Предлагаю Вашему вниманию обзор, посвящённый судостроительным заводам России. Заводы приведены в алфавитном порядке с указанием актуальных производственных программ. Небольшие заводы по строительству катеров, лодок и яхт в обзоре не рассматривались.
1. ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» (Санкт-Петербург)
Пограничный сторожевый корабль проекта 10410 «Светляк» (БО ФПС ФСБ)
Пограничные сторожевые катера проекта 12200 «Соболь» (БО ФПС ФСБ)
Пограничные сторожевые корабли проекта 22460 «Охотник» (БО ФПС ФСБ)
Патрульное судно ледового класса проекта 22120 «Пурга» (БО ФПС ФСБ)
2. ОАО «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург)
Дизель-электрические подводные лодки проекта 06361 (ВМС Вьетнама)
Дизель-электрические подводные лодки проекта 06363 (ВМФ)
Глубоководный спасательный аппарат проекта 18271 (ВМФ)
Спасательное судно «Игорь Белоусов» проекта 21300 (ВМФ)
3. ОАО «Амурский судостроительный завод» (Комсомольск-на-Амуре)
Корветы проекта 20380 (ВМФ)
Как строится подводная лодка
Суда снабжения проекта 22420
4. ЗАО «Ахтубинский судостроительно-судоремонтный завод» (Ахтубинск)
Нефтеналивной танкер проекта 52
5. ООО «Балтийский завод — судостроение» (Санкт-Петербург)
Плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) проекта 20870
Атомный двухосадочный ледокол проекта 22220
Дизель-электрический ледокол проекта 22600
Универсальный десантный корабль (ВМФ)
6. ООО «Верфь братьев Нобель» (Рыбинск, Ярославская область)
Несамоходные нефтеналивные баржи проекта ROB07
Танкеры-продуктовозы проекта RST25
7. ООО «Верхнекамская Строительная Компания» (Пермь)
Бункерные баржи проекта RDB 01.02.
Сухогруз проекта 17605
8. ОАО «Судостроительный завод «Волга» (Нижний Новгород)
Десантные катера проекта 11770 «Серна» (ВМФ)
9. ЗАО «Волжский судостроительно-судоремонтный завод»
(Волжский, Волгоградская область)
Танкер-продуктовоз проекта RST11
10. ОАО «Восточная верфь» (Владивосток)
Десантный катер проекта 21820 «Дюгонь» (ВМФ)
Противодиверсионные катера проекта 21980 «Грачонок» (ВМФ)
Пограничные сторожевые катера проекта 1496М1 «Ламантин» (БО ФПС ФСБ)
Пограничные сторожевые корабли проекта 22460 «Охотник» (БО ФПС ФСБ)
11. ОАО «Выборгский судостроительный завод» (Ленинградская область)
Дизель-электрические ледоколы проекта 21900М
12. ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» (Рыбинск, Ярославская область)
Большие гидрографические катера проекта 19920 (ВМФ)
Пограничные сторожевые катера проекта 12150 «Мангуст» (БО ФПС ФСБ, ВМФ, МВД и МЧС)
Пограничные сторожевые катера проекта 1496М1 «Ламантин» (БО ФПС ФСБ)
13. ООО «Судоверфь Дон-Кассенс» (Аксай, Ростовская область)
Танкеры-продуктовозы проекта RST05
14. ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» (Большой Камень)
Ремонт и модернизация АПЛ и ДЭПЛ ВМФ России
Танкеры проекта 00211
15. ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» (Северодвинск)
Ремонт и модернизация АПЛ и ДЭПЛ ВМФ России и ВМС Индии
Ремонт ракетного крейсера проекта 1164 (ВМФ)
Лоцмейстерское судно проекта Р1760М
Морозильные траулеры проекта 50010
Морской транспорт вооружения проекта 20180ТВ (ВМФ)
Морское судно обеспечения проекта 20183 (ВМФ)
16. Филиал ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» (Бывший СРЗ, Астрахань)
Ремонт кораблей и вспомогательных судов ВМФ России.
