Образ воина в художественных произведениях, посвященных античности или средневековью, каноничен и легко узнаваем. В руках у него меч или боевой топор, чем внушительнее, тем лучше. Между тем настоящая «рабочая лошадка войны», прошедшая огонь и воду, остается в тени. Боевое копье, главное оружие с эпохи камня, не потерявшее свою актуальность вплоть до ХХ века.
Герои, снаряженные по последнему слову, все же почти ничего не могли сделать с группой копейщиков в боевом порядке. Копье практически во все времена, даже с распространением огнестрельного оружия, было основным вооружением, как пехоты, так и конницы. Это оружие не претерпело принципиальных изменений за долгую историю, в отличие от того же огнестрельного оружия. Короткие копья древнеегипетских воинов, в принципе, мало чем отличаются от оружия средневекового копейщика или пикинера Нового времени.
Возникновение копий
Первые копья появились в раннем каменном веке. Как только человек научился делать резец, с помощью которого можно было заточить деревянную палку, меняется вооружение первобытности. Копье, а точнее острога, становится главным спутником людей той эпохи.
Старинное оружие рукопашного боя — копьё.
По сути это прямая палка, заостренна с одного края и с обожженным концом. Но она удобнее дубины во многих отношениях. В дальнейшем на эти палки начинают делать каменные наконечники.
Крепление могло быть двух видов. Либо наконечник привязывали к палке при помощи веревок или сухожилий, либо дерево расщепляли, и в образовавшийся расщеп вставляли наконечник, для верности так же стягивая сухожилиями или веревкой.
Копье было универсальным оружием.
Для охоты или уже тогда происходивших боевых столкновений его использовали и как оружие ближнего боя, и как метательное оружие. Что бы повысить дальнобойность, изобретена копьеметалка. Она представляла собой длинную палку, с ответвлением на конце.
Копье вкладывалось в эту палку, конец был на ответвлении, после чего охотник резко выкидывал копьеметалку вперед. Таким образом, увеличивался рычаг, и копье могло пролететь расстояние в разы большее, чем от броска рукой.
Копье для охоты постепенно отделилось в отдельную ветвь, отличия с боевым оружием были более чем значительны. Боевое копье в свою очередь тоже видоизменялось, и появлялись все новые разновидности его.
С появлением металлообработки копья получили новое дыхание. Металлические наконечники, более совершенные, делали копейщиков более эффективными в строю. Становится возможным делать широкие лезвия у наконечников для нанесения страшных ран, или наоборот, узкого, но обладающего большей пробивной способностью.
Основной боевой единицей становится группа воинов, ощетинившихся копьями.
Этот строй, известный как фаланга, просуществовал тысячи лет. Пехота, прикрытая щитами, выставившая по фронту копья, шла на врага.
Копье Христа | Библейские тайны
Удар был сильным и неотразимым. Конница не смела и думать атаковать фалангу в лоб, так как копья надежно прикрывали пехотинцев. Были и недостатки у этого строя.
Активными были только первые два ряда, начиная с третьей шеренги, бойцы банально не доставали до противника, вступая в битву в случае гибели или ранения бойцов первых шеренг и напирая на них для продвижения вперед.
Кроме того применение фаланги требовало постоянного соблюдения строя и ровной местности. Иначе всадник с копьем, или луком мог пробить брешь в строю, расширить которую было делом нескольких минут.
С течением времени копья трансформировались, удлинялись, появлялись сариссы. Эта 8-метровая разновидность копья еще лучше прикрывала воинов, позволяла вступать в бой бойцам из более дальних шеренг. Кроме того, поднятые вертикально или под углом, такие копья прикрывали пехоту от обстрела, меняя траекторию стрел и сбивая их.
Обучение обращения с копьем воины проходили с детства.
Спартанские воины начинали постигать это искусство с 7 лет, а кочевые народы с возраста, когда мальчик мог держать в руках оружие.
В принципе копье почти всегда состояло из нескольких частей, а именно:
- древко, или ратовище, деревянный стрежень;
- сутан или бунчук, на некоторых видах копий, состоящий из конского волоса для впитывания крови;
- наконечника, состоящего в свою очередь из пера, втулки и, на некоторых видах, шейки.
Если рассматривать оружие по периодам времени, то средневековое копье значительно отличается по своему устройству и применению от копья гастата античности или кавалерийской пики ХХ века.
Разница в материале, способе крепления наконечника и наконец, в форме и размерах самого наконечника копья.
Распространение копий
Рассматриваемый вид вооружения годился не только для пехоты. С момента приручения человеком лошади и создании первых прообразов конных воинов можно говорить об их вооружении копьями.
Конечно, вплоть до изобретения стремян об эффективном повсеместном использовании кавалерией копий говорить сложно. В истории есть исключения.
Македонский гейтар, всадник личной охраны Александра Великого, имел на вооружении короткое копье.
Знаменитые катафрактарии, использовавшиеся Парфянским царством и многими государствами Кавказа и Причерноморья, так же использовали копья.
Тактика использования кавалерией копий до стремян была следующая. Конный воин либо зажимал подмышкой копье, либо привязывал его к шее лошади. Использовать копье в конном бою, особенно на большой скорости, что являлось самой эффективной тактикой, было опасно для самого всадника.
Пехота так же не могла обойтись без копий. Важную роль в развитии этого вида оружия играет римская армия. Легионеры впервые получают в качестве основного оружия мечи гладиусы, но копья у них все равно остаются. Они трансформируются в пилумы, тяжелые метательные орудия, используемые перед атакой.
