Из какой стали делают мечи

germiones_muzh
толедская сталь — история и технология, изготовление и применение

толедская сталь — один из старинных испанских брендов (как и кордуанская кожа). И самый романтичный. Надежнейшее и элегантного дизайна оружие, изготовленное в Толедо, славилось на всю Европу. Загадку качества толедской стали разгадывали и разгадывают по-разному, но в основном приписывают ее секреты эпохе арабского господства (с VIII по XI век нашей эры).
Так это или нетак? Восточная — или западная традиция толедской стали?
— То, что вы можете прочесть в интырнете об оружейном производстве в Толедо — по большей части лажа. Приведу цитаты. «Мусульман не очень заинтересовало толедское оружейное производство» (- какой бред!

Им надо было вооружаться, а для этого использовать местные мощности и ресурсы). «И уж точно они не собирались делиться державшейся в строжайшем секрете технологией с христианскими или новообращенными мусульманскими кузнецами» (- у арабов и небыло этих суперсекретов. Арабская металлургия была достаточно скромная. Булатная сталь изготавливалась в Индии и в Персии). И всётакое в том же роде.

Меч из прочной и гибкой стали. Как это сделано.


Попробуем подойти основательней.
Раннему кузнечному делу Толедо, конечно, обязано залежам железной руды в окрестностях. Кельтиберские крепости на территории нынешнего города возникли очдавно; а во II веке до н.э. римляне основали Толетум и украсили виллами, цирком и акведуком. Испанцы любят упоминать о том, что здесь готовился к походу на Рим Ганнибал — а значит, вооружали его армию толедские кузнецы. — Чтож, надо думать, после выполнения срочного карфагенского заказа съехавшиеся в Толедо мастера не все вернулись по домам: кому-то надо было и римлянам ковать их знаменитые испанские гладиусы, а кельтам — длинные спаты. Таким образом, профильный характер клинкового производства в Толедо определился рано.
Затем пришли вестготы. Их владычество длилось триста лет, пока в VIII веке нашей эры король Родерих — Родриго испанских романсов — не изнасиловал как мудак дочь графа Хулиана (Юлиана, то есть римлянина), и тот вызвал отомстить мавров. Мавры (арабо-берберы) охотно явились в срочном порядке через Гибралтар в 711 году и завоевали чуть не всю Испанию за семь лет. И все это время в Толедо, конечно, ковали мечи.
Король Альфонс Кастильский отнял Толедо у мавров в 1085 году, и город стал королевской резиденцией, а затем столицей Испании до 1561 (перенесена в Мадрид). Эпоха преобладания Испании в Европе продолжалась с XV по XVII век — и в это время испанские моды реально рулили едва ли не во всем. Это и был «золотой век» толедской стали. Потом — гибель Великой Армады, поражение при Рокруа (помните капец испанской пехоты в финале «Алатристы»?) и дальше под откос. Но шпаги и кинжалы в Толедо продолжали ковать.
Угодно имена мастеров? — Покатайте на языке: Себастьяны Эрнандесы Старший да Младший; Хуан Мартинес; Антонио Руис; Дионисио Каррьентес; Алонсо Луис де Саагун Старший и сын его — просто Луис де Саагун. Изделия их рук уходят теперь с аукционов под славословия экспертов по стратосферным ценам. Но ведь не в деньгах дело. Мастерства не прикупишь.

Почему ЯПОНСКИЙ МЕЧ Стоит Так Дорого?! Слишком Дорого


Как и мужества. Испанского идальго невозможно себе представить без эспады: кабальеро должен быть способен защитить свою честь и любовь. Толедские клинки сверкали и звенели и по Старому, и по Новому свету, куда они попадали в ножнах конкистадоров.

