В результате потери запаса плавучести и продольной остойчивости 12 апреля 1971 года подводная лодка К-8 затонула на глубине 4 680 метров в Бискайском заливе Атлантического океана. Причиной гибели советской атомной подводной лодки стал пожар, возникший четырьмя днями ранее в рубке гидроакустиков, расположенной в центральном посту.
После аварийного всплытия большая часть экипажа была спасена при участии болгарского теплохода «Авиор». В условиях 8-балльного шторма на борту лодки продолжала борьбу за живучесть боевая смена из 22 человек во главе с капитаном второго ранга Всеволодом Бессоновым. Корабль потерял остойчивость и в течение короткого времени затонул, унеся с собой боевую смену в полном составе.
Всего в результате аварии погибли 52 члена экипажа. Созданная правительственная комиссия по расследованию причин аварии пришла к выводу, что командир действовал правильно. Гибель атомной подводной лодки «К-8» стала первой крупной катастрофой в истории отечественного атомного флота. В настоящее время субмарина покоится на глубине порядка 4 680 метров в 490 километрах северо-западнее Испании.
Тайна погибшей субмарины С-8
Командиру подводной лодки «К-8» капитану 2 ранга Всеволоду Борисовичу Бессонову было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Погибших подводников наградили орденами Красной Звезды. Оставшиеся в живых были удостоены государственных наград. В городе Островной Мурманской области установлен памятник «К-8» с именами всех погибших на ней подводников. Две улицы военного городка назвали именами командира Бессонова и капитана медицинской службы Арсения Соловья.
Корабельный врач Арсений Соловей во время аварии отдал свой дыхательный аппарат главному старшине Юрию Ильченко, которому сделал полостную операцию по удалению аппендицита в Норвежском море. Старшина был спасен, а врач погиб.
Ежегодно 12 апреля в поселок Островной у обелиска погибшим подводникам субмарины «К-8» проводятся торжественные траурные мероприятия. В этот же день в Николо-Богоявленский Морской Собор Санкт-Петербурга, где открыта мемориальная доска в память погибших моряков-подводников «К-8», приходят оставшиеся в живых члены экипажа, бывшие сослуживцы, вдовы и родственники погибших, чтобы помянуть тех, кто исполнил до конца свой долг перед Отечеством.
Источник: rus.team
АПЛ К-8 или «проклятая восьмерка».
Одной из самых опасных военных профессий по праву считается профессия моряка-подводника. Сколько их не вернулось с походов — боевых или учебных. По официальным данным, за время несения службы в море на подводных лодках погибло около 900 человек…Огромные потери, хотя в масштабах пехоты — это немного, но для флота — это будет целая флотилия подготовленных экипажей.
До трагедии на «Комсомольце», в СССР было не принято говорить об авариях на атомном и дизельном подводном флоте, однако в 1989 году страна вздрогнула, когда стало известно о гибели К-278 «КОМСОМОЛЕЦ». Спросите, при чем здесь К-8? Есть существенная связь между этими лодками. Обе погибли в апреле, но с разницей в 19 лет. Причины гибели были похожи — пожар в смежных отсеках.
Первые жертвы первых АПЛ СССР. Гибель К-8 проект 627А-Кит в Бискайском заливе
Экипаж боролся за спасение лодки до последнего…Об этом свидетельствуют фразы: «Кислорода больше нет! Ребята, прощайте, не поминайте нас лихом! Все!»
Слова, которые заставляют содрогнуться. И когда их читаешь, то понимаешь, на что способны люди, жертвуя собой во спасение других. Это последнее, что произнесли офицеры — люди с большой буквы, иначе, как героями их и назвать нельзя. Офицеры, находившиеся в 7-м отсеке на пульте управления ГЭУ сделали все, чтобы заглушить реактор и прекрасно осознавали, что погибнут и не покинули пост. Вот эти имена: Валентин Хаславский, Александр Чудинов, Геннадий Чугунов и Георгий Шостаковский…Как вы уже поняли, блог посвящается им и всем, кто погиб в результате аварии на подводной лодке К-8. Пройдёт несколько дней после аварии и атомоход окажется на дне Бискайского залива…
К-8 — подводная лодка проекта 627 «Кит» была спущена на воду в 1959 году и стала третьей после АПЛ К-5 и АПЛ К-3 «Ленинский комсомол». Серия, состоявшая из этих лодок, включала 13 боевых единиц. В состав Северного флота К-8 была включена в 1960 году и портом приписки для неё стал посёлок Гремиха. На протяжении всей службы «8-ю» подстерегали аварии, из-за чего она получила название «проклятой». Так называли её те, кто ранее на ней служил.
С приходом на атомоход нового командира, капитана 2-го ранга В. Б. Бессонова, экипаж с радостью воспринял это событие, ведь теперь ему предстояло выполнять боевые задачи в Атлантике. По воспоминаниям немногочисленных ветеранов, экипаж прям рвался в поход, хотел показать свою полноценность, не только свою, но и корабля.