Спасательное буксирное судно проекта 22870 (ВМФ)
17. ОАО «Зеленодольский завод им. А.М.Горького» (Республика Татарстан)
Малые ракетные корабли проекта 21631 (ВМФ)
Противодиверсионные катера проекта 21980 «Грачонок» (ВМФ)
Пограничный сторожевой корабль проекта 22100 (БО ФПС ФСБ)
Транспортный плавучий док «Свияга» проекта 22570 (ВМФ)
Танкеры-продуктовозы проекта RST25
18. ОАО «Костромской судомеханический завод» (Кострома)
Пассажирские катера КС-110
Скоростные катера КС-701 (БО ФПС ФСБ)
19. ОАО «Костромской судостроительно-судоремонтный завод» (Кострома)
Буксир-толкач проекта 37
Нефтеналивной танкер проекта 52
20. ОАО «Завод «Красное Сормово» (Нижний Новгород)
Танкер проекта 19614
Танкеры-продуктовозы проекта RST27
21. ОАО «Красноярская судостроительная верфь»
Баржи-площадки проекта 0150/2907
Баржи-площадки проекта 82260
Танкер-бункеровщик проекта 00213
22. ОАО «Судостроительный завод «Лотос» (Нариманов, Астраханская область)
Сухогрузы проекта RSD49
Танкеры-продуктовозы проекта RST25
23. ОАО «Московский судостроительный и судоремонтный завод» (Москва)
Обстановочные суда проекта 3050
Обстановочные суда проекта 3050.1
Обстановочные суда проекта 3052
Рабоче-спасательные и разъездные катера проекта 21770
Прогулочно-экскурсионные суда проекта 23020
Грузопассажирское судно проекта 23021
24. ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод» (Шлиссельбург)
Многофункциональные аварийно-спасательные суда проекта MPSV07
Сухогрузы проекта RSD49
25. ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» (Бор, Нижегородская область)
Буксиры-кантовщики проекта TG04M
Обстановочные суда проекта BLV02
Рейдовые водолазные катера проекта А160
26. ООО «Озерная Верфь» (Laky Verf, Шлиссельбург, Ленинградская область)
Патрульные катера проекта 13М и 14М
27. ОАО «Окская судоверфь» (Навашино, Нижегородская область)
Морской транспорт вооружения проекта 20360 (ВМФ)
Танкеры — продуктовозы проекта RST27
28. ОАО «Судостроительный завод им. Октябрьской революции» (Благовещенск)
Большой гидрографический катер проекта 19920 (ВМФ)
Буксирный катер проекта 21700
Водолазные катера проекта 14157 (ВМФ)
Обстановочное судно проекта 3050.1
29. ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Ленинградская область)
Лоцманский катер проекта PI-22
Буксиры-кантовщики проекта RAscal 2000
Рейдовые буксиры проекта 16609
Рейдовые буксиры проекта 90600
Эскортные буксиры проекта ПЕ-65
Рыбопромысловое судно проекта PL-475
Суда комплексного портового обслуживания проекта СКПО-1000
30. ОАО «Порт Коломна» (Коломна, Московская область)
Баржи-площадки проекта 81109/06ПК
Сухогрузы проекта 559Б/14ПК
31. ООО «Рыбинская верфь» (пос. Судоверфь, Ярославская область)
Катера и яхты различных типов, в т.ч. катера «Лидер» для МЧС.
