Как называется двуручная катана

На сегодня для россиян наиболее доступными по этой теме исторического холодного оружия являются две книги. Первая книга – это «Меч» Томаса Лайбле (перевод с немецкого), написанная очень популярным языком и с хорошими иллюстрациями, хотя лично я бы иллюстрировал ее намного лучше.

Вторая – книга Яна Петерсена «Норвежские мечи эпохи викингов» (перевод с норвежского). Это очень академичное издание, и оно для популярного чтения непригодно. Но освещает вопрос исчерпывающим образом. А заодно и знакомит с «типологией Петерсена», существенным образом дополняющей «типологию Оакшотта».

Книга «Medieval Swordsmanship: Illustrated Methods and Techniques» (Paladin Press) Джона Клементса менее доступна, поскольку ну кто же у нас так хорошо знает английский, чтобы читать на нем такие книги – считанные единицы, а ее перевода на русский нет и вряд ли будет, потому что уж очень она специфична. Тем не менее ее можно рекомендовать. Она есть в Сети, как целиком, так и в отрывках, по которым можно получить полное представление о ее содержании.Миниатюра из манускрипта 1290 г с изображением приемов фехтования на мечах с применением щита баклера. (Королевский Арсенал, Лидс).

Одати: зачем японцам огромные мечи

Стратегическое оружие Средневековья - катана и клеймор

Собственно средневековые рыцарские мечи ведут свою родословную главным образом от римского всаднического меча спаты, около 80 см длиной, предназначавшегося как для рубящего, так и для колющего удара. Напрямую наследовали им мечи Византии, в то время как жившие севернее варвары использовали как свои местные, собственные разработки, в частности, однолезвийный тесак, так и галло-римские образцы, давшие начало мечам франков и норманнов.

Наилучшим специалистом по мечам среди британских историков является Эварт Окшотт, очень подробно рассмотревший едва ли не каждую часть средневекового меча, начиная с клинка и заканчивая навершием, однако обо всем, что касается собственно фехтовального искусства Средних веков, лучше всего написал Джон Клементс. Меч XII – XIII вв. Длина 95,9 см.

Вес 1158 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)Он отмечает, что мечи 500-1000 гг., как и до этого времени, были довольно короткими (около 70 см) и весили не более 600 г. В VIII-X вв. в Европе получили самое широкое распространение мечи скандинавского типа, находки которых встречаются повсеместно от Англии и вплоть до Руси и Волжской Булгарии. Вот это были уже мечи, которые можно называть «типично средневековыми».

Длина их составляла 88-109 см, а вес от 800 до 1400 г. Как правило, это были двулезвийные клинки с долом, занимающим до 80% лезвия, с двухсторонней заточкой. Однако у тех же самых викингов помимо таких клинков были и однолезвийные. Навершие рукояти XII – XIII вв.

Франция. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)Навершие, перекрестие, а в отдельных случаях и саму рукоять этих мечей обильно украшали инкрустациями из золота, серебра, меди и латуни, нередко в самых различных цветовых сочетаниях. Сама рукоять была довольно короткой и зажимала руку воина, сжатую в кулак. Фехтовать таким мечом было практически невозможно. Им наносили сильные рубящие удары, от которых никакая кольчуга не спасала, однако достаточно надежной защитой являлся цельнокованый умбон щита, на который в крайних случаях обычно и старались их принимать.

НАСТОЯЩАЯ ЯПОНСКАЯ КАТАНА ⚔️

Стратегическое оружие Средневековья - катана и клеймор

Мечи викингов и англосаксов при этом отличались по конструкции, хотя внешне и были довольно-таки похожи. Известно, что стоимость меча у англосаксов достигала 120 быков или 15 рабов мужского пола. Как и всякой ценной вещи, мечам давали имена. Все знают, что меч легендарного Роланда назывался Дюрандаль. А вот меч Карла Великого тоже имел свое имя – Жуайез, что значит «радостный».

У викингов самым популярным именем было «Ногокус», а все от того, что они практиковали удары им под щит, и, следовательно, (и археологи это только подтверждают!) чаще всего они получали ранения в ноги!

Начиная с 1000 и по 1250 г. мечи приобрели еще более вытянутое лезвие длиной от 81 до 91 см, а уже в начале 1300 г. – 96-121 см. При этом длина рукояти становится такой, что за нее можно было браться даже двумя руками. Типичным навершием XI-XII вв. стала головка в виде парануса (южного ореха), а крестовина вытянулась в длину до 18-23 см. Меч XIII в. Франция. Длина 91,8 см.

Вес 850.5 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)Вот эти-то мечи и получили название норманнских, по изображениям на вышивке Байё, но это общеевропейский тип меча, встречавшийся повсеместно. Другим типом рыцарского меча приблизительно около 1300 г. стал так называемый «меч войны», имевший клинок как с долом, так и ромбического сечения и суженный к окончанию, так что им стало возможно уже не только рубить, но и колоть. По-другому его называли еще «длинный меч», да он и в самом деле был длинным (101-121 см, из которых на рукоять приходилось 17-22 см, при весе около 1,2-1,4 кг), вследствие чего его обычно возили на лошади слева у седла. Есть факты, которые указывают на то, что впервые такие мечи появились уже около 1150 г., причем связано это было с распространением в рыцарской коннице лошадей крупных пород, из-за чего обычным мечом со спины такой лошади до лежащего на земле пехотинца рыцарь уже не дотягивался!

