Амурский орнитолог против изготовления чучел из редких птиц
Материал «Шкурный интерес», рассказывающий о работе благовещенского таксидермиста Романа Чикачева, вызвал у читателей АП живой отклик. Процесс изготовления чучел из хищных зверей и птиц пробудил совершенно противоположные эмоции — от полного непонимания, как можно превращать погибшее животное в трофей, до неподдельного интереса к профессии таксидермиста. Обсуждению подверглась не только морально-этическая сторона дела, но и правовая.
Вопрос о том, почему для изготовления чучел часто используют краснокнижных животных и, в частности, хищных птиц, поднял известный орнитолог Василий Дугинцов, приславший в редакцию письмо. АП решила разобраться, насколько обоснованны претензии.
— О том, что животных, внесенных в Красные книги различного ранга, добывать нельзя, а при необходимости их добыча осуществляется только на основании специальных разрешений уполномоченного органа соответствующего ранга, знает, по-моему, каждый человек, — отмечает Василий Антонович.
Как это сделано. Чучело
Орнитолог вспомнил представленные в статье фотографии чучел, изготовленных из шкурок хищных птиц и сов, и почти со стопроцентной уверенностью определил, что они — краснокнижные.
— Птица, размещенная на стенде в правом верхнем углу, весьма похожа на ястребиного сарыча. Она внесена в Красную книгу Амурской области. Одно из чучел сов принадлежит филину — птице, внесенной во вторую категорию Красной книги РФ, другое — бородатой неясыти, очень полезной птицы, уничтожающей большое количество мелких грызунов. Кто выдал разрешения на отстрел хищных птиц и сов, представленных на стенде? — недоумевает Василий Дугинцов.
Чтобы ответить на этот вопрос, АП обратилась к автору работ, таксидермисту из ДальГАУ Роману Чикачеву.
— Я их не добываю, — сразу заверил Роман Анатольевич. — С юридической точки зрения Василий Дугинцов прав — краснокнижных животных нельзя добывать. Но этого никто и не делает! Этих птиц мне приносят люди, в том числе студенты. Ведь на самом деле очень много пернатых гибнет на электропроводах — их находят под ними.
Кроме того, не секрет, что охотники, так называемые фазанятники, убивают таких хищных птиц, потому что те тоже ловят фазанов и мешают охотиться. Потом их просто бросают где-нибудь под деревом. Люди приносят и просят, чтобы я дал им вторую жизнь. Говорят — мы не знаем что делать, возьмите, может, что-нибудь получится. Кому плохо, если животное будет стоять в музее?
Это ведь лучше, чем просто выкинуть, мое основное правило — не унизить животное во второй раз! — объясняет свою позицию таксидермист.
Между тем удивление у орнитолога Василия Дугинцова вызвала еще одна работа Романа Чикачева — ловящая тетерева рысь, застывшая в прыжке. Она выполнена в нескольких экземплярах. В Амурской области охотиться на тетеревов запрещено, а чтобы проводить отстрел таких птиц, нужно иметь специальное разрешение, подчеркивает специалист.
— Все тетерева добывались по лицензиям и не в Амурской области, — парирует Роман Чикачев. — Ведь я сотрудничаю со всем Дальним Востоком, в том числе с Камчаткой, Чукоткой, Сахалином, Хабаровским и Приморским краями, Якутией.
Как изготавливают чучела животных для музеев
Работы таксидермиста Романа Чикачева пользуются спросом не только в России, но и Китае. Таких заказов немного, но когда есть, в Поднебесную чучела попадают строго по закону, уверяет Роман, отвечая на еще одно обвинение Василия Дугинцова.
— Есть Конвенция СИТЕС (Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения). Я всегда получаю эти разрешения. Сложность, конечно, очень большая, приходится вплоть до двух месяцев готовить документы, но все выполнимо. Да и как могла бы русская таможня пропустить, если бы это было неофициально? – в свою очередь удивляется Роман Чикачев.