Испанская школа фехтования славилась не менее толедской стали. «Визитной карточкой» метОды был постоянно направленный в лицо противника клинок, делающий невозможной лобовую атаку. Атаковали по кругу. Использовали как кинжал левой руки, так и небольшой круглый щит (он часто делался из пробкового дуба и носился на поясе). Рубили испанцы так амплитудно и мощно, что, по словам современника, искры отскакивали от камней мостовой.
В 1761 году Карл III основал в Толедо королевскую оружейную фабрику, которая снабжала испанскую армию уставным оружием, а в XIX веке дополнительно зарабатывала на продаже модных шпаг и кинжалчиков «под старинные» — в угоду романтическим увлеченьям аристократов и буржуазии. В XX веке фабрика была закрыта; но сувенирное оружие до сих пор в Толедо продают на каждом шагу. — Это небоевая, незакаленная сталь — игрушки; но имеется в городе и одна мастерская для знатоков. Производство знаменитых толедских клинков по старинным рецептам не умерло.
Что это за рецепты?
Толедские клинки делают традиционным для европейского кузнечного дела методом наварки на мягкую основу («alma de hierro» — душа железа) полос закаленной стали. Таким образом меч соединял в себе достоинства твердости с прочностью. Эта технология была известна еще кельтам до нашей эры, и затем уступила место более простому методу поверхностной закалки цельнокованных клинков, который позволял производить большее количество оружия в короткое время. В ущерб качеству, конечно. Толедская сталь — не с Востока.
Зато с Востока — насекаемый на клинках и эфесах золотом, серебром и медью обворожительнозатейливый орнамент. Это традиционная техника арабов, украшающих так свое оружие. — А вот в Европе этот декор распространен не был, и толедское оружие своим дизайном выделялось на общем фоне не меньше, чем качеством стали.
Вот вам и ответ. Оружие Толедо — сплав Запада с каплей Востока — для аромата.
Как и вся Испания.

10 comments —
( 10 comments — Leave a comment )
Андрей Евстратов on December 11th, 2018 08:18 pm (UTC)
Толедская стапь
Точно и емко)))
germiones_muzh on December 12th, 2018 07:01 am (UTC)
«Точно и емко)))»
— не знал, что еще и смешно.
Желаю вам счастья:)
533567 on October 4th, 2019 07:52 pm (UTC)
Такой же миф, как и «дамасская» сталь. Из индийского булата, купленного на дамасском базаре ))
germiones_muzh on October 4th, 2019 08:21 pm (UTC)

🙂 я спорю только когда оппонент находится от меня на расстоянии руки. И хотя не оружиевед (а только кручу и рублю), но пользуюсь консультациями оружейников и друзей-коллекционеров. Эти «мифы» конечно дорогие, и восновном в музеях. Но у меня и музейные работники знакомые есть:) Можете несомневаться: всё точно. Желаю вам счастья.

533567 on October 4th, 2019 08:48 pm (UTC)

Не сомневаюсь )) Искреннее спасибо за познавательные тексты.
Я имел в виду мифологию бренда «толедская сталь». Мало знаю об этой стали, — позволил себе допустить, что 100 (или даже 50) % «толедских» клинков отличались какими-то особыми супер-свойствами.
Просто вспомнилась история термина «дамасская сталь»: кузнечного производства особого в Дамаске не было, зато был ба-альшой оружейный базар ))

germiones_muzh on October 4th, 2019 09:30 pm (UTC)

так. В этом контексте и правда все несколько сложнее.
1. В Дамаске продавалось оружие разного качества и происхождения. Но для дорогого оружия там часто использовали в качестве материала «вуцы» из индийского булата (это как полкруглого хлебца, в таком виде транспортировались). Потому считали ЛИТОЙ В ФОРМЕ композитный булат (есть еще сварочный, он дешевле: скручивали полосы разноуглеродистого металла и. ) дамасским.

Но сама булатная сталь была из Индии и Ирана. Постепенно секрет распространился: появился литой египетский булат баяз, литой сирийский шам. Уверен, что это были результаты местных экспериментов — потомучто рисунок разный! И самые дорогие были всеже индийские.
2. толедская сталь первоначально была сварочным композитом. Но постепенно с изобретением водяных мельничных кузниц вошел в силу конвейер вместо ручного эксклюзива. А с XVIII века королевская фабрика в Толедо выпускала массу конечно простого оружия. Но узкая традиция очдорогих клинков из сварочного композита с alma de hierro продолжала теплиться. До сих пор вродебы продолжает.
3. Кроме того, клейма толедских оружейников активно подделывались в Германии. А судили неспецы восновном по клеймам.
Желаю вам счастья.

