Таксидермия — одна из самых древних профессий. Первые приемы обработки звериных шкур осваивали еще первобытные люди. Элементы таксидермии использовали шаманы и колдуны, непременным атрибутом которых были звериные головы, хвосты и лапы. Древние египтяне изготовляли чучела домашних животных, которые отправлялись в загробный мир вместе с хозяином. Головами убитых на охоте животных украшали средневековые замки.
В настоящее время таксидермия представляет собой одну из редких ветвей изобразительного искусства. Она предполагает большое многообразие методик изготовления различных элементов чучел, позволяющих правильно и достоверно передать форму тела, позу, окраску, а также характерные особенности каждого животного.
Чучела являются обязательной принадлежностью любого биологического музея. Все эти экспонаты представляют собой большой научный интерес, и их изучают и через много лет после смерти животного. Горький факт, что при непосредственном участии человека на Земле исчезло и постоянно исчезает множество видов животных.
ЭТОТ ЧЕЛОВЕК ПОКРЫЛ ВСЁ СВОЁ ТЕЛО ПЧЁЛАМИ🐝
Часто оказывается, что от них не остается никаких следов, только ископаемые останки. Поэтому, если в каком-то музее сохранилось хоть одно чучело или скелет, то это большое счастье для науки. Есть такие экземпляры и в Дарвиновском музее. В изготовлении чучел для Дарвиновского музея принимали участие таксидермисты с мировой известностью.
Поэтому эти работы представляют собой и серьезную историческую ценность. Современная экспозиция пополняется за счет животных погибших в зоопарках, биологических станциях, цирках и просто у любителей. Что касается чучел собак, то все эти животные были переданы в музей после своей смерти непосредственно владельцами, пожелавшими увековечить их память. Многие из них принадлежали разным известным людям, и среди собак тоже немало знаменитостей.
Таксидермист Филипп Федулов (1881-1961) на фоне чучела индийского слона:
Уникальная таксидермия: житель ЮАР уже 50 лет делает чучела животных
Многие считают, что в самой профессии таксидермиста есть нечто жутковатое. Если ещё учесть, что дипломов «таксидермиста» нигде не выдают, эту профессию мастера изучают сами в своих мастерских, исходя из опыта предшественников, раскрывая их секреты, передают свой опыт друг другу.
Несомненно, таксидермист — сложнейшая профессия, не каждому дано её освоить. Не у каждого мастера получается шедевр. Иногда получаются такие работы — о чем голливудские мастера спецэффектов могут только позавидовать.
У некоторых современных мастеров своё представление о таксидермии. Скульптор Лиза «Черная» Блэк из Новой Зеландии использует в своём творчестве биологический материал — обезьяньи черепа, мумифицированных черепах и крокодилов. Добавив немного фантазии, старых металлических механизмов, шестеренок и, например, старую мертвую черепашку, получим изящного механического киборга.
Источник: www.livemaster.ru
Таксидермия как призвание
Редкая профессия таксидермиста — специалиста по изготовлению чучел животных — появилась в России около полутора сотен лет назад, когда в Санкт-Петербурге стали открываться первые мастерские в этой области. Самую известную в Москве основал Федор Карлович Лоренц в 1860-х годах. После его смерти студией стал заведовать Александр Федорович Котс — первый директор Дарвиновского музея.
Основанная А.Ф. Котсом таксидермическая мастерская работает и до сих пор.
О ней и необычной профессии рассказала таксидермист Дарвиновского музея Оксана Мбита-Эбеле, призер Чемпионатов России и стран СНГ по таксидермии 2017 и 2019 гг.
— Сильно ли изменились технологии работы с момента зарождения таксидермии?
— В наше время можно встретить таксидермистов, которые до сих пор применяют в своей работе технологии прошлого века, сочетая их с современными методами. Задача таксидермиста — сделать экспонат, который будет выглядеть максимально натуралистично и простоит десятилетия. Мы до сих пор получаем на реставрацию чучела, которые были сделаны более ста лет назад.
— Как изготавливается чучело?
— Приступать к изготовлению чучела можно только в том случае, если шкура не повреждена или повреждения практически незаметны. К нам поступает умершее животное, с него снимается шкура. Дальше она обрабатывается химикатами специальным образом для того, чтобы избежать разрушения, а шерсть или перья сохранились.
