К какой категории относится моторная лодка

Маломерные суда представляют собой плавательные средства, которые оборудуются двигателями мощностью менее 75 лошадиных сил. В эту категорию входят парусные и несамоходные агрегаты, показатель мощности которых регулируется регистровыми единицами. Они должны быть не более 80 тонн с валовой вместимостью менее 10 регистров (в тоннах). Кроме того, в эту сферу входят байдарки, гребные лодки и надувные суда грузоподъемностью 100-225 килограмм.

маломерные суда

Общая информация

Маломерные суда – это инженерные сооружения, ориентированные на транспортировку определенного числа пассажиров или груза. Рассматриваемые варианты предназначены для туристических походов, рыбной ловли и спортивных соревнований. Часто подобные плавсредства используются в сферах народного хозяйства, особенно в районах Сибири и Поволжья.

Моторная лодка SIBERIA s4 второй модификации

На транспортных средствах используются бортовые, навесные или стационарные силовые агрегаты. На парусных яхтах также может эксплуатироваться мотор при необходимости буксировки в сложных климатических условиях. Основные правила распространяются на все плавательные средства, причисляемые к классу приспособлений с механическими силовыми установками.

Особенности

Маломерные суда можно разделить по следующим категориям:

  • Водоизмещающие варианты. Они поддерживаются на плаву благодаря архимедовому закону, который основан на поддержании за счет массы воды, равной объему, вытесняемому плавательным средством. Скорость таких экземпляров ниже аналогов, несмотря на достойный показатель мореходности.
  • Глиссеры. Эти маломерные суда в неподвижном состоянии держатся на плаву за счет поддерживающей силы и водоизмещения. При увеличении скорости глиссирующие модели выполняют маневры благодаря динамической подъемной силе, которая образуется в плоских отсеках днища. Глиссирование начинается в момент расположения донной части под углом атаки порядка 3-6 градусов. На данный показатель также влияет загруженность плавательного средства и имеющееся оборудование.

права на управление маломерными судами

Управление маломерными судами другого типа

К рассматриваемому классу относятся все категории моторных лодок, прогулочные суда, самодельные экземпляры с маломощными навесными или стационарными двигателями, глиссирующие в водоизмещающем режиме движения.

Катера представляют собой маломерные суда, оснащенные силовым агрегатом стационарного типа. Плавательные средства используются для прогулок, а также в качестве специальных машин. Модели с повышенным показателем мореходности оборудуются палубой, кокпитом и надстройкой.

Данные конструкции имеют длину не более 8 метров, эксплуатируются преимущественно в открытых водоемах и устьях больших рек, оснащены шлюпочными обводами. Подобные механизмы еще называют ботами. Кроме стационарного мотора, они могут иметь парусное оборудование. Плавательные средства этого типа подразделяются на промысловые, спасательные и лоцманские категории.

Эта лодка под мотор 9.9 вас УДИВИТ Она может то! Что не могут ОСТАЛЬНЫЕ! АЛЬПИНА GT 400

управление маломерными судами

Шлюпки и яхты

Рассмотрим еще несколько видов маломерных судов, судоводители которых управляют ими при помощи моторов либо парусов:

  1. Шлюпки. К этой категории относится тип гребных лодок с возможностью использования навесных моторов. Они служат для спасения людей, выполнения транспортных задач и специальных миссий. В зависимости от предназначения, шлюпки причисляют к спасательному, рабочему, транспортному, прогулочному классу.
  2. Яхты – это преимущественно парусные или моторно-парусные суда, которые имеют разное водоизмещение и предназначены для отдыха, туризма или спорта.
  3. Глиссеры – моторные плавсредства, оснащаемые поперечными реданами в виде уступов на днище. Одноместные модели этой категории еще называют скутерами. Моторная лодка с крыльями часто обозначается как катер на подводных крыльях.