Особенность пилума в том, что наконечник выкован из металла на большую длину. Попадая в защитное снаряжение противника, пилум застревал в нем и гнулся, мешая бойцу противника драться в полную силу. Легионер мог наступить на древко и пригнуть щит к земле.
Стремена совершили настоящую революцию в военном деле. На первый план выходит тяжелая кавалерия, использующая для первого и часто решающего удара копья.
Пехота, для того что бы защититься от конницы, принимает на вооружение пики, более легкие и длинные, чем копья предыдущего времени.
Тактика использования их против всадников состоит в том, что бы первый ряд уперев пики в землю, создав частокол, через который не сможет прорваться лошадь, второй и третий ряды удерживают пики на руках, почти вслепую коля как пехоту, так и конницу противника.
Копейщики по-прежнему составляют основу армий мира. Остаётся на вооружениии и метательное копье, называемое на Руси сулицей.
Копья у греков
Наиболее известные копейщики это конечно же греки, знаменитые своими гоплитами и фалангами. Они делали ставку на длинные копья, что позволило доминировать в акватории Средиземного моря в течение длительного времени. Примером греческого копья является сарисса.
Сариса, сарисса (др. греч. σάρισα, σάρισσα, лат. sarissa) — длинное ударное копьё, пика.
Изображение сарисофоров в гробнице Агиос Афанасиос, конец 4-го века до н. э.
Наибольшую известность сарисса получила в Македонии во времена правления Филиппа. Историки полагают, что изначально это слово обозначало древко копья у македонцев. Древнеримские историки называли сариссой различные типы македонских копий, а не только длинные пики. К примеру, Квинт Курций Руф называет сариссой метательное копьё, а у Арриана в этим словом называется рукопашное длинное оружие.
Также встречается сарисса и в описании Полибия: «Длина пики согласно начальному замыслу 16 локтей [1 локоть = 45 см], однако приспособленная к пользованию — 14 локтей, из которых мы должны вычесть расстояние между рук солдата, а также утяжелённую часть пики [противоположный острию конец древка], которая необходима для удержания — 4 локтя всего. Очевидно, что пика должна выступать на 10 локтей от тела каждого гоплита, когда он наступает на врага, зажав пику обеими руками.».
Данные античных авторов о длине сариссы разнятся. Элиан Тактик и Полиен описывают её длину в 14-16 локтей (6.3-7.2 м). Но есть также сведения других древних историков, которые оценивают длину сариссы в 10-12 локтей (4.5-5.4 м). Такая разрозненность данных поясняется тем, что длина сариссы могла варьироваться в зависимости от ряда бойца в фаланге: первые ряды могли применять более короткие пики, чем последующие. Все вышеупомянутые авторы описывают сариссу 2-го века до нашей эры. Следует учитывать, что длина сариссы времён Александра Македонского судя по изобразительным источникам составляет около 3.6 м.
Полиен описывает тактику, применяемую во время похода на Македонию спартанского полководца Клеонима и эпирского царя Пирра в 270-х годах до нашей эры:
«При осаде Эдессы, когда пролом был сделан в стене, копьеносцы с пиками в 16 локтей в длину вышли против осаждающих. Клеоним углубил свою фалангу и приказал первому ряду не применять оружие, а быстро захватить вражеские пики и держать. Солдаты следующего ряда должны были немедленно выступить и сблизиться с противником. Когда пики захватили подобным образом, то противник попытался отступать; но солдаты 2-го ряда ринулись вперед и взяли их в плен, либо убили. Таким приёмом Клеонима длинная и грозная сарисса оказалась бесполезной, и стала скорее обузой, чем опасным оружием.».
Сражение римлян против македонского войска в 168 году до нашей эры также описывает Плутарх:
«Македонцы в первых линиях успели вонзить острия своих сарисс в щиты римлян и, таким образом, сделались недосягаемы для их мечей… Римляне пытались мечами отбиться от сарисс, или пригнуть их к земле щитами, или оттолкнуть в сторону, схватив голыми руками, а македонцы, ещё крепче стиснув свои копья, насквозь пронзали нападающих, — ни щиты, ни панцири не могли защитить от удара сариссы.».
Древко сариссы изготовлялось в основном из кизила. В археологическом музее Фессалоник имеются составные части копья из царского склепа в Вергине. Предполагается, что это металлические детали составного ксистона, хотя существует мнение, что это сарисса, и справедливость этого мнения несколько упростила бы теории о прочности, простоте эксплуатации и транспортировки этого копья. В состав находки вошли: листовидный наконечник, подток и центральная укрепляющая втулка. Диаметр древка данной находки составляет 3.2 см, а масса всей пики около 6.8 кг.
Составной ксистон из царского склепа в Вергине. Наконечник — 51 см, вток — 44 см, укрепляющая втулка — 15 см. Конец 4-го века до н. э.
Греческий воин с сариссой, реконструкция
Изображение греческих копейщиков в гробнице Агиос Афанасиос, конец 4-го века до н. э.
Расцвет боевого применения
Копья и пики использовали практически безостановочно во все времена, но наибольшую эффективность они показывали в древности и в эпоху рождения огнестрельного оружия. Огнестрел решил главную проблему копья, невысокую дальность стрельбы или невозможность достать противника на расстоянии.
