Не знаю, как у других, а у меня слово «кают-компания» вызывает ощущение какого-то уюта, мягкого света и тепла, когда за бортом, завывая, несёт потоки снега метель. Должно же быть на корабле место, где нет всех этих «Разобраться и доложить!», «Есть!», «Разрешите выполнять?» и прочей служебной риторики.
Мне не довелось служить на больших кораблях. Была ли на ракетном катере кают-компания? Да, помещение под таким названием существовало. В штормовом коридоре у входа на крошечный камбуз в палубе был люк. Спускаешься по крутому трапу и попадаешь в эту самую кают-компанию.
Сразу слева — солидный шкаф кондиционера, за ним вход в пост артиллерийской РЛС «Рысь». Прямо — дверь в пост предстартового контроля. Справа же прикреплённый к палубе стол, за которым более-менее комфортно могли разместиться шесть человек. Со стороны борта сидели на мягком диванчике, а со стороны прохода на стульях.
Имелся шкафчик, тумбочка и типа комода для посуды и прочих причиндалов. На тумбочке крепился всеволновой приёмник «Волна». Под палубой располагались кормовые топливные цистерны.
СДЕЛАЛИ НЕВОЗМОЖНОЕ! Превращаем старую лодку в новую! Правильный уход, ремонт лодок.
В ней совместно принимали пищу три катерных офицера и мичманы. Котёл был общий с матросами. Заниматься в этом проходном помещении чем-либо ещё не было никакого желания. Если и собирались вместе, то в чьей-нибудь каюте, благо, втроём там можно было разместиться. Об этом мне поведал мой сокурсник Володя Могилев, который с его ростом за 190 см проходил военно-морскую практику на ракетных катерах в Советской Гавани.
Поэтому, читая, как оно на самом деле бывало на солидных кораблях, остаётся только вздыхать. А как бывало? В принципе, в интернете можно найти всё, но зачастую достаточно раскидано повсюду. Попробую собрать в небольшой текст.
Но вначале небольшое отступление. Недавно я с некоторым промежутком по времени посмотрел три отечественных кинофильма. Вначале «Крейсер Варяг», снятый в 1947 году, потом «Командир корабля» 1957 года выпуска, и, наконец, «Пассажирка», снятый в 2006 году. Я не собираюсь рассказывать сюжеты этих фильмов, скажу лишь, что внимательно смотрел на кают-компании, которые показаны в этих фильмах.
События в фильме «Пассажирка» происходят в военном парусном судне конце 19 века. До этого я видел фильмы про адмиралов Ушакова, Нахимова, английского адмирала Нельсона, но ничего подобного кают-компании на русском паруснике 19 века там не было. Огромное помещение, прекрасно отделанное деревом, удобные кресла, столики, в том числе специальный для игры в шахматы, пианино – все это было в кают-компании в конце 19 века. Но еще богаче была отделана каюта командира корабля, там только пианино отсутствовало.
Немного скромнее была кают-компания на крейсера «Варяг», но тоже в очень изысканном стиле. Правда, фильм «Пассажирка» цветной, а «Крейсер Варяг» черно-белый. Скромнее и каюта командира крейсера.
Последний фильм рассказывает о начале службы командира эскадренного миноносца в послевоенные годы. По сравнению с кораблями 1 ранга в двух предыдущих фильмах, где их командиры соответствуют статусу кораблей, тоже капитаны 1 ранга, на эсминце командир – капитан 3 ранга. Так что и каюта поменьше, и как иногда говорят, дым из трубы пожиже. Но все равно в кают-компании царствует почти мирная жизнь, разговоры идут не о службе.
стеклопластиковая каюта для катера из лодки пвх, своими руками
Как и когда появились на военных кораблях кают-компании, и пойдет речь ниже.
Кают-компании были не всегда. Когда-то это было просто помещение, куда выходили двери офицерских кают. В нём хранились разные вещи, и называлось оно в переводе гардеробной. У офицеров же был у каждого свой повар, готовившие пищу своему господину отдельно, хотя и на общем камбузе. Своеобразная кухня на коммуналке, можно представить. что там творилось.
