Из какого материала делают рюкзаки

Большинство постов в моем Telegram канале относятся к тому или иному разделу. Один из таких разделов — Рюкзакология, в нем я делюсь своими знаниями и интересами в области рюкзаков. Да именно тех рюкзаков, с которыми ходят на учебу, работу или в горы.

Походы не сильно моя тема, поэтому уклон больше в городское окружение. Недавно закончил серию постов про ткани и для удобства решил собрать все 10 записей в один пост.

В характеристиках рюкзаков постоянно встречаются разные аббревиатуры и термины и чтобы сделать правильный выбор, важно в них разбираться.

Основные материалы

На самом деле обычная ткань имеет ограниченные характеристики, которые давно уже не удовлетворяют потребностям современных заплечных сумок. В наше время они шьются из полимерных материалов, которые похожи на ткань по свойствам, но значительно крепче, надежнее и долговечнее.

Основные материалы используемые в рюкзаках:

  • Хлопковая ткань (Cotton canvas)
  • Нейлон (Nylon)
  • Рипстоп (Ripstop)
  • Баллистический нейлон (Ballistic Nylon)
  • Полиэстер (Polyester)
  • Полипропилен (Polypropylene, PP)
  • Кордура (Cordura)
  • Кодра (Kodra)
  • Дайнима (Dyneema)
  • Спектра (Spectra)
  • X-Pac

Хлопковая ткань (Cotton canvas)

На заре рюкзакостроения, чаще всего использовали простую хлопковую ткань (я в курсе про немцев с их ранцами из кожи и меха, но это отдельная тема). Чтобы добиться влагозащиты хлопкового рюкзака зачастую использовали воск, которым промазывали/пропитывали ткань. Если хорошенько не просушить такой рюкзак, то он мог начать гнить и разваливаться. Несмотря на то, что большинство перешли на нейлон и полиэстер, некоторые производители до сих пор делают сумки из хлопка, но с добавлением некоторого процента полимеров.

Ткани — какие бывают и что выбрать для сумки и рюкзака

Нейлон (Nylon)

В свое время нейлон сменил хлопок в качестве основного материала для рюкзаков. На самом деле это целое семейство синтетических материалов. По сути это пластик, который может быть отлит в любую желаемую форму. Несмотря на то, что нейлон отталкивает воду лучше чем хлопок, он имеет тенденцию “расходиться по шву” если его проколоть. Но эту проблему можно решить с помощью особого плетения, что приводит нас к следующему материалу …

Рипстоп (Ripstop)

Очень популярный вид нейлона, особенно для походных рюкзаков. Его суть в том, что в плетение, с некоторым шагом добавляются усиленные нити. Если пробить такой материал, разрыв будет идти до первой усиленной нити и остановится на ней.

Обычно сетку плетения материала можно разглядеть только присмотревшись, но Рипстоп легко узнать даже издалека. Правда, если материал будет слишком тонким, порезы и надрывы хоть и не будут расползаться, но будут оставлять дырки, что в итоге приведет к износу. Рипстоп, кстати, был изобретен во вторую мировую войну, чтобы заменить шелковые парашюты.

Оксфорд 1680D. Ткань для рюкзаков и сумок

Баллистический нейлон (Ballistic)

Разработан во время той же второй мировой — толстый и прочный нейлон. Название призвано отражать его назначение — защищать от осколков и шрапнелей. В армии, до изобретения кевлара, использовался как бронежилет, но позже нашел применение в спортивном оборудовании, мотоциклетной одежде и т.д. Технически это нейлон, сплетенный шахматной сеткой 2×2 или 3×3.

Он довольно тяжелый и обычно имеет денир 840D-1680D. Про денир еще поговорим ниже.

Полиэстер (Polyester)

Если не брать в расчет нейлон, полиэстер самый популярный материал в пост-хлопковой эре. Он дешевый и при этом хорошо держит цвет, это обуславливает его частый выбор для школьных рюкзаков. Но он не такой прочный как нейлоновые или хлопковые братья.

И нейлон и полиэстер производят из нитей полиамида. В зависимости от примесей и состава, материалы приобретают разные свойства. Так, нейлон гибкий и прочный, с плотным плетением, которое обычно не расходится, не пропускает воду и воздух, чаще всего имеет блеск и по ощущениям похож на шелк. А полиэстер менее прочный, с пространством в плетении, которое позволяет ему “дышать”, но также пропускать воду, матовый и похож больше на шерсть.

Важно помнить, что оба материала синтетические и производителям тканей ничего не мешает менять пропорции в составе таким образом, чтобы изменять характеристики итогового изделия. Например, мой текущий рюкзак сделан из нейлона, но материал матовый и похож на натуральный, понять, что он синтетический можно только на ощупь.

Полипропилен (Polypropylene, PP)

Это вообще не ткань, а что есть самый настоящий пластик, который однако довольно гибкий. Он не пропускает воду и тепло, но неустойчив к воздействию ультрафиолета, на солнце становится ломким и разрушается. Полипропилен очень популярный и используется в большом количестве вещей. Чаще всего из него делают гермосумки, например, для водных активностей типа сплава на каяках.

Кордура (Cordura)

На самом деле это не конкретный материал, а товарный знак. Под этим брендом выпускается целое семейство нейлоновых тканей под разные задачи. Как и многие другие, этот материал был создан в первую очередь для армии. Он имеет специальную структуру плетения, водоотталкивающую пропитку и дополнительное полиуретановое покрытие, что вкупе дает прочность в несколько раз выше чем у обычного нейлона. Зачастую бирку “Кордура” можно найти на профессиональной продукции, например, одежде для строителей и цена на нее будет высокой.