Самыми известными «большими мечами» были итальянский спадон и шотландский клеймор, появившийся также около 1300 г., а также меч-эсток, с трех-четырехгранным клинком, предназначавшийся исключительно для колющих ударов между сочленениями пластинчатой брони. Вес «большого меча» достигал 1,2-1,6 кг, длина – 111-134 см. Использоваться массово такие мечи стали довольно поздно, уже на закате Средних веков.

Стратегическое оружие Средневековья - катана и клеймор

Английский историк оружия Д. Клементс особо оговаривает, что, хотя рукоятки всех этих мечей и были вполне «двуручными», двуручными все эти мечи в полном смысле ни в коем случае не являлись, поскольку любым из них вполне можно было также действовать и одной рукой.

Автор публикации рассказывакет о, пожалуй, самом знаменитом холодном оружии, сохранившем свою актуальность и поныне – мече самураев катане. Катана это длинное однолезвийное рубяще-режущее оружие. Имеет слабо изогнутое одностороннее лезвие, длинную или короткую рукоять, может быть слегка развита спереди, это позволяет охватывать ее двумя ладонями.

Форма клинка разрешает наносить режущие и колющие удары. Длинна лезвия составляет 60 сантиметров, рукоять могла быть разной. Весит до одного килограмма.

Такой меч появился в пятнадцатом веке и просуществовал до конца двадцатого в качестве оружия самураев. «Предком» его была длинная японская сабля тати. Их главной разницей был способ ношения. Тати привязывалась специальной повязкой на поясе, а катана засовывалась за него. Первая носилась в паре с танто, вторая – с вакидзаси.Изготавливалась из двух видов металлов.

Вязкого для центральной части и твердого для лезвия. Перед ковкой, компоненты тщательно чистились. Рукоятка обтягивалась кожей и обвивалась шелковой тканью. Такой способ изготовления не позволял рукам скользить по ней.

Рукояти из дерева или слоновой кости, описанные различными узорами, можно увидеть на показных и декоративных саблях.Футляр для ношения изготавливался из древесины и покрывался лаком. Металлические, так же, имели место быть, серийное изготовление их началось в ХХ веке, но, все же, и в них присутствовала подкладка из дерева.

Стратегическое оружие Средневековья - катана и клеймор

Использование заключалось в качестве режущего оружия, и реже колющего. Обхватывалась двумя или одной руками. Первые школы, обучающие юных самураев, были сформированы еще в пятнадцатом веке. Техники японских мечей отличаются от европейских, тем что ось меча во время нападения идет к врагу не под прямым углом, а вдоль, тем самым разрезая противника.

Для такого построения боя очень подходит именно изогнутое лезвие.Несмотря на, большие перемены в истории развития государства, касающиеся ношения меча, все же сохранились и до наших дней школы искусства самураев. Самыми известными считаются Касима Синто Рю, Касима Син Рю и Катори Синто Рю.

Источник: soldat.pro

«В славу Сёгуна»: каким оружием рубили, резали и кололи друг друга средневековые японцы

Что объединяет людей на всем земном шаре, помимо наличия двух ушей? Страстное желание рубить, резать, колоть, кромсать, стукать друг дружку по объективным (и не слишком) политическим, экономическим, идеологическим причинам. На протяжении веков люди во всех уголках планеты только и занимаются этим, стараясь создать при этом как можно более совершенные инструменты сокращения популяции своих недругов. Сегодня же речь пойдет о том, что для достижения этой цели использовалось в средневековой Японии.

1. Цуруги

Примерно выглядит вот так. |Фото: rock-cafe.info.

Примерно выглядит вот так. |Фото: rock-cafe.info.

Японский меч, который с высокой долей вероятности был позаимствован и видоизменен островитянами у китайцев. Меч широко использовался в Японии до появления принципиально нового клинкового оружия — тати. Наибольшее распространение цуруги пришлось на период с VII по IX век.

2. Тати

Следующий шаг в развитии. |Фото: turkcewiki.org.

Следующий шаг в развитии. |Фото: turkcewiki.org.

В X веке в Японии появления принципиально новое клинковое оружие. Вопреки популярному мнению (и использующемуся в обиходе и массовой культуре термину) тати, как и все производные виды клинкового оружия, является не мечом, а саблей. Тати был одним из самых больших мечей феодальной Японии, а также был сильнее изогнут, по сравнению с катаной.

Примечание : клинковое оружие Японии имеет куда больше общего с Восточными и Европейскими саблями, нежели с «традиционными» мечами. В первую очередь катана, не является, мечем по причине того, что имеет режущую кромку только с одной стороны лезвия (в отличие от цуруги, которые действительно являются мечом).

Читайте также:  Как сделать узел на леске

3. Катана

Символ самурайства. |Фото: sketchfab.com.

Символ самурайства. |Фото: sketchfab.com.