С XVI века начинают формироваться объединенные построения, где вооруженные аркебузами и мушкетами воины прикрываются пикинерами. Вершиной такой тактики можно назвать терции, испанские полки объединенной копейной пехоты с мушкетерами и вооруженными клинковым оружием воинами.
Кавалерия так же активно использует данный вид оружия. Можно выделить легкие образцы и длинное рыцарское копье. Последние на несколько метров превышали по длине первые и служили для прорыва сквозь вражеский пехотный строй.
Первые, наибольшую известность получившие как казацкие копья, или по-другому пики, служили не только для уколов, но и для фехтования.
Сохранилось много упоминаний о том, как казаки били пиками конников и пехоту противника.
Это позволяло так же использовать пику многократно, в отличие от рыцарских копий, часто разламывавшихся в руках. Копье казака в отличие от тяжелых пик регулярной кавалерии было более легким и коротким.
Всего же от развития копья и пики произошли такие виды вооружения как:
- алебарда, пика с небольшим топориком и крюком для стаскивания всадника с лошади;
- длинное копье рыцаря – турнирная пика;
- протазан, копье с широким лезвием и крестовиной для удержания тела на острие;
- рогатина, с более коротким наконечником, нежели у протазана, предназначенная для охоты;
- трезубец и боевые вилы, копье с тремя или двумя наконечниками для возможности обезоружить противника.
Кроме того существовали и эрзац-копья, такие как прикрученные или иным образом закреплённые на длинном древке ножи.
Длинное копье, полученное таким образом, зачастую, использовали для вооружения отрядов ополчения.
Реконструкция
Копейщики имелись практически у всех народов в античную эпоху. Копьё станет отличным оружием для греков, римлян, кельтов, германцев. В римской реконструкции оно будет уместно для использования ауксилариями и гопломахами.
Наконечник копья с золотой инкрустацией, Германия, 1 век н.э.
Наконечник копья с инкрустацией, реконструкция
Наконечник копья с инкрустацией, реконструкция
Закат эпохи копий
С усовершенствованием огнестрельного оружия пики и копья сходят на нет. Изобретение сначала багинетов, а затем и штыков делает нецелесообразным вооружение значительной части бойцов пиками и копьями.
К началу XIX века это оружие остается у считанных родов войск европейских армий, улан и казаков.
У сержантов и офицеров кое-где продолжают оставаться алебарды или протазаны, признаваемые всеми анахронизмы, скорее декоративные детали, нежели боевое оружие.
Продержалась пика на вооружении еще столетие. В годы Первой мировой и последовавшей Гражданской войн пики уже считались анахронизмом и почти не применялись. На вооружении польской армии они просуществовали до 1939 года. Последнее боевое применение пик в конном строю мифологизировано.
Согласно источникам, польская кавалерия атаковала немецкие танки с пиками наперевес. Однако это не подтверждается, за исключением пары случаев, когда кавалеристы совали копья в смотровые щели рвущихся к Варшаве, танков вермахта. После этого данное оружие можно увидеть в руках реконструкторов и людей из киноиндустрии.
Копье в истории и культуре
Столь долгое употребление образца не могло не оставить след в культуре. Наиболее знаменитым и ценным копьем в Европе считается копье Лонгина, римского легионера, по легенде, смертельно ранившего Иисуса Христа.
Современные исторические фильмы все больше отдают дань важности этого вида оружия.
Множество кинокартин написаны на основе историко-художественной литературы, описывают как тактику, так и особенности использования копий и пик боях. Истории, связанные со спартанцами и македонцами, испанскими терциями и казачьими частями раскрывают важность этого оружия, его роль на полях битв минувших столетий.
Копья у кельтов
Есть множество подтверждений активного использования копий кельтами. Диодор пишет о наконечниках «в локоть длиной» и (примерно 45 см) и больше. Следует отметить, что во всех периодах Латенской культуры встречаются наконечники внушительного размера. Один огромный экземпляр, найденный в поселении Ла-Тен, достигает 65 см.
Наконечники копий и дротиков археологи особенно часто находили в воинских захоронениях. Также в Ла-Тен были обнаружены три полных набора копий, причём их по всей видимости использовании именно в качестве рукопашного оружия, а не как дротики (были найдены и наконечники, и подтоки, чья длина составляла 2.5 метра). Форма наконечников была разнообразной — тонкие, широкие, листообразные, с ребром и без него, а также с различными изгибами.
25-29 Наконечники копий. 30,31 — Втоки. 32 — наконечник дротика. 25, 26, 27, 29, 37, 39 — находки из Франции (Marne area, St Germain Museum). 28 — Северная Италия.
33-36 — наконечнки копий из La Tene, Neuchatel Museum. 38-46- наконечники из Алезии, центральная Франция (Marne area, St Germain Museum). 47 — дротик из южной Британии. 48,49 — Копья из Camelon, Шотландия.
Наконечник копья Метал. Железо с бронзой. Найден: Река Темза, Лондон, Англия. 1 век до н.э.
Источник: 8war.ru
Дротики и копья. Конструкция и материал. Как выбрать и особенности
Занятия спортом для кого-то являются лишь развлечением, а некоторые не представляют себе жизни без игр или легкой атлетики. Для занятий большинством видов спорта требуется инвентарь, например дротики и копья. Объединяет эти два вида снаряжения то, что они метаются при помощи мускульной силы, различаются лишь способы броска и хвата. Дротики держат пальцами, в броске задействованы плечо, предплечье и, крайне редко, запястье. Копья метают, можно сказать, всем телом.