После обработки шкура надевается на манекен, изготовленный таксидермистом — приклеивается или нет, зависит от конкретного экспоната. Таксидермист должен придать вид чучелу таким образом, чтобы это смотрелось естественно, как в природе. Изготовление чучела может занять один день, а может длиться несколько недель.
— Каким образом создается манекен чучела?
— Самые распространенные способы — накрутка (или мягкая набивка) и скульптурный метод. В первом случае туловище воссоздается с использованием стружки, пакли и ваты. Второй метод — более сложный: он требует от таксидермиста художественного мастерства.
Но у него есть преимущество: твердый манекен позволяет наиболее точно передать анатомию животного, особенно если оно представлено в движении — так чучела выглядят более реалистично. Здесь есть две технологии: мастер либо вырезает манекен непосредственно из куска пенопласта, либо делает скульптуру по размерам животного и затем формует готовый манекен. Раньше его выклеивали из папье-маше, сейчас чаще используют пенополиуретан.
Часто в одном манекене сочетаются оба способа. Например, при изготовлении чучела птицы тело делается из пенополиуретана, а крылья и ноги — накруткой с использованием мягких материалов.
— Расскажете об этапах работы на примере чучела птицы?
— Создается проволочный каркас, который позволяет соединить крылья и ноги с твердой тушкой и поставить их в придуманную таксидермистом позу, а также закрепить чучело к подставке. На каркас наматывают мягкий материал, который позволяет «восстановить» мышечную массу крыльев и ног. Также намоткой изготавливают шею, чтобы ее можно было изогнуть в нужное положение.
Голову делают по-разному. Одни мастера делают чучело птицы на натуральном черепе, с восстановлением мышечной массы из искусственных материалов, а другие делают манекен головы полностью искусственным. После подбираются подходящие по цвету и размеру стеклянные глаза.
— Сколько чучел сейчас в Дарвиновском музее?
— Всего у нас хранится несколько тысяч чучел животных всевозможных пород, видов и подвидов. Но посетители видят часть всей коллекции. Большая часть экспонатов спрятана в хранилищах со специальной температурой и железными шкафами.
— Все эти чучела созданы Вами и Вашими коллегами?
— Чучела в Дарвиновском музее появляются не только усилиями таксидермистов. Иногда зверей привозят из других музеев, обычные люди передают чучела из личных и фамильных коллекций. Бывает, что животными Дарвиновский музей обеспечивает таможня: чучела, не прошедшие контроль на границе, становятся частью экспозиции.
— Был ли у вас в мастерской какой-нибудь интересный проект в последнее время?
— В мае в Московском зоопарке умер от старости миссисипский аллигатор Сатурн, которому по подсчетам зоологов было 84 года. Он родился в США и был отправлен в Берлинский зоопарк. Говорят, он был любимчиком Гитлера.
В 1943 году Сатурн сбежал из зоопарка после бомбардировки, а в 1946 был найден британскими солдатами и передан в СССР, где и прожил без малого 74 года. Труп крокодила Московский зоопарк передал нам, чтобы увековечить его память.
Источник: sdelanounas.ru
Профессия: таксидермист
«Вслух.ру» продолжает проект «Такая работа» — интервью с представителями самых необычных, удивительных или редких профессий.
_Многие считают работу таксидермиста чуть ли не варварской. Однако все не так, как кажется на первый взгляд. Создание чучел животных — не только важная составляющая охотничьего направления, но искусство и часть науки, причем очень полезная. О феномене «упоротого лиса», коллизиях «животного» законодательства, химерах и всеобщих заблуждениях «Вслух.ру» рассказал владелец студии «ТРОФИШ», многократный призер чемпионатов России по таксидермии Ильнур Халитов._
— Вы не сразу согласились дать интервью. Не любите общаться с журналистами?
— Был такой случай. На один из чемпионатов по таксидермии приезжали журналисты с канала BВC. Они сказали, что хотят снять сюжет о жизни участников и судей. Со многими пообщались. А через два года, на следующем чемпионате, нас собрал на тот момент президент Европейской ассоциации таксидермистов Маркку Натри и показал этот сюжет.
В нем говорилось, что все таксидермисты чокнуты люди, в большинстве своем извращенцы и живодеры, которые убивают животных ради финансовой наживы. Тогда Маркку Натри сказал, что журналисты могут запросто исказить смысл беседы.
— Этому нашлось объяснение?
