Как на Руси пили чай с сахаром

Трапеза за чайным столом была одним из необходимых компонентов праздничного препровождения времени. Чай в праздники пили в интеллигентных городских семьях, в купеческих домах, в избах крестьян.

Русские люди пили чай как в праздничной, так и будничной обстановке, в домашних условиях, в чайных в трактирах, в дороге на постоялых дворах. Его пили после бани, «с устатку», «с холоду», «с дороги». Чай считалось, веселил человека в грустную минуту, успокаивал после бурных событий жизни, утешал в беде: «Чашка за чашкой, и вот мало по малу во всем существе, по всем жилкам и суставчикам, разливается неизъяснимое самодовольствие; тепло становится жить на свете, легче и веселее на сердце, ни забота, ни печаль не смеют подступиться к тебе в эти блаженные минуты».

В старину в России не было чая и вместо него заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы, Иван-чая и другие травы. Чай впервые привезен в Россию только в 1638 году. Из Москвы были отправлены послы – боярский сын Василий Старков и Василий Неверов – к монгольскому хану. Польщённый подарками, хан в свою очередь послал ответные дары.

Можно ли пить чай с сахаром? Чай и сахар.

Среди них оказалось двести пачек с какой-то травой. Послы вначале отказывались от такого подарка. Московский царь одарил Алтын-хана соболями и другими ценными дарами, а в ответ. сушёная трава! Только после уговоров они «негодный товар» приняли. Это был чай.

К удивлению послов, неведомый до селе напиток пришёлся государю по вкусу и чайные дары монгольских правителей стали приниматься с большим удовольствием. С 1679 года, то есть после заключения договора с Китаем о поставках в Россию чая, его питьё стало модным среди высшей знати, дворян. Правда в начале его принимали как лекарство при разных «хворях».

А вскоре вкусный и ароматный напиток нашёл себе место и за столом.

В плоть до конца XVIII века его пили преимущественно мужчины. Женщины отказывались пить чай, считая его слишком крепким и горьким напитком. В те годы он заваривался иначе чем сейчас, на одну средних размеров чашку приходилось около 50 грамм чайного листа. Чайный лист закладывался в медный чайник и там разваривался.

В «мужской чай» часто добавляли корневища девясила, петрушки, зверобоя. К примеру девицам полагалось пить только «девичий чай» основу которого составляли сушеные яблоки с сердцевиной и семенами.

Наибольшее же распространение этот напиток получил в России в последней трети XIX века особенно после строительства Сибирской железной магистрали, значительно удешевившей транспортировку чая. С этого времени чаепития у самовара стали рассматриваться как элемент национального бытового уклада. Вся Русь «от финских хладных скал до пламенной Колхиды» все от мала до велика, миллионер и поденщик пьют чай, кто ординарный, кто кирпичный с солью, маслом и молоком, кто душистый ма-б-кон, кто букетный лян-син, иные даже диковинный жемчужный или златовидный ханский.

Чай в России вероятно, с начала XIX века пили, используя для кипячения воды самовар, а для заварки – фарфоровый или фаянсовый чайник. В самоваре вода находилась всегда в кипящем состоянии благодаря специальной жаровне с горячими углями, располагающейся внутри его. Заварочный чайник ставился сверху самовара на самоварную конфорку, что предохраняло заварку от остывания во время долгого чаепития. Русские люди любили пить чай очень горячим, когда он проникает во все поря тела и понемногу погружает нервы в сладостное онемение.

История чая на Руси. Чайные традиции.

Как гласят старинные русские летописи, пить этот чудесный напиток надо было медленно, чтобы получить наслаждение и освободиться от дурных мыслей, болезней и забот. В какое бы время не пришёл гость, для его ставили самовар. Хозяева по обычаю должны были выпить с ним чаю. Гости и домочадцы рассаживались за столом в строгой иерархии по старшинству.

Под образами сидели самые почётные гости или глава семьи с женой. Разливать чай и потчевать сидящих за столом надлежало хозяйке, которая могла прибегнуть к помощи старшей дочери. Чашку принято было передавать двумя руками с приветливой улыбкой и пожеланием «На здоровье!». Принимая чай полагалось отвечать; «Спаси Бог вас» или «Благо дарю вам».

В чашки наливалась крепкая заварка, разалевшаяся кипятком из самовара. Кроме самовара на стол ставился чайник для заварки. Для сохранения тепла заварочный чайник обычно накрывали специальными грелками из плотного материала. В народе их называли «баба на чайник».

Кроме колоритных русских красавиц такие грелки могли принимать форму сказочных животных, матрёшек и часто являлись настоящими произведениями народного декоративного искусства. На носике заварочного чайника всегда висело ситечко, предохранявшее от попадания в чашку чаинок.

В крестьянских семьях чашка наполнялась чаем с краями, чтобы «жизнь была полна», и чтобы гости не вздумали положить в чай сахар. В дворянских и купеческих домах, где к чаю подавались сливки и много сахара, чашку принято было заполнять не полностью. Обычно русские пили чай из блюдечка, придерживая его в поднятых вверх и слегка раздвинутых пальцах правой руки. Это было обусловлено привычкой пить чай из самовара, где вода всегда держалась на уровне кипения. Перелитый из чашки в блюдце чай был менее обжигающий.

Такими словами Н. Заболоцкий охарактеризовал главный атрибут русского чаепития – самовар. Самовар в России – больше, чем предмет кухонной утвари. Это символ уюта, домашнего тепла, он – живое существо, настоящий хозяин дома. Без него просто невозможно представить традиционное русское чаепитие.

