Известные крушения подводной лодки

Фотоджоин — Информационный ресурс интересных историй

Крупнейшие катастрофы подводных лодок (17 фото)

Идея боевого применения подводного судна впервые была высказана Леонардо да Винчи. Впоследствии он уничтожил свой проект, так как опасался разрушительных последствий подводной войны. Идея боевого применения подводного судна была популяризирована в романе Жюля Верна «20 тысяч лье под водой», написанном в 1870 году. В романе описывается подводная лодка «Наутилус», которая таранит и уничтожает надводные корабли.

Хотя важнейшее тактическое свойство и преимущество подводной лодки — скрытность, до 1944 года все подлодки большую часть времени проводили в надводном положении и по сути были погружающимися лодками — надводными кораблями.

Сегодня мы вспомним крупнейшие катастрофы подводных лодок, ведь временами эти металлические монстры уходят под воду навсегда…

 Субмарина ВМС США SS-109 (1927) 40 человек погибли , когда

Затонувшие субмарины. Трагедии на море

Субмарина ВМС США SS-109 (1927)

40 человек погибли, когда американская подлодка «SS-109» (USS S-4) затонула после того, как ее протаранил американский корабль береговой охраны у полуострова Кейп-Код.

Удивительный факт: субмарина вернулась в строй спустя год после этой аварии и активно прослужила вплоть до своего списания в 1936 году.

 Советская подводная лодка С?117 «Щука», 1952 год «Щ-117» — советская дизель

Советская подводная лодка С?117 «Щука», 1952 год

«Щ-117» — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны, принадлежит к серии V-бис проекта Щ — «Щука». 10 июня 1949 года переименована в «С-117».

Щ-117, 1930-е годы:

К началу пятидесятых годов С-117 была уже далеко не новым кораблем, однако возложенные на нее задачи

К началу пятидесятых годов С-117 была уже далеко не новым кораблем, однако возложенные на нее задачи она выполняла успешно. В декабре 1952 года в Японском море «Щука» должна была принять участие в учениях. На пути к району маневров ее командир доложил о том, что из?за поломки правого дизеля субмарина идет в назначенную точку на одном двигателе. Через несколько часов он сообщил об устранении неисправности. Больше лодка на связь не выходила.

Точная причина и место гибели подводного корабля неизвестны. Она как-будто исчезла.

На борту лодки находились 52 члена экипажа, в том числе 12 офицеров. Поиски С-117, проводившиеся вплоть до 1953 года, ничего не дали. Причина и место гибели лодки до сих пор неизвестны.

Подводная лодка ВМС США «Трешер», 1963

Пропавшая субмарина. Трагедия К-129

Американская субмарина затонула во время учений возле полуострова Кейп-Код у берегов штата Массачусетс, унеся жизни 129 членов экипажа.

Механическая поломка привела к тому, что лодка быстро затонула и взорвалась. Согласно выводам, сдела

Механическая поломка привела к тому, что лодка быстро затонула и взорвалась. Согласно выводам, сделанным исследовавшим гибель лодки экспертом Брюсом Рулом (Bruce Rule), окончательное разрушение корпуса «Трешера» произошло на глубине 732 м и заняло не более 0.1 секунды. Ее обломки были обнаружены на глубине более 2500 метров. Корпус лодки распался на шесть основных частей — носовая секция, гидролокационный купол, рубка, хвостовая секция, машинное отделение, командный отсек, лежащих в радиусе 300 метров.

Фотография вертикального руля «Трешера», лежащего на дне:

 Гибель советской подлодки К?129, 1968 год Дизельная подводная лодка ВМФ ССС

Гибель советской подлодки К?129, 1968 год

Дизельная подводная лодка ВМФ СССР К-129, на борту которого находились, по разным данным, от 96 до 98 членов экипажа, вышел на боевое дежурство в северной части Тихого океана в феврале 1968 года.

8 марта 1968 года погибла дизель?электрическая ракетная подводная лодка К?129 из состава Тихоокеанского флота, оснащенная ядерными боеголовками. Подлодка несла боевую службу в районе Гавайских островов, а с 8 марта перестала выходить на связь. На борту К?129 находились, по разным данным, от 96 до 98 членов экипажа, все они погибли.

Причина катастрофы неизвестна. Относительно этой аварии существует целый ряд теорий, включая столкновение с неким американским кораблем, однако Вашингтон последовательно это отрицал, и, согласно официальному отчету ВМС США, виной гибели советской субмарины был «трагический взрыв на борту». Впоследствии К?129 обнаружили американцы и в 1974 году произвели ее подъем.

Советская сторона организовала поиски пропавшей субмарины, которые не принесли результата. Впоследствии К-129 обнаружили американцы, которые и организовали ее подъем.

Подводная лодка к-129 на дне:

При подъеме подлодка разломилась надвое, но несколько ее отсеков удалось доставить на одну из баз ВМ

При подъеме подлодка разломилась надвое, но несколько ее отсеков удалось доставить на одну из баз ВМФ США. Во время их обследования были обнаружены тела шестерых советских подводников. Американцы отдали погибшим воинские почести и похоронили погибших подводников в море.