навигация маломерных судов

Права на управление маломерными судами

Эксплуатация рассматриваемой категории плавательных средств допускается после их регистрации в судовой книге с нанесением регистрационных знаков и технического осмотра. Освидетельствование позволяет определить максимальную мощность лодки, ее водоизмещение, осадку, грузоподъемность и профильное предназначение. Борт должен оборудоваться всеми необходимыми средствами безопасности, включая противопожарные средства, сигнальные огни и навигационное оборудование.

Государственную регистрацию проводят соответствующие органы контроля. Управлять маломерными судами могут лица, прошедшие экзамены на право управления данной категорией транспорта. Водные объекты без навигационной обстановки используются в транспортном направлении с учетом правостороннего движения (левыми бортами).

Номинальная скорость движения в пределах населенных пунктов, а также место стоянки судов регламентируются инспекцией по маломерным судам, согласно нормативным актам и действующему законодательству.

Безопасность

Права на управление маломерными судами позволяют эксплуатировать агрегат по его прямому назначению. В любом случае запрещается при эксплуатации и обслуживании таких средств следующее:

  • Использовать судно, не прошедшее государственную регистрацию.
  • Переоборудовать транспорт без получения специального разрешения.
  • Управлять лодкой или катером в состоянии наркотического либо алкогольного опьянения.
  • Передавать управление лицу, не имеющему права на вождение маломерных судов.
  • Превышать номинальный скоростной режим.
  • Наносить повреждения другим бортам или опознавательно-техническим знакам.
  • Заходить в закрытые для плавания районы без соответствующего разрешения.
  • Маневрировать в акватории пляжей и массового скопления людей.

права на маломерные суда

Неисправности, запрещающие эксплуатацию «маломерок»

Эксплуатация и навигация маломерных судов запрещается при наличии следующих неисправностей:

  • Возникновение сквозных пробоин в корпусе.
  • Разгерметизация воздушных ящиков или герметичных отсеков.
  • Отсутствие элементов крепления рулевой колонки или повреждения, влияющие на надежность работы этого узла.
  • Наблюдение утечек горючего, чрезмерной вибрации, неисправность глушителя или реверсного редуктора.
  • Несоответствие стандартам комплектации и оснащения, указанным в судовом билете.
  • Неисправность или отсутствие сигнальных огней и спасательного оборудования.

судоводители маломерных судов

Обязанности судоводителя

В этот перечень входит несколько основных положений, а именно:

  • Выполнение требований правил государственного образца.
  • Проверка судна перед каждым выходом в плавание.
  • Проведение инструктажа для пассажиров о поведении на плавательном средстве, а также обеспечение их безопасности.
  • Присутствие документального подтверждения права на маломерные суда и их управление.
  • Выполнение требований проверяющих органов и уполномоченных лиц.

Источник: fb.ru

Маломерные суда. Права на управление маломерными судами

Маломерные суда. Права на управление маломерными судами

Маломерные суда представляют собой плавательные средства, которые оборудуются двигателями мощностью менее 75 лошадиных сил. В эту категорию входят парусные и несамоходные агрегаты, показатель мощности которых регулируется регистровыми единицами. Они должны быть не более 80 тонн с валовой вместимостью менее 10 регистров (в тоннах). Кроме того, в эту сферу входят байдарки, гребные лодки и надувные суда грузоподъемностью 100-225 килограмм.

маломерные суда

Общая информация

Маломерные суда – это инженерные сооружения, ориентированные на транспортировку определенного числа пассажиров или груза. Рассматриваемые варианты предназначены для туристических походов, рыбной ловли и спортивных соревнований. Часто подобные плавсредства используются в сферах народного хозяйства, особенно в районах Сибири и Поволжья.

Правила регистрации маломерного судна являются достаточно непростыми, поэтому крайне необходимо.

Читайте также:  Почему меня качает как в лодке

На транспортных средствах используются бортовые, навесные или стационарные силовые агрегаты. На парусных яхтах также может эксплуатироваться мотор при необходимости буксировки в сложных климатических условиях. Основные правила распространяются на все плавательные средства, причисляемые к классу приспособлений с механическими силовыми установками.