— Я думаю, это связано с закрытостью нашей профессии. Люди не знают нюансов таксидермии и судят по каким-то своим представлениям. Некоторые на полном серьезе считают: чтобы сделать хорошее чучело, нужно живьем закрепить животное в выбранной позе и дать ему умереть, а потом уже высушить и собрать.
На самом деле чучело можно изготовить из погибших, умерших, застреленных на охоте зверей. При этом на трофейной охоте изымаются только взрослые особи, которые уже оставили после себя потомство. Они находятся на пике своей физической силы, а после этого быстро стареют и погибают. В этом случае урон природе как таковой не наносится.
Таксидермистам же в мастерские доставляется 1-2% от всего, что добывается охотниками. Таксидермия — это и искусство, и часть науки. Она разделяется на несколько направлений — орнитология, таксидермия млекопитающих, рыб, остеология, криоконсервация.
— А с «зелеными» как?
— С ними тоже случаются трения. Как-то телеканал «Пятница» делал про меня сюжет. Активисты одного из тюменских движений заметили в кадре птицу и разглядели в ней сапсана, написали в Росохотуправление, что у меня находится краснокнижный сокол-сапсан.
Даже специалисты-орнитологи не смогут определить, какая это птица, пока не возьмут ее в руки, а тут «домашние эксперты» за две секунды выяснили. На самом деле это был дербник — хищный, но не охраняемый вид птиц. Мне его на реставрацию приносили. Охотуправление подтвердило, что это точно он. И такое время от времени происходит.
Я даже лекции вел, боролся с заблуждениями.
— У вас есть меры безопасности на этот счет? Спрашиваете ли вы документы у заказчиков, которые обращаются к вам с редкими дикими животными?
— Конечно. Во-первых, меня проверяет то же Охотуправление. Во-вторых, со всех заказчиков я прошу корешки — лицензии на провоз, добычу зверя. Здесь есть тонкости: даже если вы не застрелили животное сами, но везете его в машине, все равно обязаны при себе иметь документы.
Например, если поедете по трассе Тюмень — Тобольск, сможете на всем пути найти с десяток краснокнижных видов птиц, сбитых машинами. Это различные совы, орлы, ястребы. И если вы положите их в багажник и вас остановят на посту, то придется отвечать по всей строгости закона, вплоть до уголовной ответственности за то, что нанесли урон природе. И неважно, что сами вы никого не убивали.
— К вам с краснокнижными обращаются?
— Бывает, приходят люди, приносят животное, которое подобрали на улице. Некоторых бьет током, когда они пролетают между линиями передач, другие разбиваются о фасад зданий, отражающий облака, причин может быть много. Таких животных я не беру.
— В чем заключается ваша работа?
— Основной принцип изготовления чучела — убрать всю органику, чтобы нечему было сгнить, затем зафиксировать все — не дать портиться. Следующий этап — придание чучелу живости, оно должно выглядеть неотличимо от живого. В таксидермии главное — передать красоту.
— Таксидермию считают искусством. Как вы относитесь к таким веяниям, как «упоротый лис». Не бьют ли подобные творения по престижу профессии?
— Я никак к этому не отношусь. Мы называем такие работы «покемонами». Есть же фрики среди людей. В таксидермии существует классическое направление и фантазийное. В последнем создают так называемые химеры.
Это могут быть двухголовые кошки, собаки или фантазийные существа с лапками зайца, шкуркой ондатры, клювом утки, рогами косули и так далее.
Я не только в жанре реализма работаю. Создавал химеру на фестиваль «Вечера на хуторе близ Диканьки». Это очень творческая работа, было интересно. Там разные звери были, например, медведь с пятаком кабана и рогами оленя. Но в любом случае есть критерии, которых придерживаются профессионалы.
Один из них — не нанести оскорбление животному, в том числе не показывать его страдания, не изображать испражняющимся, совокупляющимся и так далее.
— Откуда у вас такая любовь к этой профессии?
— Я думаю, с детства. Есть у меня отчетливое воспоминание. Мне было года два-три, стояла коробка с игрушками — кубики, машинки… И среди прочего две зимние шкурки белок, очень красивые — серые, пушистые, ушки с кисточками, хвостик. Я играл ими, набивал ватой. Уже в школьные годы, в классе третьем, мы ходили в краеведческий музей, там впервые увидел чучела.
Смотрительница хотела познакомить нас с мастером, но его не оказалось на месте. Я был впечатлен.
