Как на таймыре называют легкую лодку

Предприниматели, ученые и политики издавна мечтали освоить так называемый Северо-Восточный проход — морской путь, ведущий из Атлантического океана в Тихий вдоль северного побережья Евразии. Из-за исключительно суровых природно-погодных условий попытки пройти этим маршрутом в течение нескольких веков оканчивались крахом, причем особенно сложным считался участок пути, пролегающий вдоль побережья полуострова Таймыр.

Отдельные его отрезки были обследованы в XVIII веке, а полностью преодолеть маршрут от Атлантики до Тихого океана удалось лишь в конце позапрошлого столетия шведу Адольфу Эрику Норденшельду. Каково же было удивление историков, когда в 1940 году на побережье Таймыра были обнаружены остатки морской экспедиции XVII века! В результате многолетних трудов ученым удалось частично выяснить обстоятельства этой трагически закончившейся экспедиции, однако догадок и предположений пока гораздо больше, чем твердо установленных фактов. Читайте об этом в статье Владимира Веретенникова.

Таймыр 350КС: отзыв, проблемы, модернизация

Находка

Сентябрь 1940-го. На тот момент Северный морской путь уже эксплуатируется. В Москве создается Главное управление Севморпути. Оно в целях обеспечения максимальной безопасности движения по маршруту ставит задачу детального изучения побережья, вдоль которого идут суда.

Среди тех, кто осуществлял эту задачу, была и комплексная зимовочная Восточно-Таймырская экспедиция Гидрографического управления Главсевморпути, отплывшая на небольшом судне «Норд». Дата 14 сентября особенно запомнилась участникам этого путешествия. В тот день «Норд» достиг островов Фаддея — маленького архипелага в море Лаптевых, названного так их первооткрывателем Харитоном Лаптевым в честь христианского святого. На берег самого северного из них отправилась топографическая партия — произвести рекогносцировку и построить триангуляционный пункт.

Это на редкость безрадостный край.

Спустя полгода, в марте 1941 года, трое участников этой же гидрографической экспедиции (одним из них был вышеупомянутый Линник) находились в заливе Симса на северо-восточном побережье Таймыра — в 60 километрах от острова Северный Фаддей. Эти трое получили задание заготовить дрова (плавник) для экспедиции, чем и занялись.

В ходе работы они наткнулись на развалины небольшой бревенчатой избушки. Внутри была отгороженная бревнами лежанка и остатки печи, сделанной из каменных плит. Летом, когда снег растаял, гидрографы вновь наведались к избушке. Неподалеку от нее они обнаружили котлы — такие же, как на острове Фаддея. Возбужденные находкой, участники экспедиции предприняли здесь раскопки.

Поскольку копать мерзлую землю обычным способом было невозможно, ее рубили топорами. И снова множество находок — монеты, кресты, украшения, перстни, а также старинный компас, солнечные часы, кремень с огнивом и трутом…

Отыскалось и кое-что еще, чего не было на острове Фаддея, — человеческие кости и остов плоскодонной шлюпки. А еще в паре километров от избушки нашли обломки полозьев от нарт.

Приходится отметить, что у истории находок на острове Фаддея и в бухте Симса была и теневая сторона, «непарадная». Позже ходили толки о том, что часть найденных вещей пропала. Они фигурировали в воспоминаниях участников экспедиции на «Норде», но не в описи предметов, доставленных в музей. В частности, среди пропаж оказались медная гребенка, четыре топора (из пяти, упомянутых в акте, составленном на месте находки) и самая интригующая — полуметровый жезл, увенчанный металлическим шаром и украшенный декоративными кольцевыми вырезами.

Более того, геодезисты Линника пустили на дрова найденную ими избушку! К счастью, не всю: три нижних ее венца оказались гнилыми, на дрова не годными, — и прибывшим через четыре года археологам хоть что-то осталось. В процессе рубки земли топорами пострадала найденная хорошо сохранившаяся старинная одежда…

Факт расхищения находок подтверждает и Обручев.

