15 апреля, 2016 Yuran
С момента появления на наших реках и озерах лодок ПВХ и до настоящего времени не уменьшается у простых рыбаков вопросов связанных с их ремонтом . Нередко в разных рыболовных журналах и в «мировой паутине» можно встретить советы, что самостоятельно установив заплату на тот или иной прокол – вы решаете лишь кратковременную задачу, и настоятельно советуют как можно быстрее обратиться к специалистам, которые и проведут профессиональный ремонт. Но как бы там ни было, немалая часть рыбаков утверждает, что их заплаты из обычного лодочного ремкомплекта без особых проблем стоят не один сезон, при этом весьма надежно, позволяя забыть о проблеме на долгие года.
Ремонт лодки ПВХ: ставим латку, клеем заплатку
Просто наша реальная рыболовная жизнь всегда связана с конкретным проколом, который заделывает конкретный человек со своими личными навыками и материалами. В результат один пользователь, гордо называющий сам себя спецом, может установить менее качественную заплатку по сравнению с человеком, просто ответственно и серьезно подошедшим к ремонту своего плавсредства. Главным условием качественного ремонта можно назвать опыт работы с нужными клеями, аккуратность выполненная процесса, а непосредственно сам материал стоит на вторых ролях. Хотя в действительности у настоящего специалиста имеются под рукой и материалы подходящие, и технологии передовые и эффективные.
Но как бы там ни было, будет ошибкой считать что любой автомобильный шиномонтаж, может помочь в этом деле, ведь там даже технологически могут заклеить только специальную резину. Не стоит обращаться и в мастерские по ремонту тентов. Как бы ни казались материалы похожими, но свойства ПВХ, используемое в производстве тентов, и и лодочное ПВХ вещи разные, соответственно, технология ремонта также разная. В связи с этим, получив прокол следует обращаться за помощью или в специальную мастерскую, или же попробовать решить проблему самостоятельно, так как это относительно небольшое повреждение, вполне можно устранить самому, в противном случае новые лодки не комплектовались бы ремкомплектом.
Если так уж случилось, что вы получили дыру, то стоит даже в походных условиях на водоеме заниматься ремонтом без нервов и суеты, спокойно с холодной головой дабы не совершать ошибок. Тут имеется два важных нюанса, которых профессионалы своего дела настоятельно советуют избегать! Первый нюанс – не нужно пытаться заклеивать лодку так популярными у многих моментальными клеями, произведенными, как правило, на основе цианакрилата.
Их обычно используют в быту, эти клеи почти мгновенно и весьма надежно склеивают в разных сочетаниях самые разные материалы, но для ПВХ они не подходят! Потому как после первой попытки наложить заплатку, очистить поверхность лодочного материала от подобного клея практически невозможно – придется вырезать немало материала, при этом в борту образуется солидная дырка, а устранить такую самому очень непросто. Специалистам в мастерских часто приходится сталкиваться с такими лодками именно после нанесения моментального клея.
Ремонт лодки ПВХ. Клеим латку. Просто и быстро.
Самым оптимальным решением позволяющим эффективно и надежно заделать прокол в ПВХ – использовать клей из ремкомплекта. Но ежели его не окажется под рукой или тюбик к сожалению полностью высох, то сгодится обычный полиуретановый клей, который можно без проблем приобрести в магазине – хозяйственном, строительном, любом крупном супермаркете.
Другим распространенным промахом в процессе самостоятельного ремонта, является механическая зачистка, которую многие пытаются выполнять перед наложением заплаты ПВХ в районе прокола с помощью наждачной бумаги или ножа. Данная привычка у многих рыбаков связана с ремонтом резины, где механическая зачистка способна придать нужную прочность заплате. Но это касается резины. А вот как раз ПВХ зачищать ни в коем случае не нужно! Можно повредить сам материал, а толку от этого никакого не будет.
Гораздо важнее другое – следует хорошенько обезжирить материала перед самой склейкой. При этом применять бензин категорически нельзя, даже качественный и очищенный! Обезжировать желательно с помощью ацетона, органическим растворителем Р4, или спиртом. Если всего этого на водоеме нет, то подойдет обычая и водка, часто сопровождающая нас на рыбалке.