Самовар обычно ставили либо на середину большого обеденного стола, либо на отдельный маленький столик. Для сервировки подбирали цветные скатерти и салфетки ручной работы. Середину стола покрывали узкой дорожкой, на которую ставили тарелки с угощением. На блюдце ставили чашки ручкой вправо, а за чашку также ручкой вправо кладется чайная ложечка.

Сливки, сахар, заварочный чайник ставили на стол. Одной из важных составляющих русского чаепития является лимон, нарезанный тонкими кружочками.

Каждому гостю предоставлялась тарелка для пирожков и сладостей, на которую бережно клали красиво сложенную салфетку. Приборы и чашка размещались справа от тарелки, а уж если гостя потчевали мёдом или вареньем, то подавалась розетка, чайная ложка и блюдце для косточек. Интересно что в самоварах всегда ценили «музыкальность».

Дело в том что перед закипанием самовара начинал петь, что придавало чайному столу уют и домашнее тепло: «Вот и самовар заводит обычную свою песню на разные голоса. То затянет ее дребезжащим голоском подгулявшего старика, то хватит пронзительного дисканта, то возьмет мягкого тенора, из него возвысится до громкого basso – cantante и вдруг спустится в певучее mezzo – soprano замолкнет на минутку, как будто раздумывая о чем-то, и зальётся опять звонкой песней, то радостной, то заунывной». Самовар – император белых чашек.

Русская чайная церемония всегда была богата разносолами. К чаю можно подавать практически все: бутерброды и пирожки с разными начинками, сладкие и соленые печенья, кексы, изделия из сдобного теста, шоколадные конфеты, лимон, мёд. С таким количеством разнообразных закусок можно не один час провести за приятной беседой вокруг самовара.

Исключительно русской является традиция пить чай с сахаром. В городских семьях сахар подавался на стол колотым или пиленым. Хозяева и гости пили чай внакладку, опуская кусочки сахара в чашку или прикуску, раскалывая его на мелкие кусочки щипчиками. Купцы, крестьяне старались покупать сахар головками, то есть в виде конусов разных размеров.

Стоящая на столе головка сахара наглядно демонстрировала пришедшим гостям достаток и благополучие дома. Колол сахар обычно мужчина. Он брал головку левой рукой за её верхнюю часть, а правой рукой с зажатым в нее тупым ножом ударял по свободному концу. Головка разваливалась на две части, которые потом раскалывались с помощью сахарных щипчиков. Крошки от сахара ссыпали в блюдечко.

Чай с сахаром крестьяне пили всегда в прикуску, пит внакладку считалось большим расточительством. Гостя полагалось потчевать чаем, убеждая его выпить ещё одну чашечку и ещё одну, оказать тем самым честь и уважение хозяевам. При каждой новой просьбе чая чашку полагалось ополаскивать кипятком, чтобы напиток, налитый в неё, сразу не остывал.

Известный исследователь середины XIX века А.В. Терещенко очень ярко описал деревенское чаепитие: «На севере России чай заменяет приятное препровождение времени: там, сидя за чаем, разговаривают и пьют в прикуску с таким искусством, что небольшой кусочек сахара достаёт для полдюжины стаканов. С мужика льёт пот градом, он пьёт и не переводя духу, оботрётся полой и снова за чашечку». Знаком для хозяйки, что гость закончил чаепитие, являлась чашка, перевёрнутая вверх дном или поставленная боком на блюдце.

Чаепитие в деревнях долгое время считалось уделом только праздничных дней. Для будней этот напиток считался дорогим удовольствием: «Где нам, дуракам, в будни чай пить», — говаривали крестьяне. Пить чай садились к концу пиршества, когда гости уже устали от еды, хмельных напитков, шума, веселья, пения и плясок.

Совместное питье чая успокаивало разгулявшихся мужчин и женщин, придавало своего рода благопристойность пиршеству, снимало напряжение праздника. Однако со временем, когда чай подешевел, он стал употребляться и в будние дни. В купеческих домах чаи могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к столу всех желающих. В интеллигентных обеспеченных семьях, в барских усадьбах чай подавался каждый день утром и вечером.

«Смеркалось; на столе, блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая;

Под ним клубился легкий пар.

Разлитый Ольгиной рукою,

По чашкам темною струею

Уже душистый чай бежал,

И сливки мальчик подавал»

А.С. Пушкин в «Евгении Онегине»

Употребление чая в России нашло отражение и в классической литературе, из которой сегодня мы можем узнать, как, с чем и сколько пили чай в старину. Рассказчик в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с любовью говорит о возможности выпить чаю на чужбине: «Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу».

Любителем и ценителем чая был Н.В. Гоголь. Да и сами гоголевские герои не уступают автору в потреблении чая: дамы пьют его со сливками, провинциальная помещица – с фруктовой наливкой (Мертвые души), мелкие петербургские чиновники «рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в штурмовой вист, прихлёбывая чай из стаканов с копеечными сухарями» (Шинель).

Детальное описание того как в старину подавали чай, встречаем у Ф.М. Достоевского в «Бесах»: Баба скоро внесла чай, то есть большущий чайник горячей воды, маленький чайник с обильно заваренным чаем, две большие каменные, грубо разрисованные чашки, калач и целую глубокую тарелку колотого сахару».

