1 июля на борту атомной подлодки АС-31 «Лошарик» произошел пожар во время батиметрических измерений — изучения рельефа дна Баренцева моря. Из-за отравления продуктами горения погибли 14 моряков, 4-5 выживших были госпитализированы в военно-морской клинический госпиталь Североморска (Мурманская область). Три дня спустя после ЧП на «Лошарике» министр обороны Сергей Шойгу доложил президенту Владимиру Путину, что причиной аварии стал пожар в аккумуляторном отсеке подлодки, «получивший некое распространение». «Лента.ру» пообщалась с офицерами-подводниками и выяснила их мнение о трагедии в Баренцевом море.
«Если на глубине что-то случается — спасения нет»
Валерий Кулаков, офицер-подводник Военно-морского флота СССР, Герой Советского Союза:
АС-31 — аппарат, по официальной версии созданный для обследования дна мирового океана на больших глубинах, более двух тысяч метров. А военные задачи — это не для разглашения, это за гранью секретности. Сами видите, какой экипаж [у «Лошарика»] — одни военные, старшие офицеры, люди специально подготовленные, высококлассные специалисты.
🔥 СЕЙЧАС! ГОРИТ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА РФ!
Материалы по теме:
Тайна «Лошарика» Что известно о секретной атомной подлодке, на которой погибли 14 моряков
2 июля 2019
Шойгу назвал причину трагедии на глубоководном аппарате Что привело к гибели 14 российских офицеров-подводников на «Лошарике»
4 июля 2019
Что могло послужить причиной возгорания, сказать не могу. Я сам плавал на таких средствах и Героя Советского Союза получил за это. Говорят, загорелась аккумуляторная батарея, но я как специалист не представляю, как это могло случиться и от чего. Возможно, это не очень точная версия.
На таких аппаратах не было подобных ЧП, это первый случай — так, чтобы с гибелью большого количества людей, причем специалистов. Они как космонавты — недаром называются гидронавты: специально подготовленные, сродни космической профессии, только не в небе, а на больших глубинах в океане. И если с ними на глубине что-то случается, как у нас всегда говорили — спасения в принципе нет.
Любая авария, даже протечка воды, — это страшно. А пожар — самое опасное ЧП у подводников. На борту есть средства тушения, но огонь очень быстро распространяется и съедает кислород, что ведет к гибели личного состава.
На подводных аппаратах есть средства индивидуальной защиты, маски, патроны, которые позволяют дышать в дыму, но они не совсем эффективны, скорее для самоуспокоения, ведь объем маленький, а людей много. В случае пожара они не спасут. Точно так же — если начнет поступать вода, ты не спасешься, утонешь вместе с аппаратом. Любая микротечь приводит к большой протечке воды. На больших глубинах все опасно, любые ЧП.
🔥 ГОРИТ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА РФ! С ЯДЕРНЫМ ОРУЖИЕМ! СИГНАЛ SOS!
В данном случае людям повезло, что аппарат остался на плаву, а не утонул, — удалось спасти и его, и часть экипажа. Инструкции на случай ЧП, как говорится, пишутся на крови. Случилось что-то — корректируется, нельзя под водой всего предусмотреть. Если что-то случается — хорошо, что это не так часто бывает, — шансов мало. В этом специфика службы подводника: люди знают, куда идут, у них и служба идет год за два.
За время службы я слышал о разных ЧП, но, к счастью, все заканчивалось благополучно. Были случаи, когда и на больших подводных лодках случались пожары, и отсеки полностью выгорали. Бывало, что лодки шли на службу и пропадали. Это было давно, в семидесятые годы, — так и не нашли, отчего они тонули.
Был известный случай с К-19, где случилась авария с ядерным реактором, экипаж полностью спасли, а лодка перегрузилась и пошла ко дну. И с такими лодками [подобными «Лошарику»] уже был случай, когда аппарат затонул из-за аварии, но это было еще в советское время. Тогда личный состав удалось спасти.
Есть книги об авариях на морских глубинах, в них все описано. А нам не все можно говорить, служба в гидронавтике, можно сказать, засекречена.