Со временем это помещение преобразовали в место, где офицеры принимали пищу, приготовленную для всех одинаково, а также оборудованное и для совместного отдыха. Как и в каждом помещении на корабле, в кают-компании был старший. Им являлся Старший офицер, в советское время заменённый термином старший помощник (старпом). С какого бодуна, я не знаю, но звучит гораздо слабее, согласитесь ?
Как ни странно это выглядит, но командир не входил в число офицеров. Он был КОМАНДИР, и этим всё сказано. И питался отдельно в своём салоне. Однако по приглашению офицеров иногда мог принимать участие в трапезе и в кают-компании, особенно в воскресных обедах. И если в кают-компанию его избегали приглашать, то вышестоящее командование могло сделать вывод, что он находится не на своём месте, не смог наладить контакт с офицерами и лучше ему уйти на другой корабль.
В кают-компании царила жёсткая иерархия и правила, хранителями которых был старший офицер, и в тоже время это было довольно демократическое образование, обращаться здесь было принято друг к другу по имени-отчеству, невзирая на возраст и должность. Имелся жёсткий дресс-код, вот даже, готовя заметку я наткнулся на факт, когда офицер в 1908 году был наказан за то, что появился в кают-компании в фуражке.
В кают-компании играли на музыкальных инструментах, но не играли в игры на деньги. Разговаривали на любые темы, но не о политике, личных отношениях и служебных делах. За исключением, когда командир собирал офицеров на важное совещание. Так, решение о вступлении в бой брига «Меркурий» с турецкими линейными кораблями было принято как раз при общем сборе в кают- компании.
Обычно же старший офицер строго следил за темами бесед и одёргивал забывавшихся. Равно как и контролировал увлекавшихся рюмкой. Вот кусочек из «Капитального ремонта» Соболева: «Но, вероятно, старший офицер обратил на него внимание. он мигнул вестовым, и рука в нитяной перчатке ловко перехватила графин (водку от мичманов убирали, когда старший офицер находил порцию достаточной; мичмана по молодости лет всегда были неумеренны)».
Кают-компании во флотах разных стран появились в разное время. Но считается, что к середине 19 века они были уже везде и примерно в таком виде, как я описал. Нужно учитывать, что офицером военно-морского флота мог стать только лицо дворянского происхождения, правда, с разным уровнем дохода.
А вот ещё интересный момент, о гостях. Ни в коем случае гостями не могли быть жандармские офицеры. Остальных приглашали от имени кают-компании или командира и кают-компании. Если же приглашал только командир, то гость войти в кают-компанию не мог, у командира был свой салон или на худой конец, каюта.
О том, как организовывалось питание офицеров, я уже писал. Напомню лишь, что ели и пили они исключительно за свой счёт. Деньгами распоряжался выборный заведующий столом из офицеров корабля. Избирался на три месяца. Но за плохое исполнение своих обязанностей мог быть низложен раньше срока.
Кают-компания могла потребовать списать с корабля офицера, пришедшегося «не ко двору», запятнавшего каким-либо образом свою честь, а значит и честь кают-компании, ведь, в принципе, это была одна семья.
Недаром говорилось — каков старший офицер, такова и кают-компания. А какова кают-компания, таков и корабль.
Я служил на дизель-электрической подводной лодке 611 проекта послевоенной постройки. Она считалась большой океанской, но по сравнению с современными атомными монстрами была очень маленькой. Такой же маленькой была и кают-компания. Какая она была, можно увидеть в фильме «Секретный фарватер». Узкое помещение, такой же узкий длинный стол и узкие диваны по его обеим сторонам.
В торцах стола – два отдельных кресла, для командира и старпома. Но если на борту находился кто-то из начальства – комбриг, начштаба бригады и даже командир эскадры, то самый бесправным был как раз старпом. Его выселяли и из каюты (у нас он переходил в каюту заместителя по политической части), и с его кресла. Правда, в фильме про подводников «Третье измерение», адмирал сидел на кресле командира, а тот рядом на диване.
