Как делают самурайские мечи

Безусловно, что японский меч катана является не только самым знаменитым оружием Японии, но и ее символом известным по всему миру. Давайте поподробнее разберемся, что же представляет из себя катана меч.

Катана – это длинный, изогнутый двуручный меч. Она имеет длинную рукоять, подходящую для хвата двумя руками, что делает её удобной для нанесения режущих ударов. Лезвие меча несильно выгнуто наружу, что в сочетании с заостренным, слегка изогнутым концом позволяет использовать этот меч и для нанесения колющих ударов. Лезвие катаны имеет длину от 60 см, вес же этого японского оружия варьируется от 750 грамм до 1.5 килограмм.

Изготовление катаны

Изготовление катаны это очень трудоемкий процесс, он может длиться несколько месяцев. Можно условно разделить изготовление меча на несколько этапов.

Важнейшую роль в изготовлении клинка играет качество используемой кузнецом стали. Традиционно, японские мастера используют рафинированную сталь (очищенную от вредных примесей – фосфора, серы и шлака). Основной сорт стали используемый для изготовления катан (и других японских мечей и кинжалов) называется тамахаганэ (в переводе с японского «алмазная сталь»). Эта сталь является уникальным японским изобретением и используется с древних времен. Изготавливается эта сталь в японских плавильных печах – татара, температура в таких печах может достигать 1500° С.

National Geographic Самурайский меч

Первым этапом можно назвать подготовку стали. Слитки тамахаганэ обмазываются раствором глины (некоторые кузнецы на этом этапе также добавляют золу). В процессе плавления из металла выделяется шлак, который и впитывает глина и зола.

Следующий этап изготовления – ковка. Мастер раскаляет части полученной стали, что бы соединить их. Далее кузнец начинает молотом сплющивать получившийся брусок стали, складывая его, чем удваивает слои стали. Повторяться эта операция может при необходимости до 20 раз. Таким способом мастер добивается равномерного распределения углерода по заготовке, что обеспечивает невероятную твердость будущего меча.

После этого мастеру необходимо добавить более мягкую сталь, это делается для того, что бы катана смогла выдерживать большие силовые нагрузки и не ломаться. В процессе ковки, которая может длиться от нескольких дней до недели, брусок вытягивается в длину, и оружейник путем компоновки слоев стали с разной степенью твердости, создает структуру и предварительный вид клинка.

Далее следует этап закалки клинка. Перед закалкой, заготовку снова покрывают раствором глины, это необходимо для недопущения перегрева заготовки и ее окисления.
При закалке клинок нагревается до высокой температуры и мгновенно охлаждается (обычно для этого используется ванна с водой), в результате чего режущая кромка становится невероятно твердой и прочной. Клинок катаны состоит из нескольких частей – твердой режущей кромки (якиба) и более мягкой и гибкой задней части (хирадзи). В процессе закалки между якибой и хирадзи формируется хамон (граница соединения твердой и более мягкой стали).

Почему ЯПОНСКИЙ МЕЧ Стоит Так Дорого?! Слишком Дорого

После окончания закалки следует длительный процесс заточки, полировки и придания конечной формы клинку. Полировкой занимается отдельный мастер – тогиси. Полировка клинка производится камнями с различной зернистостью (как пример можно привести современную наждачную бумагу с разным размером зерна). На один меч мастер может потратить около пяти дней работы.

Эта работа очень ответственна, так как тогиси должен полностью сохранить форму, которую придал клинку кузнец. Так же тогиси устраняет мелкие недочеты в работе кузнеца. Современные мастера иногда наносят гравировки на рукоять и незакаленные участки клинка. Чаще всего сюжетами для гравировки являются сцены буддистских эпосов.

После того как клинок отполирован, мастер приступает к созданию рукоятки и ножен катаны. Ножны называются «сая», а рукоять – «цука». Стоит отметить что все катаны комплектуются ножнами. Сая изготавливаются из дерева и традиционно покрываются лаком. Встречаются так же и не лакированные сая, так называемые «сарасая» ( белые ножны).