Подводная лодка вышла в свою первую и последнюю «автономку» в ночь с 16 на 17 февраля 1970 года. Вернуться в Гремиху лодка должна была 17 апреля. Экипаж был полон решимости доказать, на что он способен и что его подводная лодка — полноценная боевая единица Северного флота. Все 125 человек, которые были на её борту готовы были исполнить свой долг. И все это планировалось выполнить в предверии празднования 100-летия со дня рождения вождя пролетариата.
В походе АПЛ провела почти два месяца и все было вполне благополучно до 8 апреля, пока на лодке не раздалась команда «Аварийная тревога!». Начался пожар и распространялся настолько стремительно, что еще до всплытия на поверхность, на подлодке появились первые погибшие в 7-м отсеке, не успевшие надеть ИДА. Погибли и офицеры, о которых я упоминал выше.
В это же время число погибших быстро увеличивается — пять, восемь, тринадцать… Тринадцатым по роковому совпадению стал тот, в чьи обязанности входила борьба за жизнь — корабельный врач капитан Анатолий Мефодиевич Соловей.
Погиб врач, спасая недавно прооперированного старшину 1-й статьи Ильченко, отдав ему свой дыхательный аппарат.
К моменту окончательного всплытия на лодке погибло 30 моряков…К-8 была на плаву и не более того, не было возможности доложить об аварии вышестоящему командованию. Сигнальные ракеты — таким способом могли подводники привлечь к себе внимание, находясь в центре Бискайского залива. Во второй половине дня, 9 апреля, с лодки заметили сухогруз.
Им оказался канадский «Глоу де Ор», но не дойдя до лодки 15 кабельтовых, свернул с намеченного курса и пошёл своим курсом дальше. Почему он так сделал, до сих пор неизвестно. А между тем, в Главном Штабе не знали о том, что случилось с К-8, для командования она по-прежнему оставалась в строю и была полноценной боевой единицей. А лодка терпела бедствие вторые сутки…
Утром 10 апреля, на горизонте появилось судно. После очередных сигналов ракетами к лодке подошел болгарский сухогруз «Авиор», капитаном которого был Рем Германович Смирнов из Мурманского морского пароходства. Как обрадовались советские моряки, когда с борта сухогруза им сказали: «Держитесь, братушки».
Дифферент на корму продолжал увеличиваться и поэтому командир подводной лодки принял решение отправить часть экипажа на болгарский сухогруз. Остальные остались на лодке, принимая все меры к её спасению.
После установления связи с командованием через ВМС Болгарии (а поверили болгарам не сразу), был отдан самый главный приказ — спасти лодку.
Однако, командир Бессонов и еще 21 человек, остававшиеся на борту уже не могли спасти корабль и 12 апреля 1970 года К-8 навсегда ушла в пучину и как боевая единица, перестала существовать.
В настоящее время АПЛ покоится на дне Бискайского залива на глубине 4680 метров с теми, кто сделал все, что мог и навечно остался в море…
За стойкость и мужество, проявленные во имя спасения экипажа и корабля, капитан 2 ранга В. Б. Бессонов был удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно), а весь экипаж был награжден орденами и медалями.
Через несколько лет в посёлке Гремиха установили монумент в знак памяти всех моряков-подводников, погибших на К-8. Вечная им память…
Источник: www.drive2.ru
К-8 (подводная лодка). Гибель атомной подводной лодки К-8
Одной из самых сложных и опасных военных специальностей является профессия моряка-подводника. На протяжении десятков лет в Советском Союзе замалчивались случаи трагедий на субмаринах, которые становились причиной человеческих жертв. Ситуация изменилась в 1989-м году, когда вся страна содрогнулась от известия об аварии на подводной лодке «Комсомолец». Тогда же заговорили о других катастрофах, в том числе об обстоятельствах, при которых погибла подводная лодка К 8.
Характеристики
К-8 — это подводная лодка ВМФ СССР с атомным реактором, которая была создана в рамках реализации проекта 627 А «Кит». К ее строительству приступили в 1957-м году, и летом 1960-го года новая субмарина была зачислена в состав Северного флота. К-8 (подводная лодка) имела следующие технические характеристики:
- длина — 1074 см;
- ширина — 796 см;
- глубина погружения — 300 м;
- скорость под водой — 30 узлов;
- средняя осадка — 565 см;
- надводная скорость— 15,5 узлов.
Первые аварии
После того как К-8 (подводная лодка) была принята на вооружение советского ВМФ, на ней была зафиксирована первая непредвиденная ситуация: произошел разрыв трубы контура охлаждения с последующей утечкой теплоносителя и сильным выбросом радиоактивного газа. В результате часть экипажа получила довольно значительные дозы облучения, а у троих моряков были обнаружены признаки, характерные для острой лучевой болезни. Похожие инциденты произошли также 1-го июня и 8-го октября 1961-го года, поэтому на флоте стали говорить, что К-8 — подводная лодка, служба на которой опасна для жизни.