На нашей лодке кают-компания была и моим рабочим местом. Над столом висели бестеневые лампы – софиты, которые используются во время экстренной операции. Здесь я вел и прием заболевших матросов, выявленных во время ежедневного утреннего обхода отсеков. Но у меня хоть было свое спальное местов в каюте на четверых командиров БЧ и служб. А вот на лодке 613 проекта, меньшей по водоизмещению, считающейся средней, в кают-компании было и спальное место начальника медицинской службы субмарины.
Единственное украшение кают-компании в нашей лодке был большой холодильник «Минск», считавшийся самым престижным в Советском Союзе. А вот мебель была сделана на самом заводе, и ничего необычного и уж тем более вычурного в ней не было. Небольшой столик, на котором вестовой разливал первые блюда и раскладывал вторые по тарелкам, а на десерт компот.
Правда, в отличие от кают-компаний на надводных кораблях у нас на столе были деликатесы, положенные по морскому автономному пайку – копченная колбаса, красная икра, сухое вино и еще многое. На берегу нас кормили на полтора рубля, а в море – на 3,5 рубля. Кроме завтрака, обеда и ужина был традиционный вечерний чай. И еще одно преимущество было на субмаринах по сравнению с надводниками – мы могли принимать пищу даже в сильным шторм без проблем, погрузившись под воду.
Последний раз я был в кают-компании 5 лет назад, когда ходил на экскурсию по современному фрегату «Адмирал Макаров». Тогда я был посетителем военно-морского салона в Санкт-Петербурге. В кают-компании нас не угощали, а давали общие, несекретные сведения о фрегате. Меня удивило, что должность начальника медицинской службе на этом корабле – старшего лейтенанта м/с. У меня на нашей субмарине была должность капитана м/с.
Прекрасно написано. Прочитал с удовольствием.
Что парадоксально. Все традиции кают-компании с царского флота, но на рабоче-крестьянском, советском флоте, как правило выполнялись.
Заведующим кают компании на надводном корабле, был как правило молодой лейтенант, который собирал к «пайковым» 20 руб в месяц — 10 руб с офицеров и закупал дополнительно к столу фрукты, вино, деликатесы. Это была «общественная» работа, но проверка организационных качеств нового офицера — прекрасная.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.
Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Источник: proza.ru
Лучшие каюты на теплоходе
Речные круизы являются отличным выбором для людей, никогда не плававших на кораблях и испытывающих страх. Путешествовать по реке можно, видя берег, а значит – нет чувства страха. Речные круизы короче морских и занимают меньше времени. Это отличный вариант чтобы проверить устойчивость к морской болезни и подготовиться к выходу на большую воду. Ярким примером речного теплохода является «Александр Невский».
Люди, которые раньше не были знакомы с длительными водными походами, думают, как выбирать каюты на теплоходе. Ведь, кроме незабываемых впечатлений, хочется комфортное путешествие. Нужно понимать основные принципы того, как устроен речной теплоход и разобраться в схеме и видах предоставляемых кают.
Схема речного теплохода
Палуба и расположение кают относительно носа и кормы являются важным моментом. Необходимо ознакомиться со схемой, где изображен корабль, прежде чем сделать окончательный выбор. Окончательное решение стоит принимать в зависимости с расположением мест общественного досуга:
- рестораны;
- бары;
- бассейны;
- кинотеатры и другие развлечения;
Если хочется оказываться в них первым, стоит брать места рядом, а если нужны тишина и покой, лучше обратить внимание на каюты подальше. Круизные компании устанавливают более высокие тарифы на каюты, расположенные на верхних палубах. Такое решение предпринимается из-за вида, открывающегося из таких апартаментов, плюс они находятся ближе к развлечениям. Стоит отметить, что места досуга располагаются на носу или корме корабля, а средняя часть любой палубы предусмотрена для пассажиров.
Туристические лайнеры допускают свободные прогулки по всем палубам, независимо от того, где находится каюта гостя. При этом есть и закрытые помещения, например, рубка, машинное отделение или камбуз. К ним имеют доступ только команда корабля. Поэтому нельзя сказать однозначно, какая палуба лучше на теплоходе.