Читайте также:  Как выжить в экстремальных ситуациях

germiones_muzh on March 11th, 2020 07:47 pm (UTC)

(мнетут задали еще один вопрос к этому посту. Я вернулся и перечитал) — и кстати. Недавно говорил с одним коллекционером и мастером ХО — старик веселый, «афганец» весь на шунтах, чтоб неумереть от отсутствия жизнеинтереса, торгует холодным металлом в торговом ряду московского Вернисажу. О булатах. Большинство произведений из композитной стали — это дрянь или таксебе.

Современные особенно, но и древние тож. «Самодельных» булатов делали очмного. А секреты настоящих сплавов и сочетания слоев сварки знали единицы.
Как-то вот так

(Anonymous) on March 11th, 2020 06:24 am (UTC)
вопрос по мечам Толедо

Добрый день.
— не подскажете ли, было ли у толедских мечей особое клеймо?
что-то типа надписи TOLEDO.
Есть такая странная надпись 16-17в, хочется установить — к чему она относится.

germiones_muzh on March 11th, 2020 03:47 pm (UTC)
Re: вопрос по мечам Толедо

Андрей, на любом оружии есть клеймо завода или цеха, в котором оно выпущено. До сих пор. На старинном оружии кроме того, бывало и личное клеймо мастера. — Но всё это МНОГОКРАТНО подделывалось мелкими конкурентами в целях сбыта подороже.
С XVIII века оружейные клейма Толедо были словесные: TO, FABRICA DE TOLEDO, FABRICA NACIONAL DE TOLEDO

germiones_muzh on March 11th, 2020 04:06 pm (UTC)
Re: вопрос по мечам Толедо

пардон! Вам надобыло пораньше.
В XVI — XVII веках клеймо гильдии оружейников Толедо — в фигурном щитке буква Т под короной (или кружочком таким). — И тоже массово подделывалось.
Андрей, в наше время наслово верить ненадо. Даж если понравился мой очерок. Я НЕ специалист — просто оружие люблю — и знаю НЕ ВСЁ. Обзаведитесь справочниками.
Желаю вам счастья.

Источник: germiones-muzh.livejournal.com

Из какой стали делают мечи

В среде фанатиков японских мечей тот факт, что объекты их почитания традиционно делались таким образом, из «множества слоёв стали», превозносится как некое достижение, выгодно отличающее японский меч от других, «примитивных» видов оружия. Попробуем выяснить, почему этот взгляд на вещи неверен.

Элементы технологии
Общий принцип: берутся куски стали нужной формы, собираются тем или иным образом и свариваются ковкой. Для этого они раскаляются до мягкого, но не жидкого состояния, и вбиваются друг в друга кувалдой.

Разновидности сборки японских мечей.

pU4eca0HTsI

Самый распространённый – в правом верхнем углу. Самый простой вариант – три и более полосы складываются стопкой, при этом верхняя и нижняя полосы формируют поверхность клинка, а средняя – его сердцевину. Но была и полная его противоположность, когда заготовка собирается из пяти и более прутов, лежащих рядом. Крайние пруты формируют лезвия, а всё, что между ними – сердцевину.

Промежуточные, более сложные варианты, тоже встречались. Для японских мечей сборка является весьма распространённым приёмом. Хотя не все японские мечи были собраны одинаково, да и не все они вообще были собраны. В современности самым распространённым является следующий вариант: лезвие – твёрдая сталь, сердцевина и спина – мягкая сталь, боковые плоскости – средняя сталь.

Этот вариант называется санмай или хонсанмай, и он может считаться своего рода стандартом. Говоря в дальнейшем о структуре японского меча, будем иметь в виду именно такую сборку. Но, в отличие от современности, большинство исторических мечей имеют структуру кобусе: мягкая сердцевина и спина, твёрдые лезвие и боковые плоскости. За ними действительно следуют мечи санмай, далее с большим отрывом – мару, то есть мечи не из композитной стали, просто твёрдые. Остальные хитрые варианты, типа орикаещи санмай или сосю китае, приписываемого легендарному кузнецу Масамуне, существуют в гомеопатических дозах и в основном просто являются продуктами экспериментов.

