В штормовую погоду 1 ложатся в дрейф, чтобы переждать шторм под глухо зарифленными или штормовыми парусами.
Ложатся в дрейф, делая поворот оверштаг, во время которого грот или трисель подбирают к диаметральной плоскости (ДП), а стаксель оставляют на прежнем галсе. В результате, стаксель не дает яхте возможности приводиться, а грот или трисель — уваливаться, грот движет ее вперед, стаксель — назад. При этом яхта дрейфует, имея медленное поступательное перемещение, параллельное ДП.
В зависимости от силы ветра скорость дрейфа составляет 1,5—2,5 уз. Тягу шкотов регулируют на каждой яхте по-своему. Одни требуют туго выбранного гика-шкота (трисель-шкота) и мало выбранного стаксель-шкота, другие наоборот.
Хорошо отцентрованная яхта во время дрейфа не нуждается в работе руля и не принимает волн на палубу. Следует иметь в виду, что шкоты при сильном ветре выбирают меньше, чем обычно.
Шторм . Как себя вести .
Информация об изображении
Лежание в дрейфе под триселем и стакселем
На иолах и кечах лежат в дрейфе под гротом (грот-триселем) и стакселем или под стакселем и бизанью. На сильном волнении целесообразнее держаться под триселем, а не под гротом (даже глухо зарифленным), так как высокая волна грот закрывает, а высоко поднятый трисель всегда имеет ветер. Имеет значение и масса грота-гика, увеличивающая размахи качки.
Яхта после регулировки тяги шкотов дрейфует, совершая периодические восхождения (приведения) и нисхождения (уваливания) при закрепленном на ветер пере руля.
Лежание в дрейфе обычно осуществляется под курсовым углом в 50—70° относительно направления ветра и движения волн. Курсовой угол измеряют между ДП яхты и направлением, откуда идут волны, а не по фронту их движения.
При лежании в дрейфе с потерей хода уменьшается воздействие волн — качка ослабевает и волны, сглаженные корпусом, не обрушиваются на палубу.
При расчете предстоящего дрейфа и его направления необходимо оценивать навигационную обстановку, учитывать течения вблизи береговой полосы. При приливе надо держаться течения, параллельного берегу, а при отливе использовать его для удаления от береговой черты. Чтобы не подвергаться воздействию высоких волн при дрейфе необходимо избегать участков акватории с малыми глубинами, а также изобат с большим перепадом глубин. Особой опасностью отличаются участки моря, где волны взаимодействуют со встречным течением. При этом значительно увеличивается крутизна волн и образуются очень опасные для любых яхт волны с необычайно крутым передним склоном.
Информация об изображении
Киса в роли паруса
Для уменьшения дрейфа к наветренному (опасному) берегу поступают так. Немного потравливают шкот вынесенного на ветер стакселя; получив ход, правят в бейдевинд и постепенно выбираются на ветер. В этом положении яхта, имея небольшой ход, не подвергается сильному воздействию волн и не испытывает перенапряжения в связях корпуса.
Управление лодкой ПВХ на волне
Дрейфуют под рангоутом, когда дрейфовать под парусами становится невозможным. Убираются паруса, яхта предоставляется воле ветра и волн. При этом она обычно занимает положение под некоторым углом по отношению к ветру и волнению. Этот угол зависит от архитектуры яхты и расположения центра парусности (ЦП) вооружения.
Шлюпы с мачтой, расположенной в носовой трети длины яхты, обычно разворачиваются относительно линии ветра под углом 100—115°. Приняв это положение, они обычно забирают ход, что снижает эффективность дрейфа. Поэтому судно стараются провести к ветру на меньший угол — в 70—00°. Добиваются этого с помощью перемещения ЦП в корму.
Для этого достаточно поставить дополнительную парусность, разместив ее на корме. На шлюпе роль импровизированного паруса может сыграть даже парусная киса, растянутая между ноком гика и ахтерштагом. На двухмачтовых яхтах подобную парусность можно создать малой штормовой бизанью со взятыми рифами.
Отношение к плавучим якорям за последние двадцать лет заметно изменилось. По современным взглядам их применение не только лишено здравого смысла, но отдача его с носа яхты даже опасна.
Известно, что все яхты, стоящие на обычных донных якорях, отданных с носа, рыскают при свежем ветре и волнении. Такое же явление наблюдается и при «стоянке» на плавучем якоре: яхта никогда не удерживается в положении левентик. Яхта при дрейфе перемещается задним ходом, вследствие этого точка приложения гидродинамической силы перемещается ближе к корме.