32. ООО «Самусьский судостроительно-судоремонтный завод» (Самусь, Томская область)
Обстановочные суда проекта 3050
Обстановочные суда проекта 3050.1
33. ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (Санкт-Петербург)
Большой разведывательный корабль проекта 18280 (ВМФ)
Корветы проекта 20380 (ВМФ)
Корвет проекта 20385 (ВМФ)
Фрегаты проекта 22350 (ВМФ)
Судно тылового обеспечения проекта 23120 (ВМФ)
34. ОАО «Производственное объединение «Севмаш» (Северодвинск)
Ремонт и модернизация авианосца проекта 11430 (ВМС Индии)
Ремонт и модернизация ТАРКР проекта 11442 (ВМФ)
Многоцелевые атомные подводные лодки проекта 885/885М
Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 955/955А (ВМФ)
Исследовательская атомная подводная лодка проекта 09852 (ВМФ)
35. ОАО «Сокольская судоверфь» (Сокольское, Нижегородская область)
Катер связи проекта 1388НЗ (ВМФ)
Судно-мишень проекта 436Б (ВМФ)
36. ОАО «Сосновский судостроительный завод» (Сосновка, Кировская область)
Морские накатные самоходные баржи проекта DCV47
Экологические суда проекта RT29
Скоростные патрульные катера проекта AM405S (ФТС)
37. ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» (Санкт-Петербург)
Базовый тральщик проекта 12700 «Александрит»
Изготовление надстроект из композитных материалов для корветов проекта 20380/20385
Буксиры-толкачи проекта 81
38. ООО «Судостроительная компания «ТКТ» (Набережные Челны)
Катера и яхты различных типов
39. ОАО «Хабаровский судостроительный завод» (Хабаровск)
Морской буксир проекта 22030 (ВМФ)
Рейдовые буксиры проекта ASD 2310
Пассажирское судно на воздушной подушке проекта СВП-50
Скоростное пассажирское судно проекта А45-2
40. ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (Калининград)
Фрегаты проекта 11356 (ВМФ России и ВМС Индии)
Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711 (ВМФ)
Океанографическое исследовательское судно «Янтарь» проекта 22010 (ВМФ)
Дизель-электрический ледокол с ассиметричным корпусом проекта Р-70202
41. ОАО «Ярославский судостроительный завод» (Ярославль)
Десантные катера проекта 21820 «Дюгонь» (ВМФ)
Морские буксиры проекта 745МБС (ВМФ)
Морское водолазное судно проекта SDS08
Обстановочные суда проекта SV2407
Танкеры-бункеровщики проекта RT18
Яхты проекта ST24М2
Для тех, кто пропустил: Авиационные заводы России
- На Амурском судостроительном заводе заложен корвет проекта 20380 для ТОФ
- Амурский судостроительный завод вывел корвет «Резкий» на швартовные испытания
- Корвет «Резкий» вышел на ходовые испытания
Вступайте в наши группы и добавляйте нас в друзья 🙂
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!
user78
13.03.13 17:07:03
Шикарный обзор! Россия по праву считается одной из ведущих судостроительных держав мира.
endeavor2
13.03.13 19:15:56
A_SEVER
13.03.13 19:20:29
Если быть объективным — нет, не считается. Есть куда расти!
user78
13.03.13 21:39:35
Если быть объективным — нет, не считается. Есть куда расти!
Не скромничай, смотря по каким параметрам смотреть. Очень мало стран в мире способны закладывать 21 военный корабль в год (и строить одновременно около 40 военных кораблей!), закладывать 5 крупных ледоколов в год, производить 28 танкеров/сухогрузов и около 90 других судов в год, производить дизельные подлодки и дизельные ледоколы, атомные подводные крейсера и атомные ледоколы, современные фрегаты и т.д. и т.п. При этом сохранить и развивать свою собственную конструкторскую школу, помогать тем же индусам проектировать и строить их корабли. Безусловно, ещё есть куда расти, но и сегодняшнее положение уже весьма весомое.
Отредактировано: user78~21:59 13.03.13
A_SEVER
13.03.13 22:20:25
Не скромничай, смотря по каким параметрам смотреть.
По любым — по числу, по тоннажу, по стоимости. Китай + Ю.Корея + Япония = 90% мирового судостроения!
Очень мало стран в мире
Но они есть! Другое дело, что среди нашего относительно небольшого (по мировым меркам) объёма есть суда или корабли сложные, наукоёмкие, а иногда и просто уникальные!
user78
13.03.13 22:25:02
Китай + Ю.Корея + Япония = 90% мирового судостроения!
Да, ты перечислил ещё 3 ведущие судостроительные державы помимо России. При этом Ю. Корея во многом скупила европейское судостроение.
Насколько я знаю, Ю.Корея и Япония не обладают технологиями атомного судостроения. Как надводного, так тем более подводного.
есть суда или корабли сложные, наукоёмкие
и это очень важно! Одну подлодку проекта 955А или 885М построить сложнее и дороже чем десяток гигантских океанских танкеров.
