Разберем конфликтную ситуацию на дорогах очень часто возникающую между водителями мотоциклов и водителями автомобилей. Междурядье. К сожалению пробки на дорогах уже вошли в обычный режим движения и чтобы как то сократить время пребывания в них водители мотоциклов используют для движения пространство между рядами автомобилей. Насколько соответствует Правилам движение в междурядье выясним в этом материале.
Правила и определения для решения вопроса возможности движения между рядов.
Процитируем пункты ПДД для решения данного вопроса и акцентируем внимание на выделенных фрагментах.
«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
Ширина полосы движения не может быть меньше ширины автомобиля.
9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. …
Если на проезжей части имеется разметка, определяющая границы полос движения и (или) знаки 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, то количество полос определено. Причем, одинарная сплошная осевая линия 1.1 определяет по одной полосе движения в каждом направлении, двойная сплошная 1.3 — две и более. Этот пункт не определяет ширину полос.
В соответствии с изменениями ПДД с 12 июля 2017 года дорожная разметка 1.3 (двойная сплошная линия) может применяться в том числе и на двухполосных дорогах с шириной полосы более 3.75 метров.
9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.
Обращаем внимание на строгое расположение в полосе.
9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
Для движения между рядами из этого пункта требуется соблюдать боковой интервал. Не самая удачная формулировка и крайне субъективная.
Исходя из условия в п.9.7 ПДД движение между рядов возможно в двух случаях, когда полосы движения размечены и когда разметки нет.
Движение между рядов при размеченных полосах движения
На первый взгляд сложностей нет, по разметке движение запрещено.
Чтобы нарушения не было, нужно просто съехать с разметки.
Для выполнения требований пункта 9.7 правил достаточно съехать колесом с разметки — это большое заблуждение. Еще раз обращаем внимание на фразу «должно осуществляться строго по обозначенным полосам«.
Транспортное средство по всем габаритам должно двигаться строго в полосе, не наезжая на разметку. Правила дорожного движения, как документ, целью которого является в первую очередь безопасность не может позволять движение, результатом которого может быть столкновение, в том числе и встречное. В противном случае требование п.9.7 теряет практический смысл. Все же понимают, что важен не факт наезда на разметку, а факт угрозы ДТП.
Для движения по обозначенной полосе должны учитываться все габариты транспортного средства.
Движение между рядов при неразмеченных полосах движения
Обратите внимание, мы не говорим про наличие или отсутствие разметки, а говорим о размеченных полосах движения. Из примера выше, может присутствовать разметка, но при этом не размечена каждая полоса. Поэтому говорим только о случаях размеченной или не размеченной границе полосы движения. Итак, при отсутствии разметки на полосе, пункт 9.7 исключается из требований к водителю. Ориентироваться нужно пунктом 9.10 ПДД, в части движения между рядов.
Две полосы движения и достаточный безопасный интервал для движения мотоцикла.
Можно представить гипотетическую ситуацию, ряд мотоциклов и автомобиль в междурядье. Также нарушение ПДД отсутствует при выполнении требований пункта 9.10 Правил. Не смотря на то, что полосы движения движения две, Правилами не запрещается двигаться в большем количестве рядов, если позволяет ширина проезжей части.
Даже 5 рядов возможно в двух полосах движения.
При движении в пробке, когда скорость движения низкая и отсутствует необходимость в большом боковом интервале, в соответствии с п.9.1. водителями может быть определено 3 полосы движения, когда в обычных условиях при такой же ширине полосы движения только две.
К этой же иллюстрации может подойти и движение автомобиля в междурядье. К сожалению, при отсутствии размеченных полос очень много обстоятельств отдано субъективной оценке. Так для мотоциклиста безопасный интервал значительно меньше, чем для водителя автомобиля. Различна оценка безопасного интервала для легкового автомобиля и грузового, опытного водителя и новичка и так далее.