МНЕНИЕ
Иван Болотский, заместитель начальника управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области:
— Мы никому не даем и не давали разрешение на добычу краснокнижных видов. В случае с хищными птицами причины гибели действительно могут быть случайными, например на тех же электропроводах. Я сам неоднократно находил таких хищных птиц, в том числе и ястребиного сарыча. Как правило, нормальные охотники таких птиц, как сарыч ястребиный или бородатая неясыт, не отстреливают.
Но пернатые часто попадают в так называемые самоловы, которые ставят на зверей охотники в процессе отлова пушных зверей в зимний период. Бывает, по ловушкам бегают мыши, на которых птицы реагируют. Если же кто-то ведет отстрел краснокнижных видов — это вопрос к охотникам, с ними надо разговаривать. Таксидермисту не нужны разрешения, чтобы делать чучела. Если чучела продавались как экспонат, какой-то сувенир в магазине, его вполне можно вывезти за границу.
Источник: ampravda.ru
Что внутри чучела?
Традиционными материалами для набивки (это так и называлось — набивка) чучел были опилки, пакля, глина. Собирался каркас из дерева или проволоки, мягкий материал заполнял пустоты, шкура зашивалась. Да и сейчас этот способ повсеместно встречается, так как отличается дешевизной и простотой добычи материалов.
Но таксидермия стремительно развивается. Несмотря на кажущуюся традиционность этого искусства, мастера стремятся использовать всё новые способы и материалы, позволяющие повысить качество и скорость работы, обеспечить сохранность изделий.
Что первым выходит на поверхность – это пересыхающие мягкие части: лапы, бородки, губы, уши, перепонки. Всё, с чего можно снять форму, можно отлить из пластика и силикона. Оригинальный орган отрезается и заменяется крашеным аналогом.
Второй вариант — слепить деталь из Apoxie sculpt непосредственно на чучеле. Так поступают с губами и носами (хотя нос тоже можно поставить пластиковый).
Но если перед вами летучая мышь или некрупный зверь, из лап и ушей которого сложно извлечь мышцы и хрящи, которые ссохнутся и потеряют впоследствии форму, есть резон использовать полиэтиленгликоль. Это вещество консервирует мягкие ткани, замещает собой воду и позволяет сохранить прижизненный объём мелких деталей.
В некоторых случаях ПЭГ можно заменить пластиком, инънцировав его в конечности. Пластик в этом случае позволяет сразу проконтролировать объём и наполненность органа, в отличие от ПЭГ, физическое состояние которого зависит от температуры и влажности. Однако при консервации крошечных млекопитающих без ПЭГ будет сложно обойтись.
При сборке чучела с открытым ртом полезно заменить все зубы на пластиковые, поскольку настоящие через пару лет потрескаются и повыпадают. Язык и нёбо тоже отливаются из пластика.
И вот мы пришли к главному предмету: а что же внутри самого чучела? Как заменить зубы, если они в черепе? Ответ прост. Зубы остаются при черепе, а в чучело вставляется манекен из двусоставной пены, отлитый в форму, сделанную с оригинальной мясной тушки животного. Этот метод позволяет, имея одну форму, делать много однотипных чучел похожего размера.
Освоив методику перепилки готовых манекенов, можно за пару часов из манекена в стандартной позе сделать манекен в любой произвольной позе. Это всё равно будет быстрее, чем каждый раз готовить отдельный манекен под каждое конкретное животное.
Более дешёвым вариантом, подходящим в том числе для изготовления единственного чучела, будет вырезание манекена из пеноплекса. Из него удобно резать манекены для птиц, так как там не требуется той детализации, какая нужна для изготовления чучела, например, оленя, у которого видна каждая вена на морде. Но и в этом случае поверх пеноплекса можно вылепить любые мелкие детали из эпоксидной мастики или глины.
Для тушек птиц также отлично подходит дерево бальса. Оно лёгкое и хорошо обрабатывается простым ножом.
Одним из новых материалов стала гибкая пена, позволяющая отливать гибкие манекены, которым можно менять позу, шеи птиц и иные подобные детали.
Глаза продаются на любой вид и вкус. И акриловые, и стеклянные, и пластиковые, и светящиеся.
