Как шотландские водолазы поднимали подлодку «Курск»
Три года назад, два судна-буксира привезли в порт Мурманск атомную подводную лодку «Курск» — судно, которое в 2000 году затонуло на дне Баренцева моря и весь экипаж которого из 118 человек погиб.
Эта подводная лодка водоизмещением 18 тысяч тонн, длиной в два раза больше, чем самолет «Боинг-747», была гордостью российского флота. «Курск» перемещался за счет энергии, которая вырабатывалась в двух ядерных реакторах, и нес на борту торпеды и крылатые ракеты. Подлодка была предназначена для борьбы с американскими авианосцами. Ее корпус, покрытый слоем резины, делал судно невидимым для гидролокаторов противника и был настолько прочным, что лодка могла остаться целой даже после столкновения с глубоководной миной.
12 августа 2000 года экипаж «Курска» успешно завершил первую часть военно-морских учений — стрельбы торпедами в Баренцевом море. Неподалеку от «Курска» находилось американское судно, которое наблюдало за учениями в Баренцевом море. Американцы ожидали, что будет еще один запуск торпед с борта «Курска», а вместо этого услышали небольшой взрыв, а затем еще один, более мощный, имеющий силу 3,5 балла по шкале Рихтера. В носовом отсеке «Курска» взорвалась торпеда.
Затем были бурные дискуссии, попытки скрыть правду, а также переложить вину за трагедию на других. Российское правительство действовало очень медленно — только спустя четыре дня, после того, как две спасательных экспедиции потерпели неудачу, оно обратилось за помощью к международному сообществу. К тому времени, как два норвежских водолаза проникли в подлодку, на ее борту никого в живых не осталось. Средства массовой информации обрушили на российские власти шквал критики, и президент Путин пообещал россиянам, что «Курск» поднимут со дна моря.
Операция по подъему лодки стала подвигом инженерной мысли, вошла в историю и была описана в книге «Подъем Курска» британского издательства Lipstick Press. В книге шаг за шагом описывается, как поврежденную подлодку, имеющую на борту ядерный реактор и ракеты, поднимали на поверхность одного из самых бурных морей в мире. К тому же, лодку поднимали на поверхность в середине октября — сезон штормов в Баренцевом море.
Шотландец Джон Ирвин работает водолазом с 1970 года. Когда затонул «Курск», Джон находился на борту на борту водолазного судна «Мао» в Северном море. В начале 2001 года компания DSND — владелец «Мао» — выиграла на конкурсе контракт на участие в работах по подъему российской подлодки, и Джону Ирвину пришлось добираться из Шотландии на свое судно, которое уже находилось в Баренцевом море, в 80 милях от Мурманска.
52-летний Ирвин работал в качестве водолаза во многих частях света, но никогда — в России. «Мы прилетели в норвежский порт Киркинес, откуда поехали в Мурманск на автобусе», — говорит он. «Мы ехали семь часов по Северу России: густые леса, военные объекты, перед которым натянуты ряды колючей проволоки и стоят часовые. Суровый край и разоренная земля.
Мы проехали через город Никель, где когда-то был самый глубокий рудник по добыче никеля в мире. Теперь это пустой город-призрак, в котором — ни души. В нем нет даже травы, а деревья сломаны. Затем мы приехали в Мурманск. Этот город также производил удручающее впечатление.
Там нас посадили в вертолет, и мы отправились работать».
Ирвин был одним из 75 водолазов, которые работали на «Курске». Он направлял резец, который должен был отсечь поврежденный носовой отсек от остального корпуса лодки. Затем он был должен наметить и пробить в корпусе лодки 26 отверстий, затем с понтона, который находился на поверхности моря, в эти отверстия вставлялись зажимы. С помощью стальных кабелей лодка была поднята на поверхность. Удивительно простое и вместе с тем гениальное инженерное решение.
«Подлодка «Курск» была огромной. Передняя часть лодки была вся искорежена, словно огромная челюсть шириной 10 метров перекусила лодку пополам».
По словам Джона Ирвина, работа на «Курске» была для него на удивление легкой, благодаря блестящей работе инженеров водолазам не приходилось затрачивать много физических сил. Единственное, много сил ушло на то, чтобы открыть внешний люк лодки.
Вопреки опасениям организаторов спасательной операции, погода благоприятствовала ее участникам. Но тем не менее водолазам было сложно увидеть лодку на глубине, так как ее черный цвет сливался с цветом морского дна.