«Подводники либо погибают, либо побеждают»
Сергей Кубынин, офицер-подводник Военно-морского флота СССР, капитан I ранга:
Аппараты типа АС-31 занимаются, среди прочего, работой на большой глубине и в тех местах, где могут быть проложены секретные кабели для подводной связи. Может, и в Баренцевом море кабель какой-то глубоководный лежит. Причиной возгорания на «Лошарике» мог стать брак при строительстве.
Сколько катастроф у нас случалось на подводных лодках — и везде был грязный след недоработок нашей военной промышленности. По версиям, которые озвучивались, пожар на АС-31 мог возникнуть из-за короткого замыкания в отсеке с электрооборудованием. Возможная причина — различные нарушения при строительстве подлодки или монтаже электрооборудования.
Правильно ли велась эвакуация на «Лошарике», вам не скажет никто. Аварийных ситуаций на подводных лодках могут быть тысячи, а у возгораний существуют сотни разновидностей, которые отличаются друг от друга. Возгорание может быть и из-за перегоревшей лампочки, и из-за силового кабеля, который находится в недоступном месте, куда добраться можно лишь объемным пожаротушением.
При этом надо понимать: на подводных лодках нет понятия эвакуации. Герой Советского Союза Гаджиев говорил: экипаж подводной лодки отличается от любого другого — даже от экипажа космического корабля — тем, что там все либо погибают, либо побеждают. А чтобы подводники побеждали, надо строить правильные подводные лодки, а не всякую туфту. Иначе какого черта на АС-31 замыкание произошло? Само там ничего не замкнет — значит, было нарушение технологического процесса, прокладки электрооборудования, кабелей и так далее.
Вы знаете, сколько у нас подлодок погибло после войны? Не один десяток, и все погибали по-разному. И в СМИ была информация — якобы за 45 лет существования отряда гидронавтов, к которому относится «Лошарик», с их аппаратами не случилось ни одной серьезной аварии, которая привела бы к жертвам. О том, что не было ничего за 45 лет, — не верьте ушам своим.
Я не гидронавт, но знаю, что у них были проблемы, причем не одна и не две. Да что говорить, когда в 2000 году безуспешно спасали экипаж атомной подводной лодки «Курск», там пытались применять и аппараты вроде АС-31. В итоге они сами чуть не утонули. Чудом не утонули.
Источник: lenta.ru
Пожар на борту – кошмар подводников
Самый коварный враг подводников, как ни покажется странным, не вода, а огонь, и самое страшное бедствие подводных лодок, в том числе атомных (АПЛ), — это пожар на борту. О том, как это может быть, расскажем в данном материале.
Горит всё вокруг
Казалось бы, чему там гореть в этом сваренном из стали или титана герметичном корпусе лодки. Однако огонь, если уж он по каким-то причинам возник, всегда находит для себя обильную пищу в корпусе, до предела насыщенном приборами и техникой, неизбежно содержащими способные гореть вещества. Это резина сальников и шлангов, пластики, изоляция проводов, различного рода смазки механизмов и т. п. Кроме того, есть дерево, используемое для отделки жилых помещений, матрасы, постельное бельё. Также прекрасным подспорьем для огня могут служить сублимированные с помощью спирта продукты, например хлеб.
А потенциально возможных источников огня на АПЛ тоже достаточно. Сюда можно отнести высоковольтные электроприборы, многочисленные распределительные щиты, узлы трения механизмов, сепараторы масла, вспомогательные дизели со своим горючим и, наконец, вооружение корабля — наполненные легковоспламеняющимися жидкостями ракеты и парогазовые торпеды.
Не следует, конечно, думать, что всё это может вдруг заполыхать само по себе. Нет, как правило, определяющим является пресловутый человеческий фактор, то есть допущенная кем-то ошибка. А борьба с огнём в условиях подводной лодки многократно сложнее, чем на суше. Хотя ПЛ «с головой» в воде, но воспользоваться ею невозможно, а теснота отсеков, отсутствие вытяжной вентиляции, ограниченный объём воздуха многократно усложняют борьбу за живучесть АПЛ. Если же на начальной стадии пожара выходят из строя корабельные источники электроэнергии (генераторы и аккумуляторные батареи), положение обостряется предельно быстро.