История
Изначально дротики и копья использовались в бою и на охоте. Конечно, серьезного поражения дротик нанести не мог, но в бою его наконечник смазывали ядом, что позволяло убить жертву даже простым уколом.
Копья использовали для ближнего и дальнего боя. Они отличались длиной, материалами древка и наконечника. Кстати, короткие копья называют дротами, что также подтверждает сходство этих видов метательного оружия.
Дротики и копья позволяют поразить цель на расстоянии. Сейчас они используются в мирных целях, чаще всего в спорте. Некоторые и вовсе применяют это метательное оружие в развлекательных целях, соревнуясь с друзьями в точности и дальности бросков.
Дротики
Это – самый важный инвентарь, которым обзаводятся игроки в дартс. Многие занимаются метанием дротиков профессионально, тщательно подбирая наборы снаряжения. Некоторые сами собирают это метательное оружие в соответствии со стилем своей игры. Профессиональные игроки в дартс никогда не заимствуют инвентарь у других игроков, так как добиться максимального успеха, используя чужие дротики, невозможно.
Некоторые же приобретают наборы для игры в дартс с целью развлечения, устанавливая круг дома или в офисе. Метание дротиков в мишень позволяет снять психологическую нагрузку, дать выход агрессии. Кроме этого, это занятие улучшает координацию движений и внимательность.
Выбор дротиков для дартса очень важен, занимаетесь вы им профессионально или лишь время от времени. Каждый дартсмен обладает индивидуальными особенностями, определяющих стиль бросков. Правильно подобранный инвентарь идеально подходит под размер ладони, манеру метания и даже психологию дартсмена.
Так, тем, у кого во время игры потеют руки, следует выбирать дротики с шероховатой баррелью. А людям, любящим стремительную игру, следует выбирать натуральное оперение. Тогда полет оружия особенно быстр, но натуральные перья быстро изнашиваются.
Конструкция
Корпус – это основная часть дротика, определяющий баллистические характеристики.
Хвостовик и оперение – это заменяемые части дротиков, которые совместно обеспечивают аэродинамические свойства снаряжения. В зависимости от количества бросков эти составные части дротиков изнашиваются. Они продаются в широком ассортименте и изготавливаются из различных материалов. Комбинируя разные составные части можно собрать дротик, идеально подходящий конкретному игроку.
Материалы
Баррели изготавливаются из трех видов металла:
- Латунные – самые дешевые и ненадежные, к тому же, имеют небольшой вес. Они прекрасно подходят для начинающих игроков, чтобы отточить технику и силу бросков. В соревнованиях не используются из-за того, что быстро изнашиваются.
- Серебряно-никелевые дротики классом повыше. Такое оружие более прочное, стоит дороже, весит больше. Применяются в основном на тренировках или в дружеских соревнованиях.
- Вольфрамовые – самые качественные дротики. Этот материал обладает большой плотностью, что позволяет сделать корпус тоньше. Тонкая баррель обеспечивает хорошую группировку в области мишени, а потому с ними можно добиться максимального успеха.
Оперение и хвостовик стабилизируют полет дротика. Различают несколько видов оперения:
- Твердое, изготавливаемое из полиэстера. Оно самое прочное. Иногда на оперении делают рельефы, которые заставляют дротики вибрировать в полете. Аэродинамические характеристики оружия с твердым оперением хороши, но большой вес требует сильного броска, чтобы дротик попал точно в цель, а не ниже нее.
- Гибкое оперение весит меньше. Производят его из нескольких слоев пластика, которые соединяются с помощью специального клея. Это самый дешевый вариант. Такое оперение быстро изнашивается.
- Нейлоновое – оперение среднего класса. Оно мягкое, но прочное. Дротики с таким оперением практически никогда не ломаются.
- Производят дротики и с натуральным оперением, но они очень дорогие. В соревнованиях такие дротики применяются только профессиональными игроками, так как требуют тщательного подбора перьев и изготавливаются только на заказ. Самые дорогие по цене, зато имеют лучшие баллистические характеристики. Недостаток натурального оперения в том, что оно быстро изнашивается при интенсивной игре.
Дротики изготавливаются с тупыми или острыми наконечниками. Первые предназначены для электронных мишеней, а вторые – для сизалевых или пенопластовых. Впрочем, тупые дротики можно метать и в круг из сизали.
От веса дротика зависит стиль игры. Тяжелое снаряжение позволяет совершать более сильные броски, а легким выполняются техничные и спокойные.
От формы баррели зависят аэродинамические свойства оружия. Выбирать ее следует, исходя из собственных ощущений. Самой распространенной является «торпеда». У нее просто находить центр тяжести. Такое снаряжение подходит для оттачивания техники.
Существуют корпусы, сделанные в форме капли или баррели. Выбор – это дело вкуса.
Копья
Это оружие известно еще со времен первобытных людей. В наскальной живописи часто можно увидеть рисунки, как человек бросает в добычу длинную палку. С тех времен копья претерпели значительные изменения. Были выявлены наиболее оптимальные размеры, обеспечивающие лучшие силу или дальность полета. Сейчас это оружие применяется в основном в легкой атлетике.
Конструкция
Копье состоит из нескольких элементов:
- Древка – основной части оружия. Оно производится из однородного материала и не должно иметь царапин и выпуклостей, так как малейшее нарушение целостности и гладкости приводит к нарушениям аэродинамических свойств оружия.