Отредактировано: user78~22:36 13.03.13
A_SEVER
13.03.13 22:33:26
ты перечислил ещё 3 ведущих державы помимо России
Ты не понял — оставшиеся 10% это все остальные страны мира, в т.ч. и Россия. При таком раскладе о каком лидерстве может идти речь?
Ю.Корея и Япония не обладают технологиями атомного судостроения
Да, не обладают! Но им это не мешает зарабатывать деньги!
user78
13.03.13 22:39:04
При таком раскладе о каком лидерстве может идти речь?
А я разве писал о лидерстве (1-е место) по зарабатываемым деньгам? Россия — одна из ведущих судостроительных держав по совокупности факторов (включая военное судостроение). Пока не супердержава, к сожалению. Но позитивные тенденции по возвращению лидирующих позиций есть!
В военном кораблестроении позиции России гораздо сильнее — Россия имеет 12% в мировом военном кораблестроении и занимает 2-е место после США. ОАО «ОСК» по объему выпуска продукции в военном кораблестроении занимает 7 место в мире. При достижении приемлемой конкурентоспособности судостроения, целенаправленном и комплексном планировании и управлении развитием в отрасли Россия в десятилетней перспективе может иметь долю в мировом судостроении в 3-5%, занимая 6-8 место по объемам судостроения. Причем этот рынок – только возврат российских заказчиков в страну. Реализация данной программы направлена на устранение данного недостатка в развитии отрасли.
(С) ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РАЗВИТИЕ СУДОСТРОЕНИЯ НА 2013-2030 ГОДЫ»
Отредактировано: user78~22:44 13.03.13
d-tatarinov
14.03.13 00:05:20
Военным судостроением рынок не ограничивается. А в гражданском пальму первенства держат Корея и Китай. И даже Турция.
user78
14.03.13 01:35:20
Военным судостроением рынок не ограничивается. А в гражданском пальму первенства держат Корея и Китай. И даже Турция.
Ничего, подвинем и этих азиатов с басурманами, дай срок!
d-tatarinov
14.03.13 01:45:06
Зачем? Ну, разве что чуть-чуть подвинем Те же бурурмане не умеют строить кораблики с неограниченным районом плавания в Арктике 😉
Отредактировано: d-tatarinov.livejournal.com~01:45 14.03.13
A_SEVER
14.03.13 01:50:13
подвинем и этих азиатов с басурманами
Нет, Китай нам уже не догнать, в т.ч. в кораблестроении — по числу корветов, фрегатов и эсминцев он уже нас обходит, и свой авианосец заложит раньше (если уже не заложил), тем более база для него уже построена. А Турцию пнём, факт!
user78
14.03.13 02:16:44
Нет, Китай нам уже не догнать, в т.ч. в кораблестроении — по числу корветов, фрегатов и эсминцев он уже нас обходит, и свой авианосец заложит раньше (если уже не заложил), тем более база для него уже построена.
важно и качество. Я почему-то не верю в «Великий Китай». Всё как-то искусственно у них, вторично, достижения ради достижений.
по числу корветов, фрегатов и эсминцев он уже нас обходит
А по крейсерам? 😉 Их новейшие эсминцы типа 052C примерно соответствуют по боевой мощи нашим фрегатам проекта 22350, а их фрегаты проекта 054 примерно соответствуют нашим корветам проекта 20385. По атомным подлодкам у китайцев как-то всё мутно, но сомневаюсь, что у них есть что-то по уровню технологий сравнимое с нашими 955А и 885М.
Отредактировано: user78~02:17 14.03.13
A_SEVER
14.03.13 02:57:07
Всё как-то искусственно у них, вторично, достижения ради достижений
За все сферы жизни говорить не буду, но ВМС НОАК развивается последовательно и динамично, и всё больше является образцом для подражания. С моей точки зрения, Китай строит очень сбалансированный флот и почти не допускает ошибок.
А по крейсерам?
Крейсеров у них нет. Но есть эсминцы 052D, у которых 64 ячейки УВП (у 22350 — 48).