Особенности

Маломерные суда можно разделить по следующим категориям:

  • Водоизмещающие варианты. Они поддерживаются на плаву благодаря архимедовому закону, который основан на поддержании за счет массы воды, равной объему, вытесняемому плавательным средством. Скорость таких экземпляров ниже аналогов, несмотря на достойный показатель мореходности.
  • Глиссеры. Эти маломерные суда в неподвижном состоянии держатся на плаву за счет поддерживающей силы и водоизмещения. При увеличении скорости глиссирующие модели выполняют маневры благодаря динамической подъемной силе, которая образуется в плоских отсеках днища. Глиссирование начинается в момент расположения донной части под углом атаки порядка 3-6 градусов. На данный показатель также влияет загруженность плавательного средства и имеющееся оборудование.

права на управление маломерными судами

Река Фонтанка – небольшой водный поток, представляющий собой одно из.

Управление маломерными судами другого типа

К рассматриваемому классу относятся все категории моторных лодок, прогулочные суда, самодельные экземпляры с маломощными навесными или стационарными двигателями, глиссирующие в водоизмещающем режиме движения.

Катера представляют собой маломерные суда, оснащенные силовым агрегатом стационарного типа. Плавательные средства используются для прогулок, а также в качестве специальных машин. Модели с повышенным показателем мореходности оборудуются палубой, кокпитом и надстройкой.

Данные конструкции имеют длину не более 8 метров, эксплуатируются преимущественно в открытых водоемах и устьях больших рек, оснащены шлюпочными обводами. Подобные механизмы еще называют ботами. Кроме стационарного мотора, они могут иметь парусное оборудование. Плавательные средства этого типа подразделяются на промысловые, спасательные и лоцманские категории.

управление маломерными судами

Шлюпки и яхты

Рассмотрим еще несколько видов маломерных судов, судоводители которых управляют ими при помощи моторов либо парусов:

  1. Шлюпки. К этой категории относится тип гребных лодок с возможностью использования навесных моторов. Они служат для спасения людей, выполнения транспортных задач и специальных миссий. В зависимости от предназначения, шлюпки причисляют к спасательному, рабочему, транспортному, прогулочному классу.
  2. Яхты – это преимущественно парусные или моторно-парусные суда, которые имеют разное водоизмещение и предназначены для отдыха, туризма или спорта.
  3. Глиссеры – моторные плавсредства, оснащаемые поперечными реданами в виде уступов на днище. Одноместные модели этой категории еще называют скутерами. Моторная лодка с крыльями часто обозначается как катер на подводных крыльях.

навигация маломерных судов

Без знания устройства яхты далеко не уплывешь. Моряки – народ.

Права на управление маломерными судами

Эксплуатация рассматриваемой категории плавательных средств допускается после их регистрации в судовой книге с нанесением регистрационных знаков и технического осмотра. Освидетельствование позволяет определить максимальную мощность лодки, ее водоизмещение, осадку, грузоподъемность и профильное предназначение. Борт должен оборудоваться всеми необходимыми средствами безопасности, включая противопожарные средства, сигнальные огни и навигационное оборудование.

Государственную регистрацию проводят соответствующие органы контроля. Управлять маломерными судами могут лица, прошедшие экзамены на право управления данной категорией транспорта. Водные объекты без навигационной обстановки используются в транспортном направлении с учетом правостороннего движения (левыми бортами).

Номинальная скорость движения в пределах населенных пунктов, а также место стоянки судов регламентируются инспекцией по маломерным судам, согласно нормативным актам и действующему законодательству.

Безопасность

Права на управление маломерными судами позволяют эксплуатировать агрегат по его прямому назначению. В любом случае запрещается при эксплуатации и обслуживании таких средств следующее:

  • Использовать судно, не прошедшее государственную регистрацию.
  • Переоборудовать транспорт без получения специального разрешения.
  • Управлять лодкой или катером в состоянии наркотического либо алкогольного опьянения.
  • Передавать управление лицу, не имеющему права на вождение маломерных судов.
  • Превышать номинальный скоростной режим.
  • Наносить повреждения другим бортам или опознавательно-техническим знакам.
  • Заходить в закрытые для плавания районы без соответствующего разрешения.
  • Маневрировать в акватории пляжей и массового скопления людей.