Американская USS Scorpion (SSN-589), 1968 год

Закладка корабля ВМС США состоялась 20 августа 1958 года. Лодка затонула 21 мая 1968 года в 740 км к юго-западу от Азорских островов на глубине в 3000 метров, за 5 дней до возвращения на базу в Норфолк. Погибло 99 человек.

Затонувшую лодку искали в течение 5 месяцев, в поисках было задействовано более 60 кораблей и судов, до 30 самолётов. Через неделю после начала поиска в 100 милях от Норфолка была обнаружена немецкая подводная лодка, потопленная в годы второй мировой войны. Поиски долгое время были тщетными.

Вскоре лодка была найдена на глубине 3047 метров и сфотографирована судном «Мизар». Причина гибели к

Вскоре лодка была найдена на глубине 3047 метров и сфотографирована судном «Мизар». Причина гибели корабля до сих пор не установлена, наиболее вероятной версией считается взрыв торпеды. Но есть и другие версии…

США и Россия уже почти 40 лет по взаимной договоренности тщательно скрывают факт уничтожения американской атомной подводной лодки «Скорпион» боевой торпедой, выпущенной советской подводной лодкой, утверждает автор опубликованной в США новой книги-расследования «Scorpion Down» военный журналист Эд Оффли.

Оффли при этом утверждает, что уничтожение «Скорпиона» было «местью» советских подводников, считавших, что США были причастны к гибели советской подлодки К-129, ушедшей после взрыва на борту на дно со всем экипажем в составе 98 человек в Тихом океане в марте 1968 года.

Трагедии 1968 года были частью подводной «разведывательной войны», многие подробности которой до сих пор засекречены, полагает автор книги.

Фрагмент корпуса лодки. Видны деформации от чрезмерного давления:

 Советская подводная лодка K-8, 1970 Советская атомная подводная лодка К-8 п

Советская подводная лодка K-8, 1970

Советская атомная подводная лодка К-8 проекта 627А «Кит» вступила в состав Северного флота 31 августа 1960 года.

Находившаяся на боевом дежурстве в Средиземном море подводная лодка была направлена в район Северной Атлантики для участия в крупнейших за всю историю советского ВМФ учениях «Океан-70», в которых участвовали силы всех флотов СССР. Её задачей было обозначение подводных сил «противника», прорывающихся к берегам Советского Союза. Начало учений планировалось на 14 апреля, окончание — к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина — 22 апреля 1970 года.

Последние часы жизни К-8 и части ее экипажа:

АПЛ К?8 погибла 12 апреля 1970 года в Бискайском заливе Атлантического океана в результате сильного

АПЛ К?8 погибла 12 апреля 1970 года в Бискайском заливе Атлантического океана в результате сильного пожара, приведшего к потере запаса плавучести и продольной остойчивости. Подводная лодка затонула на глубине 4680 метров в 490 км к северо-западу от Испании. Погибли 52 члена экипажа. Погибая, они успели заглушить ядерные реакторы.

Памятник экипажу К-8:

Гибель К-8 и 52 членов экипажа стали первой потерей советского атомного флота. Атомна

Гибель К-8 и 52 членов экипажа стали первой потерей советского атомного флота.

Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец», 1989 год

Советская атомная подводная лодка 3-го поколения К-278 «Комсомолец» была единственной лодкой проекта 685 «Плавник». Лодке принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок — 1027 метров (4 августа 1985). Лодка имела шесть носовых 533-мм торпедных аппаратов с устройством быстрого заряжания. Каждый ТА имел автономное пневмогидравлическое стреляющее устройство. Стрельба могла производиться на всех глубинах погружения.

Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» погибла 7 апреля 1989 года в Норвежском море. Подводная л

Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» погибла 7 апреля 1989 года в Норвежском море. Подводная лодка шла на глубине 380 метров со скоростью 8 узлов. В результате возникновения пожара в двух смежных отсеках были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые произошло затопление лодки забортной водой. Погибли 42 человека, многие от переохлаждения.

Российская подлодка «Курск, 2000 год

К-141 «Курск» — российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей». Заложен на «Севмаше» в 1990 году принят в эксплуатацию 30 декабря 1994 года.

Российская подводная лодка «Курск» затонула 12 августа 2000 года на глубине 108 метров во время воен

Российская подводная лодка «Курск» затонула 12 августа 2000 года на глубине 108 метров во время военно-морских учений в Баренцевом море, в акватории между Норвегией и Россией, после того как на борту произошло два взрыва, вызванных утечкой топлива торпедного двигателя.

Большинство из 118 человек на ее борту моментально погибло. 23 человека сумели выбраться в задний отсек, где ожидали, когда придет помощь, однако умерли от удушения спустя неделю после начала спасательной операции. По количеству погибших авария стала второй в послевоенной истории отечественного подводного флота после взрыва боезапаса на Б-37.

Все этапы операции по подъему «Курска» проводились в течение года. В ней были задействованы около 12

Все этапы операции по подъему «Курска» проводились в течение года. В ней были задействованы около 120 компаний из 20 государств. Стоимость работ оценивалась в 65 — 130 млн долларов США. В результате операции подъёма лодки «Курск» были найдены и захоронены 115 тел погибших моряков-подводников. Три тела найти так и не удалось. Со дна Баренцева моря были эвакуированы потенциально опасный боезапас лодки и два ядерных реактора

«Она утонула». Это знаменитый ответ Путина в прямом эфире CNN на вопрос Ларри Кинга «Что случилось с российской подлодкой «Курск»?.