фрегаты проекта 054 примерно соответствуют нашим корветам проекта 20385
054 крупнее и мореходнее 20385, и соотношение 16:1 не в нашу пользу. Дальнейшая перспектива обоих проектов пока не ясна — «Гремящий» может остаться в гордом одиночестве, а строительство фрегатов тип 054 может быть завершено, а может быть продолжено темпом 2-3 шт. в год.
По атомным подлодкам у китайцев как-то всё мутно
Особенно учитывая переход на АПЛ новых проектов — 095, 096 и 097, о ТТХ которых можно только гадать! И ещё — у Китая уже 3 ККС и один в постройке, а у нас пока даже проекта нет.
Источник: sdelanounas.ru
oleg_doren
Уж и не думал я, что по прошествии стольких лет я вновь пройду через проходные какого-нибудь режимно-секретного предприятия, но уже в роли простого смертного, гражданского лица без какой-либо формы допуска 🙂 И не какого-нибудь предприятия, а морской тематики — моей любимой. В общем, не знаю, какими правдами и неправдами, но повезло мне оказать на «Севмаше» в Северодвинске — в месте, где рождаются подводные лодки. На заводе, со стапелей которого сошла большая часть всех советских и российских подводных лодок, и где в настоящее время строятся самые современные субмарины проекта 955 «Борей». Хотите посмотреть?
Экскурсия на «Севмаш» — событие крайне маловероятное и редкое. «Северное машиностроительное предприятие» — режимное и секретное, попасть туда обычным способом можно только устроившись на работу и оформив соответствующую форму допуска, как минимум, 3-ю. Поэтому, сами понимаете, даже если день открытых дверей там и случается, то дальше административного корпуса людей «с улицы» никто не пускает. Но, несмотря на всю строгость пропускного режима, пресс-служба завода подводных лодок периодически идёт навстречу блогерам и устраивает блог-туры. К примеру, тот блог-тур, в котором я побывал, стал . вторым 🙂
Удача улыбнулась нам, только благодаря экспедиции «На Север!», которую мы организовывали в августе прошлого года. В общем, просто всё совпало — моё желание там оказаться, с одной стороны, и желание вновь увидеть в своих стенах блогеров, с другой. К нашей ульяновской экспедиционной команде присоединились блогеры из Архангельска, которые так же посчитали приглашение на экскурсию за большое везение и удачу.
И вот мы, в назначенный день и время, приезжаем в Северодвинск — северный центр судостроения и судоремонта России. Город двух заводов — «Севмаша», где строят корабли, и «Звёздочки», где их ремонтируют и утилизируют. Некогда закрытый город, куда до 1992 года попасть можно было только по спецпропуску.
Своё знакомство с заводом мы начали с подробного инструктажа, как нам можно себя вести за проходными, что можно фотографировать, а что нет, куда ходить, а куда даже не пытаться заглядывать. С самого начала нам рассказали, какие цеха мы сможем посмотреть. И даже учитывая, что ничего секретного нам в принципе не могли показать, увидели мы довольно много интересного. Традиционно, любая экскурсия по заводу начинается с его истории и музея.
Секретный монастырь
В марте 1936 года Правительственная комиссия определила площадку для строительства новой, самой мощной, верфи – территорию в районе Никольского устья реки Северная Двина. Единственным капитальным строением на болотистом берегу залива был заброшенный Николо-Корельский монастырь, постройки XVII века. Впервые монастырь упомянут в Двинской летописи 1419 года. А после 1917 года из монастыря были вывезены все культурные ценности.
Строители судовой верфи не разрушили монастырь по одной лишь причине — эти постройки были единственными на многие километры вокруг, и их использовали как жильё. Постепенно монастырь обрастал новыми цехами и корпусами «Севмаша». Таким образом, он и оказался запертым внутри — в бывших церквях ныне располагаются некоторые подразделения огромного завода. Несмотря на то, что часть монастырских зданий в 1990-е годы переданы церкви, православные верующие лишены возможности свободно посещать монастырь, так как предприятие режимное. В декабре 2009 года на Никольском соборе были установлены 5 новых куполов и крестов, вместо сгоревших от молнии в 30х годах.
В 1939 году на заводе был заложен первый корабль – линкор «Советская Белоруссия». К настоящему времени здесь построено 128 атомных подводных лодок – больше, чем на любой другой верфи мира.