права на маломерные суда

Неисправности, запрещающие эксплуатацию «маломерок»

Эксплуатация и навигация маломерных судов запрещается при наличии следующих неисправностей:

  • Возникновение сквозных пробоин в корпусе.
  • Разгерметизация воздушных ящиков или герметичных отсеков.
  • Отсутствие элементов крепления рулевой колонки или повреждения, влияющие на надежность работы этого узла.
  • Наблюдение утечек горючего, чрезмерной вибрации, неисправность глушителя или реверсного редуктора.
  • Несоответствие стандартам комплектации и оснащения, указанным в судовом билете.
  • Неисправность или отсутствие сигнальных огней и спасательного оборудования.

судоводители маломерных судов

Обязанности судоводителя

В этот перечень входит несколько основных положений, а именно:

  • Выполнение требований правил государственного образца.
  • Проверка судна перед каждым выходом в плавание.
  • Проведение инструктажа для пассажиров о поведении на плавательном средстве, а также обеспечение их безопасности.
  • Присутствие документального подтверждения права на маломерные суда и их управление.
  • Выполнение требований проверяющих органов и уполномоченных лиц.

ГИМС: регистрация маломерных судов

Правила регистрации маломерного судна являются достаточно непростыми, поэтому крайне необходимо владельцам плавательного средства знать абсолютно все нюансы.

Река Фонтанка: исторические факты, фото

Река Фонтанка – небольшой водный поток, представляющий собой одно из русел Невской дельты в Санкт-Петербурге. Ответвляется с левой стороны Невы рядом с Летним садом и впадает в Большую Неву к югу от бывшего Галерного и севернее Гутуевского острова, .

Устройство яхты. Классы яхт. Парусные и моторные яхты

Без знания устройства яхты далеко не уплывешь. Моряки – народ довольно-таки изобретательный. Они придумали свое название каждому элементу. Поэтому надо также ознакомиться и со специальной терминологией. В этой статье можно найти много полезной .

Узнаем как и где получить права на лодку с мотором. Управление моторной лодкой: документы

Получение водительского удостоверение — дело обыденное. Как правило, этот документ требуют от водителей, которые управляют наземным транспортом. Но у граждан, управляющих моторными водными средствами тоже запрашивают права. Как их получить? Что .

Моторная лодка Амур: характеристики, описание

Авиационный завод им. Гагарина, расположенный в Комсомольске-на-Амуре, известен всем интересующимся военной и гражданской авиацией. С 50 годов прошлого века именно отсюда «вылетали» все самолеты ОКБ Сухого. Кроме военных, отсюда вышли и многие .

Прежде чем подать в суд иск, необходимо определиться, в какой участок следует обратиться. Мировые суды Санкт-Петербурга подразделяются на участки, каждый из которых относится к определенному району. Всего в культурной столице более двухсот самостоятельных участков.

Мировые суды Санкт-Петербурга: участки по районам

Рыбная промышленность в России сегодня является одной из самых перспективных отраслей. Ее развитию уделяет внимание, в том числе и государство. Касается это, как рыболовецкого флота, так и разного рода перерабатывающих предприятий.

Читайте также:  Как переделать лодочный мотор ямаха

Рыбная промышленность. Рыболовецкий флот. Рыбоперерабатывающие предприятия. Федеральный закон О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов

Часто работа в море на рыбопромысловых судах навсегда отбивает желание возвращаться назад. Труд на корабле — каторга, без шуток, и преувеличений.

Работа в море на рыбопромысловых судах: как стать моряком, трудоустройство, условия работы.

Безопасность плавсредств на воде всегда имела огромное значение. Неудивительно, что для защиты судов и их персонала в различные периоды истории использовались хитроумные приспособления, что спасали множество жизней. Об одном из них сейчас и пойдет речь.