Однажды поехал на лето в деревню в Ярковском районе и увидел, что собака задавила двух утят. Решил сделать из них чучело. Спросил у взрослых, они посоветовали соорудить каркас, набить шкурки опилками. Я все очистил, поставил алюминиевую проволоку, убрал череп. Кстати, сейчас изымание черепа считается современной технологией по изготовлению чучела.
То, что я по незнанию сделал, сегодня практикуют все. Собрал летящую утку, получилось красиво, повесил сушиться, а спустя время увидел червячков — чучело пропало.
— И с тех пор вы увлеклись таксидермией?
— Меня все время как-то к этому вела судьба. Когда учился в 10 классе, наша семья переехала в новую квартиру на шестой этаж, а на первом, оказалось, живет тот самый мастер, с которым я не встретился в краеведческом музее, Василий Евгеньевич Кокен. Стал ходить к нему в мастерскую и по его совету поступил на биофак. После, в 2000-х годах, какое-то время работал научным сотрудником, помощником директора фирмы, в ресторане, рыболовном магазине, пробовал себя в дизайне и рекламе.
Экономическая ситуация тогда была непростая. И все это время продолжал заниматься таксидермией.
А потом где-то прочитал такую мысль: «Если хотите, чтобы работа приносила вам удовольствие, сделайте так, чтобы ваше хобби приносило прибыль». Я подумал, почему бы и нет, и в 2007 году открыл свое дело. Работаю до сих пор.
— Специализируетесь на частных заказах?
— Да, на них. Но, кроме того, участвую в соревнованиях. На днях Тюмень впервые приняла чемпионат России и стран СНГ по таксидермии. В нем выступило более 40 мастеров из разных городов страны, а также Беларуси и Украины.
— Частные заказы отличаются от чемпионатных работ?
— Конечно. Отличие в нюансах. На работу, которую ты делаешь для участия в чемпионате, тратится раз в 10 больше времени. Потому что там нужно сделать все очень детально, например создать кровеносные сосудики возле глаза животного, а также внутри ноздри. Если это птичка, то нужно, чтобы у нее расстояния между перьями и даже анальное отверстие были покрашены, как у живого зверя.
В общем, те вещи, на которые частный заказчик никогда не обратит внимания, ему это не нужно.
А на чемпионат, наоборот, необходимо, чтобы абсолютно все нюансы были проработаны. Если выступаешь в категории «мастер», то манекен (пенополиуретановую основу), глаза, язык и другие органы нужно сделать самому. Для частных работ мы заказываем эти комплектующие по каталогу. При этом по качеству работы не отличаются.
— Чаще всего за чучелами к вам тюменцы обращаются?
— В основном, да. Бывают заявки и из других городов. Но, как правило, люди все-таки стараются заказывать чучело на месте, чтобы не транспортировать тушки.
— В регионе планируют развивать и охотничий туризм. Есть у таксидермистов перспективы в этом направлении?
— Перспективы есть. Рядом с нами находится Курганская область. Там тоже водятся косули, кабаны, лоси, как у нас. Но культура другая. Еще с советских времен в Курганской области шла культивация в охотничьем направлении.
И сейчас туда огромное количество европейцев приезжает на охоту. Индустрия работает.
В Тюменской области, к сожалению, это меньше развито. Охотничий туризм и таксидермия тесно связаны. Например, ездят люди в Африке на охоту, застрелили зверя, отдали таксидермисту и уехали, трофей им на месте обрабатывают и в посылке отправляют. Никаких проблем с этим нет. У нас с этим пока сложно.
Нужно все систематизировать, логистику разработать и запустить, как принято в цивилизованном мире.
— Какие заказы вам нравятся больше всего?
— Индивидуальные. Мне нравится, когда заказчик дает свободу для творчества. Говорит: «Сделай классно», и я начинаю придумывать. Клиент может и сам найти в интернете фото зверя в живой природе и попросить воссоздать. Сделать можно все.
Большое значение уделяется экспозиции. Я всегда спрашиваю, где будет висеть работа, с какой стороны на нее будет падать свет.
— Расскажите о самом интересном заказе.
— Это была щука весом в 12 килограммов и окунь. Мне принесли такой набор и попросили сделать экспозицию. Больше полугода у меня ушло только на поиск идеи. В итоге я решил сделать выпрыгивающую щуку с открытой пастью, которая почти настигает окуня. К ним я добавил еще одного окуня сбоку — ему удалось избежать атаки. Снизу экспозиция подсвечивалась лампочками.