Пункт 9.10 считается выполненным, если не произошло ДТП. В случае ДТП определить виновника не просто. Скорость
«междурадника», насколько вильнул автомобиль в ряду, насколько объективно выбрана оценка безопасного интервала и многое другое. ДТП в междурядье помимо несоблюдения безопасного интервала может возникнуть в результате перестроения и нарушения п.8.4, несоблюдения скоростного режима, а могут быть и в совокупности все нарушения обоими участниками. Поэтому однозначно назвать виновника в условиях субъективных оценок дорожной ситуации, можно сказать в полевых условиях, не предоставляется возможным.
Итог
Краткий итог довольно простой — на размеченных полосах — движение в междурядье запрещено, на неразмеченных — разрешено.
RusPDD.ru на других площадках:
Не забывайте делиться статьей в социальных сетях
Понравилась статья? Поделитесь с другими!
Источник: ruspdd.ru
Движение на мотоцикле в плотном потоке
С каждым годом машин на дорогах становится больше, а это значит, что вероятность столкнуться с какой-нибудь из них повышается. И те аварии, в которых водитель получает царапину на бампере и плохое настроение, для мотоциклиста могут стать смертельными. Если вы когда-нибудь ездили на мотоцикле по дорогам оживлённого города, то знаете, как сложно избегать столкновений в плотном потоке. Эта статья расскажет о нескольких полезных привычках, благодаря которым вы будете чувствовать себя увереннее в условиях интенсивного движения.
Междурядье
На самом деле «ехать по междурядью» вовсе не означает «ехать между рядами», так как между рядами находится только тонкая линия разметки, ехать по которой невозможно. Поэтому, когда мотолюбитель говорит о междурядье, он имеет в виду зону между двумя полосами.
Прямого запрета на нахождение двух транспортных средств в одной размеченной полосе в ПДД нет. Однако, это не значит, что такая езда не наказуема. Пункт 9.10 ПДД гласит, что «Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения». Это значит, что, если водитель сумеет доказать, что мотоцикл был вторым транспортным средством в ряду, вина ляжет на мотоциклиста. Поэтому новичкам ездить по междурядью не рекомендуется – дождитесь, когда вы начнёте чувствовать себя уверенно в седле, и тогда выезжайте на междурядье.
Как это не странно, но положение между полосами – одно из самых безопасных для мотоциклиста. Даже если водитель не смотрит в зеркало заднего вида, он знает, что вблизи есть ещё один автомобиль, так что не будет делать резких манёвров.
Чтобы избежать аварийных ситуация во время езды в междурядье, старайтесь не попадать в слепые зоны автомобилей, а также не допускайте, чтобы в соседнем ряду появлялись окна, которые кто-то захочет занять. При перестройке из другого ряда этот кто-то может не заметить вас, что приведёт к печальным последствиям.
Если машины в потоке двигаются с нормальной скоростью, езжайте по полосе – так шансы попасть в аварию будут меньше. Самое безопасное междурядье на дороге – зона между двумя крайними левыми рядами.
Вдоль обочины
У опытных мотолюбителей есть золотое правило: «Левее левого и правее правого не лезь». Что это значит? Это значит, что водители, едущие по крайним полосам, редко смотрят в ту сторону, где, по их мнению, никого нет. Поэтому, когда на обочине внезапно появляется мотоцикл, водитель часто оказывается не готов, из-за чего происходит столкновение.
Старайтесь избегать таких мест. Если же вы вынуждены ехать вдоль обочины, включите дальний свет и аварийку – так вы станете заметнее для других водителей.
Движение во время пробки
Стоячая пробка кажется безопасной только на первой взгляд. На самом деле опасность поджидает мотоциклиста там, где её не ждут. Во время пробки некоторым водителям становится скучно, и они решают вылезти из автомобиля и прогуляться. Конечно же, прежде чем открыть дверь машины, они не смотрят в стекло заднего вида, так как уверены, что в междурядье никого нет.
Предугадать такое поведение невозможно, поэтому запомните: опережайте поток не более, чем на 20 км/ч. Это правило позволит вам двигаться быстрее, но в то же время убережёт вас от серьёзных травм при столкновении.