Главный механический
Один из цехов, который нам разрешили посетить — главный механический, №4.
Здесь изготавливают огромные судовые подшипники, которые стали одним из брендов «Севмаша».
Подшипники являются одним из важных компонентов корабля. Упорный подшипник передаёт гидродинамическую нагрузку от винта на корпус корабля, то есть заставляет его двигаться.
Трудовые будни работников механического цеха:
Почему-то читается как «За всё ответит Жириновский». Суровая трудовая дисциплина.
С первого взгляда, оборудование цеха выглядит довольно устаревшим, однако уже сейчас идёт процесс его модернизации. К примеру, работает вот такой токарный станок «Boehringer VFD 1000 DUS».
Что нам скажет начальник транспортного цеха?
Мало кто знает, что протяжённость дорог «Севмаша», не считая железнодорожных путей, более 50 километров. Это около 550 дорожных знаков на всей территории завода, 314 транспортных средств в его гаражах. Всем этим управляет Автотранспортный цех №20.
В 2014 году цех отметил свой 75-летний юбилей. Главным событием праздника тогда стало открытие памятника легендарной полуторке ГАЗ-АА. Макет этой машины, с которой начинался автопарк завода, изготовили на заводе в масштабе 1:3.
История завода в одном кадре:
1:3, если кто не понял 🙂 Не пытайтесь повторить этот трюк у себя дома — застрянете 🙂
Железнодорожный цех
Несколько месяцев назад на завод приехали три новеньких вагона с «Уралвагонзавода» — событие для «Севмаша» не рядовое, поскольку срок эксплуатации у некоторых имеющихся вагонов заканчивается, и они не смогут больше выходить на пути общего пользования. А когда последний раз пополнялся парк, работники цеха вспоминают с трудом.
Заводские пейзажи
Комплексный обед в заводской столовой нам обошёлся примерно в 150 рублей.
Стапельный цех — место, где рождаются подлодки
К сожалению, посмотреть на стапельный цех №55 нам разрешили только снаружи. Сейчас в нём идёт строительство атомной подводной лодки стратегического назначения «Князь Владимир» (проект 955У «Борей-А»), относящейся к 4-му поколению.
Однако, как оказалось, в Сети довольно много фотографий стапеля с «Бореем» внутри:
(источник: flotprom.ru)
И еще у Олега kuleshovoleg есть небольшой рассказ про этот стапельный цех — посмотрите.
Темп постройки подводных лодок на «Севмаше» примерно такой:
в 2008-м спустили К-535 «Юрий Долгорукий», в 2010-м сошёл К-550 «Александр Невский» и К-560 «Северодвинск», в 2013-м — «Владимир Мономах». Сейчас строятся «Бореи»: «Князь Владимир», «Князь Олег», Генералиссимус Суворов и «Ясени»: К-561 «Казань», «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск». Заводские мощности загружены на полную мощь — на стапелях стоят сразу несколько лодок.
Легендарный 42й
24 сентября 1954 года на заводе, в цехе 42, была заложена первая советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол». Этот корабль стал третьим в мире подводным атомоходом.
Цех 42 единственный, где можно построить лодку от начала до конца. Нужны лишь заготовки металла для сборки корпуса и оборудование для монтажа. Все остальное — сварка корпуса, монтаж труб и оборудования, пусконаладочные работы, испытания систем могут сделать специалисты 42го.
Здесь же, на стенде сборки активных зон реакторов, создают атомное сердце всех построенных на «Севмаше» кораблей. Есть док-камера для испытания отсеков наружным давлением и две камеры электронно-лучевой сварки.
Делали тут и опытные батискафы, и башни для перегонки нефти, и даже конструкции для исследования космоса.
От входа в 42й корпус хорошо видны стоящие у причала подводные крейсеры «Акула» — самые большие лодки в мире. Но фотографировать их запрещено. Хотя бы так, издалека, но я их увидел «вживую». Мечта сбылась на 90%. Оставшиеся 10 — на её посещение, когда-нибудь.
Надеюсь.
По-моему, прекрасная экскурсия получилась. «Севмаш», спасибо!