Читайте также:  Как сделать якорь для пвх

Л.Н. Толстого в «Семейном счастье» говорится о роли женщины в домашнем чаепитии: «Вечерний чай разливала я в большой гостиной, и опять все домашние собрались к столу. Это торжественное заседание при зерцале самовара и раздача стаканов и чашек долгое время смущали меня. Мне всё казалось, что я недостойна ещё этой чести, слишком молода и легкомысленна, чтобы повёртывать кран такого большого самовара, чтобы ставить стакан на поднос Никите и приговаривать: «Петру Ивановичу, Марье Миничне», спрашивать: «сладко ли?» и оставлять куски сахара няне и заслуженным людям».

В рассказах А.П. Чехова интеллигенция и дворянство часто пьют чай на летней веранде на даче, а деревенская женщина Липа из рассказа «В овраге» говорит о крестьянском чаепитии: «Я, Илья Макарыч, до варенья очень охотница, — говорила Липа, — Сяду себе в уголочке и все чай пью вареньем. Или с Варварой Николаевной вместе пьём, а она что ни будь рассказывают чувствительное. У них варенья много – четыре банки. «Кушай, говорят, Липа, не сомневайся». (…) Богато живут. Чай с белой булкой; и говядины тоже сколько хочешь».

Листая страницы классических русских романов, понимаешь, насколько органично чаепитие вошло в нашу культуру, став неизменным ритуалом повседневной жизни и одним из самых любимых способов времяпровождения и общения.

О том, какую важную роль придавали на Руси чайным традициям, свидетельствует существование целых субкультур чаепития; дворянская, купеческо-помещичья, мещанская и простонародная. Например, купеческая манера чаепития предполагала наличие большого количества разносолов и сладостей, а мещанская – богатую культурную программу. Интересный факт; именно на мещанских чайных посиделках родился музыкальный жанр русского романса.

Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.

Чай в России с давних пор был поводом для долгой неторопливой и добродушной беседы, способом примирения и решения деловых вопросов. Главное в русском чаепитии (кроме чая) – это общение. Много чая, угощений и приятная компания – вот составные части чая по-русски.

Автор статьи Шангина И. И.

картина А.И. Корзухин Воскресный день

Источник: www.hunting.ru

Что значит пить чай вприкуску, внакладку, вдогонку и вприглядку?

Из четырёх способов употребления сахара при чаепитии знала о трёх, один из которых помню с детства, а другой используется и сейчас.

Чай внакладку — это значит, сахар кладётся прямо в чайную чашку, перемешивается, а уж сколько сахара положить, зависит от предпочтений человека. Это самый расточительный способ, и прежде его могли позволить только очень богатые люди, как на картине Бориса Кустодиева «Купчиха за чаепитием».

На её столе нет кускового сахара, значит, пьёт она чай внакладку.

Вприкуску чай пьют, зажав кусочек сахара, отколотый от сахарной головы, и прихлёбывая чай, не выпуская сахар из зубов.

А вот так выглядит сахарная голова, к которой прилагаются щипцы для её раскалывания:

Чай вприглядку — это когда смотришь на эту сахарную голову и пьёшь пустой чай, хотя он от этого слаще не становится.

Про чай вдогонку узнала впервые. Забавный способ, когда кусочек сахара кладётся на хлеб, и с каждым укусом хлеба кусочек сахара отодвигается, чтобы насладиться уже на самом краешке хлеба.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Yurah­ aU [92.2K]
более года назад

В далёком XVII веке был завезён чай из Китая в Россию, китайские послы подарили его Михаилу Фёдоровичу Романову. Спустя чуть менее полвека был заключён первый договор на поставку этого чудесного напитка из Китая. Крестьяне же не спешили покупать чай, так как стоил он тогда очень дорого, как впрочем и любая заморская диковина.

Например, от 2 до 6 рублей стоил в 1730 году один фунт (454 грамма) чая. Для сравнения — один пуд (16,38 кг.) икры стоил 1 рубль 75 копеек, а 40 фунтов мёда — 3 рубля. В Москве к середине XIX века уже насчитывалось более тысячи специализированных чайных магазинов.

Ну, а теперь о традициях. Что означало пить чай вприкуску, внакладку, вдогонку и вприглядку!?

Пить чай вприкуску — это самый распространённый вариант чаепития, иначе его ещё называли — «через сахар». Для этого нужно было расколоть на куски сахарную голову, а потом с помощью специальных щипчиков добыть более мелкий осколок «белого камня». Нерафинированным был сахар в те времена, поэтому по консистенции был очень плотным и даже напоминал камень по твёрдости. Достаточно медленно он растворялся даже в горячей воде.

Для чаепития вприкуску передними зубами зажимали небольшой кусочек сахара и потягивали через него горячий чай, который омывал «каменный» кусочек сахара и оставлял во рту вкусовой послед, сладкий, лёгкий, но не приторный. Понятно, что при таком способе чаепития звуки были довольно-таки специфические!

В песне «У самовара я и моя Маша», которую по мимо прочих исполнял и Леонид Утёсов, есть такая строчка:

Второй способ, пить чай внакладку, пользовался в России меньшей популярностью, из-за большого расхода сахара на чашку чай, такой способ использовали в основном аристократы.

  • Во-первых, сахар до первой половины XIX века был достаточно дорогим удовольствием;
  • Во-вторых, как вам должно быть известно, любой раствор сахара принижает ароматическую компоненту чая, фиксируя в нём ароматы.

Однако такой способ питья чая всё же прижился и используется по сей день.

Чай вдогонку пили в основном те, кто победнее. На хлеб клали кусочек сахара, затем хлеб понемногу откусывали, а сахар отодвигали губами всё дальше и дальше. Когда с ломтём хлеба было покончено, то оставшийся кусочек сахара, либо съедался и запивался чаем, либо оставлялся на другой раз, видимо, в зависимости от степени бедности.