Дорожная разметка
Разделительные белые полосы дорожной разметки, нанесенной на асфальт, требуют концентрации внимания и навыков вождения от мотоциклиста. Безобидные полосы имеют значительно меньший коэффициент сцепления колес чем при езде по асфальту. Новички не до оценивают важности этого момента до первой «скользячки», которая может привести к серьёзным травмам. Двигайтесь на скорости на которой можете контролировать управление байком, прогнозируйте заблаговременно траекторию движения.
5 советов: как выжить в плотном потоке на мотоцикле
- Не мотайтесь из стороны в сторону. Выберите одну полосу и оставайтесь там. Многие аварии происходят при перестройке, поэтому старайтесь избегать этого опасного ритуала.
- Проверьте слепые зоны. Слепые зоны есть не только у автомобилей, но и у самих мотоциклистов. Если вам всё же приходится перестраиваться, обернитесь назад, чтобы проверить свои слепые зоны, а также убедитесь, что водители ближайших автомобилей видят вас.
- Опасайтесь бордюров. При движении вдоль обочины или разделительного борта обращайте внимание на бетонные основания и опоры, части которых выступают из асфальта вверх. Даже маленькие выступы опасны, к тому же поскользнуться на бетонной поверхности проще, чем на асфальте.
- Смотрите на 5-6 машин вперёд. Ваша задача – видеть всю дорожную ситуацию. Для этого смотрите не только на ближайшие транспортные средства, но и на те, которые находятся чуть дальше.
- Обгоняйте слева. Так получилось, что в левые зеркала водители время от времени заглядывают, а вот в правые – гораздо реже.
Берегите себя и помните, что бдительность – главное средство безопасности на дорогах.
- Расписание занятий
- Учебная литература
- Он-лайн тест
- Уроки вождения
- Права категории «А»
- Права категории «А1»
- Государственная пошлина
- Gosuslugi.ru
- Внутренний экзамен
- Экзамен в ГИБДД
- Скоростное маневрирование
- Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места
- Габаритный коридор
- Габаритная восьмерка
Источник: motoschool.autofactor.ru
Что мотоциклисты должны помнить из ПДД. 5 главных моментов!
Можно ли ездить в междурядье, как парковаться и т.п. – все, что волнует, когда пересаживаешься на два колеса
09 Сентябрь 2022 в 12:12
Автор : Ману Чаподзе
Как вы, возможно, уже знаете, я решил освоить вождение мотоцикла – и не где-нибудь, а в России. Мы уже писали о том, как я выбрал мотошколу (и почему остановился на Moto-Track) и что ждет меня на экзамене.
Подробнее об этом можно почитать здесь:
Так вот, экзамен состоит из двух частей, теоретической и практической. Теория ничем не отличается от экзамена для автомобилистов. Подразумевается, что обладатели автомобильных прав категории B получили их законным путем – следовательно, правила знают и в дополнительном обучении не нуждаются. Хотя доказать это на экзамене все равно придется.
Я ненавижу теоретический экзамен в ГИБДД. Но не потому, что мне лень учить ответы на вопросы,– просто 90% тестов и правил абсолютно оторваны от реальности. Они либо создавались бюрократами, которые никогда не ездили за рулем, либо элементарно устарели за прошедшие 50 лет.
Вы можете подумать, что я гоню на правила: мол, хочу, чтобы все ездили 300 км/ч и без светофоров. Но нет, напротив! Я люблю правила и мне нравится их соблюдать, если в них есть логика. Я долго гордился тем, что езжу без штрафов, но со временем гордиться стало нечем. Теперь я регулярно получаю штрафы – при том, что стараюсь все делать правильно.
Второе – и это вообще проблема всех тестов – они составлены так, чтобы вас не проверить, а подловить. Наконец, третье – медицинские вопросы. Неважно, насколько вы эрудированы или как выучили правила, задайте себе вопрос: решитесь ли вы в критической ситуации оказать помощь тяжело травмированному человеку? Уверены, что не навредите ему?
В Moto-Track ПДД не изучают – логично полагая, что если у вас уже есть автомобильные права, вы сможете освежить свои знания сами. А тех, кто ПДД никогда не открывал, отправляют в дружественные автошколы. А именно – в школу «Юность», расположенную рядом с московским метро Новогиреево.