Кодра (Kodra)

Очень похожа на “Кордуру” по характеристикам. Считается такой же прочной и износостойкой. Разница в том, что “Кордуру” разработала американская компания, а “Кодру” корейская. Часто можно услышать мнение, что “Кодра” это та же “Кордура”, но дешевле.

Дайнима (Dyneema)

Как и нейлон или полиэстер, само по себе это синтетическое волокно. Изобрел его голландский химик еще в далеком 1963, случайно заметив образование нитей в горшке с полиэтиленом. Выяснилось, что эти нити очень прочные, но компания DSM, в которой работал химик, не была заинтересована в развитии направления. Только спустя 20 лет они пришли к индустриальному продукту с запатентованной технологией производства, названной гелевое прядение. Почитать подробнее про историю можно на официальном сайте.

Дайнима используется во многих сферах, но нас больше интересует композитный материал, который создают на её основе. Ткань из дайнимы зажимают с обеих сторон пленкой из полиэстера и этот сэндвич дает в результате один из самых легких и прочных материалов в мире, с заявленной 100% защитой от воды.

Технически, ткань выпускаемая под брендом дайнима это сверхвысокомолекулярный полиэтилен. В английском ultra-high-molecular-weight polyethylene или коротко UHMWPE. Согласно тестам дайнима в 10-15 раз крепче стали, если сравнивать нити одно и того же диаметра. Она не отличается мягкостью и похожа больше на бумагу или брезент.

Спектра (Spectra)

Спектра это другой бренд UHMWPE. Так же как и дайнима он легкий, крепкий и надежный. Оба сделаны по технологии гелевого прядения и меньше деградируют при воздействии ультрафиолета чем типичные ткани. И также как и у дайнимы основное использование в армейской экипировке, парусах, защите транспортных средств и многих других областях.

X-Pac

Так же как и Дайнима, это композитный материал. Немецкая компания Dimension-Polyant искала способы создать самые крутые гоночные паруса. Для такого паруса важны максимальная легкость и прочность, чтобы удерживать силу ветра, способность сохранять форму при растяжении в любых направлениях, а также способность не впитывать воду и быть устойчивым к ультрафиолету.

В результате родился X-Pac. В стандартном варианте сэндвич состоит из лицевого слоя из нейлона, полиэстеровой пленки X-Ply, водонепроницаемой пленки и легкой тафовой основы из полиэфирного шелка с водостойким покрытием. X-Ply имеет характерный ромбовидный рисунок, по которому можно определить X-Pac. Из-за того что X-Pac это ламинированные (склеенные при высокой температуре) слои разной структуры а не просто ткань, его прочность тяжело оценивать в денирах. Но у него есть собственная классификация, например VX21 использует нейлон 210D, а VX07 и X50 — 70D и 50D соответственно.

Дайнима, Спектра и X-Pac современные и очень сложные материалы. Нам, простым обывателям, может быть тяжело понять, чем они отличаются и зачем вообще нужны. Но я решил рассказать про них, потому что они становятся дешевле и все чаще используются в изготовлении рюкзаков (как впрочем и многих других вещей). За последний год X-Pac стал самым мейнстримовым материалом.

Надеюсь, теперь вы чуть больше разбираетесь в терминологии, но помимо истории и характеристик, важно знать другие параметры материалов.

Прочность

Теперь, когда мы знаем базовые материалы, давайте поговорим про прочность. Основные метрики прочности:

  • Денир — (Denier/Den/D)
  • Прочность на разрыв (Tenacity)
  • Швы (Stitching)
  • Плетение (Weaves)
  • Количество нитей (T)

Денир — (Denier/Den/D)

Я убил кучу времени, чтобы понять, как правильно перевести этот термин. Википедия, гугл транслейт и другие словари переводят как “Деньé”. Не знаю причем тут французский, но другое его название в русском — “Титр”, что еще страннее. А потом еще придумали “Текс”. Cокращенное “Ден” ассоциируется у меня с колготками.

В общем, я на все это плюнул и решил называть его “Денир”.

По существу денир — это показатель толщины или плотности. Изначально его придумали для измерения прядей шелка. Рассчитывается как вес нити длинной в 9 км в граммах. Т.е. технически некорректно называть это плотностью, но суть в том, что когда мы видим нейлон 450D, это значит, что 9000 метров нити этой ткани весят 450 грамм.

Чем выше денир, тем прочнее ткань… типа. Так как показатель был изобретен для шелка, он плохо переносится между разными материалами. Например, 450D нейлон прочнее чем 600D полиэстер. Денир важный показатель для ткани рюкзака, но не стоит акцентировать внимание только на нем. Нужно смотреть и на остальные метрики.

Читайте также:  Ткань водолаз что шьют

Прочность на разрыв (Tenacity)

В контексте ткани, прочность на разрыв указывает на её сопротивление дальнейшему разрыванию, когда разрыв уже случился. Она измеряется в граммах на денир (т.е. грамм на грамм на метр). Например, в случае с нейлоном, в рюкзаках может использоваться Тип 6 (low tenacity, 3–6 g/D) или Тип 66 (high tenacity, 6–9.5 g/D). Чаще всего применяется Тип 6.