Ну и наконец последний, ещё один экономичный способ, пить чай вприглядку. Тут уж проще некуда, сахар выставлялся поближе к самовару, на середину стола, все наливали и пили чай (иной раз морковный), наслаждаясь лишь видом этого сахара, по тем временам очень дорогого продукта.

Источник: www.bolshoyvopros.ru

Светские беседы и «маленькие вечера». Как пили чай в дореволюционной России

Хозяйка не только разливала гостям чай, но и занимала их беседой

«Выдумка чая – прекрасная вещь во всяком случае; в семействе чай сближает родных и дает отдых от домашних забот; в тех обществах, где этикет не изгнал еще из гостиных самоваров и не похитил у хозяйки права разливать чай, гости садятся теснее около чайного столика; нечто общее направляет умы к общей беседе; кажется, что кипящий напиток согревает сердца, располагает к веселости и откровенности. Старики оставляют подозрительный вид и делаются доверчивее к молодым; молодые становятся внимательнее к старикам», — писал декабрист Николай Бестужев в своей «Шлиссельбургской крепости». И ведь действительно, сердечные разговоры за чашечкой чая издавна согревали душу русского человека своей атмосферой непринужденности и спокойствия. И неслучайно чаепития превратились на Руси в традиции, которые наши предки пронесли через века.

Обычаям досуговой дворянской культуры и тонкостям чаепития в России была посвящена лекция, прошедшая в Музее тульских самоваров в середине августа. Посетители мероприятия смогли узнать, как в нашей стране оказался напиток, без которого сегодня невозможен ни один вечер, и каким должно было быть чаепитие у по-настоящему хорошей хозяйки. Это и многое другое гостям рассказала ведущий специалист музея Ирина Гречкина.

Ирина Гречкина рассказала о формировании традиции чаепития в России

«Китайская трава» и «белый ключ»

Чай в России появился в 1638 году и изначально назывался «китайская трава». Привез его боярский сын Василий Старков как подарок одного монгольского хана русскому царю Михаилу Федоровичу. При царском дворе напиток понравился, и в 1679 году был заключен первый договор с Китаем на поставку чая. Но то, что сегодня каждому доступно на прилавках магазинов, раньше считалось большой роскошью и привилегией дворянского сословия. Чай мог стоить в 10-12 раз дороже черной икры.

Статья по теме

Однако на этом расходы не заканчивались. Для хорошего чаепития также требовался и самовар. Все мы привыкли к удобным электрическим чайникам, которые сами знают, когда закипела вода. Самовар же нужно уметь слушать. Сначала он парит, потом шумит и только после этого бурлит.

Хорошая хозяйка умела поймать вторую стадию, которая также называлась «белый ключ»: вода только начинает закипать, и к поверхности поднимаются мелкие белые пузырьки — отсюда и название. Считалось, что на этой стадии вода очень мягкая, и поэтому чай получается самый вкусный.

Расход заварки зависел от объема заварочного чайника. На один стакан (250 мл) брали одну чайную ложку сухой заварки, а на литровый чайник – пять. Но поскольку чай был удовольствием не из дешевых, его старались экономить. Для этого чайник нагревали как можно лучше, чтобы напиток получился очень крепким. Иностранцы по этому поводу говорили: «Русские варят чай, как капусту, очень долго его нагревают».

То, что сегодня каждому доступно на прилавках магазинов, раньше считалось большой роскошью и привилегией дворянского сословия. Чай мог стоить в 10-12 раз дороже черной икры.

«Генерал стола» и «отрада холостяка»

Русские люди любили самовар по трем основным причинам. Во-первых, в нем очень удобно готовить кипяток. К тому же вода получалась значительно мягче, а чай – вкуснее. И не будем забывать, что самовар — это произведение декоративно-прикладного искусства. Неслучайно его называли «генералом стола».

Он считался настоящим украшением и создавал особую атмосферу уюта и гостеприимства.

День интеллигентного человека в дореволюционной России начинался и заканчивался именно чаем. Так выглядело расписание приема пищи в дворянских семьях:

Дворяне любили самовары лаконичных форм, таких, как этот самовар- шар

  • 9:00 – чай,
  • 12:00 – завтрак,
  • 16:00 – обед,
  • 18:00 – полдник,
  • 21:00 – вечерний чай.

В теплое время года чай пили на террасах или в саду, так, к слову, особенно любили делать Толстые. Самовар ставили на главный стол рядом с хозяйкой, которая сама наливала чай для всех гостей. Это считалось ее почетной обязанностью – председательствовать за чайным столом. Салфетки и скатерти было принято стелить белые, желательно голландские. Крошки смахивали специальной щеточкой, а если на скатерти обнаруживали пятна, тогда ее уже меняли на чистую.

Первые самовары появились в начале ХVIII века и предназначались, как правило, только для очень богатых людей, поэтому сначала больше напоминали древнегреческие вазы. Позже они стали более простыми и доступными. Дворяне любили самовары незамысловатых и лаконичных форм, как, например, самовар-яйцо. Названия давались по внешней форме корпуса (дуля, шар, рюмка).

Раньше объем самоваров измеряли не литрами, а стаканами. В стандартном самоваре было приблизительно 35-45 стаканов воды, чтобы хватило на большую семью. Но если чаепитие рассчитано только на двух человек, то самоварчик брали объемом 5-6 стаканов, и назывался он «тет-а-тет». Если же человек жил один, ему хватало самоварчика объемом 2-3 стакана воды.