Джон Ирвин не считал, что, работая на «Курске», он рискует жизнью. «Большинство торпед на борту подлодки взорвались во время трагедии в августе 2000 года. Механизм запуска ядерных ракет слишком сложен, сами по себе выстрелить они не могут. Радиационный фон в районе спасательных работ постоянно измеряли, он был в пределах нормы.
Водолазы почти не заходили внутрь подлодки. Так, Ирвин был внутри «Курска» лишь два раза, чтобы установить зажимы.
«Я считаю, помочь доставить тела затонувших моряков домой было моим долгом. Мой дядя утонул в море, его тело так и осталось в морских глубинах, и я видел, какой страшной трагедией это стало для моей семьи и родственников».
Ирвин, как и все водолазы из международной бригады, включая российских водолазов, работали по 6 часов, 23 дня подряд. Остальные 18 часов они проводили в специальном отсеке, где поддерживалось повышенное давление, на судне «Мао» — ели, отдыхали и смотрели телевизор. По окончании водолазы провели шесть дней в камере декомпрессии — обычная процедура для того, чтобы перепад давления не подействовал разрушительно на организм.
Когда «Курск» всплыл, он находился в камере декомпрессии. В то время как подлодку буксировали в Мурманск, водолаз отправился выполнять другую работу в Данию. «Я считаю участие в подъеме «Курска» высшей точкой моей карьеры, — говорит он.- Мы были очень счастливы, что погибших моряков доставят домой. Мы работали для российских матерей, жен и детей».
Источник: www.inopressa.ru
Почему Кремль не признал гибель 98 советских моряков с субмарины: Неразгаданная тайна затонувшей К-129
8 марта 1968-го исчезла с радаров советская атомная субмарина К-129. Стало ясно: рядовое патрулирование океанических вод у Гавайев завершилось катастрофой. По некоторым причинам Кремль отказался от подлодки, автоматически сделав ее бесхозной. США упускать такой шанс не стали и организовали поисковые работы.
После подъема К-129 с 5-километровой глубины, американцы назвали причины аварии. Но по сей день звучат неофициальные версии, а гибель 98 подводников так и остается загадкой.
Гавайский рейд с ядерными боеголовками
Командир К-129 капитан I ранга Кобзарь Владимир Иванович.
На рассвете 24 февраля 1968-го подводная лодка К-129 под бортовым номером 574 покинула бухту дислокации и взяла курс на тихоокеанские Гавайские острова. Перед экипажем поставили вполне себе рядовую задачу – патрулирование в состоянии готовности подводного ракетного пуска. Около двух недель ничего не предвещало беды, но вдруг К-129 перестала подавать сигналы.
Отсутствие реакций на запросы штаба Тихоокеанского флота поначалу не вызвало опасений. Не раз случалось, что в дальних рейдах субмарины оказывались вне приема. Но экипаж К-129 не вышел на связь еще неделю, и тогда стало понятно, что случилась трагедия.
Центральный командный пункт Тихоокеанского ВМФ объявил тревогу. Начались поиски: боевые суда отправились к предполагаемому месту исчезновения подлодки. Были обследованы громадные водные пространства, но участники поисковой операции тщетно искали хоть какие-то следы. Не привели к результатам и контрольные радиограммы вместе с полетами разведавиации.
К-129 пытались найти 73 дня, прочёсывая океан по её маршруту. Удалось лишь обнаружить следы топлива на водной поверхности, а дальше ничего. В итоге 98 моряков были признаны погибшими, а командование решило вывести К-129 из состава флота. Дело в том, что последний выход лодки был засекречен, поэтому даже родственникам сообщили лишь то, что «экипаж погиб при исполнении обязанностей».
«Сумасшедший Иван»
Американское судно «Гломар Эксплорер», построенное для подъема советской подлодки. /Фото: imagenes.elpais.com
Понимая ситуацию, США решили осторожно подключиться к поискам. Операция «Дженнифер» стала неожиданной, так как СССР вел поиски в режиме секретности. Но ведь американцы, естественно, заметили необычное скопление кораблей в Тихом океане. Да и после того, как Кремль открестился от К-129, лодка автоматически стала бесхозной.
А значит, право на владение ею принадлежало тому государству, которое найдет ее первым. США такой шанс упускать не собирались. Ведь К-129 содержала материалы о баллистических ракетах авторства Москвы, шифрах и остальных разработках, полезных в условиях гонки вооружений.
Советские подлодки несколько проигрывали американским в оснащении: атомные авианосцы США могли нести 16 баллистических ракет с ядерными боеголовками. Но главное – советские дизель-электрические подлодки были слишком шумными, так что американцы легко их вычисляли, часто скрытно сопровождая. Смелые подводники Страны Советов даже разработали по этому случаю спецманёвр: идя на полной скорости, разворачивались и начинали ход назад. Американцам приходилось предпринимать манёвр уклонения, чем они себя обнаруживали. Подводники США называли этот рисковый прием «сумасшедший Иван».