Визитная карточка японского самурая. Длинная двуручная сабля (до 75.7 см), которая появилась в результате эволюции тати. Первые катаны появились достаточно поздно — в XV веке и использовались вплоть до конца XIX века. Традиционно использовалось в комбинации «дайсе» (большой-малый): катана носилась ножнами клинком вверх, в паре с коротким клинком вакидзаси.

Это интересно : современные ГОСТы холодного оружия определяют катану, как «длинную двуручную саблю».

4. Вакидзаси

Дополнительное оружие. |Фото: нихонто.рф.

Дополнительное оружие. |Фото: нихонто.рф.

Клинковое оружие очень похожее по своей форме на катану, однако имеющее более короткое лезвие – до 60 см (чаще всего меньше). В большинстве случаев пару мечей катана-вакидзаси изготавливал один и тот же мастер. Носить в паре оружие от разных кузнецов считалось «дурным тоном» в обществе самураев. Использовалось вакидзаси по большей части, как запасное или вспомогательное оружие.

5. Танто

Еще одно вспомогательное оружие. |Фото: gregforge.com.ua.

Еще одно вспомогательное оружие. |Фото: gregforge.com.ua.

Японский самурайский кинжал с длиной клинка в 30-50 см. Чаще всего танто имели острую кромку только с одной стороны лезвия, однако встречаются и обоюдосторонние танто. Один из немногих видов оружия, которым разрешалось владеть не только самураям, но также и состоятельным гражданам. Использовалось танто как ритуальное и вспомогательное оружие.

6. Одати и Нодати

Некоторые клинки слишком большие. |Фото: ekamer.livejournal.com.

Некоторые клинки слишком большие. |Фото: ekamer.livejournal.com.

Японское клинковое оружие с длиной клинка 130-180 см и 120 см соответственно. Использовались такие сабли исключительно в пешем бою. Отдельные Одати были настолько велики, что применялись исключительно как ритуальное оружие, исполняя роль символов воинского формирования.

7. Бо

Просто и действенно. |Фото: doramakun.ru.

Просто и действенно. |Фото: doramakun.ru.

Деревянный или бамбуковый посох с диаметром древка около 3 см. Применялся главным образом при занятии боевыми искусствами. В большинстве случаев Бо имели длину в 180 см, однако встречаются и очень длинные образцы – в 270 см. Несмотря на внешнюю простоту, знающий человек может убить соперника при помощи Бо всего несколькими ударами.

8. Дзюттэ

Средство усмирения. |Фото: upcscavenger.com.

Средство усмирения. |Фото: upcscavenger.com.

Небольшая металлическая дубинка, которую иногда относят (почему-то?) к кинжалам. Главной особенностью Дзюттэ является отсутствие заточки и присутствие небольшого выступа-ловушки для захвата лезвия клинкового оружия. Широко применялось городской милицией, а также ниндзя.

9. Кусаригама

Специфичное оружие. |Фото: pins2pin.com.

Специфичное оружие. |Фото: pins2pin.com.

Весьма специфичное холодное оружие, которое появилось в Японии в XIV веке. По сути, является боевым серпом с цепью. Цепь использовалась для запутывания противника. Длина лезвия серпа могла достигать 20 см, а длина рукояти иногда достигала 60 см.

10. Саи

Оружие городской стражи. |Фото: top10a.ru.

Оружие городской стражи. |Фото: top10a.ru.

Колющее клинковое оружие внешне похожее на трезубец. Чаще всего Сай использовалось как парное оружие. Имеет огромный потенциал скрытого ношения. Существует версия, что Сай создали из сельскохозяйственного инструмента крестьяне, которые хотели себя обезопасить. Впрочем, данная версия активно оспаривается в наше время.

Известно, что Сай широко использовался японской милицией в городах.

11. Явара

Кастет для тычковых ударов. |Фото: pinterest.ru.

Кастет для тычковых ударов. |Фото: pinterest.ru.

Простой и до ужаса эффективный деревянный кастет, который знали в Японии и Китае еще до наступления средневековья. Примечательно, что Явара получила очень широкое распространение в странах Азии, а в 17 веке даже попала на территорию Европы.

12. Яри

Японские копья. |Фото: forum.guns.ru.

Японские копья. |Фото: forum.guns.ru.

Термин «Яри» используется для обозначения всего многообразия японских копий, древкового оружия, которое получило наиболее широкое распространение, начиная с XI века. Существуют самые разные модификации японских копий. Среди них есть, как очень длинные, напоминающие пики, так и короткие метательные, имеющие много общего с европейскими дротиками.

13. Нагината

Японская глефа. |Фото: forhonor.ubisoft.com.

Японская глефа. |Фото: forhonor.ubisoft.com.

Японское древковое оружие, которое не является ни копьем, ни алебардой (с которой чаще всего ассоциируют Нагинату). Наиболее близкий европейский аналог нагинаты – это глефа. От нее японское оружие отличается в первую очередь гораздо меньшим весом. Первые свидетельства использования этого вида оружия восходят еще к VII веку нашей эры.