Известно, что за год до Окладникова в бухте Симса побывало гидрографическое судно «Якутия», старпом которой знал об избушке, обнаруженной партией Линника. Люди с «Якутии» прихватили с собой часть артефактов, надеясь их потом продать. По некоторым сведениям, они целиком стащили остатки старинного судна, находившегося неподалеку от избушки. «Якутия» же доставляла к месту находок и Окладникова.

Позже ученый предъявил старпому «Якутии» государственный документ, свидетельствующий о праве вести раскопки. Овчинников хорошенько припугнул расхитителя — и тот, не желая становиться фигурантом уголовного дела, вернул украденные им предметы, которые, к счастью, не успел сбыть.

Раскопки тундры, скованной вечной мерзлотой, проходили очень трудно. Однако труды были богато вознаграждены. Так, на острове Фаддея археологи нашли лежавшие беспорядочной грудой деревянные стерженьки, кусочки янтаря, костяную иглу с овальным ушком, свинцовую круглую пулю, кусок кожаного изделия, обломок деревянного поплавка для сети, голубые стеклянные бусы, слиток свинца (очевидно предназначенный для отливки пуль), остатки лодки. Ее устройство (деревянные гвозди, наличие на досках бортовой обшивки сквозных ушек, через которые пропускались веревки, связывающие всю конструкцию лодки в единое целое) свидетельствовало о глубокой старине.

Также весьма важным казался вопрос о судах, на которых путешественники пришли на Таймыр. Тот факт, что они прибыли по морю, можно считать неоспоримым — по суше путешественники XVII века добраться в этот суровый край явно не могли. Слухи об остатках судна в заливе Симса так и остались неподтвержденными.

А на острове Фаддея обнаружили лишь остатки небольшого карбаса в 5–6 метров длиной. Между тем для морского плавания вокруг Таймыра необходимы были кочи — распространенные в XVII веке суда русских мореходов. Они были прекрасно приспособлены для путешествий в северных морях, достигали в длину 25 метров, грузоподъемность их составляла до 40 тонн. И, хоть ни одного точно верифицированного обломка коча не нашли, возникло предположение, что у путешественников, прибывших к островам Фаддея, таких судов было несколько.

Читайте также:  Какую скорость получит лодка после выстрела

После того как все артефакты были окончательно извлечены, ученые с энтузиазмом бросились их изучать. И вскоре, как они решили, у них в руках оказался кончик путеводной нити. На деревянных рукоятях двух ножей, найденных в 1941 году, оказались надписи, выполненные славянской вязью.

Историк-искусствовед Мстислав Фармаковский заявил, что ему удалось прочитать надпись, — по его мнению, она гласила: «Акакий Мураг» (то есть Акакий-Мореход: от лопарского «мур» — море). Позже, однако, палеограф Василий Гейман выдвинул предположение, что на самом деле надпись читается как «Акакий Мурманец». Вторую надпись, гораздо менее различимую, он расшифровал как «Иван Мурманец». В ножнах одного из найденных клинков оказался кусок бумаги с какой-то надписью. Смысл ее разобрать уже было нельзя — за исключением обрывков двух слов: «жалов… г…моты», — очевидно речь шла о «жалованных грамотах».

Гейман отметил, что буквы выведены русской скорописью, характерной, опять же, для XVII века. Как бумажка оказалась в ножнах? Надо полагать, что нож начал шататься и выпадать из ножен — и временно, до их переделки, туда засунули бумажку, уже не имевшую никакого делового значения.

Что касается 3,5 тысячи серебряных монет, обнаруженных в заливе Симса и на острове Фаддея, то 1105 из них были отчеканены при царе Иване Грозном, 641 — при Федоре Ивановиче, 877 — при Борисе Годунове, 134 — при Лжедмитрии I, 328 — при Василии Шуйском, 86 — в 1610–1612-м, то есть в годы польского владычества над Москвой, 161 — при Михаиле Федоровиче, но до предпринятой им в 1626 году денежной реформы.