Спасательный конец Александрова. Специфические особенности изготовления данного инвентаря

До недавнего времени мало кто воспринимал лодки из резины и других полимерных материалов всерьез. Солидные люди считали, что лодки резиновые одноместные – это игрушки и не более того. Однако такие представления остались далеко в прошлом. Маломерные суда такого типа широко используются для решения самых разных задач.

Источник: autogear.ru

Права на управлением плавательным средством, обзор необходимых понятий и категорий.

Fisherman

Любой маломерный водный транспорт требует регистрации в ГИМС, здесь же выдаются документы, дающие основание управлять водным транспортным средством. ГИМС – структурное подразделение МЧС РФ, а права на катер, категория которых соответствует литере В, являются документом, действующим в акватории России.

В отличие от обычного водительского удостоверения, которое выдается автошколами, в документах по гимсу прописываются не только данные владельца и категория, но и возможная область плавания. Общий вид бумаги отличается от привычных водительских разрешений.

Процесс учебы

Права на водный транспорт категории гимс доступно получить каждому желающему. Будущему судоводителю придется некоторое время посещать специальное учебное заведение с имеющейся лицензией на ведение деятельности. Центры имеются во всех крупных городах: Москве, Омске, Тюмени, прочих, но одних только занятий недостаточно. Для получения прав необходим сертификат о пройденном обучении и сданный экзамен.

В процессе обучения присутствует практическая и теоретическая часть. Однако практика возможна исключительно в период навигации. Чтобы стать учеником ГИМС, необходимо написать заявление, оплатить лодочный курс и пройти медицинский осмотр.

Как правило, весь пакет документов подготавливается обучающей организацией. Кандидату остается пройти аттестацию в указанные сроки.

Допущенному к экзаменам не может быть менее 18 лет, учитываются медицинские противопоказания. Длительность курса различается в зависимости от категории прав и составляет примерно 1–3 месяца. Практические занятия предоставляются за отдельную плату по очной, заочной и индивидуальной форме.

Как уже было сказано выше, кроме типа судов, в сведе́ниях отмечаются воды, на которые категории прав гимс распространяется:

  • ввп – внутренние водные пути;
  • вп – внутренние водоемы;
  • мп – море и внутренние морские воды;
  • мпв – морские прибрежные воды.

Права на управлением плавательным средством, обзор необходимых понятий и категорий.

Гидроцикл, моторная лодка, парусное судно, катер — если вы только приобрели или задумались над приобретением одного из этих маломерных судов, то стоит вспомнить что для управления ими нужны права. Надзор за пользованием таких плавательных средств во внутренних водах и морях Российской Федерации осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России (ГИМС МЧС России). И так, давайте рассмотрим основные понятия и категории в управление плавательными средствами согласно ГИМС, которые помогут разобраться в формальностях управления маломерными судами.

Маломерные водный транспорт очень сильно отличается по конструкции и своими характеристиками друг от друга. Кому-то больше по душе скорость и драйв гидроцикла, а кто-то предпочитает более спокойное хождение под парусом. Для кого то важен комфорт и возможность преодоления больших расстояний, и он покупает себе катер, а другие довольствуются рыбалкой на лодке с подвесным мотором.

Для каждого вида водного транспорта существуют соответствующие права на управление. По закону права на управление не требуются только на те судна, где мощность мотора не превышает 5 л.с. Так же есть разъяснение от ГИМС МЧС России, согласно которому, если лодка не регистрируется в ГИМС (т.е. имеет общую массу до 200кг и на ней установлен мотор до 10 л.с.) — данный комплект можно эксплуатировать не имея прав управления на маломерное судно. Более подробно ознакомится с данным письмо можно в Разьяснение ГИМС. Рекомендуем распечатать его, иметь с собой во время управления не зарегистрированными маломерными судами.

Категории прав согласно ГИМС всего четыре, плюс еще четыре подкатегории парусных судов.

Официальные категории согласно ГИМС:

Гидроцикл (водный мотоцикл, скутер, водный скутер) — это скоростное персональное водное транспортное судно, со стационарным двигателем внутреннего сгорания.