На все это у меня ушло два или три года.
— Каким самым маленьким и самым большим животным вы занимались?
— Самым маленьким был окунь. Он у меня потом на чемпионате несколько дипломов завоевал. А самым большим — горный баран Марко Поло. Еще я занимался дикобразами, кенгуру — было очень интересно их собирать.
— А были необычные заказы?
-Да. Как-то приятель попросил меня сделать своему лучшему другу на юбилей кейп косули (передняя часть животного), а заднюю часть оформить под бар. Кейп установили с одной стороны стены, а заднюю часть — с другой. И когда проходишь из помещения в помещение, кажется, что косуля вмонтирована в стену. Подарок был принят на ура.
Из лап косули я делаю карандашницы и пепельницы. Они востребованы. Одну даже увезли в подарок в Мексику.
— Есть ли гарантия на изделия?
— Хорошо сделанное чучело хранится десятки лет. Но ему необходимы условия. Если оно будет находиться во влажном помещении — предбаннике, бане, под дождем на улице — то долго не прослужит. Любое чучело должно экспонироваться, как картина, написанная маслом.
Бывали случаи, когда я отдавал заказ, а через неделю мне говорили, что все потрескалось. Я приезжаю, смотрю, чучело стоит на подоконнике огромного витражного окна — сверху прямые солнечные лучи, а внизу батарея. Железобетон и то крошится от солнца и от воды, а здесь живой материал.
— Профессия приносит хороший доход? Сколько можно заработать на чучелах?
— Здесь свои нюансы. При создании чучела используются манекены, искусственные органы (глаза, язык, челюсть ). Смотря какими комплектующими пользоваться, такая будет и цена. Это можно сравнить с выбором автомобиля: кто-то выбирает «Жигули», кто-то «Мерседес», а кто-то «Бугатти». Здесь разные критерии качества и комплектация, поэтому и цены разные. Примерно работы могут стоить от 5 до 150 тысяч рублей.
Был случай. Как-то знакомый рассказывал, что попросил одного из тюменских мастеров сделать ему птичку. Тот назвал цену, на это заказчик возмутился, что за такую сумму сам сделает чучело. Мастер не растерялся и предложил научить. Заказчик согласился, а через неделю работы сказал, что готов заплатить вдвое больше, только чтобы таксидермист взял работу на себя.
Он понял, как это сложно. На самом деле, если делать все правильно и качественно, это очень трудоемкая работа.
— Где учат таксидермии?
— Вузов, обучающих этому, нет. Таксидермист должен быть биологом, зоологом, анатомом, химиком, столяром, плотником, художником и скульптором. Без одного не будет другого. Например, выделка должна проходить по определенным химическим формулам. Нужно знать пропорции, соотношения.
Когда чучело собрано, следует его зашпатлевать, восполнить утраченные элементы, а затем реалистично покрасить. Чтобы все это оформить, понадобится каркас. Для законченности экспозиции потребуется воссоздать антураж окружающего мира — травинки, дерево и так далее.
— Как ваша профессия помогает науке?
Некоторые виды сохранились именно благодаря этому. Есть пример. Один из видов птиц начал исчезать. Ученые, пытаясь разобраться, проанализировали тушки и выяснили, что у птиц в скорлупе стал скапливаться инсектицид ДДТ, которым опрыскивали поля от вредителей, где птицы гнездились. Скорлупа становилась хрупкой и разрушалась до вылупления птенца.
Поля прекратили опрыскивать, и вид сохранился. И все благодаря тушкам, которые изготавливают таксидермисты.
_Фото: из архива Ильнура Халитова_
Источник: vsluh.ru
Таксидермия — это искусство
Каждый охотник хочет сохранить память об интересной охоте и добытом им трофее. Многие мечтают украсить свою комнату чучелами зверей и птиц. Таксидермия — особое искусство. Руководитель таксидермической студии «Корсак» Александр Георгиевич КОРСАКОВ любезно согласился ответить на вопросы корреспондента «РОГ».
Александр Георгиевич КОРСАКОВ — директор студии «Корсак».
Александр Георгиевич, расскажите, пожалуйста, историю создания художественно-таксидермической студии «Корсак».
— Студия была основана в 1989 году. Я начал работать таксидермистом с 80-го года, а позже при охотничьей фирме организовал мастерскую.