Версия Обручева

Эти открытия воспламенили воображение историков, они тут же принялись строить гипотезы. Окладников в целом поддержал версию о шедших на восток мореходах, впервые выдвинутую Долгих по итогам первых находок 1940–1941 годов. Ее же придерживались Анатолий Деревянко и Сергей Обручев. Обручев полагал, что путешественники прибыли в море Лаптевых из устья Енисея.

После крушения своего последнего судна путешественники разделились на две группы. Обе группы имели при себе значительный обменный фонд — вещи, которые предполагалось выменивать у представителей местных коренных народов на пушнину. Кроме того, у них уже было при себе некоторое количество шкурок песца и соболя.

Первая группа, состоявшая, по-видимому, всего из трех человек, осталась на зимовку в заливе Симса. Они питались пойманными песцами (найдено 187 останков этих животных). Но потом песцы иссякли — и все трое в итоге умерли от голода или цинги.

В этой группе оказалась женщина, судя по всему, происходившая из одного из сибирских народов (то ли из нганасанов, то ли из ненцев, то ли из энцев), — ее опознали по характерным украшениям.

Вторая же группа прибыла на остров Фаддея, где выгрузила свое имущество вблизи побережья для просушки на скалистой гривке.

Надо отметить, что запрет на морское хождение в Мангазею нанес большой вред не только иностранцам, но и самим россиянам. В 1618 году по настойчивым просьбам купцов и промышленников он был отменен, но в 1619 году тобольский воевода снова издал указ, запрещающий всем «промышленным, торговым и всяким людям» плавать морем в Мангазею.

Однако, по его мнению, двое мужчин и одна женщина осенью идти не решились.

Тем не менее версию Троицкого подхватили другие авторы.

Могила на острове Котельном

Через некоторое время было высказано предположение, что мореходы шли к устью реки Лены. Данную версию разрабатывал ведущий научный сотрудник Словарного отдела Института лингвистических исследований РАН Александр Бурыкин. Он приводит сообщение путешественника Матвея Геденштрома, в 1808–1810 годах возглавлявшего экспедицию по съемке и исследованию Новосибирских островов, лежащих неподалеку от устья Лены. Посетив самый большой остров архипелага, Котельный, он наткнулся там на поразительную находку.

Сопровождавший Геденштрома промышленник Яков Санников нашел на северо-западном берегу острова могилу, возле которой лежали копье и две железные стрелы. Рядом с могилой находились нарты, по устройству которых Санников определил, что их тащили люди при помощи лямок. На кресте была сделана надпись, текст которой прочитать не удалось. Неподалеку от могилы обнаружились остатки зимовья, возле которых лежали несколько предметов, изготовленных, вероятно, топором, сделанным из оленьего рога.

Арктический поручик Киже

Не так давно упомянутый полярник и историк Леонид Свердлов выступил с громким разоблачением, по сути, отправившим значительную часть наработок предыдущих исследователей темы в мусорную корзину. Свердлов, являющийся действительным членом Русского географического общества, вспоминает, как ему подарили «Историю освоения Севера в биографиях знаменитых людей» — одобренную Минобразования РФ. На 34-й странице этой книги можно прочесть следующее:

В итоге эксперты пришли к мнению, что в данном случае имеет место так называемая «ложная надпись». Это явление хорошо известно специалистам, занимающимся средневековым русским искусством, — бытовые предметы (ножи, прялки, пряничные доски и т. д.) нередко декорировались ложными надписями.

Такие изделия ценились больше, так как считались праздничными, подарочными, — и пользовались ими люди состоятельные. Сейчас можно считать доказанным, что резьба на рукоятках ножей выполнена русским мастером, который, вероятно, был неграмотным. Вырезанная же им «надпись», скорее всего, — дань традициям украшения деревянных изделий. В итоге Свердлов делает вывод, что русская экспедиция на Таймыре безусловно побывала, и, скорее всего, близко к годам, названным Обручевым, — 1618–1619.