Читайте также:  Укради но выпей кто сказал

В народе такая вещь получила любопытное название «самовар-эгоист», или «отрада холостяка». Это были исключительно мужские варианты самоваров, потому что женщине того времени жить одной считалось неприличным.

На начало 20-х годов XIX века фабрика Баташевых продавала самовары стоимостью от 28 до 230 рублей. В Туле самовары делали чаще всего из латуни. Но поскольку она очень быстро темнела, в конце XIX века самовар стали покрывать никелем. Такое изделие стоило чуть дороже латунного, но зато чистить его приходилось гораздо реже. Медные же самовары, из которых любили пить чай дворяне, стоили значительно дороже.

Дворяне пили чай «внакладку», то есть размешивая сахар в чае. Такой способ считался роскошным. Отсюда и появилось наречие «накладно» — очень дорого.

Дорого-богато

В дворянских семьях можно имелось по несколько самоваров. Для ежедневных чаепитий использовались более простые. А вот дорогой самовар стоял в буфете и служил украшением столовой и показателем состояния семьи.

Корзина тульских пряников радует глаз и детей, и взрослых

Статья по теме

«Стол накрывали скатертью, помещали на него начищенный самовар и полоскательную чашу под краном, — говорит Ирина Гречкина, — рядом на подносы ставили чашки и заварочный чайник. В определенном порядке на столе размещали корзиночки с печеньем, бисквитами и сухарями, варенье, мед, масло в хрустальной масленке, сливки в молочнике.

Хозяйка дома не только разливала чай из самовара, но и занимала гостей беседой. Чашки гостям подносили старшие дети хозяйки или слуги. И это считалось не обязанностью, а удовольствием. Особенно чай любили пить с вареньем. Раньше на крупных приемах было до 60 его видов.

А вот конфеты и сахар считались роскошью. И даже самые знатные барышни в гостях не стеснялись открыть свой ридикюль и сложить туда понравившиеся кондитерские изделия. Это считалось не более чем прихотью богатой дамы. Иногда случалось, что гость, пригласивший к себе хозяев с ответным визитом, подносил к столу их же конфеты».

Самоварчики, рассчитанные на одного человека, получили название «эгоисты» или «отрада холостяка»

Интересно то, что в дворянских семьях конфеты подавали не к чаю, а вместе с десертом после чая — с фруктами и мороженым.

Ах, как сладко!

Статья по теме

Сахар в России также любили. Сначала он делался только из сахарного тростника, а в начале XIX века в Европе его научились делать из свеклы. Тогда в Тульской губернии открылся первый в России свеклосахарный завод. Чай пили с кусковым сахаром. Считалось, что если положить в чай сахар-песок, то напиток станет мутным.

Дворяне пили чай «внакладку», то есть размешивая сахар в чае. Такой способ считался роскошным. Отсюда и появилось наречие «накладно» — очень дорого.

Купцы же и небогатые мещане старались экономить и пили чай вприкуску. С одним сахарным кусочком выпивали несколько стаканов чая, потому что раньше сахар был плотным и таял очень медленно. Гость знал, что если чашку наливают доверху, то сахар можно брать только вприкуску, иначе хозяину такой прием обойдется крайне дорого.

Чай по-русски – это чай с большим количеством еды. И благодаря этому обычаю появился даже вид приема гостей, который так и назывался — чай.

Какой конфуз!

Правила хорошего тона рекомендовали наливать чай в чашки до краев. Дворянам пить напиток из блюдца не полагалось. Это было прихотью купцов. Чай пили только очень горячим. Разбавлять его водой было не принято.

В музее тульских самоваров

В гостях воспитанные люди выпивали только одну чашку чая. Чтобы показать хозяйке, что чаепитие закончено, гость должен был положить в чашку чайную ложку – этот обычай пришел из Европы. В России же изначально в купеческих и дворянских семьях чашку переворачивали кверху дном или накрывали блюдцем сверху.

Но когда русские заграницей применяли свои правила этикета, нередко случались конфузы, о чем и писал дворянин А.А. Башилов в своих воспоминаниях: «В Дрездене жил граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский. Как русскому не явиться к такому человеку? Покойный Александр Алексеевич Чесменский приехал за мною и повез меня к старику.

Не могу умолчать вам, друзья мои, что вечер этот чуть не сделался для меня Демьяновой ухой, и вот как это было: расфранченный и затянутый, приехал я к графу; мне тогда было 20 лет, следовательно, и молодо, и зелено. Граф меня очень милостиво принял, и на беду – это случилось в тот час, когда гостям подают чай.

Тогдашний обычай нас, русских вандалов, состоял в том, что, ежели чашку чаю выпьешь и закроешь, то значит: больше не хочу; а у просвещенных немцев был другой обычай: надобно было положить в чашку ложечку, и это значит: больше не хочу. Вот я выпил чашку и закрыл; минуты через две подали мне другую; боясь отказать человеку, чтоб его не бранили, я выпил и опять закрыл, и уже вспотел, бывши стянут, как я уже выше сказал.

О, ужас! Является опять третья чашка; боясь навлечь негодование, как я выше сказал, я и третью выпил. Наконец, является четвертая; как пот лил с меня градом, я решился сказать: «Я больше не хочу». А он, злодей, желая себя оправдать, весьма громко мне сказал: «Да вы ложечку в чашку не положили». Тут я уже не только что пропотел, но от стыда сгорел и взял себе на ум – вглядываться, что делают другие, а русский обычай оставить».