Точка приложения лобового сопротивления расположена ближе к носу — на мачте. Обе силы, приложенные в этих двух точках, разворачивают яхту, а плавучий якорь, не следуя этому движению, создает косо направленную тягу, способствующую рысканию яхты и рывкам. Так как малый плавучий якорь не эффективен, обстоятельства принуждают прибегать к якорю большого размера, но в этом случае яхта будет испытывать динамические нагрузки, опасные для якорного устройства. Кроме того при дрейфе задним ходом может быть поломано перо руля. Поэтому при уходе со штормом лучше отдавать плавучий якорь с кормы, комбинируя с буксированием кормовых тросов.
Постановка яхты на якорь для пережидания шторма целесообразна лишь на закрытой от ветра и волнения акватории.
Морская практика учит, что стоянка яхт на якоре у наветренного берега опасна. Многочисленные примеры свидетельствуют, что в свежую или штормовую погоду яхты при этом вскоре могут быть выброшены на береговую полосу, несмотря на отдачу второго якоря и принятие всех мер, увеличивающих держащую силу якорей.
Важно отметить, что даже самая крупная яхта не имеет якорных устройств, способных выдержать рывки якорной цепи на крупной волне, вредно отзывающиеся на связях корпуса. Однако чаще рвутся якорные цепи. Были случаи отрыва рогов якоря, отданного на каменистом грунте, а на одной из яхт вырвало носовой клюз и цепь пропилила на волнении три пояса наружной обшивки.
Постановка на якорь при сильной волне у наветренного берега может стать последним средством спасения яхты, лишившейся возможности маневрировать из-за потери мачты. Такая стоянка не может быть долговременной, но она дает время для сооружения фальшивой мачты с тем, чтобы под нею уйти в море.
Пример хорошей морской практики показал экипаж английской яхты, попавшей в беду в Ла-Манше. Яхта из-за аварии была залита водой. Для спасения судна решено было выброситься на наветренный берег. Участок выбранного берега был пологим и чистым. На отданном якоре яхта постепенно дрейфовала к полосе прибоя.
Задев несколько раз грунт килем, она остановилась на метровой глубине, и экипаж благополучно выбрался на берег. Яхта длиною 10,7 м была вытащена на берег, а затем доставлена на трейлере в свой яхт-клуб. Этот пример показывает, что хорошо продуманная выброска на безопасную черту берега является в особых случаях эффективным средством спасения.
Представляют интерес собранные английским яхтсменом Джимми Корнеллом сведения о тактике борьбы со штормом, которой придерживались бывалые капитаны яхт при плаваниях и гонках в открытых морях и океанах. Он запросил мнения пятидесяти кругосветников.
Это необычное интервью охватывает главным образом мероприятия по управлению яхтами в тяжелую штормовую погоду. Корнелла интересовало: при какой силе ветра яхты штормовали на попутной волне, уходя от шторма? когда ложились в дрейф? когда предоставляли яхте самой бороться со штормом?
Большинство капитанов ответили, что при попутном ветре и имея впереди достаточный запас акватории они при силе ветра в 7 баллов продолжали следовать своим курсом.
При усилении ветра до 8 баллов более половины опрошенных капитанов уходили со штормом под рангоутом. Принятие решения убрать паруса зависело от мореходных качеств яхты и состояния моря.
Для безопасности и снижения скорости судна использовали буксирование тросов (см. «КЯ» №111). Некоторые капитаны буксировали находящиеся на борту старые автопокрышки. При ветре в 12 баллов один из капитанов буксировал на тросе длиною 25 м автопокрышку и тем самым добился снижения скорости яхты с 6 до 4 уз. Благодаря этому, считал он, ему удалось избежать опасности накрытия кормы попутной волной и он имел возможность контролировать курс.
Характерно, что из полусотни яхт лишь одиннадцать имели на борту плавучий якорь и лишь на четырех из них он был применен. Один из одиночников применял плавучий якорь для снижения хода, стравив его с кормы.
При встречном ветре и вблизи побережья большинство капитанов предпочитали ложиться в дрейф под парусами.
На 13 яхтах ложились в дрейф под полным или зарифленным гротом, а на десяти других держались под гротом и малым стакселем. На большинстве кечей дрейфовали под малым стакселем и зарифленной бизанью и лишь на одной яхте — под одной бизанью.
Часть капитанов при усилении ветра более 7 баллов убирали паруса и предоставляли своим яхтам самостоятельно бороться со стихией.
