Индейская лодка, большая, как галера, шириной в 8 шагов. Сделана из одного ствола дерева. Посредине лодки стоял навес из пальмовых листьев, который защищал тех, кто находился внутри, от дождя и морских волн. Под этим навесом размещались женщины, дети и весь груз. В такой лодке могли находиться до 40 человек.
Лодка пиводилась в движение веслами.
В число товаров входили тонкие хлопчатобумажные ткани, медные топоры и колокольчики, бобы какао, кремневые кинжалы, деревянные мечи с лезвиями из острых пластинок обсидиана, маис и т.д. Такие ладьи совершала торговые рейсы из приморских городов Табаско или Кампече (на побережье Мексиканского залива) в Гондурас, вокруг всего Юкатанского полуострова.
Военная ладья араваков или карибов, часто совершавших опустошительные набеги и на соседей — жителей островов, и на восточное побережье Центральной Америки. Такие лодки изготовлялись из одного древесного ствола с помощью огня и каменного долота и ходили они как на веслах, так и под парусами.
лодка своими руками как индейцы строят каноэ из коры дерева
Лодки-каноэ индейцев. Это долблёнки, вмещающие до 40—50 человек.
Североамериканские индейцы строили свои суда из бересты. Такие суда были ближе к плотам.
В 1517 г. видели целую флотилию больших лодок, спешащих к кораблям чужеземцев. Это были лодки, которые индейцы называли пироги. Ходили они на вёслах и на парусах. Эти пироги выглядели наподобие корыта. Они были весьма велики и выдалбливаются из одного огромного дерева.
Многие из них вмещают до 40 индейцев».
В 1518 г. флотилия боевых лодок майя-чонталь, встреченная испанцами у побережья Табаско в устье реки Грихальва, состояла из 100 судов, вмещавших до 3000 воинов. Некоторые из этих лодок должны были иметь значительные размеры и экипаж из 30—40 человек.
Индейская лодка Мексики и Центральной Америки в ряде случаев имела на своих судах нашивной борт. Такие лодки использовались ацтеками против конкистадоров во время осады Теночтитлана. Их до сих пор строят индейцы майя, живущие вокруг озера Атитлан в горной Гватемале. Видели подобные лодки и первые европейцы у обитателей Ямайки и Пуэрто-Рико. Нашивные борта делались либо из плоских дощечек, либо из тростника, обильно промазанных смолой.
Э.Томпсон выдвинул гипотезу о существовании в древности длинного морского пути вокруг всего полуострова Юкатан. О наличии такого пути свидетельствуют и археологические находки.
В XII—XVI веках н. э., юкатанские майя вели оживленную морскую торговлю с ближними и дальними соседями, а их важнейшие города стояли либо прямо на побережье моря, в удобных бухтах и заливах, либо вблизи устьев судоходных рек.
Море играло в жизни древних майя огромную роль: как в практическом, так и в ритуальном смысле. Море давало индейцам обильную пищу и служило удобной магистралью для перевозки на большие расстояния громоздких и тяжелых товаров. Море было той широкой дорогой, по которой прибывали к майяским берегам из дальних стран диковинные экзотические предметы и сырье, необходимое для повседневной жизни. Морем же, как правило, проникали на Юкатан и различные чужеземные влияния — религиозные, философские, культурные.
Оттуда же появлялись вдруг на горизонте легкие ладьи пиратов, периодически совершавших опустошительные набеги на прибрежные селения майя. В числе этих пиратов находились и людоеды-карибы с Малых Антильских островов в 1359 г.
Индейцы майя и ацтеки обладали целыми флотилиями боевых лодок. В результате конкисты они были рассеяны и потоплены испанцами. Торговые связи между индейскими городами прекращены. А те люди, которые обеспечивали эту торговлю всем необходимым и ради которых она, собственно, и велась,— правители, знать и жрецы — либо погибли в кровопролитных сражениях с чужеземцами, либо укрылись в глухих и труднодоступных местах.
Через короткое время некогда внушительные торговые ладьи индейских мореходов выродились уже в жалкие лодчонки, избегавшие выходить в открытые морские просторы.
Наиболее детальное описание морской ладьи торговцев майя сделал еще в начале XVI века Христофор Колумб — первооткрыватель Нового Света.
Источник: www.sites.google.com
Береста у индейцев
Берёзы, красивые стройные деревья, которые американцы любят сажать во дворах, в качестве декоративных растений, являются исконными жителями долины реки Коннектикут.
Они широко населяют северные леса американского континента, и отчётливо выделяются на фоне других деревьев цветом своей гладкой белой коры, отслаивающейся от ствола тонкими слоями, напоминающими бумагу.
По этой причине люди часто называют это дерево «бумажной берёзой». Ее научное название Betula papyrifera также включает в себя латинское слово «бумага», отражая, тем самым, необычный вид берёзовой коры.
Коренные американцы, населявшие Восточный Вудланд, широко использовали все части этого дерева, но самым важным материалом, несомненно, была берёзовая кора.
