Внесён в список памятников согласно приказу комитета по культуре и искусству мурманской области № 28 от 28.02.2006г. по акту инвентаризации объектов культурного наследия, объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, расположенных на территории ЗАТО г. Североморск.
Наименование
«Мемориальная Краснознамённая подводная лодка К-21».
Местонахождение
Мурманская область, ЗАТО г. Североморск, площадь Мужества.
Дата открытия
30 июля1983 года
Авторы:
- Скульптор — Анатолий Алексеевич Шашков.
- Архитектор — Валерий Викторович Алексеев
Размеры:
- Длина — 97.3м
- Ширина — 7.5м
- Высота — 8м
- Смотровая площадка — 80 х 4.5м
Материал:
- Корпус — сталь
- Постамент – бетон.
Текст надписи
«Подводная лодка К-21 в годы Великой Отечественной войны в 12 боевых походах одержала 17 побед, 5 июля 1942 года торпедировала фашистский линкор «Тирпиц».»
Мирослав Морозов об атаке подлодки «К-21» линкора «Тирпиц»
Подробнее
Является филиалом ГУК «Военно-морской музей Северного флота» в г. Мурманске.
Подводная лодка К-21 в годы Великой Отечественной войны в 12 боевых походах одержали 17 побед. 5 июля 1942 года торпедировала фашистский линкор «Тирпиц». Указом Президиума верховного Совета СССР от 23 августа 1942 года подводная лодка К-21 за образцовое выполнение заданий командования, мужество и героизм награждена орденом «Красного знамени».
Источник: smigf.ru
m_maluev
110 лет назад по указу императора Российской Империи Николая II, в классификацию судов военного флота включен разряд подводных лодок. О чем свидетельствует копия приказа
2. А саму это копию мне удалось увидеть не где-нибудь в архивах, а на борту легендарной подводной лодки К-21, единственную из 6 лодок своего класса, уцелевшую в ходе Второй мировой войны.
3. Для лодки спущенной на воду в 1939 году, К-21 — в отличном состоянии, как снаружи так внутри.
4. К сожалению, сохранить лодку в первозданном виде не удалось. После завершения службы в составе Северного флота в 1954 году, лодка служила тренировочной базой для отработки борьбы за живучесть. И поэтому три кормовых отсека были переоборудованы под экспозицию, посвящённую Севрному флоту и К-21.
» МУЗЕЙ — ПОДВОДНАЯ ЛОДКА К-21 «
5. Самым яркин эпизодом в истории К-21 была атка на Линкор «Тирпиц», в июле 1942 года. Однако по этому поводу до сих пор нет точного ответа.
27 июня 1942 года подводная лодка «К-21» получила приказ выйти на боевую позицию для прикрытия группы судов союзного конвоя «PQ-17», позже подводная лодка получила радиограмму, где сообщалось, что на перехват конвоя «PQ-17» движется немецкая эскадра во главе с кораблями «Тирпиц» и «Адмирал Шеер». «К-21» приступила к поиску эскадры противника. 5 июля в 16:33 гидроакустик Сметанин доложил командиру о приближающемся шуме винтов.
Эскадра была обнаружена, она состояла из линкора «Тирпиц», трёх тяжёлых крейсеров, одним из них был «Адмирал Шеер», и 12 эсминцев. Эскадра шла противолодочным зигзагом. Первыми шли эсминцы типа 1936, они прикрывали собой линкор и крейсера от возможных атак из-под воды. Над эскадрой кружили немецкие гидросамолёты Arado Ar 196.
Командир лодки Н. А. Лунин принял решение атаковать. «К-21» проскочила барьер эсминцев и прошла внутрь ордера. Сблизившись на дистанцию 18 кабельтовых, подводники произвели четырёхторпедный залп из кормовых торпедных аппаратов по флагманскому кораблю — линкору «Тирпиц». Акустик и члены экипажа в отсеках подводной лодки слышали два взрыва. Однако после войны в немецких документах историками не было найдено подтверждений попаданиям торпед в линкор, немцы не зафиксировали даже самого факта атаки. Историк М. Э. Морозов доказал невозможность попадания торпед в линкор ввиду слишком большого расстояния, а происхождение взрывов он объяснил подрывом торпед после удара о дно.Несмотря на это, версия о попадании торпед (или торпеды) К-21 в «Тирпиц» по-прежнему имеет сторонников.