«Кто ею руководил — науке, как говорится, доподлинно не известно. А в целом вся эта история имеет, пожалуй, литературно-фантастический, а не энциклопедический характер, поскольку никаких братьев Акакия и Ивана Муромцев в истории арктического мореплавания просто не существовало», — итожит Леонид Свердлов.

Сейчас, спустя 82 с лишним года после первой находки на острове Фаддея, остается констатировать, что эта пропавшая экспедиция по-прежнему остается для нас загадкой. Отчасти ее можно сравнить с другой великой загадкой, продолжающей волновать Великобританию, — об окончательной судьбе участников экспедиции Джона Франклина, исчезнувшей в полярных водах в 1845 году.

Читайте также:  Лодочный мотор ямаха 30 2 тактный характеристики

Но в случае с Франклином мы прекрасно осведомлены об именах всех путешественников, о названиях их кораблей, о целях экспедиции; восстановлены и обстоятельства ее первых этапов. Загадкой там продолжает оставаться лишь заключительный акт трагедии. Что же касается русских полярников XVII века, то мы знаем о них лишь то, что они куда-то плыли, но потерпели крушение.

Куда они плыли, в каком направлении, с какой целью, в каком количестве, личности путешественников — всё это остается предметом дискуссий. Но там, где оказываются бессильны специалисты-историки, могут хорошо выступить литераторы — например, Дэн Симмонс в своем «Терроре» прекрасно заполнил белые пятна экспедиции Франклина. Если за загадку пропавших русских мореплавателей возьмется писатель, не уступающий Симмонсу уровнем таланта, то может получиться мощное произведение.

Источник: knife.media

Как на таймыре называют легкую лодку на одного человека?

В рамках Большого этнографического диктанта 2022 прозвучал вопрос на знание как на Таймыре называют легкую лодку на одного человека?

лодка ветка однодеревка

Есть варианты ответов:

Правильным вариантом ответа будет ветка (лодка) — плавающая по сибирским рекам, особенно популярна на Таймыре, другие названия ее долбушка, однодерёвка, моноксил, комяга, комельник, дубовка, выдолбленная из колоды, и сшитая из бересты; поднимает небольшие грузы. Такая долбянка выделяется из дерев толстых стволов. Зачастую бортам придаются широкие формы за счет их расширения с помощью вымачивания при последующим нагревание над костром, при этом распираются пружанюющими распорками.

ветка лодка

Если брать за основу научное название, то это сибирская речная лодка, сделанная из нескольких слоев бересты, наложенных один на другой и сшитых деревянными веревочками — вицами, скрученными из тонких ветвей лиственницы, причем швы покрываются слоем смолы.

изготовление легкой лодки Ветка

Первая из известных находок такого типа лодок датируется 8040 годом до н.э. Старый тип долбенок находили и в Голландии и даже в Нигерии. Самые старые на Руси найденные археологические находки найдены в Старой Ладоге, середина 8 века.

Самое главное, что необходимо понимать, это то что такие лодки как у многих велосипеды в населенных пунктах. На территории Таймыря все дороги это водные глади по которым лучше всего перемещаться с помощью лодки, которые при необходимости можно взять на себя и перенести к следующей реке или озеру и она обязательно должна быть легкой!

Источник: runetmir.com

Таймыр: полуостров, где и вправду не ступала нога человека

«Кладбище циклонов», огромный мамонт в кубике льда и подземный дворец, вырезанный в вечной мерзлоте. Почему север Красноярского края не похож на остальные арктические регионы России?

22 сентября 2020

Поделиться:

Полуостров Таймыр занимает огромную часть территории на севере Красноярского края. Он целиком расположен за Северным Полярным кругом, на вечной мерзлоте, и человеку на Таймыре выжить непросто.