Складывание (folding)

Представляет собой складывание пополам достаточно тонко расплющенной заготовки, раскалённой до мягкого состояния. Этот элемент технологии вместе с его проявлением из следующего пункта, наверное, пиарится сильнее прочих как основа совершенства японских мечей. Все наверняка слышали про сотни слоёв стали, из которых японские мечи состоят? Так вот.

Берём один слой, складываем вдвое. Уже два. Ещё раз вдвое – четыре. И так далее, по степени двойки. 27=128 слоёв.

Ничего особенного.

Пакетирование (faggoting)

Гомогенизация материала посредством многократного складывания. Пакетирование необходимо, когда материал далёк от совершенства – то есть при работе с традиционным образом полученной сталью.

На самом деле под «особым японским складыванием» имеют в виду именно пакетирование, потому что именно для очистки от примесей и гомогенизации шлака заготовки японских мечей складывают около 10 раз. При десятикратном складывании получается 1024 слоя, настолько тонких, что их уже как бы и нет – металл становится однородным. Пакетирование позволяет избавиться от примесей. При каждом истончении заготовки всё больше его содержимого оказывается частью поверхности. Температура, при которой всё это дело происходит, весьма высока.

В результате часть шлаков выгорает, связываясь с кислородом воздуха. Не выгоревшие куски от многократной обработки кувалдой распыляются в сравнительно ровной концентрации по всей заготовке. А это лучше, чем иметь одну конкретную крупную слабину где-то в определённом месте. Однако, у пакетирования есть и негативные стороны.

Во-первых, шлак, состоящий из оксидов, не выгорает – он уже сгорел. Такой шлак частично так и остаётся внутри заготовки, избавиться от него нельзя. Во-вторых, вместе с нежелательными примесями при складываниях из стали выгорает углерод. Это можно и нужно учитывать, используя в качестве сырья для будущей твёрдой стали чугун, а для будущей мягкой стали – твёрдую сталь.

Однако, уже здесь понятно, что бесконечно пакетировать нельзя – получится железо. В-третьих, помимо шлака, при температурах, на которых идёт складывание и пакетирование, горит, то есть окисляется, и само железо. Необходимо удалять появляющиеся на поверхности чешуйки оксида железа, прежде чем складывать заготовку, иначе получится брак.

В-четвёртых, железа при каждом последующем складывании становится всё меньше. Часть сгорает, уходя в оксид, а часть с краёв просто отваливается, либо нуждается в отрезании. Поэтому необходимо сразу же рассчитать, на сколько больше понадобится материала. А он не бесплатный. В-пятых, поверхность, на которой производится пакетирование, не может быть стерильной, да и воздух в кузнице тоже.

С каждым складыванием в заготовку попадают новые примеси. То есть до какого-то момента пакетирование снижает процент загрязнения, но затем начинает его повышать. Принимая во внимание вышесказанное, можно понять, что складывание и пакетирование – это не какая-то супертехнология, позволяющая получить от металла какие-то невиданные свойства. Это всего лишь способ до известной степени избавиться от дефектов материала, присущих традиционным способам его получения.

Почему мечи не отливаются

Во множестве фентезийных фильмов красивым монтажом показан процесс производства меча, обычно для главного героя или, наоборот, для каких-нибудь злобных антагонистов. Обычная картинка из этого монтажа: расплавленный металл оранжевого цвета заливается в открытую форму. Рассмотрим, почему так не бывает.

Во-первых, расплавленная сталь имеет температуру около 1600° C. Это значит, что она будет светиться не мягким оранжевым, а весьма ярким желтовато-белым цветом. В кино в формы заливают какие-то сплавы мягких и более легкоплавких металлов. Во-вторых, если залить металл в открытую форму, то верхняя сторона останется плоской.

Бронзовые мечи действительно отливались, но в закрытых формах, состоящих как бы из двух половинок – не плоское блюдце, а глубокий и узкий стакан. В-третьих, в кино имеется в виду, что после застывания меч уже имеет финальную форму и, в общем, готов. Однако, материал, полученный таким образом, без дальнейшей обработки ковкой окажется слишком хрупким для оружия.