Я отправил туда своего коллегу Сергея Иванова, который вместе со мной учится управлять мотоциклом, и поставил перед ним задачу выяснить, на что в правилах нужно обратить внимание именно мотоциклистам. И вот пять любопытных вещей, которые он узнал.
1. Междурядье
Как опытного автомобилиста, меня всегда интересовала законность привычки мотоциклистов ездить среди рядов. Законно ли это?
Если коротко, то нет. Но есть множество нюансов. Согласно правилам, в одной полосе параллельно может ехать только одно транспортное средство. Но именно для мотоциклистов сделано исключение, разрешающее им ехать парой – при условии, что это именно два мотоцикла.
То есть ехать в одной полосе параллельно с легковым автомобилем, грузовиком и чем бы то ни было еще мотоциклу запрещено: только вместе с другим мотоциклом или в одиночку.
Так, значит, ездить в междурядье нельзя? Да, но нет.
Во-первых, если в одной полосе рядом оказались мотоцикл и машина, весьма сложно понять, кто из двоих в этом виноват. Совсем не факт, что это вина мотоциклиста. А потому на практике это считается «относительно допустимым».
Второй нюанс в том, что в плотном трафике мотоциклист, едущий по центру полосы, в случае аварии типа «паровозик» рискует оказаться зажатым между двумя машинами. Последствия по понятным причинам будут не в его пользу, а увернуться ему не удастся.
Наконец, в стоячей пробке для мотоциклов просто естественно «просачиваться» между машинами. Это хорошо не только для самих мотоциклистов, но и для автомобилистов: последние пусть просто представят, что ребята на байках тупо стоят вместе с ними, занимая место в полосе и тем самым еще больше увеличивая длину пробки.
2. Опасное вождение
В 2016 году в ПДД появился раздел о недопустимости «опасного вождения», который состоит из пяти пунктов. В частности, он запрещает «необоснованное перестроение на дороге с интенсивным трафиком» и «несоблюдение дистанции между автомобилями и боковых интервалов».
Вспоминая езду в междурядье, возникает резонный вопрос: а могут ли мотоциклиста наказать именно за опасное вождение?
Теоретически – да. Но на практике этот раздел правил сейчас применяется только в одном случае: если произошло ДТП.
Тогда – если есть запись с камер видеонаблюдения – виновником аварии может быть признан не один из непосредственных участников, а уехавший водитель, чье транспортное средство в ДТП не пострадало.
Например, если на мотоцикле вы «подрезали» машину, а она после этого столкнулась с другим автомобилем, вас могут найти и признать виновным как в аварии, так и в опасном вождении. Говорят, прецеденты таких штрафов были.
3. Парковка
Длина мотоцикла сравнима с шириной автомобиля. Этот факт естественным образом порождает идею парковать байк не параллельно, а перпендикулярно тротуару, что многие и делают.
Возможно, в этом нет ничего плохого. Но помните – это нарушение правил парковки.
Согласно ПДД мотоцикл и автомобиль должны парковаться абсолютно одинаково. Если специальной табличкой не обозначено иное, то – параллельно бордюру. Да, звучит не очень логично, но закон есть закон.
Однако и тут есть один странный нюанс. ПДД допускают парковку двух мотоциклов на одном паркоместе для автомобиля, но опять же параллельно тротуару. На практике никто так не делает, так как если первым уедет ближний к бордюру байк, дальний, оставшись в одиночестве, будет выглядеть так, словно его водитель не умеет парковаться.
4. Пеший ход
Напрямую ПДД об этом не говорят, но когда вы слезаете с мотоцикла и берете его «под уздцы», формально вы становитесь пешеходом со всеми вытекающими юридическими последствиями.
Например, ездить по тротуарам и парковаться на них правила запрещают – но там нет запрета закатить заглушенный мотоцикл по тротуару, скажем, в гараж или сарай. Таким же образом можно и перевести байк по «зебре», хотя очевидно, что ездить поперек дороги по пешеходному переходу запрещено. Ну, и заехать «под кирпич» или закатить туда мотоцикл руками – с точки зрения закона не одно и то же.