Из предыдущих записей, вы уже знаете, что повысить прочность на разрыв можно вплетением крепких нитей с меньшей частотой, пресловутый Рипстоп. Также, X-pak имеет усиление своеобразным Х рисунком в отличие от квадратного Рипстопа.

Швы (Stitching)

Измеряются на дюйм и требуют определенного баланса. Как правило, рюкзаки имеют 6-10 стежков на дюйм (2,5-4 на см). Если меньше — рюкзак будет недостаточно прочным. И наоборот, превышение может привести к ухудшению прочности, потому что нарушается структурная целостность ткани. Особенно важны швы в зонах несущих нагрузку.

Например, в месте соединения плечевых лямок с корпусом.

Забавный факт, в велосипедных рамах тоже нужно смотреть на швы, правда они там сварочные, но также напрямую указывают на качество продукта и добросовестность производителя.

Плетение (Weaves)

Материалы разделяют на тканые и нетканые. Тканые материалы состоят из рядов нитей, пересекающихся перпендикулярно – основы (черные полоски) и утка́ (красные полоски). Таким образом, можно придавать материалу необходимые свойства.

Например, если нити основы нерастяжимые, нагрузки по направлению основы не будут деформировать ткань, а нагрузки по направлению утка будут. Т.е. ткань с картинки будет тянуться по горизонтали, но не по вертикали.

Нетканые материалы скрепляются с помощью химической, механической или термической обработки. Простой пример — войлок (или фетр).

Долгое время нетканые материалы не обладали такой же прочностью как тканые. Но с развитием полимеров и методов их обработки ситуация меняется.

Количество нитей (T)

Количество нитей — измеряется суммой нитей основы и утка на квадратный дюйм. Этот дополнительный показатель особенно полезен при сравнении прочности одного и тоже вида ткани.

Т.е. при прочих равных, ткань с большим количеством нитей будет прочнее и влагоустойчивее, но может потерять в гибкости. Например, кордура 1000 имеет 34×26 нитей на дюйм.

Покрытия и обработки

В английском это Coatings https://doam.ru/rucksackology_materials/» target=»_blank»]doam.ru[/mask_link]

Ткань для сумок и рюкзаков: обзор материалов

рюкзаки-сумки

Сумки и рюкзаки выполняют одну простую функцию – в них переносят вещи. Это означает, что ткань для пошива изделий должна быть исключительно прочной и крепкой, а также простой в уходе, потому что очень часто используется на улице, в любую погоду.

Для создания сумок и рюкзаков применяют натуральные и синтетические ткани, а также огромное количество фурнитуры и декора. Рассмотрим подробнее материалы для внешней отделки, подкладки и украшения.

Несколько слов о сумках

Традиционно сумкой называют мягкую емкость для переноски разнообразных предметов.

Их носят на плече, в руках, а также на поясе и даже на руке. Конструкция может быть укреплена твердым дном и жесткими стенками. Ручки бывают разнообразные – кожаные, плетеные, деревянные, короткие и длинные.

Сумки носят и мужчины, и женщины. Это достаточно общее понятие, в которое можно включить чемоданы, портфели, клатчи, саквояжи и авоськи. Сумка бывает:

  • объемная (хозяйственная);
  • седельная (наплечная);
  • дорожная;
  • сумка-браслет;
  • пляжная;
  • полевая;
  • торба.

Это далеко не все разновидности. Очевидно, что для пошива всевозможных сумок используется огромное количество материалов.

Интересный факт: в Амстердаме есть Музей сумок, где можно увидеть более 3500 экспонатов. Многие из них сохранились с XVI века.

Немного о рюкзаках и ранцах

туристические рюкзаки

Рюкзак – всего лишь разновидность сумки, ее заплечный вариант. Обычно у рюкзака есть одна или две косые лямки, которые надеваются на плечи. Руки при этом остаются свободными. У ранца, в отличие от рюкзака, лямки прямые.

Современный рюкзак, который так любят туристы и попросту практичные люди, эволюционировал из армейского ранца. Первые модели изготавливали из брезента, то есть плотной огнеупорной и водоотталкивающей парусины. Вместимость рюкзака составляет от 40 до 70 литров (бывают и большие размеры). Различаются они также по конструкции (мягкие, жесткие и полужесткие, так называемые анатомические).

Тематические разновидности рюкзаков:

  • альпинистские;
  • велосипедные;
  • военные;
  • городские;
  • туристические.

Рюкзак должен быть необычайно прочным, потому что на собственных плечах можно перенести гораздо больший груз, чем в руках, как это бывает с сумкой. Именно поэтому рюкзачные ткани очень плотные, износостойкие, часто пропитанные защитными составами против влаги и огня.

Материал для сумок и рюкзаков

Рассмотрим подробнее материалы, из которых изготавливают сумки и рюкзаки.

Габардин

Материал производят из тонкой мериносовой шерсти, иногда добавляют хлопок и синтетические волокна. Для прочности пряжу скручивают. Переплетение используют саржевое, в мелкий рубчик с косым рисунком.

  • плотность и мягкость;
  • формоустойчивость;
  • воздухопроницаемость;
  • устойчивость к загрязнениям;
  • влагоустойчивость.

Из габардина шьют легкие сумки, одежду, бытовой текстиль, изготавливают баннеры и флаги.

Гобелен

сумка из гобеленовой ткани

Нарядная, тяжелая и декоративная ткань с рельефным орнаментом. Рисунок создается одновременным переплетением нитей утка и основы. Чем больше нитей, тем толще полотно, и, следовательно, богаче и сложнее изображение. Применяется также в качестве мебельной обивки.