Источник: tula.aif.ru

История русского чаепития

Друзья, несмотря на то, что в наше время наибольшую популярность имеет китайская чайная культура, наша страна славится богатейшими чайными традициями, вспомнить которые полезно для общей эрудиции, для вдохновения и ради интереснейшего эксперимента на собственной кухне.

Первое упоминание привычного нам слова «чай» в России датируется началом 1567 годом: крупнейший советский и российский историк международных отношений и кулинарии В.В. Похлёбкин рассказывает о том, как казачьи экспедиции под руководством атаманов Петрова и Ялышева, поставляющие из Китая разнообразные, подчас невиданные в России товары, принесли весть о вкусном, полезном напитке под названием «ча», любимом китайцами. Интерес российского монарха стал известен в Китае, и уже в 1618 году китайские послы преподнесли Михаилу Фёдоровичу Романову несколько ящиков отборного чая. Напиток снискал одобрение его императорского величества в качестве тонизирующего и лечебного средства, и с тех пор чай получил статус дипломатического подарка и дарился иноземными дипломатами российской стороне уже регулярно.

Разумеется, высшее общество, российские политики, купцы, высшее духовенство и, что интересно, медики, а за ними и все остальные сословия со временем переняли симпатию императора к китайскому напитку, и в 1689 году был заключен первый договор России с Китаем, в соответствии с которым российские караваны, везущие пушнину в Китай, на обратном пути закупали для России, среди прочих товаров (шёлк, фарфор, драгоценности, специи), и чай. Из Северного Китая был проложен путь длиною 11000 вёрст (11734,8 км) по Кяхтинскому тракту, продолжался он шестнадцать месяцев, был непрост и довольно опасен, в соответствии с чем цена на чай резко возросла, и его употребление стало показателем статуса и финансовой состоятельности семьи.

История русского чаепития, фото № 1

В 1763 году в городе Кяхте на границе с Китаем открылась первая российская чайная ярмарка, и если в первые годы её существования импорт едва достигал 3 тысяч пудов (48000 кг) в год, то уже через десять лет он составил порядка 28-30 тысяч пудов (то есть до 480000 кг) ежегодно. Уже в конце XVIII века доля чая составила более 30% всего русского импорта, торговля динамично развивалась, в России появились чайноторговые дома (товарищества) и трактиры, где посетителям подавали чай; в обязательном порядке самовары ставились в придорожных заведениях, причём согревающий и бодрящий напиток предлагался всем, невзирая на чины и сословия; наконец, в XIX веке, появились не имевшие аналогов в Европе чайные, которые открывались в 5 утра, благодаря особому, очень демократичному налоговому режиму предлагали гуманные цены и быстро завоевали любовь крестьян, приезжавших на базар, извозчиков, ожидавших своих клиентов, рабочих людей, получивших возможность выпить чаю перед тем, как идти на фабрику, и служащим и чиновникам невысокого ранга. Позднее распространилась мода на круглогодичные гуляния в парках и за городом, и уже ни один пикник, ни одна ярмарка не обходились без чая.

Одновременно российскими предпринимателями было принято решение не только завозить чай из Китая, но и выращивать его у нас, на родине. В 1814 году в Никитском саду в Крыму был высажен первый чайный куст, а к 1885 году чайные плантации были заложены уже в нескольких южных районах Российской империи: в Абхазии, Грузии, Аджарии, Азербайджане, на юге Кубани и в Закавказье. Однако законодательницей чайной моды в России, конечно же, стала купеческая Москва! Так, как в Москве, чай не пили нигде: до 60% всего импортируемого в страну чая приходилось на Москву, и даже было в ходу выражение «москвичи-чаёвники».

История русского чаепития, фото № 2

Замечательное описание московского чаепития прошлого века оставил известный писатель-москвовед А.И. Вьюрков: «Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В это время в Москве в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером; пили, когда взгрустнётся; пили и от нечего делать, и «просто так».

Пили чай с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное — с удовольствием, причем москвич любил чай крепкий, настоистый и горячий, чтобы губы жёг. От жидкого чая, «сквозь который Москву видать», москвич деликатно отказывался и терпеть не мог пить его из чайника…Если москвич, выпив десяток стаканов, отставлял стакан в сторону, это не значило ещё, что он напился: так он делал передышку.

А вот, когда он, опрокинув стакан вверх дном, клал на него остаток сахару и благодарил, это означало, что с чаепитием покончено и никакие уж тут уговоры не помогут. Во время чаепития москвич внимательно следил, как ему наливали чай. Если стакан наливали не доверху, гость тут же просил долить его, чтобы жизнь была полнее.

Если самовар, потрескивая углями, «пел песни», суеверный москвич радовался: это к добру. Если же при прогоревших угольях самовар вдруг ни с того ни с сего начинал свистеть, москвич испуганно хватал крышку, прикрывал ею самовар и начинал трясти. Заглушив таким способом свист, москвич долго потом находился в тревоге и ожидании всяких неприятностей. Самой плохой приметой считалось, если самовар распаяется. В этом случае обязательно жди беды».

Чай стал поистине русской традицией. До 1917 года выбор чая у жителя Российской империи был несравнимо шире, чем у европейца. Покупателям предлагался обширнейший ассортимент: белые, зелёные, цветочные, красные (современные «чёрные» сорта), а также тёмные, включая пу-эры. Ценителям и гурманам предлагались высокосортные «фамильные» чаи и редкие сорта от лучших китайских производителей.