Бронза пластичнее и мягче стали, с отлитыми бронзовыми клинками всё нормально. Но стальную заготовку придётся долго и упорно ковать, радикально изменяя её размеры и форму. Это значит, что заготовка для дальнейшей ковки не должна иметь форму готового изделия.

Читайте также:  Что значит бункер на машинах

В принципе можно расплавленную сталь влить в форму заготовки с расчётом на дальнейшую деформацию от ковки, но в этом случае распределение углерода внутри клинка получится весьма однородным или, по крайней мере, трудно управляемым – сколько было в застывшем участке жидкости, столько и останется. Кроме того, вспомним, что вообще полностью расплавить сталь – задача весьма нетривиальная, мало кем в доиндустриальные времена решённая. Поэтому так никто не делал.

Композитная сталь:
вывод Технологические элементы производства композитной стали не являются чем-то сложным или секретным. Главное преимущество применения этих технологий – компенсация недостатков исходного материала, позволяющая получить вполне годный меч из низкокачественной традиционной стали. Существует много вариантов сборки меча, более и менее удачных.

Источник: osae-dojo.ru

б у л а т

• в старину этот продукт наивысшего качества называли «харалуг», а как его называют сейчас?

• скажите по-персидски «сталь»

• «стальное» имя Окуджавы

• старинная узорчатая сталь высокой прочности

• сталь для мечей

• твердая и упругая сталь для клинков

• сталь для мечей русских витязей

• особо прочная сталь

• стальное имя барда

• вид стали, рифмующийся с мулатом

• Особая сталь для изготовления клинков

• Старинная, твёрдая и упругая, с узорчатой поверхностью сталь для клинков

• Старинная, твердая и упругая, с узорчатой поверхностью сталь для клинков

• «стальное» имя Окуджавы

• м. азиатская узорочная сталь; красный или травчатый уклад; дамаск. Красное, витое, узорочное железо, не булат, не сталь, а мягкое железо, на лучшие ружейные стволы. сказках, это прозвище богатырей; на юге России, ловчий, который бьет волка с лошади кистенем или кулаком; завязав в долгий рукав чугунную картечину. Булат режет и железо, и кисель. На булате ни написать, ни стереть.

Шелк не рвется, булат не гнется, красное золото не ржавеет. Булатовый, к булату относящийся. Булатный, из него сделанный. Булатка ж. булатная сабля. Булатчик м. булатный мастер, делающий булат. Булатить сталь, превращать в булат, в узорочный уклад. нас булатят сталь в Златоусте

• скажите по-персидски «сталь»

• сталь для клинков

• углеродистая сталь для клинков

• окуджава и сталь (общее)

Источник: scanwordhelper.ru

Мечи железного века

Рисунок мечей Гальштатской культуры

Мечи, выкованные из железа (как принципиально отличающиеся от бронзовых) появляются во времена раннего Железного века (ок. 12 века до н.э.), однако широкое распространение данный вид оружия получил только с 8-го века до нашей эры.

Мечи начала Железного века существенно отличались от более поздних стальных мечей. Они были нагартованы, а не закалены, что делало их примерно такими же или немногим лучше, с точки зрения прочности и твердости, чем ранние бронзовые мечи. Такой способ обработки означал, что железные мечи еще могли сильно изгибаться во время использования.

Однако более легкое производство и большая доступность сырья допускали производство намного более широкого масштаба. Впоследствии кузнецам стало известно, что путем добавления углерода (примешанного в процессе плавки в виде древесного угля) к железу, они могут производить улучшенный сплав (позднее известный как сталь).

Путем нагартовки кузнецы делали сталь твердой и хрупкой, а с помощью отпуска удаляли хрупкость. Прошедшие подобную обработку мечи могли получать при ударах намного меньше ущерба, чем ранее и меньше сгибались. Однако прошло много времени, прежде чем подобная обработка стала производиться последовательно и даже в конце периода раннего средневековья многие мечи были произведены без закалки. Несколько различных методов изготовления мечей существовали в древности, в том числе, наиболее известный, кузнечная сварка разных слоев металла. В течение долгого времени различные методы развивались во всем мире.

