Из какого дерева делают лодки долбленки

Презентация на тему: » ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛОДОК-ДОЛБЛЕНОК Цель: описание процесса изготовления лодок методом долбления.» — Транскрипт:

3 ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛОДОК-ДОЛБЛЕНОК

4 Цель: описание процесса изготовления лодок методом долбления

5 ЗАГУЛЯЕВ АНДРЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ

6 Зайцев Иван Федорович

7 Владимирский Виталий Никифорович

8 ЗАДАЧИ: 1)изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования; 2)изучить основные этапы процесса изготовления лодок-долбленок; 3)составить словарь профессиональных слов для данного процесса;

9 ПРЕИМУЩЕСТВА: 1)Лодки-долбленки имеют небольшую массу. 2)Использование экологически чистого материала (осина). Не наносит вреда окружающей среде. 3)Обладает высокой грузоподъемностью. 4)Маневренна. 5)Легко преодолевает мелководье, передвигается через водоросли. 6)Изготовление не требует сложных приспособлений и инструментов, больших материальных затрат.

1)7.Возможна транспортировка на легком автомобильном прицепе. 2)Нет проблем при поиске материалов. 3)Лодка не тонет, даже если перевернется.

Лодки долбленки

10 Этапы изготовления лодки-долбленки

11 Заготовка 5 м 60 см

12 Выкройка 40 см НОС КОРМА

14 ИНСТРУМЕНТЫ КОКШИ (ТЕСЛА) ПРЯМОЕПРАВОЕЛЕВОЕТОПОР

15 ВЯЗУШКИ (СТОРОЖКИ) 1 см 2 см

16 ЧИСТОВАЯ ОБРАБОТКА 10 см см

Источник: www.myshared.ru

Сибирская лодка руками умельцев

Лодка-долбленка, выточенная из цельного ствола дерева, известна издревле. Поговаривают, что в наши края этот способ изготовления добротного и неприхотливого плавательного средства принесли переселенцы с Дона. Там изготавливали эту лодку из дуба, а у нас начали из осины. В наши дни таких мастеровых людей, знающих все секреты изготовления долбленки, в нашем районе, кроме Михаила Григорьевича Молотилова и его сына, Алексея Михайловича, не осталось.

Молотилов — старший впервые самостоятельно вырезал такую лодку в далеком 1961 году, еще будучи подростком. Закончил он свой труд в тот день, когда Юрий Гагарин отправился в космос — 12 апреля. С тех пор прошло много лет, но умелец все хотел повторить опыт молодости, поделиться знаниями с сыном, но вот подходящего материала никак не находилось. При выборе осины для будущей лодки необходимо учитывать, что ее вершина должна быть 60 сантиметров, а комель (толстая часть дерева прямо над корнем и корневищем) — еще больше. Так что нашлась подходящая осинка далеко не сразу.

Этой зимой соседу Михаила Григорьевича привезли древесину на дрова. И вот среди заготовок и оказалась подходящая заготовка необходимых размеров. Так что в феврале этого года отец с сыном приступили к работе над лодкой-долбленкой. Вытачиванием лодки из цельного массива осины при помощи специального инструмента — чесла — Михаил Григорьевич и Алексей Михайлович занимались каждый день на протяжении двух месяцев и закончили свою работу как раз в канун Дня космонавтики.

Читайте также:  Длина лодки турист 3

Коми лодка своими руками. Незабытая технология изготовления. Добрые походы.

«После того, как мы с отцом все внутри будущей лодки выдолбили, — рассказывает Алексей Михайлович, — просверлили всю лодку и в проделанные отверстия забили небольшие чопики, этакие маячки, заранее выкрашенные зеленкой либо марганцем. Нужны они при выточке бортов — от меряют толщину, ведь когда при выдалбливании появляется маячок, значит можно переходить дальше, в этом месте чеслой работать уже нельзя. Это называется получистовая обработка.

Помню, когда с отцом только начали работу над лодкой, к нам подошел мужчина лет сорока. Незнакомец рассказал, что когда-то служил под Хабаровском и в деревне, которая находилась недалеко от части, основное занятие мужиков зимой — изготавливать подобные лодки. Мужчина рассказал, что встречал лодку, выдолбленную из массива, у которой толщина бортов — всего семь миллиметров. Вот это мастерство!».

После этого вся конструкция вывозится куда-нибудь на открытое пространство, к воде, в которой долбленка и заливается водой или же, вообще затапливается, так как нужно, чтобы дерево полностью намокло. Через некоторое время лодку достают, а затем, закрепив ее на высоте 70 сантиметров, под ней разбивают костровище. Под воздействием тепла лодка, словно цветок, начинает раскрываться.

На этом этапе тоже имеют ся определенные секреты и «подводные камни». Например, чтобы долбленка раскрывалась равномерно по всей своей длине, в нее вставляются полусогнутые палки, которые, как пружины, помогают бортам разогнуться. На этом этапе нужно быть особенно внимательным и осторожным, ведь лодка может треснуть и распасться на две половины. У наших умельцев такое неприятное событие едва не произошло, но, как вспоминает Алексей Михайлович, едва они увидели первые трещинки, появившиеся в лодке, сразу прекратили работы.

После того, как борта лодки развелись до нужного размера, внутри долбленки делаются сидения, стягиваются и укрепляются нос с кормой. Наши умельцы, к примеру, стянули их болтами. После лодка сушится, а следом начинается чистовая обработка, после которой долбленку можно считать готовой. А это значит, что пора ее просмолить и испытать в деле!