Читайте также:  Лодочные моторы сеа про 5 л с характеристики

 Китайская подлодка «Мин 361», 2003 Подводная лодка была спущена на воду в 1

Китайская подлодка «Мин 361», 2003

Подводная лодка была спущена на воду в 1995 году. Приписана к Восточному флоту ВМС КНР

16 апреля 2003 года во время учений произошла поломка дизельного двигателя подлодки «Мин 361», когда она находилась в заливе Бохайвань в Желтом море у северо-восточного побережья КНР. Поломка привела к резкому снижению кислорода на борту и удушению всех 70 членов экипажа.

Это был первый случай, когда Китай обнародовал случай гибели своей дизель-электрической подводной субмарины. Согласно агентству «Синьхуа» от 2 мая 2003 года, лодка была обнаружена китайскими рыбаками 25 апреля 2003 года, когда они зацепили сетями её перископ. Позже субмарина была поднята на поверхность и отбуксирована.

 Аргентинская подлодка «Сан-Хуан», 2017 Подводная лодка ВМС Аргентины «Сан-Х

Аргентинская подлодка «Сан-Хуан», 2017

Подводная лодка ВМС Аргентины «Сан-Хуан» перестала выходить на связь 15 ноября на переходе из военно-морской базы Ушуайя в Мар-дель-Плата. В момент последнего сеанса связи с субмарины сообщили об аварии. На борту находились 44 человека.

Через 15 дней после исчезновения субмарины ВМС Аргентины сообщили, что операция по спасению 44 членов экипажа подлодки «Сан-Хуан» прекращается, но будет продолжен поиск самой субмарины.

Капитан пропавшей подводной лодки ВМС Аргентины «Сан-Хуан» пообещал своей матери, что это будет его

Капитан пропавшей подводной лодки ВМС Аргентины «Сан-Хуан» пообещал своей матери, что это будет его последний поход. так и получилось.

Что касается атомных подводных лодок, всего с 1955 по 2017 год затонуло 8 атомных субмарин: 4 советс

Что касается атомных подводных лодок, всего с 1955 по 2017 год затонуло 8 атомных субмарин: 4 советских, 2 российских, 2 американских. Все они погибли в результате различных аварий: три — из-за технических неисправностей, две — в результате пожаров, две — из-за проблем с вооружением, причина гибели одной лодки достоверно неизвестна.

Понравилась статья? Расскажи друзьям:

Источник: fotojoin.ru

Бойко В. Трагедии Северного подплава. Взрыв в Полярном. Подводные лодки «Б-37» и «С-350»

Советская подводная лодка проекта 641 заложена 18 июля 1958 года на заводе №-196 «Судомех» в Ленинграде. 2 сентября 1958 года зачислена в списки кораблей ВМФ СССР, 5 ноября этого года спущена на воду.

В мае 1959 года переведена по Беломоро-Балтийскому каналу на достроечную базу в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний, 5 ноября 1959 года вступила в строй. 3 января 1960 года вошла в состав Северного флота, включена в состав 211-й Бригады подводных лодок 33-й дивизии подводных лодок Северного флота с базированием на Полярный.

11 января 1962 года погибла в результате взрыва боезапаса в торпедном отсеке. Б-37 стояла у пирса в Екатерининской гавани базы поселка Полярный, команда проводила ежедневный осмотр и проворачивание оружия и технических средств. Переборочные люки во всех отсеках были открыты.

Внезапно на подводной лодке возник очаг пожара, который в считанные минуты вызвал взрыв боевого отделения торпеды, от которого сдетонировал весь боезапас из одиннадцати оставшихся торпед. Два носовых отсека подводной лодки были полностью уничтожены. Вся команда Б-37, находящяся на подводной лодке, погибла в результате воздействия ударной волны и отравления газообразными продуктами взрыва. В живых остались командир подводной лодки капитан 2 ранга А.Бегеба, находившийся на пирсе (взрывом первой торпеды его сбросило в воду) и командир БЧ-5 капитан 3 ранга Г.Якубенко, вызванный в штаб базы.

В результате взрыва погибли одиннадцать моряков на стоящей соседним бортом подводной лодке С-350 проекта 633 (подводная лодка затонула у пирса) и несколько моряков, которые находились в момент взрыва вблизи пирса.

Спасательные работы проводились силами АСС Северного флота в течение двадцати двух суток. Полузатопленные подводные лодки подняли на поверхность, установили в носовых отсеках глухие заглушки и отбуксировали в ДОК.

В результате работы правительственной комиссии однозначно установить причину взрыва не представилось возможным. Были выдвинуты две версии:

— случайный выстрел при разряжании оружия сменившимся вахтенным по охране подводной лодки;

— проведение с торпедой нерегламентных работ, вероятно с использованием открытого огня (паяльной лампы);

— дефект торпеды (при погрузке торпед на Б-37 на одной из них была повреждена боевая часть).