- Наконечника – вершины древка.
- Обмотки, предназначенной для удержания копья. Ее размер не должен превышать диаметр самой толстой части древка более, чем на 8 мм. На обмотке не допускается наличие узелков или петель. Ее поверхность должна быть слегка шероховатой, чтобы копье не скользило в руке.
Характеристики
К копьям, применяемым на соревнованиях, предъявляются особые требования. Поперечное сечение должно иметь форму правильного круга. При этом, обмотка должна располагаться на самой толстой его части. Часть древка, находящаяся под обмоткой, может иметь цилиндрическую или коническую форму. В последнем случае разница между меньшим и большим сечениями не должна превышать четверти сантиметра.
Обмотка древка у «правильного» копья постепенно сужается к хвосту и наконечнику. Если от них провести линии до краев обмотки, то они могут быть прямыми или плавно изгибаться. Не допускается на копье наличия каких-либо подвижных деталей, которые могут нарушить аэродинамику оружия.
К соревновательным копьям предъявляются особые требования: длина копья для мужчин должна составлять 2,6 м, для женщин – 2,3 м. Вес оружия для мужчин – 0,8 кг, для женщин – 0,6 кг. Все остальные снаряды к участию в соревнованиях не допускаются.
Материалы изготовления
Древко может быть изготовлено из:
- Углепластика (карбона). Этот материал отличается высокой прочностью, гибкостью и небольшим весом. Такие копья используются на соревнованиях и для тренировок. Это профессиональное снаряжение, отличающееся высокой стоимостью.
- Стали. Прочные и надежные копья. Весят больше, чем карбоновые, но стоят меньше. Не отличаются хорошей гибкостью. Также применяются на соревнованиях и тренировках.
- Алюминия. Это самые дешевые копья, которые подходят для тренировок начинающих метателей копий.
Наконечники копья могут быть изготовлены из стали или резины. Последние представляют собой закругленную на конце накладку. Такие копья используются в подготовке начинающих спортсменов для отработки движений и техники броска. Также используются в школах. Стальные наконечники применяются в соревнованиях.
Основное требование, которое предъявляется к наконечнику – острота.
По назначению копья делятся на тренировочные и соревновательные. Первые более легкие, имеют резиновый наконечник. Понятно, что для тренировок лучше выбирать недорогое снаряжение, так как в процессе отработки техники оружие может сломаться. Соревновательные копья должны иметь хорошие баллистические и аэродинамические характеристики. Чаще всего используются углепластиковые копья со стальным наконечником.
Как выбрать дротики и копья
Выбирать снаряжение необходимо, в зависимости от стиля метания. При этом, внешний вид не всегда является гарантией качества. Так, чересчур пышное оперение дротиков может нарушить его полетные характеристики, а блестящее и гладкое копье с шелковистой обмоткой будет выскальзывать из руки.
Если вы только встали на путь метания оружия, следует выбирать недорогое снаряжение. Подобрать для себя дротики и копья можно только методом проб и ошибок. В процессе метания снаряжение может поломаться, а слишком дорогой инвентарь существенно ударит по вашему кошельку.
Занятия спортом, а частности, метанием копья, дротика и т.п. не только поддержат вашу физическую форму, но и доставят ни с чем не сравнимое удовольствие при получении хороших результатов или победы.
Похожие темы:
- Спортивные метательные ножи. Виды и особенности. Устройство
- Спортивное оружие. Виды и применение. Особенности
Источник: dlia-sporta.ru
Копье
Копье – один из самых древних видов древкового холодного оружия. Строение копья довольно простое – длинное древко (длина около 3 м) и металлический наконечник с острием (не более 50 см). В свое время копья делились на 2 большие группы: метательные и тяжелые, для боев на ближних расстояниях.
Составляющие части копья
Основную часть копья становит длинная деревянная рукоять (древко). К ней крепится металлический наконечник, который представляет собой клинок с тулей (куда вставляется ратовище) и шейкой. Также для копья могли делать оковку на конце древка, в тех случаях, если копьем упирали в землю. Чтобы наконечник прикрепить к древку, в тулее делали отверстия, куда вбивали гвозди. Стоит отметить, что «навершие» копья имело разнообразные формы в зависимости от времени и страны изготовления, а также от цели, для которой оно предназначалось.
Немного истории
Первое копье появилось еще до нашей эры, и изобрели его первобытные люди. Оно представляло собой деревянную палку длиной в рост человека с заточенным концом. Острие, как правило, обжигали для твердости. Чуть позже к древку приделали наконечник в виде заточенного камня. Данное оружие широко использовалось для охоты на диких зверей и для самообороны.
Как не странно, разновидности и подобия копья использовались всеми народами мира.
Разделение копья на 2 вида (метательное и рукопашное) произошло не сразу. Поначалу люди использовали его двояко: при необходимости могли применять как метательное оружие, а в тех ситуациях, где нужно сражаться на ближней дистанции – использовали как колющее холодное оружие. Чуть позже люди поняли, что метнув копье, воин остается безоружным.
Тогда оружие стали привязывать на длинный ремень, чтобы бросив копье, можно было вернуть его обратно. Либо носили с собой два копья – одно для метания, а другое для рукопашных сражений. Со временем метательное копье приобрело еще одно существенное отличие от боевого – баланс. Чтобы метать копье было удобно и эффективно, оно имело центр тяжести, смещенный к наконечнику. Так как длина такого оружия составляла не более 2 м, оно было не пригодным в качестве боевого копья, из-за того что не превышало линию щитов солдат.