Пример плана теплохода
Самый нижний отсек, где можно приобрести каюту — трюм. Несмотря на то, что они находятся всего в 1.5 метрах над уровнем воды, открывать иллюминаторы разрешается, при этом рассмотреть что-то, кроме неба можно только стоя. При возникновении сильных волн матрос потребует закрыть иллюминаторы, чтобы не допустить попадания воды.
Многие неопытные путешественники не знают, где находится главная палуба на речном теплоходе. Таковой считается первая палуба — именно сюда попадают пассажиры во время посадки. Вторая палуба — прогулочная, здесь устраивают дискотеки и другие развлечения.
Как правило, танцевальные вечера проходят на носу корабля, поэтому многие пассажиры не очень любят такие каюты. С другой стороны, в кормовой части находится моторное отделение, которое может создавать дополнительный шум и вибрацию.
На третьей и четвертой палубах современных суден этого практически не ощущается, что сказывается на стоимости.
Важно! Шлюпочная палуба на теплоходе находится выше всего, кроме наличия спасательных лодок, обустройство ничем не отличается от других палуб корабля. В зависимости от судна шлюпка может быть надувной или пластиковой.
Каюты, где можно веселиться днем и отдыхать ночью
Из приведенного выше описания понятно, какие каюты лучше брать на палубах речных теплоходов. Чем старше судно, тем хуже оно с точки зрения шумоизоляции и планировки. Путешественник, желающий получить максимальное удовольствие от круиза, должен обращать внимание на номер палубы.
Обратите внимание! Чем выше располагается каюта, тем ближе она будет к основным развлечениям. При этом дискотеки и прогулки проходят на второй палубе, на главной — осуществляется посадка и высадка пассажиров. Если путешествие предполагает прогулки в портовых городах, проживая на первой палубе, есть возможность выйти первым.
Трюм является отличным местом, для пассажиров, желающих проводить ночи в тишине. Ведь сюда практически никто не спускается — все хотят видеть красивые пейзажи, также здесь редко располагают места досуга.
Когда подходящая палуба выбрана, можно перейти к подбору расположения каюты. Наиболее шумным местом на всем корабле является центральный бассейн, здесь чаще всего собираются люди. Мешать хорошему сну будут не только веселые крики гостей и плескание в воде, но и шезлонги, которые постоянно двигают отдыхающие. Эти же правила действуют и для кают, расположенных неподалеку от остальных мест сбора туристов.
Что касается укачивания, то это проблема даже многих опытных моряков, поэтому, чтобы избежать морской болезни лучше всего располагаться ближе к центральной части судна. Это позволит избежать боковой качки (маятниковых движений по продольной оси) и килевой (попеременное поднятие носовой и кормовой части).
Описание кают
Каюты разделяются на 4 основных типа, независимо от того, на какой палубе они находятся.
Сьют
Самыми дорогими и комфортными считаются каюты сьют. Они предназначены для людей, планирующих провести отпуск максимально удобно. В таких каютах не только увеличенная площадь, но и дополнительные услуги по обслуживанию. Разные лайнеры обустраивают их в своем стиле. На одних — это более комфортный набор мебели, а на других наличие двух ярусов, собственного джакузи или личного обслуживающего персонала.
Внутренние
Есть полная противоположность — внутренние каюты. Их главный минус в отсутствии окон и балконов. Сюда входит только спальное место и четыре стены. Эти каюты считаются самыми бюджетными, из-за отсутствия возможности посмотреть на красивые виды. Также в такой каюте невозможно понять какое сейчас время суток и погода.
При всем этом каюты имеют небольшую площадь.
Такой выбор разумен в том случае, если путешествие не затянется надолго. Когда все свободное время планируется проводить у бассейна, на баре или в ресторане, это позволит сэкономить приличную сумму. Также существует миф, запущенный людьми, не имеющими представления о современных кораблях. Он гласит, что окон в таких каютах нет, так как они находятся ниже ватерлинии. Ничего общего с реальностью такое мнение не имеет, все каюты расположены значительно выше уровня воды.
