Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.
- Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.
- Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.
- Активизация и обогащение словарного запаса.
- Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказывания.
Оборудование: Предметные картинки: ветка, медведь, белка, заяц, сорока, лоси; набор схем для графического плана.
1 . Организационный момент .
В: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.
В: А как ещё можно поздороваться?
Д: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
Ребята, рассмотрите картинки: медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси.
2. Подготовка к восприятию текста.
В: Узнайте, о ком или о чем я говорю. Косолапый (медведь) , трусливый (заяц) , болтливая (сорока) , ловкая (белка) , зеленая (ветка) , рогатые (лоси) .
Н.И.Сладков Как медведь сам себя напугал
(Дети называют слова-предметы, изображенные на картинках, подходящие по смыслу.)
3. Чтение рассказа . Развитие слухового внимания и памяти.
Ребята, все эти животные и предметы герои рассказа Николая Сладкова «Как медведь сам себя напугал», с которым мы сейчас с вами познакомимся
— Внимательно послушайте рассказ, а потом мы будем его с вами пересказывать.
Чтение адаптированного рассказа.
Вошел медведь в темный лес. / Хрустнула под тяжелой лапой валежина. Испугалась белка на елке, выронила из лапок шишку. Упала шишка, угодила зайцу в лоб. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик во весь лес. Решили лоси, что она охотников видит.
Пошли они по лесу кусты ломать.
Остановился медведь, насторожил уши. Недоброе творится в лесу! Не уйти ли подобру-поздорову? /
Рявкнул медведь, да как даст стрекоча!
Так медведь сам себя напугал, себя из темного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.
По мере чтения педагог указывает предметные картинки в последовательности рассказа: медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси.
-Вам понравился рассказ? О ком этот рассказ? Как вы думаете, это серьезный или шутливый рассказ? В чем же здесь вы видите юмор?
Все ли слова в рассказе для вас понятны?
В рассказе встречается много трудных слов. Давайте поговорим о том, что эти слова обозначают (разбор авторских слов и выражений)
Хрустнула под тяжелой лапой валёжина. Знаете ли вы, что такое валёжина?
(упавшая сухая ветка)
Уйти подобру-поздорову. Это как? (пока ничего не случилось, уйти пока цел)
Как даст стрекоча. Как вы понимаете выражение «дать стрекача»? (убежать быстро, стремительно)
4.Беседа по содержанию . Развитые диалогической речи. Дети дают полные ответы.
А теперь мы узнаем как вы внимательно слушали рассказ. Дайте полные ответы на вопросы.
— Куда вошел медведь? (Медведь вошел в темный лес.)
КАК МЕДВЕДЬ САМ СЕБЯ НАПУГАЛ | Николай Сладков | аудио сказка | Аудиосказки | Сказки на ночь онлайн
— Что хрустнуло под его лапой? (Под лапой хрустнула ветка.)
— Что сделала белка? (Белка испугалась и выронила шишку.)
— На кого упала шишка? (Шишка упала на зайца.)
— Что сделал заяц? (Заяц затопал по лесу.)
— Кого увидела сорока? Что она сделала? (Сорока увидела зайца. Она крик подняла на весь лес.)
— Что решили лоси? Что они сделали? (Лоси решили, что сорока охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.)
— Как повел себя медведь? (Медведь услышал шум, испугался и убежал из темного леса.)
— Кто же напугал медведя? (Медведь сам себя напугал.)
Коллективное составление предложений по опорному слову.
Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.
Педагог называет первое слово. Дети предлагают свои варианты предложений.
Вошел. Хрустнула. Испугалась. Упала. Затопал. Увидела. Подняла.
Решили. Пошли. Услышал. Испугался. Убежал.
Так медведь.
По мере составления предложений педагог вместе с детьми выстраивает графический план рассказа из схем.
6. Физкультминутка. Импровизация движений в такт стихотворению.
Зайки встали на лужок
Собираемся в кружок.
(Прыжки на месте, руки перед грудью,ладошки вниз, как лапки)
Сели зайки на лужок,
(Присесть на корточки)
Роют зайки корешок.
Вот какие зайки
(Изобразить соответствующие движения)
7. Пересказ рассказа воспитателем Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.