Всё сказанное подтверждается трагическими историями аварий и катастроф советских АПЛ.
Первая АПЛ — первый пожар
Первое поколение советских АПЛ начиналось с построенной в единственном экземпляре лодки К-3, известной под именем «Ленинский комсомол». В 1959 году она вступила в строй, отстав на четыре года от американского первенца «Наутилуса», но зато заметно превзойдя его по ряду показателей (скорость, глубина погружения). Первые три года лодка находилась в опытной эксплуатации, затем стала полноправным боевым кораблём, совершившим не один автономный поход. 8 сентября 1967 года при возвращении лодки на базу возник пожар в первом отсеке АПЛ, перекинувшийся затем и на второй.
Возгорание произошло из-за повреждения прокладки в гидравлической системе, заполненной под давлением горючей рабочей жидкостью, струя которой, пробив прокладку, попала на находящийся рядом работающий механизм и вызвала вспышку. В соответствии с жёсткими правилами борьбы за живучесть корабля, оба отсека вместе со всеми, кто там находился, были задраены.
Когда буквально на мгновение приоткрыли люк между 2-м и 3-м отсеками в надежде спасти хоть кого-то, началось загазовывание 3-го отсека с такой интенсивностью, что люди в нём теряли сознание. Люк задраили, спасти никого не удалось. Лодка всплыла и своим ходом пришла на базу. Там на окраине посёлка Западная Лица в братской могиле похоронили 39 моряков, погибших при пожаре. После пожара на К-3 во всех гидравлических системах АПЛ стала использоваться только негорючая рабочая жидкость ПГВ (водный раствор глицерина и полиэтиленгликоля).
Система жизнеобеспечения приносит смерть
7 апреля 1970 года, завершив боевую службу в Средиземном море, вышла в Атлантику и взяла курс к родным берегам советская АПЛ первого поколения К-8. Но неожиданно лодке пришлось изменить курс — поступил приказ принять участие в разворачивающихся учениях «Океан». Однако поучаствовать в них К-8 не довелось; вечером следующего дня в 3-м отсеке произошло возгорание химических патронов регенерации, являющихся элементами системы жизнеобеспечения личного состава АПЛ и предназначенных для удаления углекислого газа из атмосферы отсеков.
Вскоре возгорание переросло в полномасштабный пожар. Как положено, сработала аварийная защита реакторов, остановились турбины. Резервный дизель-генератор запустить не удалось, и АПЛ осталась без электроэнергии, что дополнительно осложнило борьбу за живучесть. Продув балластные цистерны, лодка всплыла на поверхность. А пожар тем временем охватывал отсек за отсеком.
В двух кормовых отсеках прогорели забортные сальники (уплотнения выводимых из прочного корпуса лодки кабелей). Через них в лодку начала поступать вода, что привело к возникновению нарастающего отрицательного дифферента (наклонения на корму). Явление это для любой не имеющей хода подводной лодки (когда не действуют её рули глубины) крайне опасно, так как проходит оно лавинообразно и ведёт к потере плавучести и остойчивости корабля.
Через двое суток иссяк запас воздуха высокого давления, и сдерживать поступление воды внутрь лодки стало нечем. Корабль был обречён, надо было спасать экипаж. Подошедшие надводные корабли сняли часть подводников. Но из центра поступали категорические приказы — бороться за спасение корабля во что бы то ни стало. Кончилось это тем, что утром 12 апреля лодка, затонув почти мгновенно, унесла жизни 52 моряков.
Горит «Хиросима»
Такую зловещую кличку после аварии атомного реактора в 1961 году получила АПЛ К-19, построенная по проекту 658 и ставшая первым советским носителем баллистических ракет. Восстановленная после той тяжёлой аварии лодка вновь вышла на боевую службу.
24 февраля 1972 года, когда К-19 находилась на боевом дежурстве под водой в районе Ньюфаундленда, в её кормовом 9-м отсеке произошло возгорание в одном из размещённых здесь механизмов. Пожар быстро превратился в объёмный. Лодка была вынуждена всплыть. Началась отчаянная борьба за живучесть корабля.