6. Звезда Героя Лунина Н.А,
7. Экспозиця так же содержит личные вещи членов экипажа лодки.
8. Но естественно, самое интересное это сама подводная лодка.
9. Лодка очень хорошо сохранилась
10. До самых мельчайших деталей
11. Тут экипаж мог отдохнуть за время своих походов. Автономность лодки 50 дней.
12. Каюта командира. Командиру единственому полагалось спальное место длиной 170 см. Остальные члены экипажа довольствовались лишь 160 см.
13. Как можно не запутаться в таком количестве внтелей, не понимаю.
14. Первый отсек. Он как и последний были торпедными отсеками. В 7 отсеке было 4 торпедных аппарата, а в первом 6, плюс ещё 6 торпед хранились по стенкам. А экипаж который работал в торпедном отсеке спал тут же, на этих складных нарах, длиной всего лишь 150 см.
15. Табличка на торпедном аппарате.
16. Вот в таких скафандрах приходилось работать команде.
17. Проход между отсеками. С моим ростом в 188 см передвигаться по лодке — затруднительно. Да и пару шишек я там чуть не набил))
19. На этом наша интереснейшая экскурсия подощла к концу. И в этот перископ можно разглядеть кусочек берега)
За возможность побывать на К-21 огромное спасибо пресс-службе Северного флота!
Так же смотрите и читайте про #нашмуртур у aviator_ru , fotografersha , oleg_ivanov и disp_dme
Наши партнеры:
Источник: m-maluev.livejournal.com
Крейсерская подводная лодка К-21
К-21 — советская Краснознамённая крейсерская дизель-электрическая подводная лодка времён Великой Отечественной войны, четвёртый корабль серии XIV типа «Крейсерская».
ПЛ участвовала в Великой Отечественной войне в составе Северного флота ВС Союза ССР. Совершила 12 боевых походов и 6 минных постановок.
Лодка была заложена 10 декабря 1937 года в Ленинграде на Заводе № 194 имени А. Марти, спущена на воду 16 августа 1939 года. 3 февраля 1941 года вошла в состав Балтийского флота, затем по Беломорско-Балтийскому каналу перешла в Полярный, 17 сентября 1941 года зачислена в состав Северного флота ВМФ СССР.
В первом боевом походе «К-21» ночью поставила заграждение из 11 мин в проливе Бест-Сунн, утром 27 ноября 1941 года на заграждении подорвался и затонул норвежский транспорт «Bessheim» (тоннаж 1774 брт).
Ярким эпизодом службы ПЛ «К-21» стала атака на немецкий линкор «Тирпиц» 5 июля 1942 года в районе острова Ингей, «Тирпиц» шёл с охраной на перехват конвоя «PQ-17» следовавшего из Исландии в Мурманск.
В настоящее время Краснознамённая подводная лодка «К-21» является филиалом Военно-морского музея Северного флота.
Тип корабля Подводный крейсер
Скорость (надводная) 22,5 узла
Скорость (подводная) 10,2 узла
Рабочая глубина погружения 80 м
Экипаж 67 человек, в том числе 10 офицеров
Водоизмещение надводное 1490 т
Водоизмещение подводное 2104 т
Длина наибольшая 97,7 м
Ширина корпуса 7,4 м
Средняя осадка 4,04 м
Модель ходовая предназначена для выступления в классе ЕЛ-1250. Оснащена резиномотором. Изготовлена из пенопласта ПХВ с последующей обтяжкой стеклотканью на клее ЭДП. Для установки резиномотора сделаны съемные лючки.
Юноша 13 лет. Тренер Рубис А.В.
- Комментарии
Источник: www.shipmodeling.ru