Древко Нагинаты могло достигать 1.5 метров, при этом на него крепилось изогнутое лезвие длиной от 60 до 120 см. В последствии наконечники уменьшились до 30-70 см.

14. Нагамаки

Оружие против лошадей. |Фото: popgun.ru.

Оружие против лошадей. |Фото: popgun.ru.

Японское древковое оружие, которое очень часто путают с саблей. По сути является разновидностью глефы, которая использовалась (судя по всему) в борьбе с кавалерией. Впервые Нагамаки начали использовать в XII веке. Длина оружия составляла 180-210 см, что в купе с большой рукоятью позволяло использовать его еще и как короткое копье.

15. Юми

Большие луки. ¦Фото: tr.eyeni.ru.

Большие луки. ¦Фото: tr.eyeni.ru.

Японский длинный лук с нехарактерной (для большей части луков других культур и воинских традиций) формы. Главное отличие Юми от континентальных собратьев – асимметричное расположение рукояти. Чаще всего луки изготавливали из бамбука и кожи. При снятии тетивы выгибается в обратную сторону.

Хочется узнать еще больше всего интересного? Как насчет того, чтобы прочесть про 5 известных надежных и эффективных пистолетов, которые ценят во всем мире за их отличные качества.

Источник: novate.ru

Как называется двуручная катана

Катана — японский двуручный меч

Ката́на (яп. 刀) — длинный японский меч (дайто:).

В современном японском слово «катана» также обозначает любой меч. Катана — японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀; сино-японское чтение (онъёми) — то:. Слово обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком».

По форме клинка катана напоминает шашку, однако рукоять у неё прямая и длинная, что позволяет использовать двуручный хват.

Навершие отсутствует. Небольшой изгиб клинка и острый конец позволяют наносить также и колющие удары. Отсутствие навершия крайне затрудняет фехтование одной рукой, несмотря на стандартную (около 1-1,5 килограммов) для клинкового ручного оружия массу. Возможно, это объясняется антропометрическими данными японских воинов.

История развития

Катана появилась в XV веке как следствие эволюции тати (яп. 太刀) и использовалась до конца XIX века (ранний период Муромати) как традиционное оружие самурая, прежде всего в комбинации (дайсё, яп. 大小. букв. «большой-малый») с коротким вакидзаси (яп. 脇差, кит. 小刀 сёто, букв. «малый меч»).

Катана во многом похожа на более ранний китайский меч мяо дао.

Подлинную японскую катану легко узнать по линии закалки (хамон, яп. 刃文), объясняющейся применением специальной техники ковки и закалки, а также рукояти (цука, яп. 柄), обтянутой кожей ската и обвитой шёлковой лентой.

Для обтяжки также применялась обычная кожа. Резные рукояти из твёрдого дерева или слоновой кости встречаются только у декоративных и парадных мечей.

Лезвие катаны состоит как минимум из двух разных сортов стали: вязкого для основы (сердцевины) и твёрдого для режущей части. Оба компонента сначала очищались путём многократного сложения и сварки, прежде чем из них ковалось лезвие.

В узком смысле катана — изогнутый (режущей частью наружу) полуторный меч с лезвием длиной в два или более сяку (яп. 尺, 2 сяку приблизительно равны 60,6 см) и рукоятью различной длины. Вес 750—1000 г.

Если длина лезвия менее двух сяку, то это вакидзаси, если менее одного сяку — кинжал (танто, айкути, хамидаси).

Ножны для всех трех видов мечей называются сая; они делаются из дерева и покрываются лаком. Металлические ножны имеют только серийно изготовленные мечи XX века, однако и они оснащены деревянной подкладкой.

Сталь катаны

По традиции японские клинки делаются из рафинированной стали. Процесс их изготовления уникален своей «традиционностью» (согласно Псевдо-Аристотелю, именно с таким сырьём имели дело изобретатели металлургии железа — халибы) и обусловлен применением железистого песка, который очищается под воздействием высоких температур для получения железа с более высокими показателями чистоты.

Из железистого песка добывается сталь. Раньше процесс осуществлялся в печи татара (прямоугольной сыродутной печи).

Полученная из песков крица по составу неоднородна, доля углерода в нём колеблется от 0,6 до 1,5 %. Для клинка же требуется сталь с неизменным процентом углерода (приблизительно 0,6—0,7 %).

По той же причине во время ковки используется малосернистый древесный уголь.

Сначала стальные осколки перековываются в слитки, которые в свою очередь раскаляются, складываются по длине и ширине и посредством ковки снова возвращаются к прежней форме.

После многократного сложения стали образуются многочисленные тончайшие слои, которые после специальной полировки и заточки становятся заметны на поверхности лезвия.

Данная методика служит исключительно для очистки стали, достижения однородности её структуры и регулирования содержания углерода. Мнение, что хорошая катана должна состоять из как можно большего числа слоев стали, ошибочно.

В зависимости от качества тамахаганэ и желаемого процента углерода слиток перековывается от 10 до 20 раз. Кузнец (как, например, Канэнобу или кто-то из его рода) повторяет цикл столько раз, сколько необходимо для получения однородного слитка с требуемыми характеристиками. Излишнее растягивание этого процесса размягчает сталь и ведёт к дальнейшим потерям металла из-за угара.