Зимой -40°C Цельсия – обычное дело, а летом воздух редко прогревается выше +10-12°C . Заполярный полуостров называют «кладбищем циклонов»: здесь заканчивают жизнь многие атлантические циклоны. Влияние теплого Гольфстрима почти не ощущается, а суровое дыхание Северного Ледовитого океана чувствуется, да еще как. Постоянно дуют сильные ветра, от которых морозы кажутся еще сильнее.

Даже мхи и лишайники порой не выживают в таких условиях, освобождая место арктической пустыне. Зато краснокнижные животные не просто выживают, а чувствуют себя вполне комфортно. Белых медведей на Таймыре всего в два раза меньше, чем людей, а овцебыков – в 2,5 раза больше. И если где-то на Земле еще остались места, куда действительно не ступала нога человека, то искать их нужно на Таймыре.

Весь полуостров Таймыр расположен в зоне вечной мерзлоты. И перед тем, как отправиться на самый северный материковый выступ Земли, стоит познакомиться с нею поближе. Уникальную возможность дает Музей вечной мерзлоты в заполярном городе Игарка. Чтобы увидеть изнутри, на каком основании стоят северные города, здесь можно спуститься на глубину до 14 метров, в подземные залы, где температура никогда не понимается выше –5°C.

Другого такого музея в мире нет. Ведь раньше в ледяном подземелье велись первые в России исследования вечномерзлых грунтов. В 1930 году в Игарке была открыта сначала лаборатория, а в 1931 году – научно-исследовательская станция Института мерзлотоведения Сибирского отделения Академии Наук СССР.

В 1965 году по инициативе основоположника советского мерзлотоведения Михаила Сумгина в одной из камер поземной выработки был создан музей. Ученый был убежден: сохранить на века образцы современных животных и растений можно только под землей в вечной мерзлоте. Сегодня в его правоте может убедиться каждый: ледяные пластины с первыми замороженными образцами прекрасно сохранились и полвека спустя.

В обширной экспозиции музея представлены куски древнего льда с реликтовой Ледяной горы, возраст которых 50 тысяч лет. В одном из штреков прямо из стены выступают стволы деревьев, которые 70 тысяч лет назад оказались законсервированными мерзлотой. Можно увидеть установки, с которыми работали советские ученые.

Читайте также:  Лодочные моторы характеристика 3 5

Но все же главным экспонатом всей экспозиции остается сама вечная мерзлота. Гуляя по залам и рассматривая их стены, понимаешь: больше всего мерзлота похожа на слоеный торт из грунта и льда. Этот «торт» настолько твердый, что никаких подпорок в просторных залах нет: они просто вырублены прямо в вечномерзлом грунте. А нереальную красоту подземелья подчеркивают сверкающие ледяные кристаллы на потолке.

В игарском музее хранится бивень мамонта и несколько костей ископаемого гиганта. Но если отправиться в поселок Хатанга, можно посетить Музей мамонта, где собрана огромная палеонтологическая коллекция. Главный экспонат – огромный шерстистый мамонт, замороженный в кубе вечной мерзлоты весом в 23 тонны.

В конце XX века местный оленевод Семен Жарков нашел череп мамонта и два огромных бивня. Он принес находки французскому палеонтологу Бернару Бьюигу, основателю музея в Хатанге. В вырубленной в вечной мерзлоте пещере он создал просторное хранилище для ископаемых останков животных.

Бьюиг сразу же оценил важность находки Жаркова, и на берег реки Кырса-Юрах отправилась международная экспедиция, обнаружившая практически нетронутую тушу мамонта. С помощью самой современной техники из мерзлоты вырубили огромный куб длиной 5 и высотой 3 метра и доставили его в подземное хранилище. Пятитонный гигант, замороженный внутри, получил название мамонт Жаркова и стал мировой сенсацией.