Каюты с окном
Если наличие окна является обязательным условием, то нужно выбирать номера с ними. При этом надо обращать внимание, чтобы окно не выходило на прогулочную палубу, ведь тогда мимо каюты вечно будут гулять туристы.
Важно! Окна можно открыть не всегда.
Еще одним преимуществом по сравнению с внутренними каютами является размер. Каюта с окном значительно больше, из-за этого там находится больше мебели. Здесь часто располагаются столики, кресла и другие удобства. Уровень стоимости — средний.
С балконом
Еще одним комфортным и привлекательным вариантом является каюта с балконом. Именно наличие личного выхода на борт корабля позволяет полностью окунуться в атмосферу путешествия по речным водам. Здесь можно не только устроить романтический вечер на балконе, но и регулярно проветривать апартаменты свежим воздухом.
Номер с балконом
Советы начинающим путешественникам
Необходимо понимать, что дети сильнее подвержены морской болезни, воздействию шума и вибрации, чем взрослые. Поэтому если хочется взять детей в путешествие, вопрос «как выбрать хорошую каюту в речном круизе» станет более серьезным. Лучше всего расположиться в середине корабля на самой верхней корме. За счет этого можно быть максимально изолированным от внешних воздействий. Также стоит внимательно следить за ребенком, ведь из-за однотипных палуб он может быстро не найтись.
Важно! Практически все каюты предусмотрены для двух персон, но при необходимости они обустраиваются верхними полками (как в поездах), чтобы расположить одного-двух пассажиров.
Если принято решение брать номер с балконом, стоит найти фото, как выглядит каюта теплохода изнутри и снаружи. Иногда бывают неприятные сюрпризы, которые перекрывают красивый вид трубами или другими перегородками. Стоит помнить, что какой бы теплоход не был выбран, круиз останется незабываемым!
Источник: turproezdka.ru
Для чего на катере каюта?
Вы выбираете катер для аренды и раздумываете, нужна ли вам каюта? Мы поможем принять правильное решение и определиться с выбором.
Каюта на маломерном судне — это закрытая внутренняя часть катера, как правило, расположенная в носовой части. Конфигурация и размер каюты зависит от модели катера.
Удобства на борту
Большинство кают «в полный рост», то есть таких, в которых можно стоять, оснащены диванами и столом для комфортного размещения внутри. Наличие каюты «в полный рост» на катере предполагает, что на борту есть полноразмерный туалет, как например, на круизном катере «Мурена». А наличие комфортного туалета на борту играет существенную роль, особенно в случае длительных поездок.
Кухня в каюте
Каюты больших круизных катеров бывают оснащены небольшими кухнями — с раковиной, микроволновой печью, небольшой столешницей. Но чаще всего для гостей катеров наличие кухни фактически не играет существенной роли, потому что на катер целесообразно заказывать уже готовые блюда или брать с собой еду в ланч-боксах или контейнерах. Тем не менее в случае необходимости кухней можно воспользоваться.
Комфорт с детьми
Каюта — это место, где можно комфортно разместиться маленьким детям, которые обычно с меньшим, чем у взрослых, энтузиазмом относятся к длительным прогулкам на катере. В каюте на уютном диване ребенок может удобно расположиться и провести время интересным для себя образом — на виду у взрослых, но в то же время занятый собственным делом.
Оптимизация пространства
А ещё каюта обязательно пригодится в том случае, когда гостям нужно разместить вещи так, чтобы они не мешали на верхней, открытой палубе. А практика показывает, что багаж, особенно в длительных поездках бывает существенный. Поэтому наличие каюты позволит разместить не нужные на верхней палубе вещи.
Сами гости в случае необходимости тоже могут уединиться в каюте: это удобное пространство, чтобы провести приватную телефонную беседу, отдохнуть от шумной компании, сменить локацию. Одним словом, каюта — это удобство размещения. Поэтому если вы планируете длительную поездку или прогулку с детьми, если вы стремитесь к комфорту и удобству, то однозначно стоит выбирать катера, оснащённые каютой.
Источник: theboat.ru