— Я расскажу вам рассказ, вы меня внимательно слушайте. А поможет мне в этом схема рассказа.
8. Пересказ по графическому плану. Развитие связной речи, памяти.
Все дети пересказывают рассказ по цепочке. Затем один ребенок повторяет рассказ целиком.
9. Итог . Оценка работы детей.
— С каким рассказом познакомились?
Как медведь сам себя напугал
Вошел в темный лес медведь — хрустнула под тяжелой лапой валежина. Испугалась белка на елке — выронила из лапок шишку.
Упала шишка — угодила зайцу в лоб. Сорвался заяц с лежки — помчался, в гущину.
На тетеревиный выводок наскочил — переполошил всех до смерти.
Сойку из-под кустов выпугнул. Сороке на глаза попался — та крик подняла на весь лес.
У лосей уши чуткие, слышат: сорока стрекочет! Не иначе — охотников видит.
Пошли лоси по лесу кусты ломать!
Журавлей на болоте вспугнули — те закурлыкали. Кроншнепы закружили, засвистели уныло.
Остановился медведь, насторожил уши. Недоброе творится в лесу: белка стрекочет, сорока и сойка трещат, лоси кусты ломают, болотные птицы кричат тревожно. И позади кто-то топочет!
Не уйти ли подобру-поздорову?
Рявкнул медведь, уши прижал да как даст стрекача!
Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, тот самый, которому белка шишкой в лоб yгодила.
Так сам себя медведь напугал, сам себя из темного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.
Источник: nsportal.ru
Как медведь сам себя напугал
Сказки лесной опушки (сборник)
В жизни не видал такого хитрого зайца! Да и что сказать: не будь он так хитёр, давно бы попал орлу в когти или кому-нибудь из хищных зверей в зубы.
Лисиц, волков, рысей здесь множество, и они переловили всех зайцев на этом склоне горы. Остался один – Рваные Ушки.
Уши нарвал ему беркут – горный орёл – за неосторожность. С тех пор зайчишка и стал таким умным.
Беркут был молодой, неопытный. Старый орёл падает прямо на спину зайцу и ломает ему хребет. Молодой догонял зайчишку – и проловил. Вцепился когтями в длинные заячьи уши.
Заяц на бегу вырвал свои уши из страшных орлиных когтей и – шмыг под камни. Эти камни на склоне лежали грядкой, образуя собой как бы длинную трубу или нору: зайчишке под ней есть где пролезть, а лисе или орлу – никак.
Беркут сел перед входом, сунул в нору шею, а крылья его не пускают. Пришлось отказаться от добычи. Улетел другого зайца ловить – поглупее.
Зайцы не устраивают постоянных логовищ, как кролики. Кормятся они ночью. Начнёт светать – заяц поскачет, след свой запетляет, запутает, махнёт с него в сторону и заляжет на весь день где-нибудь под камнем или кустиком.
Да не спасли эти хитрости, давно известные всем любителям зайчатины, других зайцев на этом открытом, безлесном склоне горы. Уцелел один этот хитрющий зайчишка.
А почему уцелел? Потому что, вопреки всем заячьим обычаям, избрал себе постоянным логовом вот эту самую гряду камней, которая спасла его уже однажды от молодого беркута.
Не раз с тех пор охотились за ним и старые, опытные беркуты. Но зайчишка не отходил далеко от своих камней. Нырк! – и спрятался под ними.
Пробовали ловить его и волки. Да куда им – таким здоровым-то – подлезть под камни. В кровь себе горбину стёрли, а пришлось отступиться.
Пробовала ловить его и страшная рысь – большая пятнистая кошка с маленькой головой и гибким, как у змеи, телом. Во все дыры между камнями совала свой нос. Всюду под камнями вкусно пахло зайчатиной, но ни раздвинуть камни, ни проскользнуть между ними она не могла.
На беду заячью жили на той горе лисицы.
Уж лисицы-то – самые хитрые звери и зайцев ловить великие мастера.
Зиму зайчишка Рваные Ушки перезимовал у себя в камнях благополучно.