Взрослый самец сохранился настолько хорошо, что ученые впервые всерьез заговорили о возможности клонирования ископаемых животных. На расчищенных исследователями кусках ледяного куба отлично видны и кожа, и шерсть с жесткими ворсинками длиной до полутора метров. Взятые пробы помогли установить, что это самец, живший более 20 тысяч лет назад. Он дожил до 47 лет и умер от недостатка пищи.

Мамонт Жаркова – звезда экспозиции. Но в просторных залах музея, отделанных ледяными пластинами из акватории порта Хатанга, еще много интересного. Здесь собраны сотни бивней, зубов и костей мамонтов, волосатых носорогов, карликовых мохнатых лошадей и других вымерших животных, живших на Таймыре десятки тысяч лет назад. Находок настолько много, что даже перила на входе в залы сделаны из самых настоящих мамонтовых бивней.

В Музее мамонта хранятся и самые древние останки ископаемых овцебыков, возрастом более 35 тысяч лет. А найдены они были на западном берегу озера Таймыр, самом большом на всем полуострове Таймыр. В период высокой воды этот заполярный водоем уступает по площади лишь трем озерам на территории России – Байкалу, Ладоге и Онеге.

Самое северное из всех крупных озер в мире расположено у подножия самой северной на Земле материковой горной системы – хребта Бырранга. Эти суровые земли даже коренные народы Севера считали непригодными для жизни, поэтому нога человека не ступала сюда до середины прошлого века. Горы Бырранга, озеро Таймыр и плато Путорана оставались последними белыми пятнами на карте России.

На берегах Таймыра до сих пор нет ни одного постоянного поселения. И причина не только в холодном климате. Арктику нередко называют «кухней погоды». На Таймыре ее коронное блюдо – ветер. Сильнейшие ветра бушуют здесь круглый год, а летом, когда с озера ненадолго сходит лед, Таймыр штормит.

Волны достигают такой высоты, что лишь отчаянные смельчаки решатся отправиться в плавание вдоль изрезанных бухтами берегов. Так почему же добраться до Таймыра мечтают тысячи путешественников?

Весь секрет в богатствах Таймыра, скрытых от глаз случайного наблюдателя. Средняя глубина озера всего 2,8 метра, но даже в разгар лета вода не прогревается выше –8°C. В холодных водах вольготно чувствуют себя северные виды рыб. Сиг, хариус, арктический голец, муксун, чир, налим, ряпушка, омуль – эти слова звучат как музыка для истинных любителей рыбалки.

На Таймыр несметными стаями слетаются и пернатые рыболовы. На заполярном полуострове появляется на свет большинство гусей Евразии. А всего здесь насчитывается более 120 видов птиц. Пищи хватает на всех, ведь на Таймыре тысячи больших и маленьких озер, сотни рек и речушек. Чтобы сохранить это птичье царство, в 1993 году на полуострове был создан Большой Арктический заповедник.

Таймырский заповедник – самый большой из всех заповедников на территории не только России, но и всей Евразии: его площадь более 4,17 млн га. Охраняемые земли простираются примерно на тысячу километров с запада на восток и на пятьсот – с севера на юг. А еще это, пожалуй, самый суровый заповедник мира: значительная часть его территории занята даже не тундрой, а арктической пустыней. Вокруг нет ни деревьев, ни кустарников, даже мхи и лишайники большая редкость. Недостатка нет лишь в вечной мерзлоте, толщина которой достигает 900 метров.

Сохранить эти скудные земли нужно не только ради птиц. Таймыр стал родным домом для многих краснокнижных животных. Одних только белых медведей здесь больше двух тысяч. А в 1970-е годы на Таймыр завезли из Канады небольшое стадо овцебыков, вымерших на заполярном полуострове 300 тысяч лет назад. За полвека они заселили весь Таймыр.

В 2018 году местная популяция овцебыков насчитывала 12 тысяч голов – в 2,5 раза больше, чем жителей Таймыра. Это доказывает: суровый край может быть щедрым к тем, готов приспособиться к жизни в экстремальных условиях.

Источник: arctic-russia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...