Рукоять традиционно покрывается кожей ската или обматывается шелковыми шнурками. Когда ножны и рукоять готовы – создание катаны закончено.
Современные катаны изготавливают не только вручную, но и на заводах, что конечно же сильно упростило производство и уменьшило время изготовления меча. Но все же качество стали остается важным и неизменным атрибутом.

Уход за катаной

Ухаживают за катаной при помощи специальных инструментов. Все действия производятся в строгой последовательности. Сначала удаляются зазубрины или глубокие царапины, это делается полировочными камнями. Затем смятой (дабы не допустить царапин от крупных частиц) рисовой бумагой лезвие меча очищается от старого масла.

Если катана сильно загрязнена, то к рисовой бумаге добавляется известь, которая хорошо убирает грязь и не царапает клинок. Затем, при помощи нового листа рисовой бумаги наносится небольшое количество масла (чаще всего гвоздичного). Тонкий слой масла будет защищать лезвие от ржавчины и загрязнений.

Типы катан

Катаны можно разделить на несколько типов.
Боевая катана, процесс изготовления которой описан выше. Использовалась для ведения боевых действий и сражений. Так же существуют тренировочные катаны. Эти мечи бывают как металлическими, так и деревянными, используются для тренировок и оттачивания мастерства владения мечом. Существуют и сувенирные катаны, которые не подойдут для сражения или тренировки, ввиду слабой конструкции, но отлично подойдут для подарка или украшения интерьера.

В наше время слово «катана» используется для любого длинного японского меча. Но все же, традиционно каждый японский меч имеет свое название. Так, например, прямой катаной называют меч «ниндзято» (использовался знаменитыми ниндзя), или японская сабля «тати», очень похожая на катану, но имеющая более длинный и изогнутый клинок. Вакидзаси – короткий изогнутый японский меч, носился самураями в паре с катаной (дайсё). Подробнее разные виды японского холодного оружия мы рассмотрим в следующих статьях.

катана деревянная

Катаны как в древности, так и сейчас являются недешевым удовольствием. Сейчас конечно можно приобрести сувенирную модель, сделанную в Китае примерно за 3 тысячи рублей. А за антикварный или добротно сделанный современный меч придется заплатить от нескольких тысяч $ до десятков тысяч и даже сотен тысяч $ ( если говорить о мечах изготовленных вручную известными мастерами). Так, самой дорогой катаной в мире стал меч Камакура XIII века. Неизвестный коллекционер из Европы заплатил за него $418 тыс.

В современном мире катаны, безусловно, потеряли свое прямое предназначение – боевое. Но являются важной вехой культуры, истории и традиций японского общества. Используются в традиционных обрядах и церемониях. Также катаны популярны в киноиндустрии и японской мультипликации – образ самурая с катаной можно часто встретить в кино или аниме. Японцы бережно и уважительно относятся к оружию, и передают из поколения в поколение.

Посмотреть какие катаны можно приобрести по достаточно приемлемой цене можно кликнув по картинке:

Samurai Sword Katana — ручная японская катана из высокоуглеродистой стали

Ручная катана — Orange Samurai Sword

20-дюймовая катана Black Dragon

Источник: galitravel.ru

Как сделать самурайский меч

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 9 человек(а).

Количество просмотров этой статьи: 31 641.

В этой статье:

Самурайский меч катана – это односторонний кривой меч, впервые появившийся на вооружении у японских воинов в 16м столетии. Изучив технологию изготовления самурайских мечей, вы сможете сделать подобный меч и украсить ним интерьер своего дома. Следуйте инструкции и вы узнаете, как выковать свой меч.

Читайте также:  Как сделать хороший лук в домашних условиях

Изображение с названием Make a Samurai Sword Step 1

Вам потребуется стальной брус шириной 5см толщиной 1-1.5 см и около метра в длину.