При этом предварительно и желательно участок ткани попытаться промыть водой очистив от всякого рода загрязнений. Затем дать время и просушить. После просушки нужно положить ремонтируемую поверхность на более-менее ровную поверхность (воздух из ремонтируемых баллонов следует полностью стравить). Не спеша наносим равномерно клей на материал лодки, потом на латку. Плотно прилаживаем, разглаживаем как следует, затем сильно надавливаем секунд на 15-20.
На этом практически все – можно использовать лодку по назначению почти сразу же, особенно когда дырка была небольшая и давление воздуха на заплатку не критическое. Но все же чтобы быть полностью уверенным в надежности такого ремонта хорошо бы оставить заплату придавив подходящим грузом на пару часов.
Также будет нелишним для быстрейшего набора нужной прочности ремонтного соединения прогреть его как либо. Для этого можно, в солнечную погоду оставить лодку на время на солнце. Но не нужно пытаться нагревать место прокола неподалеку от открытого огня – можно сильно навредить материалу или вообще прожечь его.
Некоторым рыболовам приходилось в походных условиях при проколе лодки прогревать место ремонта с помощью горячей воды, просто поставив на заплатку тонкостенную металлическую кружку с кипятком, и это хорошее решение заплата может простоять как влитая не один год. При этом нет риска повреждения материла и эффект прогрева действенен. Это неплохой вариант для походных условий, такой прогрев даст вполне нужный эффект, и нет риска повреждения материла. Но любом случае, нужно подстраховаться, проведя самостоятельный ремонт на совесть, максимально аккуратно и качественно. И тут нет зависимости, планируется он временно или «на всю жизнь».
Хорошо ли поставлена заплата может определить только время Только оно покажет, как долго и прочно она продержится. Если сам человек остается спокойным, полностью уверенным, что все сделано как нужно, именно так, как следует, то такая латка будет держать десятилетиями. А вот если гложут сомнения, и визуально заметно, что краюшки латки хоть немного отходят, то тогда желательно за помощью к профессионалам, чтобы они более надежно провели ремонт.
В наше время на выставках и в рыболовных магазинах появилась и активно рекламируется так называемая «жидкая паста», уверяется, что с ней рыбак не будет знать никаких проблем с проколами лодки из ПВХ. Технология её производства, нехитрая. В специальный растворитель кладут кусочки материала ПВХ – такого же, что идет на производство самих лодок. После растворения извлекаются нити, которые составляют силовой каркас ткани, получается этакое жидкое ПВХ, цвет его можно сделать любым.
Сперва это средство используется непосредственно при изготовлении тканей ПВХ для лодок. Когда при изготовлении материала получается какой-то наружный мелкий дефект, то дабы не пускать лодку в брак и запустить её в продажу, работники восстанавливают поврежденные участки такой пастой- обычная эстетическая уловка. Отечественные рыболовы также начали использовать эту пасту в косметических целях, как правило, ею устраняют царапины, которые часто получают наши лодки в процессе длительной эксплуатации. К тому же цвет пасты легко подбирается и лодка снова имеет первоначальный вид.
А вот для проколов жидкая паста не очень подходит, она в состоянии справится только с совсем небольшими дырочками, которые пропускают немного воздуха. Если же лодка получила серьезный прокол, то обычная заплата из ПВХ все же будет гораздо эффективнее и надежнее.
Так как заплата армирована специальным нитчатым каркасом, а в жидкой пасте она отсутствует, и одной толщиной слоя данный минус нельзя устранить. Логично подумать, что если бы жидкая паста была такая же надежная как заплатка, то все производители лодок включали бы в ремкомлект именно её. А так все идет по классической старой схеме. Но при этом стоит заметить, что паста тоже вещь нужная, и рыболовам не помешало бы иметь в своем ремкомлекте и её, ведь в нашей непредсказуемой жизни всякое случается.
Опубликовано в рубрике Лодки
Источник: lovimvse.ru
Какую эпоксидную смолу следует использовать для ремонта лодок
Все справочники и руководства по ремонту корпусов лодок в один голос советуют как формировать новый корпус, так и ремонтировать лодку-новодел лучше всего полиэфирной смолой. Осуществлять ремонт лодки уже послужившей, а значит имеющей множественные мелкие дефекты в виде царапин, потертостей, микропробоин, лучше материалами с пропиткой эпоксидными смолами.