Береста играла главную роль при изготовлении каноэ и строительстве вигвамов; из неё делали множество вещей, полезных в хозяйстве.
Использование бересты стало традицией северо-восточных народов Америки, сохранявшейся на протяжении многих поколений.
Этот прочный берестяной вигвам, переживший испытание многими северными ветрами, находится в историческом месте в долине Нью-Хемпшира (Новая Англия). Когда-то индейцы абнаки и сококи устраивали в этой долине летние поселения.
Это каноэ выставлено на экспозиции, принадлежащей Олд Таун Каноэ Компани (Олд Таун, Майне). Полагают, что ему не меньше ста лет.
Были времена, когда каноэ из бересты считалось ценной вещью, достойной уважения. Вот почему в народе ещё сохранилось разговорное название берёзы — каноэ-дерево.
Каноэ из бересты удобно перевозить, потому что оно очень лёгкое. Вторым его достоинством является большая грузоподъёмность.
В зависимости от предназначения, каноэ делали разных размеров.
Маленькое охотничье каноэ, длиной 1,8-2 метра, вмещало в себя одного — двух человек.
Каноэ, предназначенное для плавания в открытом море, могло быть до шести метров длиной, и им управляли несколько гребцов.
Каноэ среднего размера было достаточно лёгким для того, чтобы его мог нести один человек.
На такой лодке можно было путешествовать, как по ручьям, так и по крупным рекам.
Бересту для каноэ лучше всего собирать во время зимних оттепелей или ранней весной, когда начинается сокодвижение.
Индейцы выбирали деревья нужного размера, срубали их, очищали от веток и срезали бересту одним куском.
Деревянную раму для каноэ изготавливали из северного белого кедра, затем обшивали её берестой, вывернутой наружу внутренним, коричневым, слоем.
Стыки сшивали волокнами корней ели или лиственницы. Обработка еловой смолой делала лодку водонепроницаемой.
Северные племена продавали свои берестяные каноэ индейцам южных районов, потому что в южных лесах берёза почти не встречается, а позже — европейским колонистам.
Современные каноэ из фибергласа и брезента сделаны по образцу тех старинных лодок коренных американцев.
Куски бересты размером поменьше использовались при сооружении индейских жилищ — вигвамов.
Существовало два типа их конструкций. Остов куполообразных вигвамов, изготовленный из согнутых молодых деревьев, внахлёст покрывался слоями бересты.
Перекрывающиеся слои обшивки защищали вигвам от сырости и непогоды. Кора закреплялась на раме белой стороной наружу — так же, как на дереве.
Конический вигвам похож своей формой на типи западных племён. Его конический остов сооружался из тонких шестов и покрывался обшивкой из перекрывающихся сшитых рулонов бересты. Такое «укрытие» — водонепроницаемо и удобно для перевозки.
Индейцы Вудланда делали из бересты трещотки, факелы, лосиные манки и самые разнообразные сосуды.
Береста — гибка и хорошо режется, поэтому из неё можно легко делать ёмкости любых форм.
Из бересты мастерили подносы, блюда, вёдра, горшочки и сосуды для хранения пищи, а стыки сшивали растительными волокнами.
При необходимости, швы обрабатывали сосновой или еловой смолой, тогда сосуды становились водонепроницаемыми, их можно было вешать над огнём, и варить или тушить в них пищу.
Берестяные вещи иногда украшались резьбой или резными узорными полосками из бересты.
Из берестяных полосок коренные жители Америки традиционно плели бусины и другие украшения.
Белый внешний слой коры заменял им бумагу и служил «холстом» для рисунков, наносимых кусочками угля.
Береста хорошо горит, поэтому её, подобно труту, использовали для разжигания бивачных костров.
Факелы из бересты, свернутой и зажатой на вершинах расколотых длинных шестов, освещали воду рыбакам-гарпунщикам.
Береста, свёрнутая в рулоны , довольно долго горела. Такие факелы индейцы использовали, чтобы освещать себе дорогу в лесу.
Берёза верно служила племенам, населявшим Вудланд. Весной индейцы надрезали стволы берёз и получали берёзовый сок (так же, как современные американцы получают кленовый сок).
Его пили или заготавливали впрок. Уваренный сок становился исходным веществом для изготовления уксуса, настоев и сахара, которым подслащивали лекарства.
В голодные времена внутреннюю часть коры употребляли в пищу. Древесина берёзы использовалась, как строительный материал и топливо.
В целом, можно сказать, что берёза играла значительную роль в жизни коренных народов севера Новой Англии.
Перевод: Булгакова Анна
- Береста
- Шемогодский промысел берестяных изделий
- Античная керамика
- Керамика майя
- Древнегреческая вазопись
- Книги о работе с берестой
- Керамика — история
Источник: www.kefa.ru
Пропитка каноэ американскими индейцами у озера Пич Лейк
Остров Тринидад в Венесуэле известен озером Пич Лейк. Озером этот географический объект можно назвать с натяжкой, так как это не водоем. Водоемом его не назвать, поскольку в нем нет воды, оно состоит из упругого маслянистого асфальта. Чем пропитывали свои каноэ индейцы жившие возле озера? Именно это вещество издавна использовалось индейцами для смазывания каноэ, а ведь можно найти неправильное утверждение, будто пропитка совершалась соком агавы, хотя агава растет в Венесуэле, из нее выделяют сладкий сироп, который употребляют в пищу.