А весной, как стаял снег, увидали его лисицы: лис и лиска. Они в эту пору года дружно живут, детей выводят. Ну и, конечно, взялись за него вдвоём.
Зайчишка лежал на склоне – пузечко на солнце грел. А сам по сторонам косился: не грозит ли откуда опасность?
Лис к нему ну подкрадываться на согнутых лапках. Да не тут-то было!
Заметил зайчишка, вскочил… Лис за ним как кинется! А Рваные Ушки прыг-скок – и дома.
Лис стал у входа в зайчишкину нору и ждёт.
Рваные Ушки так делал: уйдёт тот, кто его ловит, – он подождёт немножко и выйдет наружу. Тут-то лис его и хотел схватить.
Но Рваные Ушки так испугался лиса, что пробежал всю длинную трубу, всю свою нору под камнями и выскочил с другой стороны каменной гряды. Так он не раз спасался от волков и рыси. Для них хороша была эта хитрость, а вот для лисиц – не очень-то! Лис только ещё начал подкрадываться к зайчишке, а лиска уже со всех ног бежала к другому концу каменной гряды. Прибежала и стоит у выхода из норы, караулит.
Зайчишке с его умишком где уж про такое догадаться! Он и выскочил из норы – прямо на лиску!
Лиска в это время уже облизывалась: мечтала, как сейчас сладкой зайчатинкой полакомится.
И хорошо, что облизывалась: не успела она язык убрать, зайчишка верть налево кругом – и нырк назад в нору!
Тявкнула лиска с досады, а ничего не поделаешь: сама виновата. Остаётся только теперь обоим охотникам – лису и лиске – спрятаться и терпеливо дожидаться, когда зайчишка с той или другой стороны каменной гряды выскочит. Правильную осаду держать.
Вот и сидят лисицы: лис – у входа, лиска – у выхода; ждут.
А зайчишка Рваные Ушки, не будь глуп, взял да высунул голову из дырки между камнями посередине гряды. Поглядел он в одну сторону – там лис караулит, за камень прячется. Поглядел в другую – там лиска за кустом сидит, караулит.
Видят и лисицы; высунутся вдруг посреди гряды длинные заячьи уши с чёрным пятнышком на конце, крутнёт ими заяц в одну сторону, крутнёт в другую – и опять уши спрячутся.
Поняли: надо снимать осаду. Видно, там у зайчишки между камнями трава растёт. Закусывает он ею. Его и измором не возьмёшь.
И ушли лисицы восвояси.
Вот до чего хитрющий зайчишка: двух лисиц провёл и цел остался!
Двое на одном бревне
Вышла речка из берегов, разлилась вода морем. Застряли на островке Лисица и Заяц. Мечется Заяц по островку, приговаривает:
– Впереди вода, позади Лиса – вот положение.
А Лиса Зайцу кричит:
– Сигай, Заяц, ко мне на бревно – не тонуть же тебе!
Островок под воду уходит. Прыгнул Заяц к Лисе на бревно – поплыли вдвоём по реке.
Увидела их Сорока и стрекотнула:
– Интересненько, интересненько… Лиса и Заяц на одном бревне – что-то из этого выйдет!
Плывут Лиса и Заяц. Сорока с дерева на дерево по берегу перелетает.
Вот Заяц и говорит:
– Помню, до наводнения, когда я в лесу жил, страсть я любил ивовые ветки огладывать! До того вкусные, до того сочные…
– А по мне, – вздыхает Лиса, – нет ничего слаще мышек-полёвок. Не поверишь, Заяц, целиком их глотала, даже косточки не выплёвывала!
– Ага! – насторожилась Сорока. – Начинается.
Подлетела к бревну, на сучок села и говорит:
– Нет на бревне вкусных мышек. Придётся тебе, Лиса, Зайца съесть!
Кинулась голодная Лисица на Зайца, но бревно окунулось краем – Лиса скорей на своё место. Закричала на Сороку сердито:
– Ох и вредная же ты птица! Ни в лесу, ни на воде от тебя нет покоя. Так и цепляешься, как репей на хвост!
А Сорока как ни в чём не бывало:
– Теперь, Заяц, твоя очередь нападать. Где это видано, чтобы Лиса с Зайцем ужились? Толкай её в воду, я помогу!