Большинство капитанов считали, что лежание в дрейфе более безопасно, чем штормование на курсе фордевинд с попутной волной (из-за возможности опрокидывания и поломок рулей), но в экстремальных условиях погоды все капитаны предпочитали убрать паруса и дать возможность самим яхтам самостоятельно бороться со штормом, занимая произвольное положение относительно ветра и волнения. В этом случае они были единодушны.
Источник: www.barque.ru
Водные виды спорта → купил байдарку ильмень кто подскажет .
Кто подскажет если попасть на ней в шторм то какие шансы доплыть до берега? (До берега километра 4 допустим?) Я просто в этом деле начинающий и еще только так сказать привыкаю к новому плавсредству. Хочу на ней плавать на острова в финском заливе.До них как раз около 4 км.
- 0
- Ljhsyz_ivanov
- 28 октября 2014, 11:34
Комментарии ( 16 )
- Yaroslav_Antipov
- 28 октября 2014, 11:39
- v
- 0
Роман, еще до того, как более вам подскажут опытные пользователи «Ильменя», осмелюсь дать один совет (хотя сам я чайник))).
Не стоит сразу ходить на серьезные водоемы на незнакомом судне. Лучше сделайте несколько выездов на небольшие озера вроде Кавголовского, где, с одной стороны, есть ветер и волны (начинающим вроде нас с вами вполне хватит), а с другой — вероятность попасть в серьезную переделку мала.
К тому же такие плавания помогут вам лучше понять возможности своей лодки.
Пусть, если я ошибся, опытные товарищи меня поправят))
свернуть ветку
- Dmitriy_Pavlik
- 28 октября 2014, 11:40
- v
- 0
А так же добавлю, попробуйте перевенуться на ней не далеко от берега (н так чтобы ноги не доставали дна) и отработать свои действия в этой ситуации.
Я на Т3 пробовал без груза — не получилось.
свернуть ветку
- Alekhandro_Timofeev
- 29 октября 2014, 20:16
- v
- 0
Как владелец Ильменя скажу. Остойчивость у него ого-го, с Тайменями и т.п. не сравнить. Купаемся с него и забираемся через борт. Однако и то верно, что не стоит сразу в море ходить. Утонуть он конечно не утонет, но представь, что даже поставив его на киль каково грести будет, а отчерпаться.. ведь шторм, волна.
А если еще вода холодная.. Вобщем с головой надо все делать, удачи, собрат по Ильменю 🙂
свернуть ветку
- Ivanesko_Morev
- 29 октября 2014, 23:48
- v
- 0
Попадал на Ильмене в шторм в 3 км от одного, в 9 км от другого берега.
Выжили чудом.
На сильном ветре при неправильной погрузке неуправляем.
Фартук и юбки обязательны.
Тренировка у берега действий при киле — ОБЯЗАТЕЛЬНА.
При хождении на просторах озаботься рулем.
свернуть ветку
- Ivanesko_Morev
- 30 октября 2014, 20:20
- v
- 0
Из личного опыта: волна озерная 1,3 м , даже обваливающаяся — переносится легко (при наличие фартука и юбок.)
На море (Таманский залив) с аутригерами, с фартуком, с заглушенным передним очком и открытыми средним и задним очками, под парусом, встречал волну 2,5 м. выдержал 2 волны с промежутком в 15-20 минут ( остальное время волна была 1,5-1,7 м).
Третья бы была последней, вовремя слиняли за укрытие.
свернуть ветку
- Yaroslav_Antipov
- 30 октября 2014, 20:55
- v
- 0
Денис, а что за укрытие в море? Остров, наверное?
А вообще, с трудом представляю себе байдарку на волне 2,5 метра. Разве что если волна пологая.
свернуть ветку
- Ivanesko_Morev
- 30 октября 2014, 21:25
- v
- 0
Волна была типа озерной — дело было в Таманском заливе, в прошлый декабрь.
Фотоотчет в альбомах..
Я то же с трудом представляю: до сих пор страшно!
Мы в эту волну не ходили — спасались.
По доброй воле повторять не желаю.
:)))
А укрытие — два сейнера за молом в станице Тамань.
Нас там та-акое течение подхватило — кошмар! Чуть под сейнера не затащило. Мачта в швартов уперлась.
Кстати, после второй волны («Три сестры») мы сидели в воде по самое нехочу, 10 см от бортов осталось.
Держались за счет герм, аутригеров, поддувов и бочек.
свернуть ветку
Теперь я понял. Большие расстояния вдалеке от берега надо проходить с аутригерами и фартуком. Правда эти аутригеры имеют большую парусность в ветер. Тяжеловато гребсти (когда ветер в лоб). Как то раз я попробовал со штатным тритоновским парусом один без груза и с компаньеном и небольшим грузом.