У птицы также необязательно сохранять клюв, ведь у некоторых видов (у уток, например), клюв сверху покрыт кожей, у некоторых большое мягкое надклювье, которые не преминут высохнуть и потерять товарный вид уже через пару недель. Отлитый из пластика птичий череп вместе с клювом отлично заменит настоящий клюв, дополнительно позволив сохранить череп в коллекцию.
Итак, что же мы имеем в итоге?
В современных чучелах от животного остаётся только шкура. У птиц и мелких млекопитающих оставляют кости в лапах и крыльях. Всё остальное являет собой пластик, мастику и пену — гарантию долговечности и естественного внешнего вида чучела.
Источник: galas.life
Вторая жизнь животных: интервью с ростовским таксидермистом
О чучелах, любви к животным и немного об экспозициях ростовских музеев
Фото: Анна Кобыляцкая
14.03.2019, /=РО=/ Наверняка вы хоть раз видели чучела птиц и других животных в музеях или в классах биологии. И, возможно, задумывались, как их делают? Оказывается, это целое ремесло, которому надо специально учиться. И называется оно таксидермией. Именно о ней наше интервью с заместителем директора по научной работе государственного природного биосферного заповедника «Ростовский» Александром Липковичем, который занимается этим делом около 40 лет.
— Александр Давидович, как вы стали заниматься изготовлением чучел?
— Я с детства очень любил животных и всё, что с ними связано: зоопарки, зоологические музеи. И вообще меня поражала способность людей делать чучела зверей и птиц, причём делать это хорошо: придавать им определённые позы, как бы давать им вторую жизнь. Потом я стал зоологом.
В молодости, когда работал лаборантом в Северо-Осетинском заповеднике, я списался с одним из лучших таксидермистов Советского Союза Михаилом Абрамовичем Заславским. Он руководил группой таксидермии в зоологическом музее академии наук в Ленинграде. И он пригласил меня на полгода на стажировку.
Александр Давидович Липкович
— Почему вы обратились именно к нему?
— Его имя было на слуху. Все, кто интересовался таксидермией, его знали. Он был очень талантливым человеком. Таксидермией он увлёкся ещё в детстве. Свою первую книжку про таксидермию начал писать в годы войны. Как он рассказывал, делал это в землянке при свете коптилки. Это вызвало недоумение и недоверие сослуживцев.
Они подумали, что он шпион. Его хотели расстрелять, но вовремя разобрались. После войны он пришёл работать в тот зоологический музей и фактически перевернул его: сделал из него то, чем он является сейчас, а это один из лучших музеев в мире.
— Чему вас учил Заславский?
— В нашей группе было несколько человек из музеев со всей страны. Сначала мы были подручными. Прежде всего учились работать со шкурой. Её надо уметь снять, отстрогать, обработать, выделать. Затем готовили манекены: сначала делался каркас, затем пролепливали в глине мускулатуру, позу.
Как-то раз мы работали над чучелом жирафа для музея. Михаил Абрамович решил сделать его пьющим и дал мне задание неделю ходить в зоопарк и рисовать жирафов. Особенно нужно было обращать внимание на то, какие складки образуются на коже животного, когда оно наклонялось пить. То есть подходил он к своему делу очень скрупулёзно. Конечно, в таксидермии необходимы знание анатомии, понимание животного, чувство пластики.
Группа таксидермии под руководством Михаила Заславского в зоологическом музее академии наук в Санкт-Петербурге, 1980-е годы.
— Могли бы вкратце описать процесс изготовления чучела?
— Прежде всего со зверя или с птицы снимается шкура. Она очищается от жира и соединительной ткани. Потом обрабатывается в специальном растворе, чтобы не пропала, и выделывается. Конечно, в этом есть много тонких вещей. Например, чтобы сделать голову, надо аккуратно обработать губы, уши, вынуть ушной хрящ, чтобы не повредилась кожа.
В этом деле нужны навык, аккуратность, умение работать с острыми инструментами. А следующий этап в наше время делается просто: заказывается манекен в специализированной студии. Конечно, подготовленная шкура не может точно совпадать по размеру. Как правило, она немного больше, поэтому манекен обмазывается скульптурной глиной, надевается, прямо по шкуре пролепливается рельеф.