Огонь удалось локализовать, но это стоило жизни 28 моряков, погибших в результате отравления продуктами сгорания. Потерявшую ход аварийную АПЛ отбуксировали в Полярный, где в братской могиле нашли вечный покой погибшие. Потом после полугодовалого ремонта лодку вернули в строй. Несмотря на ещё ряд, но уже не столь серьёзных, происшествий, К-19 прослужила до 1991 года.
Гибель кораблю приносит собственное оружие
16 октября 1986 года пожар произошёл на находившейся в подводном положении в Атлантическом океане вблизи восточного побережья США советской АПЛ К-219. Это была АПЛ 2-го поколения, построенный по проекту 667 А подводный крейсер стратегического назначения, носитель баллистических ядерных ракет.
Первопричиной аварии стало разрушение ракеты в одной из 16 ракетных шахт корабля, с последующим нарушением герметичности шахты и проникновением крайне агрессивных жидких компонентов ракетного топлива в отсеки АПЛ. Хотя причина пожара была совершенно иная, однако катастрофа К-219 развивалась полностью аналогично событиям на К-8.
Также через выгоревшие сальники в кормовые отсеки хлынула вода. Корма лодки постепенно, но неуклонно опускалась под воду, и, когда отрицательный дифферент достиг критического значения, АПЛ, став почти вертикально кормой вниз, ушла под воду. На дне океана оказались погребены два атомных реактора и 16 ракет с ядерными боеголовками. Учитывая трагический опыт К-8, почти весь экипаж К-219 успел снять подошедший надводный корабль, поэтому число жертв было существенно меньше — лодку не смогли покинуть четверо моряков.
Когда избыток кислорода не на пользу
Ровно (день в день) через 19 лет после аварии К-8 мир узнал о катастрофе ещё одной советской АПЛ. 7 апреля 1989 года погибла уникальная атомная подлодка «Комсомолец», незадолго до этого внесённая в Книгу рекордов Гиннесса, как рекордсмен мира по глубине погружения для серийных боевых ПЛ. Шли 39-е сутки автономного похода, корабль, двигаясь на глубине около 400 м, уже держал курс на родную базу.
Жертвы пожара, которого не было
В 1993 году на стапелях Амурского судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре была заложена 15-я (последняя) АПЛ проекта 971. Судьба этого корабля оказалась несчастливой. Первый удар по ещё не родившейся лодке нанесла перестройка. Поэтому вместо 2000 года по плану сдачи АПЛ она была переведена на заводскую сдаточную базу в Приморье только в 2006 году.
Автору статьи довелось поработать на ней в 2002 году, когда АПЛ ещё не сошла со стапеля. Уже тогда мы знали, что К-152, получившей имя «Нерпа», в российском ВМФ служить не придётся. Достраивалась она на средства, полученные от Индии, которая мечтала взять в долгосрочную аренду этот отличный корабль.
Так или иначе, осенью 2008 года «Нерпа» вышла от причала города Большой Камень в Японское море для ходовых испытаний. Все проходило нормально. На борту «Нерпы» помимо российского экипажа (73 моряка) находились заводская сдаточная команда и представители организаций-контрагентов (128 человек). На 8 ноября планировались зачётные торпедные стрельбы. Но они не состоялись.
На лодке произошло несанкционированное срабатывание системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая), суть которой заключается в том, что в каждом отсеке ПЛ имеется станция этой системы, с которой в случае возгорания можно автоматически либо вручную направить огнегаситель (фреон или хладон) в свой либо в соседние отсеки. При этом аварийный отсек задраивается.
Фреон связывает имеющийся в атмосфере отсека кислород и подавляет горение. Правда, при этом «кислород перекрывается» и для всего живого, находящегося в отсеке. Именно это произошло во 2-м жилом отсеке «Нерпы», где как раз отдыхали свободные в этот момент моряки и специалисты. Позже следствие установило, что концентрация хладона превысила предельно допустимую норму в 300 раз.