— Учебных заведений по подготовке таксидермистов не существует. Где же обучаются этой профессии?
— В мастерских. Сначала приходишь туда учеником, и через год тебе присваивают разряд таксидермиста. В период, когда я пришел в таксидермию в 80-м году, существовала единственная мастерская военно-охотничьего общества, директором которого был Владимир Николаевич Щербаков. Он — учитель многих московских таксидермистов, в том числе и мой.
Через год я получил шестой разряд и продолжил работу мастером. Сейчас открылись курсы таксидермии при Техническом колледже в центре Москвы, но все же лучше обучаться в качестве подмастерья, ведь за год многому не научишься. Это только кажется, что год — внушительный срок. Таксидермии учиться приходится долго.
— Люди каких специальностей и интересов могут стать таксидермистами?
— Охотники, биологи и вообще творческие люди. Я, например, охотовед по образованию и охотник в прошлом. После получения высшего образования работал в Педагогическом институте в проблемной лаборатории.
— Кто Ваши постоянные клиенты? Кто заинтересован в услугах таксидермистов?
— Охотники и те, кто хочет сделать оригинальный подарок. Раньше мы выполняли заказы, поступающие от музеев, но сейчас у каждого музея свои мастерские и мастера. Поступают заказы от провинциальных музеев, но редко, так как для них таксидермия — это недешево.
— Какие правила должны соблюдать заказчики, перед тем как доставить в мастерскую тушу животного? Каков максимальный срок хранения туши?
— Животное после добычи должно быть не сильно битым, чтобы с ним было легче работать. Если человек способен сам снять шкуру, то нужно снять и, конечно же, обязательно ее засолить. Если не получается доставить трофей сразу, то лучше его заморозить. Утка может храниться на холоде дня два, а глухарь — пять.
А вот, допустим, медведь, может храниться несколько дней, но при этом обязательно нужно снять шкуру, засолить. На медведя нужно высыпать минимум десять килограммов соли.
Транспортировка обычная: сложить шкуру животного в пакет или в ящик и привезти. Если везут летом, то шкура в пакете может подопреть, так что надо привезти ее быстрее и обязательно открытой. А птицу лучше привезти замороженной, причем отстреливать на чучело их лучше зимой или весной. В августе стрелять птиц бесполезно, так как они линяют.
— Существуют ли меры предосторожности при снятии шкуры с животного?
— Обязательно нужно быть осторожным при снятии шкуры с тех животных, кто является переносчиком бешенства: лисицы, волки, еноты. Лучше работать в перчатках и, главное, стараться не порезаться.
— Сколько времени нужно для изготовления чучела?
— Если в мастерской нет очереди на заказы, то чучело птицы изготавливается в течение месяца. Что касается голов лосей, оленей, кабанов, ковров из медведей и чучел, то тут уже процесс более долгий, потому что только одну шкуру нужно выделывать месяц и даже больше, так как в Москве всего две фабрики выделки. Там, как правило, в сезон накапливается много шкур, что тормозит сроки выдачи заказа клиенту.
В среднем получается два-три месяца.
— Различаются ли технологии изготовления чучел разных животных?
— Технология примерно одинаковая. В основном сейчас все делается на форме из пенополиуретана, даже рыба. Единственное, у рыб процесс выделки другой, но чешуя остается своя. На Западе рыбу формуют и делают пластиковой, потому что после окраски и покрытия лаком вид у нее становится натуральный, независимо от того, своя чешуя или нет. У нас же такой технологии нет.
Если говорить о размерах, то, несмотря на то что кукушка — птица не очень маленькая, ее сложно делать. У нее очень тонкая шкурка, которая быстро высыхает.
— Не могли бы Вы коротко осветить весь алгоритм действий таксидермии на примере какого-либо животного?
— После добычи животного необходимо снять с него шкуру, засолить; если у охотника есть опыт, вывернуть уши и подснять глаза, губы, нос, после заморозить или сразу нести в мастерскую. В мастерской мы производим промеры, затем отдаем на фабрику выделки. Далее готовая шкура натягивается на манекен из пенополиуретана и обшивается. Потом вставляются челюсть, глаза и язык.
Но это я рассказываю в самых общих чертах; чтобы хорошо понять, нужно показать наглядно, так как процесс далеко не примитивный. Это целая история.
— В музеях можно увидеть композиции из чучел: волк скалится, хищник держит добычу в клыках… Как это делается?