Не уверены, что этот способ передвижения «пешком под уздцы» вам когда-нибудь пригодится. Но он есть, знайте об этом.
5. Тюнинг
Здесь хочется напомнить об опасностях кастомизации мотоциклов. Собственно, то же касается и автомобилистов, но среди последних встречаются те, кто считает, что на мототехнику эти правила не распространяются.
Речь вот о чем. Некоторое время назад в России проведение техосмотра забрали у ГИБДД и передали в частные руки, а контроль за техническим состоянием техники возложили на страховые компании.
В автоинспекции на это ответили тем, что стали тормозить автомобили с очевидно не соответствующей регламенту конструкцией и просто не давать их эксплуатировать до возврата техники в стоковый вид.
Громче всех тогда возмущались поклонники внедорожников, которых разом лишили «кенгурятников», лебедок, силовых бамперов и колес нештатных типоразмеров. Хочешь легальный тюнинг – официально проходи процедуру оформления изменений в конструкции транспортного средства, а это задача довольно сложная и не всегда выполнимая.
Так вот, нужно помнить, что мотоциклов это тоже касается. Нестандартный глушитель, сомнительные дуги безопасности и все прочее, что было поставлено на мотоцикл не на заводе, а в «гаражах», может вызвать у сотрудника ГИБДД вопросы.
Как, кстати, и отсутствие того, что на заводе установили. Например, если вы или предыдущий владелец за ненадобностью открутили решетчатый багажник сзади сиденья – эксплуатировать такой мотоцикл запрещено!
Конечно, моделей мотоциклов и их разновидностей в мире выпускается гораздо больше, чем автомобилей. И вряд ли вам попадется сотрудник ГИБДД, который по памяти точно скажет, какие детали вашего конкретного байка в год его выпуска устанавливались на заводе, а какие нет. Но просто помните, что вероятность возникновения подобной проблемы существует.
В следующем материале я напишу о том, какие у меня сложились впечатления от первых занятий в мотошколе. Следите за обновлениями!
Источник: ru.motor1.com
Как безопасно ездить в междурядьи.
Подготовка к выезду и общие моменты
Типичные опасности, это открывающиеся двери автомобилей, выскакивающие «из под земли» пешеходы (туда же торговцев мороженным, кофе, зарядниками и собирающих милостыню), другие мотоциклисты, меняющие полосу движения и выезжающие почти поперёк.
Продолжим тему безопасности на дороге.
Предыдущие статьи ищем в рубрике дорожный опыт
Многих новичков пугает это ужасное слово “Междурядье”.
Вроде и хочется, и колется.
Конечно, стоять в пробке неохота — не для того большинство мотоциклы покупают. Давайте разберёмся со спецификой и основными опасностями междурядья.
Прежде чем лезть на мотоцикле в любую щель, протестируйте свои навыки. Как вариант вечером или ночью на парковке у гипермаркета попробуйте проехать между рядами выставленных тележек. Сначала расставьте их пошире, чтоб было комфортно, а потом сужайте до предела.
Старайтесь ехать максимально медленно, не снимая ноги с подножек (надеюсь в вашей мотошколе вас этому учили). Попробуйте сделать несколько коротких остановок, не снимая ног с подножек.
Баланс удерживайте не движениями руля, а смещением корпуса. Взгляд всегда только вперед. В реальной ситуации стоит только посмотреть на машину справа или слева, как оставите человека без зеркала. Оценивайте ширину пространства заранее, а приняв решение уже не проверяйте взглядом — будет только хуже.
Если не уверены, то останавливайтесь и прокатывайте мотоцикл, страхуя себя ногами. Хотя вообще езда с опущенными ногами не только “плохой тон”, но и не эффективна с точки зрения поддержания баланса мотоцикла.
Если тренировки прошли успешно, пробуйте свои силы на дороге.
Теперь разберем основные опасности междурядья.
При движении в пробке бывает сложно не только удержать точную траекторию и рассчитать ширину. Веселья добавляет и разметка. Порой она довольно жирная (особенно в крупных городах) и мотоцикл ведет себя на ней крайне неприятно. Вызвано это разницей в высоте покрытия, по которому вы едете. Толстая разметка, по факту, — неровность, на которую вы периодически заезжаете и съезжаете.