И это оправдано, ведь эпоксидка имеет лучшую адгезию по сравнению с полиэфиркой, то есть она лучше прилипает к обрабатываемым поверхностям, а значит, надежнее заполнит все трещинки, царапины и шероховатости, вытеснив из них воздух и надежно сцепившись с ремонтируемым корпусом после застывания компонентов покрытия.
Технологии
Рассмотрим несколько технологий ремонта лодок с использованием эпоксидной смолы и других материалов.
С помощью стекловолокна
Ремонт корпуса лодки не делается только одной смолой. Нужен наполнитель, в качестве которого обычно применяют
- Стекловолокно, накладываемое одним слоем, если повреждение небольшое, или несколькими слоями, если наряду с ремонтом требуется усилить корпус лодки.
- Стекломаты – в случае общего усиления корпуса плавательного средства (лодки, яхты, катера).
Разница этих материалов в их строении, стекловолокно четко структурировано и имеет продольные и поперечные нити по аналогии с обычной тканью, а стекломат представляет собой хаотичное переплетение коротких волокон, примерно как в войлоке, только значительно реже, с большими промежутками между волокнами и с обилием воздушных прослоек между ними. Благодаря такой структуре стекломат можно смотать в рулон, а также выдавить из него воздух сделать гораздо тоньше, что и происходит в момент напитывания стекломата эпоксидными материалами.
Но прочность материала из стекломата, пропитанного смолой, в разы ниже, чем у материалах из стекловолокна. Поэтому независимо от того, для производства нового корпуса применяют этот материал, или просто для ремонта, нужно меть в виду его меньшую, чем у стекловолокна, прочность на разрыв, что может оказаться критичным при ударных нагрузках во время эксплуатации.
Полезно узнать > Недорогая полиэфирная смола марки Reoflex для использования в быту
На практике же чаще используют стекломаты ввиду их гораздо меньшей стоимости, а увеличение прочностных характеристик достигается большим процентом эпоксидной смолы в пропитке и применением особых температурных режимов полимеризации, а также подбором эпоксидных компаундов, созданных специально для таких случаев.
С помощью гелькоута, совмещенного со стекловолокном
Гелькоут – это такой особый состав на основе полиэфирной или эпоксидной смолы, который сочетает в себе роль лакокрасочного и защитного покрытия. Все гелькоуты имеют яркую окраску, благодаря чему они, кроме защитных функций, несут в себе еще декоративную. Но в отличие от обычной краски являются неотъемлемой частью конструкции, которую нельзя ни счистить, ни смыть чем-либо.
Обычно этот материал используют для покрытия внутренних поверхностей емкостей с использованием матриц. Например, таких поверхностей, как танки для питьевой воды на крупнотоннажных судах. Но можно покрывать и корпуса небольших судов, катеров, лодок, то есть всего того, где в покрытии нуждается внешняя поверхность. Тогда, чтобы не изобретать сложной формы матрицы, применяют гелькоут в виде аэрозоля или спрея в баллончиках, а такое использование доступно и новичкам.
Виды смол для судоремонта
Если эксплуатация катера, лодки, небольшой яхты не предполагает длительного похода в экстремальных условиях то для формовки корпуса или накладывания заплаток вполне сгодится классическая ЭД-20, самая массовая и дешевая смола. Такими экстремальными условиям могут быть:
- сильные шторма;
- плавание в агрессивной среде вроде ледяной крошки в северных океанических районах;
- тропики с их большим температурными перепадами.
Но чаще всего для ремонта лодок используют специализированную смолу Sea-line, которая характерна повышенной по сравнению с обычными эпоксидными материалами адгезией. Что позволяет применять ее по металлу, дереву, композитам, полиэфирным и эпоксидным ламинатам, полимеризированным гелькоутам.
Полезно узнать > Известный эпоксидный клей марки Момент и его разновидности
Типовая инструкция по использованию Sea-line в ремонте маломерных судов может выглядеть так:
- Зачистить, обезжирить и прошлифовать место ремонта.