У заводских катан времён Второй мировой войны сталь обычно содержит от 95,22 до 98,12 % железа и 1,5 % углерода, благодаря чему сталь имеет высокую твёрдость. Дополнительно в ней содержится некоторое количество кремния, придающего клинку высокую гибкость и высокую ударную вязкость.

В умеренных количествах (в зависимости от места добычи сырья) могут присутствовать медь, марганец, вольфрам, молибден, а также случайные вкрапления титана.

Читайте также:  Как забивать флейк в трубку

Не всякая сталь годится для изготовления меча. Оригинальный кованый меч сделан, в отличие от дешёвых копий, не из нержавеющей стали класса 440А, то есть инструментальной стали, полученной путём прокатки, имеющей твёрдость по шкале Роквелла 56 HRC и непригодной, как материал для катаны.

Кроме того, настоящий меч не имеет волнообразной заточки, гравировки или протравки, имитирующей хамон. Степень твёрдости, свойственная оригиналам, достигается только путём специальной обработки металла (см. мартенсит).

В процессе ковки также формируется кристаллическая структура стали. Закалка режущей стороны до 62 HRC в сочетании с эластичностью гарантирует высокое качество японских клинков. Благодаря высокой твёрдости (60—62 HRC) меч долгое время сохраняет остроту. Исключительная режущая способность в направлении, перпендикулярном плоскости лезвия (в отличие от резки в продольном направлении — наподобие пилы, которая двигается вдоль своей продольной оси), принцип которого задействован также в процессе бритья, то есть, когда лезвие двигается под прямым углом строго перпендикулярно своей плоскости, объясняется использованием чистого карбида железа, благодаря которому при заточке достигается очень малая толщина лезвия без зазубрин.

Карбид железа образуется, как правило, в ржавеющей стали, в то время как высокотехнологичная нержавеющая сталь не даёт такого гладкого лезвия без зазубрин. Однако эти микроскопические зазубрины превращают лезвие в подобие миниатюрной пилы, что является преимуществом такого оружия при условии применения соответствующей техники боя. Уже викинги в эпоху раннего Средневековья искусно владели техникой многослойной проковки стали для мечей; в ходу были весьма эффектные дамасские клинки, по форме не имеющие ничего общего с японскими.

В плане технологического сталелитейного и кузнечного процесса, нацеленного на требуемые свойства материала, и особенностей обработки поверхности японские стальные изделия не имели сходства с европейскими, что обусловлено принципиально разными боевыми техниками и различиями в конструкции доспехов.

Источник: katanaclubmaster.com

Классификации японских мечей

Меч известен нам как символ чести и достоинства, божественной чистоты, а главное — японской культуры. Многие мечтают заполучить себе японский клинок, но не все достаточно разбираются в их видах. Попробуем вместе рассмотреть типы мечей, откуда и когда они появились, и почему классифицировать их — это довольно сложная штука.

Перед чтением статьи

Согласно исследователю и по совместительству полировщику японских мечей школы Хон-ами Александру Геннадьевичу Баженову, описание японских клинков как «мечей» является спорным моментом в изучении японского оружия. Изогнутые клинки принято относить к саблям, но так как в мире нет сабель с двуручными рукоятями и ими не рубят, а секут, оружиеведы договорились использовать термин «меч».

И к тому же, иероглиф 刀 то, который используется для обозначения японского меча — это всё-таки именно «меч», а саблю японцы называют 軍刀 — гунто.

История и классификация по периоду

В мифологических сюжетах боги преподносили друг другу священные мечи и даже боролись за обладание ими, а императоры владели разными мистическими клинками. Меч был символом власти, которую получали военачальники перед очередным военным походом. Они до сих пор хранятся в семьях как сокровища, указывающие на древние корни именно этой семьи.

В средние века сформировалась наука о японском мече, а её главными деятелями были мэкики — знатоки мечей. Быстро взглянув на клинок, они могли назвать где, когда и кем он был создан, к какой школе принадлежал создатель и из чего он этот меч ковал. Это стало гораздо более тонким делом после XVI века. Тогда стили ковки в Японии перемешались, так как ослабли региональные традиции, и кузнецы начали активно экспериментировать с формами ковки.

Итак, производство мечей в Японии обычно делят на пять периодов:

上古刀 дзё:кото: — древние мечи, приблизительно до 900 г.

古刀 кото: — старые мечи, 900—1596 гг.

新刀 синто: — новые мечи, 1596—1780 гг.

新々刀 синсинто: — новейшие мечи, 1781—1876 гг.

現代刀 гэндайто: — уже современные мечи, производившиеся с 1876 года и до сих пор.

Самые первые мечи, найденные в Японии, были сделаны из камня и бронзы. Они были не особо функциональными как оружие, так как использовались в основном в ритуалах.

Мечи из стали появились в Японии в период Кофун (250—538 гг.). Они были привезены из Китая через Корею вместе с материалами и технологией производства. Но и самим японцам было чем гордиться — вскоре после появления первых железных мечей японские оружейники научились добывать железо из железосодержащего песка прибрежных дюн и дна рек.