Изображение с названием Make a Samurai Sword Step 2

Раскалите заготовку в печи. Нужно раскалить металл до температур примерно 870 градусов, чтобы она стала более мягкой и поддавалась ковке. Во время нагрева, примеси серы и кремния будут окисляться и образовывать нагар. Удаление нагара и примесей существенно укрепит меч.

Изображение с названием Make a Samurai Sword Step 3

Когда заготовка равномерно раскалится до красна, кладите ее на наковальню.

Изображение с названием Make a Samurai Sword Step 4

  • Стучите по раскаленной заготовке молотом, переворачивая ее. Вам придется несколько раз заново нагревать заготовку, чтобы обстучать всю заготовку.
  • Выгните заготовку, чтобы получить желаемую форму меча, пока она нагрета и пластична. Выковывайте будущую форму клинка. Старайтесь соблюдать пропорции.
  • После того, как вы придадите общую форму клинку, займитесь формой наконечника, а затем переходите к формированию острия. Клинок должен быть более широким ближе к спине и заостряться ближе к кромке.
  • Подготовьте часть клинка, на которой будет крепиться ручка.

Изображение с названием Make a Samurai Sword Step 5

Заточите клинок. Придайте клинку окончательную форму с помощью точильных камней и точильного станка .

Изображение с названием Make a Samurai Sword Step 6

Обработайте клинок специальной глиной. В глину можно добавлять другие ингредиенты, такие как перья или траву. Нанесите глину на спину клинка, оставив кромку не покрытой. Затем, поместите клинок в печь. Глина поможет остаться спине пластичной, а кромке твердой

Изображение с названием Make a Samurai Sword Step 7

  • Погружайте клинок кромкой и острием вниз. Таким образом, кромка будет более твердой, спина клинка поле пластичной, и это позволит отражать удары противников, не нанося вред клинку. Закалка очень важная часть процесса создания клинка, так как чем лучше проведена закалка, тем прочнее клинок.

Изображение с названием Make a Samurai Sword Step 8

Отпустите клинок. Нагрейте его до температуры примерно 200 градусов о ставьте остывать до комнатной температуры. Этот процесс станет завершением процесса закалки и сделает клинок менее хрупким.

Изображение с названием Make a Samurai Sword Step 9

Удалите глину с клинка и заточите кромку.

Изображение с названием Make a Samurai Sword Step 10

Отполируйте клинок. Используйте точильные камни и специальные приспособления для полировки. Когда клинок будет отполирован, на нем будут заметны закаленные места. Отполируйте клинок до блеска, чтобы он выглядел действительно здорово.

Изображение с названием Make a Samurai Sword Step 11

Просверлите два отверстия в месте куда будет крепиться рукоять.

Изображение с названием Make a Samurai Sword Step 12

  • Для изготовления рукояти отлично подойдут твердые породы дерева, такие как желты тополь или ольха. Используйте дерево радиального распила, чтобы получить максимальную прочность.
  • Забейте в рукоять 2 медные шпильки. Они будут скреплять рукоять и фиксировать клинок.

Изображение с названием Make a Samurai Sword Step 13

Установите рукоять на клинок. Вставьте медные колышки в соответствующие отверстия в клинке, и скрипите половинки рукояти. Закрепите рукоять клеем и кожаным ремнем, чтобы как можно лучше зафиксировать рукоять.

Источник: ru.wikihow.com

Создатели японских самурайских мечей делятся секретами многовекового мастерства

«Весь процесс изготовления катаны направлен на то, чтобы изготовить функциональный меч, а совершенная красота является гармоничным следствием этого, – рассказывает Шимоджима о традиционных технологиях изготовления катаны. – Я считаю, что очарование японской катаны кроется в ее простоте, в минималистской эстетике и отсутствии лишних деталей».