Изготавливается из следующих материалов:

  • натуральная шерсть;
  • хлопок;
  • лен;
  • шелк;
  • синтетические волокна;
  • люрекс, серебряные и золотые нити.

Положительные качества ткани:

  • плотность и прочность;
  • износостойкость;
  • формоустойчивость;
  • декоративность.

Обычно гобеленовые ткани не требуют сложного ухода – современные материи пропитывают защитными составами. Лучше всего сумку чистить сухим способом. Если загрязнение стойкое, отмывают исключительно тот участок, который требует ухода. Гобелены берегут от влаги и прямых солнечных лучей.

Деним

Этот материал называют джинсовой тканью. Победоносная история денима началась именно тогда, когда предприниматель Леви Страусс придумал прочные штаны для рабочих – джинсы. В составе любой разновидности денима всегда присутствует хлопок. Нити для будущей ткани скручивают – они становятся прочнее. Полотно изготавливают саржевым переплетением, которое придает материалу рубчатую текстуру и диагональный рисунок.

джинсовые сумки

Положительные черты денима:

  • универсальность (шьют и сумки, и рюкзаки);
  • износостойкость;
  • не пропускает пыль;
  • не электризуется;
  • привлекательный внешний вид.

Со временем изделия из денима выцветают и вытираются. Эти минусы можно объяснить большим наличием хлопка в составе. Среди других джинсовых тканей деним можно распознать по яркой лицевой стороне и светлой изнанке.

Замша

Ткань замша – это искусственный заменитель аналогичного вида натуральной кожи. Считается гуманным и экологичным материалом. Главная особенность – мягкий короткий ворс на изнанке и на лице полотна. Замшу изготавливают из хлопка и шелка.

  • формоустойчивость;
  • износостойкость;
  • красота;
  • ткань очень приятна на ощупь;
  • доступная цена.

Чаще всего из замши шьют женские сумки. Материал выглядит очень богато, эстетично и редко нуждается в дополнительном декорировании.

Канвас

Материал изготавливается из двух слоев: верхнего (полиэстер/нейлон) и нижнего (полиэстер и хлопок). Благодаря сложной технологии производства и толщине, материал выходит невероятно прочным и плотным. Внешне канвас напоминает парусину.

  • мягкость;
  • износостойкость;
  • формоустойчивость;
  • водоотталкивание.

Из канваса шьют рюкзаки и прочные сумки, а также палатки и тенты.

Кордура

сумка из кордуры

Кордура считается разновидностью нейлона. Главное отличие – особая структура волокна, которое разрезают и дополнительно скручивают, что повышает прочность материала. Ткань очень толстая, прочная, часто с полиуретановым покрытием и влагоотталкивающей пропиткой. Прочность кордуры в четыре раза превышает износостойкость нейлона.

Другие особенности ткани:

  • надежность;
  • устойчивость к истиранию;
  • отталкивает воду и загрязнения.

Вместе с тем материал тяжел и стоит дорого. На морозе кордура «дубеет», становится ломкой. Применяется для пошива специальных сумок и рюкзаков для профессиональных охотников, рыболовов, туристов.

Лаке

лаковая сумка синяя

Лаке – это искусственная кожа с глянцевой блестящей поверхностью. Специальное лаковое покрытие наносят на основу из капрона, иногда с добавлениями других материалов. Из лаке изготавливают не только сумки, но также юбки, платья, перчатки, мебельную обивку.

  • эластичность;
  • формоустойчивость;
  • широкий выбор цветов и текстур;
  • износостойкость.

Лаке не требует специфического ухода. Очищают материал мыльной губкой, а затем воду удаляют сухой салфеткой.

Нейлон

Синтетический полимерный материал был разработан в химической компании DuPont в начале ХХ века. Чтобы получить волокно, полимеры плавят и растягивают. Застывая, они сохраняют прочность и эластичность.

Из нейлона изготавливают огромное количество видов одежды – белье, чулки, куртки, чехлы и рюкзаки, в основном туристические и спортивные. Особенности материала:

  • высокая износостойкость;
  • легкость;
  • прочность;
  • формоустойчивость;
  • многообразие расцветок, ткань хорошо держит цвет;
  • доступная цена.

Нейлон не поглощает влагу, портится из-за хлора и сильно электризуется. Нейлоновый рюкзак – это долговечное, надежное изделие, которое не раз проявит себя во время похода с лучшей стороны.

Оксфорд

сумки из ткани

Синтетическая ткань, которую изготавливают из нейлона и полиэстера прочным плетением «рогожка» — «две нитки через две нитки». Для защиты от ветра и влаги оксфорд покрывают бесцветным полиуретаном. Благодаря нейлону, ткань не вытирается и плохо реагирует на воздействие химических веществ. Это идеальная ткань для туристических рюкзаков.

  • эластичность;
  • прочность;
  • влагоустойчивость;
  • доступная цена.

К сожалению, оксфорд деформируется при сильном нагревании, поэтому изделия хранят вдали от батарей и не ставят вблизи костра. Также оксфорд накапливает статическое электричество.

Твил

Гладкая ткань с диагональным рисунком плетения. Твил – это саржевая материя, то есть основные нити гладко огибают уток, образуя шелковистое полотно, напоминающее сатин. Базовые материалы для изготовления твила – шерсть и шелк. Также возможно добавление натурального хлопка и синтетики (полиэстер, например).