Читайте также:  Какую леску ставить для балансира на окуня

История русского чаепития, фото № 3

Дворянское чаепитие

Дворянское сословие предпочитало английскую чайную церемонию: тогда это было модно и бонтонно. По традиции чай подавали дважды в день, значимость чаепития подчёркивалась дорогим фарфоровым сервизом и сдержанностью поведения за столом. Допускались беседы на утончённые темы, стихи и музыка. Именно в такой обстановке появилось новое вокальное направление — русский романс.

Традицией было не доливать чай до самых краев, а куски сахара брались щипчиками, опускались прямо в чашку и бесшумно размешивались: это называлось «пить чай внакладку». Также к чаю мог быть подан бисквит.

Купеческий чай

В купеческих домах чаепитие организовывалось с размахом: с непременными пирогами, пряниками, пирожными и шоколадом; чай пили из блюдца, а сахар было принято откусывать передними зубами — отсюда выражение «пить чай вприкуску». Купеческой среде принадлежит рецепт «чая с позолотой», то есть с ромом, придающим чаю золотистый отблеск. За чаем проходило до нескольких часов, велись разговоры на бытовые и интересные для семьи темы, а также деловые переговоры, если за столом собирались партнёры.

Демократическое чаепитие

Пили чай и в простых домах, собирая вокруг самовара всю семью, угощаясь вареньем и мёдом, однако до революции 1917 года рабочее и крестьянское сословия в целях экономии, как правило, предпочитали привычные травяные сборы (листья мяты, малины, земляники, душицы и прочих вкусных и полезных трав традиционно были в ходу столетиями); также популярен в народе был сбитень с мёдом и пряностями и квас на ржаных хлебных корочках. С приходом советской власти сословия упразднились, возможности выровнялись, но вчерашние крестьяне и рабочие придерживались привычного, экономного образа жизни и делали выбор в пользу недорогих сортов чая, бережно расходуя заварку. Чай нередко был «пустым», без сахара, и заваривался по нескольку раз.

И, разумеется, культура не осталась в стороне и сохранила для нас великолепные образцы живописи на тему русского чаепития. Ниже представлены работы Бориса Кустодиева «Извозчики в трактире», «Сундучник» и «Купчиха за чаем»:

История русского чаепития, фото № 4

История русского чаепития, фото № 5

История русского чаепития, фото № 6

История русского чая богата и неистощима, друзья! Обязательно буду рассказывать ещё, а сейчас благодарю вас за внимание и желаю вам доброго, вкусного чая для всех случаев жизни!

Источник: www.livemaster.ru

TeaTerra

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

По самой своей природе чай — явление высокой культуры. Его не просто вырастить, ещё труднее правильно собрать и обработать, а уж хорошо заварить ароматный напиток — целое искусство. Чай требует к себе внимательного и серьёзного отношения, это строгий господин, не терпящий суеты и спешки. Чай нельзя приготовить на скорую руку и выпить на ходу. Зато он, как никакой другой напиток, способен дарить тепло окружающим, тепло физическое и душевное.

Чай впервые попал в Россию в 1638 году. Но долгое время он был слишком дорогим напитком, которого российская глубинка почти не знала. Широкое распространение чая у нас началось только в XVIII веке. Город Кяхта в Бурятии на русско-китайской границе стал главным пунктом чайной торговли, а чай — основным предметом китайского экспорта в Россию.

Основная масса чая поступала в Россию через Монголию и Сибирь. Путь чая до Москвы составлял в общей сложности 11 тысяч километров и занимал почти полгода. Поэтому чай долгое время был очень дорогим удовольствием, недаром была такая поговорка: «Кяхтинский чай да муромский калач — полдничает богач».

Москва стала главным центром торговли чаем в России, далеко обогнав в этом столичный Петербург. С середины XIX века оптовая чайная торговля переместилась на знаменитую Нижегородскую ярмарку, откуда чай развозился по всей стране. В это же время вместе с чаем завоёвывает признание россиян и самовар. В течение XIX века чаепитие у самовара получило широкое распространение во всех слоях русского общества, но первыми начали пить чай дворяне.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Ритуал дворянского чаепития ориентировался на английский образец. В дворянских домах чай пили не более двух раз в день, сервировали его на белоснежных скатертях из дорогого голландского сукна, и ни в коем случае не пили чай с блюдца. Напротив, у купцов и мещан было принято держать самовар наготове весь день. И накрывали стол не белоснежной скатертью, а цветной.

В купеческой среде чаепитие стало осуществляться с особым размахом. Купцы проводили за чайным столом долгие часы и, бывало, выпивали по двадцать чашек («чай по-купечески»).

Обычай русского чаепития 40–80-х годов XIX века наиболее подробно описан в произведениях Н.А. Островского. Именно в это время — в середине XIX века — происходило быстрое распространение чая во всех слоях русского общества, и прежде всего среди купечества. Известный исследователь русской кулинарной культуры В.В.

Похлёбкин пишет, что чай в значительной степени благодаря драматургии Островского стал считаться у нас купеческим напитком, «хотя в действительности он был с середины XVII и до середины XIX века, то есть в течение 200 лет, преимущественно, а иногда и исключительно дворянским!». Долгое время привычка пить чай была распространена лишь среди богатых московских и нижегородских купцов.

«Примечательно, — пишет В.В. Похлёбкин, — что у Островского есть и “дворянские” пьесы и есть в них, да и не только в них, чаепитие по-дворянски. Там, между прочим, сохраняется “тургеневский” чайный антураж: стол, покрытый белоснежной скатертью, чайный прибор, фарфоровая чайная посуда, да и сам чай пьют по-барски, по-дворянски. Во-первых, с утра, во время завтрака, за завтраком; во-вторых, со сливками, как пивали его в пьесах Лермонтова и Тургенева, то есть в английском стиле, в таком, в каком вошло чаепитие в Россию после 1815 года, особенно в аристократических семьях, подражать которым вскоре начало всё сколько-нибудь состоятельное дворянство».