В мастерской Шимоджимы

В мастерской Фусахиро Шимоджимы в индустриальном городе Саитама в небольших ямах горит огонь, и земляной пол приглушает шум молотов. Сорокачетырехлетний японский мастер демонстрирует свежеизготовленный меч, посылая по мастерской завораживающие золотистые искры.

Здесь адски жарко и пыльно, с мастеров ручьями стекает пот – но это место священно.

Шимоджима и его помощники одеты во все белое, и это не просто традиция: белый цвет, символизирующий свет и чистоту, должен отпугнуть разрушительные и враждебные силы. По периметру мастерской натянута особая веревка – шименава, призванная защитить мастеров от негативной энергии. Такие веревки использовались еще в древних синтоистских ритуалах.

«Мы почитаем бога в мастерской, – рассказывает Шимоджима, посвятивший искусству создания самурайских мечей двадцать четыре года своей жизни. – Только так мы можем создать меч, который станет не просто оружием, но произведением искусства, имеющим важное психологическое и духовное значение и несущим свой особый смысл».

Известные своей необычайной мощью и эффективностью в ближнем бою, эти изогнутые мечи, известные как катаны, в Японии изготавливались веками. В национальном самосознании они играют важную роль: их использовали только самураи, аристократы и мастера боевых искусств.

Самураи как сословие давно отошли в прошлое вместе с разрешением на публичное ношение оружия, но древние традиции и искусство изготовления катан по-прежнему живо. Шимоджима специализируется на определенном типе мечей, называющемся мамори катана. Такие мечи должны приносить владельцу удачу и защищать от болезней и несчастий.

«В современном обществе катану нечасто используют в качестве оружия, – говорит он. – Как мастер по изготовлению мечей, я нахожу радость в том, чтобы создавать вещь, которая послужит на благо души и разума клиента и будет, возможно, на протяжении многих последующих веков передаваться из поколения в поколение в этой семье. Мечи с незапамятных времен являются неотъемлемой частью японских культурных особенностей и традиций, и я верю в то, что катана – это исключительно важная и неотъемлемая часть личности современной японской нации и каждого отдельно взятого японца».

Древние технологии

Катаны впервые начали изготавливать более тысячи лет назад. Основное их отличие – изогнутое лезвие, обращенное острием вверх, позволяющее ее обладателю в одно движение выхватить меч и ударить. С тех пор их значение в японском обществе кардинальным образом изменилось, хотя процесс изготовления остался практически неизменным.

Клинки выковывают из тамахагане, стали, слои которой содержат различное количество карбона. Шимоджима кропотливо нагревает, размягчает и сворачивает листы стали так, чтобы они стали совершенны и исключали любую примесь в составе.

«Один слой становится двумя, потом два становятся четырьмя, четыре – восемью, и так до бесконечности, – объясняет он. – Свернув сталь пятнадцать раз, мы получаем тридцать две тысячи слоев. Но это не значит, что чем больше слоев, тем лучше. Есть определенные предельные величины, и если забыть об этом, вы просто впустую потратите сталь, ведь такой меч не сможет служить как меч из-за недостаточной прочности металла».

Потом меч нужно сформировать: изначально катана выглядит абсолютно ровной. Сталь закаляется многократным нагреванием и охлаждением (в Японии это называется «яки-ире»), а различная плотность листов стали в структуре клинка приводит к появлению характерного изгиба.

«В течение десяти минут мы сначала раскаляем лезвие до примерно восьмисот градусов по Цельсию, а потом сразу же охлаждаем его в воде, – рассказывает Шимоджима. – Это только кажется простым делом. На самом деле это занятие требует мгновенных реакций. Единственная ошибка может привести к необратимым последствиям».

Завершенный клинок должен быть оптимально долговечным, гибким и эффективным. В мастерской Шимоджимы над одним мечом могут работать целый месяц, включая работу над ножнами и рукоятью, а иногда время изготовления цельной катаны достигает и года.