При переходе к оседлости, появилась еще одна группа – загонные копья. Они были намного толще обычных, и представляли собой заостренный кол. Рогатину (так еще называли) применяли в основном для отражения нападения зверя.
Разновидности
Как писалось выше, разнообразию наконечников копья может позавидовать любое другое холодное оружие. Самыми распространенными формами являлись:
- Жалообразная;
- Листообразная;
- Ромбовидная;
- Кинжаловидная;
- Волнообразная;
- В виде рога;
- Лавролистная.
Самой простой и распространенной формой является жалообразная. Таким наконечником можно было эффективно наносить глубокие раны. Данное оружие широко применялось пехотой против кавалерии. К жалообразному клинку еще крепили кисточку с конских волос – султан. Его предназначение заключалось не только в эстетике.
Султан впитывал кровь противника, тем самым не давая ей распространиться по всему древку. В противном случае рукоять начинала скользить, и воин не мог оружием нанести эффективный удар.
Листообразная форма наконечника напоминала равнобедренный треугольник, только с плавными переходами: внизу клинок был расширен, а ближе к острию – заужен. Такое копье наносило серьезные повреждения, так как достаточно широкий наконечник проникал не только глубоко, но и делал широкие раны. Из-за этого противник истекал кровью и умирал. В тоже время листообразный наконечник был абсолютно непригоден для пробивания брони и доспех.
Продолжением треугольного наконечника является ромбовидное навершие, которое появилось за счет его расширения. Данный вид копья довольно часто использовался на охоте, а также в сражениях пехоты против кавалеристов и наоборот. Всадники на скаку за счет скорости могли легко сбивать пеших воинов. Пехотинцы упирали конец древка в землю, а острие направляли на кавалериста таким образом, чтобы тот наткнулся на острие оружия. Разумеется, что ратовище делали специально утолщенным и прочным.
Кинжаловидная форма наконечника появилась в противовес ромбовидной. Данный вид копья наиболее подходил кавалеристам, которые могли им на дальней дистанции сражаться, словно мечом. Такое острие наносило тяжелые повреждения или же убивало. Кроме этого, данный вид копья открыл новые возможности и техники использования древкового оружия.
Если раньше им можно было делать лишь прямые «уколы», то теперь форма клинка позволяла сражаться круговыми, вращательными и другими приемами. Кинжаловидные копья зачастую имели предохранители между древком и наконечником для того, чтобы лезвие не застревало в теле раненого.
Волнообразный клинок произошел от кинжалоподобного наконечника. Тем ни менее он имел свои особенности и преимущества. Например, данный клинок обходил твердые поверхности, попадая прямо в цель – тело. То есть, когда острие натыкалось на пуговицу или же бляху, то оно не шло дальше, а будто обходило мимо, ранив жертву. В то же время недостатком был тот факт, что зазубренные и волнистые формы не могли глубоко проникать в тело, а если и делали это, то застревали там.
В Средневековье был популярен клинок древкового оружия в виде рога. Такая форма делала наконечник широким и массивным, поэтому чтобы уравновесить копье, другой конец древка делали более утяжеленным. «Рогатым» копьем часто атаковали именно всадники.
Обтекаемые и плавные линии лезвия дали начало лавролистным клинкам копья. Благодаря данной форме на Руси появилось такое мощное оружие как Рогатина.
В заключении
Популярность копья во времена Средневековой Европы неимоверно росла, так как в это время в боях главную роль на себя брала кавалерия, против которой простое оружие длинной не более 1 м было бесполезным. Кроме того, данное оружие давало массу преимуществ в стычках на дальних дистанциях, а также в тех случаях, где нужно было пробить броню. Кроме боевой функции копье исполняло роль символа мужества и доблести знатных воинов. Так, к примеру, князя часто изображали движущимся впереди своей армии с направленным на врага копьем.
Источник: www.citytyumen.ru
Рыцарский турнир (1): турнирное копье
Главным оружием рыцаря был не меч, а копье. Именно копьем наносили первый удар в бою, «копьем» называли боевую свиту рыцаря, его отряд. Посему именно копье было главным оружием во время рыцарского турнира.
Оно, как и рыцарский доспех, прошло немалый путь эволюции. Первоначальный его вид, вид простого шеста с острым наконечником, изменился до сложной, иногда пустотелой, конструкции, снабженной защитой для руки.
О нем-то мы сегодня и поговорим, открывая новый цикл «Рыцарский турнир». Это не значит, что мы закрываем сериал « История меча ». Напротив. Мы будем продолжать их и дальше, параллельно с сериалом « Рыцарский турнир ».
Значение именно копья в сражениях было крайне велико, ведь первый удар в бою рыцарь наносил обычно именно копьем. Соответственно, это условие перенеслось и на турниры.
Интересно, что в Англии и во Франции в 12-15 веках турнир иногда прямо так и называли — «хейстильюд», то есть «игра с копьем». Но это относилось только к тем схваткам, где оружием служило именно копье.
Такие схватки проходили как верхом, так и в пешем порядке. Однако нам придется сузить тему, иначе эта статья может обернуться толстой книгой. Чтобы этого не случилось, ограничимся теми копьями, которыми рыцари сражались верхом.