Читайте также:  Remington что за бренд

Положительные черты твила:

  • прекрасно сохраняет форму;
  • цветоустойчивость (не тускнеет и не выгорает);
  • простота ухода;
  • эстетичный внешний вид.

Из твила также шьют вещи, для которых прочность – главный параметр (плащи, спецодежда, комбинезоны).

Экокожа

сумки из экокожи

Искусственный заменитель натуральной кожи. Обычно состоит из двух слоев – тканого текстильного полотна и полимерного верхнего слоя. Материал окрашивают, а также придают ему текстуру, неотличимую от натуральной.

Для основы используют:

  • прочность;
  • эластичность;
  • гипоаллергенность;
  • воздухопроницаемость;
  • формоустойчивость;
  • простота в уходе;
  • внешний слой не впитывает воду и грязь;
  • не грубеет на морозе.

Чтобы отчистить легкие загрязнения с экокожи, обычно достаточно протереть изделие мыльным раствором и вытереть насухо. Для изготовления материала не используют животных, поэтому экокожа гуманна и экологична.

Подкладочные ткани

Чтобы скрыть грубые швы внутри сумки, а также создать дополнительные карманы и разделы, нужны подкладочные ткани. Чаще всего используется соединение синтетических и натуральных волокон, потому что именно химические материалы придают изделию особую прочность и влагостойкость.

Также подкладочные ткани нужны для верхней одежды, юбок, платьев и спортивных костюмов.

  • Атлас — гладкая материя с шелковистым блеском. Изготавливается путем специального, «атласного» переплетения нитей – уток скрывается под основой, покрывающей его сплошным слоем. Изначально ткань изготавливалась только из натурального шелка. Сейчас допустимо присутствие синтетики, наличие которой можно уточнить на ярлыке. Преимущества: плотность, надежность, износостойкость, гигиеничность. Также атлас хорошо держит форму и не электризуется. Впитывает влагу, а значит, и загрязнения. Именно поэтому материал не используют для объемных хозяйственных сумок и рюкзаков. Атласная подкладка подойдет для миниатюрных клатчей.
  • Вискоза — искусственная материя, которую получают путем переработки целлюлозы. Вискоза считается более надежным материалом, чем атлас. Достоинства ткани: прочность и гигроскопичность, она мягко скользит и не электризуется. Цена на вискозу очень доступная. Материал используют для легких летних сумок.
  • Купро — материал выглядит почти так же, как натуральный шелк, но производится из целлюлозы и натурального хлопка. Особенности: прочность, мягкость, эластичность, гладкость. Купро совершенно не мнется. Считается самой дорогой тканью, которую производят из целлюлозы.
  • Полиэстер — универсальная синтетическая ткань полиэфирного происхождения. Материал очень прочен и прост в уходе. Кроме того, ткань не мнется, не накапливает статическое электричество, а также устойчива к воздействию влаги. Полиэстер не гигроскопичен, поэтому плохо впитывает загрязнения.
  • Сатин – блестящий материал, который изготавливают из шелковых и хлопковых нитей. Напоминает атлас, однако поверхность сатина образуют нити утка, а не основы. Это надежный и плотный материал. Сатин не мнется и не протирается.
  • Сетка – интересная ткань с большими ячейками между нитями основы и утка. Обычно применяется для декора рюкзаков и внешних накладных карманов, а также для внутреннего зонирования. Чаще всего используют синтетические сетки.
  • Тафта – жесткая формоустойчивая ткань, не мнется. Лицевая сторона мягко переливается. Тафту изготавливают из шелковых, хлопковых и синтетических нитей.

Подкладка помогает долгое время сохранять достойный вид изделия. Также благодаря подкладке крепится внутренняя фурнитура – застежки, «молнии». Именно из подкладочной ткани делают перегородки и тайные карманы внутри сумок.

Важно, чтобы подкладочная ткань была ровная и прочная, не осыпалась (иначе скоро внутренности сумки будут представлять собой живописную бахрому).

Ручки, застежки и подкладка – это те элементы, из-за которых сумка чаще всего попадает в ремонт. Вот поэтому важно выбирать изделие не только по внешним признакам, а также по качеству внутреннего обустройства.

Дополнительные материалы

Несколько слов стоит сказать о том, из чего делают дно для сумок и рюкзаков, а также лямки и спинки.

Популярный укрепляющий материал – теза. Представляет собой толстый и прочный кордовый капрон. С двух сторон покрывается водоотталкивающим ПВХ-покрытием.

Также используют пенополиэтилен. В процессе производства полиэтилен вспенивают углеводородами. Получается эластичный и упругий материал с закрытыми воздушными порами. Проще выражаясь, из пенополиэтилена состоят фольгированные туристические коврики. Этим материалом часто укрепляют спинки рюкзаков, зашивают его в лямки.

Декор

Детские и подростковые рюкзаки, дамские сумочки – все это украшают. Изделия покрывают печатными рисунками, шнуровкой, блестками, напылением, пряжками, заклепками и шипами. Рассмотрим несколько самых популярных приемов декорирования сумок.