История

Раньше всего железные мечи стали использоваться в первично-кельтской культуре Гальштата (8-й век до н.э). Во время периода Гальштата одинаковые виды мечей производились, как из бронзы, так и из железа. В конце Гальштатского периода, приблизительно 600-500 г. до н.э., мечи были заменены на короткие кинжалы. Латенская культура повторно вводит меч, который значительно отличался от традиционных экземпляров Бронзового века и раннего Железного века своей формой и методами производства. Эти мечи напоминали намного более поздние виды, вероятно развитые на их основе.

Железная версия скифских/персидских акинаков появляется приблизительно с 6-го века до н.э. В классической античности, а так же в Парфянской и Сасанидской Иранских империях, железные мечи были широко распространены. Греческие ксифосы и римские гладиусы, размер которых составлял около 60 — 70 см., являются типичными примерами раннего типа данного оружия. Поздняя Римская империя вводит более длинную спату (термин для владельца данного меча — спатариус — стал придворным чином в Константинополе).

Китайские стальные мечи сформировали свой основной внешний вид приблизительно в 3-ем веке до н. э. со времён династии Цинь, хотя были более ранние железные мечи известные из династии Чжоу. Китайский дао с однолезвийным клинком иногда считают саблей или палашом. Цзянь — китайский меч, имеющий обоюдоострый клинок.

Кельтские мечи

Кельтиберрские мечи с

С распространением Латенской культуры, в 5-ом веке до нашей эры, железные мечи полностью заменили бронзовые по всей Европе. Поздними репликами данных мечей стали римский гладиус и спата, греческий ксифос и германский меч эпохи Переселения народов, который позднее, в 8 веке, развился в меч викингов — каролинг.

Есть два вида кельтских мечей. Наиболее распространенным является «длинный тип» мечей, которые обычно имели стилизованную антропоморфную рукоятку, сделанную из органического материала, такого как древесина, кость или рог. Эти мечи часто имели железную пластину в передней части гарды, которая формой повторяла устье ножен меча.

Второй «короткий тип» мечей обычно имел антропоморфную рукоять из медного сплава. Ножны обычно изготавливались из двух железных пластин и подвешивались на пояс, с железными кольцами. Некоторые ножны имели передние пластины выкованные из бронзы, а не железа. Подобные примеры были больше распространены на островах, нежели чем в других местах. Известны лишь единичные континентальные экземпляры.

Степные культуры

Мечи, в состав рукояти которых входили кольцеобразные элементы, были популярны среди сарматов со 2 века до н. э. до 2 века н.э. Обычно их длина не превышала 50-60 см, реже попадались экземпляры «длинного типа» (более 70 см.), в исключительных случаях до 130 см. Иногда в навершии рукояти вставлялся полудрагоценный камень.

Эти мечи найдены в большом количестве в Черноморском регионе и венгерской равнине. Они похожи на акинаки, используемые персами и другими иранскими народами. Кольцевое навершие, вероятно получило развитие из раннего типа дугообразного навершия рукояти, который был присущ антенному типу в период около 4 века до н.э.

Прочность мечей

Полибий (2.33) сообщает, что галлы в битве при Теламоне (224 г. до н. э.) были вооружены железными мечами плохого качества, которые сгибались от первого же удара, их необходимо было выпрямлять ногой о землю. Плутарх, в биографии Марка Фурия Камилла, аналогичным образом сообщает о неполноценности гальского железа, это подтверждает гипотезу, что их мечи легко сгибались.

Данные отчёты озадачили некоторых историков, так как к тому времени у кельтов была давняя традиция ковки изделий из железа. В 1906 ученые предположили, что греческие наблюдатели неправильно поняли ритуальные акты изгиба меча, которые, возможно, служил, чтобы сделать меч непригодным для боя.

Подобные изогнутые мечи были обнаружены среди объектов, предположительно предназначенных для религиозных целей. Радомир Плейнер, однако, утверждает, что на основании металлографических доказательства можно судить, что Полибий был в какой-то степени прав.