Упадок традиций

Несмотря на то что в прошлом катана играла очень важную роль в жизни японского общества, в современной Японии изготовление мечей пришло в упадок вместе со значительным снижением спроса на них. В конце 1980-х годов в Ассоциации японских мастеров по изготовлению катан состояло около трехсот человек. За прошедшие годы их число уменьшилось вдвое.

Читайте также:  Как найти воду в лесу если заблудился

Чтобы стать мастером, требуются многие годы упорного труда, а труд подмастерьев часто никак не оплачивается.

Шимоджиму привело в мастерскую очарование совершенной катаны, которое он прочувствовал впервые, увидев еще учеником старших классов в Национальном музее Токио восьмисотлетнюю катану.

«На протяжении всей своей истории искусство изготовления катан передавалось из поколения в поколение без изменений, – рассказывает он. – И то, что старые катаны не покрылись ржавчиной, не рассыпались от времени, свидетельствует об их качестве. Мы не должны терять этого, не должны забывать о том, какое огромное значение играют мельчайшие детали процесса». Шимоджима отказывается верить в то, что когда-то катаны могут исчезнуть совсем.

Массовое производство

А в современном мире существует угроза того, что мастерство изготовления настоящей катаны будет предано забвению. Заводские технологии, например, в близлежащем Китае, позволяют быстро и недорого производить похожие предметы. Разумеется, по своим качествам и свойствам они не идут ни в какое сравнение с изготовленной вручную катаной.

Источник: fb.ru

Изготовление Катаны

Производство катаны состоит из множества этапов и может длиться до нескольких месяцев. В начале куски стали сорта тамахаганэ складываются вместе, заливаются глинистым раствором и посыпаются золой. Это необходимо для удаления из металла шлака, который во время плавления выходит из него и впитывается глиной и золой.

После этого куски стали раскаляют, чтобы дать им соединиться друг с другом. Затем полученный блок проковывают молотом: его расплющивают и складывают, затем снова расплющивают и опять складывают — и так удваивают количество слоев (при 10 складываниях 1024 слоя, при 20 — 1048576) Таким образом углерод распределяется равномерно в заготовке, благодаря чему твёрдость клинка в каждом его участке будет одинаковая.

Далее в блок из тамахаганэ требуется добавить более мягкую сталь, чтобы клинок не сломался при больших динамических нагрузках. В процессе ковки, длящейся несколько дней, блок вытягивается в длину и путём композиции полос с различной твёрдостью создаётся структура клинка и его первоначальная форма.

После этого на будущий клинок наносится слой жидкой глины — для предотвращения перегрева и окисления. В процессе закалки, при соблюдении технологического процесса, между якибой (твердой частью с режущей кромкой) и хирадзи (более мягкой и гибкой частью) формируется хамон. Этот рисунок принимает свой окончательный вид в момент закалки меча и проявляется в процессе полировки.

Хамон, в отличие от линии зонной закалки, это материал на стыке двух сталей, из которых куется клинок, показывающий насколько хорошо владеет мастерством создатель катаны. Далее следует закалка: клинок разогревается до температуры, строго зависящей от металла, который применяется для ковки и быстро охлаждается, вследствие чего атомная структура одного из композитов переходит в состояние мартенсит, и режущая кромка приобретает чрезвычайную твёрдость.

После осуществляется долгий процесс придания клинку окончательной формы, заточки и полировки, которую полировщик проводит с применением камней различной зернистости (до 9 ступеней). При этом мастер уделяет особое внимание достижению идеально плоских поверхностей и строгих углов граней между сопрягаемыми поверхностями.

В конце заточки мастер работает очень маленькими камнями-пластинками, которые он держит одним-двумя пальцами или специальными дощечками. С особой тщательностью проводится проявление всех деталей и особенностей хада. В некоторых случаях, в особенности современными мастерами, на не закалённых частях клинка наносится гравировка декоративного характера преимущественно буддийской тематики. После полировки и декорирования рукояти, на которое уходит ещё несколько дней, катана готова.