Мечи дзёкото были прямыми, с плоскими боками. К таким мечам относится разновидность катакириха-дзукури — тонкие, непрактичные клинки. Таковым являлся и меч принца Сётоку Тайси (VII в.), который был автором первого законодательства Японии, а на изображении ниже можно увидеть его реплику. На мече изображён ковш большой медведицы, и сам он оформлен золотом.

К середине эпохи Хэйан (749—1185 гг.) мечи становятся более похожими на современные: клинок стал изогнутым с единым режущим краем.

К концу периода Хэйан, в двенадцатом веке, класс самураев (воинов) накопил гораздо больше власти и влияния, а также породил большой спрос на эффективные и функциональные мечи. Эта тенденция сохранилась и в период Камакура (1185—1333 гг.), когда самураи контролировали Японию. Мечи приобрели большую кривизну, стали более прочными и практичными для боя; кузнецы, которые их изготавливали, стали подписывать свои работы.

В то же время косираэ (крепления) для церемониальных мечей и практического оружия стали различаться, как и их форма. Большинство церемониальных мечей имели прямые клинки, и они явно происходили от более ранних мечей дзё кото.

К концу периода Хэйан сложилась общая японская технология изготовления мечей и сам японский меч в том виде, в каком он существует до сих пор. Знаток оружия Баженов описывает такой меч как:

  • Клинок с ребром, не плоский
  • Маленькая вершина
  • Клинок сильно сужается от основания к вершине
  • Выраженный изгиб клинка в области поясницы
  • Длина клинка 80 см
  • Узор поверхности стали типа мокумэ или итамэ (два вида распила древесины)
  • Хамон (линия закалки лезвия) типа сугу-комидарэ, аси, ниэ, сунагаси
  • Хвостовик с подписью мастера и не обязательно, названием провинции изготовления

В это время в Японии появились многочисленные школы кузнецов, которые привнесли разнообразие и уникальность в типичные виды мечей.

Конечно, можно долго рассказывать об истории развития японского меча, ведь она у него невероятно интересная, но в этой статье мы хотим сфокусироваться именно на их видах и классификации. Больше про историю японских мечей можете прочитать в другой нашей статье!

Классификация по длине лезвия

Все «истинные» художественные клинки принадлежат к одному типу — 日本刀 нихонто:. Общим признаком для них является использование особой технологии ковки и закаливания.

Существуют также клинки, которые не относятся к художественным, например 軍刀 гунто: — табельные сабли фабричного производства для воинов императорской армии с 1875 по 1945 годы.

К нихонто относятся:

剣 кэн (цуруги) – прямой двулезвийный меч;

太刀 тати – длинный однолезвийный меч, носившийся лезвием вниз;

打 刀 утигатана – мечи, носившиеся лезвиями вверх.

Утигатана делятся на 刀 катана (или 大刀 дайто:), т. е. длиной свыше 2 сяку (1 сяку 尺 приблизительно равен 30 см), и 脇差 вакидзаси (小刀 сё:то:) − от 1 до 2 сяку;

短刀 танто (косигатана) – боевой нож длиной менее 1 сяку.

Также к ней относятся клинки древкового оружия: копья 槍 яри и алебарды 薙刀 нагината, а также художественные наконечники для стрел.

Классификация по школе

В разговоре о классификации японских клинков особый интерес представляют школы, которые занимались ковкой мечей.

Школа Ямато — это школа, возникшая в провинции Ямато, соответствующей современной префектуре Нара. Поскольку существует легенда, что именно мастер меча по имени Амакуни впервые расписался на острие меча, его иногда считают основателем и старейшей школы. Однако основателем, указанным в источниках, является семья Юкинобу. Основана была она в период Хэйан.

Они ковали мечи, которые часто носили воины-монахи, называемые сохэй, служившие при больших храмах Нары. Школа Ямато состоит из пяти школ: Сэндзюин, Сиккакэ, Тайма, Тэгай и Хосё.

Их мечи имеют глубокий изгиб, небольшой ширины лезвия, высокий центральный гребень и небольшой наконечник.

Школа Ямасиро — это школа, зародившаяся в провинции Ямасиро, соответствующей современной префектуре Киото. Когда император Камму перенёс столицу в Киото в 794 году, здесь стали собираться мастера меча. Основателем школы был Сандзё Мунэтика в период Хэйан. Школа Ямасиро состояла из таких более мелких школ, как Сандзё, Аянокодзи, Аватагути и Рай.

Их мечи длинные и узкие, изогнутые от основания или центра, с блеском на поверхности лезвия и прямым хамоном (линия закалки лезвия).

Школа Бидзэн — это школа, возникшая в провинции Бидзэн, расположенной на территории современной префектуры Окаяма. Бидзэн с древних времён был основным регионов производства высококачественного железного песка. Бидзэн стояла у истоков таких школ, как Ко-бидзэн, Фукуока-итимондзи, Осафунэ и Хатакэда. Согласно книге о мечах, написанной в период Камакура, из 12 лучших мастеров Японии, созванных бывшим императором Го-Тоба, 10 были представителями школы Бидзэн.

