны́ длиною в 60, шириною от 10 до 12, а глубиною в 12 футов. Челны́ сии без киля, дно их состоит из выдолбленного бревна ивового или липового, длиною около 45 футов; оно обшивается с боков на 12 футов в вышину досками, которые имеют длину от 10 до 12, а в ширину 1 фут и приколачиваются одна к другой так точно, как при постройке речных судов… Длина его постепенно увеличивается кверху: это яснее видно из приложенного рисунка. На оном можно заметить толстые канаты из камыша, которые обвиты лыками или боярышником и, как связанные бочонки, обхватывают чёлн от кормы до носа… Челны́ казацкие, имея с каждой стороны по 10–15 вёсел, плывут на греблях скорее турецких галер… Открывают же неприятельский корабль или галеру прежде, нежели турки заметят их челны́, возвышающиеся над морской поверхностью не более 2,5 фута.
После успешного участия казацких чаек в Кинбурнской баталии, в начале июня 1788 года под Очаковым Суворов писал:
…против бусурманских суден кажется мне полезным направить к блокфорту мои три запорожские судна, которые лишь одни способны к погоне.
Сохранившиеся экземпляры: [ ]
В 1998 вблизи острова Хортица (г. Запорожье) на дне Днепра, у скалы Наумовой, была обнаружена затонувшая чайка. Годом спустя, в 1999-м судно было поднято на поверхность. По оценкам учёных возраст находки составляет около 300 лет. Найденная лодка имела длину 17,5 м и могла вместить до 50 человек.
Ширина лодки — 3,6 м, высота кормовой части — 2,7 м, а высота борта в средней части не превышала 1,7 м. В отличие от большинства казацких лодок XV — XVII веков, найденная лодка была построена по передовой на то время технологии — на килевой основе. Каркасные части были выполнены из дуба, обшивка и другие детали — из сосны. Такой набор материалов обеспечивал прочность и лёгкость корпуса.
Судно имело только 7 пар вёсел (обычные чайки того времени имели 12 пар). Ближе к носу лодки находится место для крепления высокой мачты (до 10 м в высоту), тогда как у других казацких судов парус имел вспомогательный характер (мачты были высотой до 4 м). Очевидно, что найденный экземпляр прежде всего был рассчитан на использование ветровой энергии.
По мнению авторов этой находки, данное судно относится к «новоманерной казацкой лодке» Днепровской флотилии, а «классическая чайка — скорее миф, нежели реальность»
Реконструкции: [ ]
Известны случаи создания точных копий казацких чаек.
В 1990—1992 годах во Львове обществом «Кіш» под руководством Василия Качмаря была построена чайка «Пресвята Покрова». Судно обошло Европу, была в Англии, принимала участие во многих регатах и морских фестивалях.
В начале 2000-х годов во Львове была начата постройка чайки «Спас». В 2006 году судно спущено на воду.
Источник: [ ]
Источник: warriors.fandom.com