  • Вышивка – лицевую сторону изделия украшают орнаментом из бисера, ниток или даже лент.
  • Пайетки – небольшая металлизированная чешуйка с отверстием для продевания нити. Из пайеток создают аппликации и орнаменты.
  • Принты – цветные узоры, которые печатают на поверхности ткани при помощи специального оборудования. Обычно используют стойкие краски, выдерживающие стирку и различные погодные условия.
  • Пэчворк – мозаичная техника украшения при помощи текстильных лоскутков. Напоминает аппликацию. При помощи пэчворка создают узоры и целые шитые картины.
  • Ручная роспись – украшение сумки живописным изображением.
  • Стразы – имитация драгоценных камней, обычно изготавливается из цветного стекла. Стразами украшают рисунки, принты, вышивку, а также используют их самостоятельно.
  • Брелоки – небольшие фигурки или игрушки, которые подвешиваются к ручкам либо фурнитуре для украшения. Фонарик-брелок – очень практичное дополнение к рюкзаку.

Сумку с обилием декоративных элементов нельзя назвать простой в уходе. Необходимо следить, чтобы украшения не пачкались, под ними не скапливалась пыль, а также следить за сохранностью декора (пайетки, стразы и бисер часто отпадают, оставляя вещь весьма в нелицеприятном виде).

Рюкзаки и текстильные сумки можно стирать в домашних условиях. Обычно из них достают все вещи, хорошо вытряхивают, а затем замачивают в ванной с щадящими чистящими средствами. Стойкие загрязнения оттирают мягкой щеткой. Жирные пятна выводят соком лимона. Следы от ручки и краски удаляются канцелярским ластиком.

Также используют специализированные пятновыводители.

Изделия не выкручивают, расправляют и оставляют сушиться. Небольшие рюкзаки и сумочки можно стирать в стиральной машинке, лучше всего в специальном мешке для одежды, чтобы не сорвать фурнитуру и декор о неровности барабана.

Разнообразие сумочных и рюкзачных тканей, подкладок, декора и фурнитуры позволяет создавать изделия разнообразных форм. В продаже имеется все: от узкоспециализированных охотничьих сумок, до универсальных женских вариантов.

Источник: textile.life

Из какого материала делают рюкзаки

Материалы для рюкзаков.

Давайте сразу договоримся о том, что речь здесь пойдет почти исключительно о современных синтетических материалах. Рассуждения типа: «Нет ничего лучше старого доброго «Абалаковского» рюкзака, брезентовой палатки, зеленой штормовки. » отметем с негодованием сразу. Брезент был хорош — для своего времени, он и сейчас кое-где незаменим, но. А кто и когда в последний раз видел настоящий «Абалак»? Не массовые подделки и упрощения, а тот самый «Абалак», который ныне стал, увы, уже забываемым элементом туристского фольклора.

А) ТКАНИ:

В настоящее время для производства рюкзаков в основном используют следующие материалы:
1) Авизент (чаще артикулы 5020, 5011 и 5032) — производство РФ;
2) Кордура (Cordura) — разработка фирмы Dupont, обычно производства Ю.Кореи;
3) Оксфорд (Oxford, polyoxford и т.п.) — тоже, обычно, корейский;
4) Найлон 600Д и Полиэстер 600Д (Nylon 600D Nylon 600D, либо маркетинговые трюки, обычно связанные с правами (или их отсутствием) на названия. В специальной литературе много пишут о ткани «Nylon Ballistic» — это материал для кобур и оружейных чехлов, очень прочный, жесткий и скользкий (чтобы не цепляться мушками и прицелами). Но у нас в России это пока экзотика, да и цена. очень кусачая, а главное — не рюкзачная это тряпка, не рюкзачная. Пришлось как-то работать с ней — примерно как с фанерой.

ИТАК, ПО ПОРЯДКУ!

АВИЗЕНТ Наша родимая расейская тканюшка. Когда-то разрабатывалась для армии — для парашютных ранцев, чехлов на технику и т.п. Короче, для замены того самого брезента (Авизент — сокращение, от «Авиационный брезент». За достоверность не ручаюсь, но такую версию слышал). Авизент — толстый капрон, с очень плотным переплетением нитей.

Раньше выпускался с акриловой пропиткой, было неплохо, около года назад снова начали делать, но пока о качестве судить трудно — надо посмотреть. Авизент 5020 наиболее толстый и прочный, он подходит для самых крупных и нагруженных изделий, авизенты 5011 и 5032 потоньше (сейчас 5011-ого практически нет), годятся для изделий поменьше, для менее ответственных деталей.
ДОСТОИНСТВА — великолепная прочность на разрыв, удовлетворительный вес, доступная цена, морозоустойчивость (чистый капрон начинает твердеть только при антарктических температурах).
НЕДОСТАТКИ — пропускает воду, при крое края осыпаются, у образовавшейся дыры надо немедленно оплавить края, иначе поползет дальше. Да и внешний вид у изделий. ну, в общем, ничего, но для особо элегантных изделий, либо для пижонов лучше поискать что-нибудь другое, например, Кордуру.