При этом мотоцикл неприятно подруливает и смещается в сторону.
Исключить совсем вы это не сможете. Нужно принять это как данность и не паниковать. Оставляйте зазор между вашим мотоциклом и соседними машинами, чтоб такое поведение мотоцикла не повлекло контакта. В таких ситуациях лучше не бороться с рулем и не пытаться что-то исправить с помощью силового подруливания.
Просто слегка придерживайте руль и работайте больше корпусом и ногами (все, как в мотошколе на занятиях). Если пространство позволяет — не наезжайте на разметку совсем, а двигайтесь рядом в одной из полос.
Ситуации, когда мы движемся на мотоцикле в потоке между полос удобно разделить на два типа:
— поток стоит;
— поток едет;
Для каждого есть свои нюансы.
ПОТОК СТОИТ:
Типичные опасности, это открывающиеся двери автомобилей, выскакивающие “из под земли” пешеходы (туда же торговцев мороженным, кофе, зарядниками и собирающих милостыню), другие мотоциклисты, меняющие полосу движения и выезжающие почти поперёк.
Найдите в себе силы двигаться в такой пробке на минимальной скорости. Пусть медленно, но вы едете. Открытая дверь на вашем пути или столкновение с пешеходом, возможно, “замедлят” вас на месяцы или годы.
ПОТОК ДВИЖЕТСЯ:
Если вы совсем новичок и не уверенны в своих навыках — езжайте в полосе вместе с машинами.
Но если вы решаетесь ехать быстрее потока, но для вас важна ваша безопасность, то не опережайте поток более, чем на 15 -20 км/час.
Езда в междурядье в движущимся потоке имеет опасности другого рода. Смещение машин или внезапное перестроение в свободное пространство (парковка, повороты направо и налево, по большому счету, тоже в этой категории).
А вот причин, по которым могут происходить подобные манёвры, масса, и в рамках одной статьи всего не охватить. Далее в рубрике дорожный опыт будем рассматривать каждый сценарий отдельно. Разбор таких ситуаций важен для умения предвидеть опасности и понимать сценарии развития.
Поговорим о том, как располагаться на дороге так, чтоб снизить риск и быть видимым хотя б для тех, кто пытается увидеть.
Источник: zen-moto.ru
Могут ли мотоциклисты двигаться между рядов с разметкой и без? Штраф и кто виноват, если сбили?
Опасность мотоциклов компенсируется их удобством на дорогах – особенно, внутри городов. И наоборот. Однако, есть и законодательные тонкости в этом удобстве. В этой статье вы узнаете, что, на самом деле, далеко не всегда мотоциклисты могут ехать между рядами машин по ПДД.
Мы также разберём наиболее насущные ситуации: какой размер штрафа за движение между рядов для водителей двухколёсных и что будет, если автомобиль собьёт мотоцикл между полос на дороге. И выясним всё о новом законе, про который одни говорят, что байкерам разрешили передвигаться в междурядье, а другие – что теперь это, наоборот, запрещено. Но давайте обо всём по порядку!
Почему мотоциклистам нельзя ездить между рядами в 2022 году?
И начнём мы сразу с самого сложного (пока мыслительная деятельность свежа). Ниже вы поймёте, что само понятие «езда между рядами» для такого транспортного средства, как мотоцикл, в принципе абсурдна. Впрочем, она не лишена практической реализации. Дело здесь в недопонимании терминов, согласно Правил дорожного движения. А именно этим нормативным актом руководствуются сотрудники ГИБДД и суды при назначении штрафа или иного административного и даже уголовного наказания и виновников в ДТП.
Различие ряда и полосы по ПДД
Итак, первое, что нам нужно знать – это то, что транспортные средства включают в себя практически любые устройства, которые перевозят людей (в том числе только водителя) и/или грузы. Так устанавливают ПДД. Всю тонкость этого понимания мы и узнаем сейчас.