Мечи Бидзэн часто изогнуты от основания и имеющими нерегулярные узоры, напоминающими отпечатки пальцев на поверхности клинка, тогда как линия закалки имеет броский узор, похожий на ряд четырёхлистников.

Читайте также:  Как правильно варить шулюм из баранины

Школа Сосю — это школа, зародившаяся в провинции Сагами, расположенной на территории современной префектуры Канагава. Провинция Сагами была политическим центром Японии, где в период Камакура был основан сёгунат Камакура (1185—1333 гг.). В конце XIII века сёгунат пригласил мастеров меча из школ Ямасиро и Бидзэн. Мастер Синтого Кунимицу выковал экспериментальные мечи, объединив технологии ковки школы Ямасиро и школы Бидзэн.

Мечи Сосю имеют неглубокий изгиб, широкое лезвие к спинке и тонкое сечение. На поверхности клинка изображен узор, похожий на отпечатки пальцев, на линии закалки узор из волнистых линий с непрерывной округлостью.

Школа Мино — это школа, зародившаяся в провинции Мино, расположенной на территории современной префектуры Гифу. Мино была стратегическим транспортным узлом, соединяющим регионы Канто и Кансай, и, к тому же, была окружена владениями могущественных феодалов. Школа Мино зародилась в середине периода Камакура, когда в Мино собрались мастера меча школы Ямато, изучавшие школу Сосю.

Школа Мино стала самым крупным производителем японских мечей после того, как школа Бидзэн пришла в упадок из-за сильного наводнения реки Ёсииё в конце XVI века.

Мечи Мино имеют более высокий центральный гребень и более тонкую спинку. На поверхности клинка бывают неравномерные узоры, похожие на отпечатки пальцев, а линия закалки очень разнообразная.

Проблемы классификации

Японцы очень долго работали над описанием и систематизацией японских мечей. В период Нара (VIII в.) были составлены письменные памятники, которые предоставляли описание мечей. Например, «Список сокровищ храма Тодайдзи», который датируется 21 июня 757 г., в котором есть много информации об оружии из сокровищницы Сёсоин в Нара.

Из-за такой древней традиции описания меча на данный момент насчитывается около 150 «классификационных типов» японских мечей, и это стало большой проблемой для европейцев. После открытия Японии для остального мира в середине XIX века японский быт стал новой диковиной для европейских коллекционеров и богачей. Японским торговцам, которые продвигали нихонто, надо было адаптировать его виды и типы к западной ментальности.

В этом стали нуждаться ещё сильнее после того, как у населения было изъято свыше 660 тыс. клинков, а 300 тыс. было уничтожено впоследствии американской оккупации Японии в 1945 г. Тогда японцы быстро организовали «Общество по сохранению художественного японского меча» (日本美術刀剣保存協会 нихон бидзюцу то:кэн ходзон кё:кай), или NBTHK. Именно оно является высшей инстанцией в экспертизе японских мечей.

Итак, именно NBTHK разработала классификацию по длине клинка, о которой мы писали выше. Однако в ней существует несколько проблемных мест. Как же быть с клинками, которые имеют пограничную длину?

Например, есть мечи 小太刀 ко-дати (малый тати) и 小刀 тиисагатана (малая катана), длина которых менее 2 сяку, т. е. по определению они должны относиться к классу вакидзаси, а не к тати.

Помимо этого, многие названия мечей являются исторически сложившимся «самурайским сленгом». Поэтому они не всегда напрямую отражают качества самого меча.

Например, 脇差 вакидзаси означает «заткнутое сбоку», а «сбоку» за пояс оби можно «заткнуть» очень много вещей: нож 合口 айкути, и веер 扇 о:ги, и жезл 采配 сайхай.

В некоторых случаях название меча — это поэтический оборот, например 凶刃 кё:дзин − «клинок злодея», 忍者刀 синобигатана – «меч ниндзя». Довольно сложно определить характеристики такого меча, не так ли?

Есть ещё одна особенность японского подхода к классификации нихонто. Многие типы, представленные в ней систематизируются не по свойствам самого клинка, а по способу ношения. То есть мечи рассматриваются не как оружие, а как элемент костюма.

Японская классификация не содержит в себе особой системы, которая свойственна европейским аналогам, и иногда один клинок может относиться к нескольким категориям сразу. Это позволяет выделить несколько точек зрения, которые дают возможность взглянуть на один и тот же меч под разными углами и рассмотреть его конкретные особенности в разных позициях.

Несмотря на то, что такой подход может вводить в замешательство европейцев, для японцев он вполне удобен. Понимание функций и свойств того или иного меча приходит вместе с понимаем иероглифов, которыми записано название клинка, исторического контекста и культурного опыта. Именно поэтому мечи можно назвать важной частью японского культурного сознания.

Источник: konnichiwa.ru

Анатомия катаны.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Rik Sniedze написал 11 октября 2010, 17:48
0 оценок, 2812 просмотров Обсудить (2)

Катана — двуручный изогнутый японский меч длиной 95–105 см (сам клинок в среднем был 70–75 см, но в любом случае для катаны больше двух сяку (1 сяку = 30,3 см).