Чтобы судить о мечах, исследованных в том эксперименте, стоит знать, что только одна треть экземпляров могла быть соответствующего качества, которое он обычно приписывалось кельтским мечам. Несмотря на это, довольно вероятно, что даже некоторые мечи лучшего качества оказались малоэффективными в сражениях. Тем не менее, Радомир Плейнер соглашается, что классические источники преувеличены. Претензии Плутарха, что кельтские мечи сгибались практически в дугу не неправдоподобна, вероятнее от ударов клинки получали лишь небольшой изгиб. Плейнер также отмечает, что металлургический анализ, проведенный на кельтских мечах, говорит о том, что они были только нагартованы и лишь немногие закалены несмотря на то, что они часто содержат достаточное количество углерода, чтобы быть качественно закаленными (это относиться к мечам выкованым из стали в Северных странах)

Читайте также:  Какие патроны лучше для мц 21 12

Закалка в полной мере дает потенциальную твердость стали, однако оставляет сплав хрупким и ломким. Вполне вероятно, что отпуск не был известен в те времена. Отпуск происходит при нагреве стали до более низкой температуры, чтобы снять хрупкость материала, сохраняя при этом высокую твердость.

Есть другие доказательства, что мечи с длинным клинком сгибались во время сражения и в более поздние периоды. В Исландской «Саге о Людях с Песчаного Берега» описывается воин, выправляющего искривленный меч ногой, как и в писаниях Полибиуса: «каждый раз, когда он ударял о щит, его украшенный меч сгибался, и он должен был поставить ногу на него, чтобы выпрямить». Пирс и Окшотт в «Мечах эпохи викингов» отмечают, что подобная пластичность лезвия могла быть сделана специально, чтобы уменьшить ломкость. Предполагается, что при неудачном ударе согнутый клинок предоставлял больший шанс для выживания воина, нежели чем сломанный.

Кузница — магазин исторической реконструкции и средневековых товаров

Источник: bsmith.ru

Стальная воля: прошлое и настоящее толедских клинков

Не все империи держатся на штыках. Римская, к примеру, держалась на пилумах и гладиях, а вот испанская — на толедских клинках. Это не помешало империи кануть в Лету, однако клинки хоть и с трудом, но дотянули до наших дней благодаря упорству горстки оружейников. На последней в Испании фабрике по производству «тех самых» толедских мечей побывал корреспондент «Вокруг света».

Фабрик, где производят холодное оружие — от кинжалов до рапир, — на самом деле в Толедо пять, но соблюдают историческую точность и технологию только на «Марьяно Саморано». Ради верности бренду основатель фабрики назвал сына тоже именем Марьяно. Саморано-младший честно хранил традиции, пока пандемия коронавируса не нарушила его планов.

— Марьяно вышел на пенсию пару месяцев назад. Он давно собирался, а в такое время лучше пореже выходить из дома, да и фабрика практически стоит, ты сегодня единственный посетитель, — сообщает Сантьяго Энсинас. Он встречает меня за прилавком магазинчика при крошечной фабрике, расположенной не как все прочие в промзоне, а в самом центре города, в цокольном этаже дворца XVI века. — Нас здесь всего пятеро. Но каждый занимается своим делом, есть разделение труда, поэтому мы фабрика, а не мастерская. И хотя предприятие семейное, мы нанимаем персонал. Вот, например, вместо Марьяно мы пригласили на должность начальника производства Хулио Рамиреса, который нам не родственник, так что в фирме «Саморано» ни одного Саморано не осталось…

Новый маэстро-эспадеро (мастер оружейных дел) Хулио Рамирес временно работает на удаленке — в собственной мастерской. Остальные по мере необходимости приходят на фабрику строго по одному. Сегодня очередь Сантьяго, который, кроме пиара и продаж, отвечает за монтаж эфесов.

— До твоего прихода я заканчивал вот этот меч, — управляющий выходит из-за прилавка. Стены узкого, как коридор, магазинчика увешаны холодным оружием разного калибра. Под клинком, который Сантьяго снимает со стены, остается табличка: «Римский меч, короткий. Модель — „Испанский“, 312 евро».

Секретные материалы

Когда в III веке до н. э. древние римляне с трудом покорили древних иберов, они с удивлением обнаружили, что иберийские мечи крепче, чем их железные или бронзовые. Завоеватели тут же поставили местные клинки на вооружение, прославив gladius hispanienses (испанские мечи) в Пунических войнах.