Сталь

Сначала стальные осколки перековываются в слитки, которые в свою очередь раскаляются, складываются по длине и ширине и посредством ковки снова возвращаются к прежней форме.

Данная методика служит исключительно для очистки стали, достижения однородности её структуры и регулирования содержания углерода. Мнение, что хорошая катана должна состоять из как можно большего числа слоев стали, ошибочно. В зависимости от качества тамахаганэ и желаемого процента углерода слиток перековывается от 10 до 20 раз. Кузнец (как, например, Канэнобу или кто-то из его рода) повторяет цикл столько раз, сколько необходимо для получения однородного слитка с требуемыми характеристиками. Излишнее растягивание этого процесса размягчает сталь и ведёт к дальнейшим потерям металла из-за угара.

У заводских японских мечей времён Второй мировой войны сталь обычно содержит от 95,22 до 98,12 % железа и 1,5 % углерода, благодаря чему сталь имеет высокую твёрдость. Дополнительно в ней содержится некоторое количество кремния, придающего клинку высокую гибкость и высокую ударную вязкость. В умеренных количествах (в зависимости от места добычи сырья) могут присутствовать медь, марганец, вольфрам, молибден, а также случайные вкрапления титана.

Не всякая сталь годится для производства меча. Оригинальный кованый меч изготовлен, в отличие от дешёвых копий, не из нержавеющей стали класса 440А, то есть инструментальной стали, полученной путём прокатки, имеющей твёрдость по шкале Роквелла 56 HRC и непригодной, как материал для катаны.

Кроме того, подлинный меч не имеет волнообразной заточки, гравировки или протравки, имитирующей хамон. Степень твёрдости, свойственная оригиналам, достигается только путём специальной обработки металла. Во время ковки также формируется кристаллическая структура стали. Закалка режущей стороны до 62 HRC вместе с эластичностью гарантирует высокое качество японских клинков.

Благодаря высокой твёрдости (60—62 HRC) меч долгое время сохраняет остроту. Исключительная режущая способность в направлении, перпендикулярном плоскости лезвия (в отличие от резки в продольном направлении — наподобие пилы, которая двигается вдоль своей продольной оси), принцип которого задействован также в процессе бритья, то есть, когда лезвие двигается под прямым углом строго перпендикулярно своей плоскости, объясняется использованием чистого карбида железа, благодаря которому при заточке достигается очень малая толщина лезвия без зазубрин.

Карбид железа образуется, как правило, в ржавеющей стали, в то время как высокотехнологичная нержавеющая сталь не даёт такого гладкого лезвия без зазубрин. Однако эти микроскопические зазубрины превращают лезвие в подобие миниатюрной пилы, что является преимуществом такого оружия при условии применения соответствующей техники боя. Уже викинги в эпоху раннего Средневековья искусно владели техникой многослойной проковки стали для мечей; в ходу были весьма эффектные дамасские клинки, по форме не имеющие ничего общего с японскими. Франки также производили хорошую сталь, которая не нуждалась в складывании для достижения однородности. В плане технологического сталелитейного и кузнечного процесса, нацеленного на требуемые свойства материала, и особенностей обработки поверхности японские стальные изделия не имели сходства с европейскими, что обусловлено принципиально разными боевыми техниками и различиями в конструкции доспехов.

Закалка

Так же как и западные кузнецы Средневековья, использовавшие зонную закалку, японские мастера закаляют клинки не равномерно, а дифференцированно. Довольно часто клинок изначально имеет прямую форму и получает характерный изгиб в результате закалки, дающей лезвию твёрдость 60 по Роквеллу, а задней части меча — лишь 40 единиц.

В основе закалки лежит изменение кристаллической структуры стали: за счёт быстрого охлаждения раскалённого металла (обычно оно происходит в ванне с водой) аустенит превращается в мартенсит, имеющий больший объём. Из-за этого режущая часть меча растягивается и меч изгибается. Изогнутый меч имеет то преимущество, что он лучше режет и обеспечивает более эффективный удар. Поэтому такой тип получил широкое распространение.