Один плыл по несильному иногда порывистому ветру хорошо(байда слушалась руля хорошо) , а второй вариант неудачно ветер сильный порывистый мы сидели я на корме к. сидел на носу осадка получилась равномерная и руль сидел неглубоко в воде (в первом варианте вместо к. я ложил камень чтобы байда не рыскала осадка была на корму и руль сидел в воде нормально ) байда повела себя как неуправляемое бревно парус мы сняли прямо на воде. В сильный ветер на ильмене мне показалось идти тяжело.
Парусность у него большая. Продолжаю изучать свой ильмень а точнее его свойства на большой воде. Был бы признателен если бы кто посоветывал как правильно ходить на байде под парусом и регулировать пузо паруса. Кстати в тот раз я потерял лату. И парус мы больше уже без латы не ставили.
свернуть ветку
- Ivanesko_Morev
- 30 октября 2014, 22:25
- v
- 0
Без латы парус перестает работать.
Посадка в Ильмене с аутригерами матроса — на борт с центре.
Кстати, для Ильменя перо руля увеличивать обязательно, хотя бы в 2 раза и в глыбь.
:)))
Пузо регулируется оч. сильной набивкой оттяжек.
Если сил не хватает — поставь маленькие блочки из хозтоваров, 15-20р-р
Далее регулировка идет натяжением браса вниз.
Ну и потренироваться.
Моя летает как ласточка, куда там таймешкам!
свернуть ветку
- Ivanesko_Morev
- 30 октября 2014, 23:59
- v
- 0
Сам же сажусь на деку: изображаю задницей дополнительный брызгоотбойник.
:)))
Опять же в ногах места больше.
свернуть ветку
- Yaroslav_Antipov
- 31 октября 2014, 16:51
- v
- 0
Полезность аутригеров без парусного вооружения представляется мне сомнительной, т.к. они снижают и без того невысокую скорость «Ильменя», что не позволит в случае чего быстро смыться.
- Ivanesko_Morev
- 31 октября 2014, 19:54
- v
- 0
Нет, не ошибаешься.
Есть компромис: для волн и открытого моря без паруса аутригеры нужны в три раза меньшего объема и достаточно однобалочной системы.
Ставятся они выше, низом на уровень 5-7 см ниже борта. Не мешают грести, не касаются воды, не парусят, легко снимаются-ставятся, места собранные не занимают.
Но поддержат на сильной волне.
Для паруса как-то не очень.
Короче, нужно выбирать.
Или придумать быстро наполняемые-сдуваемые-и-ужимаемые аутригеры.
. ну, от портативного баллона с сжиженым газом, напримет.
Или просто с другими патрубками, 20мм в диаметре и длинными, один к матросу, другой к капитану выведенные.
А балки с петлями, складывающиеся в центр.
:)))
свернуть ветку
Спасибо за подсказку про парус. Хочу задать про парус еще один вопрос. Под каким максимальным углом к ветру можно идти со штатным парусом 3,5 м и как его можно доработать самостоятельно чтоб увеличить этот угол? Кстати никто не засекал скорость под парусом максимальную? А шверт он действительно реально помoгает?
свернуть ветку
- Ivanesko_Morev
- 31 октября 2014, 23:23
- v
- 0
:)))
За счет шверта против ветра и ходим, собственно.
:)))
Максимальную скорость ильмешка под парусом (засеченную) давал 13,2 км/ч.
В этом году мы с Вадимом Нестреляем разогнались до 16,2, но за вычетом скорости реки вышло опять что-то около 13 км/ч.
К ветру ходили и до 70 гр (на глаз), но чуть вытаскивались, еле шли.
Нормально идет около 60 гр, эдо здорово, не надо комплексовать — не яхта все-таки .
Что доработать? Поставить нормальные шверцы, гладкие, острые, ассимметричные, с изменяемым углом атаки, правильной формы.
Заменить руль с листа на объемный каплевидный правильной же формы.
Тем самым можно уменьшить лобовое сопротивление в два раза.
Вместо аутригеров вынести в стороны балки для удобства откренивания (упираться руками, перенося на балку вес)
Ну и научиться правильно угадывать ветер.
И матроса поопытней, что б откренивал вовремя!
На счет максимального угла к ветру — лучше почитать учебник по парусному спорту. Тогда станет ясно, что угол между направлением ветра и направлением лодки — штука не важная. Важна составляющая скорости в направлении против ветра. От нее зависит, насколько быстро можно двигаться против ветра.