В результате погибли 20 человек и ещё 21 человек пострадал от ожогов дыхательных путей, удушья и обморожения. Лодка экстренно всплыла, всех пострадавших эвакуировали на обеспечивавший испытания надводный корабль, а «Нерпа» своим ходом добралась до Большого Камня.
Основной версией случившегося следственная группа назвала человеческий фактор: якобы один из моряков «от скуки» начал менять настройки системы автоматики, считая, что система ЛОХ отключена. Однако она сработала. Были и иные версии случившегося, вплоть до диверсии. С дела о мнимом пожаре до сих пор не снят гриф секретности.
Несмотря ни на что, в январе 2012 года «Нерпа» на 10 лет сменила гражданство и начала служить как S-72 «Чакра» в ВМФ Индии. Но и здесь неудачи преследуют «несчастливую» лодку: в столкновении с неизвестным предметом она повредила носовую антенну гидроакустики и теперь собирается на ремонт в Россию.
Источник: warfor.me
Что известно о гибели 14 подводников на секретной подлодке в Баренцевом море
Пожар на научно-исследовательском глубоководном аппарате стал крупнейшей катастрофой на российской подводной лодке со времен аварии на К-152 «Нерпа» в 2008 году. Погибли 14 моряков-подводников: семь из них капитаны I ранга, двое – Герои России. Трагедия случилась в российских территориальных водах вблизи Североморска 1 июля.
Официальная версия
Министерство обороны объявило о трагедии через сутки. Под вечер 2 июля появилось сообщение на официальном сайте Кремля. В нем говорится, что министр обороны Сергей Шойгу доложил Верховному Главнокомандующему, президенту России Владимиру Путину о предварительных данных по трагедии.
Официальная версия гласит, что пожар на научно-исследовательском глубоководном аппарате Северного флота произошел в ходе плановых работ по изучению морского дна в российских территориальных водах Баренцева моря. Экипаж потушил возгорание сам.
Известно только точное количество погибших. Причиной смерти подводников Минобороны называет отравление продуктами горения.
Официальной информации о том, сколько людей удалось спасти, нет. Также нет сведений о том, в каком состоянии находятся пострадавшие. Не уточняется и причина возгорания.
Сам глубоководный аппарат удалось спасти. Сейчас он находится на военно-морской базе Североморска.
Неофициальные версии
По данным издания «Фонтанка», все 14 моряков приписаны к петербургской военной части. Подразделение подчинено Главному управлению глубоководных исследований Министерства обороны, информация о нем сопровождается грифом «Совершенно секретно».
В интернете основным направлением деятельности данного подразделения называют разведку. Но это опять же слухи. Власти официально называют судно научно-исследовательским.
Неофициальные версии причины пожара в СМИ звучат разные: от неисправностей аккумуляторной батареи до «банального неосторожного обращения с электрооборудованием» (газета «Взгляд»).
О каком именно глубоководном аппарате идет речь, Минобороны не сообщает. СМИ попытались вычислить, на каком именно судне произошел пожар. РБК заявляет, что это случилось на спускаемом аппарате глубоководной атомной подлодки проекта 10831 (АС-12, также известен как «Лошарик»). А вот источник «Открытых медиа» на Северном флоте ВМФ утверждает, что пожар произошел не на самом «Лошарике», а на атомной подводной лодке БС-64 «Оренбург», которая является носителем для «Лошарика». Это же издание со ссылкой на другой источник пишет, что ЧП произошло на атомной подводной лодке БС-64 «Подмосковье».
Расследование ЧП
Следственный комитет заявил о том, что по факту гибели моряков-подводников в результате пожара на научно-исследовательском глубоководном аппарате проводится доследственная проверка. В ходе нее следователи выяснят точные причины и обстоятельства случившегося.
Также о том, что идет расследование, доложил президенту России и Сергей Шойгу. По его словам, глубоководный аппарат сейчас изучают эксперты.
Владимир Путин поручил Сергею Шойгу выехать в Североморск. Здесь министр обороны будет лично курировать расследование. Затем выводы комиссии он лично изложит главе государства.
Также президент России выразил соболезнования семьям погибших. Он поручил оказать им помощь и поддержку.
Фото с сайта sledcom.ru
Источник: www.ap22.ru