Читайте также:  Кто охотится на зайцев

Некоторые мастера-кузнецы придают хамону более замысловатую форму, нанося глину волнообразно, неравномерно или узкими косыми линиями. Полученный таким образом рисунок хамона служит для идентификации принадлежности клинка меча к определённой кузнечной школе, но, как правило, не является показателем качества. Можно встретить клинки очень высокого качества с прямым, шириной не более миллиметра, хамоном, равно как и экземпляры с очень волнистым рисунком, считающиеся грубой работой, и наоборот. Хамон с множеством узких «волн» образует в мече узкие эластичные участки (аси), препятствующие распространению трещин в металле. Однако в случае образования поперечной трещины меч становится непригодным к эксплуатации.

Меняя длительность и температуру нагрева, предшествующего охлаждению, кузнец может добиться и других эффектов на поверхности меча (например, ниэ и ниой — характерные мартенситные образования различного размера).

Вслед за закалкой (нагревом и охлаждением) следует отпуск — нагрев закалённого изделия в печи с последующим медленным охлаждением. При температуре около 200 град.C происходит снятие внутренних напряжений в металле, благодаря этому достигается необходимый баланс твёрдости и вязкости.

Термическая обработка — весьма тонкий этап в производстве катаны, и даже опытный мастер-кузнец может потерпеть здесь неудачу. В этом случае меч заново закаляется и отпускается. Однако процесс можно повторять лишь ограниченное число раз: если все попытки провалились, клинок считается бракованным.

Полировка

После окончания своей части работы, к которой также относится и обработка поверхности при помощи сэн — инструментом, похожим на металлический скребок, кузнец передаёт меч полировщику — тогиси. Его задача состоит в том, чтобы заточить и отполировать клинок — сначала грубыми камнями, затем более тонкими. Работа над одним клинком на этом этапе длится примерно 120 часов. Тогиси не только затачивает меч, но и выделяет при помощи различных техник структуру металла на поверхности клинка, хамон, также хада, являющихся «кожей» изделия и дающих представление о технике ковки. Вместе с этим есть возможность устранить мелкие недостатки, возникшие в процессе изготовления.

Выше боевых качеств меча сегодня ценятся качество стали и эстетические свойства, которые достигаются только благодаря технологически верно проделанной полировке. При этом форма и геометрия меча, которые придал ему кузнец, должны полностью сохраниться. Поэтому ремесло полировщика подразумевает также точное знание стиля того или иного кузнеца, а также кузнечных школ прошлых веков.

Источник: wartools.ru

Японский самурайский меч и как его ковали мастера в средневековье

Японский самурайский меч и как его ковали мастера в средневековье

Качество японских мечей давно вошло в легенды. Мы вообще любим восхищаться всем тем, что преподносят нам с экранов телевизоров. И не важно, что был у нас свой славянский меч , который по качеству не уступал, а то и превосходил среднестатистическую катану. Это же самурайское оружие, это сословие себя посвятили войнам! А про наших казаков мы как-то подзабыли, тем более что развелось сейчас много ряженных.

Сегодня мы расскажем вам о том, как делали японские мечи в средневековой Японии, причём не только катаны, но и более ранние мечи, типа тати. Начнём с того, что кузнецы, которые ковали самурайские мечи, больше ничем другим не занимались. Мало того, самые известные мастера только ковали клинки, а изготовлением рукояти и ножен занимались другие люди.

Сам процесс создания меча был можно сказать мистическим. Мастер перед началом работы должен был духовно очиститься, долгое время провести в медитации, и даже выдержать длительный пост. Помыться тоже перед ковкой меча не помешало бы, так как о гигиене некоторые японские легендарные мастера имели весьма смутное представление.