Моторная лодка (мотолодка) — это любое водное плавательное средство с навесным мотором мощностью от 5 л с. Именно наличие навесного силового агрегата, а не стационарного, является признаком, который отличает моторную лодку от катера.

Катер — это небольшое водное судно, которое имеет в качестве стационарной силовой установки любой двигатель или двигатели.

Парусное судно — любое плавательное средство (маломерное прогулочное судно), которое использует парус для трансформации силы ветра в движение судна.

Все права на управлением маломерными судами должны содержать сведения о разрешенных районах плаванья. Есть три вида таких районов, в зависимости от типа водного бассейна.

Разрешенные районы для плаванья

  1. Морские пути — МП. Это районы акватории морей удаленные от берега более чем на 12 морских миль.
  2. Внутренние водные пути — ВВП. Реки и озера, имеющие регулярное транспортное сообщение.
  3. Водные пути – ВП. Внутренние водные бассейны, на которых не осуществляется регулярная навигация водного транспорта т.е. это воды, где нет регулярных водных маршрутов и перевозок.

Основные моменты связанные с маломерными судами

  1. Необходимые документы — это судовой билет (выдается при регистрации лодки) с техническим освидетельством (техосмотр) и удостоверение на право управления маломерного моторного судна, в нем отмечены категории маломерных судов, которыми разрешено управлять и разрешенные районы плавания. Так же не забудьте про номерной знак — для любого маломерного судна необходим отличительный регистрационный номер, расположенный на борту судна.

  1. Регистрация лодки и мотора в ГИМС — мотор мощностью до 8 кВт (10,8 л.с.) регистрации не подлежит, если он установлен на судно длинною до 20 метров и собственной массой до 200 кг. включительно. Массу судна устанавливает производитель (может быть проверяться практическим замером, если необходимо) Навесное оборудование в массу судна не входит — т.е. подвесной мотор не входит в массу судна, как и остальные предметы на борту.

  1. Права на управлением маломерного судна — государственная инспекция аттестует судоводителей и выдает им удостоверения на право управления маломерного моторного судами с двигателями или с подвесными моторами мощностью более 3,68 кВт (5 л.с.) Пройти аттестацию судоводителей и получить удостоверение на право управлением маломерным судном, можно в региональный отделениях ГИМС МЧС России. В Иркутске это например Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России по Иркутской области, расположенная по адресу: улица Красноармейская, 15.
Читайте также:  Лав 81014 технические характеристики лодочный прицеп

Полезный совет: 9.9 л.с. — это очень удобный вариант мощности мотора, его не надо регистрировать. Сравнение моторв 9,9 и 15 л.с. с одинаковой кубатурой показывает, что разница заметна только на облегченной лодке с минимальной загрузкой. Как только лодку догружают, разница в скорости теряется, и на первое место выходит объем мотора.

Обязательства судоводителей

Если маломерное судно управляется без специальных разрешений на водный транспорт действующего подвида, за выявленный случай предусматривается ответственность согласно КоАП, по действующей статье 11.8.1. За управление транспортом без удостоверения или за передачу судна другому человеку, не имеющему допуска к управлению, предусматривается административное наказание. При этом техническое средство задерживается и помещается в специальный порт.

Маломерными судами нельзя управлять в алкогольном опьянении, за это грозит ответственность как административная, так и криминальная. Для водителей данного вида водного транспорта предусмотрено наказание за отказ от медицинского освидетельствования. Административная ответственность для должностных лиц обычно выше, чем для обычных граждан.

В целом штрафы небольшие, поэтому многие не задумываются о безопасности. Халатность приводит к жертвам, которых особенно много во время летних водных развлечений.

Альберт Назаров — о категориях мореходности и максимально допустимой высоте волны

Читателям MBY хорошо известны категории прогулочных судов длиной до 24 м, приведенные в европейских правилах RCD (Recreational Craft Directive): «A», «B», «C» и «D», — которым соответствует допустимая скорость ветра и высота волн. Эти категории обычно указывают на шильдике лодки, в руководстве пользователя и в рекламных материалах. Раньше они назывались Ocean, Offshore, Inshore, Inland, сейчас эти обозначения убрали, но максимальная высота волны для каждой категории осталась. Сразу заметим, что это «значительная высота», то есть средняя высота 1/3 наиболее высоких волн (у нас используется понятие 3 и 1% обеспеченности волн), а наибольшая волна может быть вдвое выше.