7 мая 1963 года ввиду невозможности восстановления подводная лодка Б-37 исключена из боевого состава ВМФ СССР в связи со сдачей в ОФИ и впоследствии на мурманской базе «Главвторчермета» на мысе Зеленый в Кольском заливе разделана на металл.

Погибли 11.01.1962 года

  1. капитан-лейтенант Золотайкин Виктор Родионович — заместитель командира ПЛ по политчасти
  2. капитан-лейтенант Симонян Арнольд Мкртычевич — старший помощник командира ПЛ
  3. капитан-лейтенант Базуткин Николай Прокофьевич — помощник командира ПЛ
  4. капитан-лейтенант Тренькин Василий Николаевич — командир БЧ-1
  5. лейтенант Авилкин Владимир Николаевич — командир рулевой группы
  6. старший лейтенант Леденцов Владимир Геннадьевич — командир БЧ-3
  7. лейтенант Лопаткин Николай Васильевич — командир торпедной группы БЧ-3
  8. инженер-лейтенант Тогидний Александр Григорьевич — командир моторной группы
  9. инженер-лейтенант Мацокин Емельян Кузьмич — начальник РТС
  10. капитан м/с Клочев Герман Алексеевич — начальник медслужбы
  11. матрос Бахтурин Владимир Николаевич — радиометрист
  12. матрос Болдырев Анатолий Павлович — торпедист
  13. матрос Василенко Михаил Васильевич — старший рулевой-сигнальщик
  14. мичман Выродов Семен Акакиевич — старшина команды рулевых- сигнальщиков
  15. старший матрос Гранкин Николай Васильевич — командир отделения штурманских электриков
  16. матрос Григорьев Анатолий Васильевич — ученик штурманских электриков
  17. матрос Голубчик Леонид Фроймович — старший электрик
  18. матрос Гусаков Виктор Григорьевич — старший электрик
  19. матрос Ефимов Олег Алексеевич — электрик
  20. мичман Иванов Виктор Васильевич — старшина команды торпедистов
  21. матрос Игнатьев Юрий Борисович — кандидат в курсанты ВВМИУ имени Дзержинского
  22. старший матрос Изгородкин Николай Савельевич — старший электрик
  23. матрос Ильин Михаил Михайлович — ученик радиометриста
  24. матрос Казанин Анатолий Архипович — ученик трюмного машиниста
  25. матрос Календжан Яик Сетракович — трюмный машинист
  26. матрос Колодежанский Николай Андреевич — моторист
  27. матрос Краснов Анатолий Петрович — трюмный машинист
  28. старший матрос Крымов Геннадий Александрович — командир отделения торпедистов
  29. старшина 2 статьи Куз Виктор Сергеевич — командир отделения трюмных машинистов
  30. матрос Курпас Владимир Михайлович — моторист
  31. старший матрос Ломакин Николай Кондратьевич — строевой
  32. мичман Лукин Иван Кузьмич — старшина команды радиотелеграфистов
  33. старший матрос Майер Геннадий Александрович — старший моторист
  34. матрос Мокейчук Владимир Николаевич — специалист СПС
  35. старший матрос Никифоров Николай Тимофеевич — командир отделения электриков
  36. старший матрос Новиков Николай Яковлевич — командир отделения электриков
  37. матрос Носков Александр Павлович — электрик
  38. матрос Носонов Евгений Георгиевич — рулевой-сигнальщик
  39. старшина 1 статьи Пантелеев Василий Васильевич — старшина команды трюмных машинистов
  40. старшина 2 статьи Пигаловский Юрий Константинович — командир отделения радиотелеграфистов
  41. старший матрос Поваляев Виктор Сергеевич — командир отделения мотористов
  42. матрос Савинов Николай Николаевич — кандидат в курсанты ВВМИУ имени Дзержинского
  43. старший матрос Сальников Евгений Павлович — командир отделения мотористов
  44. матрос Сенькин Владимир Владимирович — кандидат в курсанты ВМУПП имени Ленинского комсомола
  45. матрос Сидоров Станислав Васильевич — командир отделения мотористов
  46. матрос Симонов Юрий Михайлович — моторист
  47. матрос Симоненко Николай Антонович — ученик кока
  48. старший матрос Сливин Александр Семенович — старший матрос
  49. матрос Сорокин Виктор Викторович — торпедист
  50. старший матрос Степаненко Николай Иванович — старший кок
  51. старшина 1 статьи Томкевич Леонтий Яковлевич — старшина команды электриков
  52. старшина 1 статьи Уланенко Александр Григорьевич — старшина команды гидроакустиков
  53. матрос Уливанов Олег Павлович — ученик электрика
  54. матрос Чащихин Леонид Васильевич — старший матрос
  55. матрос Чернов Виктор Ильич — трюмный машинист
  56. старшина 2 статьи Черныш Николай Григорьевич — командир отделения гидроакустиков
  57. матрос Чуков Владимир Николаевич — моторист
  58. матрос Шаронов Лев Алексеевич — ученик торпедного электрика
  59. старший матрос Ярошенко Николай Федосеевич — электрик

Подводная лодка С-350

Подводная лодка С-350 заложена на заводе «Красное Сормово» в Горьком 22 октября 1957 года, явившись головной подводной лодкой 633 проекта. Спущена на воду 30 мая 1958 года. В период с 22 октября по 20 декабря 1958 года проходила заводские ходовые испытания. 20 ноября 1958 года включена в состав ВМФ (Черноморский флот условно).