А теперь переходим ещё к трём другим терминам:
- линии разметки – здесь тоже всё очень просто: это нарисованные на дороги, собственно, линии, которые делят проезжую часть на полосы (но не на ряды),
- полоса движения – это линия определённой ширины на проезжей части, которая может иметь или не иметь обособляющую её разметку, но главное – она достаточна для движения в один ряд автомобилей,
- ряд движения – а вот этого определения в действующих в 2022 году ПДД нет.
Тем не менее, при отсутствии раскрытия самого термина есть всё же в Правилах пункт 9.1, который указывает, что на дороге количество полос определяется либо разметкой, либо, если она отсутствует, то самими водителями с учётом габаритов того, чем они управляют, а также необходимого бокового интервала.
И, наконец, 4-й термин для нас также не особо полезен – конкретных значений бокового интервала в сантиметрах или метрах в ПДД вы не найдёте. В этом случае пункт 9.10 оперирует прецедентным значением этого параметра, предписывая, что интервал должен быть таким, который обеспечит безопасность движения. Произошло ДТП из-за бокового интервала? Значит, он был недостаточным, а 9.10 нарушен.
Не произошло? Значит, всё в пределах ПДД. Всё просто!
Таким образом, пока получаем главное: Правила не запрещают мотоциклистам ездить между рядов, так как их определения в ПДД не существует, а полоса фактически приравнивается к ряду только в случае движения по ней автомобилей. Однако, есть существенная разница между терминами «ряд» и «полоса» для движения при появлении на участке дороги мотоциклиста. И именно эта формальность практически делает большинство водителей мотоциклов нарушителями.
Вас также заинтересует:
Запрет движения по разметке между полос
Если на данном участке дороги есть дорожная разметка: прерывистая, сплошная либо двойная сплошная, то ехать по ней между рядами мотоциклисту нельзя. Об этом говорит пункт 9.7 ПДД.
Единственное исключение, которое приводит эта же норма – это манёвр перестроения.
Тонкость движения в междурядье, если разметки нет
А в случае, если никаких линий на данной дороге не нарисовано, тогда всё немного сложнее. Но разобраться всё равно можно.
- Если на проезжей части поместились и автомобиль, и мотоцикл, то они просто образовали 2 ряда для движения – никто ничего не нарушает, просто потому что они помещаются с учётом бокового интервала. Получается, и вопроса о том, можно или нельзя мотоциклисту двигаться между рядами, не может быть, потому как двухколёсный в своём ряду.
- Но вышеописанный пункт работает только в том случае, если они не столкнулись. Если автомобилист сбил мотоциклиста, значит, боковой интервал оказался небезопасным. Хотя, по виновности вопрос другой, и, кроме того, здесь возможны варианты с перестроением – ниже мы ещё поговорим о ДТП с мотоциклистами в междурядье.
- Ещё более сложная ситуация. При отсутствии линий разметки проезжая часть делится пополам на попутную и встречную. Так вот, если мотоциклист, к примеру, опережает машину, частично оказавшись на встречной полосе, только тогда можно говорит о том, что первый движется между рядов. Но это тоже относительно, потому что, если появится в этом примере встречный автомобиль, и все трое поместятся без столкновения, то боковой интервал снова оказывается безопасным, а рядов для движения мы получаем уже три – мотоциклист не едет в междурядье.
Движение в одной полосе мотоцикла с автомобилем
А теперь самое сложное – фактически ПДД и не запрещают даже при наличии прерывистой или сплошной разметки всунуться мотоциклисту в одну полосу с автомобилем. Да, при этом они образуют уже два ряда. Однако, никаких противоречий формально здесь быть не может, согласно предписаниям Правил.
- Самое определение полосы движения никак не устанавливает, что мотоцикл и автомобиль должны ехать по ней только по одному (да даже для двух автомобилей это работает также).
- Пункт 9.1 указывает на количество полос на проезжей части, но также самостоятельно не запрещает ехать в пределах одной полосы в два ряда.
- А пункт 9.7 вообще говорит просто про запрет наезжать на линии разметки.
Как итог, получаем вывод: мотоциклисту запрещается езда между рядами. Однако, это работает только в том случае, когда мотоцикл едет конкретно по линии разметки. Двухколёсному можно создавать новый ряд с учётом его габаритов на дороге без разметки, равно как не запрещено ехать в пределах одной полосы между линиями разметки с автомобилем.