Некоторые прогулочные лодки длиной 8−9 м имеют категорию «В», для которой в RCD указана высота волн 4 м. Означает ли это, что катер можно безопасно эксплуатировать на такой волне? Сначала давайте разберемся, откуда берутся такие ограничения, кто и как «работает» с этими категориями.

При проектировании лодки в расчете остойчивости по RCD (стандарты ISO Small Craft) высота волны напрямую вообще не участвует. А категории и соответствующая им высота волн давно стали инструментом маркетинга и не отражают фактическую мореходность судна. Категориями щеголяют яхтенные брокеры, зачастую вводя клиента в заблуждение относительно того, какую волну судно «сможет выдержать». Производители пытаются получить как можно более высокую категорию, видя в этом плюс при продаже. Бывало, что модели с «честной» категорией «В» предпочитали «натянутую» «А»…

На практике большинство моторных яхт категории «А» (разрешенная высота волны до 7 м) могут встречать такую волну только носом, двигаясь в этих условиях малым ходом и безопасным относительно волн курсом. То есть это условия выживания, но никак не нормальной эксплуатации.

Чем же в реальности определяется мореходность лодки и ее способность поддерживать скорость на волнении? Во-первых, нужно четко понимать, что обрушивающаяся волна, высота которой примерно равна ширине судна, при ударе в борт практически гарантированно его опрокидывает. А на каком волнении судно может поддерживать максимальную скорость при достаточном запасе мощности? Быстроходное прогулочное судно (кроме, пожалуй, специальных катеров) может идти в таком режиме при значительной высоте волн до 10% длины судна. При этом следует учитывать ряд ограничений.

• Недопустимость травм и дискомфорта людей на борту. Мне неоднократно доводилось проводить тесты быстроходных катеров с датчиками ускорений. Так вот, на 16‑метровом катере на 45 узлах перегрузки при волнении 4 балла достигают 2−4 g. Такие ускорения могут привести к травме позвоночника, суставов, не говоря уже просто о дискомфорте.

• Нагрузки на корпус. Важно понимать, что любое судно можно «сломать». Как правило, это происходит, если его эксплуатируют вне проектных ограничений.

• Перегрузки оборудования. Бортовая электроника, системы и механизмы также рассчитаны на определенный уровень ускорений, который не следует превышать.

Вернемся к нагрузкам на корпус. В расчетах прочности для малых рекреационных судов по стандартам ISO высота волны принимается как 1/10 длины судна (это для категории «А», для остальных — еще меньше), что предполагает снижение скорости на волне большей высоты. То есть ни о каком «глиссировании на полном ходу» при волне 7 м или даже 4 м речи быть не может. Но встречаются индивиды, предпочитающие скакать по волнам на мощной лодке, невзирая на боль в позвоночнике…

ГИМС и Речной регистр нередко назначают допустимую высоту волны исходя из высоты надводного борта судна. Такой подход изложен в ГОСТ 19 105–79 «Суда прогулочные гребные и моторные». Это справедливо лишь для небольших открытых лодок: в требованиях RCD он применяется только для категории «D». В этом случае максимальная допустимая высота волны примерно равна удвоенной высоте надводного борта — во избежание заливания. В случае запалубленных судов более высоких категорий, где опасность заливания не столь высока, допустимая высота волны с надводным бортом напрямую не связана.

Повторюсь: указанная для категорий RCD высота волн — это условие выживания, а не нормальной эксплуатации. Выбирая прогулочное судно, следует грамотно оценивать его мореходность, а к заявленным категориям и «маркетинговой» высоте волны относиться с известной степенью скептицизма. А на реальном волнении, как показывает хорошая морская практика, скорость лучше снижать, не дожидаясь повреждения корпуса и травм людей.

Источник: astfisher.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...