Зажмурил Заяц глаза, бросился на Лису, но качнулось бревно – Заяц назад скорей. И кричит на Сороку:
Источник: www.litmir.me
Рассказ «Как медведь сам себя напугал»
В рассказе Н.Сладкова «Как медведь сам себя напугал» из-за одной хрустнувшей ветки в лесу началась настоящая паника.
Вошел медведь в лесную чащу, и под ним треснул валежник. Выронила белка шишку, и она угодила прямо в лоб зайчишке. Со страху бросился косой в самую гущу леса и там всех всполошил. Да так, что даже лоси начали ломать кусты, спасаясь от невидимой опасности. Тут и сам медведь насторожился.
Как медведь сам себя напугал
Читать рассказ на весь экран
Вошёл в тёмный лес медведь — хрустнула под тяжёлой лапой валежина. Испугалась белка на ёлке — выронила из лапок шишку.
Упала шишка — угодила зайцу в лоб.
Сорвался заяц с лёжки — помчался в гущину.
На тетеревиный выводок наскочил — переполошил всех до смерти.
Сойку из-под кустов выпугнул. Сороке на глаза попался — та крик подняла на весь лес.
У лосей уши чуткие, слышат: сорока стрекочет! Не иначе — охотников видит.
Пошли лоси по лесу кусты ломать!
Журавлей на болоте вспугнули — те закурлыкали. Кроншнепы закружили, засвистели уныло.
Остановился медведь, насторожил уши.
Недоброе творится в лесу: белка стрекочет, сорока и сойка трещат, лоси кусты ломают, болотные птицы кричат тревожно. И позади кто-то топочет!
Не уйти ли подобру-поздорову?
Рявкнул медведь, уши прижал да как даст стрекача!
Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, тот самый, которому белка шишкой в лоб угодила.
Так сам себя медведь напугал, сам себя из тёмного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.
Оцените, пожалуйста, это произведение.
Помогите другим читателям найти лучшие рассказы.
Поделиться
Нашли ошибку в тексте? Сообщите нам
Краткое описание ошибки:
Источник: deti123.ru
Лесные сказки — Сладков Н. — Отечественные писатели
Послушный малыш
Смотрю, впереди бежит жёлтенький куличок-зуёк. За ним торопятся четыре зуйчонка величиной с напёрсток, на высоких ножках.
Путь зуйкам пересекла узкая лужица. Зуйчиха на крылья — и перелетела воду. А у зуйчат ещё и крыльев нет — один пух! А всё равно и они не остановились: мах-мах ножками по воде, как по песку! Такие лёгкие, что и вода их держит.
Я даже вскрикнул от удивления.
Зуйчиха-мама оглянулась на меня с того берега лужи и негромко сказала своим зуйчатам: «пи-у!» («ложись»).
Трое зуйчат были уже на том берегу лужи. Услыхав команду, они разом припали к земле и пропали из глаз: их серо-жёлтые спинки слились с жёлтым песком и серой галькой.
А четвёртый зуйчонок не успел перебежать лужу — и плюхнулся прямо в воду. Только головка его была на песке, а всё тельце — в воде; он лёг там, где его застала команда «пи-у!».
Я перешагнул лужу, сел на камень рядом с послушным птенчиком.
«Дай, — думаю себе, — дождусь, что он дальше будет делать».
Птенчик лежал не шевелясь. Было ему плохо: вода холодная, пушок намок, пальчики упирались в камешки на дне лужи, — но он не шелохнулся. Даже чёрные бусинки-глазки не моргали. Мама велела лечь, и он послушно лежал.
Я сидел долго, так долго, что у меня нога затекла. Я шаркнул ею около самого носа зуйчонка, но он не шевельнулся.
Комары одолели. Один комар сел зуйчонку на голову, проткнул ему носом кожу и стал толстеть, наливаться кровью. На крошечной головке птенчика он казался чудовищем и всё рос, рос на глазах, наполняя брюхо алой кровью зуйчонка.
Зуйчонок терпел, чуть прижмурив от боли глаза, и не трогался с места.