Читайте также:  Размеры лодки solar 380

В конце июля все большое семейство Молотиловых выехало на урочище Веселинка, где и были успешно проведены испытания долбленки. Алексей Михайлович подчеркнул, что не каждый сможет на ней плавать, нужна привычка, опыт, так как лодка на воде вертится, качается, но весьма ходкая и по воде идет легко. Но зато долбленка безопасна, ведь если даже и перевернется, никогда не утонет, и человек сможет за нее зацепиться.

Когда Михаил Григорьевич и Алексей Михайлович взялись за столь нелегкое дело, как выдалбливание лодки из цельного массива дерева, с сожалением узнали, что в нашем районе уже не осталось мастеров, которые смогли бы поделиться опытом и определенными знаниями, так что информацию пришлось собирать буквально по кусочкам. Помогла в этом и всемирная сеть Интернет. Так что наши умельцы готовы поделиться полученным опытом и обучить созданию древних сибирских гребных лодок всех заинтересовавшихся.

Источник: izvestia-tur.ru

Долблёнка

Долблёнка (однодерёвка, моноксил, комяга, комельник, дубовка) — гребная, реже со съёмной мачтой, плоскодонная лодка, выдолбленная из единого ствола дерева. Обычно не имеет киля. Долблёные лодки выделывают из кряжей стволов толстых деревьев. Обычно бортам придаётся желаемая форма посредством расширения их с помощью вымачивания, последующего нагревания над костром и распирания тонкими пружинящими распорками.

Древнейшие находки

Древнейшая или одна из древнейших в мире долблёнка, обнаруженная на территории Нидерландов, датируется между 8040 г. до н. э. и 7510 г. до н. э. — это чёлн из Пессе. Самые ранние археологические свидетельства использования долблёных судов-однодревок в Древней Руси найдены в Старой Ладоге — это лодочная скамья от долблёной лодки, датированная серединой VIII века.

В Новгороде найдены остатки четырёх однодревок первой половины XI века и одной однодревки второй половины XI века. Удалось восстановить размеры одной из лодок первой половины XI века: длина — 6,75 м; ширина — 90 см; высота борта — 65 см. Также в Новгороде найдены остатки одной набойной однодревки (с нашитыми к долблёной лодке бортами) конца XI — начала XII века.

Долблёнки Восточной Европы

Эти лодки или челноки известны под традиционными местными названиями: долбушки, долблёнки, однодерёвки, душегубки и т. п. Различаются между собой материалом, из которого сделаны (порода дерева), размерами и наружными обводами.

  • Батник или ботник — Вологодская, Пермская и Владимирская губернии.
  • Ботник — долблёнка из осины, используемая на реке Керженец в Нижегородской области.
  • Будара, бударка — Казанская губерния, Урал.
  • Буса — на Днепре.
  • Долбанец — Псковская губерния.
  • Древо — Смоленская губерния.
  • Дубас — Вологодская, Тверская, Воронежская губернии.
  • Дубица — Витебская губерния. 1—2 сажени длиной и 8—12 вершков шириной.
  • Дубок, дуб — южные губернии.
  • Камья, комей — Псковская губерния.
  • Карбас — на небольших озёрах Лодейнопольского уезда Олонецкой губернии. Осиновая, 2½—3 сажени длины, 1½—2 аршина ширины и 6—8 вершков глубины, поднимающая 3—8 человек.
  • Каюк — небольшая лодка на речках черноморско-азовскго бассейна.
  • Ковяга — Витебская губерния.
  • Кутька, кутя — Новгородская губерния, Крестецкий район.
  • Комяга — южные и восточные губернии.
  • Комяга, комельник, дубовка (Белоруссия, Украина) — чёлн, выдолбленный из толстого комля или ствола дуба (реже сосны, осины). Для придания устойчивости к бортам иногда прибивались деревянные брусья. Связанные вместе парами комяги использовались для устройства паромной переправы.
  • Обиянка, дуб — Полесье. Имеет только одно плоское дно, состоящее из дубовой долблёнки, борта же надставные.
  • Осинка — Зимний и Мезенский берега Архангельской губернии. Осиновая, обшитая снаружи еловыми досками, а внутри скреплённая опругами — остроганными палками толщиной в вершок, прошитыми стяжками.
  • Стружка — Архангельская губерния. Осиновая плоскодонная без нашвов (фальшбортов).
  • Челнок — Псковская губерния. Осиновая до 2½ сажени длины и ¾—2 аршина ширины.
  • Чайка.
Читайте также:  Чем покрыть лодку для гидроизоляции

Кроме этих лодок-одиночек, встречаются ещё двойные, или близнецы, когда две долбушки сплачиваются вместе (рядом) и заменяют паром при переправе; местные названия таких однодеревок: камьи, камейки, коймы (Псковская губерния), комяги (восточные губернии), корытки (на Волге), ройки (Новгородская губерния) и др.

Долблёнки Сибири

  • Анты — долблёнка селькупов.
  • Бат — большая долблёная лодка удэгейцев.
  • Ветка — собирательное название долблёнок сибирских народов.
  • Дилтий, ты — долблёнки кетов.
  • Облас, обласок — лодоки-долблёнки русского и коренного населения Западной и Центральной Сибири.
  • Оморочка — маленькая долблёная или покрытая берестой лодка нанайцев.
  • Парагвайская футбольная ассоциация
  • Hi-Point Model JCP
  • Оксифильная клетка паращитовидной железы
  • AsiaSat 6
  • Филимонов, Яков Яковлевич

Источник: mavashimisha.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...