Может это и есть та причина, по которой американцы быстро нашли затонувшую советскую субмарину. Поисковая операция была одобрена лично президентом Никсоном. В считанные дни выяснилось, что К-129 лежит на глубине свыше 5 километров. Поднимать её вызвался Говард Хьюз, американский миллиардер, сотрудничавший со спецслужбами. Подъём прикрыли геологоразведочными работами.
Под это дело даже спроектировали и построили спецсудно Hughes Glomar Explorer с конструкцией глубоководного захвата, способное поднять с глубин лодку в 2 тысячи тонн. За проект США выложили 350 миллионов долларов, а операцию назначили на лето 1973-го.
Загадка века
Памятник погибшим подводникам. /Фото: img-fotki.yandex.ru
Если бы Кремль признал гибель собственной подлодки, американцам пришлось бы в тот же момент оставить попытки подъема судна. Но Москва молчала. Военные историки все еще спорят, насколько секретная информация попала в ЦРУ. Когда лодку практически подняли, корпус распался на несколько кусков, и в захватах осталась лишь носовая часть.
Как утверждали американцы, им достались только торпеды и 6 тел погибших моряков. Шифры, документы и ракеты с ядерными боеголовками, якобы, вернулись на дно.
Советских подводников американцы похоронили в море со всеми положенными почестями и традициями. После исследовательских процедур выдвинули основную причину аварии: взрыв отсеков с аккумуляторами. Однако позже специалисты назвали эту версию заведомо ложной, потому как во всей подводной истории регистрировались сотни таких взрывов. При этом ни один подобный случай не повлек за собой аварийного разрушения прочного корпуса лодки уже только из-за забортной воды.
Весьма правдоподобной версией российские специалисты считают столкновение К-129 с американской субмариной «Суордфиш». Строение этой подлодки ( в переводе «рыба-меч») предусматривает защиту боевой рубки двумя «плавниками», подобными акульим. Такой сценарий вполне подтверждают сделанные с атомной подлодки американцев снимки.
Глубоководный объектив запечатлел узкую и глубокую пробоину по корпусу советской К-129. Сама же подлодка лежала на ровном киле, что могло означать столкновение на большой глубине. Вполне вероятно, что следившая за К-129 «Суордфиш» потеряла гидроакустический контакт и последовала к месту нахождения советской субмарины. А дальше вполне мог быть «сумасшедший Иван» и столкновение из-за недостаточной для маневра дистанции.
В пользу именно этой версии сыграл тот факт, что в начале весны 1968-го в японский порт зашла американская подлодка с помятым ограждением боевой рубки, став на аварийный ремонт. В условиях строгой секретности судно простояло на ремонте ночь, после чего с наложенными заплатами покинуло стоянку. После того эпизода «Суордфиш» не выходила на водные просторы полтора года.
Военные песни входят в репертуар некоторых современных исполнителей. Например, знаменитая песня группы «Любэ» «Комбат» и другие.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru
Американцы подняли затонувшую советскую подлодку
Американским военным удалось поднять со дна реки Провиденс (штат Род-Айленд) бывшую советскую подводную лодку К-77, которая затонула в апреле 2007 года.
Спасательные команды при помощи гидравлических насосов откачали воду из корпуса подлодки, чтобы стабилизировать ее и поднять на поверхность на понтонах. Подлодка находилась на глубине 9 метров под водой и на 4,5 метра осела в илистый грунт.
Дизельная 86-метровая подводная лодка К-77 (по классификации НАТО, «Джульетта-484») была спущена на воду в 1965 году и во времена «холодной войны» сопровождала американские авианосцы. В 2002 году субмарина попала в собственность частного фонда USS Saratoga Foundation, который открыл на борту подлодки музей.
До этого она была использована при съемках голливудского блокбастера «К-19» с участием Харрисона Форда. В прошлом году подлодка затонула во время сильного шторма. Напомним, что в прошлом году затонула еще одна советская подлодка.
Вышедшая из эксплуатации субмарина класса «Виски» (по классификации НАТО) затонула у северо-западного побережья Дании во время транспортировки в один из морских музеев Таиланда. Подлодка, которую приобрел тайский бизнесмен для своего музея, шла на буксире в Таиланд, когда неожиданно стала набирать воду. Команда буксира была вынуждена обрезать трос, и подлодка пошла на дно. На борту субмарины не было людей, оружия и топлива.
Источник: www.krassever.ru