А так, можно хоть прямо против ветра поставить байдарку, двигаться в ту сторону она от этого не будет. Оптимальные значения вымпельного ветра при лавировке много меньше, чем 70 и даже 60 градусов. Самоучки стараются идти как можно круче, при этом их сильно валит, ветер воет, мачта гнется, вода плещет — в общем, ощущений масса. Опытные парусники при этом ходят туда-обратно почти в полветра, при этом гораздо быстрее продвигаясь в нужном направлении.
свернуть ветку
- Ivanesko_Morev
- 01 ноября 2014, 19:52
- v
- 0
Скажем так, 60 гр — оптимум.
Источник: sportonline.biz
Идём в шторм. Часть 3
Продолжаем экспериментировать в Черном море на Ярославце (проект РМ-376). Выходим в точки для проведения работ. Обратите внимание на РАДУГУ с правого борта после дождя.
Комментариев нет.
Следующее
Идём в шторм. Часть 4
от Бывалый 2 года назад 80 Просмотры
Филиппины. заключительная часть. рассказываю как попал в шторм на обратном пути
от 2 года назад 85 Просмотры
Прошли шторм на Волге и узнали тайну пещеры Братьев Греве. Маршруты Самарской Луки| Часть 1
от 2 года назад 110 Просмотры
ПЕРЕХОД ЖУКОВСКИЙ — КИМРЫ/ЧАСТЬ 1-Я — ИДЁМ НА МОСКВУ.
от Бывалый 2 года назад 61 Просмотры
Идем в шторм вдоль Майорки под флагом Святителя Николая Чудотворца
от 1 год назад 42 Просмотры
ШТОРМ В МОРЕ ! РАБОТА КАПИТАНОМ ! КАК МЫ СПАСАЛИ КАТЕРА В ШТОРМ ! / STORM AT SEA ! WORK AS A CAPTAIN
от Бывалый 1 год назад 52 Просмотры
РЕМОНТ HONDA BF135A/ЧАСТЬ 1-Я/ИДЁМ ПО СЛЕДАМ БЕНЗИНА!
от Бывалый 1 год назад 97 Просмотры
Необузданная стихия. Большой Океанский шторм. Корабли выжившие в Шторм. Ocean storm. Морской шторм
от Бывалый 2 года назад 118 Просмотры
Идём в шторм. Часть 5
от Бывалый 2 года назад 84 Просмотры
Идём в шторм.
от Бывалый 2 года назад 65 Просмотры
Просто сплав по реке | Один на реке — путешествие продолжается.
от Фомич 2 года назад 693 Просмотры
Сплав по реке Иртыш на надувной лодке или «Веселые весла»
от Бывалый 2 года назад 662 Просмотры
Отдых на Волге. Путешествие на парусной яхте. Лучший фильм.
от Бывалый 2 года назад 696 Просмотры
КАК Я СНИМАЮ ВИДЕО В ОДИНОЧКУ в путешествиях и не только | От автора ОДИН НА РЕКЕ
от Фомич 2 года назад 697 Просмотры
КАК БЫСТРО Швартовать Катер?
от Бывалый 2 года назад 611 Просмотры
Селигер. Походы на лодке (яхте, катере) и обучение судовождению
от Бывалый 2 года назад 556 Просмотры
Один на реке 2019 | Роман Шкловский
от Бывалый 2 года назад 768 Просмотры
Рыбалка на Хопре 2020 | ОДИН НА РЕКЕ
от Фомич 2 года назад 589 Просмотры
Путешествие под парусом! Жизнь на яхте!
от Бывалый 2 года назад 564 Просмотры
Все самые популярные каютные и кабинные катера. Quicksilver и другие. Обзор, часть 1.
от Бывалый 2 года назад 732 Просмотры
Добавить в плейлист
К сожалению, только зарегистрированные пользователи могут создавать списки воспроизведения.
Поделиться
Идём в шторм. Часть 3
Продолжаем экспериментировать в Черном море на Ярославце (проект РМ-376). Выходим в точки для проведения работ. Обратите внимание на РАДУГУ с правого .
Опубликовать в социальную сеть
Поделиться видео
Russian
- Albanian
- Amharic
- Arabic
- Brazilian
- Bulgarian
- Croatian
- Danish
- Deutsch
- English
- Farsi
- Français
- Georgian
- Greek
- Hebrew
- Italian
- Lithuanian
- Nederlands
- Polish
- Portuguese
- Română
- Serbian
- Slovak
- Spanish
- Swedish
- Türkçe
- Thai
Источник: boat-yacht.ru