События, предшествующие катастрофе
В период с начала августа 1966 года по июль 1968 года атомная подводная лодка К-8 находилась на известном судоремонтном заводе «Звездочка», где на ней произвели капитальный ремонт. Кроме того, в мае 1969-го года командиром судна был назначен опытный подводник В.Б. Бессонов, сразу же завоевавший уважение экипажа. Таким образом, казалось, что скоро К-8 (подводная лодка) сможет восстановить свою репутацию, и ее больше не будут называть «проклятой».
Средиземноморский поход
Ночью на 17-ое февраля 1970-го года К-8 (подводная лодка), экипаж которой имел хорошую профессиональную подготовку, вышла с базы в Гремихе в свое первое и последнее длительное автономное плавание. Субмарине было предписано отправиться в район Северной Атлантики и принять участие в крупнейших учениях в истории ВМФ СССР под названием «Океан-70». Их начало было назначено на 14-ое апреля, а финал совпадал с днем празднования столетнего юбилея В.И. Ленина.
8 апреля
Гибель подводной лодки К-8 произошла в водах Бискайского залива. На тот момент она находилась недалеко от Азорских островов, и ничто не предвещало беды. 8 апреля при всплытии с глубины 160 м в рубке гидроакустиков К-8, где у подводной лодки проходят силовые кабеля, возник пожар. Одновременно командиру доложили о возгорании, которое произошло в 7-м отсеке.
Экипаж незамедлительно начал борьбу за жизнь, и через 5 минут субмарина оказалась в надводном положении. Ситуация осложнялась тем, что огонь стал очень быстро распространяться по подводной лодке через воздуховоды. В этот момент находящиеся в охваченном пожаром 7-м отсеке офицеры В. Хаславский, А. Чудинов, Г. Чугунов и Г. Шостаковский совершили настоящий подвиг: понимая, что они обрекают себя на гибель, моряки задраили люк и предотвратили тепловой взрыв. Кроме того, им удалось остановить атомный реактор.
9 апреля
После полуночи часть экипажа поднялась на мостик через центральный пост. В 2 часа ночи моряки с большим трудом отдраили люк 8-го отсека, вывели 4-х человек и вынесли 15 трупов. Причиной гибели людей было сильное задымление и отсутствие средств защиты. Также удалось спасти 19 членов экипажа из 4-го отсека. Пока лодка находилась на плаву, моряки продолжали борьбу за жизнь.
После полудня волнение моря увеличилось, и подводная лодка стала давать крен. Для противодействия данной ситуации было произведено продувание цистерн главного балласта, однако оно не дало положительных результатов.
Позже 43 члена экипажа были эвакуированы на транспорт, а оставшиеся размещены в первых двух отсеках и на мостике.
Спасение и потери
Большая часть личного состава К-8 была вывезена на теплоходе «Авиор», принадлежащего Болгарии. В условиях сильного шторма часть экипажа продолжила борьбу за спасение судна, однако субмарина все же затонула. Гибель атомной подводной лодки К-8 стала первой крупной потерей отечественного атомного флота. Всего погибло 52 члена экипажа, а сама субмарина осталась навечно лежать в 490 км от берегов Испании на глубине 4680 м.
Расследование
Для выяснения обстоятельств гибели судна в Североморске сразу же начала работать правительственная комиссия. Туда же на плавбазе «Волга» доставили членов экипажа. Спустя несколько дней им предложили проиграть весь ход событий, произошедших 8-9-го апреля на борту подводной лодки К-181, являющейся точной копией К-8. Это следственное действие позволило установить, что и командование субмарины, и ее экипаж в условиях чрезвычайной ситуации вели себя исключительно профессионально и грамотно.
Правительственным указом погибшему капитану подводной лодки В.Б. Бессонову присвоили звание Героя Советского Союза, а всех остальных мичманов и офицеров наградили орденом Красной Звезды. Что касается матросов, то и погибшие, и оставшиеся в живых были представлены к медалями Ушакова.
Память
Как это было принято во времена СССР, авария на К-8 не получила большой огласки. Однако две улицы в городе Гремиха были переименованы в честь командира субмарины и судового врача Ю. Ильченко. Последний пожертвовал жизнью, уступив свой дыхательный аппарат одному из прооперированных членов экипажа, который на момент аварии находился в лазарете.
Спустя 4 года после аварии в этом же городке был установлен монумент. На нем можно увидеть членов экипажа К-8 (подводная лодка), список погибших и надпись «морякам-подводникам, погибшим на боевых постах, до конца выполнившим долг свой».
Теперь вы знаете, как погибла одна из первых атомных субмарин отечественного флота, и что стало причиной этой катастрофы.
Источник: fb.ru