— Манекены стандартные, на них натягивается шкура, а дальше мастер уже индивидуально работает с изделием. Придать морде животного какое-либо выражение несложно, так как шкура эластичная, везде подкладывается мастика.
— Такие части тела, как глаза, когти и язык, — искусственные?
— Когти и носы у зверей «родные». Если у животного поврежден нос, можно заменить его пластиковым. Глаза и язык из пластика, мы покупаем их в Штатах, в Германии. В России тоже есть мастерские, где специально отливают из пластика языки и глаза. Клыки пластиковые, так как черепа крупных животных чаще всего идут на трофеи вместе с зубами.
— Как долго может прослужить чучело животного? И как часто нужно его реставрировать?
— Реставрация требуется только при повреждении чучела, а храниться оно может очень долго. В Дарвиновском музее есть чучела, которым сто лет и больше. Главное, это не забывать пылесосить и чистить шерсть, которую ест моль и другие вредители. Птиц раз в год следует накрывать полиэтиленовым пакетом, добавив внутрь специальные химикаты, завязать и продержать час-два, чтобы избавиться от вредителей.
— Существуют ли законы, контролирующие таксидермическую деятельность?
— Мы не имеем права принимать туши животных, занесенных в Красную книгу, без разрешения Госкомприроды. Например, отстреливают тигра-людоеда, и если нет заявки от музея, то его должны сжечь, во избежание коррупции. Если заявка от музея есть, то заказчики должны принести разрешение от Госкомприроды. Также мы не имеем права выделывать шкуры в мастерской. Для этого существуют специальные фабрики по выделке шкур.
— Вещества, применяемые в таксидермии, безопасны?
— Да. Раньше, чтобы чучело не съедала моль, использовался мышьяк. Для работы с ним было необходимо иметь разрешение из милиции, а также отдельный сейф для хранения. В настоящее время, например для птиц, мы используем химические препараты, которые, при правильном обращении, безопасны для здоровья человека.
— Каким образом избавляются от органического мусора, отходов?
— У нас существует договор с экологическим предприятием по переработке мусора в городе Люберцы, куда и отправляются органические отходы. А обрезки от полиуретана выбрасываются на обычную помойку.
— Рынок таксидермии конкурентный?
— Да. Официальных студий в Москве пять, помимо этого много нелегальных частных таксидермистов, которые не платят налоги и не проверяются санэпидемстанцией. К тому же они сильно сбивают цены. И, несмотря на то что заказов много и порой мы не успеваем сделать все в срок, все равно рынок конкурентен, потому что фабрик по выделке шкур всего две, куда их доставляют и официалы и частники.
— Как Вы считаете, технология таксидермии стала более качественной, чем 20-30 лет назад?
— Без сомнения. Двадцать лет назад мы делали папье-маше — это просто жуткий процесс! Нужно из глины вылепить форму, далее из гипса формовать, в гипсе выклеивать папье-маше и собирать его. Но это устарелая технология, сейчас все по-другому. Есть специальные фабрики, занимающиеся только изготовлением форм, которые потом отливают пеной.
С ней легче работать, ее легко резать, пилить и строгать. Помимо этого, сейчас доступны качественные глаза. Раньше на всю Москву был один стеклодув, который накручивал на проволоку черный зрачок, а потом красил глаз.
— Как обстоит дело с таксидермией в других странах? Их способы таксидермии отличаются от наших?
— Не очень. Всюду они примерно одинаковы. Разве что в Америке таксидермия — это целая индустрия. В 92–94-м годах, путешествуя по Штатам, я заехал в небольшой городок, где решил полистать местный журнал: в нем было много иллюстраций и рекламы на тему таксидермии, в несколько страниц, и это просто потрясающе! Еще там развито бутафорское искусство.
Отличие от нашего метода работы в том, что у них площадка для развития этого дела больше, поэтому там преимущественно используется машинный труд. Если говорить о качестве и мастерстве, то отечественная таксидермия ничуть не уступает европейской и западной. На конкурсах наши соотечественники достойно представляют таксидермию России и нередко занимают призовые места.
— Считаете ли Вы таксидермию одним из видов искусства?
— Конечно! Очень важно приложить творческий интерес к этому делу. Главная задача — сделать чучело максимально похожим на живое животное.
Эльвира Хафизова 14 марта 2016 в 05:03
Источник: www.ohotniki.ru