С 21 декабря 1958 года по 31 августа 1959 года С-350 прошла государственные испытания, 31 августа 1959 года вступила в строй. 19 октября 1959 года была перечислена в состав Северного флота. 30 октября 1959 года перешла на Северный флот, зачислена в состав 96-й Бригады подводных лодок 4-й Эскадры подводных лодок (г. Полярный).

11 января 1962 года у пирса в Екатеринской гавани (г. Полярный) стояла вторым корпусом к подводной лодке Б-37, на которой произошел взрыв боезапаса. После взрыва в прочном корпусе первого отсека С-350 образовалась трещина и отсек стал быстро заполняться водой.

Замполит С-350, обнаружив поступление воды во 2-й отсек, покинул его в корму, задраив за собой переборку, не подав команду «Покинуть отсек!». Когда из 2-го отсека раздался стук оставшихся в носовых отсеках моряков, замполит заблокировал кремальеру, обрекая на смерть одиннадцать подводников. Такой ценой замполит «спас» остальную команду, но замполит заблокировал не только остальных моряков, но и себя вместе со всеми и погиб в этом отсеке. После затопления 1 и 2-го отсеков С-350 легла носом на грунт, команда была выведена через аварийный люк 7-го отсека. С-350 разломилась пополам и затонула, но была поднята Аварийно-спасательной службой СФ, и после аварийно-восстановительного ремонта на СРЗ в Мурманске вновь введена в строй.

Читайте также:  Лодочный мотор гладиатор 5 л с характеристики

15 ноября 1964 года вошла в состав Отдельной Бригады Ремонтирующихся подводных лодок (п.Роста). 18 сентября 1966 года убыла из Беломорска по внутренним водным путям на КЧФ. В сентябре 1966 года подводная лодка перечислена в состав Черноморского флота. 3 августа 1977 года переоборудована в научных целях по проекту 633Л и ерейменована в СС-350.

18 сентября 1977 года отнесена к подклассу опытовых подводных лодок, зачислена в 475-й дивизион подводных лодок. 9 июля 1982 года исключена из состава ВМФ в ерей со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации. 1 октября 1982 года была расформирована и переоборудована в Учебно-тренировочное судно, и ерейменована в УТС-350. После раздела флота, в 90-х годах, на Севастопольской базе «Главвторчермета» в Инкермане разделана на металл

  1. старший лейтенант Петров Василий Иванович — заместитель командира по политической части
  2. старшина 2 статьи Гаращенко Владимир Спиридонович — командир отделения электриков
  3. матрос Герасименко Тарас Григорьевич — трюмный машинист
  4. матрос Мищенко Владимир Викторович — кандидат в курсанты ВВМУПП имени Ленинского комсомола
  5. старшина 2 статьи Морачев Валентин Иванович — командир отделения электриков
  6. матрос Моцкайтис Рульдас-Пранцишкас Антанас — кандидат в курсанты ВВМУПП имени Ленинского комсомола
  7. мичман Семенов Константин Афанасьевич — старшина команды торпедистов
  8. старшина 1 статьи Солохин Эрнаст Арсентьевич — старшина команды радиотелеграфистов
  9. матрос Соплин Василий Иванович — рулевой-сигнальщик
  10. матрос Шандура Игорь Вячеславович — специалист СПС
  11. старшина 2 статьи Шелегеда Анатолий Васильевич — инструктор химик-санитар

Источник: voenflot.ru

25 октября 1983 года в Саргассовом море…

👁2.7 K 20:59 — 25/Окт/19 PIPL (9 лет 8 месяцев)

Этот день в истории:

Осенью 1983 года советская подлодка К–324 находясь в районе знаменитого Бермудского треугольника, во время разведывательной операции спряталась, как думал ее капитан, в надежном месте, под килем рыболовного судна.

Но тихо двигаясь под «рыболовом» подлодка зацепила винтом трал и намотала его на винт. И тут выяснилось, что «рыболовный траулер» был фрегатом ВМС США «Макклой», а намотанный трал — сверхсекретной системой обнаружения подводных лодок TASS.

Из-за намотанного на винт трала-обнаружителя советская лодка потеряла ход и ей пришлось всплыть. И как раз в этот момент состоялась операция американцев на Гренаде, да и Андропов как раз был при смерти. В общем, обстановка в мире была сложная.

У подводников принято считать, что есть субмарины везучие, а есть невезучие и просто бедовые.

Таковой можно считать многоцелевую атомную подводную лодку «К-324» (по классификации НАТО — Viktor 3, у нас этот тип субмарин значится под шифром «Щука»), которую преследовали злоключения на протяжении всей службы в боевом составе флота.

Так, еще во время заводских испытаний летом 1981 г. у о. Аскольд «Щуку» таранила в район 4-го реакторного отсека неизвестная атомная подлодка (по некоторым данным — китайская АПЛ типа «Хань», которая, как утверждает Япония, затонула.