ТТХ турнирного копья
Только в 13 веке на турнирах стали применять особое, «гуманизированное» копье, в связи с чем оно стало делиться на копье войны и на копье мира. Разница между ними была в форме наконечника.
У копья войны он был острым, что позволяло участникам поединка сполна хлебнуть острых ощущений. У копья мира – особой формы, в виде короны с 3-4 зубчиками, за что и назывался коронель.
Его преимущество было в распределении силы удара на всю его площадь. Таким образом турниры становились все более безопасными для их участников, хотя смерть по-прежнему оставалась их попутчицей.
За всю историю рыцарских турниров копье претерпит множество специальных изменений, и когда сами турниры превратятся в спортивное состязание, станет отличным спортивным снарядом. К этому времени копье будет сложным, делавшимся из нескольких частей, собиравшихся на клею.
Как видим, оно так же далеко от «палки с наконечником», как мотоцикл от самоката.
О том, из каких частей оно состояло, сейчас и расскажу.
Древко
Толщина копья, а вернее, толщина его древка в разные века была разной. Для XII—XIII веков нормальным считалось достаточно легкое копье, диаметром не более 6,5 сантиметров в самом широком месте. Для сравнения — черенок всем привычной лопаты имеет диаметр 4 сантиметра.
В хрониках можно найти много упоминаний о турнирах, в которых участвовал поэт, политик и рыцарь Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1275). Так вот, во время турнира каждый из его оруженосцев держал запасные копья своего господина — причем в связках по три штуки. А значит, даже такие толстые древки рыцари умудрялись ломать друг об друга с завидным постоянством.
Слева — Ульрих фон Лихтенштейн на миниатюре Манесского кодекса (XIV век), справа — деталь гобелена «Manius Curius Dentatus Refusing the Gifts of the Samnites» (XVI век), на которой хорошо видны связанные воедино копья.
Но шло время и копья развивались. К 15-му веку их диаметр «играл» уже от 5 до 15 см, чаще всего составляя 9—10 см. Длина копья была от 3 до 3,7 метров.
Древко изготавливали из мягких пород дерева (ясень, осина), обычно округлым в сечении. Некоторые турнирные копья были рифлеными, а иногда даже полыми, чтобы они легче ломались.
Сверху их, как правило, причудливо раскрашивали в гербовые цвета владельца. Интересно, что в зависимости от вида турнирных состязаний использовались копья, имевшие разную толщину и длину, а так же разные наконечники.
Защита руки
На турнирных копьях развитого Средневековья рукоять специально выделялась.
От остальной части древка ее отделяли ограничительными валиками с обеих сторон.
Для защиты руки впереди рукояти помещали особую гарду воронкообразной формы. Ее называли нодус или вамплейт. Изнутри она снабжалась крюком, который облегчал управление копьем, а так же подбивалась войлоком.
Вот перед нами один из примеров копья с нодусом. Оно датируется 16 веком, и достигает в длину 4,25 метра. Нодус имеет форму усеченного конуса с гофрированными краями, в диаметре не превышает 31 сантиметра.
Размер нодуса зависел от типа поединков. Для одних он был диаметром около 15—16 см, а для других уже прикрывал всю правую руку рыцаря, от запястья до плеча.
Впрочем, наличие нодуса не было обязательным условием турнирного копья. Некоторые экземпляры вполне обходились передним ограничительным валиком рукояти, причем в этом случае он делался гораздо больше заднего.
Понятно, что такую махину требовалось еще и удерживать в руке – причем не только гарцуя перед дамами, но и в тот момент, когда рыцарь выбивал соперника из седла. Для этого шли на особые хитрости.
Крюк для копья
Позади рукояти располагалось тяжелое металлическое кольцо (граппа), которое упиралось в стальной копейный крюк на правой стороне кирасы, не позволяя копью соскальзывать и распределяя силу отдачи на весь нагрудник.
В XV веке копейный крюк стал обязательным элементом турнирной рыцарской брони, хотя говорят, что возник он около 1325 года. Изначально его подбивали войлоком, но со временем на копейный крюк стали делать накладки из дерева или свинца. Соответственно, граппа приобрела небольшие притуплённые шипы, легко входившие в накладки, что обеспечивало еще более надежное сцепление копья и рыцаря.
Турнирный оптимал
Только с 14 века начал выделяться особый турнирный доспех. Поначалу эта тенденция не слишком бросалась в глаза, укрепляли те доспехи, которые были в ходу.
Если присмотреться к топфхельму – ведрообразному шлему дворянского рода Пранкхов (сер. XIV века), то можно увидеть что левая сторона шлема защищена крепче, смотровая щель более узкая, а сам шлем изнутри снабжен войлочной прокладкой.
Через полвека или около того, на первый план уже окончательно вышла забота о безопасности рыцаря в условиях турниров. К XV веку в средневековом обществе турниры воспринимались уже как фестивали, а сшибки — как спорт.
Отсюда — разделение доспехов на боевые, в которых можно бегать, прыгать, скакать и лезть на стены, и на турнирные. Которые в реальном бою не практичны, но в турнирном — то, что доктор прописал. И поскольку, по-немецки, «колоть» — stechen, то поединки на копьях называли «гештех» (gestech), а доспех, для участия в них, получил название штехцойг (нем. stechzeug). Вот он:
За то время, пока штехцойг использовался, он претерпевал изменения. При этом в разных странах сражались немного по-своему, поэтому вносили корректировки и в защиту. Самые большие различия — о них мы обязательно поговорим в специальной статье, были у немецкого и итальянского штехцойга. В отношении турнирного копья разница была невелика и заключалась в следующем.