Отобразим схематично, что можно, а что нельзя байкерам с учётом того, что мы теперь знаем о езде мотоциклистов между рядов как всей нашей темы:
Ситуации: слева – мотоциклу можно ехать в другой полосе; посередине – можно образовать второй ряд в одной полосе с автомобилем; справа – запрещено ехать между рядами по линии разметки.
Судебная практика о расстоянии между автомобилем и мотоциклом
Выше мы не раз упоминали такой важный параметр в динамике дорожного движения, как боковой интервал. А ещё указали, что в ПДД конкретных значений безопасности этого расстояния не указано.
Однако, и здесь не всё так просто! Дело в том, что есть целых 2 официальных акта, которые по сути имеют возможность указать боковой интервал в цифрах и имеют юридическую силу:
- справочник автотехнической экспертизы,
- судебная практика 2022 года.
Итак, эксперты уже давно умеют высчитывать значение безопасного бокового интервала. И делают это при ДТП – собственно, именно при наличии прецедента нарушения пункта 9.10 ПДД это приобретает значение.
И формула расчёта напрямую зависит от скорости ТС и выглядит следующим образом:
где V1 и V2 – это скорости первого и второго транспортных средств.
Рассмотрим пример: легковой автомобиль движется со скоростью 60 км/ч, как его опережает мотоцикл «между рядами», едущий со скоростью 80 км/ч. В таком случае безопасный боковой интервал будет составлять: 9,7+0,005(60+80)=1,4 метра.
Заметьте, однако, ущербность данной формулы – здесь выглядит не всё так сложно, потому что разность в скорости составляет всего 20 км/ч. Но если бы мотоциклист ехал между рядов со скоростью уже 120 км/ч, то число безопасного бокового интервала увеличилось бы всего до 1,6 метров.
Соответственно, в общих случаях тот, кто влез в ряд (либо сделал попытку создать второй), того и могут признать виновником в случае ДТП при несоблюдении бокового интервала.
Но есть и другая методика расчёта. Заключается она просто в оценочном суждении безопасности интервала на основании личного убеждения суда путём объективного исследования всех доказательств. К слову, такие заумные слова прописаны в законе – статье 26.11 КоАП РФ.
Так вот, в одном из судебных решений суда Ленинградской области признано законным, когда мотоциклист влез в полосу автомобиля при следующих расстояниях:
- 1,6 метра от края машины до разметки,
- ширине мотоцикла 0,78 метра.
Таким образом, 82 сантиметра суд признал безопасным боковым интервалом. При этом, скорость движения транспортных средств вовсе не учитывалась.
Какой штраф за междурядье в 2022 году?
Если же автомобиль не сбил мотоциклиста между рядами, но сотрудники ГИБДД увидели нарушение со стороны байкера, то штраф в этом случае будет положен по части 1 статьи 12.15 КоАП в размере 1 500 рублей.
Это общая норма наказания за любые нарушения правил расположения ТС на проезжей части. Более частные наказания предусмотрены другими частями этой же статьи, и езды между рядами там нет.
Новый закон о запрете или разрешении двигаться между рядов для мотоциклов
Кстати, уже давно ведутся разработки по ужесточению ответственности для мотоциклистов за междурядье и движение между автомобилями с небезопасным боковым интервалом. Так, один из последних проектов законов предлагает ужесточить наказание, введя отдельную норму для мотоциклов за это в виде:
- штрафа за движение мотоциклов между рядами от 3 до 5 тысяч рублей,
- или лишения прав от 3 месяцев до полугода.
Между тем, некоторые издания, далёкие от автозаконодательства, утверждают о том, что якобы «мотоциклистам хотят запретить двигаться между полос движения». Зная то, что вы уже прочитали выше, можно понять всю абсурдность данного утверждения. Ведь мотоциклистам итак нельзя ездить по полосам разметки, а помещаясь в один ряд с машинами, они могут, не нарушая ПДД, создать второй ряд в рамках одной полосы.
Источник: autotonkosti.ru