Сами китайцы на сей счет хранят гробовое молчание). Потом были взрыв аккумуляторной батареи и объемный пожар в 1-м торпедном отсеке, где находился полный боезапас — 24 обычные торпеды и 2 с ядерным боезарядом. И только какое-то невероятное чудо уберегло «К-324» и ее экипаж от гибели и ядерной катастрофы: отсек был полностью разрушен, но торпеды не сдетонировали.

Бывало, атомоход внезапно стремительно проваливался на глубину к той роковой отметке, откуда лодки уже не всплывают — их, словно скорлупу, раздавливает дикое давление воды. Причем ЧП преследовали «Щуку» даже после вывода ее в отстой.

А началось все, говорят, с того, что при спуске со стапеля на судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре о киль АПЛ не разбилась бутылка традиционного шампанского. Четыре раза подряд(!), что считается недобрым предзнаменованием…

Описать все злоключения «К-324» за 20 лет ее службы в составе Тихоокеанского, а затем Северного флота — не хватит и целой газеты. А посему мы остановимся только на одной истории из жизни этой субмарины. Истории захватывающей, просто невероятной, достойной приключенческой повести.

Аварийное всплытие

Поход «К-324» к берегам Америки осенью 1983 г. устроил переполох на всю Атлантику. На исходе октября американские СМИ громыхнули на весь мир сенсацией, опубликовав снимки аварийно всплывшей в Саргассовом море у берегов США советской многоцелевой АПЛ «К-324». Лодка лежала в дрейфе, дав дифферент на нос и оголив частично корму с гребным винтом.

Надо сказать, что в то время холодная война была в самом разгаре, и на выпады американцев , в т.ч. и по поводу рыскающих у берегов США атомных субмарин СССР с ядерным оружием на борту и представляющих смертельную угрозу Америке «и всему свободному миру», военно-политическое руководство СССР не реагировало. А что можно было сказать, если в Москве толком не знали, что же приключилось в Саргассовом море с находившейся на боевой службе «К-324»?

На самом деле американцев волновал не сам по себе факт всплытия нашей субмарины. Причина столь нервной реакции крылась совсем в другом. В том, ЧТО оказалось намотанным на винт «К-324». Обстановка складывалась весьма серьезная. И на острие этого противостояния волею случая оказались командир «К-324» капитан 2-го ранга Вадим Терехин и его экипаж, в руках которого в те дни была судьба всего мира.

Так что же случилось с советской субмариной в конце октября 1983 г. в Саргассовом море?

Нечаянный улов в $500 тысяч

Это была первая боевая служба в Атлантике «К-324», которая незадолго до этого перешла с Камчатки подо льдами Арктики на Северный флот и была включена в его состав. Два рубежа довольно сложной противолодочной обороны НАТО наши подводники прошли скрытно.

Во всяком случае, слежки за собой не обнаружили. Однако дней через пять услышали работу гидроакустических буев. Это свидетельствовало о том, что их засекли. Доносить на КП флота об этом не стали. Потому что это минус командиру за потерю скрытности.

Капитан 2-го ранга Терехин надеялся, что ему удастся оторваться «от ушей» супостата. И случай подвернулся. В нужную сторону шло какое-то большое судно. «К-324» удачно пристроилась под его днищем и четверо суток следовала к своей позиции в Саргассовом море. В результате этого маневра противник потерял контакт с нашей лодкой.

Прибыв в Саргассово море, «К-324» заняла позицию в 38 милях от базы ВМС США Джексон Вил. Здесь находилась судоверфь, где янки строили атомоходы типа «Огайо».

Как раз в это время, по данным нашей разведки, должен был проходить испытания 5-й корпус этого типа лодок «Флорида». У кромки территориальных вод США ее выход контролировал корабль разведки Северного флота «Находка».

Замысел нашего командования был такой. Как только разведчики обнаружат покидающую базу «Флориду», они тотчас должны передать контакт с ней экипажу «К-324», чтобы уже подводники работали с американской субмариной — писали ее характеристики, элементы маневренности и т.п.

Кроме того, «К-324» должна была осуществить разведку американских систем дальнего акустического обнаружения наших кораблей. Через некоторое время терехинцы получили шифрорадиограмму: выход «Флориды» задерживается на несколько суток, смените район дежурства, следуйте в такой-то квадрат.

Подводники перешли в указанный район. Гидроакустик обнаружил какое-то судно. На нашей подлодке решили, что это рыболовный траулер. Потом экипажу Вадима Терехина снова приказали сменить район. Вместе с этим «рыбаком», поднырнув под него, наши ребята поменяли позицию.

Как позже выяснится, терехинцы «присоседились» под днище фрегата ВМС США «Макклой» (McCloy), который как раз и искал «К-324» с помощью новейшего суперсекретного буксируемого гидролокатора (это несколько сот метров специального кабеля, на конце которого в капсуле находится умная гидроакустическая начинка). Советская разведка охотилась за этой новой американской системой дальнего обнаружения чужих подводных лодок, но добыть ее пока не удавалось.

Затем курсы лодки и фрегата разошлись. «Макклой», так и не обнаружив русскую субмарину (таившуюся под ним), вернулся в базу. И тут янки пришли в ужас: оказалось, что они каким-то непонятным образом утратили свою суперсекретную дорогостоящую буксируемую антенну.