После этого он просыхает, вставляются глаза. Голые места на шкурах могут подкрашиваться.
— Какие чучела приходилось вам делать?
— Головы туров, оленей, кабанов — часто охотник хочет оставить память о трофее. И самых разных птиц, в основном, охотничьих: фазанов, уток. И, конечно, ковровые шкуры — медвежьи, волчьи. Что-то делал и для музеев, но эпизодически. Таксидермия тоже требует времени и серьёзного к себе отношения.
Но поскольку я больше занимался научной и полевой работой, таксидермия была у меня на втором плане.
— Насколько сейчас таксидермия развита в России?
— На мой взгляд, эта деятельность незаслуженно забывается. Сейчас очень сильно направление зоозащитников, которые говорят «какое варварство — снимать шкуры с животных в XXI веке!». И поэтому во многих заповедниках сейчас выставляют в экспозицию не чучела, а искусственно сделанные манекены из пластика и из дерева.
Я считаю, что это громадный шаг назад, потому что, во-первых, ничто не заменит натуральное перо птицы, настоящие шкуры. Во-вторых, натуральное чучело — документ определённой популяции. И старые чучела представляют собой бесценный материал для исследователей. А что бы они делали, если бы были только деревянные манекены? Думаю, это временное явление в нашей стране.
У нас была очень хорошая таксидермия и прекрасные мастера. Но с разрушением музейной таксидермии, конечно, в отрасли происходит некоторая деградация, мастера уходят в трофейную таксидермию, делая головы, ковры-шкуры, чучела птиц и мелких животных, добытых на охоте. Тем не менее, есть профессионалы высокого уровня, такие, как Владимир Сухарев и Александр Соколов.
В их студиях подход к таксидермии самый серьезный. Не случайно оба этих мастера выигрывали чемпионаты европейского и мирового значения. В таксидермии сейчас произошла революция. Много новых технологий, прекрасные современные материалы. Ушло в прошлое время, когда шкуры набивали стружками, а манекены для чучел выматывали из соломы.
Однако, и эти традиционные методики не должны быть забыты. Ведь современные моряки проходят практику на парусных судах. В целом таксидермия в нашей стране переживает не лучшие времена, как и охотоведение, зоопарковское дело. Но когда-то всё станет на свои места. Только жаль будет упущенного времени. Снова придется догонять…
— Чучела обычно изготавливают из умерших животных или их специально отстреливают?
— По-разному. Например, в зоопарках животные умирают регулярно, и чем просто выбрасывать, лучше использовать их для таксидермии. Но если нужна экспозиция для большого музея, нельзя делать все чучела из падали. Как правило, умирают старые, некрасивые животные. Например, чтобы показать мощного красивого оленя, не надо ждать, пока он состарится и умрёт своей смертью.
В Американском музее естественной истории работал Карл Эйкли, которого считают лучшим таксидермистом всех времён и народов. Он организовал несколько экспедиций в Африку, где специально по его заказу добывали тех животных, которых нужно. И он сделал дворец Африки, где есть в том числе экспонаты животных, которые на сегодняшний день в природе не сохранились. Но есть их внешний вид, шкуры, генетический материал.
— Как бы вы оценили экспозиции животных в музеях нашего региона?
— Я бы сказал, что это всё вчерашний день по уровню таксидермии. В Ростовском краеведческом давным-давно этот фонд не обновляется. Вообще, что касается музеев, я убеждён, что у нас в городе недопустимый провал в отношении музея природы. В нашем миллионном Ростове, да и в области, нет ни одной общедоступной геологической коллекции.
Есть хорошая в Новочеркассом политехническом институте, но она закрыта для посещения, туда сложно попасть. Конечно, такой город, как Ростов, должен бы иметь музей природы и, наверное, природы не только Ростовской области, но и всего юга России. Лет 20 назад ходили об этом разговоры, даже планировали выделить для музея здание, но всё на этом и закончилось.