Немцы фиксировал копье с помощью мощного турнирного крюка, о котором я уже рассказывал. Итальянцы, в свою очередь, использовали в сшибках более легкие копья и для их поддержки хватало кожаного стакана, обтянутого материей. Его приклепывали справа на кирасе, в районе пояса, и перед началом сшибки в него вставляли копье.
К началу XV века в Германии появился новый вид конного поединка на копьях, который вскоре стал очень популярен. Он назывался реннен, что в дословном переводе означает просто «скачки».
За столь безобидным названием скрывалось азартное состязание, в котором рыцари повторяли свои сшибки до тех пор, пока один из них не оказывался выбит из седла. Своего рода марафон, в котором побеждал только самый выносливый.
Копье, которое применялось при конной атаке в реннене, обычно было легче того, которое использовали в прежних вариантах сшибки. Оно делалось из мягких пород дерева, достигало 4 метров в длину, и при диаметре 7 см весило около 14 кг.
При этом наконечник его был острым, а значит, адреналина участникам реннена хватало.
Поэтому реннен породил новую, более подходящую для него броню. Свою форму она во многом взяла у готического доспеха XV века и называлась реннцойг — доспех для участия в реннене.
Доспехи реннцойг из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Оба были изготовлены в 1580–90 годах в Германии, возможно в Дрездене. Вес того, который слева — 41,5 кг., того, который справа — 29, 5 кг.
Подобно танковой башне
Изначально копье на турнире держали только рукой, иногда прижимая его к бедру. Но в XII веке ставку на удар копьем с коня, сам по себе, страшный — повысили. Главной задачей стал таранный удар копьем, когда воедино соединялись скорость и масса коня.
Поэтому копье стали зажимать под мышкой, так что всадник превращался в подобие танковой башни. Его задача была точно прицелиться и удержать копье в момент удара.
Такой способ удержания копья уже можно наблюдать у некоторых рыцарей, изображенных на знаменитом ковре из Байё (1077—1085 гг.). Но тогда это было скорее исключением, чем правилом.
В следующем столетии иногда смешивали оба варианта удержания копья, хотя нечасто. Так, во время поединка в Тарвисе (XIII век) в схватке сошлись рыцари Рейнпрехт фон Мурек и уже знакомый нам Ульрих фон Лихтенштейн. Один взял копье под мышку — самый распространенный прием, другой приложил копье низко к бедру.
Но не зависимо от того, как держали рыцари свои копья, самым красивым считался бой, в котором оба участника ломали их, не выпав при этом из седел.
А теперь давайте посмотрим, как это все выглядело в реальности.
В видеоролике, который я хочу вам показать, съемка ведется с нескольких камер, две из которых установлены непосредственно на копье. Одна снимает назад, и показывает нам рыцаря в тот момент, когда он наносит удар по сопернику. Вторая — снимает собственно этот удар и его последствия.
Словом, для вас открыта уникальная возможность, не отходя от компьютера, оказаться в седле и увидеть мир глазами рыцаря. А вернее, его копья.
Язык копья
Не будем забывать, что эпоха рыцарства – это эпоха церемоний, высоких слов и ярких поступков.Например, Ульрих фон Лихтенштейн во время своих поединков требовал, чтобы побежденные им рыцарей кланялись в честь дам на все четыре стороны света. Рыцарь же, сломавший копье об Ульриха фон Лихтенштейна, получал золотое кольцо, чтобы вручить его своей даме.
Сам турнир – это настоящий кладезь для тех ученых, которые исследуют язык символов. Понятно, что копье так же не обошла участь быть, помимо оружия, частью средневековой символики. Согласно геральдическим правилам, копье на гербе символизировало рыцарское служение и благочестие.
Именно благочестие заставляло рыцаря, который выбивал противника из седла, немедленно бросить свое копье, остановиться и поднять вверх правую руку.
Кроме того, копье было важным атрибутом почетного рыцаря — совершено особой и необходимой фигуры на турнире. Персону его выбирали дамы, при этом почетный рыцарь не сражался. Его ждала особая роль.
Во-первых, весь рыцарский турнир он должен был находиться на ристалище — в доспехах и верхом на коне. При этом шлем его находился далеко — на трибуне для дам, где его торжественно держали на обломке копья.
А во-вторых, почетный рыцарь находился на ристалище с другим копьем, на конце которого была закреплена длинная белая вуаль. Она называлась «покрывало благорасположения», потому что касанием ее почетный рыцарь имел полное право остановить бой в любой момент на свое усмотрение.
Так что турнирное копье было для рыцаря особым оружием. Им дорожили, его воспевали, но главное — им добывали победы, подчас нелегкие. Именно благодаря этим победам, а значит, благодаря турнирному копью, в Средние века зажигались звезды первой величины, имена которых известны уже много веков.
Ну и под конец еще одно видео по теме:
Литература
Э. Окшотт «Рыцарь и его доспехи. Латное облачение и вооружение»
К. Носов «Рыцарские турниры»
Фото
Дмитрий Якушев, THoog, Dominotic, Paul Drummond, Jeff Kubina, Kotomi, Nick_cw1861, Simoneguidi50
Источник: proshloe.com