Битумное озеро
Битумных озер в мире единицы, например венесуэльское озеро Бермудес, азербайджанское — Бингади, еще подобный объект есть в Калифорнии. Само озеро Пич-Лейк на острове Тринидад используется местным индейским племенем под названием карибы, они брали битум и им пропитывали свои лодки, так как это вещество не пропускает воду. Одно поселение, Санта Роза до наших дней находится на берегах озера, среди жителей общины есть потомки карибов.
В Северной и Центральной Америке исследователи, первопроходцы воины, торговцы, охотники использовали каноэ по нескольким причинам:
- Лодки изготавливаются фактически из подручных материалов, можно натянуть кору на каркас из веток, для обшивки можно использовать кожу и даже плотную материю, если пропитать ее битумом.
- Судно очень легкое, его в случае надобности могут переносить два человека, если она с грузом. А если лодка пустая, то ее транспортировать можно и в одиночку.
- Когда лодка не нужна, ее можно сжечь, используя для разведения костра.
- Перевернутую лодку можно использовать как укрытие для ночлега, а также как зонтик, который закрывает багаж.
- Можно перевозить большие и тяжелые грузы по лесистой пересеченной местности (между реками лодку можно переносить).
- В случае надобности можно натянуть парус и с помощью весельной силы можно идти даже против течения.
- Передвигаться можно быстрее, чем на чем еще либо, а значить можно иметь преимущество перед другими охотниками, торговцами или воинами.
Пич Лейк в переводе обозначает «озеро из битума». Вместо воды в нем асфальт, причем этого вещества сосредоточено в одном месте так много, что оно считается крупнейшим в мире резервуаром битума. Площадь озера — 40 гектаров, глубина достигает 80 метров.
Запасы естественного асфальта — 6 миллионов тонн. Сейчас на государственном уровне производится добыча битума, каждый год вынимаются десятки тысяч тон, причем запасов должно хватить на 400 лет. Много битума идет на экспорт. Озеро открыл Уолтер Рэли в 1595 году, который просмолил вязким материалом суда. В последствии этой смолой обрабатывали деревянные суда и другие водоотталкивающие поверхности как индейцы, так и европейцы, которые жили на берегах Пич Лэйку.
С 1867 года ведется промышленная разработка, с тех пор добыто около десяти миллионов тонн битума. Этим смолистым материалом ведется обработка дорог на Тринидаде и Тобаго, островах Карибского бассейна, а также в Великобритании, Египте, Японии, Сингапуре, Индии.
Расположение озера Пич-Лейк
В Северной Америке индейцы изготавливали каноэ из коры березы. Причем одного дерева хватало на изготовления одной лодки, но, видимо, брали большое дерево. В центральной Америке каноэ также изготавливали из материалов, которые добывали в тропическом лесу.
Памятник природы
Битум образовывается из нефти, а у острова нефтяные и газовые месторождения. Возле острова — глубокий разлом земной коры в районе Барбадоса. Существует теория, что через этот разлом нефть подпитывает битумное озеро.
По легенде, на месте озера было индейское поселение, которое в результате катаклизма ушло под землю. У озера находиться страшно — поверхность природного памятника колышется, битумная масса неспокойная, бурлящая.
Битум может поглощать предметы, но в результате кругооборота, который невидимый для человека, поглощенные вещи могут выплывать на поверхность через много лет и даже тысячелетий. Так были найдены предметы, принадлежащие местным индейцам, зуб мастодонта, кости ископаемого гигантского ленивца. Также на поверхности в 1928 году было найдено дерево, которое, по годовым кольцам, которые посчитали по спилу, росло четыре тысячи лет назад. После исследования дерево опять было поглощено битумной массой.
Туризм
Ежегодно озеро посещают 20 тысяч человек, так что местные могут заработать еще и на туристах. Озеро туристы посещают в основном в сезон дождей, в это время в водоемах в озере и у озера можно купаться, насыщена серой теплая вода считается полезной. У озера есть информационный центр для туристов, где можно посмотреть музей, посвященный Пич-Лейку.
По поверхности озера можно ходить, но только в сопровождении гида, иначе можно провалиться в озеро и увязнуть, это составляет опасность для жизни. Особенно много опасных мест ближе к центру озера. Прогулка по озеру подходит не всем — воздух наполнен серой. Нужно соблюдать технику безопасности — ходить лучше в удобных трекинговых ботинках, курить запрещается из-за испарений легковоспламеняющегося метана.
На острове можно посмотреть лодки аборигенов, гид расскажет, как пропитывали битумом свои каноэ индейцы. Кроме того, можно попробовать различные национальные блюда, в состав которых часто входит агава.
Related posts:
- Каноэ
- Как грести на байдарке, каяке и каноэ
Источник: gimnastikasport.ru