Источник: rostof.ru
Лаборатория таксидермии
Из наиболее известных таксидермистов, работавших в Музее за все время его существования, необходимо назвать Г. Шрадера, И.Г. Вознесенского, П. Иванова, К. Приходко, С.К. Приходко, П. Десятова, Ф. Десятова, О. Фирлея, В.Ф. Руссова, М.А. Колина, М.А. Заславского, а также создателей биологических групп А.М.
Быкова и Э.А. Миддендорфа.
Искусство изготовления чучел, требующее от мастера, помимо знания технических приемов, художественного таланта, носит название таксидермии. Хорошо сделанное чучело должно выглядеть, как живое существо, для этого таксидермисту необходимо не только точно передать естественный облик животного, но и придать ему естественную, живую позу.
Первые чучела, выставлявшиеся в коллекции Кунсткамеры, были изготовлены крайне примитивно. На грубую основу, сделанную из досок и обмазанную глиной, надевали обработанную шкуру животного и прибивали ее гвоздями. Часто мастер не имел ни малейшего представления об облике живого зверя, чучело которого он изготовил.
Однако уже в начале XIX века появляются весьма совершенные экспонаты, например, чучело азиатского слона (1807), где в качестве основы впервые использовали папье-маше. В середине 1820-х годов, приглашенные из Германии таксидермисты Е.Шрадер и Э.Менетрие применили новую методику, состоящую в том, что основа чучела делалась из пучков соломы разной величины, которые прикреплялись на каркас из дерева и проволоки. Этот же метод использовал впоследствии И.Г.Вознесенский, талантливый натуралист и художник.
В 1839 году Академия отправила его в Русскую Америку, где он собрал огромные коллекции: более 6000 экземпляров животных попало в Зоологический музей. Некоторые чучела, сделанные его руками, сохранились в экспозиции музея до сих пор. Процесс изготовления чучел крупных животных, таких как верблюды, яки, медведи, усовершенствовал приглашенный в музей в 1864 году скульптор-анималист К.Приходко. Чучела делали, надевая шкуру зверя на основу из металлической сетки с гипсовым покрытием.
Впоследствии сыном мастера, С.К.Приходко, и его помощником М.А.Колиным таким способом было изготовлено всемирно известное чучело Березовского мамонта. В это же время в музее работал приехавший из Варшавы А.М.Быков, натуралист-любитель, большой знаток животных. Именно он изготовил первые биологические группы, которые и сейчас привлекают внимание посетителей.
В 20-х годах нашего века американский мастер К.Эккли разработал метод изготовления чучел, получивший название скульптурной таксидермии. С туши животного или с глиняной скульптуры, сделанной в натуральную величину, снимается гипсовый слепок. По этой форме из холста или картона изготавливаются части манекена чучела, после чего собранный манекен обшивается выделанной шкурой. В результате чучело получается легким, фигуре животного можно придать любую позу, а рельеф выступающих мышц обеспечивает полное сходство с живым объектом.
Применение этого метода в Зоологическом музее связано с именем М.А.Заславского, работавшего здесь с 1946 по 1989 год. Им были созданы несколько диорам крупных биологических групп, в которых за счет глубины и живописного фона создается впечатление пространства – «Гигантские скаты – манты», «Морские котики», «Птичий базар», «Высокогорья Тянь-Шаня». Его учениками и помощниками – В.С.Ивановым и С.И.Фокиным – были изготовлены чучела львов для диорамы «Львы в африканской саванне» а также биогруппа «Волки зимой».
Среди других современных методов сохранения биологических объектов в музее иногда применялись методы парафинирования и сублимации.
Первый состоит в том, что животное после обработки пропитывается парафином. Лучше всего подходит этот метод для изготовления некрупных животных с голой кожей, например, земноводных. Однако, он использовался и для других объектов – именно таким способом изготовлена знаменитая мумия Киргиляхского мамонтенка.
Второй метод, сублимации, заключается в том, что замороженное в естественной позе животное высушивают в вакууме. При этом сохраняется натуральный вид и цвет объекта, однако методика имеет некоторые технические ограничения. Кроме того, оба эти метода дорогостоящи и требуют особых условий хранения экспонатов.
Источник: www.zin.ru