Например, Миямото Мусаси, самый искусный фехтовальщик всех времён и народов, хотя и не был кузнецом, но с мечами был знаком очень хорошо, ввиду своей профессиональной деятельности. А занимался он умерщвление себе подобных, т.е. других самураев, имевших глупость заявить, что они являются мастерами владения мечом. Так вот, Мусаси не мылся принципиально, считая, что это нанесёт его защите серьёзный урон. Видимо, слой грязи на коже был реально непробиваемый.

Японский самурайский меч и как его ковали мастера в средневековье

Но вернёмся к нашему кузнецу. Так как ковал он не римский гладиус , предназначенный для простого солдата, а одушевлённое оружие, предназначенное стать частью души самурая, то подготовка была соответствующая. Кузня становилась местом священного действа, туда никого не допускали, даже членов семьи.

Мечи могли ковать от нескольких месяцев, до нескольких лет, но это не значит, что кузнец всё это время занимался одним клинком. Параллельно шла работа ещё над несколькими экземплярами. Впрочем, одного высококлассного самурайского меча, выкованного за два года, вполне могло хватить, чтобы обеспечить всей семье безбедное существование в течение 5-10 лет.

С металлом хорошим в Японии была серьёзная напряжёнка, так что заготовки, долгое время пролежавшие в болотах, приходилось тщательно и многократно перековывать, чтобы металл стал плотным. Не зря лучшие катаны изготавливались из европейского металла.

Настоящий клинок самурайского меча должен был быть изготовлен из металла двух типов – оболочки и сердцевины. В отличие от известного многим любителям ножей современного ламината, где сердцевина всегда твёрдая, японские кузнецы делали всё с точностью наоборот. Мне, если честно, не совсем понятна целесообразность такого метода. Если кто-нибудь знает причину, то обязательно поделитесь с нами информацией в комментариях.

Японский самурайский меч и как его ковали мастера в средневековье

Обычно оболочка меча делалась V-образной формы, внутрь этой «буквы» закладывался сердечник из мягкой стали. Существовала и более трудоемкая процедура ковки меча, хотя казалось бы, куда уже сложнее? В таких случаях японский меч ковался из четырёх заготовок стали. Все острые и режущие части делались из самой твёрдой стали. Внутрь вкладывался мягкий сердечник, а сбоку был средний по твёрдости металл.

После ковки, клинок дорабатывался по традиционным японским технологиям, выводились спуски и придавались нужные формы. Хотя опытный кузнец ковал клинки так, что дорабатывать их практически не приходилось.

Но самое главное в работе кузнеца над мечом – это традиционная закалка. В этом японцы серьёзно опередили своих европейских и даже восточных коллег. Перед закалкой на клинок наносили специальный состав из глины и всяких секретных ингредиентов, типа пыли из могилы старого дедушки или мышиного помёта (шутка). На самом деле, секреты эти хранились в строжайшем секрете, и только японские кузнецы знают их сейчас, но не говорят. В результате такой закалки получался так называемый хамон – линия, показывающая, где закалка клинка отличается от остальной части.

Японский самурайский меч и как его ковали мастера в средневековье

Готовый клинок шлифовался и полировался, причём самые известные кузнецы этим не занимались. Был специальный мастер-шлифовщик, чья работа тоже весьма ценилась. Отдельные мастера делали рукоять и ножны, украшали самурайский меч тоже специально обученные люди.

Конечно, были мастера, которые весь цикл работ проводили самостоятельно, но это исключительно от бедности. Когда мастер достигал определённого уровня мастерства, он сразу же начинал работать в команде, так как в его интересах было сосредоточиться именно на ковке.

Готовый и украшенный меч испытывался на матах и скрученных циновках. Дорогие мечи испытывали на тушах животных и на трупах. Самурай, которому этот меч предназначался, часто мог испытать его на пленнике. Если пленника под рукой не оказывалось, его место вполне мог занять крестьянин.

Источник: edcblog.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...