КОРДУРА Разработка фирмы Dupont (USA), тоже для армии, но затем настала ей конверсия. Кордура — это толстый найлон со специальной структурой нити, с водоотталкивающей пропиткой и с полиуретановым покрытием. Обработка ткани проводится в несколько проходов, поэтому покрытие получается весьма качественным, и держится довольно долго. Кроме того, (по слухам) в нить добавляется до 10% ХБ, в результате чего ткань оказывается как бы мохнатой, с ворсом. Говорят, от этого увеличивается стойкость к истиранию (примерно так же действует «мех» на бывшей в употреблении альпинистской веревке), да и внешний вид, чего уж там, побогаче.
ДОСТОИНСТВА — прочная и красивая ткань, годится для любых изделий, (поскольку выпускается разной плотности, можно подобрать подходящую), хорошая устойчивость к истиранию, при крое не осыпается, дырки не ползут, обладает очень приличными водоотталкивающими свойствами (но это, если качественная пропитка, а то к нам порой везут всякое).
НЕДОСТАТКИ — дорогая и тяжелая ткань (при равной прочности — раза в полтора тяжелее авизента), на морозе пропитка даже с пластификаторами здорово дубеет (А чего еще, собственно, вы хотели? Великие Озера находятся на широте Закавказья!). Непромокаемость тоже оказалась несколько преувеличенной — есть ведь швы, молнии, карманы и прочие дырочки, щелочки и отверстьица. Кроме того, опыт показал, что «НЕПРОМОКАЮЩИЙ
РЮКЗАК — ЭТО НЕПРОСЫХАЮЩИЙ РЮКЗАК!»

Читайте также:  Что такое бк в сампе

ОКСФОРД Это тоже найлон с полиуретановым покрытием, но в отличие от кордуры, ткань значительно тоньше, гладкая и блестящая. Более известны ткани оксфорд 210, 420 и 840.
210-й — скорее, тентовая ткань, но из него делают и всякие карманчики и перегородочки.
420-й используют обычно для мелких рюкзаков, особенно Oxford 420 Ripstop (ткань в характерную клеточку). Замечательно подходит для дна палаток, карманов для дуг и усиления углов тентов.
840-й оксфорд очень похож на кордуру, отличить можно по сильному блеску и отсутствию «меха». Их часто путают, когда случайно, по незнанию, а когда и намеренно.

ДОСТОИНСТВА и НЕДОСТАТКИ — более дешевая альтернатива кордуре. Употребленные к месту все оксфорды вполне оправдывают себя. По основным свойствам — где-то сбоку от авизента и кордуры. Главное — точно знать, чего ты хочешь.

НАЙЛОН 600Д И ПОЛИЭСТЕР 600Д (Существуют также 900Д, 1200Д, 2400Д. эти толще, но хорошую вещь на букву «Д» не назовут!) В общем, это найлоновая, либо полиэфирная (лавсановая) ткань с поливинилхлоридным покрытием. Нить тканевой основы прядется из коротких кусочков (так дешевле, но прочность, увы. ), сама основа очень слабая и рыхлая — как марля. Короче, это то, из чего делают т.н. «китайские» детские рюкзачки — те, что рассыпаются от одного строгого взгляда.
НЕДОСТАТКИ — Очень дохлая ткань, обладает свойствами хорошей туалетной бумаги — рвется аккурат по дырочкам шва. При попытке прострочить два-три раза по одному месту прямо-таки режется швейной иглой, а посему практически неремонтопригодна. Водоотталкивающие свойства — только за счет пластика, который обычно с изнанки, а сама основа замечательно намокает.

На морозе дубеет уже при небольшом минусе, при попытке согнуть изделие пластик покрывается белесыми полосами — микротрещинами. Пластик очень быстро начинает отслаиваться от основы. Стойкость к истиранию — никакая! Короче «Д» — оно и есть «Д»!
ДОСТОИНСТВА — вроде бы и нет никаких, но почему-то весь мир шьет из нее всё подряд! А вот почему! Это очень дешевый материал — в 4-6 раз дешевле кордуры (а если кордура со всем своим пакетом сертификатов от Dupont, то и в 10-12 раз). А так как шьется всё это в задней Азии, то можно лепить дешевку, которая развалится до того, как выйдет из моды.
С большим прискорбием сообщаю всем заинтересованным лицам, что и у нас в Москве ежегодно появляются конторы, занимающиеся изготовлением рюкзаков туристического класса (в первую очередь, по размерам) из шестисотки, видимо, в надежде быстренько заработать на шестисотый. Так вот, я бы хотел отметить, что это вещи таки разного качества!

Как попытаться различить эти материалы.

Эта задача актуальна ещё и потому, что некоторые, скажем так, бяки-дяденьки регулярно выдают изделия из шестисотки за кордурные, да ещё по соответствующей цене. А представьте себе, что ваш рюкзак дал дуба посреди ледника Федченко? Тут уже не до злобных мечтаний типа: «Я ему всё скажу! Да я ему. Да я его. » Тут бы живым выбраться!

Вы можете сказать, что на Памир и раньше ходили только профессионалы, знающие, что к чему. Я, вообще-то, тоже думаю примерно так, но почему начинающие должны мучиться и страдать от всяких прохиндеев?

Авизент — отличить просто. Он мягче всех остальных материалов, в изделиях заметнее усаживание шва, но главное — если посмотреть на просвет, на яркую лампу, хорошо видно очень плотное переплетение сравнительно тонких нитей, причем черная ткань чаще всего оказывается бордово-коричневой.
Оксфорд — ткань гладкая и блестящая, достаточно мягкая, пропитка/покрытие тонкое — заметно тоньше самой ткани.
Кордура и 600Д — вот их-то различить несколько сложнее, нужны некоторые знания. Однако, во-первых, у ткани типа «Найлон 600Д» ПВХ-покрытие достаточно толстое, сопоставимое с самой основой, и при этом либо гладкое, либо имеет накатку — мелкое рифление, под которым совершенно незаметна структура ткани, в то время как у кордуры даже под весьма основательным покрытием хорошо просматривается структура переплетения нитей.