— Секрет успеха древнего клинкового оружия всегда начинался с материала. — Сантьяго щелкает ногтем по лезвию. — Мы с тобой знаем, что сталь — это сплав железа с углеродом. Металлурги древности этого не знали, но еще до нашей эры интуитивно поняли, что руда, контактируя с горячим воздухом, приобретает особые свойства. Они смешивали в земляных печах разную руду с древесным углем, добавляли толченые бычьи рога, песок, графит и плавили, методом проб и ошибок подбирая наилучшую комбинацию. В Индии так получили булат, на Ближнем Востоке — дамасскую сталь, в Толедо — толедскую.

К тому моменту, как месторождения железной руды в окрестностях Толедо истощились, тамошние оружейники уже накопили достаточно знаний, чтобы конкурировать на мировом уровне.

— Считалось, что дамасская сталь — лучшая в мире. Да, она хороша для ножей, но для мечей слишком твердая и хрупкая. Вот это, — Сантьяго снимает со стены клинок, — копия Тизоны, легендарного меча Сида Кампеадора. Смотри.

Он упирает острие в пол и наваливается всем весом на рукоять. Полотно меча изгибается в красивую ровную дугу и с металлическим жужжанием распрямляется, когда Сантьяго перестает давить.

— Настоящая Тизона так не согнется, потому что она из твердой дамасской стали. А толедские мастера умели делать клинки упругими. Тут играли роль малейшие детали: где руду плавят, как долго и при какой температуре она остывает. А ведь как определяли раньше температуру металла? На глаз, по цвету!

В одном средневековом руководстве сказано, например, что руду пора вынимать из печи, когда она станет «цвета печени».

Секреты выплавки стали, естественно, хранились в строгом секрете и передавались от отца к сыну. Но с тех пор как в XIX веке люди научились получать сталь в доменных печах при очень высокой температуре, вручную сталь никто не варит. Толедские мастера ее традиционно покупают на металлургическом севере Испании, в Стране Басков. Сантьяго достает плоский стальной брусок длиной около полуметра.

— Вот этот 800-граммовый кусок стальной полосы приготовлен для клинка средневековой абордажной сабли длиной 80 сантиметров. Мы отрезаем по весу, не по размеру. Нужную длину и форму заготовке придаст маэстро-эспадеро.

История: как закалялась сталь

Оружейный промысел в окрестностях Толедо существовал еще до прихода на Пиренейский полуостров римлян в III веке до н. э. При римлянах производство укрепилось. Сменившие их в V веке вестготы придали толедскому оружию германскую мощь, вытеснившие их мавры — восточное изящество. Наивысшего расцвета толедские клинки достигли к моменту рождения Испанской империи в конце XV века.

Ими были изгнаны последние мавры с полуострова. Ими были вооружены конкистадоры, фландрская армия герцога Альбы и офицеры Непобедимой армады. Каждый уважающий себя идальго носил именную шпагу толедского производства. Гильдия оружейников Толедо, тогдашней столицы страны, уступала по влиятельности разве что королю и кардиналу.

В 1761 году Карлос III построил в Толедо Королевскую оружейную фабрику, которая снабжала клинками армию и двор вплоть до падения империи в 1898-м. Еще почти столетие она работала вполсилы, пока не закрылась официально в 1996-м. Двумя годами позже фабричный комплекс занял кампус Толедского университета. Туристический бум 1960-х в Испании спас увядающее мастерство оружейников.

Частных фабрик открылось больше двух десятков. В конце XX века, однако, китайские подделки и конвейерное производство декоративного оружия почти вытеснили ручное. Чтобы защитить разоряющихся ремесленников, правительство в 2009 году учредило для холодного оружия географическое наименование: Made in Toledo. Но это не решило проблему: самую крупную толедскую фабрику, которая поставляет парадное оружие в 62 страны мира, недавно выкупила индийская фирма, закрыв цех ручного производства. Сейчас кованые толедские клинки ручной работы производятся несколькими местными мастерами и продаются по цене от 200 до 2000 евро.

Ключевая фигура

Сантьяго открывает дверь за прилавком, и мы оказываемся в полуподвальном помещении мастерской. Здесь, как и 70 лет назад, стоит пыльный гидромолот, который давно заменил на производстве кувалду кузнеца.

Источник: www.vokrugsveta.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...