Наряду с коротким мечом вакидзаси входил в комплект вооружения самураев.

Японские мечи хранили на специальной подставке — Катанакакэ.

Рукоять катаны имеет длину в 3,5 кулака. Ширина лезвия около трех сантиметров, толщина спинки — от 5 мм. Рукоять обтягивают кожей ската, акулы или другим материалом и оплетают шелковым шнуром. Существует более десяти способов оплетки.

Вес катаны зависит от ее длины, толщины лезвия и других параметров. В любом случае, катана из стали весит больше 1 кг. Встречаются катаны весом в 1,9 кг. Катана, имеющая хорошую закалку, может рубить более мягкий метал без повреждений для себя.

Хамон — линия закалки лезвия у катаны. Возможности катаны основаны на совершенной технологии. Гений японских кузнецов проявился в том, что им удалось создать клинок одновременно острый и гибкий. Секрет же заключается в термообработке готового клинка.

Засчёт покрытия клинка глиной можно контролировать скорость охлаждения — в результате в одном клинке образуется сталь двух видов: гибкая и очень твёрдая т.е. меч получается острым и ударостойким. Граница между двумя видами стали уникальна для каждого меча.

Особенно ценятся катаны, на которых есть Мэи — подпись с именем известного мастера и годом изготовления. Однако даже на самых ценных клинках, создание которых приписывают величайшим мастерам, не всегда есть подпись. Процесс изготовления катаны довольно долгий и трудоемкий. В ее изготовлении принимает участие не один мастер, а несколько.

Один — переплавляет специальный песок в тамахагане, другой — кует и закаляет клинок, третий — полирует и точит, четвертый — занимается ножнами и рукоятью. Особый этикет обращения с катаной включал в себя такие моменты, как поклон мечу перед ношением. Тщательно выполнялся ритуал ухода за лезвием — очистка от загрязнений, смазывание маслом.

Составные части катаны:

  • Примыкающее к цубе украшение, кольцо, упрочняющее ручку (муфта) — Фути (Fuchi),
  • Шнур — Ито (Ito),
  • Лезвие — Ками,
  • Верхнее кольцо (головка) рукояти — Касира (Kashira),
  • Вход в ножны — Коигучи (Koiguchi),
  • Оконечность ножен — Кодзири (Kojiri),
  • Петля для завязок — Куриката (Kurikata),
  • Бамбуковый клин для фиксации клинка в рукояти — Мекуги (Mekugi),
  • Украшение на рукояти под (или над) оплеткой — Менуки (Menuki),
  • Хвостовик — Накаго,
  • Завязки — Сагэо (Sageo),
  • Кожа ската на рукоятку — Самэ (Same),
  • Ножны — Сая (Saya),
  • Прокладка между гардой и кольцом (шайба) — Сеппа (Seppa),
  • Молоточек для разборки меча — Тецу,
  • Клинок — Тосин,
  • Гарда — Цуба (Tsuba),
  • Рукоять — Цука (Tsuka),
  • Оплетка — Цукамаки,
  • Муфта для фиксации меча в ножнах — Хабаки.

Катана быстро разбиралась по частям с помощью специального молоточка. Довольно часто на ножнах делались вырезы для ножа козука, который служил как обычный нож в походе и шпильки когаи.

Исторически козука и когаи появились на больших полевых мечах тати (или но-тати). Обычно когаи были две — они использовались для развязывания узлов на шнурках, которыми крепились доспехи, а также как палочки для еды. Есть легенды, что во время боя козука втыкалась в труп противника как метка «владельца» вооружения поверженного противника.

Применение катаны

В феодальной Японии для тренировок использовали людей, постоянно рубили заключённых. Их использовали, чтобы испытать меч и посмотреть какое воздействие он оказывает на кости и ткани. Анатомия катаны начинается и заканчивается клинком. Такой меч имеет слегка изогнутое лезвие, что позволяет клинку дольше оставатся в разрезе. Это очень важно, поскольку, чем дольше меч остаётся в ране, тем глубже проникает.

Многие приёмы из арсенала самураев были задуманы специально, чтобы использовать 10–15 сантиметров кончика меча (входя в тело на 5–10 сантиметров гораздо легче сделать разрез и выдернуть меч для дальнейшего использования). Первый удар наносится в лоб, для тренировок нередко используются деревянные мечи, часто удар наносится по ключице — это позволяет разрубить подключичную артерию, рассечь рёбра, лёгкие, грудину, переднюю стенку сердца — после чего меч выходит назад и его сразу можно использовать.

Поскольку схватка на катанах продолжается считанные секунды, самураи стремились овладеть разнообразной тактикой. Очевидно, что лучше ударить первым, но у самураев были более хитроумные приёмы. Можно позволить противнику атаковать первым и контратака окажется для него роковой.

Смысл схватки на катанах — обмануть противника. Всё зависит от той картины, которую представишь противнику, от движения глаз, от того, как двигается тело или не двигается. Самураи старой школы не размахивали мечами как битами — здесь должен присутствовать обман, минимальная подготовка к удару. Если слишком высоко поднимать меч, будет трудно обмануть противника.

Источник: maxpark.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...