Третью часть экзаменационной работы составляют задания с развёрнутым ответом. Каждое из заданий этой части проверяет определённое умение на различном содержании курса физики. Есть некоторые общие правила, соблюдение которых представляется целесообразным для успешного выполнения заданий этой части.
Прежде всего необходимо прочитать условие задания и чётко уяснить сущность требования, в котором указаны оцениваемые элементы ответа. При этом важно не только обратить внимание на то, Что нужно написать, но и определить, какое Количество элементов ответа надо привести (один, два, три и т. д.).
Это требуется для того, чтобы получить максимальный балл, не совершая при этом лишней работы (когда вместо трёх элементов выпускник приводит, например, пять — шесть). Существует чёткая зависимость баллов от полноты правильного ответа. Ответ может быть правильным, но неполным. В таком случае получить максимальный балл будет невозможно.
Экспериментальные задания включают три вида работ: косвенное измерение физической величины (нахождение значения величины по результатам прямых измерений двух величин); установление зависимости между физическими величинами на основании прямых измерений двух величин; проверка правил для напряжения и силы тока при последовательном и параллельном соединениии проводников на основании прямых измерений величин. Таким образом, основой всех экспериментальных заданий служат прямые измерения величин.
С этим средством вода в вашем бассейне будет чистой все лето.
Выполнение подобных заданий предусматривает конструирование экспериментальной установки, выполнение рисунка этой установки, измерения и вычисление значения искомой величины. К каждой лабораторной работе приведены инструкции по ее выполнению.
Пример. Используя динамометр, стакан с водой, цилиндр №2, соберите экспериментальную установку для измерения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр.
При выполнении задания:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета выталкивающей силы;
3) Укажите результаты измерений веса цилиндра в воздухе и веса цилиндра в воде;
4) запишите значение выталкивающей силы.
Результат выполнения экспериментального задания (данного) должен быть представлен в следующем виде:
1) Схема экспериментальной установки:
2) P1 = Mg; P2 = Mg—Рвыт; Рвыт= P1- P2;
3) P1 = 1,7 H; P2 = 1,5 H;
Задания для самостоятельной работы
1. Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, один груз, направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для измерения коэффициента трения скольжения между кареткой и поверхностью рейки.
При выполнении задания:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета коэффициента трения скольжения;
3) укажите результаты измерения веса каретки с грузом и силы трения скольжения при движении каретки по поверхности рейки;
Уровень Ph воды в бассейне. Важная вещь.
4) запишите значение коэффициента трения скольжения.
2. Используя динамометр, стакан с водой, цилиндр №1, соберите экспериментальную установку для измерения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр.
При выполнении задания:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета выталкивающей силы;
3) укажите результаты измерений веса цилиндра в воздухе и веса цилиндра в воде;
4) запишите значение выталкивающей силы.
3. Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и два груза, соберите экспериментальную установку для измерения жёсткости пружины. Определите жёсткость пружины, подвесив к ней два груза. Для измерения веса грузов воспользуйтесь динамометром.
При выполнении задания:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчёта жёсткости пружины;
3) укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины;
4) запишите числовое значение жёсткости пружины.
4. Используя собирающую линзу, экран и линейку, соберите экспериментальную установку для измерения оптической силы линзы. В качестве источника света используйте солнечный свет от удаленного окна.
При выполнении задания:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета оптической силы линзы;
3) укажите результаты измерения фокусного расстояния линзы;
4) запишите значение оптической силы линзы.
5. Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный Т?2, соберите экспериментальную установку для измерения мощности, выделяемой на резисторе. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,2 А.
При выполнении задания:
1) нарисуйте схему электрической цепи;
2) запишите формулу для расчета мощности электрического тока;
3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,2 А;
4) запишите значение мощности электрического тока.
6. Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R1.Соберите экспериментальную установку для определения электрического сопротивления резистора. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,5 А.
При выполнении задания:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) запишите формулу для расчета электрического сопротивления;
3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5 А;
4) запишите численное значение электрического сопротивления.
7. Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный B2, соберите экспериментальную установку для определения работы электрического тока на резисторе. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,2 А. Определите работу электрического тока за 10 минут.
В бланке ответов:
1) нарисуйте схему электрической цепи;
2) запишите формулу для расчета работы электрического тока;
3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,2 А;
4) запишите значение работы электрического тока
8. Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и набор из 3-х грузов, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины. Определите растяжение пружины, подвешивая к ней поочередно один, два и три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2)укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины для трёх случаев в виде таблицы (или графика);
3)сформулируйте вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины.
9. Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный B2, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) установив с помощью реостата поочередно силу тока в цепи 0,4 А, 0,5 А и 0,6 А и измерив в каждом случае значение электрического напряжения на концах резистора, укажите результаты измерения силы тока и напряжения для трёх случаев в виде таблицы (или графика);
3) сформулируйте вывод о зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах.
10. Используя штатив с муфтой и лапкой, груз с прикреплённой к нему нитью, метровую линейку и секундомер, соберите экспериментальную установку для исследования свободных колебаний нитяного маятника. Определите время 30 полных колебаний и посчитайте частоту колебаний для случая, когда длина нити равна 1 м.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчёта частоты колебаний;
3) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени коле
4) запишите численное значение частоты колебаний маятника.
В Каждом варианте контрольно-измерительных материалов содержится качественная задача
Пример. Два шарика стальной и алюминиевый одинакового объема падают с одной высоты и попадают в рыхлый песок. Какой из шариков углубится в песок на большее расстояние? Почему?
Ответ на это задание состоит из двух частей: первая часть — ответ на первый вопрос имеет характер утверждения. Вторая часть — ответ на второй вопрос — пояснение.
Последовательность действий может быть следующей:
1. Проанализировать условие задачи, выделить физическую ситуацию (в данном случае — процесс свободного падения в воздухе, а затем движение в песке с трением).
2. Определить, какие изменения происходят в данном процессе ( в данной задаче — изменение энергии)
3. Определить характеристики начального состояния тела (в данном случае — потенциальная энергия), записать, если нужно формулу зависимости этой характеристики от других величин (потенциальная энергия пропорциональна массе тела; в данном случае масса стального шарика больше массы алюминиевого и, соответственно, потенциальная энергия стального шарика больше, чем алюминиевого)
4. Определить характеристики конечного состояния тел (в данном случае при подлете тел к земле стальное тело обладает большей кинетической энергией, чем алюминиевое, следовательно, стальное тело способно совершить большую работу по преодолению трения).
5. Сформулировать ответ сначала на первый вопрос, а затем на второй.
Задания для самостоятельной работы
6. Где сливки на молоке будут отстаиваться быстрее: в теплой комнате или в холодильнике? Почему?
7. Что обжигает кожу сильнее: вода или водяной пар при одной и той же температуре? Ответ поясните.
8. Каким пятном (темным или светлым) ночью на неосвещенной дороге кажется пешеходу лужа в свете фар приближающегося автомобиля? Ответ поясните.
9. Из тонкой плоскопараллельной пластины выреза — ι⅞y.⅝fr— ,ι’
Ли две линзы: выпуклую и вогнутую (см. рисунок).
Сравните оптические силы линз по модулю. Ответ ——————————————-
10. Лодка плавает в небольшом бассейне. Как изменится уровень воды в бассейне, если из лодки осторожно опустить в бассейн большой камень? Ответ поясните.
11. Как меняется скольжение на коньках по льду при усилении мороза? Ответ поясните.
12. На рычажных весах уравновешены два сплошных шара: мраморный и железный. Нарушится ли равновесие весов и если нарушится, то как, если шары опустить в воду? Ответ поясните.
13. Два стальных шарика одинаковой массы упали с одной и той же высоты. Первый шарик упал в рыхлую землю, а второй, ударившись о камень, отскочил и был пойман рукой на некоторой высоте. У какого из шариков внутренняя энергия изменилась на большую величину? Теплообменом с окружающими телами пренебречь.
14. Металлическому шарику сообщили положительный заряд. Что при этом произошло с его массой? Ответ поясните.
15. Какие печи быстрее нагревают комнату: железные или кирпичные при одной и то же массе одинакового топлива? Ответ поясните.
16. Из какой кружки — металлической или керамической — легче пить горячий чай, не обжигая губы? Ответ поясните.
17. Какая точка катящегося без проскальзывания колеса движется медленнее всего? Ответ поясните.
Источник: apple-tour.ru
В стакане, наполненном до краев водой, плавает кусок льда. Как изменится давление
В стакане, наполненном до краев водой, плавает кусок льда. Как изменится давление на дно сосуда, когда лед растает?
Задача №3.3.7 из «Сборника задач для подготовки к вступительным экзаменам по физике УГНТУ»
Дано:
Решение задачи:
По третьему закону Ньютона с какой силой жидкость выталкивает льдину, с такой же силой льдина давит на воду (и на дно). Значит льдина увеличивает силу давления на дно на величину силы Архимеда. Сила давления на дно равно:
Здесь (P_0) – это вес изначально находившейся в стакане воды.