А моё терпение лопнуло. Я наклонился и щелчком сшиб комара с бедного птенчика. Потом взял птенчика двумя пальцами поперёк тельца и поднял к своим губам.
— Полно тебе в прятки играть! — сказал ему. — Беги, догоняй маму.
Но он не ворохнулся, не моргнул. И остался всё так же неподвижен, когда я положил его на песок — подальше от воды.
«Уж не умер ли он?» — с тревогой подумал я. И вскочил с камня.
Это моё движение испугало зуйчиху-маму, скрывавшуюся где-то в камнях дальше на берегу.
«Кру-кру!» («выскакивай») — крикнула она оттуда.
В один миг вскочили на ножки все четыре зуйчонка и — чик-чик-чик! — стремглав понеслись к маме.
Чур-чура!
«Ну-ну! — сказал я себе. — Если бы я так свою маму слушал в детстве, так, верно, из меня бы вышел толк. Куда уж мне учить таких…»
И пошёл домой через большое лесное болото.
Шагаю да шагаю. Вдруг вижу: далеко впереди поднялся с кочки большой журавль и, как-то смешно пригнувшись, убежал в кусты.
Я сразу сообразил, что это не журавль, а журавлиха и что на той кочке у неё гнездо.
Подошёл к кочке — верно: в кочке — углубление и в нём на подстилочке из травы лежат два здоровых пятнистых яйца, каждое с мою ладонь. Одно целое, а другое с дыркой наверху. И рядом лежала толстая скорлупка: птенец, видно, сию минуту только сделал себе в яйце окошко.
Я так и замер на месте: что дальше будет?
Вдруг из окошка высунулась взъерошенная голова на тонкой шее и покрутила носом.
Мир, в котором журавлёнок собирался родиться, был полон солнца и яркой зелени.
— Привет тебе, привет! — громко поздравил я его. — Ну, как тебе здесь у нас, нравится?
Журавлёнок беспокойно заёрзал, но, видно, не понял, что я стою рядом и разговариваю с ним.
Тогда я наклонился к нему. Моя тень накрыла гнездо. И вдруг — нырк! — журавлёнок исчез в яйце. В гнезде по-прежнему лежали два очень крупных яйца: одно — целое, другое — с дыркой в скорлупе.
«Вот это здорово! — удивился я. — Не успел ещё на свет родиться, а уж в прятки играет! Чур-чура, я дома!»
Вспомнились мне тут говорящие яички серой куропатки, и я подумал: «А может, они тогда не со страха пикали, а между собой сговаривались, как от меня ловчее удрать? И ведь удрали! Видно, птичата, ещё не родясь из яйца на свет, мастера в прятки играть. А я их уму-разуму учить собрался!»
Размахнулся я корзиночкой, что была у меня приготовлена для будущих моих воспитанников-птенчиков, и закинул её далеко в траву.
А сам пошёл в деревню — щеночка себе доставать.
Щенок ни прятаться не умеет, ни плавать. И непослушный. Вот и буду его учить.
Как медведь сам себя напугал
Вошёл в тёмный лес медведь — хрустнула под тяжёлой лапой валежина. Испугалась белка на ёлке — выронила из лапок шишку.
Упала шишка — угодила зайцу в лоб.
Сорвался заяц с лёжки — помчался в гущину.
На тетеревиный выводок наскочил — переполошил всех до смерти. Сойку из-под кустов выпугнул. Сороке на глаза попался — та крик подняла на весь лес.
У лосей уши чуткие, слышат: сорока стрекочет! Не иначе, охотников видит. Пошли лоси по лесу кусты ломать!
Журавлей на болоте вспугнули — те закурлыкали. Кроншнепы закружили, засвистели уныло.
Остановился медведь, насторожил уши.
Недоброе творится в лесу: белка стрекочет, сорока и сойка трещат, лоси кусты ломают, болотные птицы кричат тревожно. И позади кто-то топочет!
Не уйти ли подобру-поздорову?
Рявкнул медведь, уши прижал да как даст стрекача!
Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, тот самый, которому белка шишкой в лоб угодила.
Так сам себя медведь напугал, сам себя из тёмного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.
Источник: vini-puh.ru