- Приготовить строительный фен или иное нагревательное устройство.
- Приготовить смолу для смешивания.
- Вырезать из стеклоткани или стекломата кусок для перекрытия фрагмента корпуса с пробоиной ли иным повреждением так, чтобы кусок накладки выходил за пределы ремонтного поля на 2-3 см.
- Замешиваем смолу с отвердителем в пропорции 100:35 или 100:40, где 100 – эпоксидный компаунд.
- Наносим смолу на поверхность лодки в районе пробоины или повреждения слоем в 1,5-2 мм, и пока она не стекла по покатым бортам, расстилаем на покрытой смолой участке кусок стекломата или стеклоткани. Прокатываем покрытое место тефлоновым валиком.
- Через 45-50 мнут, после первичной полимеризации, операцию повторяют. Повтор операции делается столько раз, сколько слоев стеклоткани или стекломата нанесено.
- После застывания последнего слоя образующееся на месте нанесения заплатки углубление шпаклюется эпоксидной шпаклевкой.
- Поверхность зачищается шкуркой вручную или с помощью электромеханического инструмента.
Дополнительные действия
Дополнительные действия могут предшествовать ремонту или выполняться во время проведения ремонтных работ. В первую очередь речь идет о выравнивании корпуса маломерного судна. Если пробоина или иное повреждение случилось в металлическом корпусе, область вокруг него характерна, как правило, наличием большой вмятины, которую нужно будет выправить способами, аналогичными тем, какие применяются для ремонта кузовов автомобилей.
Если же пробоина или повреждение случилась в корпусе из композитного материала (стеклопластика), то в первую очередь нужно обрезать неизбежные в таких случаях лохмотья стеклоткани или стекломата, торчащие вокруг пробоины. Ведь во время сильного механического воздействия полимеризованная эпоксидка в составе материала корпуса выкрашивается в виде мелких, часто пылевых, фрагментов, а освобожденная от связывающего вещества стеклоткань рвется.
Полезно узнать > Двухкомпонентный эпоксидный клей Poxipol и его применение
Пробоины в деревянных корпусах закрывают только стеклотканью, не стекломатом. Для этого оценивают целостность дерева вокруг пробоины, рассверливают дерево вокруг, притом диаметр сверла подбирают с таким расчетом, чтобы в полученное от него отверстие вставлялась пилка от электролобзика. Это позволит выпилить аккуратный кусок поврежденной обшивки, чтобы потом перекрыть его изнутри фанерой толщиной 4-5 мм, прикрутив ее к корпусу на небольшие саморезы, а снаружи залить отверстие пробоины эпоксидкой. На конечном этапе слой заливки проклеивают еще стеклотканью.
Проще всего, конечно, ремонтировать корпус лодки, если она была сделана из фанеры. Но методика выпила куска с пробоиной годится и для лодок-дощанок, у которых шпангоуты обшивались тонкими досками, с гнутием их по форме каркаса.
Смола любой степени густоты часто имеет тенденцию постепенно, в процессе застывания, скатываться со сложных и часто покатых форм бортов днища лодок. Чтобы это предотвратить, применяют повышенную концентрацию отвердителя в смоле не 35 к 100, а 40 к 100.
Дополнительно, для ускорения схватывания и недопущения стекания смолы с покатых и не горизонтальных поверхностей, используют строительные фены или иные теплоизлучающие нагревательные приборы. Применение которых тем более оправдано, что чем тоньше слой эпоксидного материала, тем медленнее он полимеризуется – закон «критической массы и объема» для эпоксидных смол. Согласно которому чем больше объем разведенной с отвердителем смолы стремится в двухмерной плоскости, тем ниже температура саморазогрева смолы, п значит – она дольше застывает. Так вот чтобы ускорить время полимеризации, применяют внешний нагрев.
Конечно, он эффективен только на небольших участках, подвергаемых ремонту с помощью эпоксидки. На больших площадях равномерно нагреть поверхность строительным феном или подобным ему устройством не получится, для этого придется использовать полностью прогреваемое помещение.
Источник: practeco.ru