Льдина плавает, поэтому запишем условие плавание тела:
Теперь заметьте, что когда лёд растает, то масса образовавшейся воды (m_в) будет такой же, как и масса льда (m_л).
Эта масса воды будет увеличивать силу давления на дно на величину своего веса, то есть:
Так как (m_л=m_в), то (P_1=P_2). Получается, что сила давления на дно не изменится!
Некоторые могут возразить, что при плавлении льда часть воды может вылиться из стакана, поскольку изначально стакан был наполнен до краев. Покажем, что уровень жидкость не изменится. Для этого на схеме покажем три состояния.
Тело вытесняет объем воды, равный по объему части тела, погруженную в воду, поэтому:
Распишем ранее приведенное условие плавания льда (формула (1)):
Когда лёд растает, то уровень повысится на (h_2) по сравнению с начальным (когда лёд еще не погрузили в стакан):
Так как (m_л=m_в), то объем воды (V_в), получившийся при таянии льда, равен:
Видно, что (h_1=h_2), поэтому никакая часть воды не выльется, значит сомнений в правильности решения более не осталось.
Ответ: не изменится.
Если Вы не поняли решение и у Вас есть какой-то вопрос или Вы нашли ошибку, то смело оставляйте ниже комментарий.
Источник: easyfizika.ru
Калининградский учёный рассказал, как изменится температура воды в море в сентябре
Вода у побережья Балтийского моря остывает в этом году медленнее, чем обычно. В конце августа температура по-прежнему превышает отметку в +20°С. Как рассказал корреспонденту Калининград.Ru ведущий научный сотрудник, заведующий лабораторией прибрежных систем Института океанологии имени П.П. Ширшова РАН Борис Чубаренко, купальный сезон может продлиться и в сентябре.
По словам учёного, такая тёплая вода для конца августа — явление достаточно необычное. Это можно было бы объяснить преобладанием западных ветров, но обычно приход воды из центра Балтики, где она теплее, сопровождается появлением синезелёных водорослей.
«В этом же году их почти не наблюдается. Мне кажется, что это может быть результатом прогрева в течение июля-августа вод, находящихся вблизи берега, и слабым их замещением в результате водообмена. Этим летом практически отсутствовали сильные ветры северных и восточных направлений, при которых происходит апвеллинг, поэтому почти всё время одна и та же поверхностная вода получала тепло от солнца и от воздуха», — заявил учёный.
Чубаренко отметил, что вода может оставаться тёплой и в сентябре. Её температура будет зависеть от направления ветра. Если, например, один-два дня будет дуть северный или восточный ветер, то на смену нагретым водам со дня поднимутся холодные.
«Если направление ветра не изменится, то вода в сентябре вполне может остаться достаточно тёплой, но это вряд ли. Уже стартовал процесс ночного выхолаживания, ночные температуры воздуха постепенно падают, а значит, идёт передача тепла от воды воздуху, то есть остывание моря», — подчеркнул Чубаренко.
В начале лета учёные отмечали низкую температуру воды в Балтийском море из-за преобладания восточных ветров. В середине июня показатели не превышали +16°С.
Ключевые слова: Борис Чубаренко, природа, Балтийское море, погода.
Подписывайтесь на Калининград.Ru в соцсетях и мессенджерах! Узнавайте больше о жизни области, читайте только самые важные новости в Viber , получайте ежедневный дайджест главного за сутки в основном канале в Telegram и наслаждайтесь уютной атмосферой и фактами из истории региона — во втором телеграм-канале
Нашли ошибку в тексте? Выделите мышью текст с ошибкой и нажмите [ctrl]+[enter]
Комментарии
Обсуждайте новости Калининграда и области в наших социальных сетях
- На рабочей неделе в Калининградской области прогнозируют облачную погоду и до +23°С На рабочей неделе в Калининградской области прогнозируют облачную погоду и до +23°С
- МЧС предупреждает об усилении ветра в Калининградской области МЧС предупреждает об усилении ветра в Калининградской области
- Железнодорожный побил суточный температурный рекорд 1997 года Железнодорожный побил суточный температурный рекорд 1997 года
- Синоптики обещают тёплые и пасмурные выходные в Калининградской области Синоптики обещают тёплые и пасмурные выходные в Калининградской области
- На рабочей неделе в Калининградской области похолодает до +22°С На рабочей неделе в Калининградской области похолодает до +22°С
- Советск два дня подряд побил максимальный температурный рекорд Советск два дня подряд побил максимальный температурный рекорд
Источник: kgd.ru