Еще про подводные лодки:
Источник: oleg-doren.livejournal.com
Россияне ускоряют процесс строительства атомных подводных лодок
Новую технологию внедрят в первую очередь на «Севмаше» в Северодвинске. Его пресс-служба сообщила о подготовке к применению блочно-модульной технологии строительства атомных подлодок. Это соответствует практике, в соответствии с которой перед запуском производства нового поколения кораблей судостроительное предприятие, получившее такое задание, готовит необходимую техническую и организационную базу.
Выбор «Севмаша» совершенно естественен, поскольку это единственное место в РФ, где создают стратегические атомные подлодки. В Северодвинске в целом построено 133 таких корабля, а еще четыре проходят сейчас испытания перед их передачей ВМФ. На предприятии по мере запуска очередных проектов уже неоднократно производилось обновление оборудования. Первой масштабной модернизацией россияне называют ту, которую провели в 1970-е годы, когда началась подготовка к строительству подводных лодок третьего поколения проекта 941 «Акула». Это были самые крупные субмарины, когда-либо создававшиеся в мире.
Для лодки длиной 175 и шириной 23 метра с подводным водоизмещением в 48 тысяч тонн пришлось строить специальный стапельный цех (№ 55) невиданных прежде размеров. Серьезных изменений в оборудовании верфи и технологии строительства потребовала также реализация проекта по строительству многоцелевых подводных лодок проекта 971 «Щука» с подводным водоизмещением в 12 770 тонн.
Сейчас россияне все более открыто говорят о том, что после распада СССР процесс внедрения технологических новинок на «Севмаше» серьезно замедлился, а поэтому в этой сфере они стали отставать от западных стран. Для того чтобы преодолеть отставание в Северодвинске решили внедрить те же методы, которыми пользуются американцы, французы и британцы при строительстве своих подлодок типа «Вирджиния», «Сюффрен» и «Астьют» соответственно.
Россияне планируют собирать свои субмарины, соединяя блоки, уже оснащенные оборудованием и инженерными системами (кабели, трубопроводы). Как сообщает «Севмаш», «использование блочно-модульной технологии позволит снизить трудоемкость и сроки строительства атомных подводных лодок».
Она придет на смену модульно-агрегатному методу, который в свое время считался очень прогрессивным и был внедрен при строительстве подлодок третьего поколения проектов 941 и 971. Заключался метод в том, что с корпусно-сварочного производства на стапель доставлялись блок-секции, где они собирались в блоки, далее проводились гидравлические испытания, а потом их разделяли вновь. В подготовленные секции монтировались не отдельные устройства, а модули с трубопроводами и электрооборудованием. Сейчас такая методика считается устаревшей и слишком затратной. Блочно-модульная технология дает возможность сократить время пребывания подлодки в стапельном цеху, поскольку оборудование отдельных блоков будет производиться параллельно с корпусостроительными работами в специальных цехах.
Исследования, связанные с применением этой технологии, как сообщается, ведутся на «Севмаше» с 2016 года. Именно тогда там была создана специальная рабочая группа, в состав которой вошли помимо северодвинских специалистов представители конструкторских бюро «Рубин» и «Малахит» из Санкт-Петербурга, где создают проекты всех строящихся в России подводных лодок. Пока подготовка сводится к модернизации оборудования предприятия и созданию новой инфраструктуры. Россияне сообщают, что понадобится также «выстроить новую логистику поставок оборудования и услуг». Задача будет тем более сложной, что новую технологию планируется использовать в том числе при строительстве уже запущенных в серийное производство подлодок проекта 955А «Борей-А».
Строительство последних четырех заказанных «Бореев» началось в 2014 (две), 2015 и 2016 годах. Вполне вероятно, что новые технологии производства будут внедряться не на них, а на следующих двух экземплярах (возможно, это будет «Борей-Б»), которые планировалось заложить уже в мае 2020 года. Это событие, однако, откладывается. Также затягиваются работы по созданию атомных подводных лодок пятого поколения.
Совершенно иначе ситуация выглядит в США, которые вкладывают все больше средств в проект новой стратегической подлодки типа «Колумбия» (ее строительство должно начаться в 2021 году). Тот же процесс идет во Франции, которая находится в выгодном положении, поскольку она только что завершила подготовку к передаче на вооружение многоцелевой субмарины «Сюффрен» нового поколения (проект «Барракуда»), так что у нее есть все необходимые для производства условия и специалисты.