Командира фрегата вышестоящие начальники «драли» так, что он проклял тот день и час, когда решил пойти на службу в ВМС США. В конце концов было сделано заключение: антенна оторвалась в результате начавшегося сильного шторма. Хотя в это все равно верилось с трудом: уж больно надежно она была закреплена, танком не оторвать! Танком-то оно, возможно, действительно не оторвать, а вот подводной лодкой, да еще советской…

«С 00 до 8 часов утра 25 октября я нес вахту в центральном посту, — вспоминает бывший командир «К-324» капитан 1-го ранга запаса Вадим Терехин. — Скорость 12 узлов, идем на глубине около 100 метров. В 3 часа решил попить чаю. Только присел, завибрировал корпус и раздался сигнал аварийной тревоги.

Читайте также:  Самые мореходные лодки СССР

Сработала аварийная защита турбины. Мы потеряли ход. Лодка у нас одновальная, поэтому ситуация весьма серьезная! Под килем более 4 тысяч метров. Держим глубину на подруливающих устройствах на тихом ходу под электромоторами 3-4 узла.

Около двух часов пытались разобраться: что же случилось? Пытались запустить турбину, но это не удалось. Механик капитан 2-го ранга Анатолий Седаков понимал, что случилось что-то с винтом, но что? Если бы намотали рыбацкую сеть — ничего подобного не произошло бы, винт ее порвал бы. Значит, это было что-то другое.

Тем временем подошло время сеанса связи с КП Северного флота. Около 5 часов утра дал команду всплыть под перископ. Однако на перископной глубине лодка не удержалась, нас выбросило на поверхность. Мы продули все ЦГБ (цистерны главного балласта. — Прим. авт.) и всплыли в крейсерское положение.

Понятно, что таким образом нарушили скрытность. Бушевал сильный шторм. Выбраться на мостик не представлялось возможным. В перископ удалось разглядеть какую-то петлю на кормовых стабилизаторах сантиметров 10 в диаметре. Судя по всему, этот невесть откуда взявшийся трос и накрутился на винт.

Предположили, что это какой-то кабель военного назначения. Когда удалось наладить связь, дали радио на КП флота, доложили об аварийном всплытии, ситуацию. Затем дважды пытались уйти под воду. Тщетно.

Причем второй раз стали так стремительно проваливаться на глубину, что мысль мелькнула: все, конец! Ведь на 140 метрах, на которых мы уже были, продуть цистерны тяжело. С трудом, но удалось предотвратить падение лодки на запредельную глубину. Всплыли. Шторм не унимается.

Лодку водоизмещением в 7,5 тысячи тонн бросало на волнах, как пустую жестяную банку. В отсеках все, что было не закреплено и даже что крепилось, посрывало с мест и разбросало по палубе. Получили радио. КП Северного флота перевел нас на связь с ЦКП Главного штаба ВМФ.

Ситуация очень серьезная. В Москве долго думали, что делать. Генеральный секретарь ЦК КПСС Андропов был болен, а ответственность за возможные последствия из-за нашего нештатного всплытия никто не хотел брать на себя».

«Лодкой не рисковать»

«…Главный штаб ВМФ наконец дал шифровку, в которой просил определить: что за трос намотала лодка на винт? И тут же приказал не рисковать кораблем и людьми. А что мы можем сделать, если корабль без хода и шторм бушует? Под вечер 26 октября стихия немного поутихла, я взял автомат, зацепился страховочным концом и стал пробираться на корму.

Вплотную приблизиться к стабилизаторам и винту было невозможно. Метров с 6-7 стал стрелять по кабелю. Летят искры, пули его не берут. Значит, бронированный. Вторую попытку сделал мичман. Он с топором пробрался на корму, сел верхом на моток кабеля и как рубанет! Топор полетел в одну сторону, мичман — в другую.

Что делать? Решили ждать, когда шторм совсем утихнет.

Пока ждали, показался канадский авиалайнер. Мы сразу поняли: сейчас сообщит американцам и нам добавится головная боль. И точно, минут через 40 два противолодочных «Ориона» ВМС США были тут как тут. Забросали нас гидроакустическими буями, обложив со всех сторон, как охотники волка красными флажками. Когда эта пара улетела на базу, их тут же заменила другая. И так более 10 суток.

Да еще вертолеты постоянно висели над нами.

В ночь на 27 октября получаем радио из Москвы: к вам направлены разведкорабль «Находка» и с Кубы спасательное судно «Алдан» для оказания помощи. Прикинули: «Находка» — суденышко небольшое, проку с него мало. А «Алдану» до нас шлепать не менее 10-11 суток…

Командир группы ОСНАЗа старший лейтенант Сергей Арбузов, прикомандированный на «К-324», из радиоперехвата узнал, что американцы штурмом захватили Гренаду, и теперь два эсминца ВМС США «Николсон» и «Питерсон» полным ходом следуют к нашей лодке.