Новый, «купеческий» обычай чаепития стал другим. Чай подавали на стол, покрытый цветной салфеткой. Ещё купцы и мещане полюбили пить чай с баранками, калачами, вприкуску с сахаром, да на блюдечках — такая форма чаепития для дворян была немыслимо вульгарна. Обычай сдабривать чай мадерой также противоречил строгим английским традициям истинного чаепития. Однако несколько сниженный «новорусский» чайный этикет компенсировался традициями нашего гостеприимства и хлебосольства, а также массовым распространением чаепития среди простого народа.

Дело в том, что с 40-х годов XIX века резко расширился ввоз в Россию китайского чая. Под давлением европейских колониальных держав китайское правительство искало поддержку у России. Оно запретило вывоз чая в Великобританию и впервые в истории Китая открыло свою границу с Россией для беспрепятственного вывоза чая из Поднебесной империи.

Россия оказалась в 50–60-х годах в наилучшем положении из стран мира в деле снабжения китайским чаем, причем самыми разнообразными его сортами: от дешёвых до сверхдорогих, что позволило приобщиться к чаю самым широким слоям населения. В 1886 году он был введён в русской армии в качестве одной из основных форм довольствия. Тогда же в России начали появляться новые заведения, не имевшие аналогов за рубежом — чайные.

Чай быстро вошёл в быт, культуру, образ жизни русского человека. В чём же заключается главная особенность русского чаепития? Это не просто приём пищи, но форма проведения досуга, повод для общения и душевного разговора. Чаепитие у нарядного красавца-самовара стало любимым видом русского застолья.

Интересно написана статья о чае в Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля: «Чаи черные, цветочные, зелёные, красненькие, жёлтые (высшие)… Чай мятный, шалфейный и прочий настой, замест чаю. Грудной чай, набор. Ныне уж нет сбитню, а всё чаёк; не просят на водку, а просят на чай…».

Поскольку без чая не обходилось русское застолье, звать на чай стало синонимом «звать в гости», или, как пишет Даль, «на-вечер». «Пожалуйте кушать чай!» — с этими словами хозяева приглашали гостей к столу. «Чай и (да) сахар!», «Чай с сахаром!» — оказывается, так было принято говорить, застав кого-либо за чаем. Это застольное пожелание В.И.

Даль сравнивает с хорошо известным нам, но уже почти вышедшим из употребления старинным пожеланием «хлеб да соль», т.е. «приятного аппетита». Если гостям попадал в чашку стебелёк чая, отшучивались, что «на Руси никто ещё чаем не подавился». Чаепитие со сладостями и сдобой называли: «Чай внакладку, чай вприкуску», а шутя, «и вприлизку и вприглядку». Чай с ромом звался «чай с позолотой».

Среди купцов было принято заключать торговые сделки в трактирах за чашкой чая, поэтому выражение «вместе чай пить» В.И. Даль истолковывает как «в трактире купить, продать что, заключить обязательство». Со временем чай стал прочно ассоциироваться с самим трактиром, и появилось такое негативное высказывание: «По чаям ходить, добру не быть».

Характерной особенностью русского чаепития было то, что никогда не выходили из-за стола, не напившись чаю досыта, часто выпивали подряд по нескольку чашек, поэтому и говорили: «Где чаи, там и немощи». Привычка пить горячий, крепкий чай была особенно распространена среди богатого московского купечества, и о слабозаваренном чае говорили: «Такой чай, что сквозь него Кронштадт виден (из Питера)», или: «Москву насквозь видно!» Ещё выражения из словаря В.И.

Даля, связанные с качеством чая: «Этот чай — ай, ай, ай! Не чай, а ай», «Заставили нашего брата чай без сахару пить!» Некоторые высказывания о чае сохранили представление о нём как о дорогом напитке, доступном не всем: «По-купецки чай пьёт, да не по-купецки расплачивается», «Где нам дуракам чай пить!». Долгое время чай расходился по России только через Москву и именно здесь чай начал завоёвывать сердца простых россиян. В этой связи интересно одно выражение, отмеченное Владимиром Далем как подмосковное: «Хлебца купить не на что: с горя чаёк попиваем!».

Наконец, стоит указать, что в середине XIX века под словом «чайник» подразумевалась не только «посудина с ручкой и носком для заварки, настою чая», но и, как пишет В.И. Даль, в первую очередь сам «охотник до чая». «Чайницей» называли любительницу чая, а также «сосуд, в коем держат сухой чай». Особенно неравнодушных к чайку комично звали «чаёвщиками» и «чаёвщицами». Любопытно, что в русском языке XIX века само чаепитие обозначалось разными словами. Так «чаевать» значило «проклажаться за чаем, пить его в раздольи», а «чайничать» — проводить время за чаем, «распивать чаи», или, укорно, «пробавляться чаями».

2015_11_06_04_002

К середине XX века традиция русского чаепития почти сошла на нет. На то было немало причин. Это трудные военные годы, закрытие общественных чайных, массовый исход людей из частных домов в городские квартиры, в которых самовар был уже неуместен, быстро вошедший в моду кофе, и т.д.

Чай товарищества «Преемник Алексея Губкина Александр Кузнецов и Ко», Россия (слева) и чай «Чаеуправление. Москва. Первомайская, 19», СССР

Источник: www.tea-terra.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...