Далее, как я уже говорил, кордура имеет хорошую пропитку, и поэтому не намокает — вода с нее или просто скатывается, или лежит шариками. Шестисотка намокает — воду задерживает только пластик. Простейший тест — капнуть немного воды на лицевую сторону ткани и чуть-чуть подождать — с кордуры вода скатится шариками, а на поверхности 600D образуется влажное пятно. Аналогично эти ткани ведут себя и под дождём.

Б) НИТКИ — Лучше всего для шитья рюкзаков подходят лавсановые нитки (полиэфирные) — лавсан прочен, не гниет, не плавится в игле на быстроходных машинах, меньше стягивает швы. Оптимальными нитками я считаю 70Л и 82Л российского производства.

В) МОЛНИИ — Лучше всего подходят витые рулонные молнии №№ 5, 8, 10. Номер (толщину) и, соответственно, цену надо подбирать, исходя из нагрузки, приходящейся
на данную молнию. Литые, т.н. «тракторные», и металлические молнии лучше не использовать — они больше подходят к одежде, так как в силу своей конструкции хорошо работают только на прямых, а на изогнутых местах начинают довольно быстро терять зубья, и от этой цинги никакие лимоны не помогут.

Г) ПРЯЖКИ И ПРОЧАЯ ФУРНИТУРА — Сейчас производится великое множество разнообразной как рабочей, так и декоративной фурнитуры. В принципе, на рюкзак пришить можно всё, что угодно, но желательно учесть следующие моменты:
1) Пластик лучше использовать от известных производителей — есть надежда, что он понадежней. Неплохо себя показала питерская фурнитура от «Апри» и «Снаряжения». Конечно, не «Нексус», да и дизайн так себе, но работает, особенно «Апри».

У «Снаряжения» пластик похуже, они берут толщиной пряжки там, где другие качеством, но они единственные, кто делает пряжки-самосбросы — лучшая, на мой взгляд, конструкция для грузовых поясов. 2) В качестве разъёмных пряжек для походных рюкзаков лучше всё-таки самосбросы — надежнее, нет всяких упругих, точнее, отламывающихся, элементов. Но для более изящных изделий они, конечно, проигрывают по дизайну.
3) Дилемма «металл — пластик» трудноразрешима в принципе, хотя известно, что полиамидные пряжки при температуре ниже –15оС теряют до 50% прочности и становятся хрупкими, УФ-излучение на высотах свыше 3 — 3,5 км съедает за месяц до 70% процентов прочности, а стальные вороненые пряжки в сырости просто ржавеют, так что решайте сами для себя. Но, исходя именно из этих соображений, я ставлю на походные рюкзаки сталь, на все остальные — пластик.

Д) МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДНА РЮКЗАКА — На мой вкус, дно из тезы (толстый кордовый капрон с двусторонним ПВХ-покрытием — материал для тентов автоприцепов, а также байдарок и катамаранов) лучше всего, но это не обязательно, хотя, конечно, тканевое дно должно быть усилено вторым слоем ткани.

Е) МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВСТАВОК В ЛЯМКИ, ПОЯСА И СПИНКИ —
В простейшем случае достаточно 8-мм пенополиэтилена ижевского производства (обычного туристического коврика), иногда добавляется верхний слой из более жесткой пенки. Идеальным выбором был бы материал толщиной 10-12 мм из трех слоев различной жесткости, но увы.

НУ А ТЕПЕРЬ НЕБОЛЬШОЕ РЕЗЮМЕ.

Как известно, не бывает универсального рюкзака. Точно также нет и универсального материала для него. Но, исходя из своего опыта (Я около 20-и лет занимаюсь горным туризмом, а из них 15 — шью рюкзаки), я бы мог посоветовать следующее:

1) Для походов средней сложности оптимальный рюкзачный материал — авизент: сравнительно недорого, умеренный вес, очень хорошая прочность, вполне приличный внешний вид. А насчет непромокаемости — как я уже писал: непромокающий рюкзак — это непросыхающий рюкзак, и в условиях, например, весьма сырого Западного Кавказа гораздо важнее способность быстро высыхать.
Кордурный рюкзак будет служить не хуже, зато как круто!
2) Для крайне экстремальных условий (Арктика, очень высокие горы, то есть мороз надолго, плюс экономия веса по граммам) выбор однозначен — авизент и стальная фурнитура.
3) Для велорюкзаков, тех, которые едут на багажнике, выбор материала тоже однозначен — только кордура, причем наиболее качественная, этого требуют условия работы рюкзака — постоянная грязь из-под колес, вибрации, удары, трение об элементы конструкции велосипеда. По этой же причине совершенно неприменим Найлон 600Д — протирается очень быстро, да и швы расползаются от вибрации. Велочехлы лучше делать из оксфорда 420 — разумный баланс между прочностью и весом.
4) Теперь о случае, когда внешний вид значит не меньше, чем всё остальное.Если при этом необходима ещё и прочность и долговечность, то лучший выбор — кордура! То есть горнолыжникам и сноубордистам, роллерам и велосипедистам, тем, кто постоянно носит полный рюкзак всякого хлама (от учебников и компьютерных блоков до батонов и гантелей), я уверенно рекомендую именно кордуру. Оксфорд тоже годится, очень грамотно выглядит сочетание оксфорда (на фасаде) и кордуры на более нагруженных местах.

Источник: www.turist.complat.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...