Россияне об аналогичных программах говорят очень редко или ничего. Пока в России царил застой, американцы успели очень высоко поднять планку. В частности, реакторная установка их «Колумбии» не потребует перезарядки в течение всего срока службы (более 40 лет). Такие технологии россиянам пока недоступны. Они, правда, говорят, что когда началось серийное производство подлодок «Борей-А», российские конструкторские бюро в сотрудничестве с ВМФ приступили к опытно-конструкторским работам, но пока они заключаются в формулировке требований и способов их внедрения на будущей субмарине.
Производство атомных подводных лодок пятого поколения планируется начать после строительства трех кораблей проекта 955 «Борей» и пяти — проекта 955А «Борей А». России придется совершить гигантский технологический скачок, поскольку эти субмарины сложно назвать новаторскими. Разумеется, «Борей» производит впечатление: он имеет подводное водоизмещение в 24 тысячи тонн, длину 170 и ширину 13,5 метров, может развивать подводную скорость до 29 узлов (надводную — до 15). В его арсенал входят 16 межконтинентальных баллистических ракет «Булава» (каждая может нести 6-10 ядерных боеголовок), однако проектировать эти подлодки начали в конце 1980-х, а к строительству первой («Юрий Долгорукий») приступили почти четверть века назад, 22 ноября 1996 года.
Более того, их производство оказалось сложным, о чем свидетельствует тот факт, что ВМФ получил «Юрия Долгорукого» лишь 10 января 2013 года. У экипажа возникли с этой лодкой проблемы, которые осложнили процесс принятия ее на вооружение. Тем временем успела произойти технологическая революция в электронных и компьютерных системах, так что практически каждая субмарина этого типа получает свое оборудование и даже системы вооружения.
Сейчас весь этот «винегрет» россиянам придется привести в порядок в условиях дефицита финансовых средств. Без технологических изменений создание новых стратегических подлодок невозможно, что Россия прекрасно понимает.
Комментарии читателей:
Obserwator
Зачем им столько техники? Ведь никто не собирается на них нападать.
Stary Grzyb
Должны появиться новые танки, истребители пятого поколения, тяжелые транспортные самолеты, новые ракеты (разумеется, гиперзвуковые), стратегические подводные лодки и много, много чего еще… Пусть братья-россияне стараются внедрить их одновременно, не считаясь с расходами, что в условиях растущего дефицита финансов, а также усиления зависимости экономики и бюджета от продажи сырья, в первую очередь нефти и газа, приведет к исключительно великолепному коллапсу. Лишь бы, дай бог, побыстрее.
Ncd
Оружие, которое производит отсталая коммунистическая промышленность, не только гораздо менее совершенно, чем продукция западных компаний, у него еще выше себестоимость.
HeHe
Вот почему тогда турки купили С-400, которые «гораздо хуже и дороже» комплексов «Пэтриот», зная, что для них это будет означать исключение из программы «Ф-35»!
Yar
Они люди простые. Кто покупает российское оружие? Те, кто не может позволить себе купить западное, или те, для кого западные аналоги слишком сложны.
Dalej patrzący
От «Борея-Б» отказались в 2018 году, а он должен был иметь более современное оборудование и средства снижения шума. То есть Кремль решил пожертвовать стратегическим «завтра» в среднесрочной перспективе ради сохранения оперативно «сегодня». Значит, он также сознательно отказывается от долгосрочной гонки на стратегическом уровне в первой лиге (сверхдержавы плюс Великобритания и Франция), по всей видимости, по финансовым причинам.
FR technologiczne imperium
Россия не располагает таким бюджетом и такими специалистами, как СССР. Единственное, что осталось прежним — это амбиции, которые подталкивают россиян заниматься проектами, вроде Су-57 или Т-14 «Армата». Это отнюдь не то, что революционные по своим временам МИГ или Т-62. России придется отказаться от соревнования в военной сфере с США и Китаем, иначе она надорвется.
Источник: www.atomic-energy.ru