Я объявил боевую тревогу. Мы без хода, беспомощны, что ждать от янки, неизвестно. Тем более что Арбузову удалось узнать, что «К-324» зацепила и оборвала сверхсекретную суперсовременную буксируемую кабель-антенну системы ГАС TASS, которую испытывал американский эсминец «Макклой». Так невольно мы похитили большой секрет ВМС США. Стало ясно, что американцы попытаются отбить этот кабель».

Противостояние на грани фола

Подойдя к беспомощной русской субмарине, американцы стали зажимать ее в клещи: с двух сторон опасно маневрировали на расстоянии 30 м. При этом издевательски-вежливо предлагали помощь. Командир «К-324» Терехин приказал вывесить сигнал на перископ: «Спасибо, не нуждаемся! Прекратите опасное маневрирование! Имею на борту опасный груз!».

А груз действительно был опасный: торпеды и ракеты с ядерными боеголовками дальностью стрельбы 3 тыс. км, запросто достающие Вашингтон. Между тем их корабли могли если не специально, то из-за волны ударить атомоход и серьезно повредить его, а то и потопить.

Эсминцы, зайдя с кормы «К-324», пытались крючьями зацепить кабель-антенну. Такую же операцию производили и висящие над лодкой вертолеты. Но это не удалось сделать. Была настоящая борьба нервов, грозящая вот-вот перерасти в боевые действия.

Особенно критической ситуация сложилась 5 ноября. Янки подняли сигнал: готовим к спуску десантно-штурмовые средства! На борту эсминцев появились бойцы, демонстративно облачающиеся в костюмы аквалангистов.

Атомоход «К-324» — территория суверенного государства. Находится в нейтральных водах. Если американцы действительно решатся на захват лодки — это война!

Капитан 2-го ранга Терехин пригласил на совет старпома, замполита, особиста и минера. Было ясно: если начнется штурм, подводникам не отбиться. На всякий случай командир «К-324» приказал минеру подготовить атомоход к подрыву и затоплению. Экипаж планировалось пересадить на плоты, а затем на подошедший разведкорабль «Находка».

Когда американцы стали готовить десантно-абордажную группу, командир послал в кормовую надстройку восемь офицеров с автоматами и гранатами. Приказал: стрелять, если янки решатся на штурм. Для острастки подводники демонстративно продули кормовые балластные цистерны давлением в 200 атмосфер. Пузыри с шумом до неба! Для борьбы с десантом в сложившихся условиях это тоже оружие!

Тут как раз Москва шифровку «К-324» прислала: не поддаваться на провокации, ситуация складывается чрезвычайно опасная! Терехин тогда еще не знал, что все силы НАТО приведены в повышенную боеготовность и только ждали приказа начать боевые действия. Мир оказался на грани войны.

В другой шифровке за подписью Главкома ВМФ СССР Горшкова приказывалось во что бы то ни стало сохранить «трофейную» антенну и с оказией отправить в Москву. Жесткое противостояние двух сверхдержав продолжалось до 7 ноября. Но американцы так и не рискнули взять русскую субмарину на абордаж.

Янки остались с носом

8 ноября подошло спасательное судно «Алдан». Спустили водолазов. На ступице винта «К-324» обнаружили мощный клубок рваного металла и два конца кабеля, тянущегося далеко по корме. Освободить винт в походных условиях не представлялось возможным. Что касается кабеля длиной 420 м, то целые сутки наши ребята выбирали его из воды с помощью электрошпиля и размещали в 1-м отсеке.

После чего ЦКП Главного штаба ВМФ дал указание: следовать на буксире на Кубу.

Легко сказать — следуйте! Завести буксир оказалось не так просто: янки до последнего не хотели отпускать советскую субмарину с «добычей». «Алдан» встал на ветер, «К-324» — под ветер. С помощью резиновых плотиков наши моряки стали заводить буксирную драгу, на что ушло около 10 часов.

И когда почти все было готово, американский офицер с борта эсминца «Питерсон» расстрелял плотики из карабина. Стали делать все заново. И янки опять расстреляли-потопили наши плотики с буксиром. На «Алдане» остался последний комплект плотиков. Что делать?

На сей раз операцию заводки буксира решили прикрыть кораблем разведки «Находка». Получилось! И аварийную «К-324» повели к берегам Кубы. Эсминцы ВМС США эскортировали лодку до территориальных вод Острова свободы.

Кубинцы встретили советских подводников радушно. Выделили взвод боевых пловцов для охраны лодки, на входе в бухту поставили два малых противолодочных корабля. В первый же день секретный кабель самолетом был отправлен в Москву.

А вот выплавлять металл из ступицы винта «К-324» двум кубинским братьям-газорезчикам пришлось четверо суток. Через 11 суток советские подводники покинули Кубу и взяли курс в Саргассово море, где еще две недели несли боевую службу. И только потом получили приказ возвращаться домой.

Пришли в базу за неделю до нового, 1984 года. У командования лодки особисты забрали вахтенный журнал и все другие документы. Говорят, все официальные документы по эпопее «К-324» в Саргассовом море засекречены по сей день. И с нашей, и с американской стороны.

— Вадим Александрович, вас наградили за то, что хотя и нечаянно, волей случая, но выполнили, по сути, работу разведчиков, добыв суперсекрет ВМС США?

— Слава богу, не наказали! В нашем случае